УДК 340
Зливко Алла Павловна
кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права
Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова [email protected]
Асилян Лилия Варужановна
курсантка.
Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова [email protected]
Некрасова Ирина Евлампиевна
курсантка.
Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова [email protected]
Alla P. Zlivko
candidate of Jurisprudence associate
professor of departments
of the theory and history of state and law of
Sea State University of
a name of the admiral F.F. Ushakov
Liliya V. Asilyan
kursantka.
Sea State University of a name of the admiral F.F. Ushakov [email protected]
Irina E. Nekrasova
kursantka.
Sea State University of a name of the admiral F.F. Ushako [email protected]
Сводная конвенция
о труде 2006 года и действие механизма ее реализации
Summary convention
on work of 2006 and operation of the mechanism of her realization
Аннотация. Статья посвящена конвенции 2006 г. «О труде в морском судоходстве», условиях ее вступления в силу, особенностей ее ратификации в РФ. Главной цель данной конвенции является улучшение условий работы и жизни моряков, что в дальнейшем еще больше их привлечет в морскую отрасль. Конвенция о труде 2006 г. в морском судоходстве распространяет свое действие на все суда, однако и существуют и исключения. Она охватывает весь спектр социально-трудовых отношений. Так же, Конвенция предоставляет ряд преимуществ для государств - участников, владельцев судов и моряков.
Ключевые слова: морское судоходство, ратификация, конвенция, судовладелец, грузовладелец, моряки.
Annotation. Article is devoted to the convention of 2006. About work in sea navigation, conditions of its entry into force, features of its ratification in the Russian Federation. Main the purpose of this convention is improvement of working conditions and life of seamen that further even more they will attract in sea branch. The convention on work of 2006 in sea navigation extends the action to all vessels, however and there are also exceptions. She covers all range of the social and labor relations. Also the Convention provides a number of advantages to the State Parties, ship owners and seamen.
Keywords: sea navigation, ratification, convention, ship owner, cargo owner, seamen.
Актуальность данной темы заключается в том, что главной целью Сводной конвенции 2006 г. является улучшение условий работы и жизни моряков, что должно привлечь их в морскую отрасль. В судоходстве наблюдается недостаток рабочей силы, а Конвенция о труде в морском судоходстве должна повысить качество работы на судах для многих моряков. Реализация на практике данной конвенции способствует притоку квалифицированных молодых людей к работе на судах.
Судоходная отрасль имеет глобальный характер и немало важное значение имеет трудовой статус моряков. С целью обеспечения достойных
условий работы и жизни для всех моряков была принята 23 февраля 2006 года на 94-й сессии Генеральной конференции Международной организации труда «Конвенция о труде в морском судоходстве». За принятие данной конвенции было абсолютное большинство - 304 голоса «за» и не одного голоса «против», однако 4 воздержались от голосования. Так называемый «Билль о правах моряков» основывается на 68 действующих конвенциях и рекомендациях, касающихся труда моряков. Конвенция о труде в морском судоходстве была принята с оговоркой о том, что она должна быть ратифицирована не мене чем 30 странами, обладающими одной третью валового регионального тоннажа мирового
флота. И только через 12 месяцев после выполнения данного требования Конвенция должна вступить в силу. [1, с. 2]
Российская Федерация ратифицировала данную конвенцию в 2012 году. В связи, с чем был принят Государственной Думой 15 мая 2012 года и одобрен Советом Федерации 30 мая 2012 года федеральный закон «О ратификации Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве». 20 августа 2013 года Конвенция 2006 года о труде в морском судоходстве (КТМС) вступила в силу. Нельзя не отметить то, что Россия играет ведущую роль в морском судоходстве. Это объясняется тем, что протяженность морских границ самая большая, соответственно и рычаг воздействия на мировое судоходство, с целью приведения его в цивилизованное русло у Российской Федерации имеется серьезный.
В основе Конвенции о труде в морском судоходстве лежит принцип систематического контроля над условиями труда и отдыха на борту судов. Данная конвенция состоит из пяти частей, где подробно рассматриваются такие вопросы как: минимальные требования к морякам на борту судна; условия найма; жилые помещения, условия для отдыха, обслуживание и питание; охрана здоровья и социальное обеспечение, медицинское и бытовое обслуживание; выполнение требований и мониторинг за выполнением. Хочется надеяться, что реализация данной конвенции поможет возрождению морской медицины в нашей стране. Потому что моряки, работающие на судах, должны не только тратить свое здоровье, но и восстанавливать его.
После того как конвенция о правах была ратифицирована Российской Федерацией в целях повышения качества обслуживания клиентов и эффективного внедрения её положений в Российском морском регистре судоходства (РС) с 1 июня 2013 года создано новое подразделение - Отдел по освидетельствованию трудовых норм в судоходстве. Контроль со стороны этого органа позволит существенно снизить случаи нарушений прав моряков.
Функция данного органа заключается в освидетельствовании судов на соответствие требованиям КТМС, а за тем на основе этой проверки выдача подтверждающего свидетельства о соответствии трудовым нормам в морском судоходстве. Региональное судоходство предлагает также консалтинговые услуги по внедрению требований КТМС в деятельность судоходных компаний.
Рассмотрим, какие суда, и какие моряки попадают под действие Конвенции о труде в морском судоходстве.
Данная конвенция распространяет своё действие на все суда, однако существуют и исключения. Конвенция о труде в морском судоходстве не распространяет свою силу на суда, плавающие исключительно во внутренних водах, близко от берега, в защищенных от волнения водах или в тех зонах, в которых действуют портовые правила, на рыболовные суда. Исключения состав-
ляют и военные корабли, вспомогательные военные корабли, а также суда традиционной постройки, такие как плоскодонные шлюпки и джонки. Морские суда с валовым регистровым тоннажем менее 200 т, не выполняющие международных рейсов, могут быть освобождены государством флага от выполнения некоторых требований, если права моряков уже обеспечиваются национальным законодательством, коллек-т и в н ы м и договорами или иным способом.
Круг лиц, на которые распространяет свое действие данная конвенция также широк. Положения конвенции обязательны для любого человека, занятого на любой должности или работающего по найму в любом качестве на борту судна. Например, это могут быть мобильные ремонтные бригады, сменные экипажи и гостиничные работники на борту круизных судов. Если возникает сомнение о применении Конвенции к какой-либо отдельной категории судов или персонала, данное обстоятельство разрешается властями государства после консультаций с заинтересованными организациями судовладельцев и мо-ряков.[2, с. 4-5]
Конвенция о труде в морском судоходстве предоставляет морякам следующие гарантии:
1. Надлежащие условия труда
Реализация данной гарантии определяет минимальные требования к условиям проживания и питания моряков, требования по рабочему времени. Например, максимальная продолжительность рабочего времени не более 14 часов в течение любого 24-часового периода или не более 72 часов в течение любого 7-дневного периода; минимальная продолжительность отдыха не менее 10 часов отдыха в течение любого 24-часового периода или не менее 77 часов отдыха в течение любого 7-дневного периода. Такое нормирование рабочего графика необходимо для того, чтобы предотвратить усталость моряков и обеспечить безопасное управление судном.
2. Гарантия оплаты труда.
Наверное, всем знакома история, связанная с судном «COOL ASTER», владельцы которого в течение 4 месяцев не выплачивали российским морякам заработную плату. Для того чтобы предотвратить такое нарушение, Конвенция о труде в морском судоходстве закрепила право получать заработную плату регулярно и в полном объеме, не реже одного раза в месяц, в соответствии с трудовым или коллективным договором. Невыплата заработной платы является серьезным основанием для разбирательства в судоходной инспекции государства флага или государства порта, результатом которого может быть задержание судна.
3. Социальные гарантии
Конвенция обязывает обеспечить социальную защиту морякам как в период их работы, так и на протяжении их отдыха. Государства, ратифицировавшие Конвенцию, в обязательном порядке должны обеспечить морякам медицинское обслуживание, пособие по болезни и пособие в связи с
производственным травматизмом. Финансирование осуществляется обычно властями той страны, в которой проживают моряки, однако может быть также заключено соглашение с государством флага, работодателем или профсоюзом.
Эти гарантии нашли своё отражение в свидетельстве о соответствии трудовым нормам в морском судоходстве и Декларации о соблюдении трудовых норм в морском судоходстве. Согласно Конвенции каждое судно с валовым регистровым тоннажем 500 тонн и более, совершающее международные рейсы, должно иметь на борту Свидетельство о соответствии трудовым нормам в морском судоходстве и Декларацию о соблюдении трудовых норм в морском судоходстве, выданные государством флага. В этих документах государства флага подробно сообщается о том, как судно выполняет требования Конвенции. С использованием этой информации формируется база режима контроля, на основании которой власти государства порта могут выяснить, соблюдаются ли требования Конвенции. В нашей стране такую сертификацию осуществляет Российский морской регистр.[3, с. 496]
Несомненно, Конвенция о труде в морском судоходстве предоставляет преимущества для государств - участников, владельцев судов и моряков.
Для государств участников Конвенции:
1. Улучшение качества морских услуг в конкретном государстве.
2. Устранение проблемы судов, не соответствующих минимальному стандарту, улучшение морского флота под флагом страны - участницы конвенции.
3. Необходимость сертификации лишь для судов вместимостью боле 500 регистровых тонн.
4. Упрощение порядка отчетности в рамках одной единственной конвенции, а не нескольких нормативно- правовых актов.
Для судовладельцев:
1. Возможность конкурировать с партнерами в качестве и стандарте работы с моряками.
2. Повышение ответственности участников морского сектора перед своими работниками.
3. Добровольность сертификации для судов менее 500 регистровых тонн.
Для моряков:
1. Четкое понимание своих прав и обязанностей при труде в профессии моряка.
2. Возможность подачи жалобы на предоставленные условия работы.
3. Упрощение защиты минимальных прав на труд и жизнь моряка.
Сводная Конвенция охватывает весь спектр социально-трудовых отношений, присущих мор-
скому судоходству. КТМС устанавливает требования к возрасту, состоянию здоровья и профессиональной подготовке моряка, к его квалификации, к системе набора и трудоустройства, к основным условиям занятости (заработная плата, отпуск, репатриация), к условиям производственной среды, к жилым помещениям и условиям для отдыха на борту судна, к питанию, к столовому, медицинскому и социально-бытовому обслуживанию, к социальному обеспечению.
Трехсторонний комитет Международной организации труда в 2014 году принял поправки к Конвенции о труде в морском судоходстве, для того чтобы положить конец серьезной проблеме - оставление моряков в портах. Внесенные изменения должны гарантировать морякам финансовую безопасность, выплату заработной платы, репатриацию при оставлении в порту и компенсацию в случаях смерти или длительной инвалидности в результате несчастного случая. Данные поправки вступят в силу в начале 2017 года. Государства флага должны будут иметь систему страхования или фонды, доступные морякам в таких случая как:
1. Оставление их судовладельцами в портах
2. Невозможность их репатриировать
3. Разрыв контрактов
4. Невыплата заработной платы
Такая страховка покроет расходы на репатриацию, затраты на питание, воду, топливо, заработную плату. Страхование создаст трудности компаниям, пытающимся уйти от ответственности, а также заставит государства флага быть более осмотрительными с теми, кого они принимают в свои реестры.
Прошло уже два года с момента ратификации Конвенции о труде в морском судоходстве. В 2015 году численность государств ратифицированных КТМС достигла 67, объем мирового валового тоннажа которых боле 80 %. В ходе реализации Конвенции о труде в морском судоходстве за 2013-2015 годы было проверено 19044 судов. В 2014 году произведена проверка 7488 судов на соответствие требованиям КТМС. При этом на 2755 судах выявлены нарушения, а это 36 % от общей численности проверенных судов. В 2015 году этот показатель увеличился на 4 % и составил 40 %, т.е. на 3126 судах выявлены нарушения Конвенции о труде в морском судоходстве.
В ходе реализации конвенции количество сообщений о несоблюдении М1_С в течение 2013-2015 г.г. возросло как в цифрах, так и в процентах.
Среди топ-государств флага в рейтинге проблем на борту судов лидирует:
Место Государства 2014 г. 2015 г.
1-е Панама 510 569
2-е Мальта 229 245
3-е Либерия 233 242
4-е Антигуа и Барбуда 188 241
5-е Маршалловы Острова 155 192
6-е Багамские Острова 91 123
7-е Кипр 78 89
8-е Гонконг 72 80
Что касается России, так она улучшила показатели свои, опустившись на 12-е место, а Белиз и Сингапур, наоборот поднялись на 9 и 10 места.
Наиболее часто встречающаяся проблема - задолженность по заработной плане - в 2013 году 49 млн долларов США, в 2014 - 40 млн долларов США. Благодаря работе инспекторов в 2015 году по всему миру морякам вернули заработную плату на общую сумму 89 млн долларов США. Выплата зарплаты ниже минимума, установленного МеждуЛитература:
1. Конвенция Международной организации труда 2006 года о труде в морском судоходстве, 2006 г.
2. Справочник МФТ для моряков по Конвенции МОТ о труде в морском судоходстве (М1_С), 2006 г.
3. Иванов Г.Г. Правовое регулирование морского судоходства в Российской Федерации. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Изд-во РИЦ «Морские вести России», 2009. 496 с.
народной организацией труда, тоже является серьезным нарушением MLC.
Следует признать, что реализация КТМС стала важным и значительным рывком в вопросах повышения качества условий труда и быта моряков, чьи трудовые будни проходят в море. Одним из важных положительных моментов на сегодняшний день является то, что конвенция предусматривает механизмы, которые дают морякам облегченную возможность подавать жалобы в соответствии с MLC.
Literature:
1. The Convention of the International Labour Organization of 2006 on work in sea navigation, 2006.
2. The reference book of MFT for seamen under the Convention of the ILO on work in sea navigation (MLC), 2006.
3. Ivanov G.G. Legal regulation of sea navigation in the Russian Federation. the 2nd prod., reslave. and additional. M. : Publishing house RITs «Sea Messages of Russia», 2009. P. 496.