Научная статья на тему 'Реитинг стран по степени благоприятности условии для ведения бизнеса в 2011-2012 гг'

Реитинг стран по степени благоприятности условии для ведения бизнеса в 2011-2012 гг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
219
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕМИРНЫЙ БАНК / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БЛАГОПРИЯТНОСТЬ УСЛОВИЙ / ВЕДЕНИЕ БИЗНЕСА / РЕЙТИНГ / WORLD BANK / ENTREPRENEURSHIP / FAVORABLE CONDITIONS / DOING BUSINESS RANKING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ульянова М. Н.

В статье проведено исследование степени благоприятности условий для ведения бизнеса 185 стран по итогам 2012 г., приведены реформы, облегчающие ведение бизнеса, содержатся рекомендации о проведении необходимых реформ в России. Исследование актуально в условиях сохраняющегося роста малых и средних предприятий как мировой тенденции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RANKING OF COUNTRIES ON THE EASE OF DOING BUSINESS IN 2011 AND 2012

The paper investigated the ease of doing business on the basis of 185 countries in 2012, given the reforms easier to do business, with recommendations for necessary reforms in Russia. Research relevant given the continued growth of small and medium-sized enterprises as a global trend.

Текст научной работы на тему «Реитинг стран по степени благоприятности условии для ведения бизнеса в 2011-2012 гг»

РЕИТИНГ СТРАН ПО СТЕПЕНИ БЛАГОПРИЯТНОСТИ УСЛОВИИ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА В 2011-2012 гг.

Ульянова М.Н., соискатель Московской академии предпринимательства при Правительстве Москвы

В статье проведено исследование степени благоприятности условий для ведения бизнеса 185 стран по итогам 2012 г., приведены реформы, облегчающие ведение бизнеса, содержатся рекомендации о проведении необходимых реформ в России. Исследование актуально в условиях сохраняющегося роста малых и средних предприятий как мировой тенденции.

Ключевые слова: всемирный банк, предпринимательская деятельность, благоприятность условий, ведение бизнеса, рейтинг.

RANKING OF COUNTRIES ON THE EASE OF DOING BUSINESS IN 2011 AND 2012

Ulyanova M., the applicant, Moscow Academy of Entrepreneurship at the Moscow Government

The paper investigated the ease of doing business on the basis of 185 countries in 2012, given the reforms easier to do business, with recommendations for necessary reforms in Russia. Research relevant given the continued growth of small and medium-sized enterprises as a global trend.

Keywords: World Bank, entrepreneurship, favorable conditions, doing business ranking.

Предпринимательство является мощной движущей силой экономического роста всех без исключения стран мира.

В Докладе Европейской комиссии ежегодно указывается на то, что в странах ЕС количество новых малых и средних предприятий неуклонно растёт (рис. 1) [1]. Так, например, наибольший рост малых и средних предприятий наблюдается в Великобритании - 598 за 2012 г., что на 97 больше, чем в 2010г. На рис. 1 мы отобразили для сравнения и данные по России, представленные в Докладе Европейской комиссии: в 2010 г. количество вновь созданных малых и средний предприятий составило 326, а в 2012 г. - 334. Указанная тенденция должна способствовать созданию благоприятных условий для ведения бизнеса во всём мире.

Всемирным банком с 2003 г. исследуются и отслеживаются изменения в нормативных актах, регулирующих деятельность малых и средних предприятий на протяжении всего жизненного цикла, и порядке их применения на практике (правоприменение) по 11 направлениям. По итогам исследования составляется Доклад «Ведение бизнеса». Высокий рейтинг означает, что нормативно-правовая среда в стране в большей степени способствует созданию и успешной работе местных малых и средних предприятий.

Наилучших результатов в улучшении условий для ведения бизнеса добились те страны, в которых правительствам удалось выработать правила, облегчающие взаимодействие на рынке, не создавая ненужных помех для развития частного сектора [2].

В целом, картина индекса лёгкости ведения бизнеса за 2012 г. выглядит следующим образом (рис. 2) [2, 3].

В десятку стран с наиболее благоприятными условиями для ведения бизнеса вошли: Сингапур; Гонконг, Китай; Новая Зеландия; США; Дания; Норвегия; Великобритания; Республика Корея; Грузия; Австралия. Однако, первое место в рейтинге по благоприятности условий для предпринимательской деятельности не означает, что данная страна занимает 1-е место по всем 10 показателям регулирования в сводной оценке. Так, рейтинги Сингапура варьируются от 1 по осуществлению внешнеторговой деятельности до

36 по регистрации собственности. Таким образом, хотя рейтинг по степени благоприятности условий для предпринимательской деятельности служит полезным сводным показателем, при анализе, основанном на той оценке, необходимо учитывать распределение эффективности регулирования по областям.

В 2012г. 58% стран из 185 исследованных, осуществили хотя бы одну институциональную или нормативно-правовую реформу, направленную на облегчение условий для предпринимательской деятельности, а 23 - провели реформы в 3 и более областях. Из этих 23 стран 10 выделяются тем, что совершили наибольший прорыв в относительном рейтинге (табл. 1) [3]. При этом, рейтинг по степени благоприятности условий для ведения бизнеса указанных 10 стран значительно варьируется [3].

Четыре из 10 стран, добившихся наибольших результатов в улучшении условий для предпринимательской деятельности, входят в регион Восточной Европы и Центральной Азии. Четыре из 10 стран - это страны с доходом ниже среднего уровня; среди остальных - 1 страна с низким уровнем дохода, 3 - с доходов выше среднего уровня и 2 - с высоким уровнем дохода.

В восьми из 10 стран облегчена процедура создания предприятия. Казахстан, Монголия и Украина снизили или отменили требование относительно минимального размера капитала для учреждения компании. В Бурунди отменены три требования: нотариальное заверение документов компании, публикация информации о вновь созданных компаниях в журнале и регистрация новых компаний в Министерстве торговли и промышленности.

Пять из 10 стран упростили процедуру решения проблем неплатёжеспособности предприятий, а 2 из них также укрепили свои системы обеспечения исполнения договоров. В Сербии укрепление процедуры решения проблем неплатёжеспособности предприятий произошло за счёт создания института частных приставов, запрещения обжалования судебных решений в отношении принудительного исполнения, ускорения процесса вручения процессуальных извещений и введения общедоступного электронного реес-

2010 г. 2011г. 2012г.

Рис. 1. Количество новых малых и средних предприятий в отдельных странах мира за 2010-2012 гг.

92 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA j №6 2012 j

Рис. 2. Карта индекса лёгкости ведения бизнеса за 2012 г. Примечание: тёмно-зелёным - самые высокие показатели, зелёным - средние, оранжевым - низкие, красным - самые низкие, серым

нет возможности определить

тра судебных предписаний. Благодаря новой системе частных приставов также повысилась эффективность обеспечения исполнения договоров. Польша ввела новый гражданско-процессуальный кодекс, согласно которому, наряду с увеличением числа судей, сокращается время, необходимое для принудительного исполнения коммерческого договора. В Польше также упрощена процедура решения проблемы неплатёжеспособности предприятий за счёт совершенствования требований к документации для объявления о банкротстве.

Четыре страны упростили порядок регистрации собственности. В Польше повысилась эффективность обработки заявлений о регистрации собственности в результате реализации в последние годы серии инициатив, в рамках которых были созданы 2 новых регистрационных округа в Варшаве и введена новая система ведения кадастров земельных участков и залоговых реестров и продолжена отцифровка их учётной документации.

Пять стран добились улучшений в области получения кредитов. Коста-Рика, Монголия и Узбекистан ввели гарантированное право заёмщика проверять свою персональную кредитную информацию. В Шри-Ланке учреждён доступный для поиска электронный реестр обеспечения кредитов и опубликованы правила его работы. В Казахстане осуществлено укрепление прав обеспеченных кредитов в производстве по делам о несостоятельности.

Греция осуществила реформы системы регулирования в 3-х областях: усовершенствование нормативной среды в 2012г. проходило более быстрыми темпами, чем в предыдущие 6 лет. Ускорена

процедура получения разрешений на строительство за счёт передачи процесса утверждения планов из муниципалитетов сертифицированным частным специалистам, усиления защиты инвесторов с помощью требования более полного раскрытия информации и введения новой процедуры реабилитации до объявления банкротства, направленно на расширение помощи компаниям, находящимся в сложной финансовой ситуации.

Коста-Рика осуществила преобразования в 4 областях: внедрила основанный на учёте степени риска подход к санкционированию санитарными службами создания предприятий и создала системы утверждения в онлайновом режиме для процедуры получения разрешения на строительство. В Коста-Рике также гарантировано право заёмщиков проверять свои персональные данные и упрощена процедура уплаты налогов местными компаниями за счёт внедрения электронных платежей муниципальных налогов.

Хотя указанные 10 стран добились наилучших результатов в создании благоприятных условий для ведения бизнеса, они далеко не единственные из тех, что внесли улучшения в 2011-2012гг. Это проделали 108 стран, из 185 исследованных, которые реализовали 201 институциональную и нормативно-правовую реформу. А за период, с 2003г. 180 из 185 стран, охваченных исследованием условий ведения бизнеса, осуществили улучшения хотя бы в одной из названных областей, реализовав в целом почти 2000 таких реформ

[3].

Таким образом, усилия правительства нашей страны должны быть направлены на создание такой правовой среды, которая об-

Таблица 1. Десять стран, добившихся наибольших успехов по трём и более направлениям в областях, облегчающим ведение бизнеса за 2011-2012 гг.

№ Страна Рейтинг по степени благоприятности условий для бизнеса Реформы, облегчающие ведение бизнеса

Создание предприятия Получение разрешений на строительство Регистрация собственности Получение кредита Защита прав инвесторов Налогообложение Осуществление внешнеторговой деятельности Обеспечение исполнения договоров Разрешение проблем неплатёжеспособности предприятий

1 Польша 55 • • • •

2 Шри-Ланка 81 • • •

3 Украина 137 • •

4 Узбекистан 154 • • •

5 Бурунди 159 • • •

6 Коста-Рика 110 • • •

7 Монголия 76 • •

8 Греция 78 • • •

9 Сербия 86 • •

10 Казахстан 49 • •

ТЯАШРОЯТ ВШШБ88 Ш ЯШ81А | №6 2012 | 93

легчала бы процесс создания малых и средних предприятий и способствовала формированию условий для их успешной работы. Пока, несмотря на ежегодное введение бизнес-реформ, облегчающих ведение бизнеса в нашей стране, Россия находится на 112 месте в рейтинге стран по степени благоприятности условий для ведения бизнеса по итогам 2012 г.

Литература:

1.Secretary-General's Report to Ministers, 2012. - Режим доступа: http://www.oecd.org.

2.Официальный сайт Всемирного банка. - Режим доступа: http:/ /www.worldbank.org

3.Doing Business Report 2012. - Режим доступа: http:// www.worldbank.org

УДК 330.45:519.85

СТРАТЕГИИ ТРАНСФЕРА ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ СТРОИТЕЛЬНЫХ

МАТЕРИАЛОВ

Хвостов Д.А., аспирант филиала ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «МЭИ» в г. Смоленске,

e-mail: [email protected]

В статье обоснована необходимость трансфера технологий на предприятия инвестиционно-строительного комплекса. Предложены стратегии трансфера инновационных технологий для промышленных предприятий строительных материалов, а также разработана процедура их выбора.

Ключевые слова: предприятия строительных материалов, трансфер технологий, инновации.

STRATEGY TRANSFER OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES FOR THE BUILDING

MATERIALS INDUSTRY

Khvostov D., the post-graduate student, National Research University «Moscow Power Engineering Institute», Smolensk branch,

e-mail: [email protected]

The need for technology transfer to enterprises and investment-building complex is grounded in article. Strategy of transfer of innovative technologies for industrial construction materials is offered, as well as the procedure of choice these strategies is developed.

Keywords: building materials enterprises, technology transfer, innovation.

В последние годы в Российской Федерации наблюдается определенный рост строительства, в том числе, связанный с применением новых технологий, как при производстве строительных материалов, так и при возведении зданий и сооружений. Однако знаний, которыми обладают отечественные специалисты в данной сфере, недостаточно для разработки и внедрения инновационных продуктов и технологий, способных повысить энергоэффективность строящихся объектов, а также обеспечить их соответствие международным требованиям в области экологической безопасности [1,2].

В связи с этим одним из путей повышения конкуренстопособ-ности отечественных предприятий инвестиционно-строительного комплекса является поиск, трансфер и внедрение инновационных технологий, разработанных отечественными и зарубежными специалистами. Отметим, что в настоящее время указанный процесс идет минимальными темпами, прежде всего, ввиду отсутствия обоснованных и отработанных подходов к организации трансфера технологий на предприятиях инвестиционно-строительного комплекса. В тоже время долгосрочный характер инновационных решений, реализуемых на предприятиях строительных материалов и других организациях, формирующих инвестиционно-строительный комплекс, а также возможные «сквозные» эффекты, проявляющиеся по всей логистической цепи строительства и эксплуатации объектов, определяют необходимость реализации стратегического подхода к осуществлению трансфера технологий в инвестиционно-строительном комплексе в целом.

В настоящее время нет научно обоснованной системы стратегий трансфера (передачи) технологий в промышленности [3]. При этом существующие процедуры трансфера инновационных технологий, используемые на практике, практически не учитывают специфические особенности организаций инвестиционно-строительного комплекса. Ввиду сказанного, можно предложить следующие варианты стратегий трансфера инновационных технологий для промышленных предприятий строительных материалов:

- Стратегия прямого единичного трансфера технологий.

Данная стратегия предполагает ориентацию на извлечение и передачу инновационных идей и технологий, в качестве разработчиков которых выступают собственные специалисты предприятий инвестиционно-строительного комплекса, для прямого внедрения в производственном процессе.

- Стратегия прямого кольцевого распространения и внедрения технологий.

Стратегия ориентирована на поиск и передачу для реализации совокупности инновационных технологий, каждая из которых последовательно дополняет технологию, внедряемую и используемую в предыдущем звене логистической цепи. При этом разработчиками инноваций в основном выступают сотрудники предприятий инвестиционно-строительного комплекса. Данная стратегия также предполагает формирование эффективной системы стимулирования сотрудников к взаимодействию между собой и разработку дополняющих инновационных продуктов и технологий, либо технологий, способных трансформироваться с учетом специфики соответствующего звена логистической цепи и характеризующихся возможностью получения сквозного эффекта по всей цепи.

- Стратегия локальной адаптации и трансфера технологии.

Данная стратегия ориентирована на поиск инновационных технологий во внешней среде, в том числе, за рубежом, доработка которых может быть осуществлена на совместном малом инновационном предприятии, организованном с привлечением в зависимости от специфики идеи и направления ее дальнейшего использования представителей вузов, проектных организаций или строительных компаний, для ее адаптации с учетом специфических особенностей конкретных предприятий.

- Стратегия транфера «первичных» инновационных идей, заключающаяся в поиске «сырых» инновационных идей, разработчиками которых являются, например, студенты и специалисты профильных специальностей вузов, и их трансфере с помощью малого инновационного предприятия, на котором будет осуществляться их доработка и оформление в виде готовых инновационных проектов, на предприятия строительных материалов и др.

- Стратегия трансфера и массированной трансформации технологий.

Стратегия предполагает поиск технологий, осуществление их существенной доработки, в том числе, с совмещением с иными инновационными идеями отечественных и зарубежных разработчиков, т.е. с комбинированной трансформацией исходных технологий, что может быть реализовано на базе центра трансфера технологий или специально созданного малого инновационного предприятия, и дальнейшую их передачу для реализации на другие предприятия.

94 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №6 2012 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.