Научная статья на тему 'Реклама в СМИ как элемент энтропии'

Реклама в СМИ как элемент энтропии Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2171
305
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / РЕКЛАМА / СМИ / РАЗВЛЕКАЮЩАЯ РЕКЛАМА / КРЕАТИВ / ЭНТРОПИЯ / INFORMATION / ADVERTISEMENT / MASS-MEDIA / ENTERTAINING ADVERTISEMENT / CREATIVE / ENTROPY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Губский Владислав Владимирович

В статье рассмотрена проблема трансформации в СМИ рекламы, как важного элемента в коммуникации «производитель товаров и услуг потребитель», от «прямой» информации к так называемой развлекающей. В результате образные средства для создания креатива такой рекламы (эпатаж, юмор, страх, мифология и т.д.) зачастую приводят к «неопределенности смысла» рекламных материалов то есть к величине, обратной информации, энтропии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Advertising media as an element of entropy

In the article the problem of transformation is considered in mass-media of advertisement, as an important element in communication a «producer of commodities and services is a consumer», from «direct» information to the so-called entertaining. /As a result vivid facilities for creation of креатива of such advertisement (humour, fear, mythology etc.) frequently result in the «vagueness of sense» of selling aids to the size, reverse information, entropy.

Текст научной работы на тему «Реклама в СМИ как элемент энтропии»

Раздел III.

Журналистика сегодня: тематика, проблематика, жанровые процессы

УДК 070

В.В. Губский

Томский государственный университет

Реклама в СМИ как элемент энтропии

В статье рассмотрена проблема трансформации в СМИ рекламы, как важного элемента в коммуникации «производитель товаров и услуг — потребитель», от «прямой» информации к так называемой развлекающей. В результате образные средства для создания креатива такой рекламы (эпатаж, юмор, страх, мифология и т.д.) зачастую приводят к «неопределенности смысла» рекламных материалов — то есть к величине, обратной информации, энтропии.

Ключевые слова: информация, реклама, СМИ, развлекающая реклама, креатив, энтропия.

In the article the problem of transformation is considered in massmedia of advertisement, as an important element in communication a «producer of commodities and services is a consumer», from «direct» information to the so-called entertaining. /As a result vivid facilities for creation of креатива of such advertisement (humour, fear, mythology etc.) frequently result in the «vagueness of sense» of selling aids — to the size, reverse information, entropy.

Keywords: information, advertisement, MASS-MEDIA, entertaining advertisement, creative, entropy.

ОДНОЙ ИЗ важных составляющих современной медийной сферы является реклама. По Федеральному закону «О рекламе» — это «информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке» [1]. И этот особый вид информации, распространяемый СМИ, представляет собой эффективное средство массовой коммуникации между производителями товаров и услуг и их потребителями.

С точки зрения экономики СМИ публикация рекламы, являясь одним из существенных ресурсов медиа-производства, занимает ведущее место в приходной части финансового баланса периодической печати — до 80% от выручки за продажу информационного продукта (доход от рекламы на телевидении составляет

100%). И является одним из видов редакционного менеджмента как «управляющего воздействия на привлечение средств рекламодателей с целью укрепления и развития финансовой базы» редакции СМИ [2. С. 134].

В принципе, рекламный менеджмент служит достижению главной цели — быстрой и выгодной продаже товаров. При этом одновременно решаются три задачи рекламы (суть которой определена отмеченным законом): аттрактивная — привлечь внимание потенциальных потребителей к фирме или ее товарам и услугам; доверительно-имиджевая — вызвать положительное отношение к фирме или ее товарам и услугам; аргу-ментационно-гарантийная — доказать, привести убедительные аргументы и гарантии в пользу выбора потребителем именно этих товаров и услуг [3. С. 35]. Решаются они на реализации пяти элементов так называемой «рекламной пирамиды» публикуемых рекламных объявлений: называние, ознакомление, убеждение, желание, действие (покупка товара или услуги) [2. С. 136].

Помимо отмеченных коммуникативной и экономической функций, в теории рекламы отмечаются также ее социальная (направленная на стандартизацию повседневного быта людей, являющуюся следствием рекламной деятельности и создаваемых ей массового спроса и массового же производства); идеологическая — т.е. внедрение в общество определенной идеологии, соответствующей интересам влиятельной социальной группы, создание некоего эталона образа жизни, к которому, судя по рекламным сообщениям, априори должен стремиться каждый человек, брендо-создающая и имиджеобразующая [4. С. 20].

И если в период становления товарного производства роль рекламы в СМИ сводилась к простому информированию о товарах и услугах, на переходе общества из постиндустриальной в информационную фазу развития реклама становится средоточием социально-культурного знания и действия, связанного с различными модификациями в образе жизни, традициях,

привычках, интересах, установках, ориентирах людей. «При этом реклама может работать, в зависимости от идеологии и технологии ее производства и распространения, как в социальный позитив, утверждая реальные ценности ("В здоровом теле — здоровый дух!"), так и в социальный негатив, насаждая псевдоценности ("Новое поколение выбирает пепси")» [5].

В этой связи трансформируется и форма подачи рекламной информации в СМИ. Как утверждает В. Митько, управляющий партнер агентства Antimult MSK, «продуктовая эпоха в рекламе закончилась год назад после признания руководством Procter & Gamble основной проблемой своих творений их низкую креативность. Выверенный десятилетиями шаблон рекламного ролика — "Постановка проблемы — выбор продукта — механизм применения — решение проблемы — счастливый покупатель" (т.е. отмеченные грани рекламной пирамиды в интерпретации рекламистов известной фирмы. — В.Г.) — стал нуждаться в серьезной переработке. Добавляя эмоциональную составляющую в коммуникации с потребителем, рекламисты создают сейчас более персонифицированные сообщения, эксплуатирующие определенные настроения в сознании потребителя. В результате чего в начале 1990-х в рекламном мире актуальный вопрос креатива «Что сказать потребителю?» был заменен медиавопросом «Как передать сообщение?», что привело к утверждению развлекающей рекламы — сплава сообщения и формы его «доставки» потребителю» [6].

Насколько же этот маркетинговый ход рекламистов оказался более эффективным и приемлемым для потребителя — второй обязательной стороны любой коммуникации? В соответствии с теорией информации, по мнению Е.П.Прохорова, «сообщение — это еще не информация, только в соприкосновении его с потребителем появляется... информация; информацией является сработавшее в сообщении, использованное аудиторией» [7. С. 32]. Отсюда он делает вывод, что не все переданное — оказывается принятым и тем более адекватно освоенным аудиторией, информацией же будет «уменьшаемая (снимаемая) неопределенность в результате получения сообщений» [7. С. 33]. Величиной, обратной информации, является энтропия.

Представление об энтропии как величине, обрат-н ой ин формации и пони ма емой как мера хаоса, н еу-порядоченности системы, из сферы термодинамики, позднее — кибернетики, проникло сегодня и в другие системные сферы. Поскольку система — совокупность элементов и связей между ними, образующая целостность, единство, эффективность ее зависит от качества структуры связей. Есть и универсальный показатель, определяющий это качество, — энтропия, количественный показатель беспорядка, доля неполезных побочных процессов и явлений.

Так, в экологии это загрязнение окружающей среды; в музыке — дисгармония; в системе власти — коррупция; в финансовой системе — инфляция; в производстве — брак; в языке — сленг, суесловие; в информационной

системе — поток ложных, недостоверных, бесполезных сообщений, спам; в телепередачах — реклама. [8].

Энтропийные явления в СМИ, в медийных текстах приводят к существенному искажению информации. Главным показателем энтропии становится смысловая неопределенность информации. К смысловой же неопределенности ведут так называемые семантические шумы (по терминологии одного из создателей теории информации К. Шеннона), возникающие в процессе информационного взаимодействия. Как отмечает исследователь А.В. Кузнецова, «шумы — элементы формальной организации текста, препятствующие восприятию информации — искажающие ее или делающие невозможной ее рецепцию. Текстовые (семантические — по терминологии К. Шеннона. — Г.В.) шумы возникают на уровне отправителя или получателя информации и связаны со знаковой организацией текста [9].

Наиболее явно энтропийный эффект в СМИ проявляется именно в подаче рекламной информации, подготовке рекламных медиатекстов, в силу отмеченной тенденции — замены рекламным бизнесом «прямой» торговой рекламы на развлекающую, основанную на так называемом креативе. В принципе, с точки зрения теории коммуникации любой креатив — это кодирование информации потребителю перед отправкой. Сообщение должно быть передано с минимумом потерь, принято и правильно понято, т.е. декодировано. Однако креатив развлекающей рекламы создается на основе разрушения адекватной цепочки «кодирование — декодирование». В результате содержательный стержень рекламной информации смещается в сторону «смысловой неопределенности», поскольку поэтика рекламного образа в такой рекламе представляет собой элементы энтропии: эпатаж; сексуализация; юмор; страх; мифотворчество; семантические шумы; агрессивность рекламы.

Энтропийный эффект эпатажа — «скандальной выходки, поведения, нарушающего общепринятые нормы и правила» (так определяют это явление словари иностранных слов) — проявляется, скажем, в дегероизации комиссара «Молодой гвардии» Олега Кошевого и унижении классика русской литературы М.Е. Салтыкова-Щедрина — в подготовленном рекламном модуле для калининградского областного информационно-делового портала «Руград.Еи», где они представлены в роли невольных рекламных агентов. Герой-молодогвардеец произносит: «Эй! На моей улице отличный дом построили!». Писатель же радуется: «Приятно, что в честь меня названа такая прекрасная улица!».

Или — в эксплуатации образа инфернальной Мэ-рилин Монро для рекламы жевательной резинки «Дирол». Сюжет этого телевизионного ролика представлен через компьютерную анимацию. Несмотря на мультипликацию, у персонажа идеальная фигура, но. вместо лица — огромный рот, точнее, пухлые, ярко накрашенные соблазнительные губы. Сюжетная линия следующая. В некоем городе Ротвиль издается газета «Rot Stars». В ней опубликована статья «Где улыбка

актрисы МопгО:?». Звезда в депрессии: у нее пропала знаменитая улыбка. Чтобы решить проблему, она идет к специалисту в зубоаналитическую академию. Зубоа-налитик приглашает робота-капсулу «Дирол», который дает актрисе спасительную белоснежную подушечку, и МопгО расцветает в ослепительной улыбке. Ролик завершается слоганом «"Дирол" — лучший друг ртов».

Другой сюжет акцентирован на переосмыслении известного рекламного слогана «Размер имеет значение» (в сексуальном смысле — о чем речь пойдет далее) в совершенно не имеющей к этому отношения процедуре покупки телевизора (реклама торговой сети «М-Видео»), когда в рекламном видеоролике покупатель намеревается приобрести плазменный телевизор с большим экраном, а продавец предлагает ему с еще большим. Звучит, так сказать, зазывное моралите: «Чем круче товар, тем больше скидка!»

К энтропии можно отнести и до очевидного неприличия сексуализацию (некоторые исследователи более корректно называют это эротизацией) рекламы. Так, в газете «АиФ — Томск» (2014, №42) опубликована статья на полполосы, подробно и обстоятельно рекламирующая крем «Эректосил», компонент которого метилникотинат, как подчеркивается в лиде, «поможет Вам увеличить размеры полового органа», под призывным заголовком «9 из 10 мужчин считают, что размер имеет значение». Здесь, как видно, слоган предыдущего материала используется в совершенно определенном смысле.

Публикация сопровождается соответствующим снимком. Рядом с текстом помещен купон заказа крема «Эректосил». Неприличие содержания прикрывается ханжеским фиговым листом объявления: «Внимание! Вы получите почтовую посылку без названия товара, инструкция по применению будет находиться внутри. Мы гарантируем конфиденциальность».

В этом же номере федерального выпуска «АиФ» в красочном модуле откровенно рекламируются достоинства препарата под значащим названием «"ловелас" повышает уверенность в себе, усиливает сексуальную активность и желание, увеличивает энергию, силу и выносливость». На снимке изображены абсолютно счастливые Он (держа в руке упаковку БАДа) и Она. И над всем этим — недвусмысленный, торжественный лозунг «"ловелас" в постели ас!». Двусмысленность же ситуации очевидно проглядывается в телевизионном ролике, где ожившие на экране Он и Она заходят с препаратом в... лифт, откуда через некоторое время со счастливыми лицами выходят, поправляя одежду, а озвученный лозунг метафорически намекает, мол, «ловелас» — ас не только в постели.

Весьма эффективным (и часто используемым в большинстве рекламных текстов) средством создания креатива в развлекающей рекламе становится юмор. Он позволяет наилучшим образом привлечь потребителя к создаваемым образам. Его энтропийный эффект в рекламе заключается именно в намеренной неоднозначности, «неопределенности смысла» юмористического текста — «понимай, мол, как хочешь».

Показательной в этом плане является телевизионная реклама пива «Толстяк», представляющая собой серию этаких видеоанекдотов. Главный герой серии «толстячок», страстный любитель этого пива (актер МхТ А. Семчев) и постоянно попадающий в нелепые, неловкие ситуации. В рабочее время (под аккомпанемент слогана «В компании с "Толстяком" время летит незаметно») он возвращается к прерванному обильным возлиянием действу, и выясняется, что опоздал к главному: в костюме Деда Мороза пришел поздравлять коллектив с Новым годом к. 8 Марта; в костюме космонавта завернул к техникам «на пиво», а когда вышел на стартовую площадку, то увидел космический корабль. уже в воздухе. На справедливый вопрос руководства: «Ты где был?» герой Семчева с глупой похмельной улыбкой отвечает: «Пиво пил».

Элементом креатива значительного объема развлекающей рекламы является также страх. Он выражается в виде бедствия, подстерегающего наше здоровье, или несчастий, которые могут случиться в бытовом плане (поломка стиральной машины, засоры в канализационной трубе и т.д.). Олицетворением рекламных страшилок становится изображение в телевизионном ролике злобных микробов, облепивших раковину унитаза; страдающего на подушке сизого распухшего от насморка человеческого носа; бегающего по пляжу и стонущего от нестерпимого зуда пальца на ноге в «женском» обличии (причина — грибок стопы); хозяйское поведение в чужой квартире коварной тетушки Мокроты, не дающей покоя молодому человеку Боре, который простудился.

Или, наоборот, в телевизионной рекламе живые люди со скорбными лицами изображают симптомы дисбактериоза — «Диарею», «Боль», «Вздутие» (эти же слова написаны на майках персонажей сюжета), назойливо преследуя девушку, страдающую от этой болезни. А в качестве избавления от этой и подобной нечисти рекомендуются следующие немудреные сентенции: «Выкинь боль из головы», «АЦЦ. Попрощайтесь с мокротой», «Есть "Экзедорил", крем-эксперт по избавлению грибка кожи стопы», «"Отривин" — позвольте носу дышать», «"Иммунеле" — вкусно нашему иммунитету», «"Мотилиум" — запусти пищеварение» и т.д., и т.п.

Креатив развлекающей рекламы создается и с помощью мифологии. Как отмечает Л.Л. Геращенко, «реклама и миф — явления не тождественные, но сближающиеся благодаря сходным технологиям. Сегодня при создании рекламы используются мифологические технологии, благодаря которым реклама и приобретает функции мифа. В мире рекламы явления, предметы и образы существуют в виде случайной мозаики; границы между миром людей и миром вещей (предметным миром, их окружающим) становятся размытыми; в рекламном сообщении потребитель присутствует в качестве соучастника условно созданной виртуальной рекламной реальности» [10]. Благодаря этому реклама способна сохранять истинность информации при наличии в ней не существующих в реальности персонажей.

Рассмотрим это на примере рекламы в газете «Аргументы и факты». Созданный именно по такой технологии рекламный материал, выполненный в фирменном для этого издания жанре «Вопрос — ответ», регулярно (с 2013 года, см., например, «АиФ» № 28, 31, 38, 41 за 2013 год; № 27, 29, 31, 32, 37, 39, 41, 43 за 2014) публикуется под заголовком «Сын пьет! Как жить дальше?». В качестве вопроса представлена подробная душещипательная (к сожалению, типичная) исповедь некой Валентины из Курска, которая не может справиться со своим несчастьем. Знакомая рассказала ей о якобы эффективном препарате «Копринол», который помог ее мужу. Явно не существующая Валентина спрашивает: как и где можно найти это чудодейственное средство? «АиФ» в ответ любезно сообщает (на протяжении двух лет!) номер телефона и адрес учреждения, где можно приобрести «Копринол».

Как было отмечено ранее, классическим (по К. Шеннону) элементом энтропии в медиакоммуникации являются семантические шумы, создающие смысловую неопределенность. Как и в любом медиатексте, в рекламном в качестве таковых выступают грамматические, лексические, логические ошибки, причем либо сознательно используемые рекламопроизводителями для создания пресловутого креатива, либо возникающие в результате невысокой культуры рекламистов.

Ничем иным, как словоблудием, нельзя охарактеризовать содержание слогана на «Радио "Россия"» — «Прежде чем приступить к лечению, постарайся выздороветь». Или, какой глубокий смысл вкладывали создатели слогана в видеоролике «Чай 1^о!Ьеп — драгоценНность в каждой капле», написав слово «драгоценность» с тремя буквами «Н». А в тексте рекламного модуля «"Биафи-шенол" — высококачественный рыбий жир. с высоким содержанием "ОмегА"», где последнее слово стоит не в том, в каком требуется, падеже? («АиФ», 2014, №43).

Как и грамматические, лексические ошибки, создавая неверную соотнесенность с предметом речи, искажают сообщение, тем самым фактически могут дезинформировать потребителя рекламной информации. Как, скажем, должны реагировать зрители на такой телевизионный ролик, где провозглашаются «очумелые скидки на все квартиры»? А на такой, где рекламные девушки в медсестринских халатах, находящиеся в полости рта, утверждают: «Там должно быть "дирольно чисто"»? А много ли найдется желающих находиться в обществе, где «все будет кока-кола»? Или в ситуации, где не надо «тормозить», а надо зачем-то «сникерснуть»?

Подобные лексические новоделы становятся характерными для телевизионной программы на неделю, в еженедельнике «АиФ». Вместо слов и словосочетаний «документальный», «мультипликационный», «телевизионный сериал» публикуются малопонятные «доксерчик», «мултсерчик», «телесерчик». Или совсем невразумительное «докфилмеГ» «Распутин», «догфил-меГ» «Своими глазами» (ТВ-Афиша, «АиФ», 2014, №43).

Смысловая неопределенность логических ошибок в рекламном тексте не позволяет точно соотнести ска-

занное с затекстовой реальностью. Так, рекламная серия «Стройпарка» на ТВ-2 построена на нарушении логического закона противоречия. В результате возникает ошибка утверждения взаимоисключающих понятий.

На одном видеоролике слоган «Суперцены на весь май!» сопровождается текстом: «"Стройпарк" — низкие цены каждый день! Только с 1 по 31 мая! Множество товаров по низким ценам ждут Вас!». На другом под слоганом «Пусковые провода помогают в холода!» размещено объявление следующего содержания: «Уважаемые автовладельцы! С наступлением холодов все чаще возникает беспокойство о надежном запуске утром. Мы предлагаем простое, недорогое, но крайне эффективное решение по суперцене: всего за 199 рублей Вы можете приобрести пусковые провода в любом т/к "Стройпарк"». Здесь в обоих случаях обыгрывается сочетание понятий «низкая цена» и «суперцена», которые в реальности не могут соответствовать одно другому: «супер» — по определению — это товар повышенного качества, и он не может недорого стоить, как и наоборот.

Наиболее ярким и, к сожалению, действенным проявлением энтропии в рекламе СМИ является ее агрессивность. Прежде всего она проявляется в бесцеремонном вторжении в трансляцию по ТВ художественных и документальных фильмов, что давно стало общим правилом. А в последнее время рекламные вставки вклиниваются и в различные телевизионные передачи (информационные, аналитические, публицистические, познавательные, спортивные и др.). В результате целостность содержания рвется, фрагменти-руется, создается впечатление, что оно монтируется по той же самой рекламной схеме.

Во-вторых, агрессивный характер рекламы проявляется в публикации в СМИ недостоверной рекламы: т.е. такой, «в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения относительно различных характеристик, свойств, качеств товара» [1], — запрещенной Федеральным законом «О СМИ» и Российским рекламным кодексом. Особенно это недопустимо в случаях рекламирования лечебных препаратов и приборов.

Поразительной в этом плане по цинизму представляется трансляция программы «Право знать» (ТВЦ, выпуск от 12 окт. 2014 г.), в которой речь шла о многочисленных пострадавших от рекламы, в частности от средств для похудения. Во время показа проблемы сама программа не раз прерывалась рекламными блоками, в которых демонстрировались именно препараты для снижения веса.

Свою лепту в распространение недостоверной рекламы внесли и известные в творческой среде люди, которые своим авторитетом (умышленно или неосознанно) только усилили ее энтропийный эффект. Так, актриса Л. Федосеева-Шукшина рекламировала на ТВ китайский оздоровительный комплекс, якобы помогающий от разных болезней. Но последствия были печальны: одна из потребительниц скончалась, другие получили отравление. У еще одной популярной актрисы Г. Польских был печальный опыт популяризации все

тех же таблеток для похудения, которые отрицательно влияли на работу сердца. Безусловно, запомнились телезрителям видеоролики с участием В. Кикабидзе и л. Куравлева, в которых они рекламировали циркониевые браслеты «от гипертонии». Как и реклама с участием л. Дурова и И. Кириллова, где один ратовал за БАД для «лучшей работы мозга», а второй — за винные капсулы, якобы помогающие сердечникам.

Итак, современная реклама в СМИ, как элемент энтропии, превратилась в грозного, всесильного «монстра», плохо поддающегося правовому и этическому регулированию, но существенно влияющего на образ жизни общества. В рекламном бизнесе задействованы значительные творческие силы и финансовые ресурсы.

Ну, а что же потребитель рекламы, ради которого крутится этот огромный рекламный маховик? Опрос Фонда «Общественное мнение», проводившийся летом 2014 года в 43 регионах РФ, показал, что наши граждане негативно относятся к рекламе на телевидении. Только 16% опрошенных смотрят рекламные ролики со звуком, 42% переключаются на другой канал, 28% отвлекаются от телевизора на другие дела, 6% во время рекламной паузы выключают звук и 2% выключают телевизор.

Среди товаров, которые, по мнению опрошенных, не должны рекламироваться по ТВ, первую четверку составили средства личной гигиены (женские прокладки, туалетная бумага и пр.) — 19%; алкогольные напитки — 15%; табачная продукция — 11%; лекарства — 10%.

Самым удручающим для рекламного бизнеса оказались результаты эффективности продаж с помощью рекламы: 64% опрошенных утверждали, что не пользуются услугами и не покупают рекламируемые товары; и только 11% граждан поддаются рекламным уловкам и покупают знакомые благодаря телевизору товары. [11].

Так, может быть, стоп, такая реклама! И в самом деле — «тормозни да сникерсни», как ты это себе представляешь, или «вливайся» до умопомрачения пресловутой «кока-колой», которой «будет все»!

Дай, как сказал другой классик литературы, ответ? Не дает ответа.

Литература

1. Федеральный закон «О рекламе» // Российская газета. 2006. № 4017 от 15 марта.

2. Юрков А.А. Основы редакционного менеджмента в периодической печати. СПб. : СПбГУ, 2005. 151 с.

3. Бороноева Т.А. Современный рекламный менеджмент. М. : Аспект Пресс, 2003. 141 с.

4. Медведева Е.В. Основы рекламоведения. М. : Логос, 2004. 229 с.

5. Сывороткина Н.М. Рекламная коммуникация в социально-культурном измерении: региональный аспект. Саранск, 2006. 190 с.

6. Митько В. Сила негатива // Ведомости. 2007, № 6 (47).

7. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М. : Аспект Пресс, 2009. 368 с.

8. Колодиев М. Энтропия — количественный показатель беспорядка // Советская Россия. 2004. №123 (12594), от 23 сент.

9. Кузнецова А.В. Проблемы информации и энтропии в медиатексте: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Ростов-на-Дону, 2012. 25 с.

10. Геращенко Л.Л. Реклама как миф : автореф. дис. ... д-ра филос. наук : 24.00.01. М., 2006. 39 с.

11. Самохвалова В. Большинство россиян раздражает реклама на телевидении // Известия, 2014, от 24 июля.

УДК 070

Г.В. Кручевская

Томский государственный университет

Профессиональные ценности журналистики в сфере политической коммуникации

В статье рассматриваются приемы использования возможностей журналистики в политических коммуникациях, воздействия на журналистов.

Ключевые слова: журналистика, политические коммуникации, профессиональные ценности.

The article discusses the use of techniques of journalism opportunities in political communication, the impact on journalists.

Keywords: journalism, political communication, professional values.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА, одна из важнейших в журналистике, имеет свои особенности, и хотя журналист должен быть профессионалом при работе над любой темой, политическая сфера требует от него не только традиционных профессиональных компетенций, но и особой ответственности. В век развитых информационных технологий, медиатизации политики, когда в современном информационном обществе исследователи фиксируют развитие медиакратии — власти СМИ и через СМИ, «слияние

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.