1) предоставить бюджетные средства субъектам промышленной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) применить особые налоговые режимы в отношении субъектов промышленной деятельности, осваивающих и выпускающих инновационную продукцию на уровне лучших мировых достижений;
3) осуществить закупки и поставки промышленной продукции для государственных и муниципальных нужд;
4) использовать инновационные инструменты регулирования рынка промышленной продукции, сырья.
Ключевые направления государственной инновационной промышленной политики в РФ на период до 2015 года, должны включать:
■ выработку государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также в области развития авиационной техники, технического регулирования и обеспечения единства измерений, науки и техники в интересах обороны и безопасности государства, внешней и внутренней торговли, народных художественных промыслов;
■ оказание государственных услуг, управление государственным имуществом в сфере машиностроения, металлургической, химической, фармацевтической, биотехнологической, медицинской, легкой, лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей, электронной, авиационной и судостроительной промышленности, промышленности средств связи, радиопромышленности, промышленности боеприпасов;
■ поддержка экспорта инновационной промышленной продукции, обеспечение доступа на рынки товаров и услуг, выставочной и ярмарочной деятельности, проведение расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер при импорте товаров, по применению
мер нетарифного регулирования, государственное регулирование внешнеторговой деятельности;
■ техническое регулирование.
В качестве вывода заметим, что к приоритетным задачам по государственному содействию реализации инновационной промышленной политики в РФ относится повышение конкурентоспособности отечественных производителей и отраслей промышленности, использующих преимущественно собственную материально-сырьевую базу и имеющих освоенные рынки сбыта; развитие наукоемких специализированных производств и формирование на этой основе современных конкурентоспособных промышленных структур национального базирования в секторе высокотехнологичных производств; комплексная реструктуризация отраслей промышленности.
Основными направлениями обеспечения модернизации отечественного промышленного комплекса должны стать: активизация и повышение эффективности внедрения ресурсосберегающих и природоохранных технологий; освоение новейших технологий альтернативной энергетики и распространение использования возобновляемых источников энергии; совершенствование экономического механизма обеспечения экологического равновесия.
Литература:
1. Гордеев О.И., Гордеев С.О. Развитие промышленности региона в условиях перехода к подъему экономики: стратегия, политика и средства обеспечения /О.И. Гордеев, С.О. Гордеев / - СПб.:- НПК «Рост», 2007.
2. Промышленность России. 2012: Стат.сб. / Росстат - М., 2012. - 445 c. ISBN 978-5-89476-343-9.
3. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» от 17.11.08 №1662-р.
УДК 330.45:519.85
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИННОВАЦИЙ
Хвостов Д.А., аспирант филиала ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «МЭИ», г. Смоленск,
e-mail: [email protected]
Алексахина Л.И., д.э.н., профессор кафедры инженерного менеджмента ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский университет
«МЭИ», г. Москва
Зайцевский И.В., д.э.н., профессор кафедры «Финансы и кредит» ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский университет
«МЭИ», г. Москва
Приведены результаты анализа современного состояния инвестиционно-строительного комплекса РФ. Обоснована ведущая роль инноваций для развития предприятий строительных материалов. Описана обобщенная структура механизма использования инноваций в сфере производства и использования строительных материалов.
Ключевые слова: предприятия производства строительных материалов, инвестиционно-строительный комплекс, инновации.
ORGANIZATIONAL MECHANISM OF DEVELOPMENT OF ENTERPRISES OF BUILDING MATERIALS BASED ON THE USE OF INNOVATION
Khvostov D., the post-graduated student, National Research University «Moscow Power Engineering Institute», Smolensk branch,
e-mail: [email protected]
Alexakhina L., Doctor of Economics, professor of Engineering management, National Research University «Moscow Power Engineering
Institute», Moscow
Zaytsevsky I., Doctor of Economics, professor of Finance and credit chair, National Research University «Moscow Power Engineering
Institute», Moscow
Results of analysis of the current state of the investment-building complex of the Russian Federation shows. The leading role of innovation for the development of enterprises of building materials is justified. The generalized structure of the mechanism using innovations in the production and use of building materials is described.
Keywords: company production of building materials, investment-building complex, innovation.
В настоящее время инвестиционно-строительный комплекс, включающий проектные организации, строительные компании, предприятия строительных материалов, а также инвестиционные компании, является одной из важнейших составляющих экономики РФ. Так, только доля компаний, осуществляющих строительные
работы, в общем объеме валового внутреннего продукта в 2012 г. составила 6,5% [1].
Отмечаемый в последние годы рост объемов жилищного строительства способствует увеличению спроса на различные виды строительных материалов, что создает определенные предпосылки
для развития всего инвестиционно-строительного комплекса. В значительной степени этому способствует реализация ряда федеральных программ, стимулирующих развитие строительной сферы, к которым можно отнести федеральную целевую программу «Жилище», федеральную целевую программу «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 г.», а также региональных программ, к которым, например, относится региональная Программа «Развитие жилищного строительства в Смоленской области» на 2011-2015 гг. Так, в 2012 г. в РФ введено в действие 235,2 тыс. зданий (в 2011 г. - 223,8 тыс. зданий) кубатурой 447,1 млн. куб. метров (в 2011 г. - 407,7 млн. куб. метров) и общей площадью - 103,9 млн. кв. метров (в 2011 г. - 94,8 млн. кв. метров). Из числа введенных в действие в 2012 г. зданий 93,3% составляют здания жилого назначения. В январе-сентябре 2013 г. введено в действие 159 тыс. зданий (за аналогичный период 2012 г. - 148 тыс. зданий) кубатурой 280,6 млн. куб. метров (за аналогичный период 2012 г. - 244,3 млн. куб. метров) и общей площадью - 63,6 млн. кв. метров (за аналогичный период 2012 г. - 55,4 млн. кв. метров). Из числа зданий, введенных в эксплуатацию в январе-сентябре 2013 г., 93,7% составляют здания жилого назначения [2].
Указанная тенденция наблюдается и в большинстве Субъектов РФ. Например, в Смоленской области общая площадь введенных в эксплуатацию зданий составила в 2010 г. - 453,6 кв.м.; 2011 г. -549 кв. м.; 2012 г. - 674 кв. м.; 2013 г. - 823 кв. м. В 2014-2015 гг. планируется существенный рост данных показателей (по некоторым прогнозам в 2 раза). При этом до 2011 г. в большей степени возрастал объем вводимых в эксплуатацию зданий нежилого назначения: в 2010 г. - 49,2 кв.м.; 2011 г. - 115,7 кв.м.; 2012 г. - 109,2 кв.м. и 2013 г. - 99,7 кв.м. [2].
Анализируя сложившиеся в настоящее время условия функционирования предприятий, осуществляющих производство строительных материалов, следует отметить наличие ряда благоприятных возможностей для их развития, к которым относятся инвестиционная привлекательность строительного бизнеса в целом, а также отмечаемый низкий уровень логистических издержек по сравнению с зарубежными производителями.
В общем случае строительные материалы можно разделить на две группы - крупногабаритные строительные материалы, предназначенные для строительства или реконструкции, и строительные материалы, используемые для отделки строительных объектов.
Строительные материалы первой группы могут быть произведены как отечественными, так и, например, белорусскими предприятиями. Однако импорт готовых крупногабаритных стройматериалов из других стран в целом представляется нецелесообразным, в первую очередь, ввиду значительных логистических издержек. Географические особенности РФ приводят к многократному увеличению стоимости импорта ввиду высоких транспортных расходов. Также следует отметить, что продукция отечественных производителей в полной мере соответствует требуемым стандартам и нормам при обеспечении минимальной себестоимости.
Действительно, несмотря на наличие Таможенного союза, конкуренция по значительному ассортиментному ряду стройматериалов со стороны белорусских производителей практически отсутствует. Реализуя благоприятные рыночные возможности, российские производители строительных материалов придерживаются стратегии развития рынка и продукции, что нашло отражение в некотором увеличении объемов производства по отдельным номенклатурным позициям. Так, объем выпуска кирпича строительного в 2012 г. по сравнению с 2011 г. составил 105% конструкций и деталей сборных железобетонных - 102% , песка - 112%, щебня - 104%, гравия - 109%, теплоизоляции - 102%, цемента - 105% и стекла - 107%. В тоже время за указанный период производство бетона сократилось на 3%, раствора строительного - на 4% [1].
В тоже время, несмотря на отмечаемые отдельные положительные тенденции развития предприятий строительных материалов, такие факторы, как низкая производительность труда, устаревшее оснащение и невысокие требования к качеству, обуславливают низкую конкурентоспособность отечественной продукции по сравнению с импортными материалами. Это приводит к тому, что, несмотря на высокие логистические издержки, значительная часть строительных материалов приобретается за границей.
Значительно повысить конкурентоспособность отечественных строительных материалов можно в результате разработки и применения при их производстве инновационных технологий [3,4]. Производство отечественными предприятиями строительных
материалов может быть организовано как на основе собственных инновационных разработок, так и при использовании инновационных технологий, приобретенных у зарубежных разработчиков. Импорт технологий производства строительных материалов целесообразно осуществлять на основе государственных программ, стимулирующих развитие строительной сферы, а также при условии их соответствия имеющимся в данной области государственным стандартам. Эта процедура может быть реализована путем создания совместных предприятий, в рамках которых будет осуществляться апробация и адаптация инновационных технологий и разработок для российского рынка. Еще одним важнейшим критерием отбора инновационных технологий, заимствованных у зарубежных разработчиков, может стать их соответствие требованиям потребителей, в первую очередь, с точки зрения возможности снижения цены приобретения и себестоимости эксплуатации зданий и сооружений. Безусловно, заимствование инновационных технологий у зарубежных разработчиков не следует рассматривать как единственный путь повышения инновационности российских предприятий инвестиционно-строительного комплекса. В тоже время их применение и возможная адаптация с целью учета климатических и иных особенностей российских регионов позволят значительно сократить сроки реализации инновационных проектов данных предприятий.
В результате применения инноваций на стадии производства строительных материалов может быть получен комплексный эффект, проявляющийся не только в снижении себестоимости строительства в результате использования энергоэффективных и экологичных технологий, но и в снижении себестоимости эксплуатации возведенных объектов [5]. В настоящее время потребителями выдвигаются высокие требования к увеличению тепловой защиты зданий и сооружений, прежде всего, жилых домов, обеспечению комфортного пребывания в помещениях, а также требования, связанные с реализацией возможности снижения негативного воздействия построенных объектов на окружающую природную среду. В связи с этим актуальность приобретают инновационные разработки, связанные непосредственно с получением новых характеристик строительных материалов, позволяющих повысить эффективность поддержания построенных объектов в долгосрочной перспективе, что отразится на периодичности и стоимости текущего и капитального ремонта, и эффективность процессов их эксплуатации. При этом, рассматривая вопросы эксплуатации жилых зданий, следует учитывать возможные эффекты, связанные с повышением эффективности обслуживания общего имущества многоквартирного дома и функционирования общедомового оборудования, и эффекты, которые могут быть получены собственниками квартир, например, связанные с повышением эффективности использования энергетических ресурсов, что особенно актуально в условиях постоянного роста цен в данной области.
Ввиду масштабности ожидаемых эффектов и их значимости в стратегической перспективе для решения общегосударственных задач в области повышения рациональности использования топливно-энергетических ресурсов представляется очевидным реализация активного влияния на процессы разработки и внедрения инновационных технологий в инвестиционно-строительном комплексе со стороны государственных корпораций. Госкорпорации в этом случае могут выполнять государственные задания на разработки и работы в данной области, в том числе, разрабатывать требования к объектам строительства и строительным материалам, совместно с отдельными строительными компаниями и предприятиями стройматериалов, а также различными организациями инновационной инфраструктуры [6]. В общем случае государственные корпорации в инвестиционно-строительном комплексе могут осуществлять координацию процедур поддержки жилищного строительства на основе инноваций и определять общее направление инновационной деятельности в данной сфере. К числу структур, способных осуществлять указанные функции, в настоящее время можно отнести Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства, Государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и др. На рисунке 1 приведена обобщенная структура организационного механизма реализации инноваций в инвестиционно-строительном комплексе.
Важными участниками инновационного процесса в инвестиционно-строительном комплексе могут стать такие представители инновационной инфраструктуры, как образовательные
ТКАШРОЮТ БШШБББ Ш ЮШБТА | №6 2013 | 45
Рис. 1. Обобщенная структура организационного механизма реализации инноваций в инвестиционно-строительном комплексе
учреждения с профильными специальностями, отраслевые НИИ, проектные организации, а также малые инновационные предприятия, созданные с участием сотрудников образовательных и научных учреждений и промышленных предприятий. При этом процесс подбора и передачи необходимых инновационных разработок и технологий для различных участников инновационного процесса может реализовываться с помощью центров трансфера технологий. Финансирование инновационных проектов целесообразно осуществлять через специальные инвестиционные компании, аккумулирующие инвестиционные ресурсы и способные обеспечить их рациональное распределение.
Использование инноваций, в первую очередь, в области ре-сурсоэнергосбережения в сфере производства и использования строительных материалов открывает новые возможности влияния на бытовое энергосбережение и энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве, что является одной из важнейших задач на пути повышения энергетической эффективности в РФ.
Литература:
1. Российский статистический ежегодник. Статистический сборник. М.: Росстат, 2012. 795 с.
2. Статистический сборник «Основные показатели инвестиционной и строительной деятельности в Российской Федерации» // URL:http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_100/Main.htm
3. Дли М.И., Литвинчук Ю.Я., Какатунова Т.В. Управление потоками инноваций на предприятиях авиационной промышленности // Интеграл. 2009. №1. С.5-7.
4. Дли М.И., Борисов А.К. Стратегическое управление инновациями приборостроительного предприятия // Российское предпринимательство. 2007. №4. С.88-92
5. Михайлов С.А., Дли М.И., Балябина А.А. Виды региональных стратегий энергосбережения // Интеграл. 2008. №4.С.76-78.
6. Дли М.И., Какатунова Т.В. Интеграция технопарка в состав инновационной структуры региона // Проблемы современной экономики. 2008. №2 (26). С. 252-254.