Научная статья на тему 'Российское законодательство в области коммуникации'

Российское законодательство в области коммуникации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
507
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Коммуникология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / ЮРИДИЧЕСКАЯ НОРМА / LEGAL RULE / ЗАКОН / LAW / PUBLIC RELATIONS / РЕКЛАМА / ADVERTISING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ильин А.С.

Автор акцентирует внимание на правовых вопросах управления коммуникациями. Процесс управления предусматривает взаимодействие между людьми и организациями, для чего специалисты выстраивают каналы коммуникации с ключевыми и целевыми аудиториями, а затем наполняют их сообщениями. В этом процессе нельзя пренебрегать юридическими нормами, принятыми в обществе. Краткий обзор базовых законов РФ позволит специалистам по коммуникациям избежать ошибок в своей деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian legislation in the field of communication

The author focuses on the legal issues management communications. The management process involves the interaction between people and organizations, for which specialists are building channels of communication with key and target audiences, and then fill their messages. In this process cannot be neglected legal norms accepted in the society. A brief overview of the basic laws of the Russian Federation allows communications professionals to avoid errors in its activities

Текст научной работы на тему «Российское законодательство в области коммуникации»

■ ■ ■ РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ОБЛАСТИ КОММУНИКАЦИИ

Автор: ИЛЬИН А.С.

ИЛЬИН Анатолий Семенович - кандидат исторических наук, доцент кафедры Управления персоналом Красноярского государственного аграрного университета.

Россия, 660049, г. Красноярск, пр. Мира 90, телефон/факс: +7(391) 2273609. Е-mail: a_Ilyn@mail.ru.

Аннотация: автор акцентирует внимание на правовых вопросах управления коммуникациями. Процесс управления предусматривает взаимодействие между людьми и организациями, для чего специалисты выстраивают каналы коммуникации с ключевыми и целевыми аудиториями, а затем наполняют их сообщениями. В этом процессе нельзя пренебрегать юридическими нормами, принятыми в обществе. Краткий обзор базовых законов РФ позволит специалистам по коммуникациям избежать ошибок в своей деятельности.

Ключевые слова: коммуникация, юридическая норма, закон, Public relations, реклама.

Сегодня в общественном мнении формируется негативный образ специалиста по коммуникациям. Так, участник проекта «Интернет против телевидения» О. Пономарев считает «пиар» индустрией обмана и клеветы с красивым названием. По его мнению, PR-агентства занимаются перекладыванием проблем с больных голов на здоровые при помощи изобретения правдоподобных версий в пользу тех, кто оплатил их услуги. Поэтому «пиар» может быть только черным [1].

Между тем, «черного пиара» не существует. Это термин придумали журналисты в 1998 году после первых грязных выборов депутатов в законодательное собрание Санкт-Петербурга. Как правило, за этим термином скрываются клевета, оскорбление, нарушение неприкосновенности частной жизни, воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий, а также другие преступления. Все подобные деяния перечислены в Уголовном кодексе РФ с рейтингом наказаний. Для сохранения собственного достоинства и доверия общества специалисту по управлению коммуникациями надо знать юридические нормы своей профессии.

В России нет специального закона, регулирующего деятельность по выстраиванию и поддержанию коммуникаций. Эта деятельность попадает под юрисдикцию нескольких законов, а они базируются на Конституции Российской Федерации.

Даже беглое знакомство с текстом преамбулы Конституции указывает на то, что ее подготовил специалист по коммуникациям. В ней говориться: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации». В этом фрагменте текста учтены все требования к миссии организации.

Во второй главе Конституции сформулированы права и свободы гражданина. В том числе, каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый гражданин имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этих прав допускается только на основании судебного решения.

Поэтому сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Все должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

Статья 29 гарантирует свободу мысли и слова. Не допускаются только пропаганда и агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Также запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Более того, никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Гарантируется свобода массовой информации, а цензура запрещается [2].

Гарантированные Конституцией ценности охраняются законами. Специалисту по коммуникациям надо чаще заглядывать в Уголовный кодекс Российской Федерации. Там статья 129 посвящена клевете, то есть распространению заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию. За такое

преступление предусмотрено наказание от штрафа в размере 80 тысяч рублей, до лишения свободы на трехлетний срок.

В судебной практике дела о клевете сложно довести до конца. Председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев сообщил, что в 2009 г из переданных в суд 2596 уголовных дел о клевете в 48,5% случаях вынесли оправдательные приговоры, а 40% дел закрыли в связи с отсутствием состава или события преступления. Такая же картина складывалась и в 2010, и в 2011 гг (развалилось более 90% дел). При этом к лишению свободы осудили всего 2 человека в 2009 г и одного — в 2011 году [3].

Статья 130 УК РФ посвящена оскорблению, то есть унижению чести и достоинства другого лица, выраженного в неприличной форме. В ней особо выделено оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации. Следует помнить, что оскорбление наказывается штрафом в размере до 80 тыс. рублей или исправительными работами на срок до одного года. Так, Московский суд удовлетворил иск телеведущей Оксаны Пушкиной к одной из газет. Поводом для суда стала статья с заголовком «У Оксаны Пушкиной изуродовано лицо» и подзаголовком «У телезвезды тот же недуг, что у Виктора Ющенко». Фотография под статьей оказалась поддельной. С помощью фотомонтажа лицо журналистки покрыли оспой. Адвокаты доказали, что в статье присутствовали явные преувеличения. Суд решил, что редакция «Экспресс-газеты» должна выплатить потерпевшей 10 тыс. рублей [4].

Глава 19 УК РФ посвящена преступлениям против конституционных прав и свобод человека и гражданина. Статья 136 направлена против нарушения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам. Такие действия наказываются штрафом в размере от 200 тыс. рублей до лишения свободы на пятилетний срок.

Так, в сентябре 2008 г. Никулинский суд Москвы обязал лидера ЛДПР, вице-спикера Госдумы Владимира Жириновский выплатить 30 тыс. рублей за оскорбление члена ДПР Николая Гоцы. Он обвинил Жириновского в том, что в ходе предвыборных теледебатов тот ругал его нецензурными словами и вместе со своими охранниками пытался вытолкать из студии канала «Звезда», чем нарушил его политические права [5].

Статья 137 карает за нарушение неприкосновенности частной жизни. Таким нарушением считается незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведе-

нии или средствах массовой информации. За это нарушение наказывают штрафом в размере от 200 тыс. рублей, до лишения права занимать определенные должности на срок до 5 лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев.

Например, в январе 2013 г гражданин С. разместил в сети Интернет фотографию гражданки Р., которая являлась частью ее частной жизни и личной тайной. Затем в июне 2013 г гражданин С. направил фотографии с изображением гражданки Р. по месту ее работы руководству УМВД России по Брянской области. В январе 2014 г уголовное дело по обвинению С. прекратили по амнистии. Однако гражданка Р. испытывала унижение, раздражение, стыд, дискомфортное состояние, связанные с ухудшением отношений на работе, в семье, с ограничением выбора профессии, крушением карьеры и другими психологическими переживаниями. Она просила суд взыскать с ответчика компенсацию морального вреда и судебные расходы. 9 июля 2014 г Советский районный суд Брянска взыскал с С. в пользу Р. компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей, и судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 7 000 рублей [6].

Кроме того, статья 138 наказывает за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений штрафом в размере до 80 тыс. рублей, либо арестом на срок от 2 до 4 месяцев.

Однажды дама из Орловской области, унесла из дома своей приятельницы ее мобильный телефон. Как позднее она объяснила свой поступок в суде, чтобы «прочитать эсэмэски и пролить свет» на взаимоотношения двух своих знакомых. Мировой судья Малоархангельского района Орловской области признал ее виновной в нарушении тайны чужой переписки и приговорил к штрафу в 6 тыс. рублей [7].

Относительно недавно в Уголовном кодексе появилась глава 28, посвященная преступлениям в сфере компьютерной информации. Статья 272 запрещает неправомерный доступ к компьютерной информации. Если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, или их сети, то следует наказание штрафом в размере до 200 тысяч рублей или лишением свободы на срок до 5 лет [8].

По данным Главного информационного центра МВД России, в 2004 г было совершено 13723 компьютерных правонарушений, что почти в два раза больше по сравнению с 2003 годом (7053). Среди них преобладали неправомерный доступ к компьютерной информации (8002), причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (2892), изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт (1616) и создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ или машинных носителей с такими программами (1079) [9].

Настольным документом для специалиста по коммуникациям должен стать закон РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года, который устанавливает правила информационного процесса, а также определяет права и обязанности всех его участников.

Некоторые новостные сайты не считают себя средствами массовой информации. Между тем, в статье 23 законодатели уточнили, что на информационные агентства одновременно распространяются статус редакции, издателя, распространителя и правовой режим средства массовой информации. Бюллетень, вестник, иное издание или программа с постоянным названием, учреждаемые информационным агентством, регистрируются в порядке, установленном законом.

Правила регистрации регламентированы в статье №24. Там говорится, что правила для периодических печатных изданий также применяются и в отношении периодического распространения текстов, если их тираж 1 тыс. и более экземпляров. В том числе созданных с помощью компьютеров и (или) хранящихся в их банках и базах данных, а равно в отношении иных средств массовой информации, продукция которых распространяется в виде печатных сообщений, материалов и изображений.

Эти правила не распространяются на газеты некоммерческих организаций с тиражом в 300-500 экземпляров, которых вполне хватает для их работы. Однако встречаются и недобросовестные издатели, которые фиктивно заявляют тираж в 999 экземпляров, чтобы не регистрировать свое издание. Такие случаи отмечаются во время избирательных кампаний.

Глава 3 устанавливает порядок распространения массовой информации. В статье 25 указано, что не допускается воспрепятствование осуществляемому на законном основании распространению продукции средств массовой информации со стороны граждан, объединений граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций и государственных органов.

Распространение продукции средства массовой информации считается коммерческим, если за нее взимается плата. Продукция, предназначенная для некоммерческого распространения, должна иметь пометку «Бесплатно» и не может быть предметом коммерческого распространения. Причем демонстрация видеозаписей программ в жилых помещениях, а равно снятие единичных копий с них, если при этом не взимается плата прямо или косвенно, не считается распространением продукции средства массовой информации.

Не понесли наказания организаторы акции против типографии ИД «Крестьянин», которую 17 мая 2011 г. по решению суда закрыли на 90 дней. Сотрудники противопожарной службы во время проверки нашли там нарушения. Однако работники издания считали акцию местью за выпуск листовки кандидата на пост мэра города Шахты от КПРФ. По подсчетам генерального директора ИД «Крестьянин» Ирины Самохи-

ной материальный ущерб от приостановки работы типографии составил около 1 млн. рублей [10].

В статье 34 говориться, что в целях обеспечения доказательств, имеющих значение для разрешения споров, редакция радио и телепрограммы обязана сохранять материалы передач, вышедших в эфир в записи и фиксировать их в регистрационном журнале.

Обычные материалы передач хранятся не менее одного месяца со дня выхода в эфир. Аудио и видеозаписи программ, содержащих предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума, хранятся не менее 12 месяцев.

Статья 39 закрепляет право редакции запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.

Однако в статье 40 говориться, что журналисту могут отказать в предоставлении запрашиваемой информации, если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Уведомление об отказе вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса.

Споры журналистов с органами государственного и муниципального управления по поводу информации редко встречаются в российской судебной практике. В апреле 2009 г судья из Еврейской автономной области А.Н. Кнепман выступил на заседании пресс-клуба Союза журналистов. Он сообщил, что ему не удалось найти в практике суда ЕАО каких-либо судебных постановлений, связанных с защитой прав журналистов на получение информации, и у него таких дел не было. Для доклада он нашел информацию в Интернете, что в Оренбургской области один журналист выиграл судебный спор у мэра, отказавшегося предоставить ему информацию [11].

В свою очередь статья 41 предупреждает, что редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в тайне. Редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом.

Редакция не вправе разглашать в сообщениях сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, совершившего преступление либо подозреваемого в его совершении, а равно совершившего административное правонарушение или антиобществен-

но

ное действие, без согласия самого несовершеннолетнего и его законного представителя.

Так же редакция не вправе разглашать в сообщениях сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, признанного потерпевшим, без согласия самого несовершеннолетнего и (или) его законного представителя.

Статья 59 напоминает об уголовной, административной, дисциплинарной или иной ответственности за злоупотребление свободой массовой информации [12].

В августе 2011 г. приговором мирового судьи был осужден за клевету, содержащуюся в средствах массовой информации (ч. 2 ст. 129 УК РФ) известный журналист, учредитель газеты «Уполномочен заявить» и журнала «РгоРостов» Александр Толмачев. Как установил мировой суд, в его авторских статьях содержались «клеветнические измышления в отношении директора ООО «Центр судебных экспертиз по Южному округу»». Журналиста оштрафовали на 120 тыс. рублей. Апелляционная инстанция Ленинского районного суда Ростова-на-Дону оставила обвинительный приговор без изменения. Однако областной суд отменил приговор с формулировкой за отсутствием состава преступления [10].

Знаменитый «карикатурный скандал» 2005-2006 гг. в Европе, докатившийся и до России показал, как важно специалисту по коммуникациям знать закон РФ «О свободе совести и религиозных объединениях», который регулирует взаимоотношения граждан, религиозных организаций и государства.

В свою очередь, религия прочно связана с национальностью. Поэтому не следует забывать, что Россия многонациональная страна и находится в центре миграционных потоков. В январе 2011 г. были опубликованы данные Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Специалисты определили, что миграционный поток в Россию составил 12,5 млн. человек. Правда, российские миграционные органы говорили

0 5 млн. иностранных рабочих, которые работали в РФ, из которых лишь

1 млн. человек находился на территории страны на легальных основаниях. Список стран, из которых прибыли мигранты, возглавляет Украина, затем Узбекистан, Казахстан, Таджикистан, Азербайджан и Молдавия. Причем из Молдавии едет в Россию почти каждый пятый ее житель [13].

От столкновения разных культур возникает социальная напряженность. Весной 2014 г. Центр изучения национальных конфликтов (ЦИНК) совместно с Клубом регионов подготовил первый рейтинг межэтнической напряженности в регионах РФ. Самая напряженная межэтническая ситуация сложилась в Москве, Санкт-Петербурге, Ставропольском крае и Республике Татарстан. По данным авторов исследования, с сентября 2013 по март 2014 гг. произошло 570 «этнически мотивированных действий», проявившихся в нападениях и массовом насилии [14].

Поэтому закон запрещает воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий. Также запрещаются проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания.

Например, в октябре 2013 г министр культуры республики Алтай В. Кончев попросил прокуратуру проверить законность фотосессии, устроенной московскими и новосибирскими фотографами с обнаженной моделью в местах, священных для местного населения. В социальных сетях были опубликованы фотографии московской модели Чиры Ко-вальски, которая позировала обнаженной на фоне деревьев с ритуальными ленточками (кыйра) в Горном Алтае. Прокуратура сообщила, что против модели могут возбудить уголовное дело по статье 148 УК РФ — «совершение публичных действий, выражающих явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих». По этой статье предусмотрен штраф до 300 тыс. рублей, принудительные работы или даже лишение свободы до одного года [15]. Московская модель извинилась перед коренным жителям Горного Алтая.

Статья 16 гласит, что религиозные организации вправе проводить обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей.

На этой основе 8 июля 2011 г Русская Православная Церковь и Министерство здравоохранения и социального развития РФ заключили соглашение о сотрудничестве. Затем Минздрав разработал типовой договор о сотрудничестве, предусматривающий предоставление религиозной организации соответствующих зданий (помещений) и осуществление иной деятельности религиозной организации на территории учреждения здравоохранения [16].

Кроме того, командование воинских частей с учетом требований воинских уставов не препятствует участию военнослужащих в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях. Так, заместитель председателя синодального отдела РПЦ по взаимодействию с Вооруженными силами протоиерей Михаил Васильев сообщил, что на базе Рязанского училища открыт центр по подготовке военных священников традиционных религий народов России. Их планируют назначать на должности помощников командиров по работе с верующими военнослужащими.

Наряду со священниками РПЦ в центре будут учить служителей других верований. Он уточнил, что армейские социологи провели исследование и установили, что более 70% военнослужащих армии и флота считают себя верующими, в том числе — 80% относят себя к православным христианам, около 13% — к мусульманам, около 3% — к буддистам, 4% — к приверженцам иных верований [17].

В иных случаях публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций.

В статье 18 говориться, что для реализации своих уставных целей и задач религиозные организации имеют право создавать культурно-просветительские организации, образовательные и другие учреждения, а также учреждать средства массовой информации. Государство оказывает содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий.

В настоящее время в России существуют 150 СМИ с грифом «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской православной церкви». Официальные издания дополняют частные православные газеты и журналы, чьи тиражи составляют от 5 до 25 тыс. экземпляров. Кроме того, светская пресса активно интересуется жизнью РПЦ [18]. Мусульманские газеты и журналы издаются в Москве, Казани, Махачкале и Нижнем Новгороде. Там же сосредоточена значительная часть кадров, работающих в сфере интернет-журналистики. Пока их количество отстает от дореволюционной России [19].

Статья 26 предупреждает, что нарушение законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях влечет за собой уголовную, административную и иную ответственность [20].

В местном сообществе действуют некоммерческие организации. Сотрудничая с ними, специалист по коммуникациям должен знать основные положения закона РФ «Об общественных объединениях». Он регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение.

Право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.

Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности.

При этом деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах общедоступной. Причем включение в учредительные и программные документы общественных объединений положений о защите идей социальной справедливости не может рассматриваться как разжигание социальной розни.

Статья 24 подтверждает, что общественные объединения могут иметь флаги, эмблемы, вымпелы и другую символику. Она не должна совпадать с государственной символикой Российской Федерации и ее субъектов, а также с символикой иностранных государств. Эта символика не должна нарушать права граждан на интеллектуальную собственность, оскорблять их национальные и религиозные чувства. Она подлежит государственной регистрации и учету.

Для осуществления уставных целей общественное объединение, являющееся юридическим лицом, имеет право: свободно распространять информацию о своей деятельности; участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления; проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность; представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях; осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях; выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти; участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

С января 2006 года законодатели обязали общественные объединения информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, о целях их расходования или использования в сроки, установленные Правительством РФ.

Затем 20 ноября 2012 г вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента».

По этому поводу Комитет гражданских инициатив (КГИ), возглавляемый Алексеем Кудриным, распространил заявление. В нем говорилось, что неопределенность понятия «политическая деятельность» привела к тому, что ее признаки нашли «в защите прав граждан (Мемориал), в проведении семинаров (Московская школа политических исследований), в организации круглых столов (Костромской центр поддержки общественных

инициатив), в научных исследованиях (Ассоциация независимых центров экономического анализа), в социологических опросах (Левада-Центр)». Закон ударил даже по организациям, занятым помощью больным и защитой диких журавлей. В России действует свыше 230 тысяч НКО, из них несколько десятков тысяч организаций получают деньги из-за границы. Однако большая часть из них не занимается политикой.

За отказ регистрироваться иностранным агентом первой оштрафовали ассоциацию «Голос», которая занимается мониторингом нарушений на выборах. В то же время Амурский экологический клуб «Улукит-кан» первым из российских НКО выиграл дело в суде по итогам прокурорских проверок [21].

Это пример того, что государственные органы, общественные объединения и отдельные граждане несут равную ответственность за соблюдение законов об отдельных видах общественных объединений [22].

Часть коммуникативной деятельности регулирует законодательство о рекламе. По инициативе Государственного антимонопольного комитета РФ был разработан и с 25 июля 1995 года вступил в действие закон «О рекламе». За десятилетие в стране не только сложился рекламный рынок, но и накопились проблемы, вступавшие в противоречие с нормами закона. Тогда законодатели принялись за разработку нового закона. Эта работа сопровождалась бурной общественной дискуссией. Зампред комитета Госдумы по экономической политике Владимир Мединский сообщил, что поступило 500 поправок к тексту, при этом комитет отклонил лишь 149 из них [23].

Тон в этой дискуссии задавали профессиональные сообщества. По мнению Президента российского отделения Международной рекламной ассоциации Бориса Еремина, реклама не должна лгать, все остальное касается экономики, а вопросы этичности надо отдать на саморегулирование. Однако он признал, что новый закон нужен, поскольку старый был значительно хуже [24].

Президент Ассоциации коммуникационных агентств России Игорь Янковский тоже одобрил новую редакцию закона. Но вслед за своими европейскими коллегами он считал, что надо говорить не столько о рекламе, сколько о маркетинговых коммуникациях и рынке коммуникационных услуг По его мнению, рекламные агентства занимаются обменом сообщениями, содержащими информацию о товаре, между товаропроизводителем и целевой аудиторией [25].

Тем не менее, 22 февраля 2006 г большинством голосов Госдума одобрила новую редакцию закона «О рекламе». В нем уточнили ряд понятий, в том числе «реклама». Теперь это «информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или

поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке». Та реклама, которая не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, признана ненадлежащей.

После внесения поправок в статью 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ненадлежащая реклама стала дорогим удовольствием. С января 2006 года штрафы за нарушение законодательства о рекламе повысились в десять раз. За ненадлежащую рекламу или отказ от контррекламы с агентства могут взыскать штраф до 5000 МРОТ Такая максимальная сумма предусмотрена для юридических лиц, а санкции на физическое лицо могут составить 200 МРОТ

Например, летом 2007 г. ОАО «КИТ» признали распространителем ненадлежащей рекламы, в которой указывался прирост паев инвестиционного фонда. Оценивая рекламный щит, суд признал, что указанный крупным шрифтом процент прибыли «воспринимается потребителями как обещание прироста пая за один год», а не за конкретный период. Это нарушение закона обошлось рекламодателю в 160 тыс. рублей [26].

Можно признать ненадлежащей рекламой и размещение логотипа фирмы-отправителя на почтовом конверте. Это тоже считается рекламой, ее можно распространять только с согласия почтового ведомства. Кроме того, многие печатные издания публиковали рекламу крепких алкогольных напитков. Штрафные санкции за нарушение они включали в стоимость рекламы [27]. Законодатели надеялись, что повышение суммы штрафов приведет рекламу в надлежащий вид.

В законе четко определены все игроки рекламного рынка. Рекламодателем считают изготовителя или продавца товара либо иное лицо, определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы. Рекламопроизводитель — это лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в форму, готовую для распространения в виде рекламы. Было введено понятие рекламораспространитель, то есть лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. В свою очередь потребители рекламы — это лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама.

Введено понятие спонсор, то есть лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности. Поэтому спонсорская реклама — это реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре. Однако теперь спонсором не может выступать товар.

С 1 июля 2006 года телерекламу ограничили до 15% от суточного объема трансляций, и не более 20% в каждом часе. С 1 января 2008 года

количество рекламы в час снизили до 9 минут, причем рекламные ролики не могут прерывать программы более чем на 4 минуты. Закон допускает прерывание детских передач рекламой не более чем на 15 минут в начале и в конце трансляции перед титрами.

Согласно данным Фонда «Общественное мнение», девять из десяти респондентов (88%) отнеслись к ограничению время показа рекламы на телевидении положительно, и только 2% — отрицательно. Любопытно, что треть участников опроса были согласны платить за отсутствие рекламы на центральных каналах. При этом половина опрошенных зрителей (55%), понимали, что телевидение не может существовать без рекламы. Треть (32%) зрителей с этим не согласились [28].

Законодатели установили преграду на пути «зонтичных» брендов и ужесточили подход к рекламе лекарственных препаратов и биодобавок. Целая глава посвящена защите прав несовершеннолетних [29].

Новый закон дает надежду, что производителям придется перенести конкурентную борьбу с экранов телевизоров в область улучшения качества товаров и услуг, а также искать новые формы общения с потребителями.

Кроме того, закон признает права саморегулирующих организаций в сфере рекламы представлять законные интересы своих членов в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

Впрочем, производители рекламы находят лазейки и в новом законе. В 2007 г. Российский антимонопольный комитет возбудил дело против туристической фирмы «Виста» за рекламу, которая призывала к насилию и жестокости. Представители туристической фирмы разместили на наружной рекламе слоганы: «Сбрось маму в море за 399 у.е.», «Закопай тещу в песок за 399 у.е.» и «Раздену мужа за 399 у.е.». Однако после разбирательств, обвинения с фирмы были сняты. Эта реклама получила мировую известность, попав в составленный Forbes и AdMe.ru рейтинг самой оскорбительной российской рекламы, заняв в нем второе место [30].

Плохой вкус встречается и у представителей органов государственного управления. Осенью 2012 г. британские журналисты изучили рекламные блоки на российском телевидении. Особенно их потряс образ «адской белочки». Под этим названием в 2011 г. Минздравсоцразвития России разместило в Интернете сразу два вирусных ролика о вреде алкоголя в рамках кампании по борьбе с алкоголизмом [31].

Жизнь не стоит на месте. В довольно короткий срок появились новые законотворческие инициативы.

Специалисту по коммуникациям следует считаться с «антипиратским» законом. По мнению Международного альянса интеллектуальной собственности, в России насчитывается около 2,5 тыс. пиратских сайтов. По экспертной оценке, в социальных сетях более 60% случаев ис-

пользования произведений сопряжены с нарушением авторских прав, а книжный рынок теряет примерно 3 млрд. руб. в год, поскольку в 90% случаев пользователи скачивают пиратские копии книг

Поэтому 2 июля 2013 г Президент РФ В. Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях» (№ 187-ФЗ), который прозвали «антипиратским». Любопытно, что законопроект внесли на рассмотрение Госдумы 6 июня 2013 г, затем 21 июня он прошел второе и третье чтения, а 1 августа уже вступил в силу. К сентябрю в Мосгорсуд подали 56 заявлений по защите авторских прав, но по 16 из них в обеспечительных мерах было отказано. По данным Роскомнадзора на 9 сентября, перечень фильмов и Интернет-ресурсов, к которым ограничили доступ, уже насчитывал 42 наименования [32].

С 1 декабря 2014 г «антипиратский» закон распространили на сайты с контрафактной музыкой и текстами книг В «черные» списки можно попасть за любой контрафакт, кроме фотографических произведений [33]. Уже 1 декабря Мосгорсуд удовлетворил иск правообладателя к видеохостингу YouTube, который поместил музыкальный клип российской группы FRANKY «Hologram» без разрешения правообладателя [34].

Глава комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин заявил, что расширение «антипиратского» закона позволило перевести решение конфликтов между правообладателями и интернет-площадками в досудебную плоскость [35].

25 июля 2002 г. Президент РФ Владимир Путин подписал закон «О противодействии экстремистской деятельности», последние поправки в который были внесены 28 июня и 21 июля 2014 года. В законе уточнены такие понятия как экстремистская деятельность, экстремистская организация, экстремистские материалы и символика экстремистской организации.

В статье 7 говорится, что Генеральный прокурор РФ, его подчиненные или органы исполнительной власти могут в письменной форме предупредить общественное или религиозное объединение либо иную организацию о недопустимости экстремистской деятельности. Если организация не устранит нарушения, не обжалует предупреждение в суде или повторит подобные действия за 12 месяцев, то организацию могут закрыть в установленном порядке.

Первый список организаций, признанных российскими судами экстремистскими, и деятельность которых запретили на территории России, опубликовали на сайте Федеральной регистрационной службы России в начале апреля 2008 года. Сегодня в нем числится такие известные организации, как «Аль-Каида», «Талибан», «Братья-мусульмане», «Кавказский Эмират», «Исламское движение Узбекистана», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана» [36].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья 8 предупреждает о недопустимости распространения экстремистских материалов через средство массовой информации и осуществления им экстремистской деятельности. В случае нарушения учредителю или главному редактору выносится предупреждение в письменной форме о недопустимости таких действий. Если они не примут меры по устранению допущенных нарушений, деятельность соответствующего СМИ подлежит прекращению в установленном порядке.

Так, 30 декабря 2014 г. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роском-надзор) направила письменные предупреждения крупным порталам: BFM.ru, «Полит.ру», «Бизнес Online» и «Медиазоне» за публикацию общественно опасных статей. При этом Роскомнадзор не уточнил, в каких именно публикациях обнаружены нарушения закона [37].

Кроме того, по статье 11 суд может приостановить реализацию соответствующих номера периодического издания либо тиража аудио- или видеозаписи программы либо выпуск соответствующей теле-, радио-или видеопрограммы в порядке, предусмотренном для принятия мер по обеспечению иска. Решение суда является основанием для изъятия нереализованной части тиража продукции.

Сегодня большинство судебных запретов приходится на книги радикального исламистского толка. В сентябре 2006 г. прокуратура Санкт-Петербурга подала иск о признании экстремистским «Учебника арабского языка» Багауддина Мухаммеда. Прокуратурой Невского района в отношении распространителя книги возбуждено дело по ст. 282 ч. 1 УК РФ (возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды). В мае 2007 года прокуратура Адыгеи объявила экстремистскими книгу Али ат-Тантави «Общее представление об исламе» и труд «Что вы хотите знать об исламе». В июне 2007 года Коптевский суда Москвы признал экстремистскими 14 книг богослова Саида Нурси. Вместе с тем, в июле 2006 г. Волгоградский суд признал экстремистской беллетристику Юрия Петухова «Четвертая мировая» и «Геноцид» [38].

Кроме книг, под запрет попадают кинофильмы. Летом 2014 г. Министерство культуры России отказало в выдаче прокатного удостоверения фильму «Приказано забыть» Руслана Коканаева, посвященного депортации чеченцев в 1944 году. Сотрудники министерства раскритиковали центральный эпизод фильма, демонстрирующий массовое сожжение жителей горного аула Хайбах. По словам, чиновников, эта часть является «исторической фальшивкой», а «демонстрация данного фильма будет способствовать разжиганию межнациональной розни». В свою очередь режиссер считает, что уникальность его фильма заключается в том, что в нем раскрываются преступления, которые совершались на местах [39].

Статья 12 запрещает использовать сети связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности [40]. С 1 ноября 2012 г

в России действует единый реестр сайтов и страниц, которые подлежат блокированию (Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено). Оператор связи обязан в течение суток с момента включения в список сетевого адреса блокировать к нему доступ. Для блокирования страниц операторам придется закупить дорогостоящее оборудование, способное осуществлять углубленную проверку пакетов данных (deep packet inspection). Технологически это оборудование позволяет провайдеру разделять трафик на отдельные потоки, выделяя аудио-, видеоконтент, изображения и спам [41].

Между тем, наличие развитого законодательства не означает его строгого соблюдения. Например, эксперты международной правозащитной организации Privacy International в 2007 г. отметили общее ухудшение защиты права на неприкосновенность частной жизни во всем мире. Первое место по соблюдению гражданских прав заняла Греция, хотя набрала в среднем лишь 3,1 балла по пятибалльной шкале. Занявшая второе место Румыния не дотянула до «тройки». Далее в европейском рейтинге расположились Венгрия (3 место), Словения (4 место) и Португалия (5 место). Замкнули рейтинг Россия (45 место), Китай (46 место) и последнее место досталось Малайзии (47 место).

По данным исследователей, хуже всего российские правоохранительные органы действовали по защите частной информации, а также в аспектах контроля на границах, хранения и распространения частной информации, мониторинга финансовых, медицинских сведений и передвижения граждан. В докладе говорилось, что нелегальный сбор данных о гражданах является в России обычным явлением [42].

Например, до сих пор в Интернете действует сайт www.radarix.com с базой данных о многих жителях России и стран СНГ. В ней содержатся имена, паспортные данные, адреса прописки людей и информация из налоговой инспекции. Кроме того, в открытый доступ выложены данные ГАИ, сведения о недвижимости в собственности и прочее. Там же можно обнаружить информацию по многим фирмам, сведения об их деятельности и отчеты по налогообложению. При поиске по имени человека можно узнать сведения о приводах в милицию, лишении водительских прав и судимостях. Искать также можно по номерам телефонов, ИНН, номерному знаку автомобиля, номеру водительского удостоверения, адресу проживания, паспортным данным и другим параметрам. Доступ к сведениям ограничен лишь необходимостью регистрации [43].

Усиление государственного регулирования общественных инициатив, СМИ и других элементов гражданского общества способствовало росту коррупции. В 2014 г международная организация Transparency International составила очередной рейтинг восприятия коррупции. Россия набрала

28 баллов и заняла 127-е место из 133 возможных. Там она соседствует с Мали, Никарагуа, Пакистаном, Мадагаскаром, Гамбией, Коморскими островами и Азербайджаном. Во главе списка Дания и Новая Зеландия с 91 баллом, а в конце — Сомали, Северная Корея и Афганистан (8) [44].

Тем не менее, политический курс отражает интересы большинства населения России. В феврале 2014 г Аналитический центр Юрия Левады провел опрос населения в 45 регионах страны. В результате исследования выяснилось, что больше всего россиян волнует рост цен. На втором месте стоит проблема бедности (50%), а замыкает тройку — рост безработицы (33%). Лишь 4% респондентов волнуют ограничение гражданских прав и демократических свобод [45].

Таким образом, краткий обзор юридических норм, регулирующих коммуникационный процесс, показал, что управление коммуникациями неразрывно связано с нормами регулирования жизни людей. Законы меняются по мере политического, экономического и социального развития общества. Состояние юридической базы коммуникаций вполне отражает современные тенденции этого развития. Специалисту по коммуникациям нужно соблюдать существующие нормы, чтобы действовать в правовом поле. Кроме того, юридические нормы служат кодом, неким общим знаменателем, необходимым для понимания контекста сообщений самой широкой аудиторией.

Список литературы:

1. Пономарев О. «Пиар» как искусство красиво лгать //http://www. contrtv.ru. 2006. 30 мая.

2. Конституция Российской Федерации.

3. Никольский, А. Верховный судья: за клевету приговаривают редко //http:// www.vedomosti.ru. 2012. 19 июля.

4. http://www.ntv.ru.

5. Жириновский заплатит 30 тыс. рублей за оскорбление //http://news.bbc. co.uk. 2008. 29 сентября.

6. https://rospravosudie.com.

7. Брынцева, Г. Не читайте чужих СМС //http://www.rg.ru. 2011. 20 декабря.

8. Уголовный кодекс РФ N 63-ФЗ

9. http://www.iso27000.ru.

10. В Ростове-на-Дону суд отменил приговор в отношении журналиста Толмачева, обвиненного в клевете // http://www.hroniki.info. 2011. 23 декабря.

11. http://os.brb.sudrf.ru.

12. Федеральный закон «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. № 2124-1.

13. МБРР знает, сколько мигрантов в России //http://est.ua. 2011. 13 января.

14. Составлен первый рейтинг межэтнической напряженности: Москва и Петербург — лидеры //NEWSru.com. 2014. 14 апреля.

15. Модель устроила фотосессию в священном месте в горах Алтая // http://newsland.com. 2013. 24 октября.

16. Игумен Феофан (Замесов). Церковь и медицина: не оставлять больницы без пастырского попечения //http://www.mepar.ru.

17. В десантном училище Рязани будут готовить священников //http:// nechtoportal.ru. 2010. 6 сентября.

18. Большакова З.Г. Взаимодействие Русской православной церкви и СМИ на региональном и федеральном уровне //http://www.mediascope.ru. 2011. 26 декабря.

19. Макаров А. Ислам теряет перефирийный статус в России //http://www. muslim.ru.

20. Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» N 125-ФЗ.

21. НКО учатся обходить закон об иностранных агентах //http://mnenia.ru. 2013. 16 июня.

22. Федеральный закон «Об общественных объединениях» N 82-ФЗ

23. Госдума приняла новую редакцию закона «О рекламе» //http://www.rian.ru. 2006. 10 февраля.

24. Еремин положительно оценивает новую редакцию закона о рекламе //http:// www.echomsk.ru. 2005. 21 марта.

25. Янковский И. О мерах законодательной поддержки и регулирования российского рекламного рынка //http://www.gipp.ru. 2005. 28 марта.

26. КИТ «Финанс Инвестиционный банк» оштрафован за рекламу ипотеки // http://www.burocrats.ru.

27. Одынец А. Дорогие ошибки //http://Фонтанка.Ру. 2005. 27 июля.

28. Россияне за ограничение телерекламы //http://www.dni.ru. 2006. 3 октября.

29. Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 г. №38-ФЗ.

30. «Зарой тещу в песок». Скандальная реклама в туризме //http://udf.by. 2010. 23 сентября.

31. Британцев потрясла реклама на русском ТВ: отвратительная, сумасшедшая и дико сексистская //NEWSru.com. 2012. 26 октября.

32. Горовцова М. «Антипиратский» закон: первые итоги реализации и перспективы //http://www.garant.ru. 2013. 25 сентября.

33. СМИ: антипиратский закон распространится на музыку и книги с 1 декабря // http://ria.ru. 2014. 13 ноября.

34. http://ria.ru. — 2014. — 8 декабря.

35. Левин: антипиратский закон обеспечил досудебное разрешение до 90% споров о контенте //http://ria.ru. 2014. 17 декабря.

36. Список организаций, признанных российскими судами экстремистскими // http://www.sova-center.ru. 2014. 25 августа.

37. Роскомнадзор вынес предупреждения СМИ за «призывы к изменению основ конституционного строя» //NEWSru.com. 2014. 30 декабря.

38. Бочарова С. В Саратове начато книжное дело //http://www.ng.ru. 2007. 27 июня.

39. В России запретили фильм о депортации чеченцев, который мог бы способствовать «разжиганию межнациональной розни» //NEWSru.com. 2014. 12 июня.

40. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями на 21 июля 2014 года) 114-ФЗ.

41. СолдатовА. Кремль нашел способ контроля Сети //http://www.agentura.ru.

42. Личная жизнь в России «не защищена» //http://news.bbc.co.uk. 2007. 30декабря.

43. Секретные данные тысяч россиян просочились в Интернет //http://www.rian. ru. 2008. 1 марта.

44. Перцев А. Рейтинг коррупции: Россия находится на уровне Мали // http:// www.gazeta.ru. 2013. 3 декабря.

45. Опрос показал, что ограничения гражданских прав и демократических свобод практически не волнуют россиян //NEWSru.com. 2014. 10 марта.

■ ■ ■ RUSSIAN LEGISLATION IN THE FIELD OF COMMUNICATION

Author: ILYIN А.S.

ILYIN Anatoly Semenovich — candidate of Science in History, Associate Professor chairs of Human resource management at Krasnoyarsk State Agrarian University. Russia, 660049, Krasnoyarsk, 90 Mira Street. Phone/Fax: +7(391) 2273609. E-mail: a_Ilyn@mail.ru.

Abstract: the author focuses on the legal issues management communications. The management process involves the interaction between people and organizations, for which specialists are building channels of communication with key and target audiences, and then fill their messages. In this process cannot be neglected legal norms accepted in the society. A brief overview of the basic laws of the Russian Federation allows communications professionals to avoid errors in its activities.

Keywords: communication, legal rule, law, Public relations, advertising.

References

1. PonomarevO. «Piar» kak iskustvo krasivo lgat //http://www. contrtv.ru. 2006. 30 may [Ponomarev O. "PR" as the art of beautiful lie //http://www. contrtv.ru. 2006. may 30].

2. Konstituziy Rossiyskoy Federazii [The Constitution Of The Russian Federation].

3. Nikolyskiy А. Verhovney sudiy: za klevetu prigovarivaut redko //http://www.ve-domosti.ru. 2012. 19 iuly [Nikolsky A. Supreme judge: for libel sentence //http://www. vedomosti.ru. 2012. July 19].

4. http://www.ntv.ru.

5. Jirinovskiy zaplatit 30 tesyzh rubley za oskorblenie //http://news.bbc.co.uk. 2008. 29 sentybry [Zhirinovsky will pay 30 thousand rubles for the insult //http://news.bbc.co.uk. 2008. September 29th].

6. https://rospravosudie.com.

7. BrenztvaG. Ne zhitayte zhujih SMS //http://www.rg.ru. 2011. 20 dekabry [Bryntseva G. Don't read other people's SMS //http://www.rg.ru. 2011. 20 December].

8. Ugolovney kodeks RF N 63-FZ [The criminal code of the Russian Federation No. 63-FZ].

9. http://www.iso27000.ru.

10. V Rostove-na-Donu sud otvenil prigovor v otnoshenii jurnalista Tolvachova, obvinen-nogo d klevete //http://www.hroniki.info. 2011. 23 dekabry [In Rostov-on-don, the court reversed the sentence against the journalist Tolmachev, charged with defamation //http:// www.hroniki.info. 2011. December 23].

11. http://os.brb.sudrf.ru.

12. Federalyney zakon «0 sredstvah massovoy informazii» ot 27 dekabry 1991 g. № 2124-1 [Federal law «On mass media» of December 27, 1991, No. 2124-1].

13. MBRR znaet, skolyko migrantov v Rossii //http://est.ua. 2011. 13 ynvary [IBRD knows how many migrants in Russia //http://est.ua. 2011. January 13].

kommyhmkomrnq - communicology

14. Sostavlen pervei reiting mejetnicheskoi napryjonnosn //NEWSru.com. 2014. 14 aprely [Made first rating of ethnic tension //NEWSru.com. 2014. April 14].

15. Modely ustroila fotosessiu v svyzhennom meste v gorah Altay //http://newsland. com. 2013. 24 oktybru [The model held a photo shoot at a sacred site in the Altai mountains //http://newsland.com. 2013. October 24].

16. Igumen Feofan(Zamesov). Ztrkov i medizina: ne jstavlyty bolnize bez pastorskogo popecheniy //http://www.mepar.ru [Hegumen Feofan (Batch). The Church and medicine: do not leave the hospital without pastoral care //http://www.mepar.ru].

17. V desantnom uchilije Ryzani budut gotovit svyjennikov //http://nechtoportal. ru. 2010. 6 sentybry [In airborne school Ryazan will prepare priests //http://nechtoportal. ru. 2010. September 6].

18. Bolyshakovf Z.G. Vzaimodeistvie Rossii pravoslavnoi zerkvi I SMI na regionalynom I federalynom urovne //http://www.mediascope.ru. 2011. 26 dekabry [Bolshakova H.G. Interaction of the Russian Orthodox Church and the media at the regional and Federal level //http://www.mediascope.ru. 2011. December 26].

19. Makarov A. Islam teryet pereferiynei status v Rossii //http://www.muslim.ru [Ma-karov, A. Islam loses pereferiinyi status in Russia //http://www.muslim.ru].

20. Federalyney zakon «0 svobode sovesti I religiozneh obyedineniyh» N 125-FZ [Federal law «On freedom of conscience and religious associations» N 125-FZ.].

21. NKO uchatsy obhodit zakon ob inostranneh agentah //http://mnenia.ru. 2013. 16 iuny [NGOs learn to circumvent the law on foreign agents //http://mnenia.ru. 2013. June 16].

22. Federalyney zakon «Ob obchestvenneh obyedineniyh» N 82-FZ [Federal law «On public associations» N 82-FZ].

23. Gosduma prinyla novyu redakziu zakona «O reklamt» //http://www.rian.ru. 2006. 10 fevraly [The state Duma adopted a new draft law «On advertising» //http://www.rian. ru. 2006. February 10].

24. Eremin polojitelno ozenivaet novyu redakziu zakona o reklame/ — http://www. echomsk.ru. — 2005. — 21 marta [Eremin welcomed a new edition of the law on advertising — http://www.echomsk.ru. — 2005. — March 21].

25. Ynkovskiy I. O merah zakonodatelnoy podderjki I regulirovaniy rossiyskogo reklamnogo renka //http://www.gipp.ru. 2005. 28 marta [Jankowski, I. On measures of legislative support and regulation of the Russian advertising market //http://www.gipp. ru. 2005. March 28].

26. KIT «Finans Investizionnei bank» oshtrafovan za reklamu ipoteki //http://www. burocrats.ru [KIT «Finance Investment Bank» fined for advertising mortgage //http:// www.burocrats.ru].

27. Odenez А. Dorogie oshibki reklamistov //http://0OHTaHKa.Py. 2005. 27 iuly [Odenez A. Expensive mistakes advertisers //http://0OHTaHKa.Py. 2005. July 27].

28. Rossiyne za ogranichenie telereklame //http://www.dni.ru. 2006. 3 oktybry [Russians for restricting television advertising //http://www.dni.ru. 2006. October 3].

29. Federalyney zakon «O reklame» ot 13.03.2006 r. №38-FZ [Federal law «On advertising» dated 13.03.2006, No. 38-FZ].

30. «Zaroi techu v pesok». Skandalynay reklama v turizme //http://udf.by. 2010. 23 sentybry ["Zara mother-in-law in the sand". Scandalous advertising in tourism //http:// udf.by. 2010. September 23].

31. Britanzev potrysla reklama na russkom TV: otvratitelnay, sumashedshay I diko seksistskay //NEWSru.com. 2012. 26 oktybry [The Brits rocked advertising on Russian TV: ugly, crazy and wildly sexist //NEWSru.com. 2012. October 26].

32. Gorovzova M. «Antipiratskiy» zakon: pervee itogi realizazii I perspective //http:// www.garant.ru. 2013. 25 sentybry [Gorovtsova M. "Anti-Piracy" law: first results and prospects //http://www.garant.ru. 2013. September 25].

33. SMI: «Antipiratskiy» zakon rasprostranitsy na muzeky I knigi s 1 dekabry //http://ria. ru. 2014. 13 noybry [Media: anti-piracy law will apply to books and music from 1 December //http://ria.ru. 2014. November 13].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

34. http://ria.ru. — 2014. 8 December.

35. Levin: «Antipiratskiy» zakon obospechil dosudebnoe razreshenie do 90% sporov

0 kontente //http://ria.ru. 2014. 17dekabry [Levin: anti-piracy law has provided pre-trial resolution of up to 90% of disputes about the content //http://ria.ru. 2014. December 17].

36. Spisok organizazi, priznanneh rossiyskimi sudami ekstrisnskimi //http://www. sova-center.ru. 2014. 25 avgusta [The list of organizations recognized by the Russian courts extremist //http://www.sova-center.ru. 2014. August 25].

37. Roskomnadzor venes preduprejdeniy SMI za «prizeve k izmeneniu osnov konsti-tuzionnogo story» //NEWSru.com. 2014. 30 dekabry [Roskomnadzor issued warnings to the media for «calls to change the fundamentals of the constitutional system» //NEWSru. com. 2014. December 30].

38. Bocharova S. V Saratovt nachato knijnoe delo //http://www.ng.ru. 2007. 27 iuny [Bocharova S. Saratov started book publishing //http://www.ng.ru. 2007. June 27].

39. V Rossii zapretili film o deportazii chechenzev, kotorei mog be sposobstvovaty «razjiganiu mejnazeonalynoi rozni» //NEWSru.com. 2014. 12 iuny [Russia has banned a film about the deportation of the Chechens, which could contribute to «inciting ethnic hatred» //NEWSru.com. 2014. June 12].

40. Federalyney zakon «0 protivodeystvii ekstenistskoi deytelynosti 114-FZ [Federal law «On counteraction to extremist activity» (as amended on July 21, 2014) 114-FZ].

41. SoldatovА. Kremly nashol sposob kontroly Seni //http://www.agentura.ru [Sol-datov, A. the Kremlin has found a way to control Network //http://www.agentura.ru].

42. Lichnay jizny v Rossii «ne zijijena» //http://news.bbc.co.uk. 2007. 30 dekabry [Personal life in Russia "not protected" //http://news.bbc.co.uk. 2007. December 30].

43. Sekretnee dannee tesych rossiyn prosochilisy v Internet //http://www.rian.ru. 2008.

1 marta [Secret data of thousands of Russians were leaked on the Internet //http://www. rian.ru. 2008. March 1].

44. Perzev А. Reiting korrupzii: Rossiy nahoditsy na urovne Mali //http://www.gazeta. ru. 2013. 3 dekabry [Pertsev, A. Corruption index: Russia is at the level of Mali //http:// www.gazeta.ru. 2013. December 3].

45. Opros pokazal, chto ogranicheniy grajdanskih prav I demokraticheskih svobod prakticheski ne volnyut rossiyn //NEWSru.com. 2014. 10 marta [The survey showed that the restriction of civil rights and democratic freedoms almost don't care about Russians // NEWSru.com. 2014. March 10].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.