DOI 10.37523/SUI.2021.45.4.017 УДК 159.9
Жидкова Ольга Александровна
старший преподаватель кафедры юридической психологии,
Санкт-Петербургский университет МВД России, 198206, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Л. Пилютова, 1, е-mail: [email protected]
Olga Ä. Zhidkova
Senior Lecturer of the Department of Legal Psychology, St.Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 1, L. Pilyutov str., St. Petersburg, Russia, 198206, е-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СОТРУДНИКОВ ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВОЙ СЛУЖБЫ ПОЛИЦИИ В ПЕРИОД ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
Аннотация. Профессиональное выгорание сотрудников полиции представляет собой интегральную совокупность переживаний отрицательного характера, причиной которых являются объективные условия профессиональной деятельности. Выгорание как предиктор профессиональных деформаций личности требует внимания и мониторинга уже на первых этапах профессионального становления субъекта, поэтому в системе морально-психологической подготовки в качестве актуальных выступают задачи его профилактики. Цель исследования — провести анализ и психологическую оценку показателей профессионального выгорания сотрудников патрульно-постовой службы полиции в период профессиональной адаптации. В исследовании приняли участие 110 сотрудников патрульно-постовой службы полиции, которые прослужили в органах внутренних дел от шести месяцев до одного года. Методы исследования представлены психодиагностическим инструментарием: многомерная шкала нервно-психической адаптации И. Н. Гурвича, опросник В. А. Винокура «Отношение к работе и профессиональное выгорание» для специалистов «помогающих» профессий, а также методами математической статистики. Исследование позволило выявить средний уровень профессионального выгорания и проблемы адаптации у 31 % респондентов. В результате исследования установлено, что сотрудники с низким уровнем адаптации переживают состояния эмоционального истощения и напряженности в деятельности. На уровне статистической значимости выявлены признаки проблем с состоянием здоровья и общих адаптационных возможностей. Установлены достоверные значения, свидетельствующие о снижении общей самооценки респондентов, невысокой значимости деятельности и отсутствии направленности на профессиональное развитие в условиях нарушения адаптации. Полученные результаты позволяют разработать коррекционные занятия в рамках морально-психологической подготовки сотрудников полиции, направленные на профилактику профессиональных деформаций личности.
Ключевые слова: сотрудник полиции, патрульно-постовая служба полиции, стресс-фактор, морально-психологическая подготовка сотрудников полиции, профессиональная адаптация, адаптационный потенциал, профессиональное выгорание, профессиональная деформация, профессиональный перфекционизм.
PSYCHOLOGICAL ASSESSMENT OF PROFESSIONAL BURNOUT OF PATROL-GUARD SERVICE POLICE OFFICERS IN THE PERIOD OF PROFESSIONAL ADAPTATION
Summary. Professional burnout of police officers is an integral set of negative experiences which are caused by objective conditions of professional activity. Burnout as a predictor of professional personality deformations is already required attention and monitoring at the first stages of the professional formation of the subject. Therefore, the prevention of professional burnout is an urgent task of moral and psychological training. The purpose of is to analyze and psychologically assess the indicators of professional burnout of police patrol officers during professional adaptation. The research involved 110 police patrol officers who served in the Internal Affairs Agencies from six months to one year. Research methods has been presented by psychodiagnostics tools: I. N. Gurvich's multidimensional scale of neuropsychiatric adaptation, V. A. Vinokur's test «Attitude to work and professional burnout» for specialists in «assisting» professions, as well as methods of mathematical statistics. The research revealed an average level of professional burnout and adaptation problems in 31 % of respondents. The research found that employees with a low level of adaptation experience states of emotional exhaustion and tension in the activity. Signs of health problems and general adaptive capacity were identified at the level of statistical significance. Reliable values indicating a decrease in the general self-esteem of the respondents, the low importance of activity and the lack of focus on professional development in conditions of impaired
© 2021 Жидкова О. А.
adaptation were established. The results allow us to develop corrective courses as part of the moral andpsychological training of police officers, aimed at the prevention of professional deformations of personality.
Keywords: police officer, police patrol-guard service, stress factor, professional adaptation, professional burnout, professional deformation, professional perfectionism.
Введение
Обеспечение эффективности деятельности сотрудников полиции и решение задач стабильности кадрового потенциала неизбежно актуализирует вопросы профессиональной адаптации к условиям труда и служебному коллективу [1]. Субъекты правоохранительной деятельности, приспосабливаясь к новому виду деятельности, постоянно сталкиваются с негативными явлениями, воздействие которых обнаруживается уже в первые месяцы службы. Наиболее уязвимой категорией являются сотрудники патрульно-постовой службы, что находит отражение в постоянно сохраняющемся некомплекте личного состава данных подразделений. Проблема кадрового дефицита в патрульно-постовой службе полиции рассматривалась на расширенном заседании коллегии МВД России (26 февраля 2020 г.), где было отмечено, что за последние пять лет некомплект личного состава данных подразделений увеличился почти в два раза.
В качестве причин, детерминирующих отток сотрудников из подразделений патрульно-постовой службы полиции, можно назвать высокие эмоциональные нагрузки, детерминирующие хронические стрессовые состояния, последствия которых проявляются в формировании различных негативных симптомов в виде быстрой утомляемости, неуверенности в себе, необоснованной тревожности, фрустрации. В результате у субъекта труда постепенно развиваются негативные переживания длительного характера, близкие к нервно-психической дезадаптации, которые не всегда возможно обнаружить на ранних стадиях. Симптоматически данные состояния могут проявляться в виде отдельных психофизиологических нарушений (бессонница, головные боли, дрожание рук, повышенная потливость), страхов (боязнь темноты, высоты, ситуаций), ощущений собственной неполноценности (неуверенность в своих силах, сильное чувство вины), эмоционально-волевых нарушений (раздражительность, безразличие, сниженное настроение, импульсивность в проявлении чувств).
Состояния, близкие к дезадаптации, могут проявляться в виде «непатологических» явлений [2], которые И. Н. Гурвич классифицирует в качестве «среднего уровня», не требующего врачебной помощи. Решение данной проблемы вызывает особый интерес, так как опасность психоэмоционального стресса заключается в том, что он является патогенетическим звеном, влияющим на возникновение и последующее течение различных физиологических и психических нарушений [3]. Кумулятивный эффект профессионального стресса, детерминируемого профессиональной средой, со временем проявляется в снижении работоспособности, профессиональном выгорании, различных формах профессиональной деформации, психических нарушениях и соматических заболеваниях сотрудников полиции.
Профессиональное выгорание представляет собой сложный процесс деструкции функций, значимых для эффективности деятельности психических сфер субъекта труда. Опасность переживания состояний выгорания кроется в последующих изменениях структуры деятельности, которые рассматриваются в качестве профессиональных деформаций. Так как профессиональные деформации представляют собой психическое явление, при котором проявляются детерминированные профессиональной деятельностью отрицательные изменения качеств человека; изменения, связанные с профессиональным выгоранием, требуют повышенного внимания и своевременной профилактики.
Материалы и методы исследования
Для психологической оценки параметров профессионального выгорания сотрудников патрульно-постовой службы полиции в период профессиональной адаптации были использованы надежные и валидные методики: многомерная шкала нервно-психической адаптации И. Н. Гурвича, опросник В. А. Винокура «Отношение к работе и профессиональное выгорание» (опросник ОРПВ) [4]. Статистическая обработка эмпирических значений проводилась на основе анализа первичных данных (таблицы Excel, программа анализа данных Statisticа). Эмпирические значения были проверены на нормальность распределения (одновыборочный критерий Колмогорова-Смирнова). Достоверность различий анализировалась с помощью t-критерия Стьюдента.
Многомерная шкала нервно-психической адаптации позволяет оценить уровень адаптации респондентов в зависимости от степени выраженности у них ряда психиатрических симптомов, отражающих подавленное настроение, беспричинную тревогу, раздражительность, чувство слабости. Респонденты оценивают 26 суждений по четырехбалльной шкале с нулевым делением, что подразумевает возможность отсутствия симптома. Совокупность вопросов сконцентрирована на самооценке переживаемых психиатрических симптомов, наличие и выраженность которых свидетельствует о проблемах эмоционально-волевой сферы личности. Показатели по многомерной шкале И. Н. Гурвича до 12 баллов свидетельствуют об оптимальной адаптации респондентов, от 13 баллов интерпретируется как нервно-психическая дезадаптация (непатологическая, патологическая, вероятно болезненное состояние, болезнь).
Опросник В. А. Винокура «Отношение к работе и профессиональное выгорание» (ОРПВ) содержит 9 шкал, 7 из которых позволяют оценить отношение к работе у «помогающих» профессионалов в процессе развития выгорания: удовлетворенность работой и оценка ее значимости, профессиональный перфекционизм, самооценка качества работы, помощь и психологическая поддержка коллег в работе, профессиональное развитие и самоусовершенствование, общая самооценка, состояние здоровья и общая адаптация. Данные шкалы, за исключением шкалы «профессиональный перфекционизм», являются обратными: высокие значения по шкале свидетельствуют о выгорании по данному показателю. Шкалы, измеряющие напряженность в работе, эмоциональное истощение, профессиональный перфекционизм являются прямыми: высокие значения по шкалам свидетельствуют о хронической усталости в связи с интенсивностью деятельности и повышенными требованиями к себе. Утверждения оцениваются испытуемым в диапазоне от 1 до 10 баллов. Методика содержит прямые и обратные вопросы, подсчет баллов по которым ведется в соответствии с методикой визуальной аналоговой шкалы (VAS). Обратные утверждения суммируются после их пересчета в соответствии с методикой, приведенной в описании опросника. Итоговые показатели шкалы вычисляются путем суммирования баллов по вопросам, отнесенным к данной шкале. Опросник содержит дополнительную шкалу «интегративный индекс профессионального выгорания», который вычисляется путем суммирования показателей всех девяти шкал опросника ОРПВ и деления полученного значения на 9 (количество шкал опросника).
Выборку исследования составили 110 сотрудников патрульно-постовой службы полиции, которые прослужили в органах внутренних дел от шести месяцев до одного года. Отнесение данного периода службы к этапу профессиональной адаптации определяется положениями отечественной психологии труда, в соответствии с которыми полная профессиональная адаптация субъекта труда происходит в период первых трех лет деятельности. Мы рассматриваем сотрудников в период первичной адаптации, при которой формирование профессиональных, социальных и ценностных аспектов приверженности службе находятся в стадии формирования. Адаптированность специалиста к профессии обнаруживается в качественных показателях эффективности, физического и психического здоровья, стабильности деятельности [5, 6, 7]. Поэтому анализ показателей выгорания необходим именно на данной стадии профессиональной адаптации.
Для психологической оценки параметров профессионального выгорания выборка была разделена на две группы: 1 - респонденты с оптимальной адаптацией, 2 - респонденты с признаками психической дезадаптации (условное название группы - «дезадаптированные»). Критерием деления выступили показатели нервно-психической адаптации, полученные в результате интерпретации эмпирических данных по шкале И. Н. Гурвича. Показатели значений по многомерной шкале И. Н. Гурвича свидетельствуют о наличии у 34 респондентов состояний нервно-психологической дезадаптации непатологического характера (31 % от выборки). Достоверные различия в значениях показателей между группами по данной шкале установлены на уровне значимости р < 0,001.
Результаты исследования
В результате сравнительного анализа показателей профессионального выгорания установлено, что «дезадаптированные» сотрудники демонстрируют достоверно более высокие значения по всем шкалам опросника ОРПВ. При интерпретации результатов мы воспользовались нормативными показателями по профессиональной группе «государственные служащие», предложенными В. А. Винокуром при валидизации опросника.
В оценке показателей шкалы «эмоциональное истощение» рекомендуются следующие нормативные данные: низкий уровень эмоционального истощения находится в границах до 40,00 баллов, средний - 40,01-56,54, высокий - 56,55 баллов и выше. Высокий уровень значений по данной шкале является показателем переживания крайней стадии стресса, сопровождающейся сниженным эмоциональным фоном, разочарованностью и неудовлетворенностью деятельностью, а также недостаточностью психических ресурсов для поддержания эффективности и надежности деятельности. В соответствии с полученными эмпирическими значениями, сотрудники полиции с оптимальной адаптацией демонстрируют низкий уровень эмоционального истощения (30,97 ± 6,55), а сотрудники с признаками дезадаптации - средний уровень (44,93 ± 9,42). Различия достоверны на уровне значимости р < 0,001.
Для значений шкалы «напряженность в деятельности» были использованы следующие нормативные данные: низкий уровень до 39,07 баллов, средний - 39,08-55,92, высокий -от 55,93 баллов и выше. Высокие показатели по данной шкале отражают несоответствие психических ресурсов личности требованиям профессиональной деятельности, что детерминирует реализацию трудовых функций в условиях повышенной напряженности. Эмпирические данные экспериментальных групп свидетельствуют о низком уровне напряженности в деятельности сотрудников полиции с оптимальной адаптацией (31,37 ± 6,71) и среднем уровне напряженности «дезадаптированных» сотрудников (43,19 ± 8,92; р < 0,001).
Нормативные показатели низкого уровня шкалы «удовлетворенность работой и оценка ее значимости» определены до 41,82 баллов, среднего - от 41,83 до 63,17 баллов; высокого -от 63,18 баллов. Так как шкала является обратной, то низкие значения свидетельствуют о ценности для респондентов элементов деятельности и ее результатов, а высокие значения объясняются сниженной потребностью получать качественный результат деятельности в связи с ее невысокой значимостью. Низкая оценка значимости деятельности и удовлетворенности работой отражается на результатах труда, снижая его эффективность и продуктивность. В свою очередь удовлетворенность трудом способствует интеграции субъекта в профессиональную деятельность. В нашем исследовании сотрудники с оптимальной адаптацией демонстрируют высокий уровень удовлетворенности работой (27,92 ± 11,59), а сотрудники с признаками дезадаптации средний уровень (43,31 ± 11,92; р < 0,001).
Анализ нормативных значений шкалы «профессиональный перфекционизм» показал, что низкий уровень охватывает значения до 46,82 баллов, средний - от 46,83 до 60,90 баллов; высокий - от 60,91 баллов и выше. Высокие значения по данной шкале свидетельствуют о склонности следовать завышенным стандартам деятельности и предъявлять к собственной личности чрезмерно высокие требования [8]. По анализируемой шкале получены эмпирические данные, которые свидетельствуют о среднем уровне профессионального перфекционизма в обеих группах: в группе с оптимальной адаптацией значения составляют 48,7 ± 7,53; в группе с психической дезадаптацией - 53,88 ± 6,97. Полученные результаты объясняются тем, что правоохранительная деятельность предъявляет высокие требования к личности, а перфекционизм является средством адаптации к «реальным высоким требованиям социальной среды» [9]. Полицейские на стадии адаптации, стремясь быть успешными, проявляют перфекционистские стремления, которые являются положительными только в том случае, если субъект не слишком обеспокоен собственными ошибками и негативными оценками со стороны других [10]. В значениях шкалы между группами различия достоверны на уровне значимости р < 0,001, что свидетельствует о предрасположенности дезадаптированных респондентов к более поляризованной оценке собственной деятельности по сравнению с адаптированными респондентами. Чрезмерно высокие требования к собственной личности и результатам деятельности выступают фактором профессионального выгорания [11], так как могут увеличивать стрессовый уровень ситуации, создавая для личности трудности адаптации [12].
Нормативные значения низкого уровня самооценки качества работы определены до 37,78 баллов, среднего - от 37,79 до 54,43 баллов; высокого - от 54,44 баллов. Анализируемая шкала является обратной, в связи с чем высокие значения интерпретируются как выгорание по данному показателю. В нашем исследовании респонденты с признаками дезадаптации продемонстрировали средний уровень выраженности профессионального выгорания по показателю «самооценка качества работы» (44,41 ± 14,77). Сотрудники с оптимальной адаптацией, напротив, высоко оценивают результаты своей профессиональной деятельности, о чем свидетельствуют низкие значения (28,47 ± 7,66; р < 0,001).
Исследование значений показателя «помощь и психологическая поддержка коллег в работе» показывает, что для госслужащих значения до 37,57 баллов составляют низкий уровень, от 37,58 до 57,13 баллов - средний уровень; от 57,14 баллов - высокий уровень. В связи с тем что данная шкала является обратной, высокие значения объясняются как нежелание обращаться за помощью к коллегам при возникновении затруднений, а также отказ от психологической поддержки и доверительных взаимоотношений с коллегами. Респонденты двух групп продемонстрировали средний уровень выгорания по анализируемому показателю, а именно группа с оптимальной адаптацией: 40,05 ± 12,45; группа с признаками психической дезадаптации: 52,4 ± 10,82. Полученные результаты свидетельствуют о затруднениях, которые испытывают сотрудники полиции в ситуациях, когда необходимо обратиться за помощью к более опытным коллегам. Вместе с тем различия между группами по данной шкале достоверны на уровне значимости р < 0,001, что свидетельствует о большей выраженности данной проблемы в группе «дезадаптированных» сотрудников.
Низкий уровень выгорания по шкале «профессиональное развитие и самоусовершенствование» в соответствии с нормативными показателями для госслужащих установлен в значениях до 35,71 баллов, средний - от 35,72 до 52,85 баллов; высокий -от 52,86 баллов. Результаты интерпретируются следующим образом: высокие значения по шкале отражают нежелание личности прилагать усилия для профессионального развития, а низкие значения свидетельствуют о желании стать профессионалом в данном виде деятельности (шкала является обратной). Эмпирические данные групп достоверно различаются (р < 0,001): показатели дезадаптированных «респондентов» выше и свидетельствуют о среднем уровне выгорания (40,85 ± 16,3). Респонденты, включенные в группу с оптимальной адаптацией, демонстрируют готовность развиваться в профессии, так как выгорание по данному показателю находится в пределах низкого уровня выраженности (28,24 ± 11,32).
По шкале «общая самооценка» низкий уровень установлен в пределах 37,14 баллов, средний - от 37,15 до 52,49 баллов; высокий - от 52,50 баллов. В связи с тем что данная шкала является обратной, высокие значения по ней интерпретируются как низкая самооценка себя как субъекта труда. В соответствии с полученными данными респонденты с оптимальной адаптацией обладают достаточно высокой самооценкой, так как демонстрируют низкий уровень значений (29,62 ± 9,67). Показатели второй группы установлены в пределах среднего уровня выраженности (44,32 ± 12,19), что может проявляться в негативном самовосприятии в профессиональном плане. Различия по шкале достоверны на уровне значимости р < 0,001. Снижение общей самооценки (профессиональной и личностной) приводит к обесцениванию себя как субъекта труда: появляется чувство собственной несостоятельности, безразличие к работе [13, с. 27].
Для значений шкалы «состояние здоровья и общая адаптация» нормативные данные распределены следующим образом: низкий уровень - до 42,27 баллов, средний - от 42,28 до 64,54 баллов; высокий - от 64,55 баллов. Показатели респондентов, отнесенные к группе с оптимальной адаптацией (26,12 ± 10,01), достоверно (р < 0,001) ниже показателей респондентов второй группы (44,79 ± 12,32). Так как анализируемая шкала является обратной, высокие значения интерпретируются как проблемы со здоровьем и общей адаптацией. Результаты нашего исследования по данной шкале подтверждают данные методики И. Н. Гурвича, определяя первую группу (с оптимальной адаптацией) как лиц, не имеющих проблем со здоровьем и адаптацией. Показатели второй группы (с психической дезадаптацией) установлены в пределах среднего уровня выраженности, что свидетельствует о наличии у респондентов проблем со здоровьем и общей адаптацией.
Нормативные показатели интегративного индекса профессионального выгорания, следующие: низкий уровень - до 43,14 баллов, средний - от 43,15 до 55,21 баллов; высокий -от 55,22 баллов. Высокие значения по данной шкале интерпретируются как профессиональное выгорание. Респонденты, отнесенные к группе с оптимальной адаптацией, демонстрируют низкий уровень профессионального выгорания (32,34 ± 5,55). Показатели второй группы в пределах среднего уровня выраженности (45,76 ± 8,18; р < 0,001).
Полученные результаты свидетельствуют о наличии эмоциональных состояний, детерминирующих профессиональное выгорание сотрудников полиции, что проявляется уже в процессе адаптации к условиям и требованиям профессиональной деятельности. Успешность адаптации зависит от личностного адаптационного потенциала [14], который определяет саму возможность адекватной регуляции функционального состояния организма в разнообразных
условиях жизнедеятельности [15]. Чем значительнее адаптационные способности, тем шире диапазон факторов внешней среды, к которым может приспособиться человек [16]. У сотрудников полиции с выявленными признаками нервно-психической дезадаптации в качестве функционального стереотипа, позволяющего дозировать и экономно расходовать ограниченные адаптационные ресурсы, может выступать профессиональное выгорание [17, с. 87]. В данном случае речь не идет о неизбежности профессионального выгорания: своевременные профилактические шаги могут предотвратить, ослабить или исключить дисфункциональные последствия данного феномена [18].
Таким образом результаты исследования, полученные по каждой группе, позволяют констатировать следующее:
- в группе с оптимальной адаптацией выявлены низкие значения показателей профессионального выгорания, свидетельствующие о соответствии психических функций субъекта труда требованиям профессиональной деятельности;
- в группе с минимальными адаптационными характеристиками установлены достоверно более высокие значения по всем шкалам профессионального выгорания, что свидетельствует о деструкции функций, определяющих эффективность деятельности психических сфер субъекта труда.
Выводы:
1. В результате эмпирического исследования установлено, что сотрудники патрульно -постовой службы полиции на стадии профессиональной адаптации переживают негативные состояния непатологического характера, детерминирующие раздражительность, неуверенность в себе, тревожность, проблемы с состоянием здоровья и общей адаптацией и неудовлетворенность трудом.
2. Сравнение показателей профессионального выгорания группы сотрудников с оптимальной адаптацией с показателями группы с признаками психической дезадаптации позволило выявить достоверные различия по всем диагностическим шкалам методики «Отношение к работе и профессиональное выгорание» на уровне значимости р < 0,001, что свидетельствует о выраженности параметров профессионального выгорания у сотрудников с нарушениями психической адаптации.
3. В исследовании выявлено, что профессиональное выгорание в условиях нарушения адаптации выражается в эмоциональном истощении, переживании напряженности в деятельности, неудовлетворенности работой, невысокой оценке ее значимости и самооценке качества работы. В общей профессиональной направленности отмечаются признаки профессиональных деформаций личности, характеризуемые неустойчивостью стремлений к профессиональному развитию и самоусовершенствованию, нестабильной общей самооценкой личности.
4. Установлен средний уровень выгорания сотрудников полиции по показателям «профессиональный перфекционизм», «помощь и психологическая поддержка коллег в работе». Сотрудники стремятся соответствовать высоким требованиям, предъявляемым к личности полицейского, но не готовы при этом обращаться за помощью к более опытным коллегам. Достоверные различия между группами (р < 0,001) отражают предрасположенность группы «дезадаптированных» респондентов к более поляризованной оценке собственной деятельности при меньшем доверии к коллегам.
5. Психологический портрет сотрудников с оптимальной адаптацией отличается направленностью интересов на новые виды деятельности, наличием профессиональной мотивации. Вместе с тем средний уровень профессионального выгорания по шкалам «профессиональный перфекционизм», «помощь и психологическая поддержка коллег в работе». Требует внимания и организации соответствующих развивающих и коррекционных занятий в рамках морально-психологической подготовки сотрудников.
6. Перспективы дальнейших исследований определяются полученными данными, которые отражают проблемы профессиональной адаптации сотрудников патрульно-постовой службы полиции к деятельности. Данная категория является одной из самых уязвимых, что подтверждается оттоком полицейских из патрульно-постовой службы полиции и постоянно сохраняющимся некомплектом личного состава. Основные усилия исследований должны быть направлены на разработку психопрофилактических мер, позволяющих своевременно выявлять и корректировать неблагоприятные последствия профессионального выгорания.
Библиографический список
1. Бузыкина Ю. С. Изучение адаптационного потенциала личности сотрудников правоохранительных органов // Пензенский психологический вестник. 2020. № 2 (15). С. 38-46.
2. Гурвич И. Н. Социальная психология здоровья. СПб., 1999. 1023 с.
3. Безчасный К. В. Совладающее поведение сотрудников полиции с преневротическими расстройствами // Медицинский вестник МВД. 2013. № 3 (64). С. 74-77.
4. Винокур В. А. Валидизация методики психологической диагностики профессионального «выгорания» в «помогающих» профессиях (опросника «ОРПВ») // Медицинская психология в России. 2012. № 1.
5. Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда: учебное пособие. 5-е изд. М.: Академия, 2009. 480 с.
6. Шамис В. А. Психология труда: учебное пособие. Омск: ОмГА, 2015. 168 с.
7. Карпов А. В. Психология труда: учебник и практикум для академического бакалавриата. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2017. 364 с.
8. Гаранян Н. Г., Андрусенко Д. А., Хломов И. Д. Перфекционизм как фактор студенческой дезадаптации // Психологическая наука и образование. 2009. № 1. С. 72-81.
9. Гончарова Н. А. Психологические особенности перфекционизма как индивидуального стиля деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 4 (80). С.176-181.
10. Stoeber J., Otto K. Positive conceptions of perfectionism: approaches, evidence, challenges // Personality and Social Psychology Review. 2006.
11. Гончарова Н. А. Перфекционизм как фактор профессионального выгорания сотрудников ОВД: монография. СПб., 2020. 156 с.
12. Hewitt P., Flett G. Perfectionism and stress process in psychopathology // Perfectionism: Theory, research and Treatment. Washington, 2002.
13. Водопьянова Н. Е, Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. СПб.: Питер, 2016. 336 с.
14. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 1. С. 16-24.
15. Аксенова Г. И., Аксенова П. Ю. Проблема адаптации личности в отечественной психологии // Прикладная юридическая психология. 2012. № 4.
16. Соловьева С. Л. Ресурсы личности // Медицинская психология в России. 2010. № 2.
17. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996. 472 с.
18. Maslach C. Burnout. The Cost of Caring. Englewood Cliffs. NJ: Prentice-Hall, 1982.
References
1. Buzykina Yu. S. Izuchenie adaptacionnogo potenciala lichnosti sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov [Study of the adaptive potential of the individual of law enforcement agencies officer]. Penzenskij psihologicheskij vestnik [Penzenskij journal of psihology], 2020, no. 2 (15), pp. 38-46 [in Russian].
2. Gurvich I. N. Social'naya psihologiya zdorov'ya [Social psychology of health]. Saint-Petersburg, 1999, 1023 p. [in Russian].
3. Bikkinina G. M., Iskhakov E. R. Professional'no-proizvodstvennyj stress u molodyh sotrudnikov silovyh struktur [Occupational stress in young employees of law enforcement agencies].
Medicina truda i promyshlennaya ekologiya [Medicine of work and industrial ecology], 2010, no. 6, pp. 38-42 [in Russian].
4. Vinokur V. A., Klicenko O. A. Validizaciya metodiki psihologicheskoj diagnostiki professional'nogo «vygoraniya» v «pomogayushchih» professiyah (oprosnika «ORPV») [Validation of the methodology of psychological diagnosis of professional «burnout» in «assisting» professions (test AWPB)]. Medicinskayapsihologiya v Rossii [Medicalpsihology of Russia], 2012, no. 1 [in Russian].
5. Pryazhnikov N. S., Pryazhnikova E. Yu. Psihologiya truda: uchebnoe posobie [The psychology of work]. Moscow, 480 p. [in Russian].
6. Shamis V. A. Psihologiya truda: uchebnoe posobie [The psychology of work], Omsk, 2015, 168 p. [in Russian],
7. Karpov A. V. Psihologiya truda: uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo bakalavriata [The psychology of work]. Moscow, 2017, 364 p. [in Russian].
8. Garanyan N. G., Andrusenko D. A., Hlomov I. D. Perfekcionizm kak faktor studencheskoj dezadaptacii [Perfectionism as a factor in student disadaptation]. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological science and education], 2009, no. 1, pp. 72-81 [in Russian].
9. Goncharova N. A. Psihologicheskie osobennosti perfekcionizma kak individual'nogo stilya deyatel'nosti [Psychological features of perfectionism as an individual style of activity]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii [Journal of Saint Peterburg university of the MIA of Russia], 2018, no. 4 (80), pp. 176-181 [in Russian].
10. Stoeber J., Otto K. Positive conceptions of perfectionism: approaches, evidence, challenges. Personality and Social Psychology Review, 2006 [in English].
11. Goncharova N. A. Perfekcionizm kak faktor professional'nogo vygoraniya sotrudnikov OVD: monografiya [Perfectionism as a factor of professional burnout of Internal Affairs officers]. Saint-Petersburg, 2020, 156 p. [in Russian].
12. Hewitt P., Flett G. Perfectionism and stress process in psychopathology. Perfectionism: Theory, research and Treatment. Washington, 2002 [in English].
13. Vodop'yanova N. E., Starchenkova E. S. Sindrom vygoraniya: diagnostika i profilaktika [Burnout syndrome: diagnosis and prevention]. Saint-Petersburg, 2016, 336 p. [in Russian].
14. Maklakov A. G. Lichnostnyj adaptacionnyj potential: ego mobilizaciya i prognozirovanie v ekstremal'nyh usloviyah [Personal adaptive potential: its mobilisation and forecasting in extreme conditions]. Psihologicheskij zhurnal [Psychological journal], 2001, vol. 22, no. 1, pp. 16-24 [in Russian].
15. Aksenova G. I., Aksenova P. Yu. Problema adaptacii lichnosti v otechestvennoj psihologii [The problem of personality adaptation in domestic psychology]. Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya [Applied legal psychology], 2012, no. 4 [in Russian].
16. Solov'eva S. L. Resursy lichnosti [Resources of personality]. Medicinskaya psihologiya v Rossii [Medicalpsihology of Russia], 2010, no. 2 [in Russian].
17. Bojko V. V. Energiya emocij v obshchenii: vzglyad na sebya i na drugih [The energy of emotions in communication: looking at yourself and at others]. Moscow, 1996, 472 p. [in Russian].
18. Maslach C. Burnout. The Cost of Caring. Englewood Cliffs. NJ: Prentice-Hall, 1982 [in English].