Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА'

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
953
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / СОСТАВЛЯЮЩИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ОЦЕНКА УРОВНЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гуськова Надежда Дмитриевна, Ерастова Александра Валерьевна, Никитина Дарья Викторовна

Введение. Глобализация экономики, формирование концепции устойчивого развития во многом определяют стратегию продвижения организаций как крупного, так и малого бизнеса. Следование принципам устойчивого развития становится для предприятий обязательным условием для повышения конкурентоспособности и привлекательности для стейкхолдеров. Цель статьи - на основе проведенного исследования разработать этапы формирования стратегического управления устойчивым развитием предприятий малого бизнеса. Материалы и методы. На примере компании АО «Лидер-Компаунд» проведен анализ финансово-экономической, экологической и социальной составляющих устойчивости предприятия. Материалами исследования послужили отчетность организации за 2012-2019 гг. и результаты проведенного анкетирования руководящего состава. Экспертным методом определена итоговая оценка соответствия АО «Лидер-Компаунд» особенностям стратегического управления устойчивым развитием малых и средних предприятий. Использование метода стратегического анализа (SWOT-анализа) позволило выявить сильные и слабые стороны компании, а также угрозы и возможности. Результаты исследования. Результаты комплексного анализа составляющих устойчивого развития компании позволили провести итоговую оценку соответствия данного предприятия особенностям стратегического управления малыми и средними компаниями. Установлен достаточно высокий уровень развития стратегического управления АО «Лидер-Компаунд», определены резервы для его повышения. Предложен алгоритм процесса разработки и реализации стратегии в области устойчивого развития компании. Для каждого этапа процесса обоснованы методические рекомендации по его выполнению. Для расчета обобщенного интегрального показателя уровня устойчивого развития разработана математическая модель, учитывающая составляющие устойчивого развития предприятия. Обсуждение и заключение. Предложенный процесс разработки и реализации стратегии устойчивого развития малого предприятия позволит не только сформировать обоснованную по составляющим устойчивого развития стратегию, но и обеспечить возможность ее успешной реализации. Результаты исследования могут быть использованы как в практической деятельности других малых предприятий, так и в дальнейшем научном исследовании особенностей управления устойчивым развитием малых предприятий других сфер деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC MANAGEMENT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS ENTERPRISES

Introduction. The globalization of the economy and the introduction of the concept of sustainable development largely determine the development strategy of both large and small businesses. Adherence to the principles of sustainable development is becoming a prerequisite for organizations to develop, increase competitiveness and attractiveness for stakeholders. The purpose of the study is to elaborate the stages of formation of strategic management of sustainable development of small business enterprises. Materials and Methods. An analysis of the financial, economic, environmental and social components of sustainability of JSC Leader-Compound was performed as a case study. The company's financial statements for 2012-2019 as well as the results of the survey conducted among the management staff were used as the materials for the study. The expert method was employed to determine the final assessment of compliance of JSC Leader-Compound with the features of strategic management of sustainable development of small and medium-sized enterprises. The employed method of strategic analysis (SWOT analysis) made it possible to identify the strengths and weaknesses of the company, as well as threats and opportunities. Results. The results of a comprehensive analysis of the components of sustainable development of JSC Leader-Compound made it possible to conduct a final assessment of the compliance of this enterprise with the features of strategic management of small and medium-sized businesses. A sufficiently high level of development of the strategic management of JSC Leader-Compound has been noted, and reserves for its improvement have been determined. An algorithm for the process of development and implementation of a strategy for sustainable development of the company has been proposed. Methodological recommendations have been substantiated for each stage of the process. To calculate the generalized integral indicator of the level of sustainable development, a mathematical model has been proposed that takes into account the components of sustainable development of the company. Discussion and Conclusion. The proposed process of development and implementation of a strategy for sustainable development of a small business will make it possible not only to form a strategy based on the components of sustainable development, but also to ensure the possibility of its successful implementation. The research results may contribute to both practical activities of other small businesses, and further scientific research of the features of managing the sustainable development of small enterprises in other lines of business.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА»

УДК 334.012.64

DOI: 10.15507/2413-1407.115.029.202102.306-327

Оригинальная статья / Original article

http://regionsar.ru ISSN 2587-8549 (Print) ISSN 2413-1407 (Online)

Стратегическое управление устойчивым развитием предприятий малого бизнеса

1 ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, Российская Федерация),

* erastova.74@inbox.ru 2 Агентство «СберМаркетинг» (г. Москва, Российская Федерация)

Введение. Глобализация экономики, формирование концепции устойчивого развития во многом определяют стратегию продвижения организаций как крупного, так и малого бизнеса. Следование принципам устойчивого развития становится для предприятий обязательным условием для повышения конкурентоспособности и привлекательности для стейкхолдеров. Цель статьи - на основе проведенного исследования разработать этапы формирования стратегического управления устойчивым развитием предприятий малого бизнеса.

Материалы и методы. На примере компании АО «Лидер-Компаунд» проведен анализ финансово-экономической, экологической и социальной составляющих устойчивости предприятия. Материалами исследования послужили отчетность организации за 2012-2019 гг. и результаты проведенного анкетирования руководящего состава. Экспертным методом определена итоговая оценка соответствия АО «Лидер-Компаунд» особенностям стратегического управления устойчивым развитием малых и средних предприятий. Использование метода стратегического анализа (SWOT-анализа) позволило выявить сильные и слабые стороны компании, а также угрозы и возможности. Результаты исследования. Результаты комплексного анализа составляющих устойчивого развития компании позволили провести итоговую оценку соответствия данного предприятия особенностям стратегического управления малыми и средними компаниями. Установлен достаточно высокий уровень развития стратегического управления АО «Лидер-Компаунд», определены резервы для его повышения. Предложен алгоритм процесса разработки и реализации стратегии в области устойчивого развития компании. Для каждого этапа процесса обоснованы методические рекомендации по его выполнению. Для расчета обобщенного интегрального показателя уровня устойчивого развития разработана математическая модель, учитывающая составляющие устойчивого развития предприятия.

[jjjT Q I Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. fisZ^H^^ This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

Н. Д. Гуськова1 А. В. Ерастова1* Д. В. Никитина2

© Гуськова Н. Д., Ерастова А. В., Никитина Д. В., 2021

Обсуждение и заключение. Предложенный процесс разработки и реализации стратегии устойчивого развития малого предприятия позволит не только сформировать обоснованную по составляющим устойчивого развития стратегию, но и обеспечить возможность ее успешной реализации. Результаты исследования могут быть использованы как в практической деятельности других малых предприятий, так и в дальнейшем научном исследовании особенностей управления устойчивым развитием малых предприятий других сфер деятельности.

Ключевые слова: устойчивое развитие, стратегия устойчивого развития, малое предприятие, составляющие устойчивого развития, оценка уровня устойчивого развития

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Гуськова, Н. Д. Стратегическое управление устойчивым развитием предприятий малого бизнеса / Н. Д. Гуськова, А. В. Ерастова, Д. В. Никитина. - DOI 10.15507/2413-1407.115.029.202102.306-327 // Регионология. - 2021. - Т. 29, № 2. -С. 306-327.

Strategic Management of Sustainable Development of Small Business Enterprises

N. D. Guskova1, A. V. Erastova1*, D. V. Nikitina2

1 National Research Mordovia State University (Saransk, Russian Federation),

*erastova.74@inbox.ru 2 SberMarketing Agency

Introduction. The globalization of the economy and the introduction of the concept of sustainable development largely determine the development strategy of both large and small businesses. Adherence to the principles of sustainable development is becoming a prerequisite for organizations to develop, increase competitiveness and attractiveness for stakeholders. The purpose of the study is to elaborate the stages of formation of strategic management of sustainable development of small business enterprises. Materials and Methods. An analysis of the financial, economic, environmental and social components of sustainability of JSC Leader-Compound was performed as a case study. The company's financial statements for 2012-2019 as well as the results of the survey conducted among the management staff were used as the materials for the study. The expert method was employed to determine the final assessment of compliance of JSC Leader-Compound with the features of strategic management of sustainable development of small and medium-sized enterprises. The employed method of strategic analysis (SWOT analysis) made it possible to identify the strengths and weaknesses of the company, as well as threats and opportunities.

Results. The results of a comprehensive analysis of the components of sustainable development of JSC Leader-Compound made it possible to conduct a final assessment of the compliance of this enterprise with the features of strategic management of small and medium-sized businesses. A sufficiently high level of development of the strategic management of JSC Leader-Compound has been noted, and reserves for its improvement have been determined. An algorithm for the process of development and implementation of a strategy for sustainable development of the company has been proposed. Methodological recommendations have been substantiated for each stage of the process. To calculate the generalized integral indicator of the level of sustainable development, a mathematical model has been proposed that takes into account the components of sustainable development of the company.

Discussion and Conclusion. The proposed process of development and implementation of a strategy for sustainable development of a small business will make it possible not only to form a strategy based on the components of sustainable development, but also to ensure the possibility of its successful implementation. The research results may contribute to both practical activities of other small businesses, and further scientific research of the features of managing the sustainable development of small enterprises in other lines of business.

Keywords: sustainable development, sustainable development strategy, small business, components of sustainable development, assessment of the level of sustainable development

The authors declare that there is no conflict of interest.

For citation: Guskova N.D., Erastova A.V., Nikitina D.V. Strategic Management of Sustainable Development of Small Business Enterprises. Regionology = Russian Journal of Regional Studies. 2021; 29(2):306-327. DOI: https://doi.org/10.15507/2413-1407.115.029.202102.306-327

Введение. Устойчивое развитие отвечает потребностям людей в настоящее время и создает лучшее будущее для следующих поколений, а его составляющие (экономическая, экологическая, социальная) должны быть органично встроены в стратегическое управление предприятием [1; 2]. Однако следует отметить, что традиционные подходы к стратегическому управлению предприятиями малого бизнеса не всегда применимы в силу особенностей их функционирования и взаимодействия с внешним окружением [3].

Малый бизнес в современной России имеет огромное значение для развития страны. Вместе с тем эффективное функционирование и развитие субъектов малого предпринимательства напрямую зависит от совокупности экономических, политических, социокультурных, экологических и технологических особенностей хозяйствования в регионе [4; 5], а также от уровня стратегического управления устойчивым развитием данных предприятий. Определение стратегических факторов, прогнозирование их влияния на устойчивое развитие субъектов малого бизнеса и перспективы того или иного вида предпринимательской деятельности становятся необходимым условием не только выживания, но и успешного развития предприятий данной сферы экономики страны1.

Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности исследования. Цель статьи - определить инструменты и методы формирования этапов стратегического управления устойчивым развитием предприятий малого бизнеса.

Обзор литературы. Идея необходимости устойчивого развития социально-экономических систем возникла на основе теории ноосферы и нашла отражение в научных кругах членов Римского клуба - неправительственной организации, созданной в 1968 г. под руководством А. Печчеи2, а также в концепции устойчивого развития, базирующейся на теории роста Я. Тинбергена3. Началом

1 The Global Sustainability Competitiveness Index 2020 [Электронный ресурс]. URL: https:// solability.com/the-global-sustainable-competitiveness-index/the-index (дата обращения: 18.06.2020).

2 Римский клуб. Декларация. Миссия // Вопросы философии. 1995. № 3. С. 65-72.

3 Тинберген Я., Босс Х. Математические модели экономического роста. М.: Прогресс, 1967. 176 с.

активного формирования концепции устойчивого развития послужила выдвинутая американскими учеными Д. Форрестером и Д. Медоузом теория пределов роста4. М. Клавинс, У Леал Фильо и Я. Залокснис в своей монографии подробно рассматривают проблемы взаимосвязи составляющих устойчивого развития: окружающей среды, производства и человека, формирования системы ценностей и необходимости образования в области устойчивого развития для будущего [6]. Наиболее современное осмысление проблемы устойчивого развития прибрело на 70-й Генеральной Ассамблее ООН в рамках Саммита по устойчивому развитию в 2015 г. На ней был принят официальный документ «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», которая включает 17 глобальных целей устойчивого развития5. Белорусские ученые С. А. Зенченко и Н. Н. Горбачев рассматривают влияние концепции устойчивого развития в странах Европейского союза, а также вопросы управления организациями на основе международных стандартов экологического менеджмента6. Вопросы влияния малого бизнеса на устойчивое развитие экономики исследуются такими учеными, как А. Сейсенбаева, Н. Гумар, М. Имрамзиева [3] и другими авторами.

В государственной политике Российской Федерации в сфере социально-экономического развития страны положения концепции устойчивого развития также находят адекватное отражение. Так, еще в 1996 г. была принята «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию»7. В современных национальных документах целям устойчивого развития, заявленным ООН, уделено особое внимание: в положениях Указа Президента России «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»8, а также в стратегии развития малого и среднего предпринимательства в России на период до 2030 г. и плане мероприятий («дорожной карте») по ее реализации9.

4 Форрестер Дж. Мировая динамика. М.: АСТ, 2006. 384 с.; Медоуз Д. Х., Медоуз Д. Л., Рэн-дерс Й. Пределы роста : докл. по проекту Римского клуба «Сложное положение человечества». 2-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1991. 207 с.

5 Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 25 сентября 2015 года [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/ares70dl_ru.pdf (дата обращения: 11.12.2020).

6 Зенченко С. А., Горбачев Н. Н. Экологический менеджмент в ЕС. Минск: Медисонт, 2018. 324 с.

7 О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию: Указ Президента Российской Федерации от 01.04.1996 № 440 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=233558#08987742907099916 (дата обращения: 17.04.2020).

8 О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 [Электронный ресурс]. URL: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012 (дата обращения: 25.01.2021).

9 О Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г. и плане мероприятий («дорожной карте») по ее реализации: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 № 1083-р [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71318202/ (дата обращения: 17.04.2020).

Несмотря на такую высокую политическую и экономическую значимость и полную осознанность необходимости удовлетворения требований устойчивого развития мирового сообщества, единое мнение относительно содержания данного понятия в научной литературе еще не сложилось. В современных исследованиях ведутся активные дискуссии и представлено множество трактовок данного понятия.

П. К. Виртанен, Л. Сирагуса, Х. Гутторм отмечают, что в подходах к устойчивому развитию территории особое внимание уделяется отношениям, языку, традициям, а качество жизни измеряется и корректируется с учетом устойчивого развития человеческого сообщества [7]. А. Н. Багровникова устойчивое развитие связывает с «сохранением ресурсной базы, обеспечивающей удовлетворение потребностей нынешнего поколения, без ущерба будущему поколению, экономическому и социальному равновесию» [8, с. 21]. По мнению И. В. Шевченко и К. О. Литвинского, устойчивое развитие - это управляемый процесс, направленный на коэволюционное решение экономических, социальных и экологических проблем, а также существование в обществе социально- и экологически-ответственного бизнеса [9]. Т. Лахти, Й. Винсент и В. Парида под устойчивым развитием понимают процесс перехода на построение лучшего мира и более устойчивой окружающей среды [10].

Представленные определения устойчивого развития отражают экономическую, экологическую и социальную составляющие общества. Обеспечить устойчивое развитие общества в целом, региона, отрасли возможно лишь тогда, когда организации, независимо от их сферы деятельности и размера, будут устойчивыми.

Исследование трактовок понятия «устойчивое развитие предприятия», представленных в работах А. Л. Коваль [11], А. Г. Погорянской [12], М. М. Басова [13], П. П. Табурчак [14], О. В. Прокопенко10, А. М. Шилова [15], Э. Лаурин [16] и др., позволяет выделить некоторые общие черты авторских подходов к его определению. Одни ученые учитывают несколько аспектов деятельности предприятия - экологический, экономический и социальный [10; 15], другие, кроме перечисленных, выделяют также производственную и технологическую составляющие11 [16]. Устойчивое развитие предприятия рассматривается большинством авторов как объект воздействия разнообразных и многочисленных внешних и внутренних факторов, которые предприятие должно учитывать и в отношении которых оно должно достигать устойчивости [11; 12; 14].

Подавляющее число авторов устойчивое развитие предприятия трактует исключительно с экономической или финансовой точек зрения, не принимая

10 Устойчивое развитие предприятия, региона, общества: инновационные подходы к обеспечению: моногр. / О. В. Прокопенко, И. А. Александров, Н. Н. Андреева, О. Ф. Яременко. Польша: Drukarnia i Studio Graficzne Omnidium, 2014. 474 с.

11 Там же.

во внимание другие аспекты его деятельности. Практически все из рассмотренных авторских трактовок не отражают одну из основополагающих особенностей концепции устойчивого развития, заключающуюся в том, что оно должно обеспечивать удовлетворение потребностей как нынешних, так и будущих поколений. Исходя из этого, устойчивое развитие организации следует трактовать как процесс целенаправленного социального и экономического развития предприятия, обеспечивающий сохранение и/или улучшение экологических характеристик производственной деятельности для удовлетворения текущих и будущих потребностей населения, учитывающий риски предприятия и влияние как внешних, так и внутренних факторов.

Устойчивое развитие должно рассматриваться в неразрывной связи с приоритетами будущих поколений на основе качественно нового типа развития и социально-экономического роста. Это отражает многогранность данного понятия и его комплексный характер, а также подчеркивает стратегическую направленность принятия управленческих решений в области устойчивого развития предприятия. В связи с этим необходимо рассмотреть опыт стран Европейского союза в области стратегического управления устойчивым развитием бизнеса. Следует отметить, что 25 миллионов малых и средних предприятий (МСП) в Европе являются основой экономики Европейского союза. В них занято около 100 миллионов человек, они составляют более половины ВВП Европы и играют ключевую роль в создании добавленной стоимости в каждом секторе экономики. МСП предлагают инновационные решения таких проблем, как изменение климата, эффективность использования ресурсов и социальная сплоченность. Они обеспечивают распространение этих инноваций по всем регионам Европы и играют центральную роль в двойном переходе Европейского союза к устойчивой и цифровой экономике. МСП необходимы также для повышения конкурентоспособности и процветания Европы, экономического и технологического суверенитета и устойчивости к внешним потрясениям.

Разработанная Европейским союзом «Стратегия МСП для устойчивой и цифровой Европы» является ключевой составляющей промышленной стратегии Европейского союза и базируется на реализации трех основных принципов:

- создании потенциала и поддержке перехода к устойчивому развитию и цифровизации;

- снижении регуляторной нагрузки и улучшении доступа на рынки;

- улучшении доступа к финансированию12.

В стратегии подробно рассмотрены необходимые условия реализации данных принципов независимо от сферы деятельности МПС.

12 An SME Strategy for a Sustainable and Digital Europe. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. Brussels, 10.3.2020. COM (2020) 103 final. 18 p.

В России наиболее успешные современные предприятия также начинают разрабатывать и реализовывать стратегии устойчивого развития. По мнению А. А. Гордиенко, К. В. Грохотовой и И. Б. Королевой, «стратегия устойчивого развития предприятия - это процесс непрерывных изменений на основе научно-технического прогресса, внедрения инноваций, совершенствования персонала с целью достижения стратегических целей» [17, с. 227].

В соответствии с этим, предприятие, встающее на путь устойчивого развития, должно в качестве ключевых приоритетов при принятии значимых для его будущего состояния управленческих решений учитывать принципы концепции устойчивого развития и руководствоваться ими.

Материалы и методы. На примере компании АО «Лидер-Компаунд» осуществлен анализ составляющих ее устойчивости. Материалами для исследования послужили отчетность организации за последние 8 лет ее работы (2012-2019 гг.), а также результаты проведенного анкетирования руководящего состава (20 % от общей численности персонала).

Были исследованы следующие составляющие предприятия:

- социальная - анализировался фонд оплаты труда АО «Лидер-Компаунд» в динамике, уровень заработной платы данного предприятия сопоставлялся со среднероссийским уровнем;

- экологическая - изучалась на основе принятой в компании Политики в области экологии;

- информационная - оценивалась степень реализации принципов устойчивого развития организации через сайт компании, который предоставляет информацию для всех заинтересованных сторон;

- финансово-экономическая - проводилась оценка рентабельности, платежеспособности и удельной себестоимости, что позволило определить эффективность управленческой деятельности.

Проведенное исследование позволило дать итоговую оценку соответствия АО «Лидер-Компаунд» особенностям стратегического управления устойчивым развитием малыми и средними предприятиями. С помощью SWOT-анализа выявлены сильные и слабые стороны, а также угрозы и возможности предприятия. Все вышеизложенное позволило разработать этапы формирования стратегического управления устойчивым развитием предприятий малого бизнеса.

Результаты исследования. Особенности стратегического управления малыми и средними предприятиями анализировались во многих научных работах [18-21], в том числе и в наших более ранних публикациях13. В процессе исследования мы систематизировали полученные результаты и представили их в таблице 1.

13 Гуськова Н. Д., Никитина Д. В. Особенности стратегического управления на предприятиях малого и среднего бизнеса // Сборник статей Всероссийской научно-технической конференции «Управление качеством в образовании и промышленности». Севастополь, 2020. С. 131-136. URL: https://lib.sevsu.ru/xmlui/handle/123456789/9292 (дата обращения: 07.12.2020).

Т а б л и ц а 1. Систематизация особенностей стратегического управления малыми и средними предприятиями

T a b l e 1. Systematization of the features of strategic management of small and medium-sized enterprises

Особенность/ Feature Характеристика / Description

1 2

Высокая чувствительность к изменениям внешней среды / High sensitivity to changes in the external environment

Высокая гибкость / High flexibility

Повышенная восприимчив ость к инновациям / Increased susceptibility to innovation

Высокие риски / High risks

Высокая конкуренция / Intense competition

Краткосрочность / Short-termism

Малый объем документации / Small amount of documentation

Упрощенная аналитика / Simplified analytics

Тесное взаимодействие с ограниченным количеством поставщиков и потребителей позволяет предприятиям своевременно реагировать на смену хозяйственной конъюнктуры и другие изменения внешней среды / Close interaction with a limited number of suppliers and consumers enables enterprises to respond to changes in the economic conditions and the external environment in a timely manner

На основе глубокой специализации и кооперации создаются условия для быстрого реагирования на запросы потребителей и осуществление соответствующих изменений / Based on the increased specialization and cooperation, conditions are created for rapid response to consumer demands and for introduction of appropriate changes

Малый бизнес в силу своего небольшого размера, слабой формализации и большей адаптивности быстрее реагирует и воспринимает инновации / Small businesses, due to their small size, weak formalization and greater adaptability, are quicker to react and accept innovations

Инновации влекут за собой высокие риски, поэтому возникает необходимость контроля за изменениями во внешней среде с целью сохранения рыночной ниши, а также текущего и будущего дохода / Innovations entail high risks, so there is a need to monitor changes in the environment in order to secure the niche in the market, as well as the current and future income

Высокая конкуренция требует от предприятия высокой предпринимательской активности / Intense competition requires intense entrepreneurial activity of the enterprise

Планирование на предприятиях малого бизнеса как правило осуществляется на месяц, квартал или год / Small business planning is usually done for a month, quarter, or year

Небольшой объем документации приводит к информационной ограниченности при принятии управленческих решений / Small amount of documentation leads to informational limitations when making managerial decisions

Анализ внешней и внутренней среды предприятия проводится по упрощенному алгоритму в связи с недостаточностью информационного и кадрового обеспечения / Analysis of the external and internal environments of the enterprise is carried out according to a simplified algorithm due to the lack of information and staffing

Окончание табл. 1 / End of table 1 1 2

Оперативное приня- Малая иерархичность организационной структуры позволяет тие решений / Quick принимать быстрые управленческие решения / Small hierar-decision-making chy of the organizational structure makes it possible to make quick managerial decisions

Вовлеченность Слабая формализация позволяет вовлекать весь персонал пред-персонала / Staff in- приятия в принятие и реализацию решений / Weak formaliza-volvement tion makes it possible for the entire staff of the enterprise to be

involved in making and implementing decisions

Принятие стратегических решений в малом и среднем предпринимательстве во многом определяется особенностями той отрасли, в которой они осуществляют свою деятельность. Акционерное общество «Лидер-Компаунд» (АО «Лидер-Компаунд»), образованное в сентябре 2010 г., осуществляет свою деятельность в высокотехнологичной отрасли и планомерно развивается в направлении освоения самых современных кабельных технологий.

Устойчивое развитие предприятия во многом определяется профессиональными и личностными компетенциями персонала, его удовлетворенностью условиями и оплатой труда. Результаты анкетирования персонала предприятия (57 % от общей численности сотрудников) показали высокую удовлетворенность условиями труда (4,6 балла по 5-балльной шкале). В 2019 г. произошло некоторое снижение размера заработной платы, что отразилось на снижении удовлетворенности персонала уровнем оплаты труда. В то же время следует отметить, что средняя заработная плата на предприятии в 1,5 раза выше, чем в целом по региону.

Стратегические аспекты экологической составляющей АО «Лидер-Компаунд» закреплены в принятой в компании Политике в области экологии. В ней организация принимает на себя обязательства по достижению высоких результатов в области экологии, снижению негативных воздействий своей деятельности на окружающую среду и предотвращению ее загрязнения. Для реализации этой цели в политике обозначено стремление к постоянной идентификации, оценке и управлению элементами своей деятельности, которые оказывают воздействие на окружающую среду.

Оценка состояния экономической составляющей проводилась по обеспеченности предприятия собственными средствами, рентабельности, финансовой устойчивости, платежеспособности и удельной себестоимости. Оно характеризует устойчивое положение АО «Лидер-Компаунд» как в динамике, так и по среднеотраслевым значениям показателей (табл. 2).

Используя данные таблицы 2, рассчитаем коэффициент эффективности управленческой деятельности АО «Лидер-Компаунд» (рис. 1).

Т а б л и ц а 2. Показатели, необходимые для расчета коэффициента эффективности управленческой деятельности АО «Лидер-Компаунд» в 2012-2019 гг. T a b l e 2. Indicators required for calculating the efficiency factor of management activities of JSC Leader-Compound in 2012-2019

Показатель / Indicator 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Управленческие рас- 6 097 16 171 22 380 24 446 32 610 32 957 32 999 38 976

ходы, тыс. руб. / Ad-

ministrative expenses,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

thousand rubles

Темп прироста управ- - 165,23 38,40 9,23 33,40 1,06 0,13 18,11

ленческих расходов /

Growth rate of admini-

strative expenses

Чистая прибыль (убы- -40 724 -8 986 -3 388 5 921 16 238 15 008 11 721 32 119

ток), тыс. руб. / Net profit (dead loss), thousand rubles

Темп прироста чистой прибыли / Growth rate of net profit

- 174,24 -7,57 -21,90 174,03

3,00 2,00 l.oo 0.00 -1.00 -2,00 -3,00 -4,00 -5.00 -6.00 -7,00 -8,00

Р и с. 1. Динамика коэффициента эффективности управленческой деятельности АО «Лидер-Компаунд» в 2012-2019 гг.

F i g. 1. Dynamics of the efficiency factor of management activities of JSC Leader-Compound in 2012-2019

Как видим, коэффициент эффективности управления в АО «Лидер-Компаунд» в первые годы его существования имел отрицательные значения. Компания на этапе освоения нового производства с высокой кредитной нагрузкой имела отрицательный финансовый результат, управленческие расходы составляли достаточно скромное значение, многие направления менеджмента только

^ _ H

^—"~"~201(Г 2017 2018 2019

начинали развиваться. В последующие годы происходило постепенное и ожидаемое улучшение финансового состояния компании, одновременно с этим имел место ощутимый рост расходов на осуществление управленческой деятельности. Линия тренда на рисунке 1 демонстрирует уверенную положительную динамику, что сохраняется вплоть до текущего времени.

Результатом комплексного анализа всех составляющих устойчивого развития компании стало проведение итоговой оценки соответствия АО «Лидер-Компаунд» особенностям стратегического управления устойчивым развитием малыми и средними предприятиями на основе таблицы 1. На рисунке 2 представлены результаты экспертной оценки данных особенностей по 5-балльной шкале, где оценка «5» характеризует полное соответствие критерию, а оценка «0» - полное несоответствие. В качестве экспертов выступали руководители и специалисты структурных подразделений данного предприятия (20 % от общей численности персонала - 15 чел.).

Высокая чувствительность к изменениям внешней

среды / High sensitivity to changes in the external environment

Вовлеченность персонала / Staff involvement

Оперативное принятие решений / Quick decision-making

Упрощенная аналитика / Simplified analytics

Малый объем документации / Small amount of documentation

Высокая гибкость / High flexibility

Повышенная

восприимчивость к инновациям / Increased susceptibility to innovation

Высокие риски / High risks

Высокая конкуренция / Intense competition

Краткосрочность / Short-termism

Соответствие субъекту малого предпринимательства / Features of strategic management of a small business enterprise

АО «Лидер-Компаунд» / JSC Leader-Compound

Р и с. 2. Оценка соответствия АО «Лидер-Компаунд» особенностям стратегического управления малыми и средними предприятиями, баллы F i g. 2. Assessment of compliance of JSC Leader-Compound with the features of strategic management of small and medium-sized enterprises, points

Представленная на рисунке 2 диаграмма-паутина позволяет сделать следующие выводы:

- компания в силу сложности и уникальности применяемой технологии в российских условиях не имеет высокой чувствительности к изменениям внешней среды за исключением такого фактора, как стоимость сырья и материалов;

- риски в деятельности компании достаточно многочисленны, но не настолько критичны, как это свойственно малым предприятиям;

- оперативность принятия решений в компании не соответствует скорости, сравнимой с субъектами малого и среднего предпринимательства, в силу того, что компания является акционерным обществом, следовательно, большинство принципиальных решений, в первую очередь стратегической направленности, принимается советом директоров и на акционерном собрании;

- вовлеченность персонала в процесс принятия решений, в отличие от традиционной для субъектов малого и среднего предпринимательства, недостаточно высокая.

В связи с этим у АО «Лидер-Компаунд» имеется ряд особенностей, позитивно отличающих его от низкого уровня развития стратегического управления в компаниях малого и среднего бизнеса. Этому во многом способствуют отраслевые особенности его функционирования, а также накопленный положительный опыт развития кабельного производства в Республике Мордовия.

Результаты проведенного анализа стратегического управления устойчивым развитием АО «Лидер-Компаунд» позволяют предложить процесс разработки и реализации стратегии его устойчивого развития по следующим этапам.

Этап 1. Формирование концепции устойчивого развития на основе анализа социальных, экологических и экономических аспектов деятельности компании. На этом этапе предусматривается генерация концептуальных идей и формирование единого подхода в области устойчивого развития компании.

Этап 2. Прогнозирование ключевых аспектов устойчивого развития региона и отрасли на основе анализа факторов внешней и внутренней среды. Данное прогнозирование предлагается осуществлять с учетом экономических, экологических, управленческих и социальных факторов внутренней среды на основе их систематизации.

Этап 3. Оценка состояния факторов и степени их влияния на компанию. Данную оценку необходимо проводить с позиции определения степени их воздействия на устойчивое развитие компании. Для этого целесообразно разработать специальную интегральную оценку, учитывающую специфику деятельности компании (табл. 3).

Таблица 3. Рекомендуемая модель интегральной оценки уровня устойчивого развития малых и средних предприятий

Table 3. Recommended model for the integrated assessment of the level of sustainable development of small and medium-sized enterprises

Экономическая составляющая устойчивого развития / Economic component of sustainable development

я О

я о S я

я

>

я

"tí

>

ш ¡n

M

я я

M

я

>

"tí о Й я

3-

о

UJ ta Я' о

H

ш о

Финансово-экономическая устойчивость / Financial and economic sustainability

ф-э

Организационно-управлен-ческая устойчивость / Organizational and managerial sustainability

Социальная устойчивость / Social sustainability

Экологическая устойчивость / Environmental sustainability

Ликвидность / Liquidity

Платежеспособность / Solvency

Обеспеченность собственными средствами / Availability of own funds

Чистая прибыль / Net profit

Выручка / Revenue

Прибыль до налогообложения / Profit before tax

Объем произведенной продукции / Output

Себестоимость продукции / Production cost

Производительность управленческого труда / Managerial performance

Безубыточность управленческой деятельности / Breakeven management

Высвобождение персонала / Release of personnel

Фонд оплаты труда / Wage fund

Стимулирующие выплаты / Incentive payments

Текучесть кадров / Staff turnover

Производственный травматизм / Occupational injuries

Выбросы в водные объекты, атмосферу и почву / Emissions to water bodies, atmosphere, and soil

Потребление энергии / Energy consumption

Объемы отходов / Waste volumes

Доля отходов для вторичной обработки / Proportion of waste to be recycled

Природоемкость продукции / Natural resource intensity of products

Предлагаемая модель может и должна быть адаптирована для оценки деятельности конкретного предприятия с позиции специфики, наличия и доступности соответствующей информации по отдельным показателям.

Для расчета обобщенного интегрального показателя уровня устойчивого развития предлагается использовать следующую математическую модель, учитывающую составляющие устойчивого развития предприятия:

I™ = I*. • я, + I • Яп + I • я, + I • я.,

УР ф-э 11 о-у соц 1Ъ экол

где я15 Я2 Я3 и я4 - весовые коэффициенты важности соответствующей составляющей устойчивого развития предприятия, которые обладают свойствами 0 < я; < 1, их сумма не должна быть больше 1.

Так как устойчивое развитие предприятия определяется балансом его составляющих, то весовые коэффициенты будут следующими: я1 - 0,27; я2 -0,07, а их сумма равна 0,34; я3 и я4 равны 0,33.

Данная модель является универсальной и может быть использована в практической деятельности как малых, так и средних предприятий.

Этап 4. Идентификация рисков и возможностей. Идентификация рисков АО «Лидер-Компаунд» в настоящее время проводится ежегодно в рамках составления годового отчета. В отчете лишь обозначаются риски, но не дается какая-либо оценка относительно степени их влияния на компанию в стратегической перспективе. Кроме того, стратегическое управление требует определения потенциальных возможностей развития, которые можно рассматривать в контексте отраслевого и/или регионального развития. На наш взгляд, на этом этапе необходимо проведение SWOT-анализа компании. Опираясь на идентифицированные в годовом отчете АО «Лидер-Компаунд» риски, проведем SWOT-анализ по состоянию на 2020 г. и его результаты представим в форме таблицы (табл. 4).

Этап 5. Разработка мероприятий по снижению рисков и реализации возможностей. На данном этапе требуется формирование программы внедрения принципов устойчивого развития в деятельности компании.

Этап 6. Формирование и размещение открытой отчетности в области устойчивого развития. Учитывая высокий уровень конкурентоспособности продукции предприятия наравне с ведущими зарубежными компаниями, для АО «Лидер-Компаунд» имеет определенную целесообразность формирование отчетности в области устойчивого развития по соответствующим международным стандартам ^Ы, АА1000 и т. п.) и их размещение на зарубежных сайтах для привлечения новых стратегически важных клиентов.

Предложенный процесс разработки и реализации стратегии устойчивого развития позволит АО «Лидер-Компаунд» не только сформировать обоснованную по составляющим устойчивого развития стратегию, но и обеспечит возможность ее успешной реализации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Т а б л и ц а 4. SWOT-анализ АО «Лидер-Компаунд» T a b l e 4. SWOT analysis of JSC Leader-Compound

Возможности / Opportunities Угрозы / Threats

Появление новых потребителей / Emergence Изменение таможенного законодатель-of new consumers ства / Changes in customs legislation

Увеличение количества потребителей на Нестабильная экономическая ситуация внутреннем рынке / Increase in the number of в мире / Unstable economic situation in consumers in the domestic market the world

Повышение качества продукции / Product Демпинг цен, увеличение количества quality improvement производителей и поставщиков на рын-

Расширение ассортимента продукции ке / Price doping mora^ in the ш^ет и списка предоставляемых услуг / Expan- of manufacturers аМ suppliers m tte marl«* sion of the range of products and services pro- Потеря потребителей вследствие по-vided ставки некачественной продукции /

Повышение объемов производства / In- f°ss of consumere due to the suppfy °f crease in production volumes low-quality products

Диверсификация производства / Diversifica- Невозврат ^раста^ет дебиторской tion of production задолженности / Failure to repay mcrea-

sing receivables Отсутствие российских конкурентов / Ab- „

sence of Russian competitors ^гсжая эавжишсть or ^у&^к

r поставщиков сырья / Heavy dependence

on foreign suppliers of raw materials

Сильные стороны / Strengths

Силы и возможности / Strengths and Opportunities

Силы и угрозы / Strengths and Threats

Инновационность продук- Повышение репутации и кон- Поддержание высокого та / Product innovativeness курентоспособности компа- качества при одновре-Высокое каЧество выпус- нии благодаря повышению менном снижении се-каемой продукции / High качества и ассортимента бестоимости на основе quality 0f pr0ducts продукции на традиционном бережливого подхода . . рынке / Enhancing the repu- позволит усилить ры-Х^шм репутация / Good tation and competitiveness of ночные позиции / Mainreputation the company by improving the taining high quality while Высокий кадровый потен- quality and range of products in reducing costs through циал / High human resources the traditional market lean production will make capacity Выход на зарубежный рынок tithepmosasrikbelet ptoositsitorenngthen Возможность снижения се- при снижении себестоимости the market position

бестоимости продукта / Pos- продукции / Entering the fo- Внедрение принципов sibility to reduce the cost of reign market while reducing the устойчивого развития

the product cost of production в стратегическое управ-

Возможность снижения це- Освоение новых рынков на ление юмггаштеи создаст

ны на продукт / Possibility to основе стратегии диверсифи- нс]1овия Д™ своевремен-

reduce the price of the product кации / Entering new markets ного гфедогвращшш!

Реализация мер внутренне- fiS the s^ of diver- ПIC^OHÍ^а¿^^fXSUУtaP^able/

го контро1ля / Implementation development principles into

of internal control measures Повышение открытости ин- the strategic management

Внедрение комплекса мер формации о компании в об- of the company W5f create

для защиты информации / ласти устойчивого развития / conditions for timely pre-

Introduction of a set ofmea- Increasmg &e transparency of in- vention of potential threats

sures to protect information foimation abort ^щипу regarding sustainable development

Окончание табл. 4 / End of table 4

Слабые стороны / Weaknesses

Слабость и возможности / Weaknesses and Opportunities

Слабость и угрозы / Weaknesses andThreats

Несовершенство системы Успешное завершение освое- При влиянии внешних

внутреннего контроля / Im- ния новой продукции по- угрожающих факторов на

perfection of the internal con- зволит оптимизировать се- компанию может возник-

trol system бестоимость и снизить цены нуть кризисная ситуация,

Ошибки функционирования на продукцию повысить в юторот нетбщдиш

компьютерных систем / Er- пр°изв°Дственную рента- будег гашитап, и сюкра-

rors in the fimrticmrng of com- бельность, снизить финансо- щать производственные

pUter systems вую зависимость и повысить потери, активизировать

уровень оплаты труда работ- работу с дебиторами, по-

Низкая осешеяшшсть соб- ников / Successful completion вышать вовлеченность

ствшшши средствами / Li- of the development of new персонала и его удов-

mited availabilrty oí own lunds products will make it possible летворенность работой /

Низкая производственная to optimize the cost and reduce When external threatening

рентабельность вследствие the prices of products, as well factors affect the company,

постоянного обновления as to increase production pro- a crisis situation may arise

технологий и продукции / fitability, reduce financial de- in which it will be neces-

Low production profitability pendence and raise the level of sary to identify and reduce

due to constant updating of remuneration of employees production losses, intensify

technologies and products work with debtors, and in-

Снижение уровня оплаты crease employee engage-

труда работников / Decrease ment and Job satisiaction

in the level of remuneration of

employees

Обсуждение и заключение. Таким образом, авторами проведен анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность малого и среднего бизнеса как в Российской Федерации, так и в странах Европейского союза. Дан критический обзор научных разработок отечественных и зарубежных авторов в области устойчивого развития в целом, и в сфере малого и среднего бизнеса в частности.

В процессе исследования установлены особенности стратегического управления малыми и средними предприятиями: высокая чувствительность к изменениям внешней среды, повышенная восприимчивость к инновациям, высокие риски и конкуренция, малый объем документации, вовлеченность персонала и др. Была дана итоговая оценка соответствия исследуемого предприятия особенностям стратегического управления устойчивым развитием малыми и средними предприятиями. Выявлены его сильные и слабые стороны, а также угрозы и возможности с помощью инструмента стратегического управления (SWOT-анализа). Предложена модель интегральной оценки уровня устойчивого развития малых и средних предприятий и процесс разработки и реализации стратегии устойчивого развития предприятий малого бизнеса, включающий следующие этапы: формирование концепции устойчивого развития; прогнозирование ключевых аспектов устойчивого развития региона и отрасли; оценка состояния факторов и степени их влияния на компанию;

идентификация рисков и возможностей; разработка мероприятий по снижению рисков и реализации возможностей; формирование и размещение открытой отчетности в области устойчивого развития.

Дальнейшие исследования в данной научной сфере будут затрагивать проблемы, возникающие в деятельности предприятий малого и среднего бизнеса под воздействием быстро меняющихся факторов внешней среды, а именно: роста инфляции, пандемии, высокой миграции населения и сложности, связанной с поиском молодых квалифицированных специалистов.

Полученные в процессе исследования результаты могут быть использованы в практике стратегического управления устойчивым развитием предприятий малого и среднего бизнеса в любой сфере деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Competitiveness, Sustainable Development and Import Substitution Problems in the Russian Federation / T. A. Salimova, N. D. Gouskova, L. Fedoskina, I. A. Gorin // Journal of Applied Economic Sciences. - 2017. - Т. 12, no. 4 (50). - Pp. 1148-1161. - URL: http://ces-maa.org/Docs/JAES%20Summer%20Xn%204(50)2017.pdf (дата обращения: 08.06.2020).

2. Waste Management in Green and Smart Cities: a Case Study of Russia / Z. Minga-leva, N. Vukovic, I. Volkova, T. Salimova. - DOI 10.3390/su12010094 // Sustainability. -2020. - Vol. 12, no. 1. - Pp. 1-17. - URL: https://www.mdpi.com/2071-1050/12/1/94 (дата обращения: 07.12.2020).

3. Towards Sustainable Development Via Enhancing Viability of Small Businesses Through Lending: A Case Study / A. Seisenbayeva, N. A. Gumar, M. Imramziyeva [et al.] // Journal of Security and Sustainability Issues. - 2020. - Vol. 9, issue 3. - Pp. 943-950. -URL: https://journals.lka.lt/journal/jssi/article/677/info (дата обращения: 05.05.2020).

4. Towards a Methodology of Sustainable Competitiveness of Organization / T. A. Sa-limova, L. I. Biryukova, A. T. Shilkina, E. V. Khakhaleva // International Journal of Civil Engineering and Technology. - 2018. - Vol. 9, issue 11. - Pp. 161-172. - URL: https://www. researchgate.net/publication/329732083_Towards_a_methodology_of_sustainable_com-petitiveness_of_organization (дата обращения: 22.01.2020).

5. Cantele, S. Is Sustainability a Competitive Advantage for Small Businesses? An Empirical Analysis of Possible Mediators in the Sustainability-Financial Performance Relationship / S. Cantele, A. Zardini. - DOI 10.1016/j.jclepro.2018.02.016 // Journal of Cleaner Production. - 2018. - Vol. 182. - Pp. 166-176. - URL: https://www.sciencedirect.com/ science/article/pii/S0959652618303202?via%3Dihub (дата обращения: 08.06.2020).

6. Environment and Sustainable Development / edited by M. Klavins, W. Leal Filho, Janis Zaloksnis. - Riga : Fcademic Press of University of Latvia, 2010. - 300 p. - URL: https://issuu.com/janisbrizga/docs/e-sd-druka (дата обращения: 08.06.2020).

7. Virtanen, P. K. Introduction: Toward More Inclusive Definitions of Sustainability Current Opinion in Environmental / P. K. Virtanen, L. Siragusa, H. Guttorm. - DOI 10.1016/j. cosust.2020.04.003 // Sustainability.. - 2020. - Vol. 43. - Pp. 77-82. - URL: https://www. sciencedirect.com/science/article/pii/S1877343520300300 (дата обращения: 07.12.2020).

8. Багровникова, А. Н. Вопросы моделирования экономической устойчивости развития предприятия / А. Н. Багровникова // Социально-экономическое управление: теория и практика. - 2019. - № 4 (39). - С. 5-9. - URL: https://istu.ru/storage/documents/ izdat/seu/2019-4/Багровникова.pdf (дата обращения: 13.05.2020). - Рез. англ.

9. Шевченко, И. В. Устойчивое развитие: мировой опыт и проблемы России / И. В. Шевченко // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - № 13. - С. 3-10. - URL: https://www.fin-izdat.ru/journal/region/detail.php?ID=7912 (дата обращения: 18.04.2020).

10. Lahti, T. A Definition and Theoretical Review of the Circular Economy, Value Creation, and Sustainable Business Models: Where are we now and Where Should Research Move in the Future? / T. Lahti, J. Wincent, V. Parida. - DOI 10.3390/su10082799 // Sus-tainability. - 2018. - Vol. 10, issue 8. - URL: https://www.mdpi.com/2071-1050/10/8/2799 (дата обращения: 19.04.2020).

11. Коваль, А. Л. Факторы устойчивого развития транспортных предприятий / А. Л. Коваль, А. А. Степнова, Н. А. Щербакова // Транспортное дело России. - 2018. -№ 6. - С. 246-248. - URL: http://www.morvesti.ru/izdaniya/tdr/archive/2018/06.php (дата обращения: 29.04.2020). - Рез. англ.

12. Погорянская, А. Г. Устойчивое развитие как результирующий фактор эффективной хозяйственной деятельности / А. Г. Погорянская, В. А. Крахина // Научно-образовательный потенциал молодежи в решении актуальных проблем XXI века. -2018. - № 10. - С. 78-81. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35021136 (дата обращения: 20.04.2020). - Рез. англ.

13. Басова, М. М. Роль стратегического баланса экономических, экологических и социальных аспектов устойчивого развития ПАО «ФСК ЕЭС» / М. М. Басова. -DOI 10.17747/2311-7184-2018-1-16-20 // Стратегии бизнеса. - 2018. - № 1 (45). -С. 16-20. - URL: https://www.strategybusiness.ru/jour/article/view/397 (дата обращения: 28.04.2020). - Рез. англ.

14. Табурчак, П. П. Механизм устойчивого развития предприятия с использованием его организационного потенциала / П. П. Табурчак, М. А. Микитась // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2012. -№ 4 (40). - URL: http://uecs.ru/index.php?option=com_flexicontent&view=items& id=1311:2012-04-28-09-32-19 (дата обращения: 12.04.2020). - Рез. англ.

15. Шилова, А. М. Концептуализация понятия «устойчивое развитие промышленного предприятия» / А. М. Шилова // Master's Journal. - 2014. - № 2. - С. 287-296. -URL: http://vestnik.pstu.ru/mj/archives/?id=&folder_id=4322 (дата обращения: 12.09.2020). - Рез. англ.

16. Laureen, E. Global Governance and Sustainability Indicators: The Politics of Expert Knowledge / E. Laureen. - DOI 10.4337/9781783472352.00027 // Handbook of Critical Policy Studies. - 2016. - Pp. 341-357. - URL: https://www.elgaronline.com/view/ed-coll/9781783472345/9781783472345.xml (дата обращения: 12.09.2020).

17. Гордиенко, А. А. Влияние стратегии устойчивого развития на деятельность нефтегазовых компаний / А. А. Гордиенко, К. В. Грохотова, И. Б. Королева // Global and Regional Research. - 2019. - Т. 1, № 3. - С. 225-232. - URL: http://grr-bgu.ru/reader/ article.aspx?id=23201 (дата обращения: 18.06.2020). - Рез. англ.

18. Титов, В. С. Особенности стратегического управления малым предприятием / В. С. Титов, А. Хайдар, А. А. Кузнецов // Вестник Российского университета

дружбы народов. Серия: Инженерные исследования. - 2009. - № 4. - С. 123-125. -URL: http://journals.rudn.ru/engineering-researches/article/view/4831 (дата обращения: 10.09.2020).

19. Мильнер, Б. Малый бизнес: проблемы организации и управления / Б. Мильнер, Т. Орлова // Проблемы теории и практики управления. - 2013. - № 4. - С. 18-30. -URL: https://ptpmag.ru/malyj-biznes-problemy-organizacii-i-upravlenija/ (дата обращения: 18.09.2020).

20. Мосина, Е. А. Региональное малое предпринимательство: необходимые условия и перспективы развития / Е. А. Мосина. - DOI 10.17922/2071-3665-2016-15-1-17-23 // Социальная политика и социология. - 2016. - № 1 (114). - C. 17-23. - URL: https://rgsu. net/netcat_files/multifile/5219/SP_1_2016_V_PEChAT_.pdf (дата обращения: 28.04.2020).

21. Фадеева, Е. А. Особенности стратегического управления малыми предприятиями в современных условиях / Е. А. Фадеева, А. А. Маргарян // Бизнес. Образование. Право. -2015. - № 1 (30). - С. 56-59. - URL: http://vestnikvolbi.ru/webarchive/130/yekonomicheskie-nauki/osobennosti-strategicheskogo-upravlenija.html (дата обращения: 20.05.2020).

Поступила 24.12.2020; одобрена после рецензирования 29.01.2021; принята к публикации 09.02.2021.

Об авторах:

Гуськова Надежда Дмитриевна, профессор кафедры менеджмента ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Российская Федерация, г Саранск, ул. Большевистская, д. 68/1), доктор экономических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2473-9657, Scopus ID: 56646366400, guskov4nd@yandex.ru

Ерастова Александра Валерьевна, доцент кафедры менеджмента ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (430005, Российская Федерация, г Саранск, ул. Большевистская, д. 68/1), кандидат экономических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2920-7112, Scopus ID: 57191528367, erastova.74@inbox.ru

Никитина Дарья Викторовна, менеджер отдела контекстной рекламы департамента перформанс рекламы агентства «СберМаркетинг» (117997, Российская Федерация, г. Москва, ул. Вавилова, д. 19), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4214-1210, nidaria96@mail.ru

Заявленный вклад авторов:

Н. Д. Гуськова - научное руководство; литературный обзор по исследуемой проблематике; разработка модели интегральной оценки уровня устойчивого развития малых и средних предприятий; обобщение результатов исследования.

А. В. Ерастова - структурное построение статьи; обоснование актуальности исследуемой проблемы; подготовка первоначального варианта текста; проведение критического анализа материалов.

Д. В. Никитина - сбор и обработка аналитической информации; разработка проекта программы внедрения принципов устойчивого развития в стратегическое управление АО «Лидер-Компаунд».

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

REFERENCES

1. Salimova T.A., Gouskova N.D., Fedoskina L., Gorin I.A. Competitiveness, Sustainable Development and Import Substitution Problems in the Russian Federation. Journal of Applied Economic Sciences. 2017; 12(4):1148-1161. Available at: http://cesmaa. org/Docs/JAES%20Summer%20Xn%204(50)2017.pdf (accessed 08.06.2020). (In Eng.)

2. Mingaleva Z., Vukovic N., Volkova I., Salimova T. Waste Management in Green and Smart Cities: A Case Study of Russia. Sustainability. 2020; 12(1):1-17. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.3390/su12010094

3. Seisenbayeva A., Gumar N.A., Imramziyeva M., Lapbayeva S., Shmanova N. Towards Sustainable Development Via Enhancing Viability of Small Businesses Through Lending: a Case Study. Journal of Security and Sustainability Issues. 2020; 9(3):943-950. Available at: https://journals.lka.lt/journal/jssi/article/677/info (accessed 05.05.2020). (In Eng.)

4. Salimova T.A., Biryukova L.I., ShilkinaA.T., Khakhaleva E.V. Towards a Methodology of Sustainable Competitiveness of Organization. International Journal of Civil Engineering and Technology. 2018; 9(11):161-172. Available at: https://www.researchgate.net/ publication/329732083_Towards_a_methodology_of_sustainable_competitiveness_of_ organization (accessed 22.01.2020).

5. Cantele S., Zardini A. Is Sustainability a Competitive Advantage for Small Businesses? An Empirical Analysis of Possible Mediators in the Sustainability-Financial Performance Relationship. Journal of Cleaner Production. 2018; 182:166-176. (In Eng.) DOI: https://doi. org/10.1016/j.jclepro.2018.02.016

6. Environment and Sustainable Development / M. Klavins, W. Leal Filho, J. Zaloksnis (eds.). Riga: Academic Press of University of Latvia; 2010. Available at: https://issuu.com/ janisbrizga/docs/e-sd-druka (accessed 08.06.2020). (In Latvian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Virtanen P.K., Siragusa L., Guttorm H. Introduction: Toward More Inclusive Definitions of Sustainability Current Opinion in Environmental. Sustainability. 2020; 43:77-82. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1016/jxosust.2020.04.003

8. Bagrovnikova A.N. Issues of Modelling Economic Sustainability of Enterprise Development. Sotsialno-ehkonomicheskoe upravlenie: teoriya i praktika = Socio-Economic Management: Theory and Practice. 2019; (4):5-9. Available at: https:// istu.ru/storage/documents/izdat/seu/2019-4/Earp0BHHK0Ba.pdf (accessed 13.05.2020). (In Russ., abstract in Eng.)

9. Shevchenko I.V. Sustainable Development: World Experience and Problems ofRussia. Regionalnaya ehkonomika: teoriya i praktika = Regional Economics: Theory and Practice. 2007; (13):3-10. Available at: https://www.fin-izdat.ru/journal/region/detail.php?ID=7912 (accessed 18.04.2020). (In Russ.)

10. Lahti T., Wincent J., Parida V. A Definition and Theoretical Review of the Circular Economy, Value Creation, and Sustainable Business Models: Where are we now and Where Should Research Move in the Future? Sustainability. 2018; 10(8). (In Eng.) DOI: https://doi. org/10.3390/su10082799

11. Koval A.L., Stepnova A.A., Scherbakova N.A. Factors of Sustainable Development of Transport Enterprises. Transportnoe delo Rossii = Transport Business of Russia. 2018; (6):246-248. Available at: http://www.morvesti.ru/izdaniya/tdr/archive/2018/06.php (accessed 29.04.2020). (In Russ., abstract in Eng.)

12. Pogoryanskaya A.G., Krakhina V.A. Sustainable Development as the Resultant Factor of Efficient Economic Activity. Nauchno-obrazovatelnyjpotentsial molodezhi v reshenii aktualnykh problem XXI veka = Scientific and Educational Potential of the Youth in Solving Urgent Problems of the 21st Century. 2018; (10):78-81. Available at: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=35021136 (accessed 20.04.2020). (In Russ., abstract in Eng.)

13. Basova M.M. The Role of the Strategic Balance of Economic, Environmental and Social Aspects of Sustainable Development of JSC "Grid Company". Strategii bizne-sa = Business Strategies. 2018; (1):16-20. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi. org/10.17747/2311-7184-2018-1-16-20

14. Taburchak P.P., Mikitas M.A. A Mechanism of Stable Development of an Enterprice Basing on Organisation Potential. Upravleniye ehkonomicheskimi sistemami: ehlektronnyj nauchnyj zhurnal = Management of Economic Systems: Electronic Scientific Journal. 2012; (4). Available at: http://uecs.ru/index.php?option=com_flexiconte nt&view=items&id=1311:2012-04-28-09-32-19 (accessed 12.04.2020). (In Russ., abstract in Eng.)

15. Shilova A.M. Conceptualization of Term "Sustainable Development of Manufacturing Company". Master's Journal. 2014; (2):287-296. Available at: http://vestnik.pstu.ru/ mj/archives/?id=&folder_id=4322 (accessed 12.09.2020). (In Russ., abstract in Eng.)

16. Laureen E. Global Governance and Sustainability Indicators: The Politics of Expert Knowledge. In: Handbook of Critical Policy Studies. 2016. p. 341-357. (In Eng.) DOI: 10.4337/9781783472352.00027

17. Gordienko A.A., Grokhotova K.V., Koroleva I.B. Impact of Sustainable Development Strategies on the Activity of Oil and Gas Companies. Global and Regional Research. 2019; 1(3):225-232. Available at: http://grr-bgu.ru/reader/article.aspx?id=23201 (accessed 18.06.2020). (In Russ., abstract in Eng.)

18. Titov V.S., Haidar А., Kuznetsov A.A. Features of Strategic Management of a Small Enterprise. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodovю Seriya: Inzhenernyye issledovaniya = RUDN Journal of Engineering Researches. 2009; (4):123-125. Available at: http://journals.rudn.ru/engineering-researches/article/view/4831 (accessed 10.09.2020). (In Russ., abstract in Eng.)

19. Milner B., Orlova T. [Small Business: Problems of Organization and Management]. Problemy teorii i praktiki upravleniya = Problems of Management Theory and Practice. 2013; (4):18-30. Available at: https://ptpmag.ru/malyj-biznes-problemy-organizacii-i-upravlenija/ (accessed 18.09.2020). (In Russ.)

20. Mosina E.A. Regional Small Business: Requirements and Prospects. Sotsialnaya politika i sotsiologiya = Social Policy and Sociology. 2016; (1):17-23. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.17922/2071-3665-2016-15-1-17-23

21. Fadeeva E.A., Margaryan A.A. Features of Strategic Management of Small Enterprises in the Current Conditions. Biznes. Obrazovaniye. Pravo = Business. Education. Law. 2015; (1):56-59. Available at: http://vestnik.volbi.ru/webarchive/130/ yekonomicheskie-nauki/osobennosti-strategicheskogo-upravlenija.html (accessed 20.05.2020). (In Russ., abstract in Eng.)

Submitted 24.12.2020; approved after reviewing 29.01.2021; accepted for publication 09.02.2021.

About the authors:

Nadezhda D. Guskova, Professor, Department of Management, National Research Mordovia State University (68/1 Bolshevistskaya St., Saransk 430005, Russian Federation), Dr. Sci. (Economics), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2473-9657, Scopus ID: 56646366400, guskov4nd@yandex.ru

Alexandra V. Erastova, Associate Professor, Department of Management, National Research Mordovia State University (68/1 Bolshevistskaya St., Saransk 430005, Russian Federation), Cand. Sci. (Economics), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2920-7112, Scopus ID: 57191528367, erastova.74@inbox.ru

Daria V. Nikitina, Manager, Division of Contextual Advertising, Performance Advertising Department, SberMarketing (19 Vavilova St., Moscow 117997, Russian Federation), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4214-1210, nidaria96@mail.ru

Contribution of the authors:

N. D. Guskova - academic supervision; literature review on the issues under study; development of a model for integrated assessment of the level of sustainable development of small and medium-sized enterprises; generalization of the results.

A. V. Erastova - structural construction of the article; substantiation of the relevance of the problem under study; preparation of the initial version of the text of the article; critical analysis of the materials.

D. V. Nikitina - collection and processing of analytical information; development of a draft program for the introduction of the principles of sustainable development to the strategic management of JSC Leader-Compound.

The authors have read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.