Научная статья на тему 'ОБОСНОВАНИЕ ПРИОРИТЕТОВ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЯХ (НА ПРИМЕРЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ)'

ОБОСНОВАНИЕ ПРИОРИТЕТОВ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЯХ (НА ПРИМЕРЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
138
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / REGION / REGIONAL ECONOMY / SPATIAL DEVELOPMENT / SPATIAL POTENTIAL / REGIONAL POLICY / SMALL ENTERPRISE / SMALL BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бессонов И.С.

Несмотря на возрастающий интерес современных ученых к пространственному подходу в региональной экономике, он практически не получил развития в отношении сектора малых предприятий. Автор в серии статей описал и обосновал пространственный потенциал малых предприятий в качестве современного инструмента управления региональной экономикой, разработал методику его реализации. В данной статье осуществлены процедуры этапа стратегического целеполагания. На основе контент-анализа автор исследовал и систематизировал приоритеты пространственного развития малых предприятий в федеральных, региональных и муниципальных документах стратегического характера, которые классифицированы как документы стратегического целеполагания, прогнозы, пространственные концепции, программы и проекты. Определил соответствие структуры экономического пространства и уровней управления экономикой. Провел оценку дифференциации мер развития на региональном и муниципальном структурных уровнях экономического пространства, на ее основе дал характеристику политике развития малых предприятий, реализуемой в Самарской области. В качестве информационных источников использованы документы стратегического характера федерального, регионального и муниципального уровней, а также региональные законодательные акты и программы. Результаты исследования - выявленные и обоснованные приоритеты пространственного развития малых предприятий - создают научную базу для разработки практических рекомендаций органам региональной и муниципальной власти в пространственном аспекте, позволяющих осуществить «тонкую настройку» мер государственного и муниципального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бессонов И.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUSTIFICATION OF PRIORITIES FOR SPATIAL DEVELOPMENT OF SMALL ENTERPRISES AT THE REGIONAL AND MUNICIPAL LEVELS (USING THE EXAMPLE OF THE SAMARA REGION)

Despite the growing interest of modern scientists in the spatial approach in the regional economy, it has practically not been developed in relation to the small business sector. In a series of articles, the author described and justified the spatial potential of small enterprises as a modern tool for managing the regional economy, developed a theoretical method for its implementation. In this article, the procedures for the stage of strategic goal setting are implemented. On the basis of content analysis, the author studied and systematized priorities of spatial development of small enterprises in federal, regional and municipal documents of a strategic nature, which are classified as documents of strategic goal setting, forecasts, spatial concepts, programs and projects. He determined the correspondence between the structure of the economic space and the levels of economic management. Carried out an assessment of differentiation of development measures at the regional and municipal structural levels of the economic space, on its basis, gave a characteristic of the development policy of small enterprises implemented in the Samara Region. Strategic documents at the federal, regional, and municipal levels, as well as regional legislation and programs, are used as information sources. The results of the study - identified and justified priorities for the spatial development of small enterprises - create a scientific basis for the development of practical recommendations to regional and municipal authorities in the spatial aspect, allowing for the «fine-tuning» of state and municipal development measures.

Текст научной работы на тему «ОБОСНОВАНИЕ ПРИОРИТЕТОВ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЯХ (НА ПРИМЕРЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ)»

ЭКОНОМИКА ECONOMICS

DOI: 10.18287/2542-0461-2020-11-3-7-17

УДК 332

Дата: поступления статьи / Submitted: 22.06.2020 после рецензирования / Revised: 29.07.2020 принятия статьи / Accepted: 28.08.2020

Научная статья / Scientific article

И.С. Бессонов

Самарский государственный экономический университет, г. Самара, Российская Федерация E-mail: igornews@rambler.ru. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1118-336X

Обоснование приоритетов пространственного развития малых предприятий на региональном и муниципальном уровнях (на примере Самарской области)

Аннотация: Несмотря на возрастающий интерес современных ученых к пространственному подходу в региональной экономике, он практически не получил развития в отношении сектора малых предприятий. Автор в серии статей описал и обосновал пространственный потенциал малых предприятий в качестве современного инструмента управления региональной экономикой, разработал методику его реализации. В данной статье осуществлены процедуры этапа стратегического целеполагания. На основе контент-анализа автор исследовал и систематизировал приоритеты пространственного развития малых предприятий в федеральных, региональных и муниципальных документах стратегического характера, которые классифицированы как документы стратегического целеполагания, прогнозы, пространственные концепции, программы и проекты. Определил соответствие структуры экономического пространства и уровней управления экономикой. Провел оценку дифференциации мер развития на региональном и муниципальном структурных уровнях экономического пространства, на ее основе дал характеристику политике развития малых предприятий, реализуемой в Самарской области. В качестве информационных источников использованы документы стратегического характера федерального, регионального и муниципального уровней, а также региональные законодательные акты и программы. Результаты исследования - выявленные и обоснованные приоритеты пространственного развития малых предприятий -создают научную базу для разработки практических рекомендаций органам региональной и муниципальной власти в пространственном аспекте, позволяющих осуществить «тонкую настройку» мер государственного и муниципального развития.

Ключевые слова: регион, региональная экономика, пространственное развитие, пространственный потенциал, региональная политика, экономическое пространство, малое предприятие, малое предпринимательство.

Цитирование. Бессонов И.С. Обоснование приоритетов пространственного развития малых предприятий на региональном и муниципальном уровнях (на примере Самарской области) // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2020. Т. 11, № 3. С. 7-17. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0461-2020-11-3-7-17.

Информация о конфликте интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Justification of priorities for spatial development of small enterprises at the regional and municipal levels (using the example of the Samara Region)

Abstract: Despite the growing interest of modern scientists in the spatial approach in the regional economy, it has practically not been developed in relation to the small business sector. In a series of articles, the author described and justified the spatial potential of small enterprises as a modern tool for managing the regional economy, developed a theoretical method for its implementation. In this article, the procedures for the stage of strategic goal setting are implemented. On the basis of content analysis, the author studied and systematized priorities of spatial development of small enterprises in federal, regional and municipal documents of a strategic nature, which are

I.S. Bessonov

Samara State University of Economics, Samara, Russian Federation E-mail: igornews@rambler.ru. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1118-336X

classified as documents of strategic goal setting, forecasts, spatial concepts, programs and projects. He determined the correspondence between the structure of the economic space and the levels of economic management. Carried out an assessment of differentiation of development measures at the regional and municipal structural levels of the economic space, on its basis, gave a characteristic of the development policy of small enterprises implemented in the Samara Region. Strategic documents at the federal, regional, and municipal levels, as well as regional legislation and programs, are used as information sources. The results of the study - identified and justified priorities for the spatial development of small enterprises - create a scientific basis for the development of practical recommendations to regional and municipal authorities in the spatial aspect, allowing for the «fine-tuning» of state and municipal development measures.

Key words: region, regional economy, spatial development, spatial potential, regional policy, spatial development, small enterprise, small business.

Citation. Bessonov I.S. Justification of priorities for spatial development of small enterprises at the regional and municipal levels (using the example of the Samara Region). Vestnik Samarskogo universiteta. Ekonomika i upravlenie = Vestnik of Samara University. Economics and Management, vol. 11, no. 3, pp. 7-17. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0461-2020-11-3-7-17. (In Russ.) Information on the conflict of interest: author declares no conflict of interest.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

© Игорь Сергеевич Бессонов — соискатель кафедры региональной экономики и управления, Самарский государственный экономический университет, 443090, Российская Федерация, г. Самара, ул. Советской Армии, 141.

© Igor S. Bessonov - applicant of the Department of Regional Economics and Management, Samara State University of Economics, 141, Sovetskoi Armii Street, Samara, 443090, Russian Federation.

Введение

Пространственный подход к изучению развития экономики является характерной чертой современных исследований, что отмечено С.А. Суспицыным: недостаточность и несистемность учета пространственного фактора в социально-экономическом развитии России признано им одной из причин низкой эффективности управления экономикой [1, с. 9]. Важный вклад в теоретическую основу отечественных пространственных исследований внесли А.Г. Гранберг [2], С.А. Иванов, В.В. Ложко [3], а также П.А. Минакир, который понимает под переходом исследований от региональной к пространственной экономике ребрендинг без значимого изменения предметной области и формирование нового синтетического научного направления, являющегося теоретической оболочкой экономической теории [4, c. 176]. Научный коллектив под руководством Р.Ф. Гатауллина на основе существующих научных подходов выделяет четыре парадигмы рассмотрения экономического пространства: информационную, ресурсную, территориальную и процессную [5, c. 8]. На наш взгляд, территориальный подход является наиболее удобно реализуемым с учетом его соответствия уровням государственной власти и местного самоуправления, а также структуризации статистической информации, что подтверждается частым применением в трудах исследователей-экономистов. Например, роль территориальных факторов в пространственном экономическом анализе отметили В.С. Занадворов и И.П. Ильина, резюмируя ретроспективное исследование экономической мысли [6, с. 71]. С.В. Макар представляет методологический аппарат пространственного анализа экономики как сочетание инструментария нескольких смежных наук (собственно пространственной экономики, экономической географии и региональной науки) с применением территориального подхода [7, с. 61].

К настоящему времени представление малых предприятий в качестве значимого фактора пространственного развития только начало распространяться и реализовано в работах таких авторов, как Е.М. Бухвальд, О.Б. Иванов, В.Ю. Буров [8; 9]. Последний отмечает, что многие ученые, занимающиеся пространственными исследованиями сектора малых предприятий, фактически применяют классический территориальный подход региональной экономики, не используя методологию пространственного анализа. Работы других исследователей, как правило, освещают влияние малых предприятий лишь на узкие аспекты муниципального и регионального развития (Д.Д. Дамдинов, Е.К. Карпунина, Э.А. Климентова, А.А. Дубовицкий, Е.А. Мазилов, А.Е. Кремин, А.Т. Березов, И.В. Корчагина, М.Н. Лебедева, А.М. Ашхотов [10-16]) и восстановление монопрофильных городов (С.Н. Ткачук, Е.О. Дмитриева, И.В. Манаева, Ю.В. Болтенкова, И.Н. Ильина, Н.Ю. Замятина, А Н. Пилясов [17-22]).

Как было доказано нами ранее, пространственный потенциал малых предприятий является инструментом управления развитием региональной экономики. Предложенная методика его практической реализации в части стратегического целеполагания требует выявления закрепленных в законодательстве пространственных приоритетов развития, что составляет цель данной работы [23; 24, с. 31].

Задачами исследования являются структурирование документов стратегического планирования федерального, регионального и муниципального уровней, регулирующих развитие малых предприятий на территории Самарской области, выявление в них пространственных аспектов управления и их систематизация. В качестве методов исследования выбраны контент-анализ, логический, синтез, картографический.

Ход исследования

В данном исследовании нормативно-правовые акты, регулирующие пространственное развитие малых предприятий, разделены на четыре типа: документы стратегического целеполагания, прогнозы, пространственные концепции, программы и проекты; они соотнесены с федеральным, региональным и муниципальными уровнями управления (рис. 1).

Документы стратегического целеполагания Прогнозы Пространственные концепции Программы и проекты

Федеральный уровень управления

Указ Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»

Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»

Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.

Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 г.

Региональный уровень управления

Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа до 2020 г. Прогноз социально-экономического развития Самарской области на 2020-2020 гг. Стратегия пространственного развития Самарской области (в разработке) | 1 Программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Самарской области» на 2019-2030 г.

Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 г.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Самарской области на 2020-2022 гг.

Муниципальный уровень управления

Стратегии социально-экономического развития муниципальных образований Самарской области Прогнозы социально-экономического развития муниципальных образований Самарской области Программы развития малых предприятий муниципальных образований Самарской области

Рисунок 1 - Стратегические документы по развитию малых предприятий, действующие на территории Самарской области

Figure 1 - Strategic documents for the development of small businesses operating on the territory of the Samara Region

Пространственная экономика в рамках территориального подхода изучает как зоны, соответствующие административно-территориальным границам, так и не соответствующие им, а также нечетко обозначенные зоны с неявными границами (агломерационные, климатические, приграничные и т. п. [9, с. 79]); последние варианты не позволяют опираться в исследованиях на широкую нормативно-правовую и статистическую базу. На наш взгляд, целесообразно сопоставление уровней управления экономикой со структурными единицами экономического пространства (табл. 1). Следует отметить, что в документах стратегического планирования могут выделяться не все структурные единицы.

Таблица 1 - Соответствие структуры экономического пространства и уровней управления экономикой

Table 1 - Correspondence of the structure of economic space and levels of economic management

Структура экономического пространства Уровень управления экономикой

Уровень структуры Структурные единицы Федеральный Региональный Муниципальный

Макрорегиональный Федеральный округ + - -

Макрорегион + - -

Региональный Регион + + -

Субрегион + + -

Центр + + +

Агломерация + + +

Субрегиональный Город + + +

Периферия + + +

Внеагломерационная + + +

территория

Сельская территория + + +

Муниципальный Городской округ + + +

Муниципальный район + + +

Локальный Городское поселение + + +

Сельское поселение + + +

Рассмотрим нормативные правовые акты федерального уровня.

В указе Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» обозначено успешное предпринимательство как одна из основных целей социально-экономического развития. В документе выделена задача увеличить общее число занятых в малом и среднем предпринимательстве (с учетом индивидуальных предпринимателей и самозанятых) до 25 млн чел.

Основным документом, который задает направления развития национальной экономики, является «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.». Одной из главных задач она определяет развитие пространственной и территориальной организации экономики. Документ не описывает конкретные дифференцированные зоны, но выделяет технопарки, промышленные парки и бизнес-инкубаторы как важные элементы пространственной инфраструктуры, способствующие формированию зон ускоренного развития.

«Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» - стратегический документ, опирающийся на «Концепцию долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.», он определяет региональные направления социально-экономического развития и формирует основу для стратегий и целевых программ. Данный документ называет территориальную ориентированность в качестве особенности малых предприятий (параграф «Основные направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на 2013-2030 гг.»). Делается акцент на региональные и муниципальные целевые программы -инструменты, способствующие эффективной реализации потенциала малых предприятий. В качестве структурных единиц экономического пространства названы малые города и приоритетные регионы.

Подчеркивается необходимость существования инфраструктуры пространственного развития, технопарков и бизнес-инкубаторов, а также содействия кластерному взаимодействию.

Основные стратегические направления развития малых предприятий заложены в «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г.». Она отмечает значительную неравномерность пространственной концентрации малых предприятий в субъектах Российской Федерации (около 50 % размещены в десяти регионах). В связи с этим пункт 7 «Стимулирование развития предпринимательской деятельности на отдельных территориях» допускает формирование приоритетов развития малых предприятий на субрегиональном уровне структуры экономического пространства, что подчеркивается цитатой: «Развитие малого или среднего предприятия - это всегда развитие конкретного предприятия на определенной территории». Положения стратегии посвящены положительному влиянию малых предприятий на такие структурные единицы экономического пространства, как депрессивные территории и монопрофильные города, в аспектах улучшения ситуации на рынке труда и диверсификации экономики. Отмечена низкая плотность малых предприятий на внеагломерационных территориях, которые удалены от крупных административных центров. Данной концепцией определены приоритетные виды деятельности малых предприятий на территории монопрофильных городов, а также зафиксирована роль «Фонда развития моногородов» в качестве агента развития.

«Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г.» практически не указывает пространственные аспекты развития малых предприятий. Описана низкая предпринимательская активность для следующих структурных единиц субрегионального уровня экономического пространства: внеагломерационных территорий, малых и средних городов, сельской местности (раздел «Основные проблемы пространственного развития Российской Федерации»). Данная стратегия предусматривает учет пространственных особенностей развития с помощью территорий с особыми режимами хозяйствования.

Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы на период 2018-2024 гг.» содержит пространственный приоритет ускоренного развития малых предприятий на уровне следующих структурных элементов макро-регионального, регионального и субрегионального уровней: городов (монопрофильные города), регионов (Республика Крым), федеральных округов (Северо-Кавказский и Дальневосточный).

Таким образом, нормативные правовые документы федерального уровня содержат в себе приоритеты развития малых предприятий, относящиеся как к макрорегиональному, так и к более низким структурным уровням экономического пространства, что требует учета в региональной и муниципальной политике.

На региональном уровне регулирования пространственные приоритеты развития могут быть заложены в стратегиях социально-экономического развития (реализуются в каждом субъекте Приволжского федерального округа), а также в законах и целевых программах, посвященных развитию малых предприятий (хотя бы один из двух документов присутствует в каждом регионе Приволжского федерального округа). В некоторых регионах реализовываются особые нормативно-правовые акты стратегического характера: стратегии развития малого и среднего предпринимательства (Республика Башкортостан, Чувашская республика), «План мероприятий («дорожная карта») по реализации федеральной Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 г.» (Пермский край).

Несмотря на то что региональные законы и целевые программы по развитию малых предприятий весьма схожи и основываются на федеральном законе № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», анализ регионального структурного уровня экономического пространства позволил выявить дифференциацию мер развития (табл. 2). Для выполнения контент-анализа нами были выделены следующие направления развития: содействие приоритетным видам экономической деятельности (поднаправления - развитие промышленности и внедрение инноваций, сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство), социальное предпринимательство (поднаправления - молодежное предпринимательство, народные художественные промыслы и ремесла, социальное обслуживание), содействие выходу на рынок (поднаправления - продвижение региональных брендов в РФ, внешнеэкономическая деятельность), кадровое обеспечение (поднаправления - пропаганда, занятость и самозанятость, подготовка кадров (переподготовка)).

Пространственное взаимодействие на субрегиональном структурном уровне экономического пространства описано в нескольких региональных стратегиях социально-экономического развития. К ним можно отнести создание специализированного льняного кластера малых и средних предприятий в Оршанском районе Республики Марий Эл, а также участие малых предприятий в составе инновационных кластеров и формирование рыночного взаимодействия со средними и крупными компаниями (Ульяновская, Пензенская и Кировская области, республики Татарстан, Чувашия, Мордовия). Наиболее полное пространственное описание развития малых предприятий на субрегиональном структурном уровне, на наш взгляд, содержится в «Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан на период до 2030 г.». Разделы «Территориальное развитие предпринимательства» и «Стимулирование точек роста субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Республики Башкортостан» описывают неравномерность плотности и соответствующие дифференцированные методы поддержки на уровне структурных единиц - городов (монопрофильных) и муниципальных районов (табл. 2).

Таблица 2 - Приоритеты развития малого предпринимательства в регионах - субъектах Приволжского федерального округа

Table 2 - Priorities for the development of small business in the regions - subjects of the Volga Federal District

Регион ПФО Вид документа Направление поддержки

Содействие приоритетным видам деятельности Социальное предпринимательство Содействие выходу на рынок Кадровое обеспечение

Закон Программа Стратегия Развитие промышленности и внедрение инноваций Сельское хозяйство Жилищно-коммунальное хозяйство Молодежное предпринимательство Народные художественные промыслы и ремесла Социальное обслуживание Продвижение региональных брендов в РФ Внешнеэкономическая деятельность Пропаганда Занятость, самозанятость Подготовка кадров (переподготовка)

Республика Марий Эл + + + + + - - - - + + + - +

Оренбургская область + + + + + + + + - - + + - +

Пермский край + + + + + - - + - + + - + +

Саратовская область + + + + - - + - - + + + - +

Кировская область + + + + - - + + - + + + + +

Удмуртская Республика + + + + + - - + - - + + + +

Чувашская Республика + + + + - - - + + + + + - +

Республика Мордовия - + + + - - - - - - - + + +

Нижегородская область + + + + + - + + - + + + + +

Пензенская область - + + + + - + + + - + + + +

Республика Башкортостан + + + + + - + + + + + + + +

Ульяновская область - + + + - - - - - + + - + +

Самарская область - + + + - + + - + + + + + +

Республика Татарстан + + + + + + - + + + + + + +

Итого регионов, использующих инструмент 10 14 14 14 s 3 7 9 5 10 13 12 10 14

«Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года» передает деятельность по территориально дифференцированному стимулированию приоритетных видов предпринимательства на муниципальный уровень (раздел «3.3.4. Повышение эффективности взаимодействия с органами местного самоуправления»). В связи с этим рассмотрение пространственных приоритетов развития малых предприятий на муниципальном уровне структуры экономического пространства Самарской области проведено на основе анализа стратегий социально-экономического развития муниципальных образований. Стратегические нормативно-правовые акты, в которых отражены пространственные аспекты развития малых предприятий, рассмотрены нами на предмет зонирования деятельности: наличия локальных инвестиционных проектов (создания «точек роста») и пространственного взаимодействия с субъектами другой местности (рис. 2).

Изменение показателей развития малых предприятий, 2015 г. к 2010 г. Республика Башкортостан

Изменение общего числа малых предприятий (юридические лица и индивидуальные предприниматели) Изменение доли юридических лиц в числе малых предприятий Изменение числа малых предприятий на 1 000 чел. населения

Изменение соотношения среднемесячной номинальной начисленной зарплаты на малых предприятиях и предприятиях в целом

Рисунок 2 - Пространственные аспекты перспективного развития малых предприятий, представленные в стратегиях социально-экономического развития муниципальных образований Самарской области

Figure 2 - Spatial aspects of the prospective development of small enterprises, presented in the strategies of socio-economic development of municipalities of the Samara Region

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По результатам проведенного анализа выявлено отсутствие развитого пространственного подхода к развитию малых предприятий в муниципальных стратегиях социально-экономического развития Самарской области. Лишь в Красноярском районе и городском округе Октябрьск одновременно запланирована реализация локальных инвестиционных проектов с участием малых предприятий и описано пространственное взаимодействие. В целом по региону пространственное взаимодействие на муниципальном структурном уровне описано в 9 муниципальных образованиях, наличие инвестиционных проектов - в 12 муниципальных образованиях.

Заключение

Как показало исследование, пространственные приоритеты развития малых предприятий в разной степени зафиксированы и проработаны в документах на макрорегиональном, региональном, субрегиональном и муниципальных уровнях структуры экономического пространства.

Федеральный уровень характеризуется указанием приоритетов развития малых предприятий в структурных пространственных единицах, относящихся как к федеральному, так и нижестоящим (региональному и муниципальному) уровням управления. Отсутствует целостный подход к пространственной организации деятельности малых предприятий, однако из этого проистекает, что положения о названных приоритетными зонах развития получат более широкое развитие на нижестоящих уровнях.

Региональный уровень, рассмотренный на примере Приволжского федерального округа, показал значимую дифференциацию заявленных к применению направлений поддержки. В регионах задается собственное перспективное представление сектора малых предприятий, исходя из признанных приоритетными видов деятельности, направлений раскрытия потенциала социального предпринимательства, а также применяемых мер поддержки предпринимателей. Однако большинство аспектов, по которым проведены отличия, представляют собой вариативный набор, заимствованный из федерального законодательства. В настоящее время отсутствуют регионы с ярко выраженным индивидуальным перспективным видением малых предприятий.

Пространственные приоритеты развития малых предприятий на субрегиональном уровне в разной степени описываются федеральным и региональным законодательством. К наиболее часто упоминаемым относятся следующие структурные единицы: города (с монопрофильным характером экономики) и сельские территории. На региональном уровне управления отмечаются как субъекты Федерации с подробно описанным характером неоднородности субрегионального пространственного развития малых предприятий, так и избегающие такого рода акцентов.

Рассмотрение стратегий социально-экономического развития муниципальных образований Самарской области показало отсутствие пространственного подхода в значительной части структурных единиц муниципального уровня экономического пространства. Однако существуют образцы лучших практик, в которых муниципальные власти указывают пространственное взаимодействие малых предприятий и используют зонирование для размещения инвестиционных проектов.

В процессе реализации пространственного потенциала малых предприятий как инструмента развития региональной экономики важную роль играет этап стратегического целеполагания. К нему относится информационная база выявленных и систематизированных пространственных приоритетов развития, рассмотренных в данной статье; на ее основе формируется блок целевого видения развития сектора малых предприятий. Конечной целью процесса является создание системы документов стратегического характера, реализующих пространственный подход к развитию малых предприятий региона, и системы мониторинга и оценки результатов.

Библиографический список

1. Оптимизация территориальных систем / под ред. С.А. Суспицына. Новосибирск, 2010. 632 с.

2. Астапенко М.С. Теории и концепции пространственной экономики: сущностные аспекты и эволюция подходов // Вестник Евразийской науки. 2018. № 1. URL: https://esj.today/PDF/50ECVN118.pdf.

3. Иванов С.А., Ложко В.В. О пространственном подходе в теории региональной экономики // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». 2015. Т. 9. № 1. С. 18-25. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=23183111.

4. Минакир П.А. Пространственный анализ в экономике // Журнал Новой Экономической Ассоциации. 2013. № 1 (17). С. 176-180. URL: https://www.econorus.org/repec/journl/2013-17-176-180r.pdf.

5. Структуризация экономического пространства региона: сущность, факторы, проектирование / под общ. ред. Р.Ф. Гатауллина. Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2016. 216 с.

6. Занадворов В.С., Ильина И.П. Теория экономики города. Москва: ГУ ВШЭ, 1999. 175 с.

7. Макар С.В. Пространственный анализ: развитие концепции и возможностей применения // Вестник Финансового Университета. 2012. № 2. С. 61-72. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17690843.

8. Иванов О.Б., Бухвальд Е.М. Малое и среднее предпринимательство как фактор пространственного развития экономики // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2018. № 5. С. 7-24. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36512276.

9. Буров В.Ю. Малое предпринимательство в пространственном развитии региона // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. № 2-1. С. 78-83. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/maloe-predprinimatelstvo-v-prostranstvennom-razvitii-regiona.

10. Дамдинов Д. Д. Влияние малого бизнеса на региональный рынок труда // Вестник ВСГУТУ. 2014. № 1. С. 114-118. URL: https://esstu.ru/library/free/vestnik/ВЕСТНИК_2014_1/18_Дамдинов.pdf.

11. Карпунина Е.К., Климентова Э.А., Дубовицкий А.А. Влияние инновационной активности малого бизнеса на региональный экономический рост // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2019. Т. 9, № 1 (30). С. 19-29. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=37337929.

12. Мазилов Е.А., Кремин А.Е. Оценка влияния малого бизнеса на социально-экономическое развитие регионов // Вопросы территориального развития. 2018. № 1 (41). С. 1-11. DOI: http://doi.org/ 10.15838/tdi/2018.1.41.2.

13. Березов А.Т. Механизм кластера малых предприятий региона // Управление экономическими системами. 2012. № 4. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18834930.

14. Корчагина И.В. Региональная политика развития кластеров малых и средних предприятий // Региональная экономика и управление. 2017. № 1 (49). URL: http://eee-region.ru/article/4939.

15. Лебедева М.Н. Создание кластеров малых предприятий как один из способов стимулирования регионального развития // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2009. № 4 (49). С. 68-75. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-klasterov-malyh-predpriyatiy-kak-odin-iz-sposobov-stimulirova-niya-regionalnogo-razvitiya-1.

16. Ашхотов А.М. Предпосылки формирования нового регионального пространства // Terra economicus. 2010. Т. 8, № 4. Ч. 3. С. 101-104. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predposylki-formirovaniya-novogo-regionalnogo-prostranstva.

17. Ткачук С.Н. Малый бизнес - важный резерв развития моногорода // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2010. № 3 (11). С. 34-42. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=15203120.

18. Дмитриева Е.О. Малое предпринимательство как фактор модернизации старопромышленного города // Вектор науки ТГУ. Серия: Экономика и управление. 2017. № 3 (30). С. 42-49. DOI: http://doi.org/ 10.18323/2221-5689-2017-3-42-49.

19. Дмитриева Е.О. К проблематике построения моделей развития малого предпринимательства в моногородах РФ // Сборник материалов XXXV Международной научно-практической конференции / под общ. ред. С. Чернова. Новосибирск, 2017. С. 238-245. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30607147.

20. Манаева И.В., Болтенкова Ю.В. Методические рекомендации по выбору сценария развития моногорода // Проблемы развития территории. 2016. № 6 (86). С. 196-208. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/metodicheskie-rekomendatsii-po-vyboru-stsenariya-razvitiya-monogoroda.

21. Развитие моногородов России: монография / под ред. И.Н. Ильиной. М.: Финансовый университет, 2013. 168 с. URL: http://elib.fa.ru/fbook/Molodcov_mon.pdf/download/Molodcov_mon.pdf.

22. Замятина Н. Ю. Инновационный поиск в монопрофильных городах: блокировки развития, новая промышленная политика и план действий. Москва: ЛЕНАНД, 2015. 216 с.

23. Бессонов И. С. Пространственный потенциал малых предприятий: сущность и определение // ХХХШ Международные Плехановские чтения, 20 марта 2020 г.: сб. ст. аспирантов и молодых ученых. Москва: Изд-во Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, 2020. С. 12-16. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43172524.

24. Бессонов И.С., Королева Е.Н. Пространственный потенциал малых предприятий: сущность и методические основы реализации // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2020. № 5 (187). С. 27-36. DOI: http://doi.org/10.46554/1993-0453-2020-5-187-27-36.

References

1. Suspitsyn S.A. (Ed.) Optimization of territorial systems. Novosibirsk, 2010, 632 p. (In Russ.)

2. Astapenko M.S. Theories and concepts of «Spatial Economics»: essential aspects and evolution of approaches. The Eurasian Scientific Journal, 2018, no. 1. Available at: https://esj.today/PDF/50ECVN118.pdf. (In Russ.)

3. Ivanov S.A., Lozhko V.V. Spatial approach to the theory of regional economy. Bulletin of South Ural State University. Series «Economics and Management», 2015, vol. 9, no. 1, pp. 18-25. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23183111. (In Russ.)

4. Minakir P.A. Spatial analysis in economics. Journal of the New Economic Association, 2013, no. 1 (17), pp. 176-180. Available at: https://www.econorus.org/repec/journl/2013-17-176-180r.pdf. (In Russ.)

5. Gataulin R.F. (Ed.) The structuring of economic space of a region: essence, factors, design. Ufa: ISEI UNTs RAN, 2016, 216 p. (In Russ.)

6. Zanadvorov V.S., IFina I.P. Theory of urban economy. Moscow: GU VShE, 1999, 175 p. (In Russ.)

7. Makar S.V. Spatial analysis: concept and application possibilities development. Humanities and social sciences. The Bulletin of the Financial University, 2012, no. 2, pp. 61-72. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17690843. (In Russ.)

8. Ivanov O.B., Buchwald E.M. Small and medium-sized enterprises as a factor of spatial development of Russian economy. ETAP: Economic Theory, Analysis, and Practice, 2018, no. 5, pp. 7-24. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36512276. (In Russ.)

9. Burov V.Yu. Small business in the spatial development of the region. Vestnik Buriatskogo gosudarstvennogo universiteta, 2015, no. 2-1, pp. 78-83. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/maloe-predprinimatelstvo-v-prostranstvennom-razvitii-regiona. (In Russ.)

10. Damdinov D.D. Influence of entrepreneurship on regional labor-market. ESSUTM Bulletin, 2014, no. 1, pp. 114-118. Available at: https://esstu.ru/library/free/vestnik/ВЕСТНИК_2014_1/18_Дамдинов.pdf. (In Russ.)

11. Karpunina E.K., Klimentova E.A., Dubovitski A. A. The impact of innovative activity of small business on regional economic growth. Proceedings of South-West State University. Series Economy. Sociology. Management, 2019, vol. 9, no. 1 (30), pp. 19-29. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37337929. (In Russ.)

12. Mazilov E.A., Kremin A.E. Assessment of the impact of small business on region's socio-economic development. Territorial Development Issues, 2018, no. 1 (41), pp. 1-11. DOI: http://doi.org/ 10.15838/tdi/2018.1.41.2. (In Russ.)

13. Berezov A.T. Mechanism of cluster of small enterprises in the region. Management of Economic Systems, 2012, no. 4. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18834930. (In Russ.)

14. Korchagina I.V. Regional policy for the development of small and medium-sized enterprises clusters. Regional economics and management, 2017, no. 1 (49). Available at: http://eee-region.ru/article/4939. (In Russ.)

15. Lebedeva M.N. Creating clusters of small enterprises as one of the ways to stimulate regional development. Customs Policy of Russia in the Far East, 2009, no. 4 (49), pp. 68-75. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/sozdanie-klasterov-malyh-predpriyatiy-kak-odin-iz-sposobov-stimulirovaniya-regionalnogo-razvitiya-1. (In Russ.)

16. Ashkhotov A.M. Preconditions of formation of new regional space. Terra Economicus, 2010, vol. 8, no. 4, part 3, pp. 101-104. Available at: https://cyberleninka.rn/article/npredposylki-formirovaniya-novogo-regionalnogo-prostranstva. (In Russ.)

17. Tkachuk S.N. Small business is an important reserve for development of a one company town. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2010, no. 3 (11), pp. 34-42. Available at: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=15203120. (In Russ.)

18. Dmitrieva E.O. Small business as a factor of modernization of an old industry mono-town. Science Vector of Togliatti State University. Series: Economics and Management, 2017, no. 3 (30), pp. 42-49. DOI: http://doi.org/ 10.18323/2221-5689-2017-3-42-49. (In Russ.)

19. Dmitrieva E.O. On the problem of building models of small business development in single industry towns of the Russian Federation. In: Chernov S. (Ed.) Collection of materials of the XXXV International research and practical conference. Novosibirsk, 2017, pp. 238-245. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id= 30607147. (In Russ.)

20. Manaeva I.V., Boltenkova Yu.V. Methodological recommendations on selection of scenarios for the development of single-industry towns. Problems of Territory's Development, 2016, no. 6 (86), pp. 196-208. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-rekomendatsii-po-vyboru-stsenariya-razvitiya-monogoroda. (In Russ.)

21. Il'ina I.N. (Ed.) Development of single-industry towns in Russia. Moscow: Finansovyi universitet, 2013, 168 p. Available at: http://elib.fa.ru/fbook/Molodcov_mon.pdf/download/Molodcov_mon.pdf. (In Russ.)

22. Zamiatina N.Yu. Innovative search in monotowns: development blocks, new industrial policy and action plan. Moscow: LENAND, 2015, 216 p. (In Russ.)

23. Bessonov I.S. Spatial potential of small enterprises: essence and definition. In: ХХХIII International Plekhanov readings, March 20, 2020: collection of articles by postgraduates and young scientists. Moscow: Izd-vo Rossiiskogo ekonomicheskogo universiteta im. G.V. Plekhanova, 2020, pp. 12-16. (In Russ.)

24. Bessonov I.S., Koroleva E.N. Spatial potential of small enterprises: essence and methodological bases of implementation. Vestnik of Samara State University of Economics, 2020, no. 5 (187), pp. 27-36. DOI: http:// http://doi.org/10.46554/1993-0453-2020-5-187-27-36. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.