Научная статья на тему 'АБЪЮЗИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РЕБЕНКА'

АБЪЮЗИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РЕБЕНКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
22
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
родительский абъюз / причины родительского абъюза / выход из абъюзивных отношений / parental abuse / causes of parental abuse / exit from an abusive relationship

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — К.С. Демченко, З.С. Яковлева, А.А. Бурова, П.В. Гавриленко, Н.А. Антоненко

На примере студентов Аэрокосмического колледжа рассмотрена проблема родительского абъюза, его последствий и необходимости их преодоления для формирования личности будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABYUSIVE RELATIONSHIPS IN THE FAMILY FROM THE POINT OF VIEW OF THE CHILD

On the example of students of the Aerospace College, the problem of parental abuse, its consequences and the need to overcome them for the formation of the personality of future specialists is considered.

Текст научной работы на тему «АБЪЮЗИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РЕБЕНКА»

УДК 159.9

АБЪЮЗИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РЕБЕНКА

К. С. Демченко, З. С. Яковлева, А. А. Бурова, П. В. Гавриленко Научный руководитель - Н. А. Антоненко*

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

* Е-mail: antonenko.nataa@gmail.com

На примере студентов Аэрокосмического колледжа рассмотрена проблема родительского абъюза, его последствий и необходимости их преодоления для формирования личности будущих специалистов.

Ключевые слова: родительский абъюз, причины родительского абъюза, выход из абъюзивных отношений.

ABYUSIVE RELATIONSHIPS IN THE FAMILY FROM THE POINT OF VIEW

OF THE CHILD

K. S. Demchenko, Z. S. Yakovleva, A. A. Burova, P. V. Gavrilenko Scientific supervisor - N. A. Antonenko*

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

* Е-mail: antonenko.nataa@gmail.com

On the example of students of the Aerospace College, the problem of parental abuse, its consequences and the need to overcome them for the formation of the personality of future specialists is considered.

Keywords: parental abuse, causes of parental abuse, exit from an abusive relationship.

Актуальность проблемы нам представляется достаточно острой с учетом собственных наблюдений за отношениями в наших семьях и в семьях наших знакомых студентов и, в целом, обусловлена противоречиями взаимодействия поколений в современном российском обществе, а также невысокой компетентностью родителей в воспитании детей. Семья в значительной мере влияет на формирование личности будущего специалиста, его отношений с обществом, формирует основные жизненные ценности. В зависимости от особенностей отношений в семье социализация личности может проходит по-разному [1], жестокое обращение, в так называемых «токсичных» семьях, оставляет серьезный след на психике и жизни уже повзрослевших детей.

Абьюз происходит от латинского слова abouse - «злоупотреблять; оскорблять», родительский абъюз - это злоупотребление близким человеком, насилие по отношению к собственному ребенку.

Родительский абъюз может проявляться в различных формах [2]:

• физический (рукоприкладство, истязания, телесные наказания), когда проблему можно решить объяснениями, убеждениями и уговорами;

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 3

• сексуальный (действия насильственного характера по отношению к ребенку, от которых родитель получает удовлетворение), данная проблема лежит в области психических отклонений;

• эмоциональный (психологическое подавление личности ребенка, манипулирование, обесценивание его поступков и достижений, обзывания и унижения, сравнение с другими детьми, навязывание чувства вины, отвержение, игнорирование, гиперопека, терроризирование, шантаж, газлайтинг, изоляция ребенка, делегирование ребенку своей взрослой ответственности);

• игнорирование потребностей ребенка (медицинских, физических, эмоциональных).

Причина родительского абьюза - сломанная психика самих родителей [2-3]. В некоторых

случаях это может быть расстройство личности, из-за которого родитель не способен адекватно воспринимать окружающую действительность. То, что причиняет ребенку боль, ему видится любовью, а попытки жертвы скрыться или защититься выглядят для абьюзера как вызов.

Чаще всего, родители продолжают использовать на своих детях те приемы воспитания, которые применялись к ним. Именно тогда их психика стала меняться и привела к ситуации повторения сценария.

Им кажется, что дети должны быть послушными, поэтому свои раздражают и разочаровывают их своей неправильностью. В такие моменты родители обычно говорят детям фразы: «Вот я в твоем возрасте был(а) лучше, послушнее, уважительнее к взрослым». И кроется за этими словами даже не сожаление, а зависть к своему ребенку, потому что он не должен быть счастливее и свободнее их.

Те, кто сам в детстве был жертвой абьюза, до конца так и не способен повзрослеть. Поэтому такой родитель не склонен к эмпатии и саморазвитию, не хочет учиться применять другие методы воспитания. Он не способен вести диалог, приводить аргументы за и против, уверен, что только его мнение правильное.

Родители-абьюзеры любят своих детей, но не знают, что можно проявлять свою любовь по-другому, не причиняя вреда детской психике [2-3].

Воспитание в семьях токсичных родителей не проходит бесследно, зависимость от требований, упреков и амбиций, критичное отношение к себе может сохраняться на всю жизнь.

Наиболее частые последствия подобного воспитания [2]:

• заниженная самооценка;

• неуверенность в себе и своих силах (отсутствие самостоятельности);

• негативное самовосприятие;

• жизнь в постоянном страхе;

• самообвинение во всех неудачах (вызывает отсутствие уважения к себе);

• ощущение беспомощности и ничтожности.

Не получив в детстве ласки и заботы во взрослую жизнь человек приходит с ощущением, что он недостоин любви и симпатии. Это накладывает свой отпечаток на личную жизнь. Она либо совсем не складывается, либо приводит к тому, что жертва абьюза снова попадает под влияние уже не родителя, а партнера-абъюзера.

Одним из защитных механизмов от насилия является замораживание своих эмоций, что влечет за собой неспособность распознавать их. Это мешает выявлять небезопасные для себя ситуации. Например, человек может годами оставаться в токсичных отношениях и не опознавать их как опасные и разрушительные для себя. Или он не понимает, кто к нему дружелюбен по-настоящему, а кто неискренен. В результате он попадает в некомфортные для себя отношения, работает в некомфортном для себя месте, живет в некомфортных для себя условиях [2].

У него нет «тонкой настройки» на свои эмоциональные сигналы. И слабую степень эмоционального посыла от своей психики он не чувствует. А начинает чувствовать свои эмоции только тогда, когда они уже зашкаливают и он не может их удержать.

Исследования с помощью МРТ показывают, что травмы детства изменяют активность в тех зонах мозга, которые позволяют нам регулировать эмоции [2]. Из-за чего человек может вести себя слишком агрессивно, неуправляемо, испытывать обостренные чувства вины, стыда, страха.

Таким образом, пережитый в детстве хронических стресс снижает стрессоустойчивость во взрослом возрасте. Встречаясь со стрессом, человек либо выдает обостренные эмоциональные реакции, либо эмоционально замыкается и теряет доступ к своим истинным чувствам.

Одним из выходов из абьюзивных отношений является психологическое просвещение родителей, но оно может быть эффективно только в случаях, когда родитель готов принять ответственность за свое поведение.

Другим выходом является преодоление последствий самим ребенком, когда он уже вырос. С большой вероятностью, это обращение к методу психотерапии и определение для себя понятий, которые не были сформированы в его семье: доверие, выполнение обещаний, ценность слова, ценность самого человека.

Библиографические ссылки

1. Горбачева Н. Б. Межпоколенный конфликт между родителями и детьми. Electronic textbook StatSoft [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhpokolennyy-konflikt-mezhdu-roditelyami-i-detmi/viewer (дата обращения: 20.09.2021).

2. Форвард С., Бак К. Токсичные родители. Как вернуть себе нормальную жизнь. Питер, 2022. 352 с.

3. Родители-абьюзеры: как с этим бороться? Интервью с доктором психологических наук, профессором Дагестанского государственного педагогического университета, членом УМО по психолого-педагогическому направлению объединения вузов России Цахаевой А. Electronic textbook StatSoft [Электронный ресурс]. URL: https://midag.ru/2020/06/05/roditeli abyuzery kak s etim borotsya / (дата обращения: 10.01.2022)

© Демченко К. С., Яковлева З. С., Бурова А. А., Гавриленко П. В., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.