Научная статья на тему 'Реинжиниринговые принципы формирования инвестиционной политики на транспорте'

Реинжиниринговые принципы формирования инвестиционной политики на транспорте Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / РЕИНЖИНИРИНГОВЫЕ ПРИНЦИПЫ / INVESTMENT POLICY / REENGINEERING PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семёнов М. О., Токарева И. В.

В статье рассмотрены институциональные, социальные, экономические и материально-ресурсные условия инновационной модернизации экономики России. Обосновано приоритетное значение развития инфраструктуры (особенно транспортной) для обеспечения эффективной модернизации и технологического развития национальной экономики. Предложены подходы к формированию рациональной инвестиционной политики на транспорте на основе принципов реинжиниринга, обеспечивающие устойчивое развитие транспортной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REENGINEERING PRINCIPLES OF THE FORMATION OF THE INVESTMENT POLICY ON TRANSPORT

This article covers institutional, social, economic and material resource conditions of innovative modernization of Russian economy. The authors prove the significant meaning of transport infrastructure development for the purpose of effective modernization and technological development of national economy. They propose the method of approach, guaranteeing the rational investment policy on transport on the basis of reengineering principles and the development of transport infrastructure.

Текст научной работы на тему «Реинжиниринговые принципы формирования инвестиционной политики на транспорте»

формирование институтов развития) имеют «пороговый» характер: они дают положительный эффект при достаточно высоком качестве институтов (низкие административные барьеры, квалифицированный и коррумпированный государственный аппарат, наличие независимых судов, прозрачность действий правительства и т. д.) и не приносят результатов (либо дают отрицательный эффект) при низком. Следовательно, обязательное условие дальнейшего развития экономики - радикальное совершенствование институтов. Фактически на нынешнем этапе краеугольным камнем экономической политики экономической политики должна стать модернизация государства, без чего ускорить экономический рост не удастся.

Вышеизложенные положения дают основание сделать вывод о том, что, во-первых, общество не все должно проедать, что произведено; во-вторых, непроизводительные страты должны нести одинаковое бремя страны; в-третьих, необходимы ресурсы для обновления капитала и квалифицированного обучения молодого поколения; в-четвертых, должен быть равный доступ к общественным благам всех слоев общества; в-пятых, государство обязано обеспечить сильную институциональную защиту частной собственности (особенно земли, леса, воды) как источник дохода и формирования семейного бюджета слоям населения, производящим материальные блага. И в-шестых, распределительная политика государства обязана учитывать интересы каждого члена общества и социальных групп.

УДК 338.47

Семенов М. О., Токарева И. В. РЕИНЖИНИРИНГОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА ТРАНСПОРТЕ

В статье рассмотрены институциональные, социальные, экономические и материально-ресурсные условия инновационной модернизации экономики России. Обосновано приоритетное значение развития инфраструктуры (особенно транспортной) для обеспечения эффективной модернизации и технологического развития национальной экономики. Предложены подходы к формированию рациональной инвестиционной политики на транспорте на основе принципов реинжиниринга, обеспечивающие устойчивое развитие транспортной инфраструктуры.

Ключевые слова. инвестиционная политика, реинжиниринговые принципы.

Несмотря на провозглашенный курс на модернизацию и инновационное технологическое развитие экономики страны, реальных содержательных и непрерывных подвижек в этом процессе не наблюдается. Как отметил Президент в своем выступлении 15 мая 2009 года в Горках, «Основная проблема заключается в том, что, несмотря на правильные программные установки, никаких существенных изменений в технологическом уровне нашей экономики не происходит» [1].

Среди множества причин такого положения выделим, на наш взгляд, в качестве главенствующей отсутствие соответствующей среды - особых институциональных, социальных, экономических и материально-ресурсных условий для инновационной модернизации, которые определяют, по сути, инвестиционный климат в стране.

Институциональные условия должны в первую очередь обеспечивать фактическую конку-

рентоспособность отечественной юрисдикции. Одной из причин отставания России в получении прямых инвестиций от других стран БРИК, выступает недостаточно привлекательный инвестиционный климат, обусловленный в частности уровнем налоговой нагрузки на бизнес. Действительно, например, в Казахстане НДС, налог на прибыль, социальный налог заметно ниже, чем в РФ. Другими причинами низкой инвестиционной конкурентоспособности российской юрисдикции является недостаточно благоприятная доступность финансовых, трудовых, инфраструктурных ресурсов, а также сложная административная среда.

Социальные условия предполагают социально безопасный процесс модернизации, при котором в обязательном порядке необходимо опережающее создание большого количества новых рабочих мест. Это связано с тем, что модернизация призвана существенно поднять производительность

© Семенов М. О., Токарева И. В., 2011

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 20111

общественного труда, которая сегодня составляет всего четвертую часть от производительности труда в США и может оставить без работы, вследствие её интенсивного роста, большое количество людей в модернизируемой отрасли.

Что касается экономических условий, то они должны обеспечивать спрос на инновации, т. е. инновации должны быть экономически оправданными. При отсутствии таких условий создаваемый интеллектуальный продукт может реализовываться в других экономиках, т. е. отечественные инновации станут увеличивать занятость и налоговые поступления за рубежом.

Материально-ресурсные условия - это условия создания эффективной индустриальной базы инновационного развития в форме подготовки реальных промышленных площадок и их обеспечения соответствующей инфраструктурой: инженерной, энергетической, коммуникационной и транспортной. Следует обратить внимание на то, что институциональные условия должны обеспечиваться главным образом на федеральном уровне, а задача создания осталь-

ных условий (социальных экономических и материально-ресурсных) должна решаться в первую очередь в регионах.

В наглядном виде основные требуемые условия реализации инновационной модернизации и интенсивного технологического развития экономики страны отражены на рисунке 1. Очевидным фактом является то, что создание развитой инфраструктуры как главной составляющей материально-ресурсного обеспечения эффективной модернизации и технологического развития экономики требует наибольших временных, трудовых и финансовых затрат.

Наиболее сложной и затратной составляющей инфраструктуры является транспортная. Именно поэтому здесь необходимо привлечение внешних инвестиций, а, следовательно улучшение инвестиционного климата. В связи с этим одна из пяти стратегических целей «Транспортной стратегии РФ на период до 2020 года» является улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений в транспортном комплексе, главным образом в наземном транспорте.

Рис. 1. Условия реализации курса на модернизацию и технологическое развитие экономики

228

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2011

Улучшение инвестиционного климата в данной отрасли возможно только при формировании соответствующей инвестиционной политики, основанной на использовании принципов реинжиниринга, т. е. перепроектирования процессов её формирования. Использование методологии реинжиниринга позволяет реализовать глубинные изменения в формировании инвестиционного климата на транспорте, обеспечить достижение актуальных конкурентных преимуществ участникам инновационных межфункци-ональных бизнес проектов [2].

Эти принципы группируются по соответствующим направлениям или разделам инвестиционной политики:

- управленческие принципы;

- организационные принципы;

- общеэкономические принципы;

- социальные принципы.

К управленческим относятся принципы: компетентности, обоснованности, системности. Эти принципы означают привлечение к инвестиционным процессам в качестве участников профессионалов, а так же обеспечение соревнователь-ства, конкуренции на всех этапах процессов, использование преимуществ системности. К организационным относятся принципы: инновационности, концентрации, согласованности. Принцип инновационности означает, что инвестиционные проекты должны реализовывать новые технологические идеи, концентрации - привлечение ключевых инвесторов, иностранных инвестиций; со-

гласованности - обеспечение высокой степени взаимодействия и согласованности основных участников инвестиционных проектов.

К общеэкономическим относятся принципы: сбалансированности, комплексности, эффективности. Принцип сбалансированности означает недопущение развития одних видов транспорта в ущерб другим, комплексности - связанность развития транспортной инфраструктуры с социальным и экономическим развитием территорий; эффективности обеспечение превышения ожидаемых полезных результатов инвестиционных проектов над затратами финансовых, природных, трудовых и др. ресурсов.

К социальным относятся принципы: публичности и безопасности. Принцип публичности предполагает широкое вовлечение и открытое обсуждение содержания инвестиционных проектов не только его участников, но и других стейкхолдеров и гражданское общество; безопасности

- не только соблюдение безопасности для жизни и здоровья людей, но и обеспечение экологической безопасности.

Библиографический список

1. Медведев Д. Вступительное слово на совещании по вопросам модернизации и технологического развития экономики. 15.05.2009. Горки. - URL: http:/ /kremlin.ru/transcripts/4082

2. Хаммер М. Реинжиниринг корпорации: Манифест революций в бизнесе / М. Хаммер, Дж. Чампи: пер. с англ. - СПб. : Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1997. - 332 с.

УДК 332.1

Симонов А. Г. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ХОЗЯЙСТВО В РЕГИОНЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ И МОЖЕТ ДАННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА БЫТЬ ГАРМОНИЧНОЙ?

В статье рассматривается хозяйство в регионе как экономическая система и возможность применение к данной экономической системе теорию гармоничности.

Ключевые слова: регион, система, хозяйство, объект, проект, процесс, гармония.

Регион - целостная система со своими структурой, функциями, связями с внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения. Ее характеризуют: высокая размерность; большое количество взаимосвязанных подсистем различных типов с локальными

целями; многоуровневое управление; иерархичность структуры; значительное запаздывание координирующих воздействий при высокой динамичности элементов; неполная определенность состояний элементов. В функционировании региона определяющую роль играет

© Симонов А. Г., 2011

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2011

229

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.