УДК 339.52;336.027
ВЛИЯНИЕ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО НА УСЛОВИЯ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА В РОССИИ
БАШКИРОВА НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА, канд. экон. наук, доцент кафедры государственных и муниципальных финансов ВШГА МГУ имени М.В. Ломоносова E-mail: [email protected]
В статье представлены результаты исследования экономических и имиджевых факторов, повлиявших на принятие Россией решения о вступлении в ВТО, что должно было стать мощным стимулом для проведения административных и экономических реформ. Однако глобальный экономический кризис и санкционные войны, вынужденная ориентация страны на импортозамещение изменили вектор экономических реформ, повлияв на смещение акцентов в самом процессе реформирования. Отмечено, что прямой зависимости между вступлением России в ВТО и улучшением условий ведения бизнеса в стране нет, однако вступление в ВТО способствует проведению административных и экономических реформ, результативность которых является индикатором условий ведения бизнеса в стране. Показано, что изменение конъюнктуры на мировых рынках оказывает в настоящее время на экономику России более значимое влияние, чем факт вступления во всемирную организацию.
Ключевые слова: ВТО; инвестиционный климат; поведенческие финансы; реформирование экономики.
The impact of WTO Accession on Doing Business in Russia
NADEZHDA N. BASHKIROVA, PhD (Economics), associate professor the State and Municipal Finance Department of GSPA, Lomonosov Moscow State University
The paper presents findings of a research of both the economic and the image components of Russia's decision to join the WTO, which should have become a powerful incentive for administrative and economic reforms. However, the global economic crisis and the sanction wars that forced the import substitution orientation changed the vector of economic reforms shifting priorities in the reformation process itself. It is noteworthy that there is no direct connection between Russia's accession to the WTO and improvement of the business climate in the country; however, the WTO entry promotes administrative and economic reforms the effect of which is an indicator of the business climate. It is shown that the change in the world market situation is now having a more significant impact on the Russian economy than the fact of the accession to the world organization.
Keywords: WTO; investment climate; behavioral finance; reformation of the economy.
Вступление в ВТО: ожидания и реальность
По длительности переговоров по присоединению к ВТО Россия и Казахстан являются абсолютными лидерами. С уверенностью можно утверждать, что Россия, подавшая заявку на вступление в ВТО, и Россия, завершившая по прошествии 18 лет переговорный процесс, — это два разных государства как с экономической, так и с политической точек зрения.
Подавая заявку на вступление в ВТО, Россия надеялась достичь ощутимых результатов в соз-
дании конкурентной среды среди товаропроизводителей, приобщении страны к мировой свободной экономической системе, снижении торговых барьеров между Россией и странами — членами ВТО, стимулировании иностранных инвестиций в Россию. В отечественной экономической литературе дается довольно полный анализ функционирования ВТО в части взаимодействия входящих в нее стран [1], оцениваются экономические преимущества и недостатки вступления России в ВТО [2, с. 85-89; 8, с. 41-43].
По мнению экспертов [3, с. 4-6], находясь вне системы ВТО, Россия обрекала себя на усиление сырьевой ориентации. Представители научных кругов и бизнеса высказывают единодушное мнение, что без проведения структурных реформ в российской экономике невозможно достижение формирования в России инновационной экономики. Инновации должны стать основой долгосрочного экономического развития страны. России необходимо перейти от инерционного энергосырьевого сценария развития к стратегии инновационного развития.
Выгода, получаемая от участия страны в международной торговле, достигается за счет соблюдения принципа сравнительного преимущества, согласно которому страны специализируются в производстве тех товаров, которые для них выгоднее всего производить, если сравнивать с другими странами. Таким образом, возникает международное разделение труда, которое ведет к экономическому росту. Международный опыт показывает, что вступление в ВТО способно принести существенные выгоды. В первую очередь выигрывают импортеры-ритейлеры, получающие доступ на национальные рынки по сниженным таможенным тарифам; дистрибьютеры международных торговых сетей, получающие доступ к товарам по ценам, сниженным на величину разности в таможенном тарифе; производители, ориентированные на импортное оборудование и комплектующие. Снижение импортных пошлин позволит организациям приобретать промежуточные ресурсы и товары для конечного потребления по более низким ценам.
Потенциальную выгоду от вступления в ВТО Россия должна получить благодаря либерализации рынка услуг, в том числе финансовых и телекоммуникационных. Логично предположить, что в результате усиления конкуренции на рынке услуг повысится их качество, уменьшатся цены на них, что приведет к росту производительности труда российских организаций и предприятий, которые получат доступ к более качественным услугам.
Выгоду должны получить и внутренние потребители, у которых появится возможность выбора между продукцией национального и иностранного производителя по сопоставимым
ценам. При этом следует учитывать, что отечественные производители многие годы с разным успехом ведут борьбу с иностранными конкурентами. Снижение таможенных пошлин и обострение конкуренции с иностранными производителями, безусловно, осложняют деятельность национальных производителей. Участие России в глобальной конкуренции невозможно без осуществления последовательной государственной политики поддержки национального производителя, не создавая ему при этом тепличных условий, которые в конечном счете могут быть для него губительными. Важно понимать, что отраслевой интерес, базирующийся на защите внутреннего производителя по отдельному сектору или направлению экономики, не всегда отвечает национальным интересам. Так, отсутствие конкуренции в финансовом секторе дорого обходится экономике ввиду того, что оно не имеет внутреннего резерва для повышения эффективности своей работы в обозримом будущем. Поэтому единственным ресурсом и одновременно стимулом для развития является открытие своего рынка финансовых услуг иностранным конкурентам.
Но следует отметить, что вступление России в ВТО не принесло в краткосрочной перспективе особых преимуществ российской экономике ввиду наличия переходного периода длительностью 5-7 лет после вступления России в мировую торговую организацию. В целом, в части импортного тарифа определено снижение среднеарифметической ставки по всей номенклатуре товаров с 12,6 до 8,1% [4, с. 42], что неизбежно приводит к уменьшению доходов бюджета. Поэтому нелогично ожидать быстрого позитивного эффекта от вступления в ВТО. Более того, в силу низкой конкурентоспособности российской экономики в настоящее время отрицательные результаты выглядят более очевидными. По оценке Минфина России, доходы бюджета в 2013 г. в результате снижения поступления импортных пошлин после присоединения России к ВТО сократились на 310 млрд руб. При этом уменьшились поступления налога на прибыль российских компаний, которые не выдержали конкуренции с иностранными производителями. Экономический эффект от вступления России в ВТО в 2014-2015 гг. сложно
определить в силу отсутствия чистоты эксперимента. Глобальный экономический кризис, санкционные войны, снижение цен на нефть в совокупности с падением курса национальной валюты не дают возможности оценить непосредственный результат влияния вступления в ВТО на доходы бюджета.
В долгосрочной перспективе членство в ВТО способно дать позитивные результаты. Достичь высоких темпов роста внешнеторгового оборота одними мотивационными мерами стимулирования внешнеэкономической деятельности невозможно. Важно создать всероссийскую и региональную системы поощрения промышленного экспорта, что при условии выработки четких механизмов приведет к активизации внешнеторгового обмена и, как следствие, увеличению таможенных сборов и иных поступлений в бюджет за счет расширения налоговой базы. Улучшение имиджа России в связи с приобщением страны к мировой свободной экономической системе должно способствовать привлечению иностранных инвестиций.
Взгляд со стороны иностранного инвестора
Вышеприведенные преимущества могут быть реализованы только в случае принятия государством мер, направленных на улучшение инвестиционного климата в стране. Для встраивания в глобальную экономику России потребуются внесение изменений в организационную структуру предприятий, перераспределение труда, финансового и человеческого капитала между секторами и регионами.
Вступление России в ВТО наряду с актуальным до недавнего времени членством в ОЭСР должно было способствовать проведению административных и экономических реформ и послужить точкой отсчета, с которой началось бы реформирование экономики с целью повышения ее эффективности. Однако глобальный экономический кризис и санкционные войны, вынужденная ориентация страны на импорто-замещение изменили вектор экономических реформ, повлияв тем самым на смещение акцентов в самом процессе реформирования.
На происходящие в стране социально-экономические процессы оказывает влияние ме-
ханизм налогового администрирования, который посредством осуществления профилактических мер и выявления случаев уклонения от уплаты налогов может внести значительный вклад в борьбу с коррупцией, мошенничеством, легализацией криминальных денег и другими нарушениями законодательства, активно способствуя тем самым переустройству общества, развитию инновационной экономики и улучшению качества жизни населения. Кроме того, реформирование налоговой системы в целом и системы налогового администрирования в частности призваны сделать Россию более привлекательной для иностранных инвесторов по показателю «ведение бизнеса». Именно показатель Doing Business, рассчитываемый ежегодно Международной финансовой корпорацией и Всемирным банком, используется для оценки удобства ведения деятельности в конкретном государстве по отношению к другим странам. Совокупный рейтинг благоприятности условий ведения бизнеса основан на анализе норм регулирования, которые применяются к организации или предприятию в течение его жизненного цикла, включая ведение бизнеса, осуществление внешнеторговой деятельности, налогообложение и разрешение ситуаций, связанных с неплатежеспособностью клиентов. В основе сравнительного анализа лежит типовая модель среднего предприятия, лишенного характерных отраслевых черт и оцениваемого исходя из анализа различных направлений условий его деятельности. Российская Федерация в отчете Doing Business 2015 занимает 62-ю позицию [5], существенно улучшив свои показатели. В 2009 г. Россия занимала 134-е место в рейтинге по налоговым критериям, что было хуже общего 120-го места России в рейтинге легкости ведения бизнеса. В 2015 г. Россия заняла 49-е место по критерию привлекательности налоговой системы для бизнеса, что существенно выше общей 62-й позиции. По агрегированному значению индикатора «Налогообложение» за 2013 г. Российская Федерация заняла 49-е место в рейтинге. По данному показателю Российская Федерация опережает среднее значение по странам БРИКС (в среднем 99-е место), странам «Большой двадцатки» (в среднем 67-е место), странам ЕАЭС (в среднем 64-е место),
странам ОЭСР (в среднем 55-е место). По индикатору «Регистрация предприятий» Российская Федерация, занимая 34-е место, опережает среднее значение по странам БРИКС (128-е место), странам «Группы 20» (64-е место) и странам ОЭСР (в среднем 47-е место), уступая лишь странам ЕАЭС (в среднем 27-е место).
Как отмечают эксперты [6, р. 18], общий вектор налоговой политики Правительства РФ задан в направлении упрощения системы налогообложения, особенно с точки зрения улучшения качества налогового администрирования для российских хозяйствующих субъектов и иностранных резидентов, получающих доходы из источников на территории Российской Федерации.
Вступление в ВТО как фактор принятия бизнес-решений
Принятие решений — сложный, многогранный процесс, который является предметом изучения многих наук. В целом принятие решений можно определить как процесс рационального или иррационального выбора альтернатив [7, с. 28], имеющих целью достижение осознаваемого результата деятельности. Среди группы факторов, влияющих на процесс принятия решения, выделяют ситуационные факторы, которые зависят от внешней и внутренней среды организации.
Простота, понятность, прозрачность и, что немаловажно, единообразие правил — значимый внешний фактор приятия бизнес-решений. Исследования поведенческих финансов [8] показывают, что в краткосрочной перспективе инвестор более склонен к принятию рискованных решений, но, будучи слишком сильно уверенным в своей правоте, чрезмерно полагаясь на свой недавний опыт, он склонен совершать систематические ошибки в процессе принятия решений. При принятии решений в совокупности с асимметрией и недостаточностью самой информации проявляется тенденция игнорирования негативной информации. Однако долгосрочные инвестиционные решения традиционно базируются на предположениях о стабильности и предсказуемости политической ситуации, информационной среды и внешнеэкономической деятельности в целом.
При принятии долгосрочных инвестиционных решений существенную роль играет инвестиционная привлекательность страны. Данный показатель повышается в том числе благодаря улучшению качества налогового администрирования и введению в национальное законодательство общепринятых норм регулирования внешнеэкономической деятельности. При этом помимо экономических факторов большое значение при принятии инвестиционных решений имеет синхронизация правил и условий ведения внешнеторговых операций.
Иностранные инвесторы будут вкладывать деньги в российскую экономику только в случае наличия определенных гарантий прозрачности как самого законодательства, так и условий ведения и регулирования деятельности в стране инвестирования. Выстраивать торгово-экономические отношения всегда проще при четком понимании позиции сторон и отсутствии факторов риска, связанных с особенностями национального законодательства. В этом смысле ожидания иностранных инвесторов состоят в том, что членство в ВТО будет способствовать стабилизации российского внешнеторгового законодательства и его адаптации к международным нормам. Нужно четко понимать, что речь идет не о том, что международные нормы по каким-то формальным признакам лучше сконструированы, а о том, что в национальное законодательство вводятся общепринятые нормы регулирования внешнеэкономической деятельности для комфортного ведения бизнеса.
Если рассматривать имиджевую составляющую последствий вступления России в ВТО, то безусловным является тот факт, что уменьшение барьеров на пути к национальному рынку улучшает имидж страны в качестве равноправного участника мировой торговли. Получение прав на защиту от недобросовестной конкуренции за счет включения в систему правовой регламентации торговли, принятой в ВТО, также благоприятным образом сказывается на инвестиционном климате страны.
Другим немаловажным фактором принятия бизнес-решений является свободный доступ России к сложившимся международным схемам разрешения споров в области торговли. Система разрешения международных споров позволяет
государству — члену ВТО, пострадавшему от нарушений другим государством обязательств по праву ВТО, инициировать квазисудебное разбирательство и восстанавливать status quo. Это придает иностранным инвесторам и партнерам уверенности в разрешении ситуаций, которые способствовали бы нахождению взаимоприемлемого решения в рамках двусторонних консультаций.
Членство в ВТО и санкционная политика Запада
Вступление России в ВТО, как было показано выше, является позитивным фактором в принятии бизнес-решений иностранными инвесторами и партнерами. К настоящему моменту, когда еще не завершен предусмотренный соглашениями переходный период, сложно оценивать результативность принятых решений. При этом следует отметить отсутствие «чистоты эксперимента». Евросоюзом в 2014 г. принят ряд экономических санкций в отношении России, которая в ответном порядке ввела ограничения на импорт определенных видов сельхозтоваров, сырья, продуктов питания, лекарственных препаратов и товаров медицинского назначения. Подобные взаимные действия носят характер санкционных войн и ни в коей мере не способствуют улучшению отношений между сторонами — участниками ВТО. В сложившейся ситуации активно обсуждаются два вопроса: насколько принятые экономические санкции вписываются в принципы ВТО, и должна ли в ответ Россия выйти из этой организации. Логичный и исчерпывающий ответ на второй вопрос был дан Е. М. Примаковым [10, с. 171]: выход из ВТО имеет смысл только в том случае, если Россией взят курс на изоляцию, отказ от ее участия в мировой экономике при наличии уверенности, что санкции против России со стороны столь серьезных в прошлом экономических партнеров будут вечными.
Россия, будучи частью глобальной экономики, не может абстрагироваться от существования всемирной организации, а ее участие в ВТО способствует решению ряда важнейших внутрихозяйственных задач, таких как повышение конкурентоспособности национальных
товаров и услуг, снижение издержек производства, рост производительности труда. Став членом ВТО, Россия получила возможность обращения в суд всемирной организации по разрешению торговых споров. Поэтому выход из ВТО лишен политического и экономического смысла.
Более сложным является ответ на вопрос о соответствии принятых санкций принципам ВТО, выражающимся в следующем: равные права, взаимность, прозрачность, создание действующих обязательств и защитные клапаны. Члены ВТО обязаны предоставлять всем другим участникам этой организации режим наибольшего благоприятствования в торговле. Защитные клапаны предусматривают введение торговых ограничений, а именно соглашение ВТО позволяет членам организации принимать меры не только для защиты окружающей среды, но и для поддержки здравоохранения, здоровья животных и растений. С этой целью применяются статьи соглашения, позволяющие использовать торговые меры для достижения неэкономических целей, и положения, допускающие вмешательство в торговлю по экономическим причинам. Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей, запрещает использовать ограниченный круг мер торговой политики, которые могут влиять на иностранные инвестиции и быть квалифицированы как противоречащие ст. III ГАТТ (национальный режим) и ст. XI (запрет количественных ограничений). 31 июля 2014 г. Евросоюз ввел эмбарго на импорт и экспорт оружия и подобного материала в Россию; запрет на экспорт товаров двойного назначения и технологий для военного использования в Россию или российским конечным военным пользователям; обязал экспортеров получать предварительное разрешение компетентных органов государств-членов на экспорт определенных видов энергетического оборудования и технологий в Россию, а также ввел запрет на поставки в Россию высокотехнологичного оборудования для добычи нефти в Арктике и сланцевой нефти. Само по себе санкционное соперничество разрушает систему, которая была создана в рамках ВТО, нарушая положения ст. XIX ГАТТ 1994 г. и Соглашения о специальных защитных мерах.
Выводы
Современная внешнеполитическая и общеэкономическая ситуация, изменение конъюнктуры на мировых рынках оказывают на экономику России более значимое влияние, чем ее вступление в ВТО. Политическая напряженность в отношениях с Россией удерживает европейские компании от наращивания инвестиций. Сан-
кции Евросоюза, введенное Россией эмбарго на ввоз сельхозпродукции и продуктов питания в совокупности со снижением цен на нефть и падением курса рубля оказали существенное влияние на снижение товарооборота между европейскими странами и Российской Федерацией, что в значительной мере нивелирует положительный эффект от вступления России во всемирную организацию.
Литература
1. Сутырин С.Ф. ВТО. Механизм взаимодействия национальных экономик. Угрозы и возможности в условиях выхода на международный рынок. М.: Эксмо, 2008.
2. Сердюков В.А. Россия и ВТО: первые результаты // Экономика. Налоги. Право. 2014. № 2. С. 85-89.
3. Кузьмичева М.Б. Вступление России в ВТО: плюсы и минусы // Мясная индустрия: научно-технический производственный журнал. 2012. № 2. С. 4-6.
4. Могило О.В. Вступление России во «Всемирную Торговую организацию»: проблемы и перспективы // Экономика, управление, финансы: материалы II междунар. науч. конф. Пермь: Меркурий, 2012. С.41-43.
5. Doing Business Reports 2006-2015. World Bank. URL: http://www.doingbusiness.org/reports/global-reports (дата обращения: 17.09.2015).
6. Pogorletskiy A. I., Bashkirova N. N. The dynamics of tax system and tax administration development in the Russian Federation. Journal of Tax Reform, 2015, vol. 1, p. 4-25.
7. Орлов А.И. Принятие решений: теория и методы разработки управленческих решений: учеб. пособие. М.: МарТ, 2005.
8. Hirshleifer David, Investor psychology and asset pricing. Journal of Finance, 2008, No. 56, pр. 15331597.
9. Примаков Е.М. Россия. Надежды и тревоги. 2015. М.: Центрполиграф.
References
1. Sutyrin S. F. WTO. The mechanism of interaction of national economies. Treats and possibilities. [VTO. Mehanizm vzaimodeistviya nacional'nyh jeconomic. Ugrozy i vozmozhnosti] Moscow, Jeksmo.
2. Serdyukov V. A. Russia and WTO: first results [Rossiya i VTO: pervye resultaty] // Economy. Taxes. Law, 2014, No. 2, pp. 85-89.
3. Kuzmicheva M. B. Russia's accession to WTO: pro and contra. [Vstuplenie Rossii v VTO: pljusy i minusy]. Meat industry, 2012, No. 2, pp. 4-6.
4. Mogilo O.V. Russia WTO accession: problems and prospects. [Vstuplenie Rossii v VTO: problem i perspectivy] // Economy, management, finance. Perm', Mercury, 2012, pp. 41-43.
5. Doing Business Reports 2006-2015. World Bank. Available at: URL: http://www.doingbusiness.org/ reports/global-reports.
6. Pogorletskiy A. I., Bashkirova N. N. The dynamics of tax system and tax administration development in the Russian Federation. Journal of Tax Reform, 2015, vol. 1, pp. 4-25.
7. Orlov A. I. Taking up solutions: theory and methods of working out the management decisions [Prinaytie resheniy: teoriya I metodu razrbotki uprvlencheskih resheniy]. Moscow, MarT, 2005.
8. Hirshleifer David. Investor psychology and asset pricing. Journal of Finance, 2008, No. 56, pp. 15331597.
9. Primakov E. M. Russia. Expectancies and Concerns. [Rossiya. Ndezhdy i prevogi] 2015. Мoscow, Centrpolihraf.