Научная статья на тему 'Элементы культуры в рекламе'

Элементы культуры в рекламе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
643
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Попова М.Е., Непомнящий Л.А.

Данная статья посвящена теме влияния вопросов этики и ментальности на содержание рекламы. Реклама это элемент духовной культуры. Влияние рекламы сказывается не только на сфере потребительского рынка, но и на политической и культурной жизни общества, на употреблении русского языка и опосредованно на развитии его системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Элементы культуры в рекламе»

Секция «Фундаментальнее и прикладньш проблемы культурологии»

ятие, на их быт и уклад жизни. В этом смысле конфуцианство не уступает не одной из великих религий мира, а кое в чем и превосходит их.

Конфуцианство заметно окрасило в свои тона всю национальную культуру Китая, национальный характер его населения. Оно сумело стать, во всяком случае, для «старого Китая» незаменимым.

Конфуцианская концепция самодисциплины и управления - будь то семьей или государством -составляет основу политической философии новых индустриальных государств. Конфуцианство регулирует взаимоотношения в иерархически ориентированном обществе. Из пяти определяемых им основных видов человеческих отношений (между монархом и подданным, отцом и сыном, мужем и женой, старшим и младшим, братьями и друзьями) четыре структурированы иерархически и для каждого из них имеются четкие поведенческие предписания. Цель жесткой иерархии отношений - обеспе-

чить гармоничный коллективный порядок в обществе, избежать конфликтов. Столь широко распространенный сегодня в Восточной Азии акцент на гармоничную общественную жизнь является прямым следствием того значения, которое придает конфуцианство иерархии.

Особую актуальность современному конфуцианству придает принцип «хэ», означающий «гармонию и единство», который может помочь обществу избежать катастроф и столкновений в XXI веке, усовершенствовать «конфуцианский социализм», адаптироваться к другим цивилизациям, не допустить возможных с ними столкновений. Современное конфуцианство, приспосабливаясь к существующим реалиям, становится толерантным, оптимально соответствует принципам культурного плюрализма.

© Позднякова А. К., Сандалова А. А., Виноградова А. И., 2010

УДК 659.1.01

М. Е. Попова Научный руководитель - Л. А. Непомнящий Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ЭЛЕМЕНТЫ КУЛЬТУРЫ В РЕКЛАМЕ

Данная статья посвящена теме влияния вопросов этики и ментальности на содержание рекламы. Реклама - это элемент духовной культуры. Влияние рекламы сказывается не только на сфере потребительского рынка, но и на политической и культурной жизни общества, на употреблении русского языка и - опосредованно - на развитии его системы.

Российская реклама представляет собой развивающуюся сферу деятельности. Русская реклама прошла достаточно долгий и в то же время насыщенный путь исторического развития. Был накоплен огромный багаж рекламных знаний, опыта и традиций. Многие рекламные образцы дореволюционного периода представляют сегодня не только рекламную, но историческую и культурологическую ценности.

Ментальность, конечно, является элементом культуры. Но насколько рекламисты и рекламопро-изводители учитывают непосредственно русскую ментальность при создании очередных роликов? Ментальность - это популярный психологический термин на Западе, говорящий о разнице восприятия между людьми разных политических систем, их оценок и взглядов, обусловленных образом жизни, воспитанием, образованием, культурой. Учитывается при подготовке рекламных обращений и аргументов для потребителей рынков [1].

Несомненно, необходимо принимать во внимание менталитет страны, если планируется запустить к показу иностранный ролик. Однако, иногда явное несоответствие «зарубежного» ролика обычаям и традициям другой страны может пойти на пользу. Например, имиджевая реклама какого-либо автомобильного концерна, призванная создать положительный облик у целевой аудитории, может резко

выделяться на фоне остальных рекламных роликов именно своим несоответствием ментальности. Это может позволить сформировать у потребителя чувство оригинальности, избранности рекламируемой марки или бренда, как раз ее «иностранности».

Реклама может быть разной: с юмором или без него, вызывать, наоборот, чувство страха. И тут речь заходит об этике рекламы.

Но этичность - понятие в достаточной мере субъективное. Для кого-то выражения из полуненормативной лексики - норма. Но, бесспорно, скорее запомнится шокирующая реклама, даже если предлагаемый товар не является потребностью потребителя. Этим и пользуются предприимчивые рекламисты, делая это, впрочем, вполне профессионально.

Этику рекламы можно определить как все положительное или правильное в процессе осуществления рекламной функции. Этичной называется деятельность, соответствующая не только законодательству, но и моральным принципам [2].

Часто в рекламе обращается внимание на игру слов, вызывающую ассоциации с чем-нибудь неэтичным. Можно вспомнить хотя бы щитовую рекламу бара «Самогон»: заголовок «Вы уху ели?» вызвал в городе Красноярске огромное количество споров и рассуждений на тему этичности данной надписи. В итоге, реклама была признана неэтич-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

ной, но нельзя не признать, что поток посетителей бара после проведения столь яркой и запоминающейся рекламной кампании увеличился в несколько раз. Получается, что в борьбе за клиентов все средства хороши. Несмотря на то, что рекламу обсуждали многие и, опять же, многие решили посетить данный бар, у большого количества потребителей сформировался крайне негативный образ бара - в погоне за выручкой администрация заведения готова даже на крайние меры вроде использования «полубранных» слов.

Проблемы, возникающие у рекламистов, связаны с общим кризисом русского языка - проникновением ненормативной (просторечной и даже матерной) лексики в области, традиционные для литературного языка, а также с засильем в русской речи иностранных слов. Например, такие гибриды - неологизмы («свежепридуманное» слово) в слогане «Не тормози! Сникерсни!» или еще новее: «Заиксуй!» Хорошим примером вышесказанного может служить ударная фраза «Полный писец!» в радиорекламе одного из рынков. Если проверять эту фразу по нормативным словарям, то никаких нареканий составляющие ее слова не вызовут. Однако всякий русский человек сразу скажет, что фраза эта неприличная: нашему языковому сознанию достаточно намека на непристойное выражение, которое заменяет эта фраза. Раз содержание этически неприемлемо, то даже эвфемистическая, завуалированная его форма оскорбляет общественную нравственность.

Вопрос этики все же остается открытым. Конечно, неэтичная реклама всегда будет вызывать споры хотя бы потому, что четких правил нет. Но клиент

должен сам решать, каким он идет путем, и какие будут последствия в результате этих рискованных шагов вроде эпатажа или скандальности.

Между прочим, кроме эпатажа, есть много других эффективных рекламных ходов: сейчас креатив шагнул далеко вперед, и каждое агентство пытается быть оригинальным и лучшим, поскольку борьбу за клиента еще никто не отменял.

Этика в рекламе - серьезная проблема, поскольку реклама - массовая коммуникация, и любое обращение рекламиста так или иначе, но влияет на общество.

Итак, можно сделать вывод, что этика в рекламе -понятие весьма относительное. Ради достижения целей рекламы, то есть - продвижении товара на рынке и получения прибыли, рекламодатели и рек-ламопроизводители зачастую не руководствуются нормами морали и этики, а стараются привлечь к себе внимание максимально быстро и незатратно. Кроме того, не всегда, хоть и часто, не учитывается менталитет определенной страны либо района, что может приводить к снижению эффективности рекламы, непониманию непосредственно ролика и, как следствие, к формированию негативного отношения к фирме или товару - объекту рекламирования.

Библиографические ссылки

1. Глоссарий : реклама. URL: http://spbadv. spb.ru/golosarry_item_156.html.

2. Пегги X Ханнингем. URL: http://www .verona-models.ru/articles/files/etika.php.

© Попова М. Е., Непомнящий Л. А., 2010

УДК 004.93

Ю. С. Расторгуева Научный руководитель - С. Ю. Пискорская Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ТЕХНОЛОГИИ ТРЕХМЕРНОЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ДИЗАЙНЕ И АРХИТЕКТУРЕ

Дана общая характеристика определению «трехмерная визуализация». Показана сфера применения данного вида технологии. Рассмотрены основные программные продукты, с помощью которых, можно с легкостью создавать трехмерные объекты в дизайне и архитектуре.

Плоды технической фантазии всегда стремились вылиться на бумагу, а затем и воплотиться в жизнь. Если раньше, представить то, как будет выглядеть дом или интерьер комнаты мы могли лишь по чертежу или рисунку, то с появлением компьютерного трехмерного моделирования стало возможным создать объемное изображение спроектированного сооружения. Оно отличается фотографической точностью и позволяет лучше представить себе, как будет выглядеть проект, воплощенный в жизни, внести определенные коррективы. Трехмерная визуализация обычно производит гораздо большее впечатление, чем все остальные способы презентации будущего проекта. Передо-

вые технологии позволяют добиваться потрясающих результатов.

Трехмерная графика (3D, 3 Dimensions, русск. 3 измерения) - раздел компьютерной графики, совокупность приемов и инструментов (как программных, так и аппаратных), предназначенных для изображения объемных объектов. Больше всего применяется для создания изображений на плоскости экрана или листа печатной продукции в архитектурной визуализации, кинематографе, телевидении, компьютерных играх, печатной продукции, а также в науке и промышленности [3].

Трехмерное изображение на плоскости отличается от двумерного тем, что включает построение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.