Научная статья на тему 'РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ КОНВЕНЦИИ О ТРУДЕ В РЫБОЛОВНОМ СЕКТОРЕ'

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ КОНВЕНЦИИ О ТРУДЕ В РЫБОЛОВНОМ СЕКТОРЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
69
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Труды ВНИРО
ВАК
AGRIS
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бекяшев Дамир Камильевич

В статье исследуются ключевые положения Конвенции МОТ № 188 о труде в рыболовном сек- торе 2007 г. Проводится сравнительно-правовой анализ положений Конвенции и действующего российского законодательства с выработкой рекомендаций по совершенствованию законодательст- ва, а также анализ возможности и целесообразности ратификации Российской Федерацией указан- ной Конвенции. При этом выделены те положения российского законодательства, которые потре- буют изменений и дополнений в связи с принятием Конвенции.В частности, с позиций сравнительного правоведения исследованы следующие положения Конвенции: понятийный аппарат; сфера применения; ответственность владельцев рыболовных су- дов, капитанов и рыбаков; медицинский осмотр; укомплектование судов экипажами и продолжи- тельность периодов отпуска; судовая роль; трудовой договор рыбака; репатриация; найм и трудоус- тройство рыбаков; оплата труда рыбаков; помещения для экипажа и довольствие; медицинское об- служивание, охрана здоровья, безопасность, гигиена труда, предупреждение несчастных случаев; применение и обеспечение соблюдения Конвенции.Кроме этого, в статье анализируются возможность и целесообразность ратификации Россий- ской Федерацией Конвенции о труде в рыболовном секторе. Особое внимание уделяется процеду- рам и стадиям подготовки ратификационного процесса Конвенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ КОНВЕНЦИИ О ТРУДЕ В РЫБОЛОВНОМ СЕКТОРЕ»

УДК 341.24: 639.2

Рекомендации по совершенствованию российского законодательства в связи с принятием Конвенции о труде в рыболовном секторе

Д.К. Бекяшев (МГИМО (У) МИД России)

Recommendation on improving of Russian legislation in view of adoption of the Work in Fishing Convention

D.K. Bekyashev (MGIMO (University) MFA of the Russian Federation)

14 июня 2007 г. на 96-й сессии Международной конференции труда (МКТ) — главного органа Международной организации труда (МОТ) — была одобрена Конвенция о труде в рыболовном секторе, получившая порядковый номер 188 в реестре Конвенций МОТ.

Конвенция № 188 вступит с силу через 12 месяцев после того, как его ратифицируют 10 стран (в том числе восемь прибрежных государств) из числа членов МОТ. По состоянию на 1 мая 2010 г. Конвенцию ратифицировало только одно государство (Босния и Герцеговина). Несмотря на это, МОТ рассчитывает, что данный международно-правовой акт вступит в силу в течение ближайших четырех-пяти лет. Вступление Конвенции в силу обяжет государство, ратифицировавшее ее, обеспечить на судах, плавающих под флагом этого государства, все требования, заложенные в документе.

Не исключено, что если Россия задержится с ратификацией Конвенции, наши суда после вступления Конвенции в силу будут подвергаться тщательным инспекциям со стороны портовых властей любого государства, ее ратифицировавшего. Как показывает опыт последних лет, инспекторы в абсолютном большинстве случаев, проверяя состояние трудовых и социальных вопросов, умудряются обнаружить и технические недостатки, что приводит к длительным задержкам судов в иностранных портах.

В связи с этим Российской Федерации необходимо принять ряд неотложных мер в целях подготовки к вступлению данного международно-правового акта в силу, и, прежде всего, рассмотреть вопрос о его ратификации. В частности, необходимо усовершенствовать законодательство России, касающееся регулирования труда на судах рыбопромыслового флота и привести его в соответствие с требованиями Конвенции.

Представляется целесообразным выполнить сравнительно-правовой анализ положений Конвенции о труде в рыболовном секторе и действующего российского законодательства с выработкой рекомендаций по совершенствованию отечественного законодательства, а также анализ возможности и целесообразности ратификации Российской Федерацией указанной Конвенции. При этом с учетом важности вопроса, в данной статье будут отмечены только те положения российского законодательства, которые требуют изменений и дополнений в связи с принятием Конвенции.

Сравнительно-правовой анализ положений Конвенции о труде в рыболовном секторе и действующего российского законодательства

Понятийный аппарат Конвенции и российское законодательство

Согласно статьи 1 Конвенции термин «промысловое рыболовство» означает все виды добычи рыбы, включая добычу рыбы в бассейнах рек, озерах или каналах,

за исключением рыболовства для личного потребления, а также любительского и спортивного рыболовства.

В России в ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» 2004 г. промысловое рыболовство определено как предпринимательская деятельность по добыче (вылову) водных биологических ресурсов с использованием специальных средств по приемке, переработке, перегрузке, транспортировке и хранению уловов и продуктов переработку водных биологических ресурсов.

Таким образом, конвенционный термин несколько отличается от того, что установлен в Федеральном законе. Прежде всего, отличия заключаются в объекте добычи: в Конвенции говорится «добыча рыбы», а в ФЗ «добыча (вылов) водных биологических ресурсов». Очевидно, что российский законодатель предусмотрел более широкий перечень объектов, чем разработчики Конвенции.

Однако с точки зрения ратификации Конвенции данные различия несущественны и не требуют изменения в российского законодательства.

В понятийном аппарате Конвенции № 188 приводится определение «компетентный орган власти». Он означает министра, правительственное ведомство или иной орган власти, уполномоченный издавать нормативные правовые акты, приказы или иные инструкции, имеющие обязательную силу в отношении предмета соответствующих положений, и обеспечивать их соблюдение.

Согласно данному международно-правовому акту каждое государство-участник Конвенции № 188 обязано назначить такой компетентный орган или органы. В России полномочия, касающиеся определения такого органа, находятся в компетенции Правительства. В данном случае возникает вопрос: какой из федеральных органов исполнительной власти должен быть таковым по смыслу Конвенции?

Законодательного ответа на него сейчас нет, поскольку таковым может быть как Федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства (в настоящий момент Федеральное агентство по рыболовству), так и Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Однако, учитывая особенности труда рыбаков и их отраслевую принадлежность, логично и справедливо, что именно Федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства должен быть как раз тем самым «компетентным органом власти», который обозначен в Конвенции № 188.

Термин «консультация» в Конвенции означает консультацию, которую компетентный орган проводит с представительными организациями соответствующих работодателей и работников и, в частности, с представительными органами владельцев рыболовных судов и рыбаков, если таковые существуют, относительно мер, которые необходимо принять для осуществления положений Конвенции или других методов ее гибкого применения.

Стоит отметить, что консультациям в Конвенции уделяется чрезвычайно большое значение. Многие вопросы даются на откуп именно договоренностям компетентного органа государства с организациями работодателей и работников. Следовательно, Конвенция во многом передает регулирование отношений, связанных с трудом в рыболовном секторе самому государству.

В России это можно было бы сделать в рамках предварительных переговоров при разработке и дальнейшего подписания отраслевых соглашений в отрасли рыболовства.

В понятийном аппарате Конвенции № 188 используется термин «рыболовное судно» или «судно», которое означает все суда или катера любого типа, независимо от формы собственности, используемые или которые планируется использовать в целях промыслового рыболовства.

В КТМ РФ под судами рыбопромыслового флота понимаются обслуживающие рыболовный комплекс суда, используемые для промысла водных биологических ресурсов, а также приемотранспортные, вспомогательные суда и суда специального назначения.

Таким образом, определение, данное в российском законодательстве, по своему охвату шире, чем конвенционное. Полагаем, что внесение изменений в связи

с принятием Конвенции в законодательство РФ не требуется. В тоже время определенные трудности по соблюдению положений Конвенции такое разночтение может создать. Например, в отношении рыботранспортных судов. По смыслу Конвенции такие суда не являются рыболовными, а, следовательно, на них не распространяются положения этого международно-правового акта. В России же они являются судами рыбопромыслового флота, и на них должны соблюдаться нормы, регулирующие труд рыбаков.

Сфера применения Конвенции и российское законодательство

Согласно ст. 2 Конвенции, если не предусматривается иное, она применяется ко всем рыбакам и всем рыболовным судам, занятым промысловым рыболовством.

В случае возникновения сомнений относительно того, действительно ли судно занимается промышленным рыболовством, этот вопрос решается компетентным органом после проведения консультаций. Любое государство-член может полностью или частично распространять защиту, предусмотренную в настоящей Конвенции в отношении рыбаков, работающих на судах длиной 24 метра и более, на рыбаков, занятых на более мелких судах.

Конвенция предоставляет возможность государству в лице своего компетентного органа самостоятельно определять: а) занимается ли то или иное судно промышленным рыболовством; б) распространять ли положения Конвенции на рыбаков, занятых на мелких судах, длиной менее 24 метра.

Учитывая это, следует отметить, что ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» 2004 г. определяет «промышленное рыболовство» как предпринимательскую деятельность по добыче (вылову) водных биологических ресурсов с использованием специальных средств по приемке, переработке, перегрузке, транспортировке и хранению уловов и продуктов переработки водных биоресурсов.

Это означает, что в России при определении сферы применения Конвенции № 188, отвечая на вопрос о том, занимается ли судно промышленным рыболовством, следует руководствоваться нормами ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

Положения об ответственности владельцев рыболовных судов, капитанов и рыбаков

Конвенция № 188 в ст. 8 содержит положения об ответственности владельцев рыболовных судов, капитанов и рыбаков. Так, владелец рыболовного судна несет общую ответственность за обеспечение того, чтобы капитан получал необходимые средства и возможности для целей соблюдения обязательств, вытекающих из настоящей Конвенции.

Капитан несет ответственность за безопасность рыбаков на борту судна и за безопасную эксплуатацию судна, включая следующие вопросы, но не ограничиваясь ими:

a) осуществление контроля таким образом, чтобы обеспечивать в максимально возможной мере выполнение рыбаками своих производственных обязанностей в наиболее благоприятных условиях безопасности и гигиены труда;

b) управление рыбаками таким образом, чтобы обеспечивалось соблюдение норм безопасности и гигиены труда, в том числе касающихся предупреждения усталости;

c) содействие обучению и повышению знаний норм техники безопасности и гигиены труда на борту судна;

d) обеспечение соблюдения норм безопасности мореплавания, принципов несения вахты и связанных с этим требований передовой морской практики.

Капитан волен принимать решения, не испытывая ограничений со стороны владельца рыболовного судна, которые, по профессиональной оценке капитана, необходимы для обеспечения безопасности судна и его безопасного плавания, безопасной эксплуатации или безопасности рыбаков на борту судна.

Согласно документу рыбаки подчиняются правомерным приказам капитана и соблюдают применяемые меры, касающиеся безопасности и гигиены труда.

Однако в Конвенции не указывается, какая именно ответственность должна иметь место в отношении владельцев рыболовных судов, капитанов и рыбаков: административная, дисциплинарная или материальная?

Кроме того, не ясно, в соответствии с нормами какого государства будет налагаться ответственность? Логично предположить, что ответственность должна накладываться в соответствии с нормами законодательства государства, под чьим флагом плавает судно. В тоже время при регулировании трудовых отношений на судне международное право не запрещает судовладельцам и работникам в качестве применимого права определять право другого государства. Иными словами, если, например, судно плавает под флагом иностранного государства, судовладельцем является юридическое лицо этого государства, в котором собственники — российские граждане, а рыбаки — граждане России, то они могут регулировать свои трудовые отношения на судне российским законодательством. Это позволяет сделать и КТМ РФ. Согласно п. 4 ст. 8 Конвенции № 188 рыбаки подчиняются правомерным приказам капитана и соблюдают применяемые меры, касающиеся безопасности и гигиены труда1.

С учетом этого, полагаем, что необходимо предусмотреть возможность пересмотра Устава о дисциплине работников рыбопромыслового флота РФ 2000 г. и Устава службы на судах рыбопромыслового флота РФ 1995 г.

Положения о медицинском осмотре

В соответствии со ст. 11 Конвенции № 188 государство-участник обязано принять законодательство, касающееся характера, формы, содержания, порядка выдачи медицинских свидетельств, периодичности медицинских осмотров.

В Российской Федерации для допуска к работе в качестве члена судового экипажа законодательство предусматривает требования к состоянию здоровья для лиц, допускаемых к работе на морском судне. Статья 55 КТМ РФ закрепляет, что к работе на судне допускаются лица, имеющие свидетельства, удостоверяющие их годность к такой работе по состоянию здоровья.

Сказанное выше означает, что до ратификации Конвенции № 188, либо после (в течение 12 месяцев) в России необходимо будет разработать нормативный правовой акт, которым мог бы быть проект Приказа Федерального агентства по рыболовству об утверждении Положения о порядке медицинского осмотра членов экипажей судов рыбопромыслового флота РФ, где следует отразить все перечисленные в ст. 11 Конвенции положения.

Положения об укомплектовании судов экипажами и продолжительности периодов отпуска

В соответствии со ст. 13 Конвенции каждое государство-член принимает законодательство, нормативные правовые акты или иные меры, в соответствии с которыми владельцы рыболовных судов, плавающих под его флагом, обеспечивают, чтобы: а) их суда были укомплектованы экипажами достаточной численности для обеспечения безопасного плавания и безопасной эксплуатации судна под руководством компетентного капитана; Ь) рыбакам регулярно предоставлялись периоды отдыха достаточной продолжительности для обеспечения безопасных и здоровых условий.

В России нормативным актом, регулирующим данный вопрос в рыболовной отрасли, является приказ Росрыболовства от 21 сентября 2009 г. № 836 «О минимальном составе экипажа судна рыбопромыслового флота Российской Федерации». В этом нормативно-правовом акте учитываются разновидности судов рыбопромыслового флота, и на основании этого обозначаются должности, не-

1 Бекяшев Д.К. 2008. Конвенция МОТ о труде в рыболовном секторе. Постатейный комментарий.— М.: Издательство ВНИРО. С. 31.

обходимые для эксплуатации судна с указанием требуемого количества специалистов. При присоединении к Конвенции следует четко определить, соответствует ли Приказ Росрыболовства № 836 требованиям Конвенции в части достаточной укомплектованности судов. Если нет, то следует либо внести в него изменения в соответствии с требованиями данного международно-правового акта либо издать новый приказ.

Статья 13 Конвенции предусматривает также, что рыбакам должны предоставляться периоды отдыха достаточной продолжительности для обеспечения безопасных и здоровых условий.

Вопросы рабочего времени и времени отдыха на рыболовных судах в РФ регулируются Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников рыбохозяйственного комплекса, имеющих особый характер, утвержденном Приказом Госкомрыболовства России 8 августа 2003 г. № 271.

Согласно Положению плавающий состав судов рыбопромыслового флота пользуются правом на ежедневный отдых, включая время для отдыха и приема пищи; еженедельный отдых; отдых в праздничные дни; ежегодный отпуск и дополнительные отпуска. Очевидно, что на рыболовном судне невозможно предоставлять все те виды отдыха, которые предусматриваются Трудовым кодексом РФ (т.е. ежедневный отдых, включая время для отдыха и приема пищи; еженедельный отдых; отдых в праздничные дни; ежегодный отпуск и дополнительные отпуска).

С учетом предусмотренной ТК РФ возможностью, необходимо продумать целесообразность внесения изменений в Положение 2003 г. в части времени отдыха, отражающую специфику работы рыбаков.

Кроме того, Положение 2003 г. также указывает, что предельно допустимые сроки пребывания экипажей рыбопромысловых судов во всех районах Мирового океана рекомендуется не превышать: 110 суток для малых судов, 135 суток — для средних судов, 150 суток — для больших судов и 165 суток — для крупных судов. Однако данная норма не является императивной (обязывающей), а является рекомендательной. Исходя из общей гуманной направленности Конвенции, возможно, следует придать данной норме императивный характер посредством внесения изменений в Положение 2003 г.

Положения о судовой роли

В соответствии со ст. 15 Конвенции на каждом судне имеется судовая роль, копия которой предоставляется соответствующим уполномоченным лицам, находящимся на берегу, до отправления судна в плавание или передается на берег сразу же после отхода судна в плавание. Компетентный орган устанавливает, кому конкретно и когда передается такая информация и для какой цели или целей.

В России действует приказ Госкомрыболовства России «Об утверждении правил ведения судовой роли на судах рыбопромыслового флота РФ» от 3 марта 2004 г. № 112. В Правилах установлено, когда и при каких обстоятельствах требуется предъявление этого документа. Полагаем, что данные правила в полной мере отвечают требованиям Конвенции и вносить изменения и дополнения в них не требуется.

Положения о трудовом договоре рыбака

В соответствии со ст. 16 Конвенции каждое государство-член принимает законодательство, нормативные правовые акты или иные меры:

a) требующие, чтобы рыбаки, занятые на судах, плавающих под его флагом, пользовались защитой трудового договора рыбака, который соответствовал бы положениям настоящей Конвенции и был понятен им;

b) уточняющие минимальные требования, включаемые в трудовые договоры рыбаков в соответствии с положениями, содержащимися в Приложении II.

Статья 17 закрепляет, что каждое государство-член принимает законодательство, нормативные правовые акты или иные меры, касающиеся:

a) процедур, обеспечивающих предоставление рыбаку возможности для ознакомления с условиями трудового договора рыбака и получения консультаций до его заключения;

b) в зависимости от обстоятельств, ведения регистрационных записей, содержащих сведения о работе рыбака в соответствии с таким договором;

c) методов разрешения споров, возникающих в связи с трудовым договором рыбака.

В России нет специального нормативного правового акта, регулирующего отношения, связанные с трудовыми договорами рыбаков. Такое регулирование осуществляется нормами общего трудового законодательства, закрепленными в Трудовом кодексе. Несмотря на то, что в целом, они соответствуют положениям Конвенции № 188, тем не менее, для более эффективного и четкого регулирования следует разработать проект Приказа Росрыболовства об утверждении Положения о трудовом договоре рыбака, с приложением типовой формы трудового договора.

В Положении необходимо обеспечить должную защиту прав рыбаков, уточнить те требования, которые содержатся в Конвенции (например, по закреплению в трудовом договоре условий, которые должны быть в него включены в обязательном порядке и пр.). Кроме того, в нем необходимо предусмотреть методы разрешения споров, возникающих в связи с трудовым договором рыбака. Последнее исключительно важно и актуально для России, т.к. нарушения трудовых прав рыбаков достаточно часты. При этом необходимо учитывать положения Трудового кодекса РФ, относительно разрешения трудовых споров.

Положения о репатриации

В соответствии со ст. 21 Конвенции государства-члены обеспечивают, чтобы рыбаки, занятые на борту рыболовных судов, плавающих под их флагом и заходящих в иностранный порт, имели право на репатриацию в случае истечения срока действия трудового договора рыбака, либо в случае его расторжения по уважительной причине по инициативе самого рыбака или владельца рыболовного судна, либо в случае невозможности выполнения рыбаком своих обязанностей, возлагаемых на него положениями трудового договора, либо когда в силу определенных обстоятельств от него не ожидается выполнение своих обязанностей. Настоящее положение распространяется также на рыбаков этого судна, которых переводят по этим же причинам с судна в иностранный порт.

Кроме того, Конвенция предписывает государствам-членам устанавливать посредством законодательства, нормативных правовых актов или иных мер конкретные условия, дающие право предусмотренным в Конвенции категориям рыбаков на репатриацию, максимальный стаж работы на борту судна, дающий право рыбаку на репатриацию, и направления репатриации рыбаков.

В России вопросы репатриации регулируются КТМ РФ. При этом он распространяет свои положения, как на моряков, так и на рыбаков.

Анализ норм КТМ РФ позволяет сделать вывод о том, что в этой части он соответствует международным нормам. В соответствии со ст. 58 КТМ РФ расходы на репатриацию несет судовладелец. Эти расходы включают в себя плату за: а) проезд члена экипажа судна к месту репатриации; б) питание и проживание члена экипажа судна с момента, когда член экипажа покидает судно, и до момента, когда член экипажа судна прибывает к месту репатриации; в) лечение члена экипажа судна, если это необходимо, до тех пор, пока член экипажа судна по состоянию здоровья не будет годен для переезда к месту репатриации; г) провоз 30 кг багажа члена экипажа судна до момента репатриации. В случае если причины, вызвавшие репатриацию члена экипажа судна, возникли по вине члена экипажа судна при исполнении им трудовых обязанностей, судовладелец имеет право на возмещение расходов на репатриацию в соответствии с законодательством РФ о труде.

КТМ РФ (п. 3 ст. 58) возлагает на судовладельца обязанности по надлежащей и быстрой репатриации, которая должна осуществляться воздушным транспортом. В законодательстве ряда стран вопрос о виде транспорта, на котором осуществляется репатриация моряков, не затрагивается вообще (в частности, в Ливане, Латвии, Хорватии и др.)1.

Таким образом, полагаем, что законодательство РФ соответствует нормам Конвенции, и внесения изменений в эти нормы либо разработка новых норм не требуется.

Положения о найме и трудоустройстве рыбаков

Согласно ст. 22 Конвенции каждое государство-член, имеющее государственную службу найма и трудоустройства рыбаков, обеспечивает, чтобы эта служба становилась частью государственной службы занятости, действующей в интересах всех работников и работодателей, или координировала свою работу с ней.

Любая частная служба, занимающаяся вопросами найма и трудоустройства рыбаков, осуществляющая свою деятельность на территории государства-члена, действует в соответствии со стандартной системой лицензирования или сертификации, либо иной формой регулирования, которая создается, действует или изменяется только после проведения консультаций.

Каждое государство-член посредством законодательства, нормативных правовых актов или иных мер:

a) запрещает службам найма и трудоустройства использовать средства, механизмы или списки, которые бы мешали или препятствовали трудоустройству рыбаков;

b) требует, чтобы рыбаки не принуждались прямо или косвенно, частично или полностью оплачивать гонорары или другие сборы, связанные с их наймом или трудоустройством;

c) определяет условия, при которых, в случае нарушения соответствующих законодательства или нормативных правовых актов, может приостанавливаться или отзываться лицензия, сертификат или аналогичное разрешение на деятельность частной службы найма или трудоустройства; и уточняет условия, при которых частные службы найма и трудоустройства могут осуществлять свою деятельность.

В Российской Федерации вопросы трудоустройства за границу в целом законодательно отнесены к ведению Федеральной миграционной службы Российской Федерации, которая осуществляет лицензирование и надзор за деятельностью служб найма. Вопросы же трудовой миграции возложены на Минздравсоцразви-тия России.

Условия, определяющие ответственность крюинговых компаний, осуществляющих найм и трудоустройство граждан Российской Федерации, как на российские так и на иностранные суда, законодательством не установлены.

Полагаем целесообразным, в развитие требований Конвенции разработать и согласовать с заинтересованными министерствами и ведомствами нормативные правовые акты, предусматривающие определение Росрыболовства компетентным органам в целях Конвенции. Кроме того, считаем уместным в таких актах закрепить положения о введении лицензирования деятельности, связанной с наймом и трудоустройством рыбаков на суда рыбопромыслового флота (вне зависимости от национальности судна), а также о передаче функции лицензирования деятельности, связанной с трудоустройством российских рыбаков, Росрыболовству.

Положения об оплате труда рыбаков

Согласно ст. 23 Конвенции каждое государство-член, после проведения консультаций, принимает законодательство, нормативные правовые акты или иные

1 Бекяшев Д.К. 2004. Международно-правовое регулирование труда моряков и рыбаков. М., Издательство ВНИРО. С. 87.

меры, предусматривающие, чтобы рыбаки, работающие по найму, получали заработную плату на ежемесячной основе или через иные регулярные промежутки времени.

Статья 24 Конвенции также определяет, что каждое государство-член требует, чтобы все рыбаки, занятые на борту рыболовных судов, имели возможность пересылать получаемые ими платежи полностью или частично, включая авансы, своим семьям без каких бы то ни было затрат.

Таким образом, закрепить эти положения в законодательстве России можно двумя способами:

а) посредством издания специального Приказа Федерального агентства по рыболовству об условиях оплаты труда членов экипажей судов рыбопромыслового флота РФ;

б) внесением дополнений в Положение 2003 г. об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников рыбохозяйст-венного комплекса.

Положения о помещениях для экипажа и довольствие

Статья 25 Конвенции закрепляет, что каждое государство-член принимает законодательство, нормативные правовые акты или иные меры в отношении рыболовных судов, плавающих под его флагом, касающиеся помещений для экипажа, довольствия и питьевой воды на борту судна. В Конвенции подробно раскрываются данные требования.

В ст. 26 указывается, что каждое государство-член принимает законодательство, нормативные правовые акты или иные меры, требующие, чтобы помещения для экипажа на борту рыболовных судов, плавающих под его флагом, были достаточных размеров, нормального качества и надлежащим образом оборудованы для работы на судне с учетом продолжительности нахождения рыбаков на борту. В частности, такие меры, в зависимости от обстоятельств, касаются следующих вопросов:

a) утверждения планов постройки или переоборудования рыболовных судов в той части, которая касается помещений;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

b) содержания помещений и камбузов с должным учетом требований, касающихся гигиены, общей безопасности, здоровья и комфорта;

c) вентиляции, отопления, охлаждения и освещения;

ё) снижения чрезмерно высоких уровней шума и вибрации;

е) расположения, размеров, строительных материалов, мебели и оборудования кают, столовых и других жилых помещений;

1") санитарно-бытовых объектов, включая уборные и умывальники, а также обеспечения в достаточном количестве горячей и холодной водой;

g) процедур рассмотрения жалоб относительно помещений, не отвечающих требованиям настоящей Конвенции.

В связи с этим, как представляется, необходимо разработать проект Приказа Федерального агентства по рыболовству об утверждении Положения о помещениях для экипажа на судах рыбопромыслового флота РФ с закреплением требований, обозначенных в Конвенции.

Согласно ст. 27 Конвенции № 188 каждое государство-член принимает законодательство, нормативные правовые акты или иные меры, требующие, чтобы:

a) продукты питания, хранящиеся и потребляемые на борту рыболовных судов, обладали достаточной питательной ценностью, имелись в достаточном количестве и были надлежащего качества;

b) питьевая вода надлежащего качества имелась в достаточном количестве;

c) продукты питания и вода предоставлялись владельцем рыболовного судна бесплатно для рыбаков. Однако, в соответствии с национальным законодательством и нормативными правовыми актами эти затраты могут компенсироваться в качестве эксплуатационных издержек, если это предусмотрено в коллективном договоре, регулирующем систему вознаграждения на основе долевого участия, или в трудовом договоре рыбака.

Что касается довольствия, то 30 июля 2009 г. было принято постановление Правительства России № 628 «О рационе питания экипажей морских и речных судов рыбопромыслового флота». В нем устанавливается наименование продуктов и их суточная норма, рассчитанная на одного человека. Кроме того, указано, что Федеральному агентству по рыболовству следует разработать и утвердить порядок обеспечения питанием экипажей морских и речных судов рыбопромыслового флота.

В связи с этим думается, что других изменений в законодательство Российской Федерации относительно соответствия нормам Конвенции не требуется.

Положения о медицинском обслуживании, охране здоровья, безопасности, гигиене труда, предупреждении несчастных случаев

Статья 29 Конвенции предписывает государствам-членам принимать законодательство, нормативные правовые акты или иные меры по вопросам медицинского обслуживания, которые детально раскрываются в указанной статье Конвенции.

Эти вопросы могли бы быть закреплены в проекте приказа Федерального агентства по рыболовству с примерным названием «Об утверждении Положения об условиях труда и быта членов экипажей судов рыбопромыслового флота РФ».

Конвенция предусматривает принятие государствами нормативных правовых актов, обеспечивающих защиту здоровья и жизни рыбаков при осуществлении ими профессиональных обязанностей.

В связи с этим необходимо подготовить и утвердить Положение, касающееся возмещения ущерба здоровью рыбака в случае получения им травм, связанных с осуществлением профессиональных обязанностей на судне, а также компенсации родственникам погибшего рыбака, связанного с его смертью, в период осуществления профессиональных обязанностей на судне и утвердить его Приказом Росрыболовства.

Положения о применении и обеспечении соблюдения Конвенции

Согласно ст. 49 Конвенции № 188 каждое государство-член эффективно осуществляет свою юрисдикцию и контроль над судами, плавающими под его флагом, посредством создания системы обеспечения соблюдения требований настоящей Конвенции, включая, в зависимости от обстоятельств, инспекционные мероприятия, представление отчетов, мониторинг, процедуры рассмотрения жалоб, надлежащие санкции и исправительные меры в соответствии с национальными законодательством или нормативными правовыми актами.

Таким образом, по требованиям Конвенции в России нужно будет создать систему обеспечения соблюдения требований Конвенции. Для этого, полагаем, необходимо подготовить проект постановления Правительства России, где целесообразно определить Росрыболовство в качестве органа, который обеспечивает соблюдение положений Конвенции. Думается, что создать систему обеспечения соблюдения требований Конвенции можно в рамках самого Федерального агентства по рыболовству, посредством соответствующей комиссии по обеспечению соблюдения Конвенции.

Кроме того, Конвенция требует, чтобы государства обеспечивали, чтобы на борту рыболовных судов, которые находятся в море более трех дней и которые имеют длину 24 м и более; или обычно находятся в плавании на расстоянии, превышающем 200 морских миль от береговой линии государства флага или заплывают за край его континентального шельфа, в зависимости от того, какое расстояние от береговой линии больше, хранился действительный документ, выданный компетентным органом о том, что на судне была осуществлена инспекционная проверка компетентным органом или по его поручению на предмет выполнения положений Конвенции, касающихся условий быта и труда.

Думается, что срок действия такого документа может совпадать со сроком действия национального или Международного сертификата безопасности рыбо-

ловного судна, но ни в коем случае этот срок не превышает пяти лет. Форму такого свидетельства можно было бы закрепить в качестве приложения к Приказу Росрыболовства о создании комиссии по обеспечению соблюдения Конвенции.

Анализ возможности и целесообразности ратификации Российской Федерацией Конвенции о труде в рыболовном секторе. Подготовка ратификационного процесса Конвенции

Анализ возможности и целесообразности ратификации Конвенции № 188

МОТ уделяет серьезное внимание ратификациям и перспективам скорого вступления в силу Конвенции о труде в рыболовном секторе. В частности, ставится задача способствовать наиболее широкому охвату ратификаций государствами.

Специальное бюро МОТ разработало план действий широкомасштабной ратификации в первую очередь со странами с достаточно высокой долей в рыболовном секторе. Это государства флага, государства порта и государства-поставщика рабочей силы. Данным государствам со стороны МОТ будет оказана помощь при подготовке национального законодательства во исполнение требований Конвенции. Важными также будут методические рекомендации в отношении инвентаризации мер социальной защиты и социального обеспечения рыбаков.

МОТ выражает готовность начать с государствами обсуждение вопросов, связанных с ратификацией документа и его эффективным применением. В этой связи России в лице Минздравсоцразвития России, Росрыболовства, ассоциаций судовладельцев и профсоюзов рыбаков необходимо предпринять шаги по приведению в соответствие отечественного законодательства нормам, обозначенным в Конвенции № 188.

Думается, что стоит поставить вопрос о приглашении посетить Россию специальной миссии МОТ. Дело в том, что Россия является одновременно государством порта, государством флага и страной — поставщиком рабочей силы. Поэтому МОТ рассматривает Россию в числе приоритетных государств, где они намерены продвигать ратификацию новой Конвенции.

Такие миссии МОТ, как правило, проводят встречи во всех заинтересованных министерствах и ведомствах, а также с представителями работодателей и профсоюзов. На таких встречах подробно можно было бы обсудить перспективы ратификации Россией Конвенции № 188.

Целесообразность ратификации Конвенции № 188 очевидна. Данный международно-правовой акт — это своеобразный Международный трудовой кодекс для рыбаков. Конвенция вносит неоценимый вклад в обеспечение социальных и трудовых прав рыбаков, создает новый необходимый элемент международной правовой системы в отрасли рыболовства. Каждый рыбак получает не только право требовать соблюдения своих прав и обращаться в случае их нарушения в компетентные органы, но и защиту со стороны МОТ и своего государства от незаконных действий недобросовестных судовладельцев.

Кроме того, на государственном уровне важно принять следующие меры:

• определить Федеральное агентство по рыболовству в качестве органа, ответственного за координацию подготовки Российской Федерации к ратификации Конвенции о труде в рыболовном секторе;

• разработать пакет российских информационных материалов для обеспечения ознакомления отраслевой общественности с положениями Конвенции с последующим размещением на сайте Росрыболовства;

• продолжить работу по подготовке необходимых законодательных и нормативно-правовых актов с целью приведения российского законодательства в соответствие с требованиями Конвенции;

• при разработке системы освидетельствований, инспекций и проверок основываться на существующих системах освидетельствования, сертификации и контроля, существующих в отрасли рыболовства России;

• разработать предложения по структуре и содержанию национальных актов, регулирующих проведение освидетельствования судов, на которые будет распространяться действие Конвенции о труде в рыболовном секторе;

• организовать систему регулярного информирования заинтересованных сторон о ходе работ по подготовке к ратификации Конвенции № 188, включая обеспечение информационного обмена между заинтересованными сторонами;

• рассмотреть вопросы обеспечения администраций морских портов достаточным количеством квалифицированных специалистов для проведения инспекций в соответствии с Конвенцией.

Помимо этого, в отраслевом соглашении по организациям рыбного хозяйства необходимо отразить обязанности государства флага, гарантирующие социальное обеспечение рыбаков (резидентов и нерезидентов РФ), работающих на российских судах.

Подготовка ратификационного процесса

Согласно ст. 48 Конвенции она связывает только те государства-члены МОТ, документы о ратификации которых зарегистрированы Генеральным директором Международного бюро труда.

Таким образом, регистрация документов о ратификации — единственное подтверждение ратификации государством Конвенции № 188.

В связи с этим, целесообразно рассмотреть процесс ратификации международных договоров в России.

В соответствии со ст. 2 ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» 1995 г. термин «ратификация» означает в зависимости от случая форму выражения согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора.

Статья 16 данного Закона устанавливает порядок внесения на ратификацию международных договоров. В частности, международные договоры, решения о подписании которых были приняты Правительством РФ, вносятся в Государственную Думу на ратификацию Правительством РФ.

Предложения об одобрении и внесении на ратификацию международных договоров представляются соответственно Президенту РФ и в Правительство РФ МИД России самостоятельно либо совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, если договор касается вопросов, входящих в их компетенцию.

Таким образом, учитывая, что Конвенция № 188 является договором, который регулирует трудовые отношения в рыболовной отрасли, именно орган исполнительной власти в области рыболовства России (т.е. Росрыболовство) совместно с МИД России должен выступить с предложением о внесении на ратификацию указанной Конвенции.

Решения Правительства РФ об одобрении и о внесении на ратификацию международных договоров, а также об одобрении и о представлении Президенту РФ для внесения на ратификацию международных договоров принимаются в форме постановления.

Для подготовки предложения о ратификации Конвенции № 188 необходимо четко представлять себе, что должно содержаться в таком предложении.

В частности, ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» указывает, что предложение о ратификации международного договора должно содержать заверенную копию официального текста международного договора, обоснование целесообразности его ратификации, определение соответствия договора законодательству РФ, а также оценку возможных финансово-экономических и иных последствий ратификации договора, включая при необходимости предусмотренное ст. 104 Конституции РФ заключение Правительства РФ.

В дальнейшем международный договор поступает в Государственную думу РФ.

Госдума РФ рассматривает предложения о ратификации международных договоров и после предварительного обсуждения в комитетах и комиссиях Госдумы принимает соответствующие решения.

Принятые Госдумой РФ федеральные законы о ратификации международных договоров РФ подлежат в соответствии с Конституцией РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации. После одобрения этим органом закон направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Таким образом, подготовка к процедуре ратификации Конвенции должна состоять из следующих этапов:

1. Рассмотрение вопроса о необходимости ратификации Конвенции на коллегии Росрыболовства, с участием представителей профсоюза рыбаков и объединений судовладельцев.

2. Подготовка доклада в Правительство РФ, в котором следует изложить меры по реализации положений Конвенции и обозначить целесообразность ее ратификации.

3. Создание Межведомственной комиссии по подготовке к ратификации Конвенции.

Литература

Бекяшев Д.К. 2004. Международно-правовое регулирование труда моряков и рыбаков.— М.: Издательство ВНИРО.— 250 с.

Бекяшев Д.К. 2008. Конвенция МОТ о труде в рыболовном секторе. Постатейный комментарий.— М.: Издательство ВНИРО.— 188 с.

Politakis G. 2008. From Tankers to Trawlers: The International Labour Organization s New Work in Fising Conventioin. In: Ocean Development and International Law. V. 39. N. 1.— P. 119-128.

Servais J.-M. 2008. International Labour Law. 2nd revised edition The Hague.— 356 p.

УДК 341.16:639.2 _

Правовой статус и деятельность Консультативного комитета ФАО по исследованиям в области рыболовства и возможное участие РФ в его работе

К.А. Бекяшев, Т.Н. Войтова (ВНИРО)

Legal status and activities of the FAO Advisory Committee on Fisheries Research and participation of Russian Federation

in its work

K.A. Bekyashev, T.N. Vojtova (VNIRO)

Консультативный комитет по исследованиям в области рыболовства (The Advisory Committee on Fisheries Research — АКФР) является правопреемником Консультативного комитета по исследованию живых морских ресурсов (АКМРР). Этот Комитет был создан в 1962 г. на основании п. 2 ст. VI Устава ФАО в соответствии с резолюцией 11-й сессии Конференции Организации1.

Органы, учреждаемые на основании п. 2 ст. VI Устава Организации, являются, как правило, вспомогательными для Конференции или Совета, а также создаются для оказания помощи Генеральному директору. Их статус отличается от статуса вспомогательных органов, образованных по п. 6 ст. V Устава ФАО, тем, что они имеют узкоспециализированное назначение и создаются исключительно для

1 Бекяшев К.А. 1976. ФАО и правовые вопросы охраны живых ресурсов открытого моря. С. 39 и далее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.