Научная статья на тему 'РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ КАК ИНСТРУМЕНТА РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ'

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ КАК ИНСТРУМЕНТА РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / СУБРЕГИОН / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бессонов И.С.

Пространственный подход к изучению развития малых предприятий представляет собой актуальное научное направление. Существуют лакуны в области эффективной практической реализации пространственных возможностей малых предприятий, заключающиеся в «тонкой настройке»системы государственного и муниципального развития данного сектора. Цель настоящего исследования - формирование практических рекомендаций органам власти по реализации пространственного потенциала малых предприятий на примере Самарской области. В работе исследована совокупность малых предприятий Самарской области с учётом принципа совместного рассмотрения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на основе информации, полученной из публикаций Росстата и Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. Использованы общенаучные методы: анализ, логический, синтез, а также специальные методы: контент-анализ, программно-целевой. Сформированы предложения по развитию малых предприятий в многоуровневом экономическом пространстве региона и замечания по корректировке институциональных основ системы регионального управления экономикой на примере Самарской области. Научная значимость полученных результатов состоит в повышении обоснованности проводимой органами власти региональной экономической политики. Практическая значимость работы заключается в возможности применения при разработке и корректировке системы документов стратегического планирования регионального и субрегионального уровней. Внесённые рекомендации предлагаются к учёту в качестве дополнений в региональную систему документов стратегического характера Самарской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бессонов И.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECOMMENDATIONS ON THE IMPLEMENTATION OF THE SPATIAL POTENTIAL OF SMALL ENTERPRISES AS AN INSTRUMENT OF REGIONAL ECONOMIC POLICY

The spatial approach to the study of the development of small enterprises is an actual scientific direction. There are gaps in the effective practical implementation of the spatial capabilities of small enterprises, which consist in «fine-tuning»the system of state and municipal development of the small enterprise sector. The purpose of this study is to form practical recommendations to the authorities on the implementation of the spatial potential of small enterprises on the example of the Samara Region. The article examines the set of small enterprises of the Samara Region, taking into account the principle of joint consideration of legal entities and individual entrepreneurs based on information obtained from the publications of Federal State Statistics Service and the Unified Register of Small and Medium-sized Businesses. General scientific methods are used: analysis, logical, synthesis, as well as special methods: content analysis, program-target. Proposals for the development of small enterprises in the multi-level economic space of the region and comments on the adjustment of the institutional framework of the regional economic management system are formed on the example of the Samara Region. The scientific significance of the results obtained is to increase the validity of the regional economic policy pursued by the authorities. The practical significance of the work lies in the possibility of applying the system of strategic planning documents at the regional and sub-regional levels in the development and adjustment of the system. The recommendations made are proposed to be taken into account as additions to the regional system of strategic documents of the Samara Region.

Текст научной работы на тему «РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ КАК ИНСТРУМЕНТА РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ»

DOI: 10.18287/2542-0461-2021-12-3-16-30

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ УДК 332.14

Дата поступления: 11.04.2021 рецензирования: 17.05.2021 принятия: 27.08.2021

И.С. Бессонов

Самарский государственный экономический университет, г. Самара, Российская Федерация E-mail: igornews@rambler.ru. SPIN-код РИНЦ: 7928-9081. ORCID: http://orcid.org/0000-0003-1118-336X

Рекомендации по реализации пространственного потенциала малых предприятий как инструмента региональной экономической политики

Аннотация: Пространственный подход к изучению развития малых предприятий представляет собой актуальное научное направление. Существуют лакуны в области эффективной практической реализации пространственных возможностей малых предприятий, заключающиеся в «тонкой настройке» системы государственного и муниципального развития данного сектора. Цель настоящего исследования -формирование практических рекомендаций органам власти по реализации пространственного потенциала малых предприятий на примере Самарской области. В работе исследована совокупность малых предприятий Самарской области с учетом принципа совместного рассмотрения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на основе информации, полученной из публикаций Росстата и Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. Использованы общенаучные методы: анализ, логический, синтез, - а также специальные методы: контент-анализ, программно-целевой. Сформированы предложения по развитию малых предприятий в многоуровневом экономическом пространстве региона и замечания по корректировке институциональных основ системы регионального управления экономикой на примере Самарской области. Научная значимость полученных результатов состоит в повышении обоснованности проводимой органами власти региональной экономической политики. Практическая значимость работы заключается в возможности применения при разработке и корректировке системы документов стратегического планирования регионального и субрегионального уровней. Внесенные рекомендации предлагаются к учету в качестве дополнений в региональную систему документов стратегического характера Самарской области.

Ключевые слова: регион; субрегион; экономическое пространство; пространственный потенциал; региональное управление; малое предприятие; малое предпринимательство.

Цитирование. Бессонов И.С. Рекомендации по реализации пространственного потенциала малых предприятий как инструмента региональной экономической политики // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2021. Т. 12, № 3. С. 16-30. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0461-2021-12-3-16-30.

Информация о конфликте интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. © Бессонов И.С., 2021

Игорь Сергеевич Бессонов — соискатель кафедры региональной экономики и управления, Самарский государственный экономический университет, 443090, Российская Федерация, г. Самара, ул. Советской Армии, 141.

SCIENTIFIC ARTICLE

Submitted: 11.04.2021 Revised: 17.05.2021 Accepted: 27.08.2021

I.S. Bessonov

Samara State University of Economics, Samara, Russian Federation E-mail: igornews@rambler.ru. SPIN-код РИНЦ: 7928-9081. ORCID: http://orcid.org/0000-0003-1118-336X

Recommendations on the implementation of the spatial potential of small enterprises as an instrument of regional economic policy

Abstract: The spatial approach to the study of the development of small enterprises is an actual scientific direction. There are gaps in the effective practical implementation of the spatial capabilities of small enterprises, which consist in «fine-tuning»the system of state and municipal development of the small enterprise sector. The purpose of this study is to form practical recommendations to the authorities on the implementation of the spatial potential of small enterprises on the example of the Samara Region. The article examines the set of small enterprises of the Samara Region, taking into account the principle of joint consideration of legal entities and individual entrepreneurs based on information obtained from the publications of Federal State Statistics Service and the Unified Register of Small and Medium-sized Businesses. General scientific methods are used: analysis, logical, synthesis, as well as special methods: content analysis, program-target. Proposals for the development of small enterprises in the multi-level economic space of the region and comments on the adjustment of the institutional framework of the regional economic management system are formed on the example of the Samara Region. The scientific significance of the results obtained is to increase the validity of the regional economic policy pursued by the authorities. The practical significance of the work lies in the possibility of applying the system of strategic planning documents at the regional and sub-regional levels in the development and adjustment of the system. The recommendations made are proposed to be taken into account as additions to the regional system of strategic documents of the Samara Region.

Key words: region; sub-region; economic space; spatial potential; regional management; small enterprise; small business.

Citation. Bessonov I.S. Recommendations on the implementation of the spatial potential of small enterprises as an instrument of regional economic policy. Vestnik Samarskogo universiteta. Ekonomika i upravlenie = Vestnik of Samara University. Economics and Management, 2021, vol. 12, no. 3, pp. 16-30. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0461-2021-12-3-16-30. (In Russ.) Information on the conflict of interest: author declares no conflict of interest.

© Bessonov I.S., 2021

Igor S. Bessonov - applicant of the Department of Regional Economics and Management, Samara State University of Economics, 141, Sovetskoi Armii Street, Samara, Russian Federation.

Введение

Функционирование малых предприятий является традиционным направлением анализа экономики и предполагается целесообразным ввиду следующих положительных черт деятельности: относительно низкой капиталоемкости, обуславливающей быстрый старт с возможностью самозанятости индивида, позитивного влияния на рынок труда в период массовых сокращений на средних и крупных предприятиях, гибкого подхода к работникам с учетом их индивидуальных особенностей и потребностей, высокой отдачи от инвестиций в инновационную деятельность.

Новое направление совершенствования сектора малых предприятий, связанное с необходимостью повышения социально-экономического эффекта, было задано Стратегией развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года: выделены дифференцированные направления развития массового и высокотехнологичного секторов, с последним связаны перспективы инновационного развития экономики. Создание «Корпорации МСП» позволило предоставлять эффективные адресные услуги развития малых предприятий, повышая профессиональный уровень предпринимателей и создавая благоприятную бизнес-среду для развития проектов.

В настоящее время в стратегических документах осуществляется переход к пространственному зонированию стратегических перспектив развития малых предприятий. В качестве примеров можно указать Концепцию долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г., Стратегию развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 г., Стратегию пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г., Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». В них выделяются наиболее значимые пространственные зоны, развитие которых может быть простимулировано малым предпринимательством: приоритетные регионы, депрессивные территории и монопрофильные города, внеагломерационные территории.

Несмотря на произошедший сдвиг в сторону пространственной экономики, данный подход к развитию малых предприятий не отличается системностью. Как отмечается в ряде источников, например в работе В.Ю. Бурова [1], изучение развития малых предприятий с точки зрения пространственной экономики недостаточно развито в научных исследованиях, невзирая на частое употребление терминологии данного направления. К основным краеугольным проблемам, определяющим характерные черты пространственного анализа в экономике, можно отнести выбор подходов, описывающих экономическое пространство, его структуру, методы изучения, сущность экономического потен- циала, а также отличия территориального развития от пространственного.

Пространственный потенциал малых предприятий обоснован и описан нами ранее в ряде работ: он представляет собой относительно новый инструмент управления экономикой, позволяющий оказывать дифференцированное влияние на различных структурных уровнях экономического пространства с целью достижения прогрессивной модели развития и полного раскрытия потенциала местности, состоящего из инновационной, экономической и социальной компонент [2, с. 31]. Реализация пространственного потенциала малых предприятий представляет собой «тонкую пространственную настройку» существующих мер развития малого предпринимательства и направлена на достижение самодостаточного расширенного воспроизводства высокотехнологичного сектора. Нами разработана методика реализации пространственного потенциала малых предприятий [2], состоящая из этапов идентификации пространственного потенциала и приоритетов пространственного развития, стратегического целеполагания, реализации пространственного потенциала в качестве инструмента региональной экономической политики. Целью данной работы является обоснование практических рекомендаций органам власти по реализации пространственного потенциала малых предприятий на основе проведенных ранее этапов исследования.

Обзор литературы

Проблематика развития малых предприятий в России имеет давнюю историю изучения. С начала 1990-х до середины 2000-х годов в фокусе исследований было формирование сектора малых предприятий и его сравнение с западной моделью. Среди многочисленных авторов того периода следует отметить В.А. Рубе, В.И. Лапенкова, М.И. Балашевича, М.Г. и В.Н. Лапусту, А.Н. Асаула, В.Я. Горфинкеля [3-9]. В середине 2000-х годов по тематике развития малых предприятий ежегодно издавались уже сотни научных публикаций. В научном фокусе были направления увеличения численности малых предприятий - в целом и по отраслям, формирование студенческого и молодежного предпринимательства, развитие инфраструктуры поддержки и т. д. В то же время исследователями отмечалась невысокая эффективность малого предпринимательства, несмотря на все прилагаемые усилия [10].

Следует отметить неочевидные внутренние характеристики рассматриваемого объекта. Существует теоретическое разделение малых предприятий в качестве инновационных проектов, связанных с рисковой деятельностью, и малого бизнеса в качестве реализации типовой модели хозяйствования. Однако на практике встречаются как раздельное [8, с. 19; 11], так и совместное рассмотрение данных категорий [12, с. 17; 13] (табл. 1).

Практически нигде в сравнительных исследованиях не описывается, что сектор малых предприятий имеет характерные национальные критерии и не вполне правомерно прямое сравнение с другими странами и выводы об «отставании»: так, О.П. Михайлова отмечает зауженные российский критерии, которые могли бы быть расширены в 4-5 раз [14, с. 108].

Концепции экономического пространства классифицированы современными исследователями по четырем основным подходам, что отражено в работах А.Г. Каримова и Э.Р. Чувашаевой [15], М.С. Астапенко [16], Института социально-экономических исследований Уфимского научного центра Российской академии наук [17]. Отметим наиболее известных, по нашему мнению, авторов: информационный подход - Р. Капелло, Р. Шулер, Г. Шибусава [18-20]; процессный подход - О.А Би-яков [21]; ресурсный подход - А. Венейблс, М. Фуджита, П. Кругман [22]; территориальный подход -Е.А. Михуринская, А.Г. Гранберг [23; 24]. Наибольший интерес представляют комплексные теории экономического пространства, например, А.Н. Демьяненко и П.А. Минакир описывают существование пространств без четких границ (приграничные территории, природно-климатические зоны, де-

прессивные районы и т. д.), добавлены факторы пространственного взаимодействия и неоднородности размещения населения и ресурсов [25]. Также в общем виде возможно деление подходов на реальные теории, оперирующие физическими объектами, и абстрактные теории, оперирующие идеями, что описывает М.С. Астапенко [16].

Таблица 1 - Подходы к трактовке терминов «предпринимательство» и «бизнес»

Table 1 - Approaches to the interpretation of the terms «entrepreneurship» and «business»

Единое рассмотрение бизнеса и предпринимательства Раздельное рассмотрение бизнеса и предпринимательства

«Бизнес - экономическая деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность в целях получения дохода, прибыли. Синоним - предпринимательство» [12] «Предпринимательство отличается от бизнеса только одним существенным свойством -новаторством, приводящим к нарушению рыночного равновесия» [8]

«Бизнес - дело, занятие, предпринимательство, экономическая деятельность, направленная на достижение определенных результатов (получение прибыли)» [13] «Бизнес - это управление человеческими и другими ресурсами для удовлетворения существующих на рынке потребностей. А предпринимательство - это развитие собственных способностей и их предложение рынку» [11]

Пространственное развитие представляется более широким понятием, чем региональное развитие ввиду следующих черт: отсутствия обязательного рассмотрения только внутри административно-территориальных границ, учета пространственного взаимодействия, совмещение интересов региональной и муниципальной экономики. Данного мнения придерживался А.Г. Гранберг, обосновывая первенство пространственного развития включением в его состав территории, а также большей инте-грированностью пространственной науки [24, с. 169]. Однако А.В. Суворова, опираясь на мнение известных ученых-регионалистов Е.Г. Анимицы и В.Н. Лаженцева, выстраивает иерархию «Региональное развитие - пространственное развитие (одна из компонент, затрагивающая размещение внутри территории) - развитие территории (изменение границ)» [26]. Таким же образом пространственное развитие как добавочная компонента по внутреннему устройству и изменению расположения и концентрации объектов описано в трудах П.А. Минакира и А.Н. Демьяненко [25]. Аналогично в Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г. и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. присутствует описание пространственного развития как формирования центров роста, инфраструктуры, изменения размещения населения, - то есть изменения внутренней неоднородности.

Региональной экономической политикой, согласно мнению П.А. Минакира, является региональная компонента общей экономической политики, реализуемая на федеральном и региональном уровнях управления [27]. Современные инструменты управления экономикой в настоящее время могут быть описаны в качестве средства реализации экономической политики. Среди ученых-экономистов, разрабатывающих данную тематику, не сложилось однозначного определения набора экономических инструментов. Так, по мнению А.Н. Демьяненко и П.А. Минакира, к ним относятся целевые программы, балансовые модели, современные структуры пространственной организации экономики (территории опережающего социально-экономического развития, инновационные кластеры, свободные экономические зоны и др.). Е.М. Бухвальд и О.Б. Иванов называют инструментами роль и ресурсы сектора малого предпринимательства [28]. А.А. Урунов описывает в данном качестве административно-территориальное реформирование, инвестиции, бюджетные и административные меры [29]. В целом, как указал Б.В. Мелентьев, перечень инструментов региональной экономической политики является открытым и требующим регулярной актуализации [30, с. 203], что оставляет возможности для развития в таковом качестве пространственного потенциала малых предприятий.

Рассматриваемая категория пространственного потенциала малых предприятий является частью общего экономического пространственного потенциала, в связи с этим целесообразен перенос харак-

теристик. Т.Г. Шешукова и Е.В. Колесень при изучении многоаспектного термина «потенциал», встречающегося как в технических и гуманитарных, так и общественных науках, пришли к выводу о существовании двух уровней реализации (достигнутого и перспективного), а также двух аспектов (ресурсов и возможностей) [31, с. 8-9]. К примеру, максимальный уровень описывается в качестве перспективно возможного. Как отмечает Е.В Галданова, исследование потенциала на достигнутом уровне носит более объективный характер ввиду высокой вариативности и наличия субъективной компоненты в оценке перспектив [32, с. 16].

Вышерассмотренное позволяет перейти к обоснованию практических рекомендаций органам власти по реализации пространственного потенциала малых предприятий в качестве инструмента управления экономикой в многоуровневом экономическом пространстве Самарской области.

Материалы и методы

В данном исследовании понятия «малые предприятия», «малый бизнес», «малое предприниматель-ство»и «сектор малого предпринимательства» употребляются в качестве синонимов, т. к. точное разгра- ничение возможно лишь на микроуровне при изучении функционирования конкретного предприятия. Полагаем уместным выбрать из четырех ранее описанных подходов к экономическому пространству территориальный подход в связи с необходимостью анализа объектов реального мира, а не идей и их аб- страктных воплощений, а также по причине предоставления статистической информации в существую- щих административно-территориальных границах. Применение территориального подхода позволяет формировать рекомендации органам власти в рамках закрепленных за ними полномочий. Понятие территории в данном случае должно представлять собой комплекс вместе с недрами, водным и воздушным пространством (данный взгляд разделяет коллектив под руководством Л.Э. Лимонова [33, с. 28]). Поэто- му в связи с вышерассмотренным в качестве основных структурных уровней экономического простран- ства нами выделены макрорегиональный, региональный, субрегиональный, муниципальный, локальный уровни. Каждый из них имеет обоснование в стратегических документах (табл. 2).

Таблица 2 - Структуризация экономического пространства в РФ1 Table 2 - Structuring of economic space in the Russian Federation1

Уровень Структурные единицы Нормативно-правовые акты, документы стратегического планирования

1 2 3 4 5 6

Макрорегиональный Федеральный округ - + + + - +

Макрорегион + - + - + +

Региональный Регион + + + + + +

Субрегион - - - - - +

Центр - + + + + +

Агломерация - + + + + +

Субрегиональный Город - + + + + +

Периферия - - - - - +

Внеагломерационная территория - - + - - +

Сельская территория + + + + +

Муниципальный Городской округ + + + + + +

Муниципальный район + + + + + +

Локальный Городское поселение + + + + + +

Сельское поселение + + + + + +

1 - ФЗ -172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014.

2 - Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.

3 - Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 г.

4 - Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г.

5 - Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г. 6 - Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 г.

Пространственный потенциал малых предприятий описан нами на двух уровнях: совокупно достигнутом и потенциально возможном, что позволяет говорить о его двойственной природе. Рассмотрение стратегических приоритетов и перспективного развития может быть отнесено к перспективному уровню реализации и аспекту возможностей. Графическая интерпретация пространственного потенциала малых предприятий представлена на рисунке.

Пространственное развитие малых предприятий

Возможный уровень

Потенциал2

В рамках региональной экономической политики

Достигнутый уровень

Повышение эффективности, совершенствование размещения

Вне рамок региональной экономической политики

Время

Настоящее

Рисунок - Графическая интерпретация пространственного потенциала малых предприятий Figure - Graphical interpretation of the spatial potential of small businesses2

В статье исследована совокупность малых предприятий Самарской области на основе принципа комплексного учета данных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Основными информационными источниками являются открытые базы - публикации Росстата и Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. Применены методы: анализ, логический, синтез, контент-анализ, программно-целевой.

Результаты исследования

На основе проведенного комплексного исследования развития малых предприятий в рамках методики реализации их пространственного потенциала выработаны: а) комплекс рекомендаций по пространственному развитию малых предприятий в многоуровневом экономическом пространстве региона (табл. 3); б) рекомендации по совершенствованию институциональных основ реализации пространственного потенциала малых предприятий Самарской области (табл. 6).

Пространственное развитие предполагает умеренную дифференциацию: выработку специализации, совершенствование размещения в соответствии с внутренней морфологией экономического пространства в целом для малых предприятий или отдельно по видам деятельности. Рекомендации по пространственному развитию ориентированы в соответствии с применяемой структуризацией экономического пространства.

На региональном уровне полагаем необходимым корректировку значимых параметров развития малых предприятий: темпов роста числа предприятий, доли юридических лиц, плотности относительно населения, уровня заработной платы; рекомендуется содействие инновационной региональной политике, что на основании проведенного ранее исследования должно положительно повлиять на многообразие видов инструментов формирования пространственно-территориальной организации

(в первую очередь наиболее современных из них - территорий социально-экономического развития и инновационных кластеров) [34]; развитие характерной специализации малого предпринимательства, делающее заметнее межрегиональные структурные различия по видам деятельности.

Субрегиональный структурный уровень экономического пространства выделяется в стратегических документах некоторых регионов, среди которых - Самарская область. На данном уровне в целях совершенствования пространственного размещения рекомендовано повышение плотности малого предпринимательства относительно населения (по всем видам деятельности в целом) в значительно отстающих субрегионах, а также формирование субрегиональных специализаций, исходя из обоснованных центров влияния - ядер Самарско-Тольяттинской агломерации. На субрегиональном уровне возможно формирование целевых ориентиров реализации пространственного потенциала малых предприятий - миссии и цели - путем согласования муниципальных приоритетов, заложенных в стратегиях социально-экономического развития с использованием принципов «умной специализации», а также обоснование дополняющих видов деятельности в рамках формирования оптимизированного портфеля перспективных специализаций [35].

На муниципальном структурном уровне целесообразно стимулирование плотности малого предпринимательства относительно населения (по всем видам деятельности в целом) в значительно отстающих муниципальных образованиях, а также дополнительное стимулирование ускорения темпов развития в монопрофильных городах.

Рассмотрим отражение в документах Самарской области пространственно-территориальной организации малых предприятий (табл. 4).

По итогам анализа выделен ряд институциональных особенностей регионального развития, которые могут быть усовершенствованы на этапе реализации пространственного потенциала малых предприятий. Как видно из табл. 4, наблюдается разный уровень проработки аспектов пространственного взаимодействия в аспектах специализации, размещения и взаимодействия. Также выявлено отсутствие в региональной системе нормативно-правовых актов Самарской области некоторых значимых документов. Очевидно отсутствие органов управления по развитию сектора малых предприятий и общественных организаций в интересах предпринимателей на субрегиональном уровне.

В табл. 5 описаны предлагаемые к внедрению документы, отсутствующие в настоящее время на территории Самарской области: Стратегия пространственного развития Самарской области, Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Самарской области, Закон Самарской области о развитии малого и среднего предпринимательства. На наш взгляд, все они имеют обоснованные предпосылки к реализации и могут включать в себя важные аспекты пространственного регулирования развития малых предприятий региона.

Таблица 3 - Комплекс рекомендаций по пространственному развитию малых предприятий Самарской области3

Table 3 - A set of recommendations for the spatial development of small businesses in the Samara

Region3

Уровень структуры Аспект развития Практические рекомендации

Региональный Значимость сектора малого предпринимательства для региона, масштабы развития малых предприятий в среднем Стимулирование увеличения темпов роста общего числа, доли юридических лиц, плотности на 1000 чел. населения, уровня заработной платы

Широта применения территориальных инструментов ускоренного развития Стимулирование региональной инновационной политики

Структура видов деятельности и размещение Обоснование конкурентоспособной перспективной региональной специализации малого предпринимательства

Окончание табл. 3

Уровень структуры Аспект развития Практические рекомендации

Субрегиональный Дифференциация пространственного размещения малых предприятий по всем видам деятельности Стимулирование увеличения плотности в значительно отстающих субрегионах

Дифференциация пространственного размещения малых предприятий приоритетных видов деятельности. Корреляция структурных отличий по всем видам деятельности с расстоянием между городами Содействие развитию специализации малых предприятий субрегиона с учетом выявленных центров пространственного влияния на отраслевую специализацию -Самары и Тольятти

Муниципальный Пространственное развитие малых предприятий Увеличение числа малых предприятий в муниципальных образованиях с низкими значениями плотности в целом и по видам деятельности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Темпы прироста малых предприятий в городских округах Необходимость значительного стимулирования открытия малых предприятий в монопрофильных городах с учетом включения в субрегиональное взаимодействие

Рекомендации по совершенствованию институциональных основ реализации пространственного потенциала малых предприятий Самарской области представлены в табл. 6. На региональном уровне структуры экономического пространства полагаем необходимым выработку специализации и внедрение пространственного подхода к внутрирегиональному развитию малых предприятий. На субрегиональном уровне целесообразно формирование соответствующего уровня управления и координации развития малых предприятий, а также общественных организаций. На муниципальном уровне рекомендуется устранение разнонаправленности стратегических приоритетов развития в границах субрегиона.

Таблица 4 - Отражение в документах Самарской области пространственно-территориальной организации малых предприятий

Table 4 - Reflection in the documents of the Samara Région of the spatial organization of small enterprises4

Вид документа Аспект пространственного развития Комментарии

Специализация Размещение Взаимодействие

Отсутствуют точные ука-

Стратегия социально- зания на размещение ма-

экономического развития Самарской области + - + лых предприятии в соответствии с конкурентными

на период до 2030 г. преимуществами их специализации

Стратегии социально- Разный уровень проработ-

экономического развития + + + ки пространственного под-

муниципальных образований Самарской области хода среди муниципальных образований

Целевая программа «Развитие Отсутствует точная терри-

малого и среднего предпри- + + + ториальная конкретизация

нимательства в Самарской описанных пространствен-

области на 2019-2030 гг.» ных приоритетов развития

Программа действий Прави- Отсутствует комплексный

тельства Самарской области подход с учетом агломера-

по развитию малых и сред- + + - ционного взаимодействия

них городов Самарской обла-

сти на период до 2030 г.

Таблица 5 - Предлагаемые к разработке и внедрению документы Самарской области5

Table 5 - Documents of the Samara Region proposed for development and implementation5

Предлагаемый документ Предпосылки реализации Возможные пространственные аспекты регулирования развития малых предприятий

Стратегия пространственного развития Самарской области Развитие положений «Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г.» Разделы «Территориальное развитие предпринимательства» и «Стимулирование точек роста малого предпринимательства на территории Самарской области»

Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Самарской области Наличие аналогичных стратегий в двух регионах Приволжского федерального округа (Республика Башкортостан и Чувашская Республика) Развитие субрегионального уровня управления развития малых предприятий и взаимодействие с субрегиональными общественными организациями, закрепление внутрирегиональной специализации

Закон Самарской области о развитии малого и среднего предпринимательства Наличие аналогичных законов в большинстве регионов Приволжского федерального округа Формирование пространственной ориентации системы государственного и муниципального развития малых предприятий

Выработанные практические рекомендации, по нашему мнению, должны быть гармонично включены в систему нормативно-правовых актов. Приведем предлагаемые решения.

1. Предложения на основе комплекса рекомендаций по пространственному развитию малых предприятий могут быть внесены в качестве компонентов Программы действий Правительства Самарской области по развитию малых и средних городов Самарской области на период до 2030 г., целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Самарской области на 2019-2030 гг.», разрабатываемой Стратегии пространственного развития Самарской области (внесение разделов «Территориальное развитие предпринимательства» и «Стимулирование точек роста малого предпринимательства на территории Самарской области»), а также потенциально необходимых регионального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства», Стратегии развития субъектов малого предпринимательства, целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Самарской области на 2019-2030 гг.». Система документов может быть дополнена перечнем перспективных специализаций муниципального уровня и пространственным указанием на развитие взаимодействия в рамках современных структур пространственной организации экономики (территорий опережающего социально-экономического развития, инновационных кластеров).

2. Оптимизированный портфель перспективных специализаций малых предприятий может стать основой пространственного подхода к развитию малых предприятий с учетом согласования миссий социально-экономического развития муниципальных образований и выработки единого перспективного видения на субрегиональном уровне. Полагаем целесообразным корректировку целей и задач развития малых предприятий в стратегиях социально-экономического развития муниципальных образований Самарской области на основе субрегионального согласования.

3. Считаем возможным рекомендовать стимулирование создания органов субрегионального уровня, занимающихся развитием малых предприятий, а также общественных организаций, представляющих интересы предпринимателей. Эти положения могут быть вписаны в Стратегию социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 г. Она уже предполагает формирование органов управления агломерационным развитием, однако в документ не включено упоминание о соответствующих специализированных органах развития малых предприятий. Возможно дополнить параграф «Совершенствование территориально-пространственного развития» планом создания Управления по делам малого предпринимательства Самарско-Тольяттинской агломерации.

Обсуждение и заключение

В работе реализован пространственный подход к изучению малых предприятий Самарской области на основе обоснованного выбора территориальной парадигмы и доказанной авторской позиции относительно структуризации экономического пространства. В рамках ранее разработанной методи-

ки реализации пространственного потенциала малых предприятий в качестве инструмента региональной экономической политики осуществлено формирование предложений, изменений и дополнений в стратегические и программные документы, опирающиеся на результаты комплексного анализа.

Таблица 6 - Рекомендации по совершенствованию институциональных основ реализации пространственного потенциала малых предприятий Самарской области6

Table 6 - Recommendations for improving the institutional framework for the implementation of the spatial potential of small enterprises in the Samara Region

Уровень структуры Аспекты совершенство- Документ* Механизм Ответственные орга-

экономического вания регулирования раз- реализации ны власти Самарской

пространства вития малых предприятий области

Региональный Формирование регио- 1, 3, 5, 6, 7 Нормативно- Самарская губерн-

« к и й ¡3 нальной специализации и правовой ская дума, Прави-

пространственный подход к внутрирегиональ- тельство Самарской области, Министер-

ному развитию ство управления фи-

ч малых предприятий нансами, Министер-

& Субрегиональный Формирование субрегио- 1, 3, 5,6 Нормативно- ство экономического

S к нального уровня управления и координации правовой, организационно- развития и инвестиций, Информацион-

о о и « развития малых предприятий управленческий, финансово- но-консалтинговое агентство, муници-

§ экономический пальные законода-

К н о Развитие общественных 5 Организацио нно - тельные органы

К а о Й организаций, выражающих согласованные ини- управленческий, информационный

8 & X циативы представителей

предпринимательского сообщества муниципальных образований

Муниципальный Устранение разнонаправ-ленности стратегических приоритетов развития в рамках субрегиона 2, 4 Нормативно-правовой

Изменяемые документы

« о 15 о 5 6 1. Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 г. 2. Стратегии социально-экономического развития муниципальных образований Самарской области 3. Целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Самарской области на 2019 - 2030 гг.»

ч X 4. Программа действий Правительства Самарской области по развитию малых и средних городов Самарской области на период до 2030 г.

о о Предлагаемые и разрабатываемые документы

|н 8 & о о К И ев о К а О * 5. Стратегия пространственного развития Самарской области 6. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Самарской области 7. Закон Самарской области «О развитии малого и среднего предпринимательства»

Отдельно сформулированы комплекс рекомендаций по пространственному развитию малых предприятий для многоуровневого экономического пространства Самарской области и система документов стратегического характера, направленная на совершенствование институциональных основ реализации пространственного потенциала малых предприятий Самарской области. Практическая зна-

чимость работы заключается в возможности применения полученных результатов при разработке и корректировке системы документов стратегического планирования регионального и субрегионального уровней. Описанные предложения, по нашему мнению, позволят эффективно провести этап реализации пространственного потенциала малых предприятий в качестве инструмента региональной экономической политики. В качестве одного из ожидаемых результатов можно назвать повышение научной обоснованности региональной политики развития малых предприятий Самарской области.

Следует назвать потенциально возможные направления дальнейшей научной проработки исследуемой тематики.

1. Реализация пространственного потенциала малых предприятий предполагает опору на местные ресурсы и связана с отражением уникальности и самоценности местности. Инициативная деятельность местных жителей, представителей предпринимательского сообщества и органов власти, а также иных заинтересованных стейкхолдеров приобретает важное значение в связи с возможностью проведения инновационного поиска на принципах «умной специализации». В связи с этим перспективным направлением для дальнейшего изучения представляется проработка реализации социального потенциала в качестве компоненты пространственного потенциала малых предприятий. Возможно обратить внимание на параграф «Раскрытие предпринимательского потенциала» Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г.: в нем сделан акцент на женском, семейном и молодежном предпринимательстве. Последнее считаем наиболее описанным в научной литературе в качестве имеющего нераскрытый инновационный потенциал и важным для формирования молодого поколения предпринимателей. В то же время студенческое и молодежное предпринимательство имеет пространственную концентрацию по причине нахождения большей части студентов средних специальных и высших учебных заведений в границах Самарско-Тольяттинской агломерации. Концентратором и драйвером данной деятельности может выступить недавно созданный научно-образовательный центр мирового уровня «Инженерия будущего», целью которого является внедрение инноваций в реальный сектор экономики, в т. ч. путем привлечения молодых разработчиков и предпринимателей. Другим пространственно ориентированным направлением реализации социального предпринимательства может стать развитие народных художественных промыслов и ремесел. Несмотря на отсутствие на территории Самарской области широко известных брендов, Художественно-экспертный совет по народным художественным промыслам Самарской области при министерстве промышленности и технологий ведет активную деятельность по их выявлению и поддержке. Содействие выводу на рынок является стимулирующей деятельностью по выражению самобытности и самоценности локального пространства и в конечном итоге ведет к формированию стратегических целевых ориентиров субрегионального уровня.

2. Создание специального органа управления субрегионального уровня - управления по делам малого предпринимательства Самарско-Тольяттинской агломерации - имеет предпосылки в виде упоминания о необходимости создания субрегионального уровня управления в Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года. В настоящее время отсутствует детальная проработка проекта данного органа региональной экономической политики. Полагаем уместным согласование его деятельности с рассмотренными нами стратегическими приоритетами и задачами субрегионального уровня.

Библиографический список

1. Буров В.Ю. Малое предпринимательство в пространственном развитии региона // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. № 2-1. С. 78-83. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=23196587; https://cyberleninka.ru/article/n/maloe-predprinimatelstvo-v-prostranstvennom-razvitii-regiona/viewer.

2. Бессонов И.С., Королева Е.Н. Пространственный потенциал малых предприятий: сущность и методические основы реализации // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2020. № 5 (187). С. 27-36. DOI: http://doi.org/10.46554/1993-0453-2020-5-187-27-36.

3. Рубе В.А. Институциональные аспекты организации малого бизнеса в развитых странах и в России: учеб. пособие. Москва: ИНФРА-М, 2004. 79 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24557466.

4. Лапенков В.И., Панагушин В.П., Сокуренко В.В. Экономика малого бизнеса: учебник. Москва: Изд-во МАИ, 1994. 3б с.

5. Балашевич М.И., Быкова Т.П. Экономика и организация малого бизнеса. Минск: БГЭУ, 2005. 232 с.

6. Лапуста М.Г. Предпринимательство: учебник. Москва: ИНФРА-М, 2008. б08 с. URL: https://www.studmed.ru/view/lapusta-mg-predprinimatelstvo-uchebnik_24895c0.html.

7. Лапуста В.Н., Старостин А.Л. Малое предпринимательство: учеб. для эконом. вузов. Москва: ИНФРА-М, 1998. 320 с.

8. Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности: учебник. Санкт-Петербург: АНО ИПЭВ, 2009. 33б с. URL: https://www.spbgasu.ru/documents/docs_188.pdf.

9. Предпринимательство: учебник / В.Я. Горфинкель, Г.Б. Поляк, А.В. Швандер. Москва: Юнити-Дана, 2010. 700 с. URL: https://www.studmed.ru/gorfinkel-v-ya-polyak-g-b-red-predprinimatelstvo_9f4c7c5421e.html.

10. Виленский А.В. Парадокс поддержки малого бизнеса: предварительные итоги кризиса // Вопросы экономики. 2011. № б. С. 149-155. DOI: http://doi.org/10.32б09/0042-873б-2011-б-149-155.

11. Мамута М. Большой спрос на небольшие займы // Современный предприниматель. 2010. № 9. URL: http://www.stavropolie.ru/publication.php?publication_id=1181.

12. Зайцев Н.Л. Краткий словарь экономиста. Москва: ИНФРА-М, 2007. 224 с. URL: http://padabum.com/x.php?id=22081.

13. Словарь финансовых терминов. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/11778 (дата обращения: 15.11.2020).

14. Михайлова О.П. Дискуссионные критерии отнесения предприятий к малому бизнесу // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2009. № 2 (10). С. 108—11б. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12905495.

15. Каримов А.Г., Чувашаева Э.Р. К уточнению сущности и содержания категории «экономическое пространство» // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 10-2. С. б2-б7. URL: https://applied-research.ru/pdf/2014/10-2/5998.pdf.

16. Астапенко М.С. Теории и концепции пространственной экономики: сущностные аспекты и эволюция подходов // Вестник Евразийской науки. 2018. Т. 10, № 1. URL: https://esj.today/PDF/50ECVN118.pdf (дата обращения: 10.03.2021); https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34918742.

17. Структуризация экономического пространства региона: сущность, факторы, проектирование: монография / под общ. ред. Р.Ф. Гатауллина. Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 201б. 21б с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29834221.

18. Capello R. Spatial economics analysis of telecommunications network externalities. Aldershot: Avebury, 1994. 308 p.

19. Schuler R. Transportation and telecommunications networks: Planning urban infrastructure for the 21-st century // Urban Studies. 1992. Vol. 39 (2). P. 297-310. DOI: http://doi.org/10.1080/00420989220080331.

20. Shibusawa H. Cyberspace and physical space in an urban economy // Papers in Regional Science. 2000. Vol. 79 (3). P. 253-270. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/PL00013б10.

21. Бияков О.А. Экономическое пространство: сущность, функции, свойства // Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2004. № 2 (39). С. 101-108. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp? id= 18848011.

22. The Spatial Economy: Cities, Regions, and International Trade / M. Fujita, P. Krugman, A.J. Venables. Cambridge; London, 1999. 380 p. URL: http://sinop.unemat.br/site_antigo/prof/foto_p_downloads/ fot_6387the_spatial_economics_fujita_kbugman_venable(book)_pdf.pdf.

23. Михуринская Е.А. Регион как форма организации экономического пространства. URL: http://rusnauka.com/ONG_200б/Economics/17б37.doc.htm (дата обращения: 10.03.2021).

24. Гранберг А.Г. О программе фундаментальных исследований пространственного развития России // Регион: экономика и социология. 2009. № 2. С. 1бб-178. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=12846566.

25. Минакир П.А., Демьяненко А.Н. Очерки по пространственной экономике. Хабаровск: ИЭИ ДВО РАН, 2014. 272 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23816920.

26. Суворова А.В. Пространственное развитие: содержание и особенности // Известия Уральского государственного экономического университета. 2019. Т. 20, № 3. С. 51-64. DOI: http://doi.org/ 10.29141/2658-5081-2019-20-3-4.

27. Минакир П.А. Трансформация региональной экономической политики // Экономическая наука современной России. 2001. № 1. С. 34-47. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9551490.

28. Иванов О.Б., Бухвальд Е.М. Малое и среднее предпринимательство как фактор пространственного развития экономики // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2018. № 5. С. 7-24. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36512276.

29. Урунов А.А. Единое и общее экономическое пространство. Москва: ИД «Синергия», 2014. 388 с.

30. Мелентьев Б.В. Региональная экономическая политика (курс лекций). Новосибирск: Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2014. 348 с. URL: http://lib.ieie.su/docs/Melentyev2014RegionEconPolitika.pdf.

31. Шешукова Т.Г., Колесень Е.В. Совершенствование методики анализа экономического потенциала хозяйствующего субъекта: монография. Пермь: Перм. гос. нац. ун-т, 2013. 196 с. URL: http://www.psu.ru/ nauka/elektronnye-publikatsii/monografii-123123/t-g-sheshukova-e-v-kolesen-sovershenstvovanie-metodiki-analiza-ekonomicheskogo-potentsiala-khozyajstvuyushchego-sub-ekta.

32. Галданова Е.В. Формирование и использование пространственного потенциала развития сельского хозяйства региона: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Улан-Удэ, 2015. 178 с. URL: https://esstu.ru/uportal/ dissertation/downloadFile.htm?type=dissertation&typeId=472.

33. Региональная экономика и пространственное развитие: в 2 т. Т. 1. Региональная экономика. Теория, модели и методы: учебник для бакалавриата и магистратуры / под общ. ред. Л.Э. Лимонова. Москва: Юрайт, 2014. 397 с. URL: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/folder/8t0dzqhgx0/direct/131767722; https://elibrary.ru/item. asp? id=23 698712.

34. Bessonov I.S., Koroleva E.N. Influence of regional economic policy on realization of spatial potential of small business // Economic and Social Development (Book of Proceedings), 50th International Scientific Conference on Economic and Social Development Development. Chelyabinsk, 2020. 650 p. URL: https://esd-conference.com/upload/book_of_abstracts/Book_of_Abstracts_esdChelyabinsk2020_0nline.pdf (дата обращения: 20.03.2021).

35. Королева Е.Н., Бессонов И.С. Обоснование стратегических приоритетов развития малых предприятий в экономическом пространстве региона на принципах «умной специализации»// Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2021. № 1. С. 22-31. DOI: http://doi.org/10.25198/2077-7175-2021-1-22.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Burov V.Yu. Small business in the spatial development of the region. Vestnik Buriatskogo gosudarstvennogo universiteta, 2015, no. 2-1, pp. 78-83. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23196587; https://cyberleninka.ru/article/n/maloe-predprinimatelstvo-v-prostranstvennom-razvitii-regiona/viewer. (In Russ.)

2. Bessonov I.S., Koroleva E.N. Spatial potential of small enterprises: essence and methodological bases of implementation. Vestnik of Samara State University of Economics, 2020, no. 5 (187), pp. 27-36. DOI: http://doi.org/10.46554/1993-0453-2020-5-187-27-36. (In Russ.)

3. Rube V.A. Institutional aspects of small business organization in developed countries and in Russia: textbook. Moscow: INFRA-M, 2004, 79 p. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24557466. (In Russ.)

4. Lapenkov V.I., Panagushin V.P., Sokurenko V.V. Small business economics: textbook. Moscow: Izd-vo MAI, 1994, 36 p. (In Russ.)

5. Balashevich M.I., Bykova T.P. Economics of organization of small business. Minsk: BGEU, 2005, 232 p. Available at: https://vse-ychebniki.ru/kommercheskaya-deyatelnost-uchebnik/balashevich-ekonomika-i- organizaciya-malogo-biznesa. (In Russ.)

6. Lapusta M.G. Entrepreneurship: textbook. Moscow: INFRA-M, 2008, 608 p. Available at: https://www.studmed.ru/view/lapusta-mg-predprinimatelstvo-uchebnik_24895c0.html. (In Russ.)

7. Lapusta V.N., Starostin A.L. Small business: textbook for universities of economics. Moscow: INFRA-M, 1998, 320 p. (In Russ.)

8. Asaul A.N. Organization of business activities: textbook. Saint Petersburg: ANO IPEV, 2009, 336 p. Available at: https://www.spbgasu.ru/documents/docs_188.pdf. (In Russ.)

9. Gorfinkel V.Ya., Poliak G.B., Shvander A.V. Entrepreneurship: textbook. Moscow: Yuniti-Dana, 2010, 700 p. Available at: https://www.studmed.ru/gorfinkel-v-ya-polyak-g-b-red-predprinimatelstvo_9f4c7c5421e. html. (In Russ.)

10. Vilensky A.V. The Paradox of Small Business Support: Preliminary Outcomes of the Crisis. Voprosy ekonomiki, 2011, no. 6, pp. 149-155. DOI: http://doi.org/10.32609/0042-8736-2011-6-149-155. (In Russ.)

11. Mamuta M. High demand for small loans. Sovremennyi predprinimatel', 2010, no. 9. Available at: http://www.stavropolie.ru/publication.php?publication_id=1181. (In Russ.)

12. Zaitsev N.L. Brief dictionary of the economist. Moscow: INFRA-M, 2007, 224 p. Available at: http://padabum.com/x.php?id=22081. (In Russ.)

13. Dictionary of financial terms. Available at: https://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/11778 (accessed November 15, 2020). (In Russ.)

14. Mikhailova O.P. Discussion criteria for classifying enterprises as small businesses. University proceedings. Volga region. Social sciences, 2009, no. 2, pp. 108-116. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id= 12905495. (In Russ.)

15. Karimov A.G., Chuvashayeva E.R. To specification of essence and the content of the category «economic space». International Journal of Applied and Fundamental Research, 2014, no. 10-2, pp. 62-67. Available at: https://applied-research.ru/pdf/2014/10-2/5998.pdf. (In Russ.)

16. Astapenko M.S. Theories and concepts of «spatial economics»: essential aspects and evolution of approaches. The Eurasian Scientific Journal, 2018, no. 1, Vol. 10. Available at: https://esj .today/PDF/5 0ECVN118.pdf (accessed March 10, 2021); https://www.elibrary.ru/item.asp?id= 34918742. (In Russ.)

17. Gataullin R.F. (Ed.) Structuring the economic space of the region: essence, factors, design: monograph. Ufa: ISEI UNTs RAN, 2016, 216 p. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29834221. (In Russ.)

18. Capello R. Spatial economics analysis of telecommunications network externalities. Aldershot: Avebury, 1994,308 p.

19. Schuler R. Transportation and telecommunications networks: Planning urban infrastructure for the 21-st century. Urban Studies. 1992. Vol. 39 (2). Pp. 297-310. DOI: http://doi.org/10.1080/00420989220080331.

20. Shibusawa H. Cyberspace and physical space in an urban economy. Papers in Regional Science, 2000, vol. 79, no. 3, pp. 253-270. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/PL00013610.

21. Biiakov O.A. Economic space: essence, functions, properties. Bulletin of the Kuzbass State Technical University, 2004, no. 2 (39), pp. 101-108. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18848011. (In Russ.)

22. Fujita M., Krugman P., Venables A.J. The Spatial Economy: Cities, Regions, and International Trade. Cambridge; London, 1999. 380 p. Available at: http://sinop.unemat.br/site_antigo/prof/foto_p_downloads/ fot_6387the_spatial_economics_fujita_kbugman_venable(book)_pdf.pdf.

23. Mikhurinskaia E.A. Region as a form of economic space organization. Available at: http://rusnauka.com/ONG_2006/Economics/17637.doc.htm (accessed March 10, 2021). (In Russ.)

24. Granberg A.G. Conceptual base of the program on fundamental issues of spatial development: interdisciplinary aspect issued by the Presidium of the Russian Academy of Sciences. Region: Economics and Sociology, 2009, no. 2, pp. 166-178. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12846566. (In Russ.)

25. Minakir P.A., Demyanenko A.N. Essays on spatial economics. Khabarovsk: IEI DVO RAN, 2014, 272 p. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23816920. (In Russ.)

26. Suvorova A.V. Spatial development: content and features. Journal of New Economy, 2019, vol. 20, no. 3, pp.51-64. DOI: http://doi.org/10.29141/2658-5081-2019-20-3-4. (In Russ.)

27. Minakir P.A. Transformation of regional economic policy. Economics of Contemporary Russia, 2001, no. 1, pp. 34-47. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=9551490. (In Russ.)

28. Ivanov O.B., Bukhvald E.M. Small and medium-sized enterprises as a factor of spatial development of Russian economy. ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice, 2018, no. 5, pp. 7-24. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=36512276. (In Russ.)

29. Urunov A.A. Unified and common economic space. Moscow: ID «Sinergiya», 2014, 388 p. (In Russ.)

30. Melentyev B.V. Regional economic policy (course of lectures). Novosibirsk: Izd-vo IEOPP SO RAN, 2014, 348 p. Available at: http://lib.ieie.su/docs/Melentyev2014RegionEconPolitika.pdf; https://elibrary.ru/item.asp?id= 21539157. (In Russ.)

31. Sheshukova T.G., Kolesen E.V. Improving the methodology for analyzing the economic potential of an economic entity: monograph. Perm: Perm. gos. nats. un-t, 2013, 196 p. Available at: http://www.psu.ru/ nauka/elektronnye-publikatsii/monografii-123123/t-g-sheshukova-e-v-kolesen-sovershenstvovanie-metodiki-analiza-ekonomicheskogo-potentsiala-khozyajstvuyushchego-sub-ekta. (In Russ.)

32. Galdanova E.V. Formation and the use of spatial potential for the development of agriculture in the region: Candidate's of Economic Sciences thesis: 08.00.05. Ulan-Ude, 2015, 178 p. Available at: https:// esstu.ru/uportal/dissertation/downloadFile.htm?type=dissertation&typeId=472. (In Russ.)

33. Limonov L.E. (Ed.) Regional economy and spatial development: in 2 vols. Vol. 1. Regional economics. Theory, models, and methods: textbook for Bachelor's programme and Master's programme. Moscow: Yurait, 2014, 397 p. Available at: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/folder/8t0dzqhgx0/direct/131767722; https://elibrary.ru/item.asp?id=23698712. (In Russ.)

34. Bessonov I.S., Koroleva E.N. Influence of regional economic policy on realization of spatial potential of small business. In: Economic and Social Development (Book of Proceedings), 50th International Scientific Conference on Economic and Social Development. Chelyabinsk, 2020, 650 p. Available at: https://esd-conference.com/upload/book_of_abstracts/Book_of_Abstracts_esdChelyabinsk2020_0nline.pdf (accessed 20.03.2021).

35. Koroleva E.N., Bessonov I.S. Justification of strategic priorities for the development of small businesses in the economic space of the region based on the principles of «smart specialization». Intellect. Innovations. Investments, 2021, no. 1, pp. 22-31. DOI: http://doi.org/10.25198/2077-7175-2021-1-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.