Научная статья на тему 'РЕГУЛЯЦИЯ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ'

РЕГУЛЯЦИЯ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
393
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕГАТИВНЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ / СТРЕСС / ДИАГНОСТИКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ПСИХОТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Душкин Антон Сергеевич, Нежкина Лариса Юрьевна, Юрина Ольга Игоревна

В статье рассматривается проблема негативных эмоциональных состояний у сотрудников полиции, обусловленных особенностями профессиональной служебной деятельности и происходящими глобальными изменениями в обществе, вызванными новой коронавирусной инфекцией (COVID-19). Актуализируется проблема своевременной диагностики и регуляции негативных эмоциональных состояний у сотрудников полиции. Для этого необходим алгоритм действий, который включает в себя три этапа. На первом этапе проводится диагностика и оценка эмоциональных состояний сотрудников. В частности, авторы предлагают использовать разработанную ими схему наблюдения за внешними проявлениями стресса различного уровня, беседу с выбором эмоций и методику изучения самочувствия, настроения, активности. Представлены материалы и методы их изучения, интерпретируются полученные результаты - наличие у большинства респондентов высокого уровня стресса. Второй этап предполагает составление групповых эмоциональных портретов на основании полученных данных исследования и в соответствии с этим разработку частных рекомендаций каждой группе. Подчеркивается значимость полученных результатов для разработки практических рекомендаций и непосредственной психологической помощи сотрудникам полиции. Третий этап представляет собой работу, направленную на создание общих рекомендаций для специалистов по психологическому сопровождению сотрудников. Кроме того, на данном этапе происходит непосредственная психологическая помощь по регуляции негативных эмоциональных состояний. Предлагается использовать метод Седона (освобождение эмоций), который помогает понять, о чем говорят эмоции и как ими управлять, способствует заряду энергии, придает силы, улучшает самочувствие и настроение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Душкин Антон Сергеевич, Нежкина Лариса Юрьевна, Юрина Ольга Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATION OF NEGATIVE EMOTIONAL STATES OF POLICE OFFICERS

The article deals with the problem of negative emotional states among police officers caused by the peculiarities of professional official activity and the ongoing global changes in society caused by the new coronavirus infection (COVID-19). The authors actualize the problem of timely diagnosis and regulation of negative emotional states in police officers. This requires an algorithm of actions, which includes three stages. At the first stage, the diagnosis and assessment of the emotional states of employees is carried out. In particular, the authors suggest using the scheme developed by them for monitoring the external manifestations of stress at various levels, a conversation with a choice of emotions and a methodology for studying well-being, mood, activity. The article presents the materials and methods of their study, as well as interprets the results obtained - the presence of a high level of stress in the majority of respondents. The second stage involves the compilation of group emotional portraits based on the obtained research data and, in accordance with this, the development of specific recommendations for each group. The article emphasizes the importance of the results obtained for the development of practical recommendations and direct psychological assistance to police officers. The third stage is the work aimed at creating general recommendations for specialists in psychological support of employees. In addition, at this stage there is direct psychological assistance for the regulation of negative emotional states. The authors suggest using the Sedona method (release of emotions), which helps to understand what emotions are talking about and how to manage them, promotes energy, gives strength, improves well-being and mood.

Текст научной работы на тему «РЕГУЛЯЦИЯ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ»

УДК 159.9:351.74

DOI 10.33463/2072-8336.2022.2(59).029-037

РЕГУЛЯЦИЯ НЕГАТИВНЫХ

ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

А. С. Душкин, Л. Ю. Нежкина, О. И. Юрина

Для цитирования

Душкин, А. С. Регуляция негативных эмоциональных состояний сотрудников полиции / А. С. Душкин, Л. Ю. Нежкина, О. И. Юрина // Прикладная юридическая психология. - 2022. - № 2(59). - С. 29-37. 001 : 10.33463/2072-8336.2022.2(59).029-037.

Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Аннотация. В статье рассматривается проблема негативных эмоциональных состояний у сотрудников полиции, обусловленных особенностями профессиональной служебной деятельности и происходящими глобальными изменениями в обществе, вызванными новой коронавирусной инфекцией [COVЮ-19). Актуализируется проблема своевременной диагностики и регуляции негативных эмоциональных состояний у сотрудников полиции. Для этого необходим алгоритм действий, который включает в себя три этапа. На первом этапе проводится диагностика и оценка эмоциональных состояний сотрудников. В частности, авторы предлагают использовать разработанную ими схему наблюдения за внешними про-

© Душкин А. С., Нежкина Л. Ю., Юрина О. И., 2022

явлениями стресса различного уровня, беседу с выбором эмоций и методику изучения самочувствия, настроения, активности. Представлены материалы и методы их изучения, интерпретируются полученные результаты - наличие у большинства респондентов высокого уровня стресса. Второй этап предполагает составление групповых эмоциональных портретов на основании полученных данных исследования и в соответствии с этим разработку частных рекомендаций каждой группе. Подчеркивается значимость полученных результатов для разработки практических рекомендаций и непосредственной психологической помощи сотрудникам полиции. Третий этап представляет собой работу, направленную на создание общих рекомендаций для специалистов по психологическому сопровождению сотрудников. Кроме того, на

данном этапе происходит непосредственная психологическая помощь по регуляции негативных эмоциональных состояний. Предлагается использовать метод Седона (освобождение эмоций), который помогает понять, о чем говорят эмоции и как ими управлять, способствует заряду энергии, придает силы, улучшает самочувствие и настроение.

Ключевые слова: негативные эмоциональные состояния, стресс, диагностика, психологическое сопровождение, психологическая помощь, психотехнологии.

Введение

Актуальность изучения негативных эмоциональных состояний у сотрудников полиции не вызывает сомнений, поскольку профессиональная служебная деятельность осуществляется в стрес-согенных условиях, что предъявляет высокие требования к уровню сфор-мированности у них эмоционально-волевой устойчивости [1]. Д. Ю. Кузнецов понимает «под негативными эмоциональными состояниями у сотрудников органов внутренних дел переживания, вызванные различными эмоцио-генными факторами, возникающими в том числе при действиях в особых (экстремальных) ситуациях служебной деятельности, часто создающие препятствия к эффективному выполнению поставленных служебных задач и увеличивающие предрасположенность к несчастным случаям, ранению или гибели» [3]. Экстремальность заключается прежде всего в необходимости взаимодействия сотрудника полиции с гражданами с противоправным поведением и их жертвами. Анализ отечественных и зарубежных исследований показывает, что постоянное вынужденное подавление негативных эмоций,

стресса приводит к ухудшению здоровья, воздействует на психовегетативное равновесие сотрудника полиции, на работоспособность и общую жизненную активность [5, 9, 10, 14-17].

Кроме того, пандемия С0УЮ-19, повлекшая за собой политические, экономические, социальные проблемы и в целом изменившая привычный образ жизни в обществе, серьезно повлияла на психическое состояние людей. Представители медицинского и психологического сообщества ученых и практиков, такие как С. Н. Ениколопов, О. М. Бойко, Т. И. Медведева, О. Ю. Воронцова, О. Ю. Казьмина, отмечают, что люди порой не только физически тяжело переносят коронавирус, во время заболевания и после у них часто обостряются негативные эмоциональные состояния: растерянность, избыточное беспокойство, сверхнастороженность, навязчивый страх, снижается интерес к жизни и т. д., спровоцированные в том числе негативными процессами глобального масштаба [2].

Е. М. Хекалов отмечает, «что истощение «адаптационной энергии» приводит к дезорганизации деятельности, нервно-эмоциональному срыву, ослаблению активности, притуплению психических процессов, повышению тревоги, раздражительности и т. п. Однако эмоции, положительные или отрицательные, человеку необходимы, поскольку в каждой эмоции заложена определенная мудрость, информация, послание как предупреждение, защита и подталкивание человека к действиям. Важно научиться понимать эмоции и выработать способы реагирования на них» [13].

Очевидно, что негативные процессы в обществе, вызванные коронави-русом, более чем усугубляют без того

психологически сложные условия профессиональной деятельности сотрудников полиции, поскольку повышается ответственность за выполнение служебных задач. Однако это накладывает серьезный негативный отпечаток на их психическое здоровье, обостряет пессимистичный фон настроения. Способен ли сотрудник полиции выполнить поставленные перед ним задачи в состоянии глубокой тоски, депрессии и т. д.? Как показывает практика, такая ситуация приводит к истощению организма, которое Г. Селье описывал как исчерпывание его резервов, снижение сопротивляемости под воздействием стрессоров [11].

В. А. Сидоренко, Е. Г. Ичитовкина, С. В. Жернов, Ю. В. Богдасаров отмечают, что «эмоциональное состояние сотрудников органов внутренних дел, перенесших новую коронавирусную инфекцию СОУЮ-19, характеризуется наличием повышенного уровня личностной тревожности и склонности к появлению дезадаптивных поведенческих реакций; сотрудники, освобожденные от служебных обязанностей как контактные с заболевшими имеют тревожно-фобические симптомы; здоровые полицейские, не освобождавшиеся от служебных обязанностей в период пандемии СОУЮ-19, продолжавшие нести службу по охране общественного порядка в местах большого скопления людей, склонны к проявлениям неконструктивных форм реакций на стресс» [8].

В. А. Лукина в своем исследовании установила, «что несение службы сотрудниками полиции в условиях пандемии связано с повышенной психической и физической нагрузкой, опасениями инфицирования СОУЮ-19 и нанесением вреда своим родным и

близким в качестве источника заражения. Непосредственная угроза пандемии сотрудникам патрульно-постовой службы полиции вызывает необходимость постоянной психологической помощи» [4].

0. А. Ульянина констатирует, «что знание психологических основ управления психическим состоянием человека способствует повышению профессионализма сотрудников полиции, поддержанию их психического здоровья, а также выступает одним из методов профилактики девиантного поведения» [12].

В соответствии с приказом МВД России от 25 декабря 2020 г. № 900 «Вопросы организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутреннихдел Российской Федерации» одной из главных задач психологической работы определено обеспечение высокой психологической готовности, эмоционально-волевой устойчивости и профессиональной работоспособности сотрудников в повседневных и особых условиях служебной деятельности. В связи с этим необходима разработка психотехнологий профилактики и регуляции негативных эмоциональных состояний у сотрудников полиции в повседневных и особых условиях служебной деятельности.

Цель исследования - разработать алгоритм действий по регуляции негативных эмоциональных состояний у сотрудников полиции с использованием психотехнологий.

Задачи исследования:

1. Изучить эмоциональное состояние сотрудников полиции.

2. Разработать частные и общие рекомендации по регуляции негативных эмоциональных состояний у сотрудников полиции.

3. Представить содержание и сущность работы с методом Седона(освобождение эмоций)как средство психорегуляции негативных эмоциональных состояний.

Материалы и методы исследования

В исследовании приняли участие 60 сотрудников полиции, проходивших повышение квалификации в образовательной организации системы МВД России. Они составили 3 группы, в которых проводилось изучение эмоциональных состояний с применением методов наблюдения, беседы, тестирования, а также психорегуляции.

Была реализована разработанная схема наблюдения за внешними проявлениями психического стресса различного уровня. Беседа предусматривала общение с сотрудниками с целью изучения их эмоционального состояния, а также снижения нервного напряжения или апатии посредством применения методики подчеркивания прилагательных. Беседа заканчивалась специально составленными личностно-ориентированными рекомендациями. С целью изучения самочувствия сотрудников, их активности, настроения использовалась методика, разработанная В. А. Доскиным, Н. А. Лаврентьевой, В. Б. Шарай и М. П. Мирошни-ковым.

В целом были задействованы следующие методы: психологическое консультирование, просвещение, моделирование, психотерапия (метод Седона), собственно-практический, обобщение результатов и интерпретация полученных данных наблюдения, беседы, тестирования, выработка общих рекомендаций.

При рассмотрении алгоритма действий в работе с негативными эмоци-

ональными состояниями у сотрудников полиции с применением психотехнологий мы ориентировались на труды таких ученых, как А. Лазарус, М. Е. Сандомирский, И. Г. Малкина-Пых, М. И. Марьин, Ю. Г Демьянов, А. Б. Леонова, А. С. Кузнецова, Х. М. Алиев, Л. Левенсон, Э. Шостром, в которых представлен довольно обширный арсенал методов работы.

Данный алгоритм включает в себя следующие этапы:

1. Диагностика и оценка эмоциональных состояний сотрудников полиции.

2. Составление групповых эмоциональных портретов и частных рекомендаций каждой группе.

3. Формирование общих рекомендаций для психологического сопровождения сотрудников, непосредственная психологическая помощь и просвещение с использованием психотехнологий.

На этапе диагностики и оценки мы провели беседу с каждым респондентом о его эмоциональном состоянии, в процессе которой сотрудникам был предложен список из 52 прилагательных, размещенных в три колонки без заголовков, обозначающих эмоциональные состояния человека. Из предложенного списка необходимо выбрать те прилагательные, которые соответствуют эмоциональному состоянию в данный момент. Предложенные эмоциональные состояния соответствуют психологическим синдромам, характерным для той или иной формы стресса. Неполный список прилагательных представлен в таблице.

Результаты исследования

Анализ результатов, полученных с помощью подчеркнутых прилагательных, показал, какие эмоции преобла-

Таблица

Эмоциональные состояния

Эмоциональные состояния, отражающие оптимальный уровень стресса Эмоциональные состояния, отражающие чрезмерный уровень стресса (возбудимая форма) Эмоциональные состояния, отражающие чрезмерный уровень стресса (тормозная форма)

Храбрый Озабоченный Угнетенный

Веселый Вялый Подавленный

Жизнерадостный Неуверенный Пассивный

Спокойный Расстроенный Пессимистичный

Уверенный Злой Сонливый

Решительный Хмурый Равнодушный

Бодрый Усталый Рассеянный

60 50 40 30 20 10 0

49,5 %

52,5 %

Самочувствие

36,4 %

Активность

Настроение

Рис. Результаты исследования самочувствия, активности, настроения у сотрудников полиции

дают у сотрудников. Из общего списка 34 % сотрудников отметили эмоциональные состояния, отражающие оптимальный уровень стресса; 36 % - эмоциональные состояния, отражающие чрезмерный уровень стресса (возбудимая форма), 30 % - выделили эмоциональные состояния, отражающие чрезмерный уровень стресса (тормозная форма).

Полученные результаты стали основой для разработки схемы наблюдения за внешними проявлениями стресса у сотрудников.

Анализ такого наблюдения дополнил данные, полученные с помощью методики подчеркивания прилагательных. Наблюдение за сотрудниками по схеме показывает особенности внешнего проявления оптимального уровня

стресса у 34 % сотрудников,возбудимую форму чрезмерного уровня стресса у 36 % сотрудников и тормозную форму чрезмерного уровня стресса у 30 % сотрудников.

Результаты изучения самочувствия, активности, настроения у сотрудников полиции, представленные на рисунке, отражают следующее:

1. Показатели самочувствия: у 49 % из общего числа респондентов отмечается низкий уровень самочувствия. Сотрудники обозначили, что довольно часто они испытывают плохое самочувствие.

2. Показатели активности: у 36 % сотрудников выявлен низкий уровень активности. Они отметили, что чувствуют некоторое состояние усталости, порой апатии и с трудом проявляют активность.

3. Показатели настроения: из общего количества обследуемых 52 % из них отметили, что у них часто преобладает плохое настроение и пессимизм.

На этапе составления групповых эмоциональных портретов, частных рекомендаций каждой группе, общих рекомендаций по психологическому сопровождению сотрудников с учетом результатов диагностики нами были сформированы 3 группы.

В первую группу вошли сотрудники, у которых эмоциональное состояние отражает оптимальный уровень стресса, преобладание положительных эмоций, оптимистичного настроения и нормального самочувствия. Они достаточно активны, проявляют интерес и желание к выполнению своих профессиональных обязанностей, уверены в своих силах; психические процессы (память, внимание, мышление) в норме: внимание концентрированное и целенаправленное, мышление гибкое, быстрое и последовательное. У данных сотрудников могут отмечаться незначительные ухудшения самочувствия, активности и настроения, причиной тому могут быть простудные заболевания, нарушения режима труда и отдыха. Сотрудники обладают хорошей физической формой.

Вторую группу составили сотрудники, у которых эмоциональное состояние показывает чрезмерный уровень стресса (возбудимая форма). У сотрудников данной группы во взаимодействии с другими порой отмечается раздражительность, нервозность, грубость; может проявляться высокая интенсивность в общении или, наоборот, угрюмость. Сотрудники жалуются на усталость, плохое настроение и неудовлетворительное самочувствие, при этом показывают бурную деятельность и завышенный уро-

вень притязаний, переоценивают свои силы. Отмечаются некоторые особенности протекания психических процессов (память, внимание, мышление): процессы памяти и мышления обострены, внимание неустойчивое, мышление некритичное, возникают трудности в сохранении и воспроизведении логичности мысли. Чрезмерный уровень стресса может провоцировать развитие различных заболеваний, стать причиной возникновения межличностных и вну-триличностных конфликтов.

У сотрудников третьей группы с чрезмерным уровнем стресса (тормозная форма) изменились взаимоотношения с окружающими, отмечается малая интенсивность общения, безразличие к происходящему вокруг, отсутствие интереса к работе и желание ее выполнять. В поведении сотрудников проявляется пессимизм и пассивность. Внимание рассеянное. Сотрудники данной группы нуждаются в медицинской и психологической помощи и поддержке, поскольку отмечаются признаки депрессии, апа-тии.У них могут возникать трудности в мобилизации и готовности быстро выполнять оперативно-служебные задачи.

Общие рекомендации по организации профилактических мероприятий

с использованием психотехнологий 1. Психологическая подготовка. Прием представления стрессовых ситуаций: репетиция в учебной обстановке действий сотрудника при возникновении реального инцидента. Психологическая саморегуляция. К числу основных методов саморегуляции относятся: релаксация, достижение состояния покоя, расслабленности; иде-омоторная тренировка как мысленное проигрывание ситуаций.

2. Метод Седона (освобождение эмоций) как профилактический метод развития дистресса, который состоит из восьми последовательных шагов и специальных упражнений.

Шаг первый. Фокусировка. Необходимо принять удобное положение тела.

Данные упражнения описаны нами в форме психофизического тренинга.

«Упражнение 1. Расслабьтесь и представьте комнату, в которой находитесь, мысленно обойдите ее, затем проделайте путь по всему телу - от головы до пяток и обратно.

Упражнение 2. Сосредоточьтесь на своем дыхании, следите за тем, как Вы дышите.

Упражнение 3. Сделайте неглубокий вдох и на мгновение задержите дыхание. Одновременно резко напрягите все мышцы на несколько секунд, стараясь почувствовать напряжение во всем теле. При выдохе расслабьтесь. Повторите 3 раза. Затем полежите спокойно несколько минут, расслабившись и сосредоточившись на ощущении тяжести своего тела. Наслаждайтесь этим приятным ощущением» [6, 7].

После этого необходимо сосредоточить свое внимание на проблемной теме и задать себе вопрос: «Какие чувства я испытываю? Эмоции?»

Шаг второй. Попробуйте осознать свои физические ощущения в грудной клетке, в желудке, сердцебиение, используйте их в качестве ключевых точек для исследования своих чувств. Обратите внимание на то, какое слово приходит Вам на ум? Когда это слово всплыло в сознании, постарайтесь определить, к какой из категорий (страх, нерешительность, тревога) относится Ваше чувство. Затем Вы можете освободить свою нереши-

тельность или тревогу и почувствовать некоторое облегчение.

Шаг третий. Когда Вы определили свои чувства по отношению к проблеме, проживите их, вспоминая ситуацию. Вы можете заплакать или испытать злость.

Шаг четвертый. После того, как Вы прожили чувства, спросите себя: «Я могу их отпустить?» Далее попробуйте осознать различие между Я и тем, что Я чувствует сейчас. Порой между чувствами и Я может быть разница. Если Вы не можете расстаться с этими чувствами, побудьте с ними, пока не появится желание сказать: «Да, я смогу отпустить эти чувства».

Шаг пятый. Подумайте и вновь задайте себе вопрос: «Отпущу я эти чувства?» Порой человек долго держит их и не хочет с ними расстаться. Время придет, и вы скажете себе: «Да, я хочу отпустить эти чувства».

Шаг шестой. Если Вы отпустили свои чувства, то следующий вопрос: «Когда?» Аналогично предыдущим шагам в определенной точке Вы ответите: «Я отпущу эти чувства сейчас».

Шаг седьмой. Когда Вы сказали себе: «Сейчас», отпустите свои чувства, и Вы ощутите физическое и эмоциональное облегчение и даже захотите рассмеяться или почувствуете внезапную волну холода. Такая реакция означает, что вся накопленная в результате переживания этих чувств энергия теперь освободилась и стала доступна Вам как следствие освобождения чувств, которое вы только что провели.

Шаг восьмой. После освобождения чувств спросите себя: «А чувствую ли я какие-либо чувства?» Если да, то пройдите все сначала.

Сотрудникам данных групп также были предложены частные рекоменда-

ции по профилактике негативных эмо-циальных состояний, составленные на основе психологического подхода, включающего в себя социальную поддержку, планирование жизни, коучинг руководства, психотехнологии, физиологического подхода - программы оздоровления, биологической обратной связи, релаксации и т. д.

Заключение

Проведенное нами исследование негативных эмоциональных состояний у сотрудников полиции показало необходимость их своевременной диагностики и регуляции. Выявление факторов риска стресса является первым шагом к разработке и принятию соответствующих мер по снижению негативных эмоциональных состояний среди сотрудников полиции. Раннее выявление сотрудников полиции, подверженных повышенному риску психической трав-матизации, и соответствующий психологический скрининг имеют решающее значение для профилактики эмоционального выгорания и повышения эффективности профессиональной служебной деятельности.

Библиографический список

1. Душкин А. С. Психолого-педагогические технологии формирования эмоционально-волевой устойчивости у сотрудников полиции : монография. СПб. : С.-Петерб. ун-т МВД России, 2016. 132 с.

2. Ениколопов С. Н., Бойко О. М., Медведева Т. И., Воронцова О. Ю., Казьмина О. Ю. Динамика психологических реакций при начальном этапе С0УЮ-19 // Психолого-педагогические исследования. 2020. Т. 12, № 2. С. 108-126.

3. Кузнецов Д. Ю. Негативные эмоциональные состояния у сотрудников

органов внутренних дел в опасных ситуациях профессиональной деятельности и пути их психологической профилактики : дис. ... канд. психол. наук. М., 2010. 217 с.

4. Лукина В. А. Особенности служебной деятельности сотрудников патрульно-постовой службы полиции в период пандемии // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. № 2. URL: https://mir-nauki.com/ PDF/31PSMN221 .pdf (доступ свободный).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Мальцева Т. В., Купцов А. А. Взаимосвязь механизмов психологической защиты и синдрома эмоционального выгорания у сотрудников полиции // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019. Т. 24, № 1(76). С. 74-79. DOI: 10. 24411/1999-62412019-11011.

6. Нежкина Л. Ю. Психофизический тренинг как средство профилактики профессионального стресса сотрудника органов внутренних дел // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2017. № 4(78). С. 113-117.

7. Нежкина Л. Ю., Игумнов А. В. Метод Седона как профилактика негативных эмоциональных состояний // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии : материалы XXIV Всерос. науч.-метод. конф. Иркутск, 2019. С. 204-207.

8. Сидоренко В. А., Ичитовкина Е. Г., Жернов С. В., Богдасаров Ю. В. Особенности эмоционального состояния сотрудников органов внутренних дел при исполнении служебных обязанностей в условиях пандемии COVID-19 // Вестник современной клинической медицины. 2020. Т. 13. Вып. 6. С. 38-42. DOI: 10.20969/VSKM.2020.13 (6).38-42.

9. Падун М. А., Сорокко Е. А. Регуляция эмоций у лиц с повышенным риском психической травма-тизации (на выборке сотрудников МВД) // Психология и право. 2019. Т. 9, № 4. С. 59-74. 001: 10.17759/ psylaw.2019090405.

10. Русецкая Д. В. Программа психологического сопровождения сотрудников с негативными психическими состояниями // Человеческий капитал. 2020. № 3(135). С. 220-227.

11. Селье Г. Стресс без дистресса : пер. с англ. / общ. ред. Е. М. Крепса. М. : Прогресс, 1982. 124 с.

12.Ульянина О. А. Психологическая коррекция негативных психических состояний сотрудников органов внутренних дел // Гуманизация образования. 2018. № 1. С. 89-95.

13. Хекалов Е. М. Неблагоприятные психические состояния спортсменов, их диагностика и регуляция : учеб. пособие. М. : Сов. спорт, 2003. 61 с.

14. Fekedulegn 0., Випс1лАе1 С.М.,

Hartley T.A. [et al.] (2013) Shiftwork and sickness absence among police officers: the BCOPS study // Chronobiol. Int. Vol. 30. № 7. P. 930-941.

15. Galanis, Petros & Fragkou, Despoina & Katsoulas, Theodoros. (2021). Risk factors for stress among police officers: A systematic literature review. Work. 68. 1-18. 10.3233/W0R-213455.

16. Galatzer-Levy, Isaac & Brown, Adam & Henn-Haase, Clare & Metzler, Thomas & Neylan, Thomas & Marmar, Charles. (2013). Positive and Negative Emotion Prospectively Predict Trajectories of Resilience and Distress Among High-Exposure Police Officers. Emotion (Washington, D.C.). 13. 10.1037/a0031314.

17. Tsai, Lily & Nolasco, Claire & Vaughn, Michael. (2017) Modeling job stress among police officers: interplay of work environment, counseling support, and family discussion with co-workers. Police Practice and Research. 19. 1-17. 101080/15614263.20171342091.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.