Научная статья на тему 'Этические нормы коммуникационной деятельности в России'

Этические нормы коммуникационной деятельности в России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1357
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / НОРМЫ ЭТИКИ / ETHICS / PUBLIC RELATIONS / РЕКЛАМА / ADVERTISING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ильин А.С.

Автор акцентирует внимание на вопросах этики управления коммуникациями. Процесс управления предусматривает взаимодействие между людьми и организациями, для чего специалисты выстраивают каналы коммуникации с ключевыми и целевыми аудиториями, а затем наполняют их сообщениями. В этом процессе нельзя пренебрегать нормами этики, принятыми в обществе. Краткий обзор профессиональных кодексов позволит специалистам по коммуникациям избежать ошибок в своей деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethics of communication activity in Russia

The author focuses on the ethics of communication management. Management process involves interaction between people and organizations, for which experts build channels of communication with key target audiences and then fill them with messages. In this process ethical standards generally accepted in the society can not be neglected. A brief overview of professional codes allow communication professionals to avoid mistakes in their work

Текст научной работы на тему «Этические нормы коммуникационной деятельности в России»

■ ■ ■ ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ КОММУНИКАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

Автор: ИЛЬИН А.С.

ИЛЬИН Анатолий Семенович — кандидат исторических наук, доцент кафедры Управления персоналом Красноярского государственного аграрного университета.

Адрес: Россия, 660049, г. Красноярск, пр. Мира 90. Телефон/факс: +7(391) 2273609. Е-mail: a_Ilyn@mail.ru.

Аннотация: автор акцентирует внимание на вопросах этики управления коммуникациями. Процесс управления предусматривает взаимодействие между людьми и организациями, для чего специалисты выстраивают каналы коммуникации с ключевыми и целевыми аудиториями, а затем наполняют их сообщениями. В этом процессе нельзя пренебрегать нормами этики, принятыми в обществе. Краткий обзор профессиональных кодексов позволит специалистам по коммуникациям избежать ошибок в своей деятельности.

Ключевые слова: коммуникация, нормы этики, Public relations, реклама.

Человечество изобрело несколько инструментов управления коммуникациями с общественностью. К основным инструментам относятся реклама и Public relations, агитация и пропаганда, выставки и ярмарки, спонсорство, прямые продажи и почтовая рассылка. Вместе с тем, только специалисты по рекламе и пиару разработали этические нормы коммуникационной деятельности и приняли соответствующие кодексы.

Кодекс этики является сводом ценностей и правил поведения, которые разделяют члены сообщества. В нем сформулированы стандарты взаимоотношений в совместной профессиональной деятельности. Кодекс отличается от юридических законов тем, что за ним не стоит карательный аппарат государства. Прежде всего, кодекс служит средством самодисциплины, но его можно использовать в суде в качестве справочного документа. Для члена профессионального сообщества отклонение от кодекса может стать поводом для исключения из организации.

Впервые задумалась об ответственности перед потребителем и обществом, а также о справедливом балансе между интересами коммерческих организаций и потребителей негосударственная организация «Международная торговая палата» (МТП). Специалисты этой влиятельной организации в 1937 г. подготовили «Международный кодекс рекламной деятельности».

Этот кодекс пересматривался в 1949, 1955, 1966 и 1973 годах. Современная редакция кодекса содействует поддержанию высоких этиче-

ских стандартов маркетинга с помощью саморегулирования, действующего на основании международного права и законодательства отдельных стран. К сожалению, в ней реклама трактуется только как средство обмена информацией между продавцами и потребителями. В кодексе заложена свобода обмена информацией, установленная 19-й статьей Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1966 года [1]. Между тем, реклама является не просто информацией, а средством воздействия на психику людей.

Кодекс способствует унификации стандартов рекламной деятельности и позволяет упростить перемещение товаров и услуг через границы, принося пользу потребителям и всему мировому сообществу [2].

Инициатором создания отечественного кодекса этики выступил Рекламный совет России (РСР). Эта организация появилась в начале 1995 года. В 1998 г РСР стал членом Европейского Альянса по стандартам и рекламе, в который входят 25 организаций из 24 стран. За основу проекта российского кодекса был взят Международный кодекс рекламной деятельности МТП, который был дополнен этическими нормами и положениями, учитывающими особенности рынка рекламы и культурных традиций России.

22 декабря 2006 г представители российских СМИ и рекламного бизнеса приняли рекламный кодекс. Документ подписали 12 организаций, которые являются учредителями Совета Ассоциаций Медийной Индустрии, куда входят Национальная ассоциация телерадиовещателей (НАТ), Медиа Союз, Российский книжный союз и Ассоциация рекламодателей [3].

Российский рекламный кодекс устанавливает стандарты этичного поведения, которых должны придерживаться все стороны, имеющие отношение к рекламной деятельности: рекламодатели, рекламопроизво-дители, средства массовой информации (рекламораспространители) и иные субъекты рекламной деятельности. Причем кодекс подразумевает следование не только своей букве, но и духу документа.

В кодексе уточнены некоторые понятия. Термины «реклама» «содержание рекламы» и «товар» не слишком отличаются от формулировок, приведенных в законе «О рекламе». Но термин «потребитель» трактуется, как любое лицо, которому реклама адресуется, или которого может достичь, вне зависимости от того, является ли он конечным потребителем, торговым клиентом или пользователем [4].

Согласно кодексу, реклама должна быть законной, пристойной, честной, корректной и достоверной. Любая реклама должна разрабатываться с должным чувством ответственности перед обществом и соответствовать принципам добросовестной конкуренции, общепринятым в коммерческой деятельности.

Далеко не все производители рекламы придерживаются этих принципов. В апреле 2010 г Пермское книжное издательство принесло извинения ветеранам, для которых напечатали календари ко Дню Победы с изображениями немецких солдат. В пресс-службе городской администрации пояснили, что «молодому дизайнеру издательства не хватило материала, он нашел в Интернете фотографии войны, среди которых попали и фото немецких солдат, и поместил на календари». Провинившемуся сотруднику объявили выговор. Бракованную продукцию изъяли, а издательству пришлось бесплатно изготовить новую партию календарей [5].

Это не единичный случай. В конце апреля 2013 г в Тюмени появились плакаты с надписью «Спасибо за мирное небо над головой» с кол-лажом из 15 фотографий. На трех из них оказались изображения немецких солдат. На одном снимке фашисты катят орудие, на другом запечатлены немецкие панцергренадеры, на третьем что-то пишет мужчина в пилотке с немецким орлом. Заказчик работ пояснил: «На фотографии какой-то немец писал письмо домой о том, что Россия победила, — чего тут плохого?» [6].

Не менее скандальный случай произошел в 2013 г. перед Днем победы в г. Златоуст Челябинской области. Там появился праздничный плакат, на котором изобразили четверых солдат с красным флагом и надписью: «Это наша победа!». Однако грамотные горожане узнали в сюжете фото морских пехотинцев США, сделанное Д. Розенталем 23 февраля 1945 г. во время битвы за японский остров Иводзима. За этот снимок автор получил Пулитцеровскую премию. Директор рекламного агентства пояснил, что «просто взяли готовую форму в Интернете, не заметив подвоха». Ему пришлось извиниться перед ветеранами и их семьями за допущенную оплошность [7].

Принесла сюрпризы коммуникативная кампания в преддверии 70-летия победы в Великой Отечественной войне. 23 марта 2015 г. на сайте «Волонтеры70.рф» Федерального агентства по делам молодёжи, посвященного работе Всероссийского волонтерского корпуса, студенты Ижевского государственного технического университета им. Калашникова выложили фотографии с конкурса боди-арта. Темой конкурса выбрали виды и рода войск, действовавших во время войны. Однако снимки возмутили пользователей Интернета. Особенно не понравился рисунок вечного огня на пояснице одной из участниц и студентка, которая вышла на сцену раскрашенная в цвета Георгиевской ленты [8].

Вместе с ними «прославились» организаторы конкурса «Лучший кондитер Сибири», состоявшегося в Красноярске. Полтора десятка мастеров изготовили торты на тему 70-летия Победы. Победителем конкурса стала Н. Сабурова, которая изготовила трехъярусный торт, где поместились самолет и похоронка, отец, выносящий убитого сына из разрушен-

ной фашистами деревни и вечный огонь с двумя гвоздиками. Композиция завершилась реальными фотографиями времен войны и поминальным стаканом. Председатель жюри немецкий кондитер Л. Лагард пояснил, что торты оценивали по «внешнему виду и вкусовым качествам».

От имени возмущенных блоггеров поэт А. Орлов разразился стихами, которые начал с четверостишия:

В Красноярске утром рано

Дети съели ветерана.

Он стоял, такой седой

Перед бронзовой звездой.. [9].

Вероятно, организаторы конкурса потратили деньги и другие ресурсы, чтобы повысить имидж профессии, но получили обратный эффект.

Реклама не должна содержать заявлений или изображений, нарушающих общепринятые нормы пристойности, а также злоупотреблять доверием потребителя или его недостаточным опытом.

Эти понятные правила часто нарушаются. Например, безвестный столичный склад пиломатериалов разместил в прессе рекламный макет. На нем изобразили аэроплан с подписью «А не купить ли Вам фанеры?». Этот слоган отсылает читателя к старому и непристойному анекдоту. В другом случае незадачливый рекламист придумал слоган для жевательной резинки: «ЖУЙ с нами», намекая на непристойность с помощью сочетания букв.

Несколько месяцев на улицах Ставрополя висели рекламные щиты с надписью: «Вы уху ели?» с координатами кафе-бара «Казачок». Адвокат рестораторов пояснил, что «неблагозвучное сочетание на самом деле состояло из вполне приличных слов». Однако ФАС оштрафовал кафе на сумму в 40 тыс. рублей [10]. Следует заметить, что в г. Красноярске плакат с аналогичным слоганам провисел менее недели.

7 сентября 2007 г. за ночь в г. Екатеринбурге появилось 93 щита размером 6 на 3 метра, с карикатурами времен Второй мировой войны и надписями: «Балтман, убирайся в Прибалтику», «Купил у Балтмана — помог врагу». Оказалось, что «Балтманом» называется сеть магазинов, штаб-квартира которой располагается в Таллинне. Наружную рекламу дополнили письма в редакции СМИ от имени малоизвестной общественной организации «Бронзовый солдат». Сотрудники управления Генпрокуратуры в Уральском федеральном округе нашла в них «огульное обвинение всех жителей прибалтийских государств в фашизме». Щиты провисели ровно сутки, а покупатели побежали в магазины, которые, по их пониманию, скоро закроют [11].

Реклама не должна без обоснованных причин играть на чувстве страха, или содержать то, что могло бы спровоцировать акты насилия.

Для этого в ней не может быть элементов дискриминации по расовому, национальному и религиозному признаку или принадлежности к полу и возрастной группе, а также способных обострять комплексы, связанные с внешней непривлекательностью, прежде всего — подростковые.

Одна молодая женщина рассказала, что ее сын боится рекламы. Она написала: «Прям визжит от страха и впадает в истерику, когда реклама Скиттлс по телеку, где негр доит жирафа. Кого из них сын боится я не знаю, но уже боюсь телек включать, вдруг опять этот ролик будет» [12].

Весной 2008 г. в Ульяновске наружная реклама стала причиной конфликта «по расовому признаку». Африканский студент местного университета пожаловался на рекламу автосервиса со слоганом «Пашем, как негры». Директор автосервиса в свою очередь заявил, что крамолы в рекламе нет: «Мы просто хотели дать понять нашим клиентам, что работаем, не покладая рук». Однако территориальное управление ФАС решило демонтировать щиты [10].

В августе 2012 г. Родительский комитет Екатеринбурга пожаловался в ФАС на рекламную кампанию фирмы по производству отделочных материалов. На плакатах разместили слоганы: «Будь мужиком, смени пол!», «Ушла жена — смени пол», а также «Сменить пол может каждый». Специалисты ФАС не нашли оскорблений в этой рекламе [13]. Однако неприятный осадок остался.

Реклама не должна содержать заявлений или визуальных изображений, которые могут ввести в заблуждение потребителя, в частности по отношению к характеристикам товара, таким как характер, состав, метод и дата изготовления, пригодность к применению, диапазон применения, количество, компания-изготовитель и страна изготовления.

Например, текст на одной упаковке утверждает, что это 100-процентный яблочный сок «Привет», а для пущей убедительности добавлено изображение яблок и надпись «Антоновка». Однако более мелким шрифтом поясняется, что он изготовлен из концентрированного апельсинового сока.

В октябре 2002 г. 18-летнюю жительницу Великого Новгорода чуть не ввела в заблуждение по поводу применения продукта сопутствующая реклама на упаковке. Она приобрела пачку сахарного песка, расфасованного на фабрике в Санкт-Петербурге. Покупательница с удивлением обнаружила на упаковке рецепт приготовления «Сахарного самогона». Сначала у девушки мелькнула мысль попробовать себя в качестве самогонщицы, но она сумела удержаться от соблазна [14].

Особое отношение в кодексе выражено к авторским правам и правам собственности, таким как патенты, товарные знаки, конструкции и модели, торговые наименования. Выражено уважение официальному признанию или одобрению, присуждению медалей, призов и дипломов.

Например, одно московское акционерное общество, торговавшее камуфлированным обмундированием, парашютами и другим военным

снаряжением, изготовило рекламный макет со слоганом: «Вы лежите на газоне — и Вас не видно». Эта фраза украдена из культового мультфильма про крокодила Гену.

Встречаются и более забавные переделки чужих рекламных лозунгов. Торговая компания «Камча» разместила биллборд со слоганом: «Лучшая подруга девушки — это рыба» (вместо брильянтов) [15].

Попался на плагиате один из банков Калининграда, опубликовавший слоган» «Родина-мать зовет взять кредит под 18% годовых» [6].

Осенью 2014 г. сотрудники якутского ФАС оштрафовали на 5 тыс. рублей владельца цветочного магазина, рекламировавшего свой товар с помощью популярного плаката времен гражданской войны. На нем был изображен тыкающий пальцем красноармеец и слоган «А ты купил своей любимой цветы»? Материал об этом происшествии опубликовали на сайте ФАС под заголовком «Антимонопольщики за патриотизм и чувство гордости за Родину». Вероятно, сотрудники уверены, что защитили оригинальный плакат «Ты записался добровольцем», созданный художником Д. Моором (Орлов) [16]. Между тем, Моор позаимствовал сюжет с одноименного британского плаката. Только в оригинале на голове солдата не буденовка, а каска и звал он добровольцев не на гражданскую, а на германскую войну. Однако чиновникам ФАС до покойного художника не добраться.

В рекламе не допускается некорректное употребление результатов исследований и научных терминов, профессионального жаргона и неуместных сведений научного характера, предназначенных для придания заявлениям видимости научной обоснованности, которой они на деле не обладают.

Всем знакомы рекламные ролики, когда на экране появляются безымянные актеры в белых халатах и от имени врачей рекомендуют медицинские препараты, средства гигиены, косметику или диету.

В начале 2007 г. молодой мэр сибирского города Мегион А. Кузьмин составил список из 27 фраз и выражений, которые местным чиновникам запрещено произносить в его присутствии. Среди них: «я не знаю, я не могу, денег нет, рабочий день закончился, это не мой вопрос» и другие. Он заявил, что чиновники администрации должны уметь вырабатывать механизмы решения и устранения проблемы, а не отстраняться от них. Вероятно, руководитель хотел ограничить употребление подчиненными профессионального жаргона. В свою очередь директор Центра социально-трудовых прав считает, что за такие «словари» работодателя можно привлечь к административной ответственности [17].

Совсем неприемлемы рекламные обращения с орфографическими ошибками. В Якутске на автобусной остановке появился плакат с портретом ветерана. Текст гласил, что он родился в 1992 году, и был на-

гражден орденом Отечественной войны II степени, «За освобождение Ленинграда, за Германии, за Японии» [6].

Еще хуже те рекламные сообщения, в которых использованы жаргонные слова. На улицах города Бийска разместили социальную рекламу. На плакате нарисовали унитаз с мозгами, написали мелкими желтыми буквами нечитаемый текст и крупно набрали слоган: «Колешься? Лох!» [15].

Реклама, содержащая сравнения, должна быть основаны на фактах, по которым могут быть представлены доказательства. В ней нельзя необоснованно использовать известность и деловую репутацию других фирм, компаний или организаций, а также репутацию известных в обществе людей. Поэтому реклама не должна содержать изображения или ссылки на любые лица, как частные, так и занимающие общественные посты, без получения от них предварительного согласия на это.

Эти нормы направлены против недобросовестных предпринимателей и производителей рекламы, эксплуатирующих чужую славу. Например, в августе 2005 г. некое ООО «Кукушка» распространило пресс-релиз. В нем сообщалось, что организация продает яйцеклетки и сперматозоиды для искусственного зачатия в пробирке. Любой желающий мог забеременеть от Элвиса Пресли или получить отпрыска от Мадонны. Кроме того, предлагался семенной материал зарубежных и отечественных звезд поп и рок музыки, политиков и бизнесменов, а также ученых и аристократов, включая графов, королей и принцев. Клиентам предложили гибкую шкалу цен от 12 тыс. долларов за ученых до 50 тыс. долларов за бизнесменов, причем аристократия шла по 37 тыс. долларов. Для подтверждения подлинности материала фирма обещала клиентам личную встречу с донорами [18]. Возможно, короли и олигархи действительно сотрудничали с фирмой и готовились встретиться с ее клиентами, но для встречи с Элвисом Пресли им пришлось бы отправиться на тот свет.

Бывают и более курьезные случаи. Избегая задеть деловую репутацию других фирм, рекламисты изобрели формулу «Обычный порошок», который якобы уступает в качестве стиральным порошкам известных брендов. Следом расторопные предприниматели выбросили на рынок «Обычный порошок», который не требовал дополнительного рекламирования, поскольку его упоминали во многих рекламных роликах.

Реклама не должна имитировать общую композицию, текст, лозунги, визуальные изображения, музыку и звуковые эффекты другой рекламы, поскольку она может ввести в заблуждение или быть принята за другую рекламу.

Эта норма направлена против плагиата, или откровенного воровства чужой интеллектуальной собственности, весьма распространенного в российском рекламном бизнесе. Рекламисты на редкость беззастенчиво используют рекламные макеты времен Российской империи, поскольку не опасаются судебного преследования со стороны собственников.

Так, специалисты одного столичного рекламного агентства, которое обслуживает крупную и уважаемую газету, сканировали рекламный макет с изображением детей знаменитых производителей сладостей братьев Абрикосовых и приладили к нему свои тексты об оптовых продуктовых рынках. На замечание они отвечали, что все так делают. Не менее забавно выглядит предложение Интернет-рассылки на фоне рисунка немецкого почтальона в форме Х1Х века.

Реклама должна быть легко идентифицирована, вне зависимости от формы и средства распространения информации. То есть при публикации рекламы в средстве массовой информации, содержащем новости и редакционные материалы, форма и содержание должны обеспечивать ее идентификацию, как рекламы.

Прежде всего, порядочная реклама не станет скрываться под чужим адресом. По данным MarkMonitor, в 2008 г. на 18% выросло количество регистрации фальшивых сайтов. Чтобы заманить пользователя на свой сайт, мошенники регистрируют доменное имя, лишь слегка отличающееся от известного бренда. Аналитик лаборатории Касперского Э. Уил-лемс пояснил: «Жулики отлично понимают, что люди часто ошибаются, когда печатают названия искомых компаний. И они пользуются ошибками, заманивая пользователей на фальшивые сайты» [19].

Кроме того, многие редакции СМИ маскируют рекламные сообщения под рубрикой «Новости», или стыдливо называют ее «Полезные новости».

Отдельный раздел кодекса посвящен детям. Реклама не должна злоупотреблять свойственной детям доверчивостью или отсутствием опыта у молодежи, а также содержать заявления или визуальные изображения, способные нанести им моральные травмы и страдания.

Реклама не должна формировать представление, что исключительно за счет обладания или использования продукции ребенок может получить физические, социальные или психологические преимущества по отношению к другим детям того же возраста. Реклама не должна ставить под сомнение авторитет, ответственность, суждения или вкусы родителей и содержать прямых призывов к ребенку убедить купить ему рекламируемую продукцию.

Все эти правила нарушил Торговый дом ЦУМ, которому в начале сентября 2007 г пришлось заклеить свои плакаты, рекламирующие детскую одежду. На них изобразили школьницу, которая готовилась к 1 сентября. На одном из плакатов было написано: «Кто не в Prada, тот лох!». На другом плакате она обращалась к своим игрушкам: «Теперь меня интересуют только шмотки. А вы, два старых урода, мне больше не нужны!». На третьем плакате перечислили известные бренды одежды со слоганом: «Папочка! Если ты меня правда любишь, купи! Купи! Купи! Мне туфли, платье и шляпку!». На такую креативную рекламу пожаловались возмущенные покупатели [20].

Более того, в мае 2013 г Управление Федеральной антимонопольной службы России по Ленинградской области оштрафовало торговую сеть «Ашан» на 150 тыс. рублей за использование образа школьницы, которая мелом писала на школьной доске скидки на спиртные напитки [21].

В рекламе не следует поощрять и призывать детей увеличивать количество приемов пищи в день или заменять основное питание кондитерскими изделиями.

В октябре 2009 г девять крупнейших компаний-производителей напитков, чипсов и сладостей подписали обязательство ограничить рекламу вредных для детей продуктов в телерадиопрограммах, печатной продукции, в Интернете, а также с помощью сообщений по телефону. Президент Российской ассоциации рекламодателей С. Глушков сообщил, что ограничение коснулось продуктов с повышенным содержанием сахара, красителей и консервантов. Рекламу таких продуктов ограничили в 2006 г в США, в 2007 г — в Канаде и Европе [22].

В кодексе сказано, что ответственность за соблюдение правил поведения, несут участники рекламного рынка. Они взяли на себя обязательство не принимать участие в публикации рекламы, которая была признана неприемлемой. Контроль над исполнением кодекса осуществляется Рекламным советом России и его рабочими органами [4].

Не менее долгий путь развития прошли этические нормы в области связей с общественностью. Европейское сообщество специалистов по связям с общественностью столкнулось с недоверием к своей деятельности еще в 50-е годы прошлого века. Вопросами этики занялась Международная ассоциация по связям с общественностью (IPRA), созданная в 1955 г в Лондоне. На своей Генеральной ассамблее в мае 1961 г в Венеции IPRA приняла «Кодекс профессионального поведения СО» [23]. Вслед за IPRA, в декабре 1963 г свой кодекс профессионального поведения принял Британский институт IPR, который был пересмотрен в 1985 и 1986 годах [24].

Затем в мае 1965 г в Афинах IPRA совместно с Европейской конфедерацией PR (СЕRР) приняли «Афинский кодекс». Он был изменен в 1968 году [25]. СЕRР не ограничилась совместным кодексом и в апреле 1978 г в Лиссабоне приняла «Европейский кодекс профессионального ведения в области PR» [26]. Этот «Лиссабонский кодекс» был дополнен в мае 1989 года.

В октябре 1991 года в Риме приняли «Профессиональную хартию Международного комитета ассоциаций ПР-консультантов» (ICO) [27]. На сегодняшний день в мире существует более 30-ти кодексов профессиональной этики в области связей с общественностью и политического консультирования.

Россия не отстала от международной практики. 3 июля 1991 г при активной поддержке международных организаций ЮНЕСКО, IPRA и

CERP появилась Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО). Ее учредили Союз журналистов России, Московский государственный университет международных отношений при Министерстве иностранных дел РФ (МГИМО МИД РФ) и Национальная рекламная ассоциация. В 1997 г. РАСО стала членом Европейской конфедерации по связям с общественностью (CERP).

Сегодня в составе РАСО насчитывается более 140 членских организаций. Среди них PR-агентства, департаменты крупных бизнес-структур, отделы по связям с общественностью государственных и некоммерческих организаций, редакции СМИ и крупные университеты. РАСО имеет региональные отделения и представительства по всей стране.

В ноябре 1994 г. РАСО опубликовала «Декларацию профессиональных и этических принципов в области СО». Затем 26 сентября 2001 г. РАСО приняла «Российский Кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью», который основан на международном опыте.

Специалисты записали в преамбуле: «Осознавая свою ответственность перед обществом и законом за достоверность, точность и честность распространяемой информации, руководствуясь пониманием важности формирования и внедрения в повседневную практику этических ориентиров и профессиональных стандартов деятельности консультантов и агентств, предоставляющих услуги в области связей с общественностью, РАСО провозгласила несколько принципов и норм профессиональной деятельности» [28].

Разработчики отнесли к общим профессиональным принципам то, что деятельность консультанта или агентства должна исходить из общественного блага и не может наносить ущерб законным интересам, чести, достоинству личности.

Про общественное благо забыли активисты прокремлевского движения «Наши», которые в сентябре 2008 г. провели у здания миссии ЕС в Москве акцию протеста в связи с арестом в Литве их коллеги К. Голо-скокова. Поскольку эта акция не была санкционирована, полиция задержала около 40 участников. Сотрудники ОВД «Якиманка» переписали их паспортные данные и отпустили без предъявления обвинений. Активисты признали, что повели себя незаконным образом и готовы были нести ответственность. Ранее они беспрепятственно проводили многотысячные шествия и пикетировали иностранные представительства, в том числе посольство Великобритании [29].

В другом случае тоже обошлось без репрессий. В подмосковном Ступине на лидера «Яблока» Н. Кузнецова хотели завести дело за публикацию ролика, где агитатора от «Единой России» сбрасывают в воду с моста. Согласно 100-страничному материалу доследственной проверки, Кузнецов «призывал к насилию в отношении группы лиц». Следова-

тели опирались на заключение лингвистов Российского культорологи-ческого университета. Поскольку «жертва» не обращалась в полицию, наблюдатели сочли ролик постановкой. Адвокат подозреваемого заявил: «Не уверен, что комментарии Кузнецова к видеоролику были корректны, но преследование и возбуждение уголовного дела здесь явно излишни» [30].

21 марта 2009 года организаторы дискотеки в торгово-развле-кательном центре «Капелла» в городе Первоуральске (Свердловская область) объявили, что первые 30 минут вход на танцзал будет бесплатным, а опоздавшим придется платить по 150 рублей. В результате спровоцированной давки погибли 4 человека, еще 8 молодых людей получили ранения. В основном пострадали старшеклассники и студенты. Дискотеку организовал директор коммерческой фирмы «Голливуд» [31].

Следующая история похожа на хулиганскую выходку, которая с особым цинизмом оскорбила жителей столицы. 14 января 2010 г. на уличных видеоэкранах в течение 13 минут демонстрировался порнографический ролик. Через месяц в Новороссийске задержали 40-летнего хакера, ранее судимого за подделку документов. Он взломал сайт одной чеченской организации, а затем через него проник в сервер компании, отвечающей за видеоэкраны в столице. Его обвинили в незаконном распространение порнографических материалов и неправомерном доступе к компьютерной информации. Хакер признал свою вину и заявил, что «хотел народ повеселить» [32].

Практическая деятельность коммуникаторов должна строиться на соблюдении принципов точности, правдивости и добросовестности передаваемой информации. Запрещаются любые попытки обмануть общественное мнение, а также использование ложных или вводящих в заблуждение сведений, распространение информации, причиняющей вред третьим сторонам, или применение ведущих к этому форм и методов работы.

Эти принципы часто нарушаются в предвыборных кампаниях. В августе 2007 г. Российский центр обучения избирательным технологиям (РЦОИТ) при ЦИКе подготовил справку, где перечислил все известные «черные» технологии.

В справке содержались новинки, наряду с подкупом конкурентов или «каруселью», при которой избирателю перед голосованием выдавали уже заполненный бюллетень, а он взамен на выходе отдавал чистый бланк. Среди них звонки в 2-3 часа ночи с просьбой голосовать за какого-либо кандидата, что вызывало негативную реакцию к этому кандидату (Московская, Архангельская области)».

В Тюменской области политтехнологи дестабилизировали работу избиркома, распространив слухи, будто в ящиках для голосования находились споры сибирской язвы.

В Белгородской области сторонников ЛДПР уличили в издании незаконного вкладыша «Молочные новости» в одну из местных газет тиражом 1 млн. экземпляров. Этот вкладыш издали на неизвестные средства.

В свою очередь, «Единая Россия» устраивала концерты и прочие развлекательные мероприятия, которые сопровождались агитационными лозунгами [33].

Осенью 2007 г. в почтовые ящики верхней зоны Академгородка Новосибирска разбросали агитационную газету местного штаба КПРФ «За народную власть!». В ней на последней странице были опубликованы анекдоты «от Зюганова», в которых в некорректной форме упоминались «Единая Россия», «Справедливая Россия» и президент В.В. Путин». Сотрудники управления ФСБ по Новосибирской области нашли в публикации незаконную агитацию. Лидер КПРФ ранее опубликовал книжку «Анекдоты от Зюганова» и подарил один экземпляр В. Путину. По его словам, и она «нашла у него хорошее и веселое понимание». Зюганов отправил еще один экземпляр главе ФСБ Н. Патрушеву и выразил надежду, что «чувство юмора в Вашей службе остается» [34].

Не всегда этично выражается общественное мнение по актуальным вопросам. Осенью 2007 г. рубрику «Письма» на сайте главы Кемеровской области А. Тулеева забросали однотипными письмами: «Добрый день. Передайте, пожалуйста, мои наилучшие поздравления сыну мэра г. Прокопьевска г-ну Гаранину и дочери зама не то Вашего, не то главы г. Кемерово, которые сегодня сочетаются законным браком. Умиление переполняет душу, когда видишь, как дети государственных чиновников в такой радостный день передвигаются на дорогих и красиво украшенных автомобилях в свадебном кортеже. Гордость берет, когда видишь как у государственных мужей все хорошо, а значит и у нас все будет прекрасно. Пусть у них в жизни все будет без проблем и препятствий. Пусть государство всегда идет им навстречу, как например, пошло навстречу 20 минут назад, перекрыв силами ГИБДД перекресток пр. Октябрьский и ул. Соборной, создав пробку в час пик, ради того, чтобы молодожены не мучались в автомобилях, а мчались навстречу своему счастью. ГОРЬКО!» [35].

Часто сомнительные данные публикуют государственные организации. Осенью 2012 г. ВЦИОМ выяснил, что большинство россиян чувствовали себя счастливыми. Причем «индекс счастья» за полгода вырос с 69% до 72%. Мужчины и женщины счастливы одинаково, но наиболее счастливы жители Москвы и Санкт-Петербурга [36].

По этому поводу русский фолклер сразу пополнился анекдотом: «Как показал недавний социологический опрос, три четверти россиян чувствуют себя счастливыми. А остальные не пьют». Юмор указывает на то, что люди не поверили в результаты исследования, поскольку Россия уже втягивалась в затяжной мировой кризис.

В кодексе перечислены принципы работы с клиентами. Консультант или агентство должны придерживаться честного и откровенного подхода в отношениях со своими клиентами. Они не могут одновременно представлять интересы конфликтующих или конкурирующих сторон без их на то согласия.

При этом они обязаны соблюдать полную конфиденциальность, строго придерживаться принципа секретности информации, полученной от настоящих, бывших или потенциальных клиентов или нанимателей, кроме тех случаев, когда клиент предоставил такую информацию для публичного использования или дал ясное разрешение на ее разглашение. Ограничения конфиденциальности допустимы только в случаях прямо предусмотренных действующим законодательством.

В декабре 2007 г. в прессу просочилась служебная записка «О предварительных результатах работы по подготовке предложений о создании министерства интеллектуального и культурного развития Российской Федерации». Внимание общественности привлек раздел №3, в котором перечислены 13 имен известных писателей, руководителей музеев, редакторов журналов, актеров и других деятелей культуры, потенциальных противников такого решения [37]. Вероятно, этот документ опубликовали для давления общественным мнением на управленческое решение. Однако в документе вымарали фамилию исполнителя, что снизило достоверность сообщения.

В марте 2008 г. появился сайт www.radarix.com с базой данных о многих жителях России и стран СНГ В ней содержатся имена, паспортные данные, адреса прописки людей и информация из налоговой инспекции. Кроме того, в открытый доступ выложили данные ГАИ, сведения о недвижимости и прочее. Там же можно обнаружить информацию по многим фирмам, сведения об их деятельности и отчеты по налогообложению. Владельцы сайта называют его «Вашим личным детективом» и заявляют, что любому желающему открыт доступ к 3,3 терабайтам секретной информации. Еженедельно на сайт поступают обновления. Сервер расположен в США, домен зарегистрирован на жителя Панамы, а портал расположен на хостинге американского провайдера [38].

Консультанты обязаны заявить о своих обстоятельствах в случае, если их личные интересы или обязательства могут вступить в противоречие с интересами их клиента. Недопустимо получение материального вознаграждения в любой форме от третьей стороны за услуги, выполняемые по заказу клиента или нанимателя, без его согласия.

Осенью 2997 г. телеведущего В. Соловьева заподозрили в попытке давления на Высший арбитражный суд РФ. Там рассматривалось дело одного из совладельцев компании «Ист-Лайн» В. Когана о споре за земельные участки вокруг Истринского водохранилища. Чтобы поддержать знакомого, известный журналист выступил с критикой отечествен-

ной арбитражной системы в своих радиовыступлениях. Это был не первый случай использования авторитета СМИ в личных целях. В 2005 г. во время передела собственности в НИИ Шинной промышленности Соловьев публично выступил в поддержку одной из сторон [39].

Консультант или агентство не должны предлагать или выплачивать для обеспечения интересов своего клиента, а также способствовать своими действиями тому, чтобы клиент предлагал или выплачивал вознаграждение лицам, занимающим общественные и государственные посты или работающим в организациях, созданных в соответствии с законом, в случаях, когда такое действие несовместимо с интересами общества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Они не должны использовать информацию о клиенте с целью получения финансовой или иной выгоды; оказывать клиенту услуги на условиях, которые могут повлиять на независимость, объективность и честность консультанта или агентства; гарантировать клиенту конкретного результата, если достижение такового не находится под прямым и непосредственным контролем консультанта или агентства; заключать контракт с клиентом или нанимателем, согласно которому консультант или агентство гарантируют достижение каких-либо количественных результатов методами и средствами, противоречащими требованиям настоящего Кодекса.

В марте 2013 г. возбудили уголовное дело в отношении главного редактора одного из сайтов Волгоградской области. Ранее депутат областной думы увидел на сайте в г. Волжском порочащую его информацию, которая не соответствовала действительности. Депутат встретиться с руководством. Ему предложили платить по 40 тыс. рублей в месяц за удаление публикации. Депутат передал журналистам 80 тыс. рублей. Организатором этого преступления оказался другой депутат Волжской городской думы. Редактору и депутату грозит до 12 лет заключения [40].

В отношениях с коллегами специалисты должны избегать нечестной конкуренции и умышленно наносить ущерб профессиональной репутации или работе коллег. Консультант или агентство не должны в своей работе пользоваться методами, унижающими достоинство клиентов или нанимателей другого консультанта или агентства.

В общественной жизни встречается много примеров недобросовестной конкуренции. В 2000 г. церкви сайентологии отказали в перерегистрации в качестве юридического лица, хотя ее официально зарегистрировали в январе 1994 года. Спустя 7 лет Европейский суд по правам человека в Страсбурге единогласно установил нарушение статьи 11 (свобода собраний и объединений), а также статьи 9 (свобода мысли, совести и религии). В соответствии со статьей 41 Европейской конвенции прав человека и основных свобод суд приговорил Россию к возмещению морального ущерба в размере 10 тыс. евро, а также к оплате судебных расходов (15 тыс. евро) [41]. Манипуляторов можно не любить, но соблюдать законы надо.

В октябре 2009 г. в районе «Фили-Давыдково» г. Москвы за подписью ассоциации в защиту прав избирателей «Голос» распространили листовки «11 октября нет выборам без выбора». На лицевой стороне изобразили стадо баранов, а на обратной — напечатали призыв не ходить на выборы. Сотрудники «Голоса» заявили, что листовка является фальшивкой, но затруднились ответить кто автор провокации [42].

Все помнят, как летом 2008 г. телеканал «Россия» совместно с Институтом российской истории РАН и фондом «Общественное мнение» провел конкурс популярности героев отечественной истории «Имя Россия». Первое место в рейтинге чуть не занял И. Сталин. Оказалось, что на верхушку рейтинга советского диктатора вывели всего 22 спамера. В конечном итоге на первом месте оказался последний русский император Николай II. Он опередил Сталина более чем на 40 тыс. голосов. Кроме них на верхушку рейтинга поднялись В. Ленин, В. Высоцкий, Петр I, А. Пушкин, Екатерина II, Ю. Гагарин, А. Невский, С. Радонежский, Б. Ельцин, Иван Грозный [43].

В январе 2013 г. жители г. Кемерово выбирали себе мэра. Рекламные плакаты кандидата от «Единой России» В. Ермакова появились на улицах в октябре 2012 г., задолго до начала избирательной кампании. На них кандидат призывал поддержать развитие спорта и строительство жилья. В ответ на многочисленные жалобы, местное управление Федеральной антимонопольной службы признало плакаты социальной рекламой [44].

В марте 2007 г. в универмаге на проспекте Маршала Жукова кассовые аппараты выдавали чеки с текстом: «Да здравствует фашизм! Я люблю Гитлера!!! Эдуард Лимонов». Сотрудник «Объединенной системы моментальных платежей» сообщил, что неизвестные хакеры взломали их сайт, украли ряд паролей к терминалам и могли написать на чеках что угодно. Сам Э. Лимонов хотел найти тех, кто его скомпрометировал, и обратиться с иском о защите чести и достоинства в суд [45].

Кроме того, нельзя публиковать или распространять на коммерческих условиях методики и технологии, авторство которых принадлежит другому консультанту или агентству, что может быть достоверно установлено, иначе как с письменного согласия последних.

В разделе 4 изложены принципы взаимодействия со СМИ и представителями других профессий. Консультант или агентство не должны предпринимать действия, могущие нанести ущерб репутации СМИ.

Коммуникаторам следует заботиться о репутации партнеров, у которых есть свои жесткие ограничения. Весной 2008 г. Госдума приняла законопроект, который позволяет в судебном порядке прекратить деятельность средства массовой информации за распространение клеветнических материалов. Эта норма дополнила наказания за распространение публичных призывов к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских ма-

териалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, а также разглашение сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну [46].

Иногда этические нормы нарушают редакции СМИ. В декабре 2007 г американский политолог Э. Качинс потребовал от редакции газеты «Коммерсант» убрать с сайта статью, которая не соответствовала смыслу его доклада, посвященного гипотетическим сценариям развития России к 2017 году. Издание опубликовало выдержки лишь из одной главы доклада. Редакция убрала статью из англоязычной версии сайта газеты, но не спешила убрать материал из русскоязычной версии. По мнению Качин-са, газете и автору статьи должно быть стыдно за свои действия [47].

Похожая история произошла с певицей Э. Пьехой в сентябре 2007 года. Она попросила издательство «Эксмо» отозвать из книжных магазинов биографическую книгу «Эдита» петербургского музыковеда А. Лопатина. Автор не дал певице прочитать рукопись, а она обнаружила в книге много искажений ее биографии и не согласованных с ней фотографий. Издательство решило отозвать книгу из магазинов, хотя изъять весь тираж не удалось [48].

21 ноября 2011 г ведущая новостей на РЕН-ТВ Т. Лиманова комментировала репортаж о появлении президента Д. Медведева на саммите стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. Она отметила, что Медведев вскоре примет на себя руководство АТЭС, которое ранее осуществлял президент США Б. Обама. Сразу после этих слов она подняла руку и вытянула средний палец. Во всем мире этот знак понимается как «показать фак» и считается одним из самых оскорбительных жестов. Лиманова объяснила, что хулиганский жест был адресован членам выпускающей бригады телевизионщиков. Однако пресс-служба канала сообщила, что Лиманова не будет работать в качестве ведущей [49].

Новостная информация должна поставляться без оплаты и какого-либо скрытого вознаграждения за ее использование или публикацию. Если возникнет необходимость проявить инициативу или осуществить какой-либо контроль над распространением информации, специалисты могут сделать это с помощью платной публикации в прессе или на радио и телевидении в соответствии с правилами и практикой, принятыми в этой области.

Отечественная практика показывает, что газета, наполовину заполненная платными материалами, оправдывает лишь себестоимость. Две трети платных публикаций приносит изданию прибыль. Лишь изредка удается заполнить весь номер заказными материалами, которые дают сверх прибыль. Между тем, не считается подкупом журналистов организация для них семинаров, пресс-туров и других мероприятий.

В своих взаимоотношениях с представителями других профессий консультант или агентство должны знать и уважать правила и практику,

принятые в этих профессиях, а также соблюдать их в той степени, в которой они совместимы с этикой его собственной профессии.

Осенью 2000 г Российская национальная федерация международных фестивалей (Росинтерфест) потребовала от популярного московского журнала «Афиша» возмещения убытков за неэтичный анонс гастролей американской танцевальной группы Stomp. Рассказ об авангардных танцорах заканчивался словами: «Тем, кто пойдет на Stomp впервые (а таких, скорее всего, большинство) стоит прислушаться к совету завсегдатаев и прихватить с собой беруши. В противном случае можно лишится 50% слуха, а заодно заработать нервный тик. Детям лучше вообще такие спектакли не показывать. Мало того, что оглохнут, так еще и насмотрятся, как взрослые дяди и тети используют ... предметы домашнего обихода не по назначению». Главный редактор журнала И. Осколков-Ценципер счел претензии юридически несостоятельными, но пообещал опубликовать в следующем номере опровержение, что спектакль Stomp не наносит ущерба здоровью зрителей [50].

В другом случае в апреле 2007 г. прокуратура Октябрьского района Калининграда возбудила уголовное дело по фактам публичного оскорбления губернатора Калининградской области Г. Бооса. Поводом стал факт распространения листовок, содержащих оскорбительные утверждения в адрес руководителя региона. Анонимные листовки не имели выходных данных [51].

Раздел 5 заботится о репутации профессии. Консультант или агентство должны воздерживаться от любых действий, могущих нанести ущерб репутации профессии. Долг каждого не только уважать настоящий кодекс, но и способствовать тому, чтобы он был широко известен и понятен всем. Консультант или агентство, которые допускают нарушение кодекса другими консультантами или агентствами, будут сами считаться нарушителями.

Однажды сайт forum.msk.ru М. Делягина раскритиковал политтехно-лога С. Белковского. Его обвинили в идеологической поддержке «связи Кремля и Лубянки с Березовским и Закаевым». В ответ последовали информационные атаки на членов редакционного совета «ФОРУМа.мск» через сайт «Лефт.ру». Ранее этих потиттехнологов считали союзниками и единомышленниками как левых патриотов с антикремлевским уклоном. Однако перед выборами старые партнеры превратились в жестких конкурентов. Вот и полился компромат на страницы Интернета [52].

В октябре 2012 г. активисты движения «Однодольщики» в г. Кольчу-гино Владимирской области запустили на аэростате в стратосферу на высоту 36 км котенка по кличке «Лапа» с запиской: «Уважаемый В.В. Путин. Помогите достроить мой домик». Якобы котенок пробыл в воздухе 3 час. 14 мин. и вернулся на землю невредимым. Акция обманутых дольщиков вызвала бурю возмущения в блогосфере и обращение в проку-

ратуру с просьбой проверить действия активистов. Специалисты пояснили, что уже на высоте 1,2 км животное разорвало бы на части из-за низкого давления. Хозяин кота и автор идеи Г. назвал акцию простым пиар-ходом, а котенка он спрятал в багажнике машины. Про блоггеров он сказал: «Им стало жаль котенка, который никуда не летал, а на жизнь 80 тыс. семей, которые остались без крова, им наплевать» [53].

Контроль над соблюдением «Кодекса профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью» осуществляется руководящими органами и профильными комиссиями национальной профессиональной ассоциации, в задачи которых входит решение конфликтных ситуаций в сфере связей с общественностью и принятие по ним соответствующих мер [33].

Кроме общего документа появились кодексы отдельных PR-агентств. Многие положения этих кодексов перекликаются, поскольку составляют основу профессиональной этики. Например, собственный «Кодекс профессионального поведения и этики сотрудника» есть у агентства «НИККО-ЛО М». В первой части этого кодекса изложены общие требования к профессионалам. Сотрудник должен соблюдать самые высокие нормы профессионального поведения в области политического консультирования. Его поведение даже в личной жизни не должно наносить ущерба восприятию этой профессии в обществе. Он должен способствовать повышению репутации фирмы и самой профессии политического консультанта.

По мнению руководителей агентства, сотрудник должен обладать необходимым объемом знаний и умений для осуществления своей профессиональной деятельности. Ему нужно повышать уровень своей профессиональной квалификации, теоретически осмысливать результаты работы, быть в курсе технологических новинок и разработок и внедрять их в практическую деятельность.

Сотрудникам запрещено разглашать или использовать информацию, полученную конфиденциально от клиента, потенциального, нынешнего или бывшего, в личных или каких-либо других целях. Конфиденциальность не должна быть нарушена даже непреднамеренно, при небрежном обращении с документацией или обсуждении служебных вопросов в обществе.

Не следует заключать контракт с клиентом или заказчиком, согласно которому сотрудник гарантирует какие-либо количественные результаты. Он не должен вести переговоров или вступать в соглашение с потенциальным клиентом на условиях выплаты ему вознаграждения, в зависимости от достижения определенных результатов (победы клиента на выборах или обеспечения достаточного количества участвующих в голосовании).

По отношению к общественному мнению и средствам массовой информации сотрудник должен постоянно заботиться о соблюдении пра-

ва общества на информацию, поставлять эту информацию в рамках профессиональной конфиденциальности. Он также должен уважать права и независимость и не наносить ущерба честности средств массовой информации. Он не должен предпринимать попытки обмануть общественное мнение или его представителей. Новостная информация должна предоставляться без оплаты и какого-либо скрытого вознаграждения за ее использование или публикацию.

Сотрудник должен всегда и при любых условиях вести себя так, чтобы заслужить и сохранить доверие тех, с кем он вступает в контакт. Своей профессиональной деятельностью он должен способствовать развитию демократических основ политического и государственного устройства, вносить вклад в создание нравственных и культурных условий, дающих человеку возможность пользоваться всеми правами, предоставленными ему «Всеобщей декларацией прав человека».

Профессионал должен воздерживаться от нечестной конкуренции с коллегами, он не должен намеренно наносить ущерб их профессиональной репутации или работе. Сотрудник должен сотрудничать с коллегами — политическими консультантами в соблюдении основных этических и профессиональных норм их деятельности [54].

Жизнь не стоит на месте. Стремительными темпами развиваются технические средства коммуникации. Они создают новые каналы коммуникации. Например, по сведениям консалтингового портала comScore, который провел исследование в 40 странах, в мае 2009 г. социальные сети посетили 734,2 миллиона человек. Лидером оказалась Россия, где граждане провели в сетях среднем по 6.6. час. в день. Второе место заняла Бразилия, где жители провели в социальных сетях в среднем 6.3 часа. США оказались лишь на 9 месте с 4.2 часами [55].

Вместе с новыми каналами расширяется поле, требующее регламентирования взаимоотношений участников коммуникационного процесса. В мае 2008 г. юридическая фирма DLA Piper провела исследование, по результатам которого 46% пользователей Интернета высказались за то, чтобы блоггеры и онлайновые комментаторы добровольно приняли кодекс этики поведения. В первую очередь, следовало запретить клевету и разжигание розни, а также защитить интеллектуальную собственность. Против такого предложения высказались лишь 4% пользователей и 15% затруднились с ответом. Специалист по праву в сфере цифровых СМИ из DLA Piper Д. Кэлоу считает, что кодекс поведения позволит блоггерам и пользователям Интернета лучше осознать юридический характер того, что они размещают в сети [56].

Поэтому следует ожидать появления новых профессиональных кодексов этики. Вслед за блоггерами могут разработать свои кодексы держатели социальных сетей и другие участники цифровых коммуникаций.

Список литературы:

1. http://www.un.org/ru.

2. Международный кодекс рекламной деятельности Международной торговой палаты. http://outdoor-ad.rus.net.

3. Журналисты и рекламисты подписали российский рекламный кодекс. http:// www.rosconcert.com. 2002. 26 декабря.

4. Российский рекламный кодекс. http://www.advpro.ru.

5. Пермское издательство извинилось за календари для ветеранов с немецкими солдатами. http://ru.tsn.ua. 2010. 23 апреля.

6. В регионах оправдываются за скандалы к Дню Победы. NEWSru.com. 2013. 8 мая.

7. «Беспощадные» уральские рекламщики опозорились, поздравив ветеранов с «нашей победой» американцев над японцами. NEWSru.com. 2013. 23 апреля.

8. Ижевские студенты в купальниках нарисовали на себе символы Победы. NEWSru.com. 2015. 24 марта.

9. «В Красноярске утром рано дети съели ветерана». NEWSru.com. 2015. 30 марта.

10. Белый М. Регионы России ведут войну с «неэтичной рекламой». http://news. bbc.co. 2008. 17 марта.

11. ТерлецкийВ. Прокуратура Екатеринбурга расследует дело «Бронзового солдата». http://www.ng.ru. 2007. 9 декабря.

12. http://www.baby.ru.

13. ФАС сочла неоскорбительным рекламный призыв сменить пол. http://www. utro.ru. 2012. 17 августа.

14. Рецепт приготовления самогона на упаковке сахара. YTPO. 2002. 9 октября.

15. Примеры идиотской и бессмысленной рекламы. http://creative.mirtesen.ru.

16. ФАС выступила «за патриотизм и чувство гордости за Родину». NEWSru.com. 2014. 23 сентября.

17. Сибирский мэр запретил говорить «не знаю». http://news.bbc.co.uk. 2007. 9 января.

18. Никоноров З.Е. Многие мечтали забеременеть от Элвиса Пресли. http:// medpeterburg.ru.

19. В Интернете растет мошенничество с ведущими брэндами. http://news.bbc. co.uk. 2009. 9 марта.

20. Девочка ЦУМа больше никого не называет лохом. http://news.bbc.co. 2007. 8 сентября.

21. Не тот образ. NEWSru.com. 2013. 27 мая.

22. В России ограничат рекламу вредных для детей продуктов. http://news.mail. ru. 2009. 19 октября.

23. Венецианский Кодекс Международной Ассоциации по связям с общественностью (IPRA), май 1961 г. http://www.prlink.ru.

24. Кодекс профессионального поведения Британского института PR-IPR. http:// interjour.ru.

25. Афинский кодекс Международной Ассоциации по связям с общественностью (IPRA). http://www.prlink.ru.

26. Европейский кодекс профессионального поведения в области ПР — Кодекс СЕРП. http://www.prlink.ru.

27. Профессиональная хартия Международного комитета ассоциаций ПР-консультантов ICO (Римская хартия). http://www.prlink.ru.

28. Российский Кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью. http://www.raso.ru.

29. Активисты «Наших» попали в милицию. http://news.bbc.co. 2008. 1 сентября.

30. Горбачев А. ВКонтакте с полицией. http://www.ng.ru. 2012. 1 августа.

31. Бесплатный вход на дискотеку. АиФ. 2009. 23 марта.

32. Образкова М. Задержан хакер. http://www.ng.ru. 2010. 17 февраля.

33. Казумова Э., Алексеева Н. 26 черных. Газета. 2007. 22 августа.

34. ФСБ: анекдоты про Путина — незаконная агитация. http://news.bbc.co.uk. 2007. 11 января.

35. Губернатор запутался в Сети. http://www.scandaly.ru. 2007. 10 сентября.

36. Слава тебе, добрый кризис. http://www.ng.ru. 2009. 12. ноября.

37. «Вероятная реакция общественности на проект и назначение Боярскова на должность министра». http://newsland.com. 2007. 21 декабря.

38. Секретные данные тысяч россиян просочились в Интернет. http://www.rian. ш. 2008. 21 марта.

39. Соловьиная песня за 50 тысяч евро. http://www.compromat.ru. 2007. 26. сентября.

40. Главреда волгоградского интернет-издания обвиняют в шантаже депутата. http://jourdom.ru. 2013. 14 марта.

41. Церковь сайентологии города Москвы выиграла дело против России в Европейском суде по правам человека в Страсбурге. http://news.mail.ru. 2007. 5 апреля.

42. В Фили-Давыдково от имени ассоциации «Голос» распространялись провокационные листовки. http://fili-davydkovo.info. 2009. 8 октября.

43. Баранов И. Красные спамеры. INTERFAX.RU. 2008. 18 июля.

44. Горбачев А. Незаконную агитацию назвали социальной рекламой. http://www. ng.ru. 2013. 21. января.

45. Романов М. Лимонова опозорили на чеках. Московский Комсомолец. 2007. 24 марта.

46. ГД приняла в первом чтении закон, позволяющий закрыть СМИ за клевету. http://www.rian.ru. 2008. 25 апреля.

47. БерезинА. Политолог просит «Коммерсант» убрать из Интернета скандальную статью. http://www.rian.ru. 2007. 14 декабря.

48. Гордон И. Эдита Пьеха отзывает свою биографию из книжных магазинов. http://www.rian.ru. 2007. 18 сентября.

49. Российская телеведущая показала Обаме палец. http://inosmi.ru. 2011. 23 ноября.

50. От журнала «Афиша» требуют возмещения убытков за будущие гастроли. http://lenta.ru. 2000. 30 ноября.

51. Оскорблением калининградского губернатора занялась прокуратура. Рос-балт. 2007. 2 апреля.

52. Козлов К. Как поссорился Михаил Геннадьевич со Станиславом Александровичем. http://www.compromat.ru.

53. Обманутые дольщики объяснили запуск котенка «на гарантированную смерть» пиаром. NEWSru.com. 2012. 9 октября.

54. Кодекс профессионального поведения и этики сотрудника «НИККОЛО М». http://www.nikkolom.ru.

55. Россия — лидер по присутствию в социальных сетях. http://www.inosmi.ru. 2009. 3 июля.

56. Беспалов А. Пользователи Интернета выступают за кодекс поведения блог-геров. http://www.inosmi.ru. 2008. 14 мая.

■ ■ ■ ETHICS OF COMMUNICATION ACTIVITY IN RUSSIA

Author: ILYIN А^.

ILYIN ANATOLIY SEMENOVICH — Candidate of Science in History, Associate Professor of the Chair of Human resource management at Krasnoyarsk State Agrarian University.

Address: 90 Mira Street. 660049, Krasnoyarsk, Russia. Phone/Fax: +7(391) 227-3609. E-mail: a_Ilyn@mail.ru.

Abstract: The author focuses on the ethics of communication management . Management process involves interaction between people and organizations, for which experts build channels of communication with key target audiences and then fill them with messages. In this process ethical standards generally accepted in the society can not be neglected. A brief overview of professional codes allow communication professionals to avoid mistakes in their work.

Keywords: communication, ethics , Public relations, advertising.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. http://www.un.org/ru.

2. Mejdunarodnii kodtks reklamnoi dtitelnosti Mejdunarodnoi torgovoi palate. http:// outdoor-ad.rus.net [International code of advertising International chamber of Commerce. http://outdoor-ad.rus.net].

3. Jyrnalisti i reklamisti podpisali rossiiskii reklamnei kodeks http://www.rosconcert. com. 2002. on December 26 [Journalists and advertisers have signed the Russian code of advertising. http://www.rosconcert.com. 2002. on December 26].

4. Rossiiski reklamni kodeks. http://www.advpro.ru [The Russian code of advertising. http://www.advpro.ru].

5. Permskoe izdatelstvo izvinilos za kalendari dly veteranov s nemezkimi soldatami. http://ru.tsn.ua. 2010. on April 23 [Perm publisher apologized for calendars for veterans with German soldiers. http://ru.tsn.ua. 2010. on April 23].

6. V regionay opravdivautsy za skandali k Dnu Pobedi. NEWSru.com. 2013. on 8 may [In the regions excuses for the scandals to the Victory Day. NEWSru.com. 2013. on 8 may].

7. «Bespordonii» uralskie reklamisti opozorilis, pozdraviv veteranov s «nashei pobedoi» американцев nad yponzami. NEWSru.com. 2013. on April 23 [«Ruthless» Ural advertisers disgraced, congratulating the veterans with «our victory» of Americans over the Japanese. NEWSru.com. 2013. on April 23].

8. Ijevskie studenti v kupalnikah narisovali na sebe simvoli Pobedi. NEWSru.com. 2015. on March 24 [Izhevsk students in swimsuits drew on himself the symbols of Victory. NEWSru.com. 2015. on March 24].

9. «V Krasnoyrske utrom rano deti sieli veterana». NEWSru.com. 2015. on March 30. [«In Krasnoyarsk early in the morning, the children ate the veteran». NEWSru.com. 2015. on March 30].

10. BeliiM. Regioni Rossii vedut voinu s «neetichnoi reklammoi». http://news.bbc.co. 2008. on March 17/ [White M. the Regions of Russia are at war with "unethical advertising". http://news.bbc.co. 2008. on March 17].

11. TerlezkiiV. Prokuratura Ekaterinburga rassleduet delo «Bronzovogo soldata». http:// www.ng.ru. 2007. on 9 December. [Terletsky V. The Prosecutor's office of Yekaterinburg is investigating the case of the Bronze soldier. http://www.ng.ru. 2007. on 9 December].

12. http://www.baby.ru.

13. FAS sochla neoskorbitelnim reklamnii priziv smenit pol. http://www.utro.ru. 2012. on August 17. [FAS considered offenseless advertising appeal to change their sex. http:// www.utro.ru. 2012. on August 17].

14. Rezept prigotovleniy samogona na upakovke sahara. YTPO. 2002. 9 October. [The recipe for moonshine on the packaging of sugar. YTPO. 2002. 9 October].

15. Primeri idiotskoi i bessmislennoi reklami. http://creative.mirtesen.ru. [Examples of idiotic and meaningless advertising. http://creative.mirtesen.ru].

16. FAS vistupila «za patriotizm i chuvstvo gordosti za Rodinu». NEWSru.com. 2014. on September 23. [The FAS made "for patriotism and pride for their country". NEWSru. com. 2014. on September 23].

17. Sibirskii mer zapretil govorit «nt znau». http://news.bbc.co.uk. 2007. on 9 January. [Siberian mayor banned to say "don't know". http://news.bbc.co.uk. 2007. on 9 January].

18. NikonorovZ.E. Mnogie mechtali zabtremenit ot Elvisa Presli. http://medpeterburg. ru. [Nikonorov Z. E. Many wanted to get pregnant by Elvis Presley. http://medpeterburg.ru].

19. V Internete rastet moshennichtstvo s vedujimi brendami. http://news.bbc.co.uk. 2009. on 9 March. [On the Internet is growing fraud with leading brands. http://news.bbc. co.uk. 2009. on 9 March].

20. Devochka ZUMa bolshe nikogo ne nazivaet lohom. http://news.bbc.co. 2007. on 8 September. [Girl Cum no more calls Chode. http://news.bbc.co. 2007. on 8 September].

21. Ne tot obraz. NEWSru.com. 2013. on may 27. [Not the image. NEWSru.com. 2013. on may 27].

22. V Rossii ogranichat reklamu vrednih dly dttei produktov. http://news.mail.ru. 2009. October 19. [In Russia will restrict the advertising of harmful products for children. http:// news.mail.ru. 2009. October 19].

23. Venezianskii Kodeks Mejdunarodnoi Assoziazii po svyzym s objtstvennosti (IPRA), mai 1961 g. http://www.prlink.ru. [Venetian code of the International public relations Association (IPRA), may 1961. http://www.prlink.ru].

24. Kodeks professionalnogo povedeniy Britanskogo instityta PR-IPR. http://interjour.ru. [The code of professional conduct of the chartered Institute of PR IPR. http://interjour.ru].

25. Afinskii Kodeks Mejdunarodnoi Assoziazii po svyzyv s objtstvennosti (IPRA). [The Athenian code of the International public relations Association (IPRA). http://www.prlink.ru].

26. Evropeiski Kodeks professionalnogo povedeniy v oblasti PR — Kodeks SERP. http:// www.prlink.ru. [The European code of professional conduct in the field of PR — Code SERP. http://www.prlink.ru].

27. Povedeniy hartiy Mejdunarodnogo komiteta assoziazii PR-konsultantov ICO (Rimskay hartiy). http://www.prlink.ru. [Professional Charter of the International Committee of associations of PR consultants ICO (the Rome Charter). http://www.prlink.ru].

28. Rossiiskii Kodeks professionalneh I eticheskih prinzipov v oblasti svyzei s objtstvennosti. http://www.raso.ru. [The Russian Code of professional and ethical principles in the field of public relations. http://www.raso.ru].

29. Activisti «Nashih» popali v miliziu. http://news.bbc.co. 2008. 1 September. [Activists of "Our" came to the police. http://news.bbc.co. 2008. 1 September].

30. Gorbachev A. VKontakte s poliziei. http://www.ng.ru. 2012. on 1 August. [Gorbachev A. Vkontakte with the police. http://www.ng.ru. 2012. on 1 August].

31. Besplatnii vhod na diskoteku. AIF. 2009. on March 23. [Free entrance to the disco. The AIF. 2009. on March 23].

32. Obrazkova М. Zaderjan haker. http://www.ng.ru. 2010. on 17 February. [Obrazcov M. Hacker arrested. http://www.ng.ru. 2010. on 17 February].

33. Casanova C., Alexeeva N. 26 jernih. Newspaper. 2007. on August 22. [Casanova C., Alexeeva N. 26 black. Newspaper. 2007. on August 22].

34. FSB: antkdoti pro Putina — nezakonnay agitaziy. http://news.bbc.co.uk. 2007. on January 11. [FSB: jokes about Putin — illegal propaganda. http://news.bbc.co.uk. 2007. on January 11].

35. Gubernator zaputalsy v Seti. http://www.scandaly.ru. 2007. on September 10. [The Governor became entangled in the Network. http://www.scandaly.ru. 2007. on September 10].

36. Slava tebe, dobrii krizis. http://www.ng.ru. 2009. 12. November. [Thank you, good crisis. http://www.ng.ru. 2009. 12. November].

37. «Veroytnay reakziy objestvennosti na proekt i naznacyenie Boyrskova na doljnost ministra». ". http://newsland.com. 2007. on December 21. ["The likely public reaction to the project and the appointment of barskova to the post of Minister". http://newsland. com. 2007. on December 21].

38. Sekretnii dannii tisych rossiyn prosochilis v Internet. http://www.rian.ru. 2008. on March 21. [Secret data of thousands of Russians leaked on the Internet. http://www.rian. ru. 2008. on March 21].

39. Solovinnay pesny za 50 tisych evro. http://www.compromat.ru. 2007. 26. September. [Nightingale song for 50 thousand euros. http://www.compromat.ru. 2007. 26. September].

40. Glavreda volgogradskogo internet-izdaniy obvinyut v shantaje deputata. http:// jourdom.ru. 2013. on March 14. [The editor of the Volgograd online publication accused of blackmailing Deputy. http://jourdom.ru. 2013. on March 14].

41. Zerkov satntologii goroda Moskvi viigrala delo protiv Rossii v Evropeiskom sude po pravam cheloveka v Strasburge. http://news.mail.ru. 2007. on 5 April. [The Church of Scientology of Moscow won the case against Russia at the European court of human rights in Strasbourg. http://news.mail.ru. 2007. on 5 April].

42. V Fili-Davidkovo ot imeni assoziazii «Golos» rasprostranylis provakazionnie listovki. http://fili-davydkovo.info. 2009. on 8 October. [In Fili-Davydkovo on behalf of the Association "Golos" spread provocative leaflets. http://fili-davydkovo.info. 2009. on 8 October].

43. Baranov I. Krasnie spameri. INTERFAX.RU. 2008. on July 18. [Baranov I. Red spammers. INTERFAX.RU. 2008. on July 18].

44. Gorbachev A. Nezakonnuy agitaziu nazvali sozialnoi reklamoi. http://www.ng.ru. 2013. 21. January. [Gorbachev A. Illegal campaign called social advertising. http://www. ng.ru. 2013. 21. January].

45. RomanovM. Limonova opozorili na chekah. Moskovsky Komsomolets. 2007. on March 24. [Romanov M. Limonov dishonored checks. Moskovsky Komsomolets. 2007. on March 24].

46. GD prinila v pervom chtenii zakon, pozvolyujii zakrit SMI za klevetu. http://www.rian. ru. 2007. on December 14. [The state Duma adopted in the first reading a bill designed to close media outlets for defamation. http://www.rian.ru. 2008. on April 25].

47. BerezinA. Politolog prosit «Komersant» ubrat iz Interneta skandalnyu statu. http:// www.rian.ru. 2007. on December 14. [Berezin A. the Analyst asks "Kommersant" remove from the Internet a scandalous article. http://www.rian.ru. 2007. on December 14].

48. Gordon I. Edita Pyeha otzivaet svou biografiu iz knijnih magazinov. http://www.rian. ru. 2007. on September 18. [Gordon I. Edita withdraws his biography from bookstores. http://www.rian.ru. 2007. on September 18].

49. Rossiskay televedujay pokazala Obame palez. http://inosmi.ru. 2011. on November 23. [Russian TV showed Obama the finger. http://inosmi.ru. 2011. on November 23].

50. Ot jurnala «Afisha» trebyut vozmejeniy ubitkov za budujie gastroli. Rosbalt. 2007. on 2 April. [From the magazine "Afisha" demand damages for future tours. http://lenta. ru. 2000. on November 30].

51. Oskorbleniem kaliningradskogo gubernatora zanylas prokuratura. Rosbalt. 2007. on

2 April [Insult Kaliningrad Governor took the Prosecutor's office. Rosbalt. 2007. on 2 April].

52. KozlovK. Kak possorilci Mihail Genndievich so Stanislavom Alexsandrovichem. http://www.compromat.ru. [Kozlov K. the argument between Michael G. by Stanislav Alexandrovich. http://www.compromat.ru].

53. Obmanutie dolchiki obysnili zapusk kotenka «na garantirovannuu smerti» piarom. NEWSru.com. 2012. 9 October. [Defrauded real estate investors explained launch the kitten "on a guaranteed death" PR. NEWSru.com. 2012. 9 October].

54. Kodeks professionalnogo povedeniya I etiki sotrudnika «NIKKOLO M». http://www. nikkolom.ru. [The code of professional conduct and ethics officer «NICCOLO M». http:// www.nikkolom.ru].

55. Rossiy — lider po prisytstviu v sozialnih setyh. http://www.inosmi.ru. 2009. on

3 July. [Russia is the leader in social media presence. http://www.inosmi.ru. 2009. on 3 July].

56. BespalovA. Polzovateli Interneta vestupaut za kodeks povedeniy blogerov. http:// www.inosmi.ru. 2008. on may 14. [Bespalov A. Internet users are in favour of a code of conduct for bloggers. http://www.inosmi.ru. 2008. on may 14].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.