Научная статья на тему 'РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ У СТУДЕНТОВ'

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ У СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
84
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психосоматические заболевания / стресс / рекомендации / psychosomatic diseases / stress / recommendations

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — С А. Снеткова, А В. Храмцова, Н А. Антоненко

На примере студентов Аэрокосмического колледжа рассмотрена проблема психосоматических заболеваний студентов на фоне учебного стресса, подобраны рекомендации по профилактике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF PSYCHOSOMATIC MANIFESTATIONS IN STUDENTS

On the example of students of the Aerospace College, the problem of psychosomatic diseases of students against the background of educational stress is considered, recommendations for prevention are selected.

Текст научной работы на тему «РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ У СТУДЕНТОВ»

УДК 159.9

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ У СТУДЕНТОВ

С. А. Снеткова, А. В. Храмцова Научный руководитель - Н. А. Антоненко*

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

* Е-mail: [email protected]

На примере студентов Аэрокосмического колледжа рассмотрена проблема психосоматических заболеваний студентов на фоне учебного стресса, подобраны рекомендации по профилактике.

Ключевые слова: психосоматические заболевания, стресс, рекомендации.

PREVENTION OF PSYCHOSOMATIC MANIFESTATIONS IN STUDENTS

S. A. Snetkova, A. V. Khramtsova Scientific supervisor - N. A. Antonenko*

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

* Е-mail: [email protected]

On the example of students of the Aerospace College, the problem of psychosomatic diseases of students against the background of educational stress is considered, recommendations for prevention are selected.

Keywords: psychosomatic diseases, stress, recommendations

Актуальность проблемы обусловлена снижением уровня здоровья студентов на фоне учебных стрессов, в том числе и в аэрокосмической отрасли, и необходимостью его профилактики.

Для рассмотрения проблемы мы обращаемся к представлениям о психосоматике [1]. Психосоматика - это направление в психологии и медицине, изучающее влияние психологических факторов на возникновение, течение, исход соматических (телесных) заболеваний.

Психосоматические заболевания — это заболевания, причинами которых являются в большей мере психические процессы больного, чем непосредственно какие-либо физиологические причины. Если медицинское обследование не может обнаружить физическую или органическую причину заболевания, или если заболевание является результатом таких эмоциональных состояний как гнев, тревога, чувство вины — тогда болезнь может быть классифицирована как психосоматическая [1].

Кровеносные сосуды, например, регулируют вегетативную нервную систему, которая связана с нашими эмоциями и напрямую взаимодействует с чувствами. Поэтому при возникновении сердечно-сосудистых заболеваний в некоторых случаях причина может находиться на эмоциональном уровне. Гормон кортизол вырабатывается в стрессовых ситуациях, если в организме его слишком много, то человек может столкнуться с

Секция «Молодежь, наука, творчество (школьная секция, направление СПО)»

бессонницей, потерей мышечной массы или, наоборот, ожирением [1]. Это также можно считать психосоматикой.

Психосоматические заболевания возникают из-за неправильного эмоционального управления. Связь психологического здоровья с физическим так же можно заметить в том, как недосыпания влияют на жизнь молодых людей, которые часто недооценивают последствия.

В свою очередь, регулярные недосыпания могут привести к:

1. замедлению мыслительных процессов;

2. понижению реакции и концентрации внимания (труднее сосредоточиться и легче ошибиться, труднее правильно оценить ситуацию);

3. ослаблению памяти (во время сна вся новая информация, которую мы почерпнули за день, включается в краткосрочную память, при этом различные фазы сна играют различные роли в обработке новой информации и переводе её в долговременную память);

4. ухудшению способности обучаться;

5. нарушением в психике (нехватка сна значительно влияет на настроение и ухудшает способность бороться с эмоциональным напряжением);

6. износу организма (недостаток сна приводит к износу сосудистой системы, недосыпание увеличивает риск развития инфаркта и гипертонии) [2].

Если регулярный стресс перерастает в хронический, то он может привести к неврозам, психозам, алкоголизму, нарушениям сердечной деятельности, артериальной гипертензии, язвенным поражениям желудочно-кишечного тракта. Возможны инфаркт миокарда и инсульт, а также головные боли, необъяснимые приступы усталости, боли в области сердца, снижение работоспособности, повышение артериального давления, приступы дрожи и ознобы, повышенная потливость, тошнота, мышечные боли [1].

Если человек долго носит в себе негативные эмоции и подавляет их, в определенный момент организм находит в себе слабое звено и поражение происходит именно там.

Недостаток сна, регулярный стресс и прочие недомогания часто встречаются среди студентов и в большинстве случаев они отдают голос в пользу игнорирования проблемы, чем ее решения. Стресс, который студенты испытывают при обучении, может увеличиваться от режима дня и питания, которым они пренебрегают.

Рекомендации по предотвращению недомоганий, основанных на психосоматике [1,3]:

1. Следить за питанием. Стараться выстраивать свой рацион или хотя бы иметь систему

2. приема пищи и придерживаться ее.

3. Дыхательные упражнения.

4. Релаксационные методики.

5. Спорт или йога.

6. Выстраивать режим сна. Стараться ложиться не слишком поздно и вставать вовремя.

7. Принимать свои негативные эмоции и позволять себе пройти через них вместо подавления.

8. При возникновении более серьезных проблем и симптомов обратиться к врачу или психотерапевту.

9. При уверенности в том, что это психосоматика, попробовать найти источник проблемы. Иногда причинами психосоматических проблем могут являться постоянные конфликты или неблагоприятная домашняя обстановка. При нахождении источника подумать о том, как можно его устранить.

10. Не стесняться просить о помощи или поддержке. При необходимости поговорить о происходящем с близкими, родственниками или друзьями.

11. Не ждать, пока все пройдет самостоятельно, без вмешательств, чтобы предотвратить ухудшение ситуации.

12. Стараться поддерживать хорошие условия жизни.

13. Наблюдать за тем, какие проявляются симптомы и в какие моменты. Например, если нарушения в работе желудочно-кишечного тракта дают о себе знать только в стрессовых ситуациях, то есть большая вероятность, что они психосоматические. Это нормальная реакция организма на стресс, но при перерастании стресса в хронический, такие нарушения могут спровоцировать язву желудка.

14. Придерживаться объективного мышления с позитивной направленностью. Люди, часто думающие только в негативном ключе, более склонны к различным заболеваниям. Также психосоматика может быть построена на самовнушении. Важно стараться объективно оценивать процессы своего организма и понимать, в каких областях есть реальные проблемы. При психосоматическом расстройстве симптомы могут выражаться ярко, но на самом деле как таковой проблемы на физиологическом уровне нет.

15. При восстановлении режима сна, питания и прочих условий необходимо наблюдать за своим состоянием и при его улучшении делать все возможное, чтобы их придерживаться. При ухудшении лучше обратиться к врачу для выяснения причин и лечения.

Библиографические ссылки

1. Обложко М. В. Психосоматические заболевания: симптомы и лечение. Electronic textbook StatSoft [Электронный ресурс]. URL: https://expert-clinica.ru/blog/psihosomaticheskie-zabolevaniya (дата обращения: 07.11.2021).

2. Карпова Т. В. Влияние сна на организм человека Electronic textbook StatSoft [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/vliyanie-sna-na-organizm-cheloveka (дата обращения: 07.11.2021).

3. Соломахо И. П., Климачева Е. В. Стресс и стрессоустойчивое поведение. Electronic textbook StatSoft [Электронный ресурс].URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stress-i-stressoustoychivoe-povedenie (дата обращения: 07.11.2021).

© Снеткова С. А., Храмцова А. В., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.