Научная статья на тему 'РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ НЕКОТОРЫХ ВОПРОСОВ СОЗДАНИЯ, АТТЕСТАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВАРИЙНОСПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ'

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ НЕКОТОРЫХ ВОПРОСОВ СОЗДАНИЯ, АТТЕСТАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВАРИЙНОСПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
66
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА / EMERGENCY RESCUE SERVICE / АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / EMERGENCY SITUATION / ОПАСНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОБЪЕКТЫ / HAZARDOUS PRODUCTION FACILITIES / ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ / АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ (АСР) / АТТЕСТАЦИЯ / CERTIFICATION / EMERGENCY RESCUE TEAM / CONTROL BODIES / EMERGENCY RESCUE OPERATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Монахов Петр Александрович

Проанализировано законодательство, регламентирующее порядок создания, аттестацию и деятельность аварийно-спасательных служб (АСС). Отмечены вопросы правоприменительной практики в этой сфере, недостаточно урегулированные законодательством. Рассмотрены отдельные проблемы, с которыми сталкиваются АСС и аварийно-спасательные формирования. Даны некоторые варианты их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Recommendations for Legislative Regularization of Certain Issues of Establishment, Certification and Activities of Emergency Rescue Services

The legislation regulating the procedure of establishment, certification and activities of emergency rescue services was analyzed. Regulatory gaps related to the law enforcement practice in this area were identified. Some problems facing emergency rescue services and teams are considered. Some solutions are proposed.

Текст научной работы на тему «РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ НЕКОТОРЫХ ВОПРОСОВ СОЗДАНИЯ, АТТЕСТАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВАРИЙНОСПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ»

/52 Civil SecurityTechnology, Vol. 15, 2018, No. 2 (56) УДК 614.8

Рекомендации для законодательного урегулирования некоторых вопросов создания, аттестации и деятельности аварийно-спасательных служб

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2018

П.А. Монахов

Аннотация

Проанализировано законодательство, регламентирующее порядок создания, аттестацию и деятельность аварийно-спасательных служб (АСС). Отмечены вопросы правоприменительной практики в этой сфере, недостаточно урегулированные законодательством. Рассмотрены отдельные проблемы, с которыми сталкиваются АСС и аварийно-спасательные формирования. Даны некоторые варианты их решения.

Ключевые слова: аварийно-спасательная служба; аварийно-спасательное формирование; чрезвычайная ситуация; опасные производственные объекты; органы управления; аварийно-спасательные работы (АСР); аттестация.

Recommendations for Legislative Regularization of Certain Issues of Establishment, Certification and Activities of Emergency Rescue Services

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2018

P. Monakhov

Abstract

The legislation regulating the procedure of establishment, certification and activities of emergency rescue services was analyzed. Regulatory gaps related to the law enforcement practice in this area were identified. Some problems facing emergency rescue services and teams are considered. Some solutions are proposed.

Key words: emergency rescue service; emergency rescue team; emergency situation; hazardous production facilities; control bodies; emergency rescue operations; certification.

Статья поступила 14.03.2018.

Аварийно-спасательные службы (далее — АСС), в том числе созданные организациями, эксплуатирующими либо обслуживающими опасные производственные объекты (далее — ОПО), а также спасатели и граждане, приобретающие статус спасателя, обращаются с заявлениями по своей аттестации в соответствующие комиссии. Однако, опираясь на существующую нормативно-правовую базу, регулирующую порядок создания, аттестации и деятельности АСС, не всегда удается найти обоснованные решения.

Актуальность проблемы состоит в недостаточности ее адресного регулирования с учетом: территориальных особенностей АСС, наличия некоторых избыточных требований, предъявляемых к таким службам,

других недостатков в законодательстве по урегулированию ряда спорных вопросов, связанных с созданием, аттестацией и деятельностью АСС.

Именно о последних пойдет речь в данной публикации.

Таким образом, целью работы является рассмотрение неурегулированных законодательством проблемных вопросов, возникающих при проведении аттестации и деятельности АСС, и выработке рекомендаций по устранению недостатков.

В отличие от аварийно-спасательных формирований (далее — АСФ), создаваемых на объектовом уровне, АСС, как правило, создаются на уровне организаций или вышестоящих органов управления (например АСС ОАО «МОЭСК», АСС ФБУ «Морспасслужба Росмор-речфлота»). По сравнению с большим количеством АСФ, действующих в топливно-энергетическом комплексе, количество АСС, напротив, мало. Например, в аттестационную комиссию ОАК ТЭК 16/2-1 Минэнерго России за последние 5 лет по поводу аттестации обратились лишь несколько структур, имеющих статус АСС.

Невостребованность АСС можно объяснить следующими причинами:

законодательство не содержит обязательного требования создания АСС в органах управления и организациях, учредивших в своем составе несколько АСФ;

в системе управления чрезвычайными ситуациями (далее—ЧС) функционируют установленные законодательством органы управления, в том числе органы РСЧС, а полномочия органов управления АСС в системе управления ЧС законодательством не установлены;

законодательство не лишает самостоятельности и не обязывает АСФ, входящие в состав АСС, выполнять аварийно-спасательные работы с участием АСС;

имеются избыточные законодательные требования, предъявляемые при аттестации АСС;

существуют затруднения, с которыми сталкиваются АСС при заключении договоров на обслуживание ОПО.

При таком наличии проблем невольно возникают вопросы: не является ли АСС в системе управления ЧС инородной структурой, и насколько такая структура необходима. Для поиска ответов на поставленные вопросы следует рассмотреть более подробно организационно-технические особенности аварийно-спасательных служб.

В соответствии со статьей 10 федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — ФЗ № 116) организации, эксплуатирующие ОПО, обязаны обеспечить готовность к реагированию и ведению аварийно-спасательных работ в условиях ЧС, в том числе с использованием специально создаваемых для этих целей собственных АСС или АСФ, либо путем привлечения аналогичных профессиональных структур сторонних организаций, с которыми заключаются договоры на обслуживание. Возможность профессиональных АСС (далее — ПАСС) осуществлять деятельность на договорной основе подтверждается также в статье 11 Федерального закона от 22 августа 1995 г. Ш51-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (далее — ФЗ № 151). При этом статья 11 постановления правительства Российской Федерации от 10.06.2013 № 492 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности» фактически запрещает эксплуатацию указанных ОПО без создания на них профессиональных АСС или АСФ.

В законодательстве АСС и АСФ упоминаются обычно вместе (в паре), что указывает на то, что деятельность таких структур регулируется одинаковыми правовыми нормами, в том числе в части порядка их создания, регистрации, аттестации и возможности привлечения к выполнению работ по обслуживанию ОПО.

Очевидно, что такая унификация могла бы быть оправдана в случае полной идентичности указанных структур, совпадения всех их существенных характеристик. Но если такой идентичности не наблюдается, то можно предположить о наличии каких-то недостатков в регулировании.

На самом деле АСС и АСФ являются различными организационно-правовыми формами аварийно-спасательных сил и средств, предназначенных для ликвидации ЧС, и имеют явное сходство лишь в некоторой части. Об этом можно судить, рассматривая понятия АСС и АСФ, приведенные в статье 1 ФЗ-151.

Аварийно-спасательная служба—это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации ЧС и функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.

Аварийно-спасательное формирование — это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

АСФ может осуществлять деятельность на профессиональной, нештатной основе и в качестве общественного формирования.

Как можно видеть, сходство АСС и АСФ состоит в том, что основой обеих структур является АСФ. В состав АСС и АСФ могут входить также вспомогательные

структуры, обеспечивающие выполнение стоящих перед АСС (АСФ) задач.

Отличия таких структур заключаются в количестве АСФ (в составе АСС может быть несколько АСФ) и в наличии у АСС специальных органов управления, которыми не обладает АСФ. АСС создается и осуществляет деятельность только на профессиональной основе, АСФ — еще и на нештатной основе и в форме общественных формирований.

С позиций управления можно утверждать, что АСФ также обладает собственными органами управления — это исполнительные органы управления ЧС нижнего (объектового) уровня, в состав которых входит руководитель АСФ, его заместитель (заместители) и руководители структурных подразделений АСФ. Основными задачами органов управления АСФ являются непосредственное руководство аварийно-спасательными работами с привлечением приданных им сил (спасателей), аварийно-спасательных средств и имущества, необходимого для выполнения вспомогательных работ.

В силу того, что законодатель только упомянул о наличии органов управления АСС, но не уточнил их статус, об особенностях АСС можно говорить только анализируя практику их работы. Следует рассмотреть более подробно специфику органов управления АСС.

Система управления ЧС является многоуровневой системой, состоящей из органов управления и должностных лиц, обеспечивающих выработку, принятие и реализацию управленческих решений, направленных на предупреждение, ликвидацию ЧС и их последствий [1-7].

Органы управления АСС — это постоянно действующие органы повседневного управления, основное предназначение которых состоит в управлении деятельностью входящих в их состав АСФ. Такие органы комплектуются специалистами из числа управленческого персонала, имеющего специальную подготовку и опыт организации работ по предупреждению и ликвидации ЧС.

Решение вопросов предупреждения и ликвидации ЧС — основное предназначение органов управления АСС, являющихся частью общей системы управления ЧС, в том числе системы управления РСЧС.

Однако в законодательстве об РСЧС (в том числе постановления правительства РФ от 8.11.2013 № 1007 — о силах и средствах РСЧС, от 30.12.2003 г. № 794 — о единой системе РСЧС), АСС вместе с АСФ отнесены к силам и средствам, а органы управления АСС не упоминаются, полномочия таких органов не определены, механизмы регулирования их деятельности не установлены. Задачи, возлагаемые на органы управления АСС, их компетенция и полномочия устанавливаются утверждаемыми организациями, создающими такие службы, Положениями об АСС, которые действуют локально в рамках этих организаций.

На практике полномочия органов управления АСС определяются в результате согласованного распределения функций с:

аппаратом управления эксплуатирующей организации, создавшей в своем составе АСС, в части

руководства проведением мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС в рамках установленного этой организацией регламента;

аппаратом управления обслуживающей организации, создавшей в своем составе АСС, в том числе в рамках заключенных договоров на обслуживание;

органами управления АСФ, входящих в состав АСС, в части управления аварийно-спасательными работами в рамках Положений об АСС, АСФ и действующих регламентов;

органами управления РСЧС, в сферу деятельности которых входят объекты, обслуживаемые АСС, в части координации деятельности сил и средств, которая осуществляется, как правило, в рамках специального соглашения о взаимодействии;

привлекаемыми эксплуатирующей организацией к обслуживанию ОПО иными силами и средствами, в том числе АСС (АСФ) сторонних организаций в части выполнения отдельных работ на аварийном объекте;

привлекаемыми органами управления РСЧС для ликвидации ЧС силами и средствами в рамках имеющихся у них полномочий в части координации их деятельности.

При распределении функций с аппаратом управления эксплуатирующей и/или обслуживающей организации за аппаратом управления обычно остаются функции: планирование, договорная работа, материально-техническое обеспечение, ремонт аварийно-спасательных средств, подготовка кадров спасателей и другие. При этом на АСС в режиме повседневной деятельности чаще всего возлагаются функции организации деятельности входящих в его состав АСФ, а в условиях ЧС — оперативного управления деятельностью АСФ, в том числе:

контроль и координация деятельности участников ликвидации ЧС;

оперативное перераспределение сил и средств в зависимости от обстановки, складывающейся на аварийных объектах;

организация взаимодействия с иными органами управления, силами и средствами;

сбор оперативной информации о ходе ликвидации ЧС; совершенствование стратегии реагирования и выполнения аварийно-спасательных работ.

При любых границах распределения функций управления, сфера деятельности органов управления АСС будет ограничена, поскольку они не замещают, а могут лишь дополнять своим участием деятельность вышеуказанных органов управления.

На практике в организации, где создано одно или несколько АСФ, чаще всего функции управления ими реализуются в рамках постоянной системы управления организации, в том числе органами РСЧС. При этом отдельно для этих целей создавать АСС многие считают излишним, а в случаях, когда они уже созданы, они могут попасть «под нож» оптимизации.

При создании АСС последние сталкиваются с неурегулированными вопросами технического характера, возникающими при согласовании и регистрации АСС (в соответствии с требованиями статей 7, 10 ФЗ-151):

достаточно ли согласования и регистрации служб в одном субъекте Федерации, где дислоцируются ее органы управления или надо эту процедуру пройти во всех субъектах Федерации, входящих в зону ответственности АСС и входящих в ее состав АСФ;

должна ли АСС пройти согласование и регистрацию вместе с входящим в его состав формированием (формированиями);

как обоснованно определить зону ответственности АСС — исходя из зон ответственности входящих в ее состав формирований или иным способом?

Следует считать, что необходимости в процедуре согласования и регистрации АСС нет, поскольку они имеют в своем распоряжении только силы и средства входящих в их состав АСФ. При одновременном согласовании служб и формирований получается двойной учет одних и тех же сил и средств.

В соответствии со статьей 12 ФЗ-151, все аварийно-спасательные службы подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Следует рассмотреть, как обстоят дела с аттестацией АСС.

Порядок аттестации установлен Положением о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя» (далее — Положение об аттестации).

Специфика АСС, так же как и АСФ, определяется, в том числе, видами выполняемых аварийно-спасательных работ. Полномочиями на право ведения аварийно-спасательных работ АСС, АСФ и входящие в состав формирований спасатели наделяются при прохождении ими аттестации. При проведении аттестации АСС (формирования) проходят проверку ее (его) соответствия установленным законодательством обязательным требованиям и готовности к выполнению задач, которые на них возлагаются, в том числе заявленные к аттестации виды аварийно-спасательных работ (АСР).

При проведении аттестации спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, проводится проверка аттестуемых лиц с целью определения их профессионализма, компетентности и пригодности к работе, в том числе к выполнению заявленных к аттестации видов АСР. В ходе аттестации устанавливается соответствие их знаний, умений, навыков, уровня физической подготовки требованиям законодательства Российской Федерации. Положительное решение об аттестации принимается в отношении лиц, не имеющих физических, психологических и медицинских ограничений на выполнение работ, непосредственно связанных с ликвидацией ЧС в зоне действия опасных факторов ЧС.

Как уже отмечалось, АСС состоит их органов управления, аварийно-спасательных формирований и вспомогательных подразделений. Чаще всего деятельность

АСС ассоциируется с деятельностью ее органов управления. Очевидно, что деятельность органов управления АСС не требует наличия в их составе спасателей, подготовленных к выполнению АСР, и оснащения для выполнения АСР.

В то же время при прохождении аттестации АСС (и АСФ) обязаны в установленном порядке подтвердить готовность к проведению АСР, в том числе соответствовать всем обязательным требованиям, предусмотренным при проведении аттестации в соответствии с пунктом 12 Положения об аттестации.

Следует считать, что распространение требования об аттестации аварийно-спасательных служб на право ведения АСР не актуально для таких структур по следующим причинам.

1). Входящие в состав АСС формирования подлежат обязательной аттестации как отдельные структуры. Необходимость повторной аттестации АСФ вместе с аттестуемой АСС законодательством не предусмотрено.

2). Возложение технологических обязанностей спасателей по непосредственному выполнению АСР (то есть обязанностей рабочих) на должностных лиц органов управления службы не практикуется, так как такие обязанности реализуются непосредственно спасателями, входящими в состав АСФ. Поэтому проводить аттестацию указанных должностных лиц на право ведения АСР нет необходимости, при этом возможность быть аттестованным им должна лишь представляться.

3). Вспомогательные подразделения, которые могут входить в состав АСС, аттестации не подлежат по определению, так как они не привлекаются к выполнению АСР в зоне ЧС.

4). Должностные лица органов управления АСС должны обладать знаниями и навыками руководства силами и средствами в условиях ЧС, поэтому логично предъявлять к ним соответствующие требования. Такие требования по прохождению аттестации на право руководства ликвидацией ЧС установлены в отношении определенных категорий работников приказом МЧС России от 20.10.2017 № 450 «Об утверждении Порядка проведения аттестации на право осуществления руководства тушением пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее—Порядок аттестации).

Очевидно, что аттестация на право ведения АСР и аттестация на право руководства ликвидацией ЧС — это совершенно разные понятия. При любом виде аттестации в отношении руководителей АСС не должна проводиться оценка физического и медицинского состояния, проверка умений и навыков работы с аварийно-спасательными средствами, так как это не требуется при работе руководителя. На результаты такой аттестации должна влиять только подготовленность должностных лиц к руководству ликвидацией ЧС и выполнением АСР.

Если принять во внимание указанные метаморфозы, то следует процедуру аттестации АСС на право ведения АСР из законодательства исключить. Но при этом получится, что в соответствии с п. 2 статьи 12 ФЗ-151, АСС, не прошедшие в установленном порядке аттестацию, к проведению АСР не допускаются и к обслуживанию опасных производственных объектов

не привлекаются. Представляется, что этот запрет надуманный. Чтобы прийти к такому выводу, достаточно убедиться в том, что правом заключать договоры обладают только юридические лица (организации), в том числе создавшие в своем составе АСС, а также установить, что АСС и АСФ не могут иметь статус юридического лица и не имеют права как субъекты хозяйственной деятельности от своего имени заключать договоры на обслуживание ОПО.

Очевидно, что закон не должен наделять АСС (АСФ) статусом юридического лица, тем более что этого не требуется для осуществления их деятельности [8]. Такие структуры могут быть только подразделениями юридического лица. Такого статуса им достаточно, чтобы заниматься решением технических вопросов, в том числе реализовывать мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС, выполнять АСР. При этом финансово-экономическими, материально-техническими, кадровыми и другими вопросами, входящими в обязанность юридического лица, могут заниматься другие подразделения организации, создавшей АСС, работники которых не входят в число оперативного персонала. Именно это чаще всего наблюдается на практике.

Обладая статусом подразделения юридического лица, АСС (АСФ) могут осуществлять деятельность от имени создавшей ее (его) организации, пользуясь некоторыми правами юридического лица, в том числе правом на заключение договоров, в рамках положения об АСФ, утвержденного руководителем органа или организации, его создавшей. При этом руководитель АСС может участвовать в хозяйственной деятельности организации при условии наличия у него соответствующей доверенности.

Многими считается, что АСС (АСФ) приобретают право юридического лица в случае, если в ее (его) наименование включены слова «аварийно-спасательная служба» («аварийно-спасательное формирование»). Исходя из наименования, можно судить лишь о предназначении юридического лица (его основном виде деятельности). Независимо от того, включены в наименование организации слова «служба» или «формирование», статус юридического лица в соответствии с нормами гражданского законодательства имеют только сами организации (ООО, АО, ПАО, ОАО и т.п.).

На практике договоры на обслуживание ОПО заключаются не от имени АСС (АСФ), а от имени юридических лиц, их создавших. При этом одним из условий заключения договора является наличие у АСС (АСФ) действующей аттестации (Свидетельства на право ведения АСР). При этом организация, осуществляющая закупку услуг по обслуживанию, чаще всего отдает предпочтение участнику закупки, имеющему на руках Свидетельство об аттестации АСФ.

АСС имеют давнюю историю, однако на деле многие из них представляют «псевдослужбы». Псевдослужбы — это хоть и небольшая, но тоже проблема из области юридического нигилизма. Можно указать множество примеров существования аварийно-спасательных структур, именуемых службами, которые на самом деле таковыми не являются, поскольку не соответствуют юридическому понятию службы, установленному ФЗ-151, согласно которому если в состав АСС не входят отдельные АСФ, то такую структуру следует именовать не служба, а формирование.

После принятия указанного закона следовало ожидать массового переименования служб в формирования, но этого не произошло видимо потому, что такая кампания по переименованию не была объявлена и не предложены механизмы, понуждающие к приведению наименований АСС в соответствие с требованием законодательства. При этом Положение об аттестации не содержит основания отказа в аттестации службам, не отвечающим своему юридическому статусу. Иногда ситуация с наименованием доходит до комизма: чтобы соответствовать закону в качестве нового наименования предлагалось примерно следующее — Аварийно-спасательное формирование «Аварийно-спасательная служба «Вымпел»». Вот и пойми служба это или формирование.

Лидерами по числу псевдослужб являются аварийно-спасательные подразделения, созданные муниципальными органами (например: Раменская служба спасения, Аварийно-спасательная служба г. Астрахани).

Есть также неувязки законодательства, способствующие существованию псевдослужб, например, можно назвать федеральный закон от 31.03.1999 №9-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», в статье 33 которого содержится требование о необходимости создания в организации газоснабжения аварийно-спасательной службы или привлечения на условиях договоров соответствующих специализированных служб. Можно с уверенностью предположить, что несмотря на прямое указание в ФЗ-69 на АСС, по смыслу повествование несомненно идет об АСФ.

Выводы

1. Наличие АСС в системе управления ЧС способствует повышению профессионализма и является одним из факторов роста уровня готовности органов управления, аварийно-спасательных сил и средств.

2. Сходство по целям и предназначению не является достаточным основанием для унификации обязательных требований, предъявляемых законодательством к аварийно-спасательным службам и формированиям. Правоприменительная практика свидетельствует о наличии требующих устранения противоречий с законодательством, регулирующим деятельность АСС.

Литература

1. Монахов П. А. Управление чрезвычайными ситуациями в топливно-энергетическом комплексе. 2-е изд., перераб. и доп. Брянск: ООО «Новый проект», 2017. 714 с.: ил.

2. Монахов П. А. Управление чрезвычайными ситуациями в ТЭК. Брянск: ООО «Новый проект», 2016. 600 с.: ил.

3. Монахов П.А., Водянник И. А., Синицын С. С., Гарбар М. И. Нештатные аварийно-спасательные формирования в нефтяной отрасли / Под общей ред. П. А. Монахова. Брянск, 2011. 334 с.: ил.

4. Монахов П. А. Управление аварийно-спасательными работами в ТЭК». Брянск, 2013. 434 с.: ил.

5. Монахов П. А. О некоторых вопросах аттестации нештатных аварийно-спасательных формирований // Технология гражданской защиты. 2017. № 3.

6. Монахов П. А. Формулирование понятия «управление чрезвычайными ситуациями // Технология гражданской защиты. 2016. № 2.

7. Фральцова Т. А., Монахов П. А. Предложения по совершенствованию техники и технологии обучения спасателей // Технология гражданской защиты. 2014. № 4.

8. Монахов П. А. Статус аварийно-спасательных формирований // Механизация строительства. 2014. № 2.

Сведения об авторе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Монахов Петр Александрович: к. э. н., доц., зам. пред. Отраслевой комиссии Минэнерго России по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей топливно-энергетического комплекса (ОАК ТЭК 16/2-1); Международный институт сотрудничества Восток-Запад. 117036, Москва, ул. Дмитрия Ульянова, 19. E-mail: voak.tek@mail.ru

Information about author

Monakhov, Peter A.: Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Deputy Chairman of the Russian Ministry of Energy Industry Commission for certification of rescue services (units) and rescuers Energy; International Institute for East-West Cooperation.

19 Dmitry Ulyanov, Moscow, 117036, Russia. E-mail: voak.tek@mail.ru

Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Авторы, название

Акимов В.А. и др. Современные проблемы Арктической зоны Российской Федерации. Монография

URL

http://elibrary.ru/item.asp?id=26661340

Афанасьева Е.В. и др. Рекомендации по подготовке и проведению мероприятий, направленных на практическую отработку действий пожарно-спасательных подразделений в области ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий. Учебное пособие Шляков С.А. и др. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2013 году» Дурнев Р.А. и др. Методические рекомендации по подготовке диссертационных работ. Комиксы для соискателей

http://elibrary.ru/item.asp?id=21846885

http://elibrary.ru/item.asp?id=21638161

http://elibrary.ru/item.asp?id=22256511

Лебедев А.В. Спасательное дело в России. Монография

http://elibrary.ru/item.asp?id=22689067

Митрофанов В.Ф. и др. ВНИИ ГОЧС: нам 38

http://elibrary.ru/item.asp?id=22689204

Акимов В.А. и др. Опыт ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций в России и за рубежом. Материалы XIX Международной научно-практической конференции по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Москва, 20-23 мая 2014 г.

http://elibrary.ru/item.asp?id=29013321

Афанасьева Е.В. и др. Основы системы спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях. Информационно-аналитический сборник. Издание второе, дополненное

http://elibrary.ru/item.asp?id=22287658

Тодосейчук С.П. и др. Методические рекомендации по эксплуатации оборудования быстровозводимых пунктов временного размещения населения, пострадавшего в результате чрезвычайных ситуаций

http://elibrary.ru/item.asp?id=22689053

Посохов Н.Н. и др. Информационный бюллетень о деятельности функциональных подсистем РСЧС в I полугодии 2014 года

Тодосейчук С.П. и др. Методические рекомендации по хранению и транспортировке оборудования быстровозводимых пунктов временного размещения населения, пострадавшего в результате чрезвычайных ситуаций

Пучков В.А. и др. Настольная книга руководителя гражданской обороны

http://elibrary.ru/item.asp?id=22689115

http://elibrary.ru/item.asp?id=22402913

http://elibrary.ru/item.asp?id=22689133

Сломянский В.П. и др. Справочник руководителя гражданской обороны

http://elibrary.ru/item.asp?id=22689189

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.