Секция «Фундаментальные и прикладные проблемы гуманитарных наук»
оптимизацию клиентской базы. Если компания поставила перед собой задачу выстроить такие отношения с клиентами, которые были бы выгодны и ей и клиентам, то ей предстоит проделать большой путь, начиная от оптимизации формирования и ведения клиентской базы и до принятия конкретных решений в об-
ласти корректировки политики построения эффективных взаимоотношений с потенциальными или целевыми клиентами.
© Куропатина Е. М., 2013
УДК 659.1
А. А. Кучер Научный руководитель - С. В. Стрельникова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
РЕКЛАМА И РЕЛИГИЯ. ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Рассмотрены вопросы взаимодействия рекламы и религии. Рассмотрены причины наиболее острых проблем в этой области. Представлено отношение общества к использованию религиозных символов в рекламе.
На протяжении многих столетий религия для человека является основополагающей силой. Мотивы и символы различных конфессий плотно закрепились в сознании человека. И не удивительно, что именно религиозную символику стали использовать в рекламных сообщениях.
Реклама - это, прежде всего форма коммуникации, которая становится средством социально-психологического воздействия; это один из тех коммуникативных механизмов, которые формируют ценностные ориентации в обществе. Начало использования религиозных сюжетов и образов в рекламе связано с доверием народных масс к этим мотивам, которые являются брендами на протяжении многих веков и вызывают положительные эмоции у последователей культа.
В основной массе используются именно христианские образы. Мотивы ислама и буддизма не получили широкого распространения, так как буддизм, к примеру, не столь распространён, а по канонам Ислама не разрешается изображать вообще хоть что-нибудь из живого мира, включая пророка Мухаммеда.
Отношение общества к использованию религиозных символов в рекламе неоднозначно.
Так, с позиции рекламодателей и рекламопроизво-дителей использование символики позволяет более эффективно воздействовать на потребителя, так как в процессе рекламной коммуникации существует возможность влияния на сознание человека, который находится под воздействием символа, но при этом не может контролировать свои психологические установки. При этом визуальный религиозный символ формирует отношение человека к тому или иному товару, и, шире, к общественным ценностям и моделям.
Позицию Русской Православной церкви в отношении рекламы на встрече со студентами СибГАУ осветил митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеймон. Он назвал её делом не богоугодным, и именно с таких позиций ведутся отношения рекламы и религии. Отражение аналогичного подхода можно увидеть и в православных Интернет-изданиях, где реклама представляется не больше и не меньше - в
виде инструмента Сатаны: «Блуд - страшный, смертный грех. Но если в человеке есть склонность к нему, реклама поддакнет: она изобразит этот грех как можно соблазнительнее, она порекомендует и средство, скажем, какой-нибудь дезодорант или бритвенный станок, даже неважно что, но нечто такое... Что, приобщившись к этому, ты допущен будешь в мир, где твое тщеславие, сладострастие, сластолюбие, чревоугодие не то что оправдаются, но даже встретят восторг» [2].
Тем не менее, не смотря на столь отрицательное отношение к рекламе, церковный институт в своей деятельности прибегает к использованию рекламы. Так, рекламные объявления размещаются во многих популярных российских религиозных изданих: «Московский Церковный вестник» - газета Московского Патриархата, православная народная газета «Русь Державная», «Православная Москва», журнал «Русский Дом», православное обозрение «Радонеж», «Правило веры» - петербургская народная православная газета во славу Святителя Николая, «Ислам Мин-баре» («Трибуна ислама») - общероссийская газета Духовного управления мусульман Европейской части России, «Иман» - газета религиозного общества мусульман Вологды и многие другие [3].
Почему же церковь, относясь негативно к рекламе, сама прибегает к ее услугам. Можно выделить несколько моментов:
во-первых, в условиях рыночных отношений практически все религиозные печатные издания сталкиваются с проблемой финансирования. Для многих на сегодняшний день одним из основных источников дохода становится реклама. Чаще всего реклама в религиозной прессе имеет свою специфику, она тесно связана с религиозной тематикой и обращена к верующим.
во-вторых, современное российское общество неоднородно по своему составу. Оно разделено не столько по национальностям, языковой принадлежности или вероисповеданию, сколько на богатых и бедных, что гораздо болезненней для общества. Духовная поддержка, пробуждение в людях интереса к религии,
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
к культурным традициям своего народа - одна из важнейших функций рекламных объявлений в клерикальной прессе. Огромную роль в этом играет рекламная информация о паломнических поездках, которую регулярно публикуют практически все православные и мусульманские издания [3].
Широкая общественность в лице отдельных физических лиц и/или организаций, представляющих интересы определенного круга лиц могут бороться и борются за этичность рекламы с использованием религиозных образов. Так, на основе заявления, комиссия экспертов Федеральной Антимонопольной Службы РФ принимает решение о соответствии рекламы законодательству (Законом РФ «О рекламе» ст. 5. гл. 1. предусмотрены определенные ограничения на рекламу с использованием религиозной символики). При доказательстве нарушений реклама снимается с эфира, а рекламодатель наказывается согласно Федеральному закону о рекламе РФ [1].
До сих пор многие моменты в государственном регулировании этой деятельности остаются спорными, так Председатель думского комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов считает, что для регулирования отрасли достаточно существующих законодательных норм. Депутат пообещал, что профильный комитет обязательно рассмотрит все предложения по улучшению законопроекта. Их оценит и комитет по конституционному законодательству [4].
Поддерживает запрет на использование религиозных образов профессор Московской духовной академии Андрей Кураев. По его мнению, недопустимо использовать сакральные символы в коммерческих целях. Священник предлагает креативить в других направлениях. Законопроект предусматривает тюремные сроки за оскорбление чувств верующих и осквернение святынь. Оскорбление религиозных убеждений
и чувств грозит 3 годами лишения свободы, штрафом до 300 тыс. руб. или обязательными работами до 200 часов. За осквернение объектов и предметов почитания, разрушение таких предметов предполагается штраф до 500 тысяч рублей, или обязательные работы до 400 часов, или лишение свободы до пяти лет [4].
Реклама и религия на сегодняшний день имеют довольно не определённое отношения. Для рекламистов религия - удобный набор узнаваемых символов, который уже заслужили определённый уровень доверия в обществе, потому использование этих символов можно считать довольно выгодным. При использовании подобных символов необходимо проявлять особую осторожность, так как даже незначительная ошибка может вызвать протесты в кругах верующих.
С точки зрения церковников реклама пристаёт в виде «орудия Сатаны», но даже они не могут игнорировать её роль в жизни современного общества, и используют этот информационный канал для решения проблем церкви.
Библиографические ссылки
1. О рекламе : федер. закон от 13.03.2006 № 38-Ф3.
2. Агапова Н. Про сомнительную этичность в рекламе [Электронный ресурс]. URL: http:// www. adme. ru/column/natalya-agapova-pro-somnitelnuyu -etichnost-v-reklame-6411/.
3. Раков А. Реклама в религиозных СМИ // Православная и мусульманская пресса [Электронный ресурс]. URL: http://www.library.pravpiter.ru/book_ 7/12.htm.
4. Госдума отделит рекламу от религии [Электронный ресурс]. URL: http://www.sostav.ru/ news/2012/10/05/gosduma_religiya/.
© Кучер А. А., 2013
УДК 316.77
К. В. Левко Научный руководитель - А.В. Михайлов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА АВТОМОБИЛЬНОГО КОНЦЕРНА VOLVO
На мировом автомобильном рынке наблюдается снижение эффективности применения традиционных средств брендинга. В связи с этим топ-менеджмент Volvo Cars Russia проводит активную политику через новый, но эффективный канал коммуникации - социальные сети. Использование наиболее популярных ресурсов дает возможность выявить отношение целевых аудиторий к бренду, узнать о существующих проблемах и поддерживать обратную связь.
Мировая статистика наглядно демонстрирует серьезные изменения в тенденциях продаж автомобилей. Так, в феврале 2013 года значительно сократились четыре из пяти крупнейших авторынков Европы. Наибольшее падение отмечено в Италии - 17 %. Продажи машин в Германии упали на 11 %. Испанский авторынок «просел» на 9,8 %, продажи в Великобритании сократились на 7,9 % [1].
Вполне вероятно, что одной из причин резкого падения рынка является тот факт, что покупатель перестал ориентироваться только на технические характеристики автомобиля, его безопасность и экономичность. В период кризиса перепроизводства однотипных товаров индивидуализация стала одной из самых важных потребностей для человека. Из-за этого стремления проблемы начали испытывать автомо-