легчала бы процесс создания малых и средних предприятий и способствовала формированию условий для их успешной работы. Пока, несмотря на ежегодное введение бизнес-реформ, облегчающих ведение бизнеса в нашей стране, Россия находится на 112 месте в рейтинге стран по степени благоприятности условий для ведения бизнеса по итогам 2012 г.
Литература:
1.Secretary-General's Report to Ministers, 2012. - Режим доступа: http://www.oecd.org.
2.Официальный сайт Всемирного банка. - Режим доступа: http:/ /www.worldbank.org
3.Doing Business Report 2012. - Режим доступа: http:// www.worldbank.org
УДК 330.45:519.85
СТРАТЕГИИ ТРАНСФЕРА ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ СТРОИТЕЛЬНЫХ
МАТЕРИАЛОВ
Хвостов Д.А., аспирант филиала ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «МЭИ» в г. Смоленске,
e-mail: [email protected]
В статье обоснована необходимость трансфера технологий на предприятия инвестиционно-строительного комплекса. Предложены стратегии трансфера инновационных технологий для промышленных предприятий строительных материалов, а также разработана процедура их выбора.
Ключевые слова: предприятия строительных материалов, трансфер технологий, инновации.
STRATEGY TRANSFER OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES FOR THE BUILDING
MATERIALS INDUSTRY
Khvostov D., the post-graduate student, National Research University «Moscow Power Engineering Institute», Smolensk branch,
e-mail: [email protected]
The need for technology transfer to enterprises and investment-building complex is grounded in article. Strategy of transfer of innovative technologies for industrial construction materials is offered, as well as the procedure of choice these strategies is developed.
Keywords: building materials enterprises, technology transfer, innovation.
В последние годы в Российской Федерации наблюдается определенный рост строительства, в том числе, связанный с применением новых технологий, как при производстве строительных материалов, так и при возведении зданий и сооружений. Однако знаний, которыми обладают отечественные специалисты в данной сфере, недостаточно для разработки и внедрения инновационных продуктов и технологий, способных повысить энергоэффективность строящихся объектов, а также обеспечить их соответствие международным требованиям в области экологической безопасности [1,2].
В связи с этим одним из путей повышения конкуренстопособ-ности отечественных предприятий инвестиционно-строительного комплекса является поиск, трансфер и внедрение инновационных технологий, разработанных отечественными и зарубежными специалистами. Отметим, что в настоящее время указанный процесс идет минимальными темпами, прежде всего, ввиду отсутствия обоснованных и отработанных подходов к организации трансфера технологий на предприятиях инвестиционно-строительного комплекса. В тоже время долгосрочный характер инновационных решений, реализуемых на предприятиях строительных материалов и других организациях, формирующих инвестиционно-строительный комплекс, а также возможные «сквозные» эффекты, проявляющиеся по всей логистической цепи строительства и эксплуатации объектов, определяют необходимость реализации стратегического подхода к осуществлению трансфера технологий в инвестиционно-строительном комплексе в целом.
В настоящее время нет научно обоснованной системы стратегий трансфера (передачи) технологий в промышленности [3]. При этом существующие процедуры трансфера инновационных технологий, используемые на практике, практически не учитывают специфические особенности организаций инвестиционно-строительного комплекса. Ввиду сказанного, можно предложить следующие варианты стратегий трансфера инновационных технологий для промышленных предприятий строительных материалов:
- Стратегия прямого единичного трансфера технологий.
Данная стратегия предполагает ориентацию на извлечение и передачу инновационных идей и технологий, в качестве разработчиков которых выступают собственные специалисты предприятий инвестиционно-строительного комплекса, для прямого внедрения в производственном процессе.
- Стратегия прямого кольцевого распространения и внедрения технологий.
Стратегия ориентирована на поиск и передачу для реализации совокупности инновационных технологий, каждая из которых последовательно дополняет технологию, внедряемую и используемую в предыдущем звене логистической цепи. При этом разработчиками инноваций в основном выступают сотрудники предприятий инвестиционно-строительного комплекса. Данная стратегия также предполагает формирование эффективной системы стимулирования сотрудников к взаимодействию между собой и разработку дополняющих инновационных продуктов и технологий, либо технологий, способных трансформироваться с учетом специфики соответствующего звена логистической цепи и характеризующихся возможностью получения сквозного эффекта по всей цепи.
- Стратегия локальной адаптации и трансфера технологии.
Данная стратегия ориентирована на поиск инновационных технологий во внешней среде, в том числе, за рубежом, доработка которых может быть осуществлена на совместном малом инновационном предприятии, организованном с привлечением в зависимости от специфики идеи и направления ее дальнейшего использования представителей вузов, проектных организаций или строительных компаний, для ее адаптации с учетом специфических особенностей конкретных предприятий.
- Стратегия транфера «первичных» инновационных идей, заключающаяся в поиске «сырых» инновационных идей, разработчиками которых являются, например, студенты и специалисты профильных специальностей вузов, и их трансфере с помощью малого инновационного предприятия, на котором будет осуществляться их доработка и оформление в виде готовых инновационных проектов, на предприятия строительных материалов и др.
- Стратегия трансфера и массированной трансформации технологий.
Стратегия предполагает поиск технологий, осуществление их существенной доработки, в том числе, с совмещением с иными инновационными идеями отечественных и зарубежных разработчиков, т.е. с комбинированной трансформацией исходных технологий, что может быть реализовано на базе центра трансфера технологий или специально созданного малого инновационного предприятия, и дальнейшую их передачу для реализации на другие предприятия.
94 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №6 2012 |
- Стратегия консолидированного подбора и передачи технологий.
Стратегия предполагает сначала формирование для предприятия портфеля потребностей в инновационной сфере, а затем осуществление подбора на отечественном и зарубежном научно-техническом рынке необходимых готовых технологий и их трансфера для внедрения на данных предприятиях.
- Стратегия «возвращающегося» трансфера заказных технологий.
Стратегия ориентирована на первичный трансфер идей в области модернизации и трансформации существующих бизнес-процессов предприятий, требующих решения с помощью конкретной технологии, от предприятия к потенциальным разработчикам, и вторичный трансфер готовых к внедрению технологий от разработчиков на предприятия инвестиционно-строительного комплекса.
- Стратегия экспериментального трансфера, в соответствии с которой извлекаемые из внешней и внутренней среды инновационные идеи и технологии проходят предварительную апробацию на экспериментальных площадках, а затем передаются на предприятия строительных материалов и другие организации инвестиционно-строительного комплекса, что позволяет осуществлять более точную предварительную оценку их эффективности.
- Стратегия иерархически возрастающего трансфера технологий.
Данная стратегия предполагает трансфер комплекса взаимодополняющих инновационных технологий, распространяющихся на совокупность последовательных этапов производственного процесса предприятия или всей логистической цепи строительства и эксплуатации заданий и сооружений. При этом количество передаваемых технологий возрастает с каждым последующим этапом или звеном логистической цепи, что связано, прежде всего, с вновь открывающимися возможностями в результате реализации инновационных решений на предыдущих этапах (звеньях).
- Стратегия интегрированного трансфера технологии.
В соответствии с данной стратегией решение о трансфере инновационных технологий принимается консолидировано всеми представителями логистической цепи в сфере производства строительных материалов и строительства.
- Стратегия трансфера исключительных технологий.
Данная стратегия предполагает преимущественный трансфер
инновационных технологий, соответствующих какому-либо исключительно значимому для предприятий строительных материалов признаку, например, трансфер высокотехнологичных и ресурсоэ-нергосберегающих инноваций.
- Стратегия моментального трансфера, ориентированная на извлечение из внешней среды и передачу инновационных техноло-
гий, не требующих дополнительной доработки, апробации и других трудоемких предшествующих коммерциализации действий, и готовых к быстрому внедрению.
В общем случае трансфер технологий может осуществляться как отдельными предприятиями инвестиционно-строительного комплекса, так и через специально сформированный ими центр трансфера технологий.
Приведем основные этапы процедуры выбора предложенных стратегий трансфера инновационных технологий для промышленных предприятий строительных материалов:
1. Определение группы стратегий, потенциально подходящих для реализации на предприятиях строительных материалов, в соответствии с критерием «уникальность процессов, требующих модификации или развития за счет инноваций». Данный критерий позволяет обосновать необходимость преимущественной ориентации на собственные разработки, либо необходимость адаптации инноваций, извлекаемых из внешней предприятия среды. В таблице 1 приведено распределение стратегий трансфера инновационных технологий по критерию «уникальность процессов, требующих модификации или развития за счет инноваций».
2. Определение и расчет нормированных показателей, характеризующих «уровень развития интеграционных связей в инвестиционно-строительном комплексе» и «кадрово-технологический и финансовый потенциал предприятий инвестиционно-строительного комплекса», которые могут быть использованы для выбора конкретных стратегии трансфера инновационных технологий.
3. Выбор стратегии трансфера инновационных технологий для предприятия строительных материалов из множества стратегий трансфера инновационных технологий с помощью моделей, приведенных на рисунке 1, где цифрами от 1 до 6 обозначены стратегии трансфера инновационных технологий, представленные в таблице 1 и соответствующие высокому и низкому значению критерия «уникальность процессов, требующих модификации или развития за счет инноваций», а «В», «С» и «Н» - высокое, среднее и низкое значение соответствующих показателей предложенных групп. Отметим, что границы предложенных показателей, характеризующих «уровень развития интеграционных связей в инвестиционно-строительном комплексе» и «кадрово-технологический и финансовый потенциал предприятий инвестиционно-строительного комплекса», определяются экспертным путем.
4. Разработка и обоснование процедуры мониторинга значений основных показателей, характеризующих степень развития интеграционных связей в инвестиционно-строительном комплексе, кад-рово-технологический и финансовый потенциал предприятий данного комплекса, и их соответствия целевым значениям. А также
Таблица 1. Распределение стратегий трансфера инновационных технологий по критерию «уникальность процессов, требующих модификации или развития за счет инноваций»
Высокая уникальность Низкая уникальность
1. Стратегия трансфера исключительных технологий 1. Стратегия моментального трансфера
2, Стратегия экспериментального трансфера 2. Стратегия интегрированного трансфера технологии
3. Стратегия «возвращающегося» трансфера заказных технологий 3. Стратегия иерархически возрастающего трансфера технологий
4. Стратегия прямого единичного трансфера технологий 4. Стратегия консолидированного подбора и передачи технологий
5.Стратегия прямого кольцевого распространения и внедрения технологий 5. Стратегия транфера «первичных» инновационных идей
6. Стратегия трансфера и массированной трансформации технологий 6. Стратегия локальной адаптации и трансфера технологии
за и
«ев
к « н о Я ^
I =
к Н я
к
1 5 6
4 3 2
к
Н С В
показатель кадрово-технологического и финансового потенциала
^ г*
2 В
О н
« 5
и Я СО ее
£ а
к
4 2 3
1 6 5
_^
н с в
показатель кадрово-технологического и финансового потенциала
Рис. 1. Выбор стратегий трансфера инновационных технологий для промышленных предприятий строительных материалов
ТРАШРОРТ БШТКЕББ Ш РШЗГА | №6 2012 | 95
разработка процедуры корректировки стратегии трансфера инновационных технологий для промышленных предприятий строительных материалов в случае выявленных отклонений значений указанных показателей эффективности.
Представленный подход к управлению инновационной деятельностью предприятий строительных материалов на основе разработки стратегии трансфера инновационных технологий позволит повысить эффективность инновационных процессов во всей логистической цепи инвестиционно-строительного комплекса.
Литература:
1. Дли М.И., Литвинчук Ю.Я., Какатунова Т.В. Управление потоками инноваций на предприятиях авиационной промышленности // Интеграл. 2009. №1. С.5-7.
2. Дли М.И., Какатунова Т.В. Общая процедура взаимодействия элементов инновационной среды региона // Журнал правовых и экономических исследований - 2009 - №3 - С.60-63.
3. Дли М.И., Борисов А.К. Стратегическое управление инновациями приборостроительного предприятия // Российское предпринимательство - 2007 - №4. - С.88-92.
ВЛИЯНИЕ ПРИСОЕДИНЕННЫХ МАСС ВОДЫ НА ИНЕРЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУДОВЫХ УПРУГИХ СИСТЕМ
Худяков С.А., к.т.н., доцент ГМУ им. адм. Ф.Ф Ушакова
При уменьшении осадки судна происходит смещение пика резонанса вибрации упругой системы ДД в сторону увеличения частоты, что свидетельствует о снижении массы системы за счет уменьшения присоединенных масс воды по бортам в районе машинного отделения.
Ключевые слова: судно, резонанс, частота, присоединенная масса.
THE INFLUENCE OF ADDITIONAL MASS OF WATER ON INERTIA PERFORMANCES OF SHIPPING FLEXIBLE SYSTEMS
Khudyakov S., Ph.D., docent, Ushakov State Maritime University
Decrease of vessel shifting peak resonance vibration of elastic system DD frequency upwards, indicating a decrease in weight of the system by reducing the water masses on both sides joined in the engine room.
Keywords: amplitude, vibration, absorber, additional mass.
Эффект смещения пика резонанса (рисунок 1) при вибрации упругой системы «дизель-днище» (ДД) при изменении осадки рассматривается на примере результатов натурных экспериментов, выполненных на судах типа «Беломорсклес». При этом анализируется повышение резонансной частоты от уменьшения присоединенных масс воды (снижается осадка в районе МО), а также влияние этих масс на демпфирующие свойства системы, что привело к увеличению коэффициента динамичности при резонансе [1,2]. На судах указанной серии был установлен резонанс Н-формы колебаний упругой системы ДД с частотой 5-го порядка в диапазоне частот вращения коленчатого вала главного МОД (типа 5ДКРН62/140-2) в пределах от 90 до 100 мин-1. Резонансные частоты, амплитуды и коэффициенты динамичности при резонансах Н-формы колебаний для двух судов приведены в таблице 1.
Таблица 1. Резонансы Н-формы колебаний системы ДД на судах типа «Беломорсклес»
Судно Резонанс II-формы колебаний Примечание
Частота, Гц Амплитуда, мм или мм/с
«Байконур» 7,73 0,97/47,1 в грузу
8,06 1,15/58,2 в балласте
«Сунгари» 7,50 1,06/49,9 в грузу
7,75 1,21 /58,9 в балласте
Различие в частотах по нашему мнению связано с состоянием главных МОД (обжатия анкерных связей и фундаментных болтов), а также вида груза и количества балласта в танках двойного дна в МО.
Таким образом, в статье рассматриваются задача - влияние присоединенных масс воды (ПМВ) в упругой системе ДД на частоту Н-формы колебаний при изменении осадки судна.
Одновременно с этим происходит изменение диссипативных свойств той же системы при вариации ПМВ, что отражается на значении коэффициента динамичности в при резонансных ее колебаниях и рассматривается в другой статье.
Решение задачи возможно получить с достаточной точностью упростив методику расчета для экспертной оценки приращения частоты свободных колебаний (ЧСК) А/h Н-формы колебаний системы ДД. Это оправдано тем, что по результатам натурного эксперимента
частота /н была определена для 2-х разных состояний судна, т.е. в грузу и в балласте (табл.1). При этом ранее выполненные расчеты
этой частоты fup по МКЭ дали хорошее совпадение с результатами экспериментов (расчетная частота fHp = 8,2 Гц и 8,7 Гц после
введения дополнительных связей верхнего крепления остова главного МОД) [1]. Расчет выполнялся для балластных условий судна. В расчетах по МКЭ используется общее уравнение динамики упругой системы ДД в матричном виде, которое имеет вид
[M]{u''} + [C]{u'} + [K]{u} = {M(t)} (1)
где [M] - матрица масс; [C] - матрица сопротивлений; [K] - матрица жесткостей; {u"},{u'},{u} - вектора узловых ускорений, скоростей и перемещений; {{Mv } - вектор нагрузок (полный спектр неуравновешенных моментов с частотами по главный порядок, равный числу цилиндров МОД); t - время.
С помощью этого уравнения определяются значения неизвестных {u} , которые в любой момент времени удовлетворяют условиям равновесия системы при наличии сил инерции и диссипативных ее свойств. При анализе простых систем возможно использование метода
96 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №6 2012 |