Научная статья на тему 'Рекламная деятельность как способ пропаганды здорового образа жизни'

Рекламная деятельность как способ пропаганды здорового образа жизни Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3091
300
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКЛАМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Артемьева Лариса Борисовна, Ашинова Диана Аслановна

В статье рассмотрено влияние рекламного сообщения на индивидуальное поведение человека в рамках современного информационного общества. Реклама обозначается как особый способ трансляции смыслов в рамках социальной коммуникации. Смыслы, постулируемые рекламой должны быть ценностноориентированы и носить социально-значимый характер, что показано на примере продвижения идеи здорового образа жизни в социальной рекламе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рекламная деятельность как способ пропаганды здорового образа жизни»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х

между работающими людьми. Это возможно реализовать в ходе, например, деловой, имитационной, ролевой или дидактической игры, тренинга.

На этапе учебно-профессиональной деятельности завершается процесс трансформации учебной деятельности в профессиональную. Студенты выполняют реальные исследовательские (УИРС, НИРС, дипломная работа) или практические функции (производственная практика, стажировка). Оставаясь учебной, работа студентов оказывается по своим целям, содержанию, формам и технологиям фактически профессиональной деятельностью; ранее полученные знания выступают здесь ее ориентировочной основой.

В качестве промежуточных могут выступать любые формы, обеспечивающие поэтапную трансформацию одной базовой формы деятельности студентов в другую. Это проблемные лекции, семинары- дискуссии, групповые практические занятия, анализ конкретных производственных ситуаций, разного рода тренинги, спецкурсы, спецсеминары и т.п. Список использованной литературы:

1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 1991.

2. Вербицкий А.А. Контекстное обучение: понятие и содержание. // Эксперимент и инновации в школе.-2009. - №4.

© Алейникова А.О., 2016

УКД 37.01

Артемьева Лариса Борисовна

старший преподаватель, УрФУ г. Екатеринбург, РФ E-mail: larisa.artemeva.67@mail.ru Ашинова Диана Аслановна Студентка, VI курс, УрФУ г. Екатеринбург, РФ E-mail: ada4130@mail.ru

РЕКЛАМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ПРОПАГАНДЫ ЗДОРОВОГО

ОБРАЗА ЖИЗНИ

Аннотация

В статье рассмотрено влияние рекламного сообщения на индивидуальное поведение человека в рамках современного информационного общества. Реклама обозначается как особый способ трансляции смыслов в рамках социальной коммуникации. Смыслы, постулируемые рекламой должны быть ценностно-ориентированы и носить социально-значимый характер, что показано на примере продвижения идеи здорового образа жизни в социальной рекламе.

Ключевые слова

Рекламная деятельность, информационное общество, социальная реклама, психическое здоровье, здоровый

образ жизни.

В современном информационном обществе реклама становится заметным явлением социальной жизни. Сегодня становится неоспоримым тот факт, что рекламное сообщение имеет колоссальное влияние на человека. Такие методы рекламного воздействия на сознание потребителя как повторяемость, аффективная составляющая, обилие убеждающих утвердительных фраз, красочность образов, служат в основном одной цели: стимулированию потребительского спроса на те товары или услуги, которые данная

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

рекламная кампания продвигает. Тем не менее, сферой рекламы в современном научном сообществе интересуются не только специалисты в области маркетинговых и экономических отношений, но и социологи, культурологи, психологи, философы и даже лингвисты. Более того, по справедливому замечанию О. Н. Ноговицына, «в общественное сознание внедряется мысль, что реклама есть современная концептуальная форма искусства» [1, с. 4]. Таким образом, на сегодняшний момент можно говорить о том, что существование рекламы является не только реально-свершившимся событием в мире экономических и маркетинговых отношений, но и феноменом, оказывающим существенное влияние на культуру в целом, мировоззрение и поведение человека, а также на область формирования знаков и смыслов, которыми каждый член информационного общества оперирует ежедневно в процессе коммуникации.

Подход к изучению рекламы носит междисциплинарный характер, что породило множество вариаций определения этого понятия. Таким же разнообразием отличается ее ментальное восприятие членами общества. Большинство городских жителей сходятся во мнении о том, что засилье рекламных сообщений, которые на сегодняшний день окружили своим влиянием умы большинства представителей общества потребления, носит раздражающий характер и подавляет индивидуальные психические побуждения человека. С другой стороны, некоторые специалисты отмечают, что данная особенность рекламного сообщения, а именно способность косвенного убеждения, может быть использована во благо общества. Например, отечественный представитель психологии рекламы А. Н. Лебедев-Любимов утверждает, что «как массовое общественное явление рекламная деятельность несет в себе огромный культурный потенциал, способный при определенных условиях положительно влиять как на отдельного человека, так и на общество в целом. При этом она играет важную роль не только в плане развития так называемой массовой культуры, но и культуры традиционной, классической. Все зависит от позиции общества по отношению к рекламе» [3, с. 25]. Иными словами, говоря о рекламе, мы имеем дело с отраслью, обладающей огромным идеологическим влиянием на общественное мнение. Актуальной проблемой в данном случае будет являться необходимость направить силу рекламного воздействия «в нужное русло» для формирования правильных ценностях ориентаций и установок.

Современный этап развития общества связан со снижением продолжительности жизни, снижением психического состояния здоровья населения, что вызывает обеспокоенность многих ученых и специалистов. Эта тенденция подтверждается и деятельностью Министерства здравоохранения, которое с помощью федеральных программ старается обратить внимание граждан на необходимость самостоятельной работы каждого по поддержанию самочувствия на должном уровне (пример: Федеральная программа диспансеризации взрослого населения). Тем не менее, городской житель подвержен тысяче соблазнов, которые окружают его на каждом шагу. Склонности к вредным привычкам вполне объяснимы: научно-доказано, что пристрастие к наркотикам, сигаретам и алкоголю стимулирует в мозге человека ощущение удовольствия, удовлетворения и спокойствия. Существуя в условиях экологической загрязненности среды, стрессовой обстановки и других пагубных для здоровья социально-экономических факторов, человек еще и самостоятельно себя травит, выбирая вместо здорового сна и занятий спортом шумные ночные вечеринки и хронический недосып.

Не способствует улучшению ситуации и тот факт, что подобный образ жизни активно пропагандируется рекламными роликами. В пример можно привести стандартные рекламные кампании любой алкогольной марки: Martini, Campari, Hennessy и т.д.: мужчина или женщина в дорогом костюме на яхте или в шикарном особняке распивают бокал за бокалом, наслаждаясь обеспеченной успешной праздной жизнью. Такая же картина предстает перед нами в кинематографе: персонаж, решающий все вопросы по взмаху руки всегда выпускает клубы сигаретного дыма с загадочным видом человека, знающего о жизни все. Если вспомнить при этом, что выше мы указывали на потрясающую силу воздействия рекламных роликов на психику человека, то становится волне закономерной склонность молодого поколения к вредным привычкам и желанию получить все, не сделав при этом почти ничего. Как пишет Ф. Котлер, в рекламах такого типа «делается упор на то, как товар вписывается в определенный образ жизни. В рекламе шотландского виски показан симпатичный мужчина средних лет, держащий в одной руке стакан с виски, а другой рукой управляющий яхтой» [4, с. 448]. Каждый человек подсознательно ассоциирует себя с

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

понравившимся образом из рекламы и старается ему подрожать, воссоздать его «жизнь» в точности и соответственно окружить себя теми же товарами.

В противовес этому, государство предлагает запретить подобную рекламу на телевидении, билбордах, в СМИ, а так же избавиться от скрытой рекламы на прилавках магазинов, что в принципе эффективно, но не способно полностью решить проблему пока существует свобода интернета. Есть золотое правило: «критикуешь - предлагай». Что предложено взамен притягательного образа светского человека с сигарой в зубах? Социальная реклама, сюжеты которой порой просто ужасают. Принято разделять социальную рекламу на шокирующую и идеализированную. Первый тип использует неприятные, с эстетической точки зрения даже безобразные средства донесения идеи. В большинстве случаев подобная реклама не предлагает выхода из ситуации. Негативные эмоции вызывают состояние шока, стресса. Они ничем не перекрываются и не смягчаются, оставляя человека один на один с данной проблемой. Это включает бессознательные механизмы защиты психики. Идеализированная реклама, напротив, преподносит все в лучшем свете. Реклама оперирует образами, транслирует некие идеи и эмоции, тем самым, формируя в сознании аудитории определённую идеальную модель мира [6]. По моему мнению, именно такой должна быть реклама, пропагандирующая здоровый образ жизни. Действительно, шокирующая социальная реклама несет сильный аффективный элемент, но человек психологически никогда не тянется к негативному. Методы запугивания, использованные в ней не привлекательны для аудитории, они скорее отталкивают, а используемый в роликах подобного типа визуальный ряд откровенно отталкивает.

Социальная реклама, нацеленная на популяризацию здорового образа жизни должна суметь противопоставить себя тем красочным картинам, которые предлагают кампании алкогольной и табачной продукции. Ее целью должна стать не просто пропаганда, не обыкновенное навязывание идеи, но стремление пробудить желание населения, и преимущественно молодого поколения, к тому, чтобы сделать здоровый образ жизни своим жизненным девизом. В рамках современной российской действительности, я считаю, что создателям социальной рекламы, необходимо взять пример с коммерческой рекламы, которой, на мой взгляд, удается достичь этих целей эффективнее. В пример можно привести рекламные кампании известных марок спортивных товаров, таких как Adidas, Nike, Reebok. Сюжеты роликов в этом случае построены по принципу ответа на вопрос: как изменится моя жизнь, если я начну заниматься спортом, если я встану на путь здорового образа жизни? В каждом из них показан целеустремленный, сильный морально и физически персонаж, который стремится к лучшему и достигает успеха. Последний слоган марки Adidas: «Невозможное возможно», призван показать, что нет ничего недостижимого для того, кто готов работать над собой. Причем, каждая из этих кампаний, в отличие от кампаний алкогольной продукции, показывает не сиюминутный триумф, который может испариться в любой момент, но достижение, которое навсегда останется на счету того, кто его заслужил.

Нельзя не согласиться с тем, что спортивные марки в первую очередь настроены на создание подобного привлекательного образа с целью реализации товара, но сам принцип их действия, их основные идеи можно и нужно взять на вооружение при создании идеализирующей социальной рекламы. Сегодня, для того, чтобы с помощью рекламы привлечь внимание аудитории к важным проблемам общества, нужна сильная, позитивно-настраивающая идея, которая должна быть подкреплена такими техническим средствами как: качественный звуковой и видеоряд, участие в кампании знаменитостей, оригинальность исполнения и многое другое. Важно помнить, что реклама, благодаря своему повсеместному распространению, в современном обществе является одним из самых эффективных способов донесения информации до населения, и использовать это при продвижении любых социально-значимых проектов и программ, в том числе при популяризации здорового образа жизни.

Список использованной литературы:

1. Ноговицын О. Н. Философские аспекты анализа феномена рекламного производства. Спб.: СПбГУАП, 2004, 38 с.

2. Лебедев-Любимов А., Психология рекламы. Спб.: Питер, 2002. - 358 с.

3. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1991. - 654 с.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

4. Максимова Я., Пропаганда здорового образа жизни в рекламе: шокировать или идеализировать?

http://eff-com.ru/archive/issue5/advertising/socialnaya-reclama-glazami-professionalov/propoganda-zdorovogo-

obraza-zhizni-v-reklame.html

© Артемьева Л. Б., Ашинова Д. А., 2016

УДК 372.853

И.С. Бегашева

старший преподаватель кафедры естественно - математических дисциплин

ГБУ ДПО ЧИППКРО, г. Челябинск, РФ E-mail: begasheva.ira@mail.ru Т.Н. Степанова учитель физики МБОУ «СОШ № 1» г. Коркино, Челябинской области, РФ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ, РЕГИОНАЛЬНЫХ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ

ОСОБЕННОСТЕЙ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ В РАМКАХ УРОЧНОЙ И НЕУРОЧНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИКЕ

Аннотация

Вопрос учета национальных, региональных и этнокультурных особенностей, в настоящее время, стал очень острой и актуальной темой в образовании. Применение национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона в обучении физике на уроках и во внеурочной деятельности позволяет увидеть «живую физику», «физику с человеческим лицом», а не сухую бездушную науку.

Ключевые слова

Национальные, региональные и этнокультурные особенности, преподавание физики, внеурочная

деятельность.

Наше время - это век высоких технологий, в котором человек и техника находятся в постоянном и тесном взаимодействии. Без техники совершенно невозможно представить себе современную промышленность, разнообразные устройства, машины и запчасти продолжают производиться и совершенствоваться. Сегодня в регионе очень остро встал вопрос дефицита специалистов инженерно-технических специальностей и специалистов рабочих специальностей. Опрос учащихся показал, что у современных школьников отсутствует мотивация на получение технических специальностей. Решение данной проблемы возможно при проведении занятий с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области (далее НРЭО).

В связи с этим в Челябинской области разработан образовательный проект «ТЕМП», который схематично выглядит как «Технология + Естествознание + Математика = Приоритеты образования». Цель данного проекта - формирование у обучающихся мотивации на выбор профессий, актуальных для региональной экономики. Одно из приоритетных направлений - профориентационная работа в общеобразовательных организациях по актуальным для региона профессиям и специальностям [2, с. 3]. Знакомясь с профессиями, подростки выбирают для себя определённые жизненные сценарии, жизненные стратегии, которые в свою очередь определяют мотивацию к обучению [6, с. 237].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.