3. httpV/турбренд россии.рф (дата обращения: 24.01.2017).
4. http://trassa-m.ru/trassa-m4.html (дата обращения: 10.11.2016).
5. Калашникова Т.Г., Барвенко В.И. Графический дизайн: разработка графического сопровождения мероприятия // Проблемы современной науки. -2015. - № 20. - С. 54-64.
6. Аббасов И.Б., Заинчковская М. В. Туристический бренд трассы М-4 «Дон» // Проблемы современной науки. - 2016. - № 25, Т. 1. - С. 14-20.
7. Евсеева А.А., Басков В.Н., Устименко Н.Г. Экономический анализ проблем устойчивого функционирования придорожного сервиса в России в кризисных условиях [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 20. - С. 3786-3790. - Режим доступа: http://koncept.ru/2014/55022.html.
ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ ТАГАНРОГСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ «АЛФЕРАКИ»
1 2 © Корецкая С.С. , Столярова В.А.
Инженерно-технологическая академия Южного федерального университета, г. Таганрог
Работа посвящена созданию фирменного стиля «Таганрогского краеведческого музея «Алфераки», его визуального образа. Целью работы является создание набора элементов визуальной коммуникации, которые представляют собой единый графический комплекс. Он состоит из логотипа музея, корпоративной продукции, сувенирной продукции, рекламных афиш, а также макет одностраничного сайта.
Ключевые слова: фирменный стиль, логотип, афиша, реклама, шрифты.
Главной задачей графического дизайна является правильное преподнесение информации, не забывая о ее эмоциональном и эстетическом восприятии [1, 2]. Выбор данной темы связан не только с желанием продемонстрировать свои художественные и профессиональные навыки как графического дизайнера, но и принести пользу родному городу. Автор надеется, что его работа поможет преобразовать и внести вклад в рекламу города, так как за последние десятилетия общая ситуация в области не только наружной, но и корпоративной рекламы в г. Таганроге не меняется к лучшему.
Была выбрана тема создания фирменного стиля для Таганрогского ис-торико-краеведческого музея «Алфераки». Это актуальная и развивающаяся
1 Старший преподаватель кафедры Инженерной графики и компьютерного дизайна.
2 Студент кафедры Инженерной графики и компьютерного дизайна.
область графического дизайна, так как создание корпоративного стиля позволяет выделить фирму или учреждение среди конкурентов, придать ей особенные стилистические черты, заставить человека обратить внимание именно на эту компанию [3, 4].
Фирменный стиль предполагает создание некого образа, который будет характеризовать не только деятельность, но также и идею работы компании, музея. Тема создания фирменного стиля для музея является важной не только с эстетической точки зрения, но и так же с культурной стороны.
Многие посетители музеев отмечают факт, что если он имеет свой собственный стиль во всем, начиная от наружной рекламы, которая встречает туристов, и, заканчивая сувенирами, то музей запоминается как цельный образ, оригинальный и отличный от остальных.
История Таганрогского краеведческого музея «Алфераки»
Дворец «Алфераки» входит в состав Таганрогского государственного литературного и историко-архитектурного музея-заповедника. Это величественное здание всегда заставляет обращать на себя внимание гостей города. Он выделяется рядом с привычными городскими постройками. Музей имеет обширную историю, так как здание было построено в 1848 году как жилой дом для семьи Алфераки. Они являлись греческими поселенцами, которые прибыли в Россию во времена Екатерины II.
Семья прожила в этом здании около 30 лет. Его автором являлся известный в то время архитектор, признанный мастер дворцовой архитектуры Андрей Иванович Штакеншнейдер. Несколько позже к дому был пристроен двухсветный зал, в котором Алфераки давали балы. Вся обстановка, мебель были привезены из-за границы.
К сожалению, дела семьи стала приходить в упадок, и здание распродали по частям. В большом зале устраивались концерты, здесь побывали П.И. Чайковский, А.П. Чехов, который отразил дворец в рассказах.
После революции в здании существовали различные советские организации, а в 1927 году здание было передано музею, который был основан еще в 1898 году. Далее последовала реставрация, и музей «Алфераки» был открыт с постоянной экспозицией.
Перечень поставленных задач и средств их решения
Основной задачей является создание графического стиля для музея «Ал-фераки», а именно создание индивидуального образа и запоминающихся черт. Фирменный стиль должен отличать музей от других, выделять его. Так же, вся информация, представленная музеем должна восприниматься быстро и легко, быть понятной для посетителей. Так же, одной из задач данной
работы является привлечение жителей города и его гостей к посещению музея, развитие интереса к истории родного края.
Более подробно задачи можно разделить:
- анализ деятельности музея, его истории в целом;
- обзор аналогов, стилей музеев России и мира;
- сбор необходимой информации (фоторепортаж, информация для буклетов, изучение расположения залов музея);
- создание концепции, поиск визуального образа;
- разработка элементов с использованием собранной информации;
- сбор всех элементов фирменного стиля в единый образ;
- оценка проведенной работы.
Таким образом, главной целью является в создание единого образа музея. Ее можно так же подразделить на разработку логотипа, который будет отражать всю концепцию, сопутствующих элементов фирменного стиля, а также сувенирную и рекламную продукцию. Ведь главное в создании фирменного стиля это общая целостность всех его элементов, а также создание у посетителей положительного образа. Не самой последней целью можно считать и привлечение граждан, в особенности молодежи, к посещению Таганрогского музея.
Ведь реклама может работать и на благо общества, принося ему не только эстетическое развитие, но и так же культурное и нравственное.
Обоснование композиционного замысла
Основной задачей графического стиля является выделение компании из конкурентов, а также привлечение внимания потребителей. Поэтому в фирменном стиле все элементы должны быть соподчинены и создавать единый образ. Композиция, цвета, шрифты - все это важные составляющие восприятия человеком информации. Пользуясь знаниями о том, как человек получает информацию, что видит сначала, можно создать образ, который будет отвечать этим требованиям [5, 6].
Образ, созданный фирменным стилем, должен отождествляться именно с этим конкретным музеем. Значит, нужно придать ему те стилистические и смысловые черты, которые несет здание музея, его история, концепция. Предстоит раскрыть его особенность, неповторимость, создать отличительные знаки. Сделать это наилучшим образом возможно, если использовать индивидуальные черты музея, сделать их определяющими.
Одной из целей данной работы является привлечение посетителей в музей. Целевая аудитория не ограничена, так как в музее часто проводятся и школьные экскурсии, и туристические разных возрастов. Однако больше всего фирменный стиль направлен на сегмент молодежи. Нужно показать красоту музея, важность и значимость знания истории не только в целом, но и преимущественно родного края.
Именно поэтому главной идеей фирменного стиля является слоган «Прикоснись к истории». Здесь проводится параллель с посещением музея, приближением к истории, к которой можно в буквальном смысле прикоснуться. Слоган призван привлечь внимание посетителей и способствовать их посещению, проявлению интереса к истории родного края. Все элементы графического стиля должны быть связаны между собой, иметь определенный, общий для всех композиционный смысл. Ведь главная задача, это создать единый узнаваемый образ. Для решения этой задачи в графике будут использоваться стилистические особенности музея (предпочтительно части здания, узнаваемые на фотографиях). Так же, композиционный смысл фирменного стиля отражен во всех его элементах.
Разработка логотипа
Логотип - это оригинальное начертание, изображение полного или сокращенного наименования фирмы или товаров фирмы. Специально разрабатывается фирмой с целью привлечения внимания к ней и к ее товарам [4].
Главной целью логотипа является выразить образ, смысл, философию компании в одном знаке. Так как темой проекта является фирменный стиль музея, то логотип должен отражать сущность, его долгую историю, характерные особенности, но в то же время быть современным.
Основные критерии создаваемого логотипа:
- логотип должен содержать название музея;
- оригинальность и неповторимость;
- выражение основного смысла и образа;
- желательно содержание графического знака, который бы отождествлялся с музеем;
- функциональность, читаемость в любом масштабе;
- логотип не должен быть перегружен графически;
- должен ассоциироваться с истории самого музея;
- предпочтительные цвета - бронзовый, бежевый, цвета здания музея, черный;
- необходимо учитывать возможности печати;
- логотип должен быть читаем как в цветном, так и в черно-белом варианте.
Поиск логотипа, который бы отвечал всем поставленным задачам, был долгий. Цвета были выбраны - черный для шрифтового начертания и бронзовый, бежево-оранжевый для возможного графического элемента.
Было принято решение использовать наиболее выдающуюся часть здания, а именно колонны или их капители для узнаваемости музея, а также придания логотипу торжественности, историзма. Элементы стилизовались как вручную (рис. 1), так и непосредственно в программе (рис. 2). Нахождение собственного стиля представлялось весьма тяжелой задачей, так как поле деятельности было достаточно обширным.
Рис. 1. Эскизный поиск логотипа
АЛФЕРАКИ
АЛФЕРАКИ
ИГ »НМГ ОКИ ККЕКДЧЕОМ! МУЗЫ
№
пппп АЛФЕРАКИ
тдгшгаий шинам тз»
АЛфЕРАКИ ДЛ 5 ЕРА К И
/ % | ТАГАНРОГСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ТАГАНРОГСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
Рис. 2. Поиски логотипа
Приведенные варианты логотипов графичны, отражают тематику фирменного стиля музея. Дают положительное представление о сути музея, располагают к себе. Все варианты содержат в себе особенности именно этого музея, что является примером идентификации «Алфераки» как единственного в своем роде.
Обращение к элементам архитектуры указывает на богатую историю, призывая посетить музей и обратиться к ней. Из всех логотипов был выбран последний вариант (рис. 3).
Ал
(с^у
ЕРАКИ
ТАГАНРОГСКИМ КРАЕВЕДЧЕСКИМ МУЗЕИ
Рис. 3. Итоговый вариант логотипа
Окончательный вариант логотипа является наиболее удачным. Графическая часть представлена стилизацией капители колонны здания музея. Цвет элемента является бежевым, с бронзовым налетом. Это основной цвет зда-
ния, что является неотъемлемой частью впечатления от музея. Именно его было принято взять за главный цвет всего фирменного стиля.
Графический элемент располагается вместо буквы «Ф» в названии музея «Алфераки». Это расположение не случайно, оно призвано показать синтез истории и архитектуры. Ведь изначально, архитектурная и историческая ценность здания являлась определяющей для основания в нем музея. Что бы подчеркнуть читаемость буквы, акцент был сделан на валюты капители колонны фронтона.
Шрифт «Lighthouse» был выбран с засечками для придания торжественности и классического вида. Черный цвет призван подчеркнуть важ ность, официальность музея. Немаловажным критерием при выборе так же явилась его читаемость при увеличении или уменьшении размера логотипа краеведческого музея [7].
Рекламное сопровождение музея «Алфераки»
Для привлечения к посещению музея были разработаны афиши, которые будут распространены в пределах города Таганрога, а также Ростовской области. За идею был взят слоган музея «Прикоснись к истории» (рис. 4).
Рис. 4. Афиши музея
Список литературы:
1. Геращенко Л. Психология рекламы. - М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2006. - 298 с.
2. Эйри Д. Логотип и фирменный стиль. Второе издание. - СПб.: Питер, 2016. - 224 с.
3. Корецкая С.С., Капля К.В. Рекламно-графический комплекс для Рос-товского-на-Дону областного академического молодежного театра // Наука и современность - 2015. - № 37-1. - С. 72-77.
4. Аббасов И. Б., Глебова А.Н., Гривцов В.В. Фирменный стиль магазина «Имидж» // Проблемы современной науки. - 2015. - № 20. - С. 15-22.
5. Голубева О.Л. Основы композиции. - М.: Издательский Дом Искусство, 2004. - 121 с.
6. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 495 с.
7. Фрейзер Т., Бэнкс А. Цвет в дизайне. Мастер-класс. - М.: РИП-Хол-динг, 2012. - 256 с.
ИЛЛЮСТРАЦИИ К ПОЭМЕ И. БРОДСКОГО «ПИСЬМО В БУТЫЛКЕ»
© Красновская Н.В.1, Ли В.Г.2, Буринова Е.В.3
Инженерно-технологическая академия Южного федерального университета, г. Таганрог
Данная работа посвящена созданию иллюстраций в рамках разработки общего дизайна книги с поэмой Иосифа Бродского «Письмо в бутылке». Представлены некоторые из серии иллюстраций к поэме, наиболее точно отражающих специфику поэзии Иосифа Бродского в целом и конкретно в данном произведении.
Ключевые слова иллюстрация, книга стихов, концепция, макет разворота, фотография.
В 2016 году исполнилось 10 лет со дня смерти Иосифа Бродского, стихи которого набирают популярность в интернете среди читателей разных возрастов, к ним делают иллюстрации, их накладывают на музыку.
Поэма «Письмо в бутылке» написана поэтом в 1964 году [1, 2], он придавал этому произведению большое значение, ведь оно - о его большой и, как оказалось, безответной любви. Поэтому важнейшей задачей иллюстратора является чувственно-эмоциональная передача трагедии, которая в ней разворачивается.
Иллюстрация - это вид книжной графики, ее основа. Книжной иллюстрации приходится считаться со специфическими особенностями книги, с двухмерностью книжной полосы, ее форматом, с характером шрифта, способом верстки, с качеством печатной бумаги, с цветом печатной краски и т.п. После изобретения книгопечатания иллюстрации получили возможность тиражироваться и заняли свое достойное место в книжной графике.
1 Старший преподаватель кафедры Инженерной графики и компьютерного дизайна.
2 Профессор кафедры Инженерной графики и компьютерного дизайна, доктор технических наук, доцент.
3 Студент.