УДК 316.3
Бокарева Вера Борисовна
Bokareva Vera Borisovna
кандидат социологических наук
PhD in Social Sciences
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЦИОНАЛИЗАЦИИ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМ БИЗНЕСОМ
GUIDELINES FOR RATIONALIZATION OF THE SMALL BUSINESS MANAGEMENT
Аннотация:
Summary:
Рационализация методов управления малым бизнесом включает создание благоприятных социально-экономических условий для развития предпринимательства, содействие малому бизнесу на всех этапах его развития, разработку единого стандарта критериев оценки деятельности малых коммерческих организаций, повышение уровня образования и профессионализма предпринимателей.
The rationalization of the small business management involves creation of the favourable socioeconomic conditions for the entrepreneurship development, assistance to the small business on all the stages of its development, elaboration of the unified standard for assessment of the small business enterprises’ activities, and improvement of the education level and professionalism of entrepreneurs.
Ключевые слова:
малый бизнес, социальные технологии, социальное управление, мониторинг, проектирование, прогнозирование, традиции, коммуникация.
small business, social technologies, social management, monitoring, planning, forecasting, traditions, communication.
Keywords:
Социальные технологии развития малого бизнеса позволяют значительно повысить эффективность его деятельности. Так, целями рационализации методов управления малым бизнесом являются: создание благоприятных социально-экономических условий для устойчивости и развития системы малого бизнеса; содействие на всех этапах его развития, выявление наиболее эффективных и перспективных предприятий малого бизнеса, имеющих социальную значимость.
С целью рационализации методов управления малым бизнесом разработана социальная технологизация управления предпринимательством, повышающая эффективность его деятельности. Она включает в себя использование комплекса следующих социальных технологий.
Традиции предпринимательства как социальные технологии представляют собой алгоритмизацию формирования и воспроизведения норм, образцов социально-культурного наследия, передающегося от поколения к поколению. Конкурсно-состязательные социальные технологии являются организованными соревнованиями за первенство в чем-либо. Селективная социальная технология направлена на выведение новых форм и методов деятельности в малом бизнесе, взаимодействие предпринимателей с другими социальными группами и оптимизацию существующих. Социальный мониторинг малого бизнеса как социальная технология представляет собой процесс его систематического изучения, анализа и оценки состояния, прогнозирования и контроля происходящих изменений. Социальное проектирование развития малого бизнеса является теоретически обоснованной, технологически обеспеченной деятельностью по созданию образа будущего, соответствующего определенным целям системы обеспечения процесса развития малого бизнеса. Технология социального прогнозирования деятельности малого бизнеса - это определение вариантов развития и выбор оптимального ресурса, исходя из имеющихся, и состояния социально-экономической системы. Информационнокоммуникационные социальные технологии направлены на совершенствование процесса сбора, систематизации, хранения и передачи информации.
Современные российские малые предприниматели подразделяются на три группы:
- начинающие - имеющие способности и желание заниматься бизнесом, но не располагающие достаточным финансированием и опытом;
- развивающиеся - имеющие опыт коммерческой деятельности от 1 года до 3-х лет, которым необходимо развивать и/или расширять свой бизнес;
- развитые - функционирующие с положительными результатами на рынке более 3-х лет.
Для начинающих предпринимателей характерны проблемы, обусловленные недостаточным развитием социальных технологий: нестабильность социально-экономических условий; сложности с получением первоначального капитала; дефицит доступной и достоверной информации о состоянии и перспективах развития и другие.
Для достижения стабилизации социально-экономических условий, необходимых для поддержки и развития начинающих малых предпринимателей, следует реализовать определенные меры.
1. Формирование единой системы традиций предпринимательства:
- развитие традиций благотворительности предпринимателей; программа содействия СМИ для их формирования;
- включение в образовательные программы курса лекций по основам традиций российского предпринимательства;
- программы материального стимулирования малых предпринимателей «за вклад в социальное развитие».
2. Разработка и реализация механизма социального мониторинга малого бизнеса: разработка единого стандарта критериев оценки, условий его существования на региональном и федеральном уровнях; создание единой системы прогнозирования и контроля изменений.
3. Разработка системы конкурсно-состязательного получения предпринимателями средств финансовой поддержки:
- создание федерального фонда стимулирования развития малого бизнеса;
- учреждение региональных отраслевых премий малым предпринимателям в приоритетных отраслях развития региона «дебют года».
4. Совершенствование форм информационной помощи начинающим предпринимателям:
- разработка единого федерального портала для начинающих предпринимателей с регулярно обновляемой информацией;
- концептуализация содействия начинающим предпринимателям на базе ассоциаций и организаций малого бизнеса.
5. Совершенствование информационно-коммуникационного процесса сбора, обработки, хранения и передачи информации, необходимой для развития малого бизнеса.
6. Создание единого электронного архива информации о малом бизнесе в России: разработка его структуры, системы доступа социологов, предпринимателей, СМИ, широкой общественности.
Для развивающихся предпринимателей характерны следующие проблемы: несбалансированная инфраструктура поддержки; недостаточный профессионализм и уровень образования; отсутствие единой системы ценностей. В связи с этим важно реализовать следующие меры.
1. Создание системы мониторинга инфраструктуры поддержки малого бизнеса:
- разработка единых критериев оценки инфраструктуры поддержки малого бизнеса;
- адаптация системы социального мониторинга инфраструктуры поддержки малого бизнеса к системе федерального и регионального мониторинга малого бизнеса;
- регулярный опрос малых предпринимателей на предмет оценки качества инфраструктуры.
2. Разработка единой системы критериев оценки их профессионализма; концептуализация профессионального статуса малого предпринимателя в контексте социальной значимости.
3. Система повышения квалификации персонала малого бизнеса: федеральная программа стимулирования малых предпринимателей за повышение квалификации их персонала; программа дополнительного образования на базе Центров занятости и Торгово-промышленных палат.
4. Совершенствование информационно-коммуникационного процесса развития профессионализма малых предпринимателей:
- создание системы бесплатного доступа к единой базе информации о малом бизнесе;
- разработка специализированного федерального интернет-портала.
5. Проведение конкурса среди коммерсантов, студентов и СМИ по разработке оптимальной системы ценностей российского предпринимательства.
6. Разработка механизма социального прогнозирования формирования предпринимательских ценностей:
- регулярное привлечение экспертов для составления прогнозов регионального и федерального уровней развития малого бизнеса;
- регулярное проведение коллективных открытых обсуждений с целью составления прогнозов развития малого бизнеса.
Для развитых малых предпринимателей характерны проблемы, обусловленные недостаточным развитием социальных технологий: высокая стоимость ресурсов; недобросовестная конкуренция; необходимость внедрения новых технологий и разработок. Важно реализовать следующее.
1. Развитие коммуникации между малыми предпринимателями и целевыми группами:
- создание на базе единого информационного портала системы поиска партнеров для малого бизнеса;
- развитие форм проектного внедрения оптимизации выгодного приобретения ресурсов для малого бизнеса;
- система обмена положительным опытом между регионами.
2. Систематическое проведение конкурсов на поставку сырья, ресурсов, технологий для малого бизнеса:
- регулярное обновление информации о конкурсах и тендерах на поставку услуг и продукции для малого бизнеса на специализированном интернет-портале;
- создание системы государственного стимулирования на конкурсной основе подрядных организаций, преимущественно обслуживающих малый бизнес.
3. Система селективного выведения механизмов повышения эффективности приобретения ресурсов: проведение совместных «мозговых штурмов» между малыми предпринимателями, представителями ассоциаций малого бизнеса, учащимися профильных учебных заведений и представителями СМИ; создание на базе учебных заведений специализированных исследовательских центров.
4. Создание механизмов государственного стимулирования крупного бизнеса на предоставление подрядных контрактов малым предприятиям; проведение конкурсов для малых предприятий на выполнение контрактов с крупными предприятиями; разработка проектов по взаимодействию малого и крупного бизнеса в полном цикле производства продукции.
5. Социальный мониторинг новых технологий и разработок для малого бизнеса:
- разработка единых критериев оценки эффективности внедрения новых технологий для малого бизнеса;
- стимулирование СМИ на освещение результатов социального мониторинга в этой сфере;
- регулярное отслеживание новых технологий в малом бизнесе на региональном уровне.
Таким образом, рационализация методов управления малым бизнесом способствует созданию для начинающих предпринимателей единой бизнес-культуры, системы анализа и аккумулирования актуальной информации: для развивающихся - эффективной системы получения информации, механизмов повышения профессионализма; для развитых - методов доступного получения ресурсов, новых технологических разработок.