можно подтвердить целесообразность выбора метода проектов в обучении дизайнеров как технологии личностно-ориентированного образования.
Список литературы:
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. - 272 с.
2. Зеер Э.Ф. Личностно-развивающее профессиональное образование. -Екатеринбург: Изд-во РГППУ 2006. - 170 с.
3. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 416 с.
4. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности: учеб. пособие. - Калининград: Изд-во КГУ 2000. - 572 с.
5. Астанин С.В., Калашникова Т.Г. Мониторинг процесса обучения в системе открытого образования // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2001. - № 4 (22). - С. 320-325.
6. Загвязинский В.И. Реальный гуманизм и тенденции развития образования // Образование и наука. - 2000. - № 1(3). - С. 10-15.
7. Алексеева Е.Г. Влияние через социальные сети. - М.: Фокус-Медиа, 2010. - 200 с.
8. Барвенко В.И., Орехов В.В. Творчески мотивированная интеграция в мультимедийных проектах // Наука и современность. - 2015. - № 35. -С. 30-35.
9. Калашникова Т.Г. Социальная реклама в работах студентов-дизайнеров // Наука и современность. - 2015. - № 35. - С. 45-50.
РЕКЛАМНО-ГРАФИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ РОСТОВСКОГО-НА-ДОНУ ОБЛАСТНОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО МОЛОДЕЖНОГО ТЕАТРА
© Корецкая С.С.*, Капля К.В.Ф
Инженерно-технологическая академия Южного федерального университета, г. Таганрог
Работа посвящена разработке рекламно-графического комплекса Ростовского-на-Дону областного академического молодежного театра. Проведен сравнительный анализ конкурентов, создано и обосновано композиционное решение логотипа. Рассмотрены основные этапы разработки атрибутов фирменного стиля, обсуждены вопросы создания афиш и наружной рекламы в городской среде.
Ключевые слова фирменный стиль, логотип, афиша, рекламно-гра-фический комплекс.
* Старший преподаватель кафедры Инженерной графики и компьютерного дизайна.
* Студент кафедры Инженерной графики и компьютерного дизайна.
Имидж - это образ, который «конструируется» и внедряется в массовое сознание. Образ, который создается в результате «image-making» для достижения определенных целей. Имидж всегда отражает предвзятую точку зрения. Поэтому имидж - это инструмент, прежде всего, пропаганды и рекламы [1]. Именно поэтому имиджу фирмы уделяется особое место в современном мире. Именно поэтому так востребована работа дизайнеров графиков, специализирующихся на создании имиджевых концепций для фирм и компаний. На данный момент логотип театра не является привлекательным для аудитории и не дает никакого представления о нем.
Мы незаслуженно недооцениваем и пренебрежительно относимся к такому досугу, как поход в театр и для того чтобы заинтересовать аудиторию не только афишами и рекламой спектаклей, а в общем имиджем, нужен современный и креативный фирменный стиль [2].
Графический дизайн - это создание визуальных (графических) изображений с целью воплощения определенных идей. Иными словами это творческое искусство проектирования различных объектов посредством графических элементов, для улучшения визуальных, функциональных и эстетических качеств этих объектов. Более 80 % информации человек воспринимает зрительно.
Фирменный стиль (корпоративный стиль или айдентика) - это одно из самых мощных средств для закрепления узнаваемости компании или бренда [3]. А узнаваемым он будет тогда, когда есть постоянная чёткая коммуникация, которая отличает бренд от конкурентов. Визуальная часть любой коммуникации бренда основана на фирменном стиле. Никакая коммуникация по бренду не должна быть без узнаваемых элементов фирменного стиля, и все средства коммуникации обязаны выступать «единым фронтом» и работать на закрепление освоенных территорий позиционирования (то есть знание бренда потребителями с чётким осознанием его отличия от конкурентов). Любое запоминающееся и идентифицируемое с брендом визуальное напоминание накапливается в сознании потребителя, помогает прочно закрепить в его памяти образ бренда и сделать бренд более узнаваемым. Это работает только тогда, когда все элементы фирменного стиля поддерживают одну стилеобразующую идею, которая является частью основной идеи бренда.
Фирменный стиль должен быть запоминающимся и привлекать новых зрителей. Для достижения этой цели необходимо решить следующие основные задачи: отвлечь аудиторию от понятия «ТЮЗ» и приучить видеть «Молодежный театр», использовать в логотипе шрифтовую композицию и графический элемент которые привлекут внимание и запомнятся, создать лаконичную композиция для удобства размещения на носителях фирменного стиля и рекламе.
Выполнение работы можно разбить на следующие этапы: 1) обоснование выбора темы, определение объема работ;
2) сбор материала, анализ существующего визуального ряда в данном секторе фирменных стилей;
3) разработка концепции;
4) разработка логотипа;
5) разработка макетов для комплекса фирменной продукции;
6) разработка макетов для комплекса сувенирной продукции;
7) разработка информационных блоков, слоганов, социальных плакатов;
8) практическое исполнение элементов проекта.
Перечень поставленных задач и средства для их решения
Основная задача данного проекта состоит в разработке изобразительного ряда, помогающего воспринять и создать у аудитории соответствующий образ театра, который сочетает в себе соблюдение традиций и стремление к экспериментам и новому, за счет соответственного качества дизайна. Зрительный ряд воспринимается быстро и более целостно. Следующий этап -восприятие информации. Она должна быть подана в запоминающемся и креативном виде.
Более подробно задачи можно разделить на блоки:
- изучение рода деятельности и истории театра;
- обзор конкурентов;
- подбор материалов для разработки фирменного стиля театра;
- создание имиджевой концепции;
- создание графического образа, отражающего имиджевую концепцию.
Анализ существующего визуального ряда имиджевых концепций фирм-конкурентов
В результате изучения материалов, стало очевидно, что фирменные стили театров разнообразны и достаточно многочисленны. И они имеют самый разный уровень разработки имиджа, в том числе и той части, которая относится к дизайну. Очень много театров, которые имеют как качественные, так непрофессионально разработанные фирменные стили и имиджевые и рекламные материалы. В таких театрах логотипы, рекламные материалы, интернет - представительства сделаны на любительском уровне и явно не соответствуют профессиональным требованиям в области дизайна. Логотипы театров можно распределить по нескольким направлениям:
Символ «маски». Самый обширный и часто встречающийся пример. Только необычное цветовое решение и не стандартная композиция могут выделить такой логотип, а в целом банальная ассоциация с театром.
Личность. Для многих логотипов характерна привязка к той или иной личности, деятельность которой повлияла на жизнь или работу театра. В целом такое решение является интересным при креативном решении.
Архитектура. Некоторые театры используют в своем логотипе очертания зданий, что делает их узнаваемыми и запоминающимися.
Обоснование композиционного замысла
На протяжении своего многовекового развития театр переживает разные периоды. Бывали времена, когда театр играл огромную общественную роль и был больше, чем театр, но были периоды, когда он отходил на второй план, уступая первенство жизни, и тогда ведущие позиции завоевывали зрелища, или, как сегодня, средства массовой информации. Доминирующей театральной моделью в прошлом веке являлся репертуарный театр со своим собственным зданием, одной или несколькими сценами, оборудованными мастерскими и цехами, постоянным артистическим, административным и техническим составом.
Современный театр переживает не лучшие времена. Зрителя трудно сейчас очаровать, потрясти, что вызывает падение посещаемости театров и озабоченность театральной общественности за их судьбу. Театр нуждается в адекватных времени стратегиях выживания и развития, в современных формах привлечения зрителей как сегодня, так и в будущем, и для этого необходимо проводить работу по формированию и укреплению имиджа театра.
Имидж есть у каждого театра. Однако, имидж театра в отличие от имиджа других учреждений в области культуры имеет свои специфические особенности. Это обусловлено тем, что само понятие театр достаточно многогранно. Театр это основной род зрелищного искусства. Родовое понятие театра подразделяется на виды театрального искусства: драматический театр, оперный, балетный, театр пантомимы и т.д., театр порождает массу имиджей ситуативного характера, которые формируются по всем законам феномена первого впечатления.
В состав имиджа театра как учреждения культуры занимающегося показом спектаклей, и как коллектива его сотрудников, обеспечивающих прокат театральных представлений входят:
- кадровая политика (а именно авторитетность и компетентность руководителей, профессионализм персонала, непрерывное совершенствование образования, корректировка межличностных отношений на основе служебно-административного кодекса);
- культурные аспекты (культура общения внутри учреждения, качество результатов деятельности, традиции, ритуалы, культура рабочих мест сотрудников);
- ответственность за общественные последствия;
- благотворительная деятельность (например, проведение благотворительных программ, оказание материальной помощи деятелям культуры, издание не рекламных бюллетеней и прочие мероприятия, направленные на формирование у общественности уверенности в том, что учреждение культуры работает в интересах человека и общества, а не с целью извлечения прибыли);
- дизайн театра (внешний и внутренний);
- реклама театра;
- исходящая документация (ее соответствие нормам современного делопроизводства, наличие собственного фирменного стиля).
Разработка фирменного стиля театра подразумевает совокупность и сочетание элементов (определенных графических объектов и шрифтовых решений), которые обеспечивают единство внешнего вида всех объектов, имеющих отношение к нему (печатной продукции, помещений, документации, рекламы, одежды и т.п.). Сам фирменный стиль является одним из главных рекламных и маркетинговых инструментов любого современного театра для повышения имиджа и привлечения новых целевых аудиторий.
Разработка логотипа
Логотип - самый важный элемент фирменного (корпоративного) стиля, графический знак, эмблема или символ, используемый территориальными образованиями, коммерческими предприятиями, организациями и частными лицами для повышения узнаваемости и распознаваемости в социуме [4].
Цели при разработке:
- при взгляде на логотип, у аудитории не должно возникать ассоциаций с уже знакомыми им логотипами других театров города;
- логотип должен привлекать внимание потенциальных зрителей;
- логотип должен донести до потребителя образ молодежного театра, специфику рода его деятельности. При этом он должен быть понятным и не сложным;
- логотип должен быть легко читаем и понятен и при передаче письма с логотипом по факсу и на сувенирной продукции театра;
- логотип должен вызывать положительные эмоции;
- подбор ярких фирменных цветов;
- разные варианты написания названия театра.
Во время поиска и проектирования было принято решение использовать здание в основе логотипа, так как оно является узнаваемым и как ничто другое может идентифицировать себя в сознании целевой аудитории. Здание построено в 1899 в эклектичном стиле с элементами ампира, является архитектурным памятником федерального значения.
Яркие фирменные цвета передают теплую атмосферу и жизнерадостность. Первый этап - отрисовка фасада здания театра с последующим упрощением архитектурных элементов. Второй этап - подбор фирменных цветов и композиции цветового пятна. Цветовым пятном логотипа служит имитация мазков кисти. В качестве фирменных цветов были выбраны яркие, теплые, которые передают жизнерадостность и создают эффект дружелюбной творческой атмосферы, добра и света
Разработка атрибутов фирменного стиля
На основе разработанного логотипа был создан полный набор носителей фирменного стиля: визитки, фирменный бланк, конверт, фирменная
папка для документов, приглашение и репертуар [5]. Составляющие фирменного стиля были выполнены в программе Corel Draw с приложениями.
Список литературы:
1. Головлева Е.Л. Основы рекламы. - М.: Московский Гуманитарный институт, 2005. - 128 с.
2. Дзикевич С.А. Эстетика рекламы. - М.: Гардарики, 2004. - 232 с.
3. Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории методологии дизайна. -М., 2001. - 137 с.
4. Корецкая С.С. Шрифты. Учебное пособие. - Таганрог: Издательство ТТИ ЮФУ 2011. - 185 с.
5. Аббасов И.Б., Корецкая С.С. Разработка сувенирной продукции к 150-летию со дня рождения А.П. Чехова «Таганрога я не миную» // Материалы XI международного научно-практического семинара «Практика и перспективы развития партнерства в сфере высшей школы». - Донецк. 2010. -Кн. 2. - С. 126-132.
ДИЗАЙН КНИГИ ДЖ.Р.Р. ТОЛКИНА «ХОББИТ, ИЛИ ТУДА И ОБРАТНО»
© Красновская Н.В.*, Севастьянова В.В.*
Инженерно-технологическая академия Южного федерального университета, г. Таганрог
Работа посвящена разработке дизайна книги Дж.Р.Р. Толкина «Хоб-бит, или Туда и обратно», направлена на создание оригинал-макета подарочного экземпляра повести. Проведен анализ предшествующих концепций и графических работ по этой теме. Разработаны дизайн и верстка, книга проиллюстрирована и изготовлена. Создана рекламная и сувенирная продукция для продвижения продукта на рынке.
Ключевые слова: концепция, верстка, иллюстрация, шрифты, композиция.
В настоящее время вряд ли найдется человек, которому неизвестно имя Джона Рональда Руэла Толкина, писателя, поэта, филолога, профессора Оксфордского университета.
Бережное использование архаического и средневекового фольклорно-мифологического наследия, глубина синтеза древней и современной литературных традиций, специфический тип мировосприятия произведений Тол-
* Старший преподаватель кафедры Инженерной графики и компьютерного дизайна.
* Студент кафедры Инженерной графики и компьютерного дизайна.