Научная статья на тему 'Рекламный слоган как формально-содержательный инвариант моностиха'

Рекламный слоган как формально-содержательный инвариант моностиха Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY-NC-ND
226
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОГАН / МОНОСТИХ / РЕКЛАМА / ЗАГЛАВИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Иконникова Е. А., Конюхова Л. Н.

В статье анализируется сходство и различие близких по формально-содержательным критериям жанров моностиха и рекламного слогана. Авторы противопоставляют рекламный слоган, художественная образность которого направлена на достижение коммерческого результата, моностиху, служащему средством передачи лирического содержания с доминантой экспрессивного, эмоционального и импульсивного начал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Slogan as a formal and purposeful invariant of monostich

The laconic verbal constructions, containing acceptable maximum of information, become currently the most widespread to save time. Minimal volume of lexical means of monostiсh and advertising slogan is an extremely claimed occurrence. Monostiсh demonstrates its facilities within a new poetical art, advertising slogan shows advantages in informational technologies, aimed at solution of practical objects. Therefore it is necessary to remember, that monostiсh is not an advertising slogan, because it does not have commercial intention. This laconic kind of poetry has aesthetic mission, slogan has practical one, which can sometimes satisfy requirements of artistic taste.

Текст научной работы на тему «Рекламный слоган как формально-содержательный инвариант моностиха»

Е.А. Иконникова, Л.Н. Конюхова

РЕКЛАМНЫЙ СЛОГАН КАК ФОРМАЛЬНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ИНВАРИАНТ МОНОСТИХА

В статье анализируется сходство и различие близких по формально-содержательным критериям жанров - моностиха и рекламного слогана. Авторы противопоставляют рекламный слоган, художественная образность которого направлена на достижение коммерческого результата, моностиху, служащему средством передачи лирического содержания с доминантой экспрессивного, эмоционального и импульсивного начал.

Ключевые слова: слоган, моностих, реклама, заглавие.

Рубеж ХХ-ХХ1 столетий диктует новые формы высказываний. Наиболее распространенными в силу необходимой экономии времени становятся лаконичные словесные конструкции, содержащие допустимый максимум информации. Такого рода высказывания популярны прежде всего в рекламе, рассчитанной на визуальное или слуховое восприятие того или иного словесного ряда. Наличие краткой, но весомой формулы становится практически обязательным требованием современного менеджмента.

При этом содержательно-стилевая природа рекламных слоганов, с одной стороны, может быть сопоставима со структурой известных литературоведению одностроков (афоризмов, пословиц, моностихов и др.), с другой - может рассматриваться как вторичное (производное) явление от лаконичных литературно-художественных определений (от заглавия того или иного текста до афористического высказывания). Именно поэтому форма и содержание многих рекламных слоганов поддаются сугубо филологическому анализу.

Доказательством такой близости рекламных слоганов и одностроков, одним из образцов которого является моностих, становится утверждение Владимира Маркова, посвятившего свои исследования одностишным конструкциям поэзии авангарда: «...лирический моностих - это дорога к искусству заглавия»1. Как моностишное высказывание в теории литературы определяются и заглавия произведений ряда русских писателей: «Война и мир» и «Живой труп» Льва Толстого, «Темные аллеи» Ивана Бунина, «В тихом омуте» Дмитрия Мережковского и многие другие2.

Как известно, в заглавии того или иного произведения, подобно лаконичному рекламному блоку, сконцентрирована основная идея, максимально сжатая информация (иногда исключительно номинативного уровня). При этом и моностих нередко концентрирует в себе сходные с литературным заглавием признаки. По словам лингвиста Льва Успенского, моностих есть «обобщенная, законченная и глубокая мысль <...>, выраженная в лаконичной, отточенной форме»3.

Следуя за Львом Успенским, к моностиху можно причислить и существующие афоризмы:

Величие человека - в его способности мыслить (Блез Паскаль).

Голодная собака верит только в мясо (Антон Чехов).

Пословицы или изречения в синтаксической и смысловой организации считаются законченными произведениями.

В чем же сходство и различие близких по формально-содержательным критериям моностихов и рекламных слоганов, в определенной степени составляющих конкуренцию еще менее лаконичному заголовку литературного произведения?

Минимальный объем лексических средств моностиха и рекламного слогана - крайне востребованное сегодняшним динамичным временем явление. Моностих демонстрирует свои возможности в области нового поэтического искусства, рекламный слоган - в сфере искусства информационных технологий, направленных на решение практических задач.

Рекламный слоган - это продукт мыслительной деятельности человека и тоже своего рода завершенное произведение. От того, насколько удачен рекламный слоган, зависит и успех рекламы, и в целом благополучие предприятия, которое заявляет о себе через то или иное речевое высказывание. Поэтому вполне целесообразно рассматривать рекламный слоган как отдельный, вполне законченный текст, сжатая формулировка которого нередко подобна заглавию литературного произведения. Подобной мысли придерживается теоретик и практик отечественной рекламной продукции О.А. Феофанов, утверждавший, что «слоган - это спрессованная до формулы суть рекламной концепции, доведенная до лингвистического совершенства запоминающаяся мысль <...> слоган может быть самодостаточен, он может выступать как самостоятельная форма обращения, обходясь и без развернутого текста, и без визуального ряда»4.

Как известно, понятие «слоган» (slaugh-ghairm) восходит к галльскому языку и означает «боевой клич». Согласно В.В. Кеворкову, «в 1880 году этот термин впервые был использован в современном значении. Первоначальное значение слова очень точно отражает сущность этой рекламной константы: пленить потребителя и уничтожить конку-рентов»5.

Обычно рекламный слоган бывает достаточно кратким для того, чтобы восприниматься с первого взгляда и достаточно емким, чтобы суметь донести до читателя (зрителя, слушателя) основную мысль той или иной рекламной акции. Лучше всего читаются и воспринимаются на аналитическом уровне сообщения объемом не более 6-8 слов.

Быстрее. Мощнее. Надежнее. (рекламный слоган).

Банк - думаем глобально, действуем локально (рекламный слоган).

Близкие к рекламному слогану требования (лаконичности и максимальной художественной выразительности) предъявляются и к моностиху.

Осознал. Содрогнулся. Привык (Кирилл Ковальджи).

Я сохраню вам верность под проценты... (Майя Четвертова).

Любовь нужна, как деньги: ежедневно (Майя Четвертова).

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что и в рекламном слогане, и в собственно моностишном высказывании количество лексем не превышает шести-восьми слов. Причем в моностихах нередко используются слова, не обладающие традиционной поэтической репутацией, не имеющие закрепленного поэтического статуса. Так, связь слов «верность» и «проценты» в процитированном выше стихотворении Майи Четвертовой весьма условна, а на смысловом уровне устанавливает ассоциацию верности как категории душевного плана с коммерческой выгодой вкладов современного банка. Слово «проценты» в стихотворении Майи Четвертовой может восприниматься как явление, чуждое для поэтической лексики, но вполне закономерное для рекламного слогана какого-либо банка. И в этом случае уместно считать, что моностих превращается в саркастическое высказывание.

Еще одним полемическим свойством моностихов и рекламных слоганов становится их прозаическая или стихотворная природа.

Развей тоску - попей кваску! (рекламный слоган).

Твой Дом. Формула вашего уюта (рекламный слоган).

С точки зрения теории литературы, моностих представляет собой парадоксальное явление, поскольку многие определения стиха явно или неявно требуют наличия в стихотворном тексте более чем одной строчки лирического описания. Стремление к научной последовательности заставило поэта и теоретика стиха Владимира Бурича объявить, что однострочные тексты нельзя рассматривать ни как стихотворные, ни как прозаические. Владимир Бурич предложил выделить их в особый, третий класс текстов, и назвал такие тексты «удетеронами» (от греческого «ни тот, ни другой»)6, не относящимися ни к поэзии, ни к прозе. По этому поводу С.И. Кормилов сделал существенное уточнение, определив удетерон как «и то, и другое», т. е. и стихотворный, и прозаический текст7. Но еще раньше Владимир Марков в «Трактате об одностроке» замечал, что «в книжке стихов-одностроков строка, не подходящая ни под один из известных размеров или типов, будет ощущаться как однострочный верлибр»8.

С теми или иными дополнениями позицию ученого поддержали такие отечественные теоретики литературы, как М.Л. Гаспаров и Ю.Б. Орлицкий. Однако эта теоретическая направленность иногда вступает в критическое противоречие с читательской интуицией. Трудно поверить, что однострочный текст Владимира Вишневского «И долго буду тем любезен я и этим.», мгновенно опознаваемый в качестве шестистопного ямба и представляющий собой ироническую трансформацию строки из знаменитого стихотворения Пушкина «Памятник», вопреки очевидности сам по себе стихотворным не является.

А в одностишиях Владимира Вишневского стихотворный размер прослеживается практически во всех из его лаконичных высказываний, как то:

Боюсь, что я с тобою просто счастлив... (ямб).

Везет же Вам - Вы хоть своею смертью!.. (ямб).

В противном случае я стану с Вами жить!.. (ямб с пиррихием после 2-го слога).

Все больше людей нашу тайну хранит... (амфибрахий).

Впрочем, определение размера в моностихах не всегда возможно. Для абсолютной точности требуется, как известно, контекст, который естественным образом отсутствует в моностихах. Так, А.А. Илюшин заметил, что даже в хрестоматийном одностишном высказывании Николая Карамзина: «Покойся, милый прах, до радостного утра» - шестистопный ямб может быть похож на «силлабический трехсложник, совпавший <...> с ямбическим метром»9.

Но если в моностихах ритмика так или иначе безусловна, то в рекламных слоганах ситуация иная. Даже в тех образцах, в которых присутствует рифма, ритмическая мелодия не всегда уловима и чаще всего, со значительными исключениями, приближается к тонической модели. Например, в слогане о детском питании - «Для здоровья малышам - А-ГУ-ША». В первой части рекламного высказывания можно выявить четырехстопный хорей по ритму, задаваемому в рекламе голосом за кадром. Однако вторая часть слогана состоит из одного слова, которое тоже читается диктором по слогам, что и создает впечатление стихотворного единства.

Примечательная особенность некоторых рекламных слоганов состоит в том, что они, несмотря на предельный лаконизм, могут обладать как внутренней, так и внешней рифмой. Но если в традиционном стихотворном тексте рифма выполняет художественные функции, то в рекламном слогане рифмические созвучия обладают практической значимостью (способствуют быстрейшему запоминанию высказывания, глубоко отпечатываются в памяти и т. д.).

Vanish - розовый цвет, доверься ему и пятен нет. (рекламный слоган).

Определенная ритмическая организация моностихов и слоганов достигается также нестандартным использованием знаков препинания. Причем в рекламных слоганах это, как правило, точка или восклицательный знак, а в моностихах - многоточие. И это не случайно. Точка или восклицательный знак свидетельствуют о некоторой однозначности высказывания, фиксируют его абсолютную смысловую и синтаксическую законченность. Многоточие, напротив, позволяет оставаться высказыванию открытым в смысловой плоскости; эта открытость подчеркивается и интонационно (если моностих декламируется для аудитории):

...уподобляемся женской ноге старого Китая... (Михаил Нилин).

Любви моей не опошляй согласьем... (Владимир Вишневский).

Забудь о прошлом, наживем другое... (Майя Четвертова).

Кальмар «Боцман». Всё дело во вкусе (рекламный слоган).

Quadratisch. Praktisch. Gut (рекламный слоган).

К тому же содержание моностиха, как и в близком ему собственно афористическом утверждении, не исчерпывается буквальным высказыванием, но «его истинный смысл раскрывается в результате размышления»10.

Кроме наличия ритмических сообразий, сходство моностишных высказываний и рекламных слоганов основывается и на ряде содержательных показателей, например, на тематической общности. Допустимо выделение следующих общих тем.

Гастрономическая тема:

Чай «Беседа» - беседуйте на здоровье (рекламный слоган).

«Эрмигурт» - вкус с отличием! (рекламный слоган).

Помехи счастью - ты и лишний вес (Майя Четвертова).

Лишь изредка я привстаю с диеты... (Майя Четвертова).

Как много в жизни съедено впустую!.. (Владимир Вишневский).

Тема алкогольных и безалкогольных напитков:

Где наслаждение, там - «Я» (рекламный слоган).

«Rich» - признайтесь себе в любви (рекламный слоган).

«Туборг» - пиво с твоим характером (рекламный слоган).

И мама, и Минздрав предупреждали... (Майя Четвертова)

А удовольствия должны быть дорогими... (Владимир Вишневский).

...И кофе - для оставшихся в живых!.. (Владимир Вишневский).

А чай такой, что если бы не сахар...(Владимир Вишневский).

Тема внешнего вида человека:

Все в восторге от тебя, а ты от «Maybelline» (рекламный слоган).

«Дива» - красота побеждает (рекламный слоган).

«L'Oreal Paris» - ведь вы этого достойны (рекламный слоган).

Сравни ее характер и мой бюст! Мой круче! (Майя Четвертова).

Ты прав, я умница, но шубка мне как раз... (Майя Четвертова).

Как горько потерять товарный вид. (Владимир Вишневский).

Тематическое совпадение присутствует, однако в функциональном отношении рекламный слоган и моностих расходятся.

Перечислим наиболее важные функции рекламного слогана.

1. Привлечение внимания потенциального потребителя: если рекламный слоган не прочитан или не озвучен, то обращение не достигнет цели.

2. Ориентация на заинтересованность определенной аудитории: например, рекламный слоган «Для сильных духом мужчин!» определяет основного адресата рекламируемого товара или услуги.

3. Обращение через рекламный слоган к основному содержанию, устанавливающему достоинства рекламируемого товара или услуги: «Он так мал, что изменит Ваши представления о пространстве».

4. Определение конкретной практической выгоды: «Избавление от веснушек», «Меньше литров бензина на километр пути».

Художественная образность рекламного слогана направлена на достижение коммерческого результата, практической выгоды, в то время как возможный арсенал художественно-изобразительных средств мо-

ностиха используется для передачи лирического содержания. При этом содержательная близость рекламного слогана и моностиха обусловлена обращением к общему материалу, каковым становится повседневная жизнь человека.

Примечательно, что рекламные слоганы чаще всего пишутся от второго лица, так как их содержание посвящено конкретному адресату -слушателю, читателю, зрителю.

Билайн. Живи на яркой стороне (рекламный слоган).

МТС. Ты лучше (рекламный слоган).

В моностишных высказываниях действующим лицом является лирический герой, поэтому эти произведения написаны либо от первого лица, либо в безличной или обобщенно-личной формах.

Мы легко забываем свои ошибки, когда они известны лишь нам одним (Франсуа де Ларошфуко).

Мы боимся старости, хотя не уверены, что доживем до нее (Жан де Лабрюйер).

А незнакомок я целую робко... (Владимир Вишневский).

Ах, Вы не спонсор?! Положите вилку!.. (Владимир Вишневский).

Медленно длань переходит в ладонь (Вячеслав Куприянов).

Таким образом, рекламный слоган в некоторых случаях допустимо считать моностихом, в котором основная мысль заключена в лаконичную форму. Кроме того, некоторые слоганы имеют рифму и ритм. Моностихи и большинство рекламных слоганов, рассчитанных на визуальное восприятие (в средствах массовой информации или же на специальных афишах, в буклетах и т. д.), обладают одинаковым графическим видом - размещение текста в одну строку и использование знаков препинания, нередко противоречащее правилам русской пунктуации. Однако эти явления имеют принципиальные различия.

В моностихе содержание излагается преимущественно от первого и третьего лица, в рекламном слогане - от второго. Более того, в широком смысле рекламный слоган можно признать одностишной конструкцией, в то время как не всякое одностишие может считаться текстом рекламного содержания. Моностих не является рекламным слоганом, поскольку не имеет цели привлечь внимание с коммерческим умыслом. Иными словами, основная задача моностиха - эстетическая, а слогана - практическая, нередко отвечающая критериям художественного вкуса.

Примечания

1 Марков В.Ф. Одностроки // Марков В.Ф. О свободе в поэзии. СПб., 1994. С. 243.

2 Быстрова О.В. Одностроки // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. М., 2001. С. 685-686.

3 Успенский Л. Коротко об афоризмах // Афоризмы / Сост. Е.С. Райзе. Л., 1964. С. 24.

4 Феофанов О.А. Реклама: новые технологии в России. СПб., 2000. С. 225.

5 Кеворков В.В. Слоган: Практическое руководство. М., 2003. С. 51.

6 Бурич В.П. Стихи. Удетероны: Проза. М., 1974. С. 123.

7 Кормилов С.И. Маргинальные системы русского стихосложения. М., 1995. С. 78.

8 Марков В. Одностроки. Трактат об одностроке. Антология одностроков // Воздушные пути: Альманах. Нью-Йорк, 1963. С. 243.

9 Илюшин А.А. Стих // Введение в литературоведение: Литературное произведение: основные термины и понятия / Под ред. Л.В. Чернец. М., 2000. С. 371-372.

10 Борев Ю.Б. Афоризм // Борев Ю.Б. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. М., 2003. С. 53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.