РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МЕХАНИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКЕ
МАГНИЕВЫХ СПЛАВОВ
1 2 Семенченко И.Ю. , Медведева М.С.
1Семенченко Иван Юрьевич - магистрант, кафедра технологии машиностроения, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону;
2Медведева Мария Сергеевна - студент, кафедра строительных технологий, Волгодонский инженерно-технический институт (филиал) Национальный исследовательский ядерный университет Московский инженерно-физический институт, г. Волгодонск
Аннотация: в статье представлены режимы резания, геометрические параметры инструмента и необходимые правила охраны труда, необходимые при обработке магниевых сплавов.
Ключевые слова: магниевые сплавы, режимы резания.
Магний относится к числу металлов, промышленное использование и производство которого стало развиваться около ста лет назад. Характерная особенность магниевых сплавов - малая плотность при сравнительно высоких механических свойствах, что позволяет их использовать для уменьшения массы различных машин. Магниевые детали нашли широкое применение в авиации. Данный материал используют для производства различных рычагов управления, корпусов, рам, этим снижается общая масса летательного аппарата при сохранении необходимых свойств, обеспечивающих выполнение служебного назначения.
Магниевые сплавы хорошо поддаются всем видам обработки резанием: точению, фрезерованию, сверлению, зенкерованию, нарезанию резьбы. Обработка магниевых сплавов может производиться на металлорежущих станках любых типов, применяемых для обработки черных и цветных металлов.
Инструмент и режимы резания, применяемые при механической обработке магниевых сплавов
Для обработки сплавов магния обычно используются инструменты из быстрорежущей стали. Для успешного резания очень важно устранить налипание на рабочих поверхностях инструмента. Поэтому режущие границы инструмента должны быть тщательно доведены алмазной доводкой.
Для продолжительного резания и обдирки заготовок, отлитых в песчаных формах, предпочтительней применение инструментов, оснащенных твердыми сплавами. Особенно хорошие результаты при чистовой обработке получаются, если применяется алмазный инструмент.
Токарную обработку сплавов ведут на максимально возможных скоростях, поскольку отвод стружки не представляет трудностей. При окончательной обточке можно снимать стружку с сечением на 50...100% большим, чем при такой же обработке изделий из конструкционной стали. Рекомендуемые режимы токарной обработки приведены в таблице 1 [1].
Операция Скорость резания, м/мин. Подача, мм/об. Глубина резания, мм
90...180 0,75...2,5 1,25
180...300 0,5...2,0 1,0
Предварительная 300...450 450...600 0,25.... 1,5 0,25...1,0 0,75 0,5
600...1500 0,25...0,75 0,375
90...180 0,125...0,625 2,5
180...30 0,125...0,5 2,0
Окончательная 300...450 0,075...0,375 1,25
450...600 0,075...0,375 1,25
600...1500 0,075...0,375 1,25
При использовании твердосплавных резцов передний угол должен составлять 3...5° (иногда его доводят до значений 15...20°, что позволяет снизить затрачиваемую мощность). Передняя грань резца должна быть полированной и плавно переходить в державку, чтобы не было препятствий для схода стружки. В комбинированном проходном подрезном резце главный задний угол принимают 10°, а дополнительный - 7...10°. Точение можно вести всухую. При расточке длинных отверстий необходимо сдувать стружку струей сжатого воздуха, подводимого к передней грани резца через полую державку. В магниевых сплавах можно сверлить неглубокие отверстия, желательно применять спиральные сверла с хорошо отполированными режущими гранями и канавками, угол заточки должен составлять 2 ф=100...140°. При сверлении возможен уход сверла с оси, поэтому требуется применение охлаждающей жидкости или воздуха. Режимы резания при сверлении необходимо выбирать из таблицы 2 [1].
Таблица 2. Режимы резания при сверлении магниевых сплавов
Диаметр сверла, мм Скорость резания, м/мин. Подача, мм
Отверстие
Неглубокое Глубокое
6 90...600 0,1...0,76 0,1 ...0,2
12 90...600 0,38...1,0 0,3...0,5
25 90...600 0,5... 1,2 0,38....0,75
Для развертывания отверстий применяют развертки с малым числом зубьев и отрицательным углом наклона спирали. Это препятствует самозатягиванию развертки в обрабатываемое отверстие. Вдоль режущей кромки зуба развертки должна быть полированная ленточка шириной не более 0,375 мм. Диаметр развертки должен быть полнее на 0,0125...0,0375 мм, что компенсирует усадку после прохода инструмента. Нарезание внутренних резьб производят метчиками с полированными канавками и профилем. Размер профиля должен быть полнее на 0,1 мм. Резьбы нарезают всухую или со смазкой (минеральное масло или парафин).
Правила по охране труда при обработке магниевых сплавов
Цехи и участки обработки деталей и изделий из титана, магния и их сплавов относятся к производственной категории «В» по СНиП 2.09.02 и должны размещаться в отдельных помещениях.
На участках с небольшим объемом обработки деталей из магниевых сплавов допускается производить обработку деталей из других металлов.
Помещения для хранения и обработки изделий из магниевых сплавов должны быть оборудованы общеобменной вентиляцией.
Электрооборудование и электроприборы, устанавливаемые в этих помещениях, должны быть выполнены во взрывобезопасном исполнении.
Стены, окна, светильники, радиаторы отопления, воздуховоды, элементы строительных конструкций и др. помещений цехов и участков, в которых производится шлифование, полирование или другая подобная обработка изделий из магниевых сплавов, необходимо периодически, в соответствии с план-графиком, очищать от магниевой и титановой пыли влажным способом и проветривать.
Полы и стены в помещениях, где производится хранение и обработка изделий из магния должны быть гладкими и удобными для очистки от пыли влажным способом.
Технологические инструкции (карты) на обработку изделий из магниевых сплавов резанием должны включать требования по обеспечению безопасности работы [2].
Для охлаждения зоны резания при обработке изделий из магния должны применяться смазывающе-охлаждающие жидкости на основе минеральных и растительных масел, свободные от кислот и воды.
При сверлении и растачивании глубоких отверстий допускается применение СОЖ следующего состава: сульфофрезола — 80%, керосина — 15%, олеиновой кислоты — 5%.
Режимы резания, заточки инструмента и охлаждения зоны резания должны обеспечивать такие условия, чтобы температура отводимой стружки не превышала 200°С. Не допускается работать с подачей менее 0,06 мм/об или со скоростью резания более 100 м/мин. [3].
Для шлифования и полирования деталей из магниевых сплавов необходимо использовать абразивные материалы, не содержащие искрообразующих включений.
Подручники и кожухи шлифовальных станков, на которых производится обработка деталей из магниевых сплавов, должны быть изготовлены из цветного металла.
Не допускается производить заточку инструмента и обработку деталей из черных металлов на шлифовально-заточных, шлифовальных и полировальных станках, предназначенных для обработки изделий из магниевых сплавов.
Список литературы
1. Корягин С.И., Пименов И.В., Худяков В.К. Способы обработки материалов:
Учебное пособие / Калинингр. ун-т. Калининград, 2000. 448 с. ISBN 5-88874-152-3.
2. РМ-006-97 Правила по охране труда при холодной обработке металлов.
3. Альтман М.Б., Антипова А.П., Блохина В.А. и др. Магниевые сплавы. Часть 1.
Справочник // Металлургия, 1978. С. 232.
РОЛЬ СИСТЕМЫ СПУТНИКОВОГО СЛЕЖЕНИЯ КОНТРОЛЯ ТРАНСПОРТА В СОВРЕМЕННОМ АВТОТРАНСПОРТНОМ
ПРЕДПРИЯТИИ Павленко П.А.
Павленко Павел Андреевич - студент, кафедра техносферной безопасности, Тюменский индустриальный университет Институт геологии и нефтегазодобычи, г. Тюмень
Аннотация: в статье анализируется роль системы спутникового слежения и контроля транспорта в современном автотранспортном предприятии. Ключевые слова: контроль, транспортное средство, убытки.
В современное время крупные предприятия, которые занимаются жилым/промышленным строительством, обладают большим автомобильным парком и