подразделений чревата остановкой всего технологически связанного производственного процесса и еще большим спадом производства. Во-вторых, закрытие потребует компенсировать сворачиваемый выпуск адекватными поставками по импорту. В связи с этим требуется восстановление мощностей, которые обеспечат выпуск пользующейся спросом продукции, но не работают вследствие отсутствия инвестиций.
Ликвидация главным образом передельных производств приведет к необходимости закупать по импорту массу «передельной» продукции, начиная от огнеупоров, ферросплавов и кончая рудой.
Устойчивый экономический подъем с учетом низкого технико-технологического уровня мощностей возможен только при крупных внутренних источниках инвестиционного развития
Но в ближайшие годы это весьма проблематично. Следовательно, из-за ограниченности внутренних источников накоплений выйти из экономического кризиса можно, только опираясь на имеющиеся мощности и вовлекая их относительно конкурентоспособную часть в хозяйственный оборот. Этот фактор нужно использовать максимально, с тем чтобы оздоровить производство и сформировать финансовый потенциал для последующей реконструкции мощностей.
Проблему избыточных и незагруженных средств труда сразу не решить, она еще долго будет напоминать о себе всплесками социальной напряженности, необходимостью отвлечения крупных ресурсов для закрытия и перепрофилирования устаревших производств. В связи с этим требуется восстановление мощностей, которые обеспечат выпуск пользующейся спросом продукции, но не работают из-за нехватки оборотного капитала или незначительных инвестиций. Поэтому нужна выверенная промышленная политика стимулирования внутреннего спроса, коррелирующая с рациональной внешнеторговой и протекционистской деятельностью, но обязательно под инвестиционные программы перевооружения депрессивных отраслей.
Важно создать предприятиям благоприятный режим для реализации неиспользуемого оборудования. Требуется упрощенный порядок его консервации с освобождением от налогообложения и амортизационных начислений, что будет способствовать экономии на производственных издержках и оживлению внутреннего спроса. Нужны централизованная инвентаризация и перепись основных фондов с целью выявления излишних и простаивающих мощностей, для которых нет перспективы функционирования. Наряду с этим целесообразно ввести режим «неликвидных каникул» (на год-два), предполагающий при необходимости реализацию неликвидов и незагруженного оборудования по ценам ниже учетной стоимости; требуются также меры стимулирующей налоговой поддержки.
Государство должно способствовать созданию соответствующей инфраструктуры для продажи бывшего в употреблении оборудования, его приобретению малыми и средними предприятиями.
Литература:
1. Баринова В.А. Институциональные условия инновационного развития фирмы. - Москва: Изд-во Дело, 2012.
2. Государственная антикризисная поддержка крупных и системообразующих компаний. Направления, особенности и уроки российской практики. Москва: Изд-во Дело, 2012.
3. Россия и мир: в поисках инновационной стратегии / материалы международной научно-практической конференции. Москва: Изд-во Дело, 2011.
4. Титов П.М. Общая теоретическая экономика. Москва: Изд-во «Калан», 2011.
5. Чичерова Е.Ю. Управление развитием наукоемких производств в России. Москва: Из-во КНОРУС, 2004.
СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
В 2009-2013 ГГ.
Ульянова М.Н., соискатель Московской академии предпринимательства при Правительстве Москвы
Проанализированы доклады Всемирного банка «Ведение бизнеса» за последние 5 лет, систематизированы проводимые в РФ бизнес-реформы, направленные на облегчение ведения бизнеса в стране. Выявлены индикаторы, по которым не были проведены реформы, предложены направления развития.
Ключевые слова: всемирный банк, предпринимательская деятельность, благоприятность условий, ведение бизнеса, рейтинг, зарубежный опыт.
ENTREPRENEURIAL ACTIVITY STIMULATING IN RUSSIA IN 2009-2013
Ulyanova M., the applicant, Moscow Academy of Entrepreneurship at the Moscow Government
Analyzed the reports of the World Bank's "Doing Business" in the last 5 years, systematically carried out in the Russian business reforms aimed at facilitating business in the country. Identified indicators that were not implemented reforms proposed development directions.
Keywords: World Bank, entrepreneurship, favorable conditions, operations, rating, foreign experience.
С каждым годом Россия всё более наращивает благоприятные условия для ведения бизнеса, результаты которых можно проследить в ежегодно составляемом Всемирным банком докладе «Ведение бизнеса».
Автором были проанализированы доклады Всемирного банка «Ведение бизнеса» за последние 5 лет (с 2009 г. по 2013 г.) с целью систематизировать вводимые в разные периоды реформы (табл. 1) [1].
Данные табл. 1 позволяют заключить, что бизнес-реформы в России за последние 5 лет проведены по всем направлениям, кроме, упрощения процедуры получения кредитов и защиты прав инвесторов. Введение реформ практически по всем индикаторам не могло не сказаться на улучшении условий осуществления предпринимательской деятельности, что нашло отражение и в позиции России в рейтинге стран по степени благоприятности условий для ведения бизнеса (табл. 2) [1].
За последние 5 лет лишь в 2010г. позиция России в рейтинге стран по степени благоприятности условий для ведения бизнеса снизилась (до 124), все остальные периоды наблюдалось усиление позиции России. В итоге, за период с 2008 г. по 2013 г. России удалось
подняться на 92-е место в рейтинге с 120-го в 2008 г.
Однако, по мнению автора, 92-я позиция в мировом рейтинге для России - это позиция недопустимая. России должна входить как минимум в 20-ку стран рейтинга Всемирного банка по лёгкости ведения бизнеса.
В мае 2012 г. президентом РФ В. В. Путиным был подписан указ, согласно которому Россия должна улучшить свое положение в рейтинге Doing Business до 20-й в 2018 г. Ответственным за это было назначено Агентство стратегических инициатив (АСИ) [3].
По каким-то направлениям реализация данного указа уже идёт полным ходом. Так, например, по направлению, оценивающему простоту подключения к системе электроснабжения (для сравнения: за 2013 г. Россия сделала рывок сразу на 67 позиций: с 184-го места в 2012 г. Россия переместилась на 117-е в 2013 г.). Всемирный банк отмечает, что за 2013 г. количество процедур по присоединению к электроснабжению снизилось вдвое - с 10 до 5, время сократилось с 281 до 162 дней, стоимость - с 1573 до 293 % от ВВП на душу населения [1]. Работа велась по специальной «дорожной карте», и, как считают эксперты, если дальше двигаться в том же направлении, то результаты будут впечатляющими - сроки присоединения сокра-
тятся до 40 дней. Кроме того, в Госдуме находится проект закона, по которому к 2017 г. планируют обнулить стоимость присоединения для малого бизнеса [4].
По тем направлениям, по которым в России не были проведены бизнес-реформы - упрощение процедуры получения кредитов и защита прав инвесторов - автором предлагается заимствование зару-
бежного опыта тех стран, которым удалось по данным направлениям добиться улучшений степени благоприятности условий для ведения бизнеса. Например, по итогам 2012 г. Коста-Рика, Монголия и Узбекистан ввели гарантированное право заёмщика проверять свою персональную кредитную информацию. В Шри-Ланке учреждён доступный для поиска электронный реестр обеспечения кредитов
Таблица 1. Бизнес-реформы в РФ, согласно Докладам Всемирного банка «Ведение бизнеса» за 2009-2013 гг.
\Год проведения N.исследований \в Докладе 2009 2010 2011 2012 2013
Направление N. бизнес-реформ \
Упрощение фоцедуры создания федприятия Отменено требование о том, чтобы при открытии счета компании в банке предоставлялась нотариально заверенная карточка с образцами подписей.
Упрощение фоцедуры получения >азрешений на :троительство Облегчено разрешение на строительство путем внедрения «единого окна» для всех процедур, связанных с землепользованием Упразднены требования на несколько предпроектных согласований Устранены ряд требований для одобрения проектов государственных структур, а также сокращено время, необходимое для регистрации нового здания.
Упрощение фоцедуры юдключения к системе шектроснабжения Получение электроэнергии стало дешевле за счёт пересмотра тарифов на подключение Введены процедуры на упрощение доступа к электричеству. Доступ к электричеству стал менее затратным, путем установки стандартных тарифов на подключение, что позволяет избежать многих процедур, которые требовались ранее.
Упрощение фоцедуры югистрации :обственности Ускорен процесс регистрации собственности за счет введения новых требований к документации: кадастровых паспортов вместо инвентарных документов и кадастровых карт Упрощена процедуре регистрации пepeдaч^ собственности, отменены требования получения кадастровых паспортоЕ на земельные участки Упрощена процедура передачи имущества и реализации эффективных сроков рассмотрения заявления на перевод.
Упрощение фоцедур получения федитов
Защита прав щвесторов
Упрощение илогообложения Сокращена налоговая нагрузка на предприятия путем снижения ставки налога на прибыль с 24% до 20% Снижено налоговое бремя для предприятий, упрощен порядок расчёта НДС, обеспечение перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде, применение программного обеспечения для налогового учёта
Упрощение правил и фоцедур »существления шешнеторговой (еятельтюсти Упрощена процедура международной торговли путем сокращения количества документов, необходимых для экспортных или импортных сделок и снижения соответствующих расходов Упрощена процедура международной торговли путем внедрения электронной системы подачи экспорта и импорта документов и сокращения числа досмотров.
Упрощение фоцедур обеспечения ¡сполнения договоров Подача документов в электронном виде
Упрощение процедур )ешения проблем ^платёжеспособности федприятий Внесен ряд изменений в законодательство о несостоятельности для ускорения процедуры ликвидации и укрепления правового статуса залоговых кредиторов Введены ряд законодательных мер для улучшения прав кредиторов и системы несостоятельности
Таблица 2. Позиции России в рейтинге стран по степени благоприятности условий для ведения бизнеса
2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Позиция в общем рейтинге 120 116 ▲ 124 ▼ 120 ▲ 112 ▲ 92 ▲
и опубликованы правила его работы. В Казахстане осуществлено укрепление прав обеспеченных кредитов в производстве по делам о несостоятельности. Что касается защиты прав инвесторов, то, например, Греция осуществила усиление защиты прав инвесторов с помощью требования более полного раскрытия информации [2].
Итак, России следует продолжать работу по улучшению условий ведения бизнеса. Как нам представляется, ускорить работу в этом направлении может, во-первых, ориентация на опыт мировых лидеров. Например, лучшим по условиям ведения бизнеса в общемировом рейтинге по данным 2013 г. и уже восьмой год подряд оказался Сингапур. Считаем, что изучение опыта создания условий для ведения бизнеса в Сингапуре с перспективой его заимствования может стать эффективным методом улучшения бизнеса в нашей стране. Во-вторых, необходимо доводить до сведения предпринимателей информацию о принятых изменениях, так как, например, в результате проведённого АСИ в начале осени 2013 г. опроса предпринимателей в 50 регионах России было обнаружено, что многие не знают об улучшении условий ведения бизнеса. Так, 1/4 опрошенных до сих пор получают разрешение Ростехнадзора при подключении
к энергосетям, в то время как эта норма уже отменена.
Реализация обозначенных автором предложений в совокупности с реализацией положений норм Указа Президента РФ № 596 будут способствовать улучшению условий ведения бизнеса в нашей стране.
Литература:
1.Официальный сайт Всемирного банка. - Режим доступа: http:// www.worldbank.org
2.Doing Business Report 2013. - Режим доступа: http://www. worldbank.org.
3.Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» // Российская газета. 2012. 9 мая.
4.Кукол Е. А. Врубились в сотню: Россия впервые вошла в первую сотню стран рейтинга Всемирного банка по лёгкости ведения бизнеса // Российская газета. 2013. 29 октября.