Научная статья на тему 'Гармонизация законодательства государств-членов ОДКБ, регулирующего деятельность аварийно-спасательных служб и статус спасателей'

Гармонизация законодательства государств-членов ОДКБ, регулирующего деятельность аварийно-спасательных служб и статус спасателей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
323
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОГОВОРА КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ГАРМОНИЗАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ / АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ / ФОРМИРОВАНИЯ / СПАСАТЕЛЬ / РУКОВОДИТЕЛЬ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ / COLLECTIVE SECURITY TREATY ORGANIZATION / HARMONIZATION / NATIONAL LEGISLATION ON SECURITY / EMERGENCY SERVICES / RESCUER / INCIDENT COMMANDER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Артамонова Галия Калимуловна, Муталиева Лэйла Сасыкбековна, Иванов Константин Михайлович

Проведен сравнительный анализ законодательства государств-членов ОДКБ, регулирующего деятельность аварийно-спасательных служб, в том числе основные термины. Рассмотрены особенности правового регулирования этой деятельности и их объективные причины. Даны предложения по гармонизации правового законодательства стран ОДКБ, принятие которых в правоприменительной практике полностью устранит некоторое взаимное их несоответствие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Артамонова Галия Калимуловна, Муталиева Лэйла Сасыкбековна, Иванов Константин Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Harmonization of CSTO Member States’ Laws Regulating Emergency Services and Status of Rescuer

The authors present a comparative analysis of the laws regulating emergency services in the CSTO member states, including the basic terms. The specifics of relevant laws and their objective reasons are discussed. Proposals are made on the harmonization of relevant legal regulations of the CSTO member states. Implementation of the proposals would allow eliminating the current inconsistencies.

Текст научной работы на тему «Гармонизация законодательства государств-членов ОДКБ, регулирующего деятельность аварийно-спасательных служб и статус спасателей»

/34 Civil SecurityTechnology, Vol. 14, 2017, No. 4 (54) УДК 34.341

Гармонизация законодательства государств-членов ОДКБ, регулирующего деятельность аварийно-спасательных служб и статус спасателей

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2017

Г.К. Артамонова, Л.С. Муталиева, К.М. Иванов

Аннотация

Проведен сравнительный анализ законодательства государств-членов ОДКБ, регулирующего деятельность аварийно-спасательных служб, в том числе основные термины. Рассмотрены особенности правового регулирования этой деятельности и их объективные причины. Даны предложения по гармонизации правового законодательства стран ОДКБ, принятие которых в правоприменительной практике полностью устранит некоторое взаимное их несоответствие.

Ключевые слова: Организация Договора коллективной безопасности; гармонизация; национальное законодательство; вопросы безопасности; аварийно-спасательные службы; формирования; спасатель; руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации.

Harmonization of CSTO Member States' Laws Regulating Emergency Services and Status of Rescuer

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2017

G. Artamonova, L. Mutalieva, K. Ivanov

Abstract

The authors present a comparative analysis of the laws regulating emergency services in the CSTO member states, including the basic terms. The specifics of relevant laws and their objective reasons are discussed. Proposals are made on the harmonization of relevant legal regulations of the CSTO member states. Implementation of the proposals would allow eliminating the current inconsistencies.

Key words: Collective Security Treaty Organization; harmonization; national legislation on security; emergency services; rescuer; incident commander.

Организация Договора о коллективной безопасности (далее — ОДКБ) является одним из важнейших элементов системы обеспечения безопасности на постсоветском пространстве (Указ Президента Российской Федерации от 30.11.2016 № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации»). Силы и средства ОДКБ функционируют в составе коллективных сил оперативного реагирования [1]. Кроме того, в соответствии со статьей 10 Устава ОДКБ государства-члены Организации принимают меры по развитию договорно-правовой базы, регламентирующей функционирование системы коллективной безопасности, и по гармонизации национального законодательства по вопросам обороны, военного строительства и безопасности [2].

Гармонизацию национальных законодательств авторы представляют себе как приведение национальных актов в такое соотношение с правовыми актами ОДКБ и друг с другом, при котором национальные акты по своему содержанию, принципам правового регулирования и предполагаемым результатам в правоприменительной практике соответствуют, не противоречат правовым актам Организации.

Одним из направлений является гармонизация законодательства, регулирующего деятельность аварийно-спасательных служб (далее — АСС) и формирований (далее — АСФ) в государствах-членах ОДКБ.

Вопросам гармонизации национальных законодательств в юридической литературе уделено недостаточно внимания. Авторы проводят анализ законов государств-членов ОДКБ в исследуемой сфере с целью выявления схожих норм, а также единых подходов к регулированию деятельности АСС и АСФ с целью дальнейшего формирования методических рекомендаций для гармонизации законодательства государств-членов ОДКБ в сфере безопасности.

Анализу были подвергнуты: Закон Республики Армения от 8 июля 2005 года № ЗР-171-Н «О спасательной службе Армении», Закон Республики Беларусь от 22 июня 2001 года № 39-3 «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя», Закон Республики Казахстан от 11 апреля 2014 года № 188-У 3РК «О гражданской защите», Закон Кыргызской Республики от 21 января 2000 года № 35 «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», Закон Республики Таджикистан «Об аварийно-спасательных службах, аварийно-спасательных формированиях и статусе спасателей». Анализ проведен по основным направлениям, таким как, например, основные понятия и категории, принципы деятельности АСС и АСФ, полномочия органов власти государств, задачи АСС и АСФ, порядок их создания, реорганизации и ликвидации, состав и особенности их деятельности и аттестации и др.

Установлено, что деятельность АСС и АСФ регулируется во всех государствах-членах ОДКБ, так как они являются основой обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях (далее — ЧС) в этих государствах.

В анализируемом законодательстве представлены понятия, например, «аварийно-спасательная служба». Наиболее полным является определение, данное в законах Российской Федерации (Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей») и Республики Таджикистан (Закон Республики Таджикистан «Об аварийно-спасательных службах, аварийно-спасательных формированиях и статусе спасателей»). В соответствии с ними к АСС относятся объединенные в систему органы управления, силы и средства, основной целью которых является решение задач по предупреждению и ликвидации ЧС. В законодательстве Республики Беларусь аварийно-спасательной службой названа организация.

В ряде законов (Закон Республики Казахстан от 11 апреля 2014 года № 188-У 3РК «О гражданской защите», Закон Кыргызской Республики от 21 января 2000 года № 35 «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», Закон Республики Таджикистан «Об аварийно-спасательных службах, аварийно-спасательных формированиях и статусе спасателей») в качестве составного элемента системы обеспечения безопасности в ЧС выделены АСФ. Они могут являться составной частью АСС, а могут быть самостоятельными. Как показывает практика, АСФ создаются на потенциально опасных предприятиях различных секторов экономики. Во всех определениях, данных аварийно-спасательным формированиям в упомянутых выше законах, отсутствует указание на то, что само такое формирование подлежит аттестации. При этом в законе Кыргызской Республики от 21 января 2000 года № 35 «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» говорится о том, что в составе АСФ имеются подразделения аттестованных спасателей. То есть, в вопрос аттестации АСФ, не входящих в состав АСС, необходимо внести ясность. Аттестации подлежат АСС, АСФ и спасатели.

Одним из понятий, определенных в законах государств — членов ОДКБ, регулирующих деятельность АСС и АСФ, является спасатель. Единодушное мнение по данному термину заключается в том, что спасатель — это специально подготовленное физическое лицо, прошедшее аттестацию. В ряде законов имеется уточнение о том, что данное лицо должно соответствовать квалификационным требованиям. В законе Республики Казахстан от 11 апреля 2014 года № 188-У 3РК «О гражданской защите» вводятся определения профессиональной АСС и профессиональной военизированной АСС. В законах Кыргызской Республики от 21 января 2000 года № 35 «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», Российской Федерации от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и Республики Таджикистан «Об аварийно-спасательных службах, аварийно-спасательных формированиях и статусе спасателей» существует термин «статус спасателя». В этих законах

приведена практически идентичная формулировка, в соответствии с которой «статус спасателя» — это совокупность прав и обязанностей, установленных законодательством и гарантированных государством спасателям. Особенности статуса спасателей определяются возложенными на них обязанностями по участию в проведении работ по ликвидации ЧС и связанной с этим угрозой их жизни и здоровью.

В законе Республики Беларусь от 22 июня 2001 года № 39-3 «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя» определяется положение руководителя ликвидации ЧС. Им является лицо, выполняющее распорядительные функции и ответственное за организацию аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее — АСДНР).

В перечне терминов, вводимых в оборот вышеуказанными законами, присутствует термин «аварийно-спасательные средства». В законах Республики Кыргызстан от 21 января 2000 года № 35 «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», Российской Федерации от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», Республики Таджикистан «Об аварийно-спасательных службах, аварийно-спасательных формированиях и статусе спасателей» они определены как продукция, предназначенная для ликвидации ЧС, в том числе техника, средства связи и прочее. В законе Республики Беларусь от 22 июня 2001 года № 39-3 «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя» эти средства определены как специальные и предназначенные для организации, проведения и обеспечения аварийно-спасательных работ (далее — АСР). В законе Республики Казахстан от 11 апреля 2014 года № 188^ 3РК «О гражданской защите» такого определения нет. Очевидно, данный термин необходим для легализации применения материальных ресурсов при проведении АСР. При концептуально сходном общем подходе государств в определении данного термина необходима выработка единой позиции.

Следующий термин, закрепленный в анализируемом законодательстве,— «аварийно-спасательные работы». В большинстве государств они определены как действия, направленные, во-первых, на спасение людей, материальных ценностей и защиту окружающей среды, а, во-вторых, на локализацию и снижение разрушительных последствий ЧС. Законом Республики Беларусь АСР определены как неотложные работы в зоне ЧС. В отличие от других государств в Республике Казахстан к АСР отнесены экстренная медицинская и психологическая помощь. В Российской Федерации и Республике Кыргызстан определен конкретный перечень АСР, который может быть расширен Постановлением Правительства этих стран. К АСР в соответствии с законами этих стран относятся: поисково-спасательные, горно спасательные, газоспасательные, противофонтанные, связанные с тушением пожаров, по ликвидации медико-санитарных последствий,

другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства.

Во всех анализируемых законах вводится термин «неотложные работы». Под такими работами понимаются действия или деятельность по обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию медицинской и иной помощи населению, обеспечению работоспособности людей.

Принципы деятельности АСС установлены в законах всех государств, в том числе принцип гуманизма и милосердия. При этом в законе Республики Армения он звучит как приоритетность обеспечения жизни и здоровья людей, а в Республике Казахстан, в связи с отсутствием специального закона об АСС, он звучит как минимизация угроз и ущерба гражданам и обществу от ЧС.

При организации АСР можно назвать общий принцип единоначалия руководства АСС и АСФ, что объясняется тем, что АСР проводятся в стрессогенных ситуациях, отсутствие единого координационного центра управления ликвидацией ЧС приведет к негативным последствиям, вплоть до паники [3].

Принцип оправданного риска устанавливается специальным законодательством в Республиках Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан, а также в Российской Федерации. При этом принцип обеспечения безопасности проведения АСДНР провозглашается всеми государствами. Принцип постоянной готовности АСС, АСФ к оперативному реагированию на ЧС и проведению работ по их ликвидации является общим принципом для всех государств за исключением Республик Беларусь и Армения.

Таким образом, следует отметить наличие общих подходов в определении принципов деятельности АСС и АСФ. Основным принципом является принцип защиты прав человека, гуманное отношение к пострадавшим.

Кроме того, государства ОДКБ сходятся в том, что АСР должны быть максимально безопасными для спасателей и пострадавших, а АСС должны находиться в постоянной готовности к ликвидации последствий ЧС.

Полномочия органов местного самоуправления в области создания и деятельности АСФ регулируются только законом Российской Федерации. Этим законом установлено, что данные полномочия определены специальным законодательством. По сути, данная норма является отсылочной, носит декларативный характер.

Таким образом, наиболее сходные задачи АСС и АСФ по формулировке и смыслу ставятся в Российской Федерации, Республике Кыргызстан и Республике Таджикистан. Закон Республики Беларусь содержит похожие задачи, но содержит в ряде случаев собственные их формулировки. В законе Республики Казахстан задачи ставятся перед всей системой гражданской защиты, в связи с этим особенностей относительно деятельности АСФ не выявлено. Единой задачей для всех АСС является ликвидация ЧС на обслуживаемых территориях и объектах. Единой для всех является задача поддержания готовности к проведению АСР. При этом в законе Республики Беларусь имеется в виду

готовность самих АСС, а в других государствах также поддержание готовности обслуживаемых объектов. Перечисленные задачи являются обязательными.

Далее законодатели формулируют правило, в соответствии с которым определяется перечень задач, которые могут быть возложены на АСС в соответствии с законодательством. К таким задачам относятся:

участие в разработке планов предупреждения и ликвидации ЧС на обслуживаемых объектах и территориях, планов взаимодействия при ликвидации ЧС на других объектах и территориях;

участие в подготовке решений по созданию, размещению, определению номенклатурного состава и объемов резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС, участия в подготовке населения и работников организаций к действиям в условиях ЧС;

участие в разработке нормативных документов по вопросам организации и проведения АСДНР;

выработка предложений органам государственной власти по вопросам правового и технического обеспечения деятельности АСС, АСФ, социальной защиты спасателей и других работников АСС, АСФ.

В законодательстве Республики Таджикистан и Республики Кыргызстан выделяются также задачи по:

участию в проведении экспертизы, предполагаемой для реализации проектов и решений на обслуживаемых объектах и территориях, а также по процессам, которые могут повлиять на обеспечение защиты населения и территорий от ЧС на указанных объектах;

надзору в области защиты населения и территорий от ЧС;

участию в контроле за соблюдением технологических и инженерно-технических требований в области предупреждения ЧС.

В Российской Федерации указанные задачи также существовали, но утратили силу в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Порядок создания, реорганизации и ликвидации АСС регламентируется законами Республик Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Российской Федерации. В соответствии с законодательством государств можно сделать общий вывод о том, что АСС и АСФ создаются тремя способами:

на штатной основе (профессиональные); на нештатной основе (в организациях, связанных с опасными материалами или проведением опасных работ);

общественные (добровольные).

Профессиональные АСС и АСФ создаются государственными органами. Нештатные формирования создаются в организациях и предприятиях экономики по решению руководства организаций в обязательном или добровольном порядке. Общественные формирования создаются в добровольном порядке. В законе Республики Кыргызстан отмечается, что общественные АСФ создаются местными государственными администрациями и органами местного самоуправления из числа местных жителей на добровольной основе, по согласованию с территориальными органами уполномоченного государственного органа в сфере гражданской защиты.

Во всех законах установлено правило, в соответствии с которым все АСС и АСФ подлежат обязательной регистрации в уполномоченном органе, осуществляющем функции по гражданской защите. Регистрация проводится при создании и при ликвидации служб и формирований.

Состав АСС регламентируется законами Республик Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Российской Федерации. В связи с высокой степенью риска деятельности спасателей в ряде законов специально отмечается, что АСС формируются на добровольной основе. По-видимому, данное положение является излишним, поскольку в Конституциях всех стран содержится запрет на принудительный труд, к тому же данный запрет можно отнести и к принудительной деятельности спасателя.

В законах всех стран отмечается, что на должности, непосредственно связанные с функциями по ликвидации ЧС, допускаются лица, имеющие статус спасателей. При этом в государствах установлен разный возрастной ценз для непосредственного исполнения обязанностей спасателя в профессиональных АСС. В Российской Федерации и Республике Беларусь этот возраст составляет с 18 лет, в Республике Таджикистан — с 20 лет, в Республике Кыргызстан — с 21 года. Кроме того, в законах этих государств устанавливается обязательное требование по наличию общего среднего образования. В законе Республики Казахстан специально оговаривается, что не могут быть приняты на работу спасателями лица, признанные больными алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией и состоящие на учете в организациях здравоохранения, признанные непригодными вследствие психического расстройства, а также имеющие непогашенную или неснятую судимость. В соответствии с законом Республики Армения к проведению спасательных работ привлекаются лица, прошедшие обучение по специальности спасателя и аттестованные уполномоченным органом государственного управления в области защиты населения в ЧС и ГО.

Особенности деятельности АСС установлены всеми законами государств. Во всех законах отмечается, что прекращение АСР как средство разрешения коллективного трудового спора в профессиональных АСС, профессиональных АСФ не допускается.

Законами рассмотрены порядок наделения статусом руководителя ликвидации ЧС и его полномочия.

Основной подход заключается в том, что порядок назначения руководителя ликвидации ЧС определяется действующим законодательством. Но при наступлении самой ЧС функции руководителя выполняет первый прибывший на место ЧС начальник АСФ, который передает свои полномочия прибывающим должностным лицам. Определены права и обязанности руководителей ликвидации ЧС. Отмечено, что спасатели профессиональных АСФ и нештатных договорных формирований неукоснительно подчиняются руководителю ликвидации ЧС. При этом нештатные договорные АСФ могут привлекаться для ликвидации ЧС на иных объектах только при условии обязательного сохранения достаточного количества сил и средств, обеспечивающих необходимый уровень защищенности обслуживаемых объектов.

При следовании к месту ликвидации ЧС, АСФ пользуются правом беспрепятственного проезда, первоочередного обеспечения горюче-смазочными материалами на аэродромах, автозаправочных станциях, в морских и речных портах, правом первоочередного проведения ремонтных работ на станциях технического обслуживания, аэродромах, в морских и речных портах независимо от форм их собственности. В законах государств имеются незначительные различия в определении полномочий руководителей ЧС, связанные с особенностями правового регулирования отношений в области обеспечения безопасности в ЧС в целом.

Координация деятельности АСС регламентируется законами Республик Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Российской Федерации. Основной подход государств к этому вопросу заключается в том, что общую координацию осуществляет государственный орган, уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС. Определяются особенности координации при возникновении ЧС, различных по характеру и масштабам. Во всех законах, кроме закона Российской Федерации, определяются цели этой координации. В самом общем виде цели сводятся к оперативному привлечению необходимых сил и средств для ликвидации ЧС, к отработке взаимодействия между АСС, АСФ и подразделениями негосударственных противопожарных служб.

Вопросы содействия АСС и АСФ в осуществлении их деятельности регулируются законами Республик Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан и Российской Федерации. Основной подход заключается в обязы-вании органов государственной власти и местного самоуправления оказывать всемерное содействие АСС, АСФ, следующим в зоны ЧС и проводящим работы по ликвидации ЧС, в том числе предоставлять им необходимые транспортные и материальные средства. Кроме того, иные организации обязаны обеспечивать АСС горюче-смазочными материалами на аэродромах, автозаправочных станциях при следовании к месту ликвидации ЧС.

Аттестация или проверка АСС предусмотрена законами. Порядок проведения аттестации определяется Правительствами, а законы трактуют общие принципы аттестации. Как правило, аттестация проводится

один раз в три года. Формирования, не прошедшие аттестацию, к ликвидации ЧС не допускаются и не имеют права заключать договоры на проведение АСР. Законами республик Армении и Казахстана определен порядок внеочередных проверок деятельности АСФ. Приостановление деятельности АСФ предусмотрено законами республик Кыргызстан и Таджикистан. При этом нормы о приостановлении носят отсылочный характер.

Возмещение АСС расходов регулируется Законами республик Беларусь, Кыргызстан, Таджикистан и Российской Федерации. В случае, если ЧС возникла на обслуживаемом объекте, расходы возмещаются на основе договора с обслуживаемой организацией. В случае привлечения АСФ к ликвидации иных ЧС возмещение расходов осуществляется за счет бюджетных средств, выделенных на ликвидацию ЧС.

Таким образом, можно сделать общий вывод о том, что законодательство государств-членов ОДКБ, регулирующее деятельность АСС и АСФ, имеет сходные черты. Различия вызваны особенностями государственного устройства, построения системы реагирования на ЧС в этих странах, особенностями национального законодательства. Несмотря на имеющиеся отличия, гармонизация законодательства государств-членов ОДКБ, регулирующего деятельность АСС и АСФ, является перспективным направлением процесса совершенствования национальных законодательств государств-членов ОДКБ по вопросам безопасности в ЧС.

Литература

1. Жбанков В. А., Калиниченко П. А., Кашкин С. Ю. и др. Интеграционное право в современном мире: сравнительно-правовое исследование: Моногр. / Отв. ред. С. Ю. Кашкин. М.: Проспект, 2015. 416 с.

2. Устав Организации Договора о коллективной безопасности (Принят в г. Кишиневе 07.10.2002) // Бюллетень международных договоров. 2004. № 3.

3. Корзунин А. В., Церфус Д. Н. Нервно-психическая устойчивость как критерий профессиональной адаптации // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. 2015. № 2.

4. Артамонова Г. К., Рыбкина М. В., Муталиева Л. С., Иванов К. М. Гармонизация законодательств государств как способ сближения норм права, регулирующих схожие общественные отношения // Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. 2016. № 3.

5. Артамонова Г. К., Перекопский Г. И. Актуальные вопросы гармонизации законодательства государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности, регулирующего отношения в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера // Технологии гражданской безопасности. 2017. Т. 14. № 1 (51).

6. Артамонова Г. К., Чебоксаров П. А. Гармонизация законодательства государств-членов ОДКБ и государств-участников СНГ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в контексте современных глобализационных процессов // Правовая политика и правовая жизнь. 2016. № 3.

7. Винокуров В. А., Немченко С. Б., Чижиков Э. Н. О проекте модельного закона СНГ «Об аварийно-спасательной службе и статусе спасателей» // Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. 2016. № 3.

8. Иванов К. М. Сближение законодательства государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности в области реагирования на чрезвычайные ситуации как составной элемент международного сотрудничества // Научно-практическая конференция «Актуальные аспекты законодательного регулирования проблем предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». СПб Университет ГПС МЧС России совместно с парламентской Ассамблеей организации Договора о коллективной безопасности, Межпарламентской Ассамблеей СНГ, 20 октября 2011 года

9. Иванов К. М. Особенности участия МЧС России в международной деятельности // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. СПб.: СПб университет ГПС МЧС России. 2012. № 2 (4).

10. Баранов В. М., Пшеничнов М. А. Гармонизация законодательства как общеправовой феномен // Журнал российского права. 2009. № 6 (150).

Сведения об авторах

Артамонова Галия Калимуловна: д. ю. н., проф., ФГБУ

ВНИИ ГОЧС (ФЦ), гл. н. с.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.

е-таН: [email protected]

SPIN-код — 5044-4331.

Муталиева Лэйла Сасыкбековна: к. юр. н., доц., Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, каф. гражд. права, зам. нач. каф.

196105, Санкт-Петербург, Московский пр., 149. е-таН: [email protected] SPIN-код — 9316-2841.

Иванов Константин Михайлович: к. юр. н., доц., Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, каф. защиты населения и территорий, зам. нач. каф. 196105, Санкт-Петербург, Московский пр., 149. е-т^Н: [email protected] SPIN-код — 1689-1686.

Information about authors

Artamonova Galia K.: Dr. Sci. (Law), Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation, Chief Researcher at All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies 7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected] SPIN-scientific — 5044-4331.

Mutalieva Leila S.: Candidate of legal sciences, Associate Professor, Deputy Chief of Department of civil law. Saint-Petersburg University of State Fire Service of Emercom of Russia.

149 Moscow avenue, Saint-Petersburg, 196105, Russia. e-mail: [email protected] SPIN-scientific — 9316-2841.

Ivanov Konstantin M.: Candidate of legal sciences, Associate Professor, Deputy Chief of Department of civil and territory protection in emergency situations. Saint-Petersburg University of State Fire Service of Emercom of Russia. 149 Moscow avenue, Saint-Petersburg, 196105, Russia. e-mail: [email protected] SPIN-scientific — 1689-1686.

Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Авторы, название

URL

Гнатюк Ю.М. Полвека в гражданской обороне. Записки ветерана, рассказ о людях и делах гражданской обороны

http://elibrary.ru/item.asp?id=23887079

Пучков В.А. и др. Гражданская защита. Энциклопедия. В 4-х томах. Издание третье, переработанное и дополненное. Том I (А-И)

http://elibrary.ru/item.asp?id=23586113

Пучков В.А. и др. Гражданская защита. Энциклопедия. В 4-х томах. Издание третье, переработанное и дополненное. Том II (К-О)

http://elibrary.ru/item.asp?id=23623287

Пучков В.А. и др. Гражданская защита. Энциклопедия. В 4-х томах. Издание третье, переработанное и дополненное. Том III (П-С) Пучков В.А. и др. Гражданская защита. Энциклопедия. В 4-х томах. Издание третье, переработанное и дополненное. Том IV (Т-Я)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

http://elibrary.ru/item.asp?id=23623286 http://elibrary.ru/item.asp?id=23623279

Пучков В.А. и др. Гражданская защита. Энциклопедический словарь. Издание третье, переработанное и дополненное

http://elibrary.ru/item.asp?id=23623275

Степанов В.В. и др. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2014 году»

http://elibrary.ru/item.asp?id=23535982

Дежурный Л.И. и др. Вопросы развития системы оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Международная научно-практическая конференция. Москва, 20 мая 2015 г.

http://elibrary.ru/item.asp?id=23777013

Акимов В.А. и др. ВНИИ ГОЧС: нам 39

http://elibrary.ru/item.asp?id=24142482

Чуприян А.П. и др. Глобальная и национальные стратегии управления рисками катастроф и стихийных бедствий. XX Международная научно-практическая конференция по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Сборник трудов конференции

http://elibrary.ru/item.asp?id=24637787

Степанов В.Я. и др. Юные герои МЧС России. Литературно-художественный публицистический сборник

http://elibrary.ru/item.asp?id=24499872

Степанов В.Я. Победители. Литературно-художественный публицистический сборник

http://elibrary.ru/item.asp?id=25708831

Пучков В.А. и др. МЧС России: хроника событий 1990-2015

http://elibrary.ru/item.asp?id=25329688

Степанов В.Я. История чрезвычайной спасательной службы в лицах: историко-художественный публицистический сборник. 2-е изд., доп. и перераб.

https://elibrary.ru/item.asp?id=29272799

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.