формирование институтов развития) имеют «пороговый» характер: они дают положительный эффект при достаточно высоком качестве институтов (низкие административные барьеры, квалифицированный и коррумпированный государственный аппарат, наличие независимых судов, прозрачность действий правительства и т. д.) и не приносят результатов (либо дают отрицательный эффект) при низком. Следовательно, обязательное условие дальнейшего развития экономики - радикальное совершенствование институтов. Фактически на нынешнем этапе краеугольным камнем экономической политики экономической политики должна стать модернизация государства, без чего ускорить экономический рост не удастся.
Вышеизложенные положения дают основание сделать вывод о том, что, во-первых, общество не все должно проедать, что произведено; во-вторых, непроизводительные страты должны нести одинаковое бремя страны; в-третьих, необходимы ресурсы для обновления капитала и квалифицированного обучения молодого поколения; в-четвертых, должен быть равный доступ к общественным благам всех слоев общества; в-пятых, государство обязано обеспечить сильную институциональную защиту частной собственности (особенно земли, леса, воды) как источник дохода и формирования семейного бюджета слоям населения, производящим материальные блага. И в-шестых, распределительная политика государства обязана учитывать интересы каждого члена общества и социальных групп.
УДК 338.47
Семенов М. О., Токарева И. В. РЕИНЖИНИРИНГОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА ТРАНСПОРТЕ
В статье рассмотрены институциональные, социальные, экономические и материально-ресурсные условия инновационной модернизации экономики России. Обосновано приоритетное значение развития инфраструктуры (особенно транспортной) для обеспечения эффективной модернизации и технологического развития национальной экономики. Предложены подходы к формированию рациональной инвестиционной политики на транспорте на основе принципов реинжиниринга, обеспечивающие устойчивое развитие транспортной инфраструктуры.
Ключевые слова. инвестиционная политика, реинжиниринговые принципы.
Несмотря на провозглашенный курс на модернизацию и инновационное технологическое развитие экономики страны, реальных содержательных и непрерывных подвижек в этом процессе не наблюдается. Как отметил Президент в своем выступлении 15 мая 2009 года в Горках, «Основная проблема заключается в том, что, несмотря на правильные программные установки, никаких существенных изменений в технологическом уровне нашей экономики не происходит» [1].
Среди множества причин такого положения выделим, на наш взгляд, в качестве главенствующей отсутствие соответствующей среды - особых институциональных, социальных, экономических и материально-ресурсных условий для инновационной модернизации, которые определяют, по сути, инвестиционный климат в стране.
Институциональные условия должны в первую очередь обеспечивать фактическую конку-
рентоспособность отечественной юрисдикции. Одной из причин отставания России в получении прямых инвестиций от других стран БРИК, выступает недостаточно привлекательный инвестиционный климат, обусловленный в частности уровнем налоговой нагрузки на бизнес. Действительно, например, в Казахстане НДС, налог на прибыль, социальный налог заметно ниже, чем в РФ. Другими причинами низкой инвестиционной конкурентоспособности российской юрисдикции является недостаточно благоприятная доступность финансовых, трудовых, инфраструктурных ресурсов, а также сложная административная среда.
Социальные условия предполагают социально безопасный процесс модернизации, при котором в обязательном порядке необходимо опережающее создание большого количества новых рабочих мест. Это связано с тем, что модернизация призвана существенно поднять производительность
© Семенов М. О., Токарева И. В., 2011
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 20111
общественного труда, которая сегодня составляет всего четвертую часть от производительности труда в США и может оставить без работы, вследствие её интенсивного роста, большое количество людей в модернизируемой отрасли.
Что касается экономических условий, то они должны обеспечивать спрос на инновации, т. е. инновации должны быть экономически оправданными. При отсутствии таких условий создаваемый интеллектуальный продукт может реализовываться в других экономиках, т. е. отечественные инновации станут увеличивать занятость и налоговые поступления за рубежом.
Материально-ресурсные условия - это условия создания эффективной индустриальной базы инновационного развития в форме подготовки реальных промышленных площадок и их обеспечения соответствующей инфраструктурой: инженерной, энергетической, коммуникационной и транспортной. Следует обратить внимание на то, что институциональные условия должны обеспечиваться главным образом на федеральном уровне, а задача создания осталь-
ных условий (социальных экономических и материально-ресурсных) должна решаться в первую очередь в регионах.
В наглядном виде основные требуемые условия реализации инновационной модернизации и интенсивного технологического развития экономики страны отражены на рисунке 1. Очевидным фактом является то, что создание развитой инфраструктуры как главной составляющей материально-ресурсного обеспечения эффективной модернизации и технологического развития экономики требует наибольших временных, трудовых и финансовых затрат.
Наиболее сложной и затратной составляющей инфраструктуры является транспортная. Именно поэтому здесь необходимо привлечение внешних инвестиций, а, следовательно улучшение инвестиционного климата. В связи с этим одна из пяти стратегических целей «Транспортной стратегии РФ на период до 2020 года» является улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений в транспортном комплексе, главным образом в наземном транспорте.
Рис. 1. Условия реализации курса на модернизацию и технологическое развитие экономики
228
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2011
Улучшение инвестиционного климата в данной отрасли возможно только при формировании соответствующей инвестиционной политики, основанной на использовании принципов реинжиниринга, т. е. перепроектирования процессов её формирования. Использование методологии реинжиниринга позволяет реализовать глубинные изменения в формировании инвестиционного климата на транспорте, обеспечить достижение актуальных конкурентных преимуществ участникам инновационных межфункци-ональных бизнес проектов [2].
Эти принципы группируются по соответствующим направлениям или разделам инвестиционной политики:
- управленческие принципы;
- организационные принципы;
- общеэкономические принципы;
- социальные принципы.
К управленческим относятся принципы: компетентности, обоснованности, системности. Эти принципы означают привлечение к инвестиционным процессам в качестве участников профессионалов, а так же обеспечение соревнователь-ства, конкуренции на всех этапах процессов, использование преимуществ системности. К организационным относятся принципы: инновационности, концентрации, согласованности. Принцип инновационности означает, что инвестиционные проекты должны реализовывать новые технологические идеи, концентрации - привлечение ключевых инвесторов, иностранных инвестиций; со-
гласованности - обеспечение высокой степени взаимодействия и согласованности основных участников инвестиционных проектов.
К общеэкономическим относятся принципы: сбалансированности, комплексности, эффективности. Принцип сбалансированности означает недопущение развития одних видов транспорта в ущерб другим, комплексности - связанность развития транспортной инфраструктуры с социальным и экономическим развитием территорий; эффективности обеспечение превышения ожидаемых полезных результатов инвестиционных проектов над затратами финансовых, природных, трудовых и др. ресурсов.
К социальным относятся принципы: публичности и безопасности. Принцип публичности предполагает широкое вовлечение и открытое обсуждение содержания инвестиционных проектов не только его участников, но и других стейкхолдеров и гражданское общество; безопасности
- не только соблюдение безопасности для жизни и здоровья людей, но и обеспечение экологической безопасности.
Библиографический список
1. Медведев Д. Вступительное слово на совещании по вопросам модернизации и технологического развития экономики. 15.05.2009. Горки. - URL: http:/ /kremlin.ru/transcripts/4082
2. Хаммер М. Реинжиниринг корпорации: Манифест революций в бизнесе / М. Хаммер, Дж. Чампи: пер. с англ. - СПб. : Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1997. - 332 с.
УДК 332.1
Симонов А. Г. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ХОЗЯЙСТВО В РЕГИОНЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ И МОЖЕТ ДАННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА БЫТЬ ГАРМОНИЧНОЙ?
В статье рассматривается хозяйство в регионе как экономическая система и возможность применение к данной экономической системе теорию гармоничности.
Ключевые слова: регион, система, хозяйство, объект, проект, процесс, гармония.
Регион - целостная система со своими структурой, функциями, связями с внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения. Ее характеризуют: высокая размерность; большое количество взаимосвязанных подсистем различных типов с локальными
целями; многоуровневое управление; иерархичность структуры; значительное запаздывание координирующих воздействий при высокой динамичности элементов; неполная определенность состояний элементов. В функционировании региона определяющую роль играет
© Симонов А. Г., 2011
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2011
229