Научная статья УДК 316.6
Б01: 10.35854/2219-6242-2023-2-197-205
Регуляция как функция управления социальной адаптацией курсанта военной школы
Карина Каджиковна Оганян1Н, Дмитрий Владимирович Жуков2
1 Национальный государственный университет физической культуры,
спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, Россия
2 Военный университет радиоэлектроники, Череповец, Россия
1 кагта^апуап@ша11.гин, https://orcid.org/0000-0001-9514-7002
Аннотация. В статье раскрыта такая важная функция управления социальной адаптацией курсанта военного вуза, как регулирование (регуляция). Она выполняет ведущую роль в коррекции других функций — целеполагания, информации, планирования, организации, мотивации и стимулирования, контроля и анализа. Утверждается, что регуляция управления социальной адаптацией курсанта — тип профессиональной деятельности, представляющий собой способ поддержания единства любой системы, ее развития. Особенно значимы отношения регуляции в многочисленных армейских организациях, а также в обществе в целом, в котором социальные регуляторы приобретают все большее значение, будучи государственными ориентирами.
Ключевые слова: управление социальной адаптацией, регуляция, цель, информация, планирование, организация, мотивация, стимулирование, контроль, анализ
Для цитирования: Оганян К. К., Жуков Д. В. Регуляция как функция управления социальной адаптацией курсанта военной школы // Социология и право. 2023. Т. 15. № 2. С. 197-205. https://doi.org/10.35854/2219-6242-2023-2-197-205
Original article
Regulation as a function of social adaptation management of military school cadet
Karina K. Oganyan1H, Dmitry V. Zhukov2
1 Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,
St. Petersburg, Russia
2 Military Order of Zhukov University of Radio Electronics, Cherepovets, Russia
1 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-9514-7002
Abstract. The article reveals such an important function of management of social adaptation of a military school cadet as regulation (regulation). It plays a leading role in correction of other functions — goal-setting, information, planning, organization, motivation and stimulation, control and analysis. It is argued that the regulation of the management of social adaptation of the cadet is a type of professional activity, which represents a way of maintaining the unity of any system, its development. Particularly significant is the relationship of regulation in numerous army organizations, as well as in society as a whole, in which social regulators are becoming increasingly important as state guidelines.
© Оганян К. К., Жуков Д. В., 2023
Keywords: social adaptation management, regulation, purpose, information, planning, organization, motivation, stimulation, control, analysis
For citation: Oganyan K.K., Zhukov D.V. Regulation as a function of social adaptation management of military school cadet. Sociology and Law. 2023;15(2):197-205. (In Russ.). https://doi.org/10.35854/2219-6242-2023-2-197-205
Введение
Жизнедеятельность любого человека происходит в социальной среде, представляющей собой социальные общности и объединения, экономические, политические, социальные, материальные и духовные отношения и условия в той мере, в какой они стихийно или целенаправленно, прямо или косвенно воздействуют на сознание и поведение личности [1].
Социальная среда оказывает определяющее влияние на человека, поскольку включает в себя интеракции людей, их материальный и социальный уровень, психологический климат, здоровье, общекультурные ценности и нормы и т. д. Она, будучи полем деятельности людей, объединенных в различные социальные общности, действуя как фактор ограничения, опосредуется многими средами, и наоборот, опосредует их [2]. Она, обеспечивая воспроизводство жизнедеятельности членов общества, включает в себя экономические, политические, военные, образовательные, культурные и другие институты, в которые вовлечен человек с момента его появления на свет, и посредством которых осуществляется его социализация.
Теория
Под социализацией понимается процесс накопления личностью опыта и социальных установок, соответствующих определенным социальным статусам и ролям при достижении ею социальной зрелости. Социализация личности курсанта включает в себя множество процессов адаптации к социальной среде армии и общества в целом [3; 4; 5; 6; 7; 8; 9]. Рассматривая социализацию как сложный процесс адаптации, идентификации, интериоризации и рефлексии, необходимо выделить адаптацию человека как приспособление к изменениям окружающей среды, а также его адаптивное поведение как начальный этап социализации и как результат адаптации.
Значимая роль в обучении в военном вузе отведена именно социальной адаптации курсанта. Этот процесс характеризуется социальной активностью личности, увеличением роли взаимодействия с людьми.
Адаптационные процессы выражены в двух формах, характеризующихся различным соотношением стихийных и сознательных приспособительных механизмов [10]. Можно утверждать, что стихийная социальная адаптация проявляется инстинктивно, на уровне подсознания, как рефлексия на вызов социальной среды. Сознательная форма адаптации реализуется в практике социальной работы на уровне управления и регуляции адаптивных процессов в стационарных социальных институтах.
Управление социальной адаптацией курсантов можно определить как целенаправленное воздействие на их личности, курсантские объединения, армейское сообщество в целом, осуществляемое для достижения адаптированности, соответствующей требованиям содержания культуры военного специалиста [11]. Управление и регуляция социальной адаптации находятся в логической связи родовидовых отношений. Управление социальной адаптацией курсантов пред-
ставляет собой систему координации элементов управления: цель — информация — планирование — организация — мотивация — контроль — регулирование. В этой системе завершающим элементом служит регуляция.
Результаты и обсуждение
Регулирующая функция управления социальной адаптацией заключается в уточнении и корректировке других функций.
1. Целеполагание [12; 13]
Цель — идеальный или реальный предмет сознательного стремления актора, результат этапа адаптации, на который преднамеренно направлен процесс регуляции.
Цели работы по управлению социальной адаптацией курсантов:
• ускорение процесса ввода курсанта в процесс жизнедеятельности военного вуза, ознакомление его со служебными и учебными задачами;
• устранение или снижение уровня текучести курсантов в военном вузе;
• мотивация курсантов на заинтересованность в результатах учебы, настрой на более эффективное исполнение служебных обязанностей;
• повышение результатов учебы;
• оздоровление психологического климата в курсантских коллективах;
• снижение расходов на содержание ресурсов;
• экономия времени субъектов, адаптация по различным подразделениям военного вуза и организация взаимодействия;
• повышение уровня активности курсантов в службе, учебе, сфере быта;
• умножение степени удовлетворенности своей деятельностью у курсанта.
Регуляция целей предполагает три этапа.
Этап 1. Анализ выполнения поставленных целей. Если акторы не справились с поставленными задачами, необходимо определить причину этого и попытаться ее устранить в следующем периоде.
Этап 2. Анализ обстоятельств, которые повлияли или могут оказать влияние на выполнение целей. Если возникли внешние или внутренние обстоятельства, которые могут или помешать, или способствовать выполнению целей, то необходимо подкорректировать собственные цели и задачи акторов адаптации в ту или иную сторону.
Этап 3. Анализ изменения жизненных приоритетов адаптантов. Естественно, на этом этапе потребуется массовая корректировка целей и задач.
Следует учитывать опыт зарубежных компаний при определении требований к целям в использовании метода SMART.
2. Информация [14; 15]
Мы живем в информационно-техническом мире, пронизанном потоками разнообразной информации. Регуляция информационной системы управления социальной адаптацией курсантов должна включать в себя полезные сигналы.
Регуляция функции управления информацией должна мониторить информационные потоки с целью оптимизации их характеристик, нейтрализации ложной информации о состоянии дел. Важнейшей из них является достоверность. Принято отождествлять достоверность информации с надежностью. Эту характеристику называют инструментальной, соответствующей программно-техническому комплексу, отвечающему за ввод данных и подготовку информации.
Важным качеством информации является доступность — наличие возможности беспрепятственного доступа для получения информации всеми субъектами управления социальной адаптацией курсантов. Особое значение в современной военной сфере имеет оперативность информации. Тесно связана с оперативностью актуальность информации. Имеется в виду именно социальная актуальность, то есть значимость информации как для армии в целом, так и для решения любой задачи в управлении социальной адаптацией курсантов.
Создание развивающейся образовательной информационной среды на основе широкого диапазона ресурсов образовательных систем выявляет новые возможности для решения задач регуляции управления.
3. Планирование [16; 17; 18; 19; 20]
Планирование управления социальной адаптацией курсантов — это вид управленческой деятельности по определению будущего процесса. Оно связано с целе-полаганием, определением путей и способов достижения целей и решения задач, разработкой на этой основе плановых заданий по лестнице иерархий организации вуза, распределением необходимых заданий, ресурсов и ответственности подразделений.
Основные задачи планирования:
— обеспечение целенаправленности действий;
— создание оргструктуры управленческих актов;
— разработка и координация усилий всех членов структурных подразделений вуза;
— выработка оптимального варианта управленческих решений;
— определение системы конкретных показателей.
Корректировка (регуляция) планирования — процесс изменения планов управления социальной адаптацией курсантов, заключающийся в перестройке планов в соответствии с изменяющимися условиями их реализации. Коррекция (регуляция) плана — это обнаружение и устранение выявленных текущих несоответствий.
Стандарт ISO предлагает следующую организацию процесса регуляции планирования [21; 22]:
1. Определение проблемы: убеждение, что проблема существует объективно, что суть не в субъективном ее восприятии. В этом можно использовать бинарную оппозицию: существующее сегодня положение вещей («как есть») и требование («как должно быть»).
2. Выяснение масштаба проблемы, убеждение в том, что ясен истинный масштаб проблемы. Необходимо узнать, в чем прослеживается несоответствие и, что еще более важно, в чем его однозначно нет.
3. Первоначальные действия по локализации проблемы: внедрение коррекции, чтобы продолжить работу в обычном режиме, и наличие времени для поиска и устранения коренных причин проблемы. Применение проверочных мероприятий для обеспечения времени на поиск коренных причин и устранения их.
4. Поиск коренных причин — наиболее сложный этап получения уверенности в том, что главную причину, вызвавшую проблему, обнаружили. Если анализ корневых причин завершен, необходимо проверить, не увеличился ли масштаб проблемы по сравнению с тем, который выявлен в начале корректирующих действий.
5. Планирование корректирующих актов и определение затрат по устранению найденной корневой причины, метода ее устранения и субъектов реализации.
6. Внедрение корректирующих действий, воплощение на практике скорректированного плана, покупка и установка средств для реализации последнего.
7. Контроль результатов работы обновленного плана, проверка в целях установления возможного рецидива проблемы, извлечение уроков с учетом того, чтобы не повторять ошибок при дальнейшем планировании.
4. Организация управления [23; 24]
Регуляция организации процесса управления социальной адаптацией курсантов предполагает улучшение организационной структуры управления адаптацией.
Система организации управления социальной адаптацией курсантов вуза включает в себя совокупность всех служб организации, всех подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование. Управление социальной адаптацией курсантов — непрерывный процесс влияния на личность курсанта с целью формирования военного профессионала, защитника Родины, патриота. Процесс управления социальной адаптацией курсантов предусматривает организацию согласованных действий, которые и обеспечивают осуществление общей цели, стоящей перед организацией.
Управляемая часть системы социальной адаптации — это учебные и функциональные подразделения, занятые обеспечением управления процессом социальной адаптации курсантов. Выходом служит информация о состоянии учебы курсантов, их социального статуса, компетентности и компетенций, готовности к исполнению социальных ролей «курсант-учащийся», «курсант-военнослужащий», «курсант-коллега».
Наиболее четко задачи управления организацией сформулировал Г. Файоль в начале XX в. [25]. Однако в функционировании организаций произошли значительные изменения: усложнилась структура, научно-технические разработки по возникновению новых сложных информационных технологий, постоянно усложняются условия управления организациями. Это приводит к необходимости регуляции процессов управления организациями и социальной адаптацией курсантов. Можно интерпретировать задачи управления организацией, разработанные Файо-лем, применительно к регуляции управления социальной адаптацией курсантов.
5. Мотивация
Формирование мотивации и стимулирования курсанта — одна из важных функций процесса управления его социальной адаптацией, поскольку она мобилизует его внутренние силы на активное освоение действительности, способность эффективно реализовать потребности врастания в военную среду.
Создание стабильной позитивной мотивационной структуры личности курсанта необходимо для побуждения его к активной деятельности в ролях «курсант-учащийся», «курсант-служивый» и «курсант-коллега». Мотивирование — процесс воздействия на курсанта с целью побуждения его к определенным действиям путем активизации в нем определенных потребностей.
Регуляция этой функции управления адаптацией предусматривает два основных типа мотивирования: первый, при котором акторы регуляции путем внешних воздействий на курсанта вызывают к действию ролевые потребности; второй, при котором в качестве основной задачи выступает формирование структуры потребностей курсанта, способной развить и усилить желательные для актора управления мотивы действий курсанта.
Регуляция усилий предполагает мотивацию курсанта на проявление творчества в реализации задач учебной и военно-служебной деятельности. Курсанта следует материально и морально заинтересовать в старании к повышению военной квалификации, совершенствованию способностей работать и взаимодействовать с организационным окружением.
6. Контроль и анализ
Важными направлениями регуляции функций управления адаптацией курсантов являются повышение качества контроля адаптационной ситуации и доработка системы анализа адаптации как динамичные и часто ускользающие от внимания сотрудников стороны адаптационного процесса [26]. Необходимо оценить три аспекта результатов адаптации курсанта: психофизиологический, социально-психологический и профессиональный.
Выводы
Для оценки результатов психофизиологической стороны адаптации можно использовать сравнение производственных показателей курсанта (физической и строевой подготовки, энергозатрат) и сравнение показателей его здоровья при выполнении типичных служебных операций с зафиксированными в начале процесса адаптации показателями. Для выяснения результатов социально-психологической стороны адаптации нужно исследовать уровень удовлетворенности курсанта новой военной средой, характер взаимоотношения с коллегами, его удовлетворенность новыми статусами и новыми возможностями. Для оценки результатов профессиональной стороны адаптации используют сравнение слу-жебно-профессиональных показателей курсанта со средними показателями, сложившимися на курсе и в учебной группе, такими как средние оценки выполнения служебных и учебных заданий, состояние дисциплины и др.
Сравнение полученных результатов с запланированными позволит осуществлять регуляцию управления процессом адаптации курсанта. В процессе деятельности, осуществляемой в организационных отношениях вуза, происходит интеракция акторов и объектов с коллективами. Особенно значим фактор неформальных коллективных отношений в крупных социальных организациях и обществе в целом, в котором социальные регуляторы имеют все большее значение, становясь государственными ориентирами.
Список источников
1. Лоптева Е. Управление сотрудниками: выигрышные стратегии и эффективные методы // Энвибокс. 2020. 24 сентября. URL: https://envybox.io/blog/upravlenie-sotrudnikami/ (дата обращения: 23.04.2023).
2. Семь шагов корректирующих и предупреждающих действий, на которые опираются постоянные улучшения в ISO 9001:2008 // Единый Стандарт. 2017. 28 октября. URL: https://1cert.ru/stati/sem-shagov-korrektiruyushchikh-i-preduprezhdayushchikh-deystviy?ysclid=lid6la1xd3891929555 (дата обращения: 20.04.2023).
3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
4. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1956. 481 с.
5. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1960. 500 с.
6. Гальперин П. Я. К учению об интериоризации // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 25-33.
7. Леонтьев А. Н. Об историческом подходе в изучении психики человека // Психологическая наука в СССР: в 2 т. Т. 1. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1959. С. 9-44.
8. Изменение целей со временем // StudFiles. URL: https://studfile.net>preview/8343687/ page:4/ (дата обращения: 18.04.2023).
9. Заец А. А. Информация как социальный феномен // Социально-гуманитарные знания. 2016. № 2. С. 344-349.
10. Международная организация по стандартизации // Академик. URL: https://dic.academic. ru/dic.nsf/ruwiki/1030976?ysclid=lid6ju8ztl86816312 (дата обращения: 20.04.2023).
11. Рогожин С. В., Рогожина Т. В. Организации и управление // Теория организации: учебник. М.: Экзамен, 2002. С. 47-74.
12. Осипов Г. В. Социология и социализм. М.: Вече, 2008. 363 с.
13. Рейхерт Е. С. Социальное управление как особая разновидность управления // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2006. № 13. С. 338-342.
14. Щанина Е. В., Карамышева Е. Ю. Социальная адаптация в условиях нестабильности современного российского общества // Наука. Общество. Государство. 2022. Т. 10. № 2. С. 100-107. DOI: 10.21685/2307-9525-2022-10-2-11
15. Егорова Н. А., Михайлова А. В. Планирование как функция управления организацией // Инновационная наука. 2015. Т. 1. № 6. С. 71-73.
16. Среда социальная // Академик. URL: https://human_ecology.academic.ru/1781/%D0% A1%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0_%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0% D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F (дата обращения: 25.04.2023).
17. Волгушева А. А. Социальная среда // Центр управления финансами. URL: https:// center-yf.ru>data/stat/sotsialnaya-sreda.php (дата обращения: 25.04.2023).
18. Полеева Ю. Адаптация новых сотрудников: 3 подхода // ПланФакт. 2019. 17 декабря. URL: https://planfact.io/blog/posts/snachala-bolno-potom-priyatno-adaptaciya-novyh-sotrudnikov-3-podhoda?ysclid=lid60ysk5n404455116 (дата обращения: 20.04.2023).
19. Трудовая адаптация персонала // Ассистентус. URL: https://assistentus.ru/sotrudniki/ adaptaciya-personala/?ysclid=lid63ut0b8699725433 (дата обращения: 20.04.2023).
20. Теория административного управления Ф. Файоля // Psyera.ru. 2016. 2 февраля. URL: https://psyera.ru/teoriya-administrativnogo-upravleniya-fayolya_9422.htm?ysclid= lid6y0vl7x606001514 (дата обращения: 24.04.2023).
21. Корректировка целей и задач // Финансовый блог. 2019. 28 января. URL: http://gde-vzyatkredit.ru/voprosy-i-otvety/korrektirovka-celej-i-zadach.html?ysclid=lid5orzhdz 396741497 (дата обращения: 18.04.2023).
22. Пушкарев Н. В. Стратегическое планирование и бизнес-план // Студенческий научный форум — 2017: IX Междунар. студ. науч. конф. URL: https://files.scienceforum.ru/ pdf/2017/40621.pdf (дата обращения: 20.04.2023).
23. Редькина Л. Что такое целеполагание и зачем оно нужно: методики + примеры из жизни // Блог Павла Бутора. 2020. 17 ноября. URL: levelself.ru>navyki/chto-takoe-celepolaganie.html (дата обращения: 18.04.2023).
24. Яценко В. Составляем программу по адаптации персонала // Госучетник. 2019. 26 сентября. URL: https://gosuchetnik.ru/kadry/sostavlyaem-programmu-po-adaptatsii-personala?ysclid=lid6fv936d79209388 (дата обращения: 20.04.2023).
25. Оценка результатов и управление адаптацией // Правильные ответы. 2021. 25 апреля. URL: https://imccenter.ru/otsenka-rezul-tatov-i-upravleniye-adaptatsiyey/?ysclid=lid71 qwud9914243570 (дата обращения: 19.01.2023).
26. Волосков И. В. Роль средств массовой информации в социализации молодежи // Ceteris Paribus. 2022. № 12. С. 191-194.
References
1. Lopteva E. Employee management: Winning strategies and effective techniques. Envybox. Sep. 24, 2020. URL: https://envybox.io/blog/upravlenie-sotrudnikami/ (accessed on 23.04.2023). (In Russ.).
2. Seven steps of corrective and preventive action on which continual improvement in ISO 9001:2008 is based. Edinyi Standart. Oct. 28, 2017. URL: https://1cert.ru/stati/sem-shagov-korrektiruyushchikh-i-preduprezhdayushchikh-deystviy?ysclid=lid6la1xd3891929555 (accessed on 20.04.2023). (In Russ.).
3. Anan'ev B.G. Man as an object of knowledge. St. Petersburg: Piter; 2001. 288 p. (In Russ.).
4. Vygotskii L.S. Selected psychological studies. Moscow: Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR Publ.; 1956. 481 p. (In Russ.).
5. Vygotskii L.S. Development of higher mental functions. Moscow: Academy of Pedagogical Sciences Publ.; 1960. 500 p. (In Russ.).
6. Gal'perin P.Ya. On the doctrine of interiorization. Voprosy psikhologii. 1966;(6):25-33. (In Russ.).
7. Leont'ev A.N. On the historical approach to the study of the human psyche. In: Psychological science in the USSR (in 2 vols.). Vol. 1. Moscow: Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR Publ.; 1959:9-44. (In Russ.).
8. Changing goals over time. StudFiles. URL: https://studfile.net/preview/8343687/page:4/ (accessed on 18.04.2023). (In Russ.).
9. Zaets A.A. Some features of concept "information" in modern philosophy. Sotsial'no-gumanitarnye znaniya. 2016;(2):344-349. (In Russ.).
10. International Organization for Standardization. Akademik. URL: https://dic.academic. ru/dic.nsf/ruwiki/1030976?ysclid=lid6ju8ztl86816312 (accessed on 20.04.2023). (In Russ.).
11. Rogozhin S.V., Rogozhina T.V. Organizations and management. In: Theory of organization. Moscow: Ekzamen; 2002:47-74. (In Russ.).
12. Osipov G.V. Sociology and socialism. Moscow: Veche; 2008. 363 p. (In Russ.).
13. Reikhert E.S. Social management as a special kind of management. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pravo = Bulletin of the South Ural State University. Series "Law". 2006;(13):338-342. (In Russ.).
14. Shchanina E.V., Karamysheva E.Yu. Social adaptation in the transforming conditions of modern society. Nauka. Obshchestvo. Gosudarstvo = Science. Society. State. 2022;10(2): 100-107. (In Russ.). DOI: 10.21685/2307-9525-2022-10-2-11
15. Egorova N.A., Mikhailova A.V. Planning as a function of organization management. Innovatsionnaya nauka = Innovation Science. 2015;1(6):71-73. (In Russ.).
16. Social environment. Akademik. URL: https://human_ecology.academic.ru/1781/%D0%A1% D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0_%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0% BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F (accessed on 25.04.2023). (In Russ.).
17. Volgusheva A.A. Social environment. Financial Management Center. URL: https://center-yf.ru/data/stat/sotsialnaya-sreda.php (accessed on 25.04.2023). (In Russ.).
18. Poleeva Yu. Adaptation of new employees: 3 approaches. PlanFact. Dec. 17, 2019. URL: https://planfact.io/blog/posts/snachala-bolno-potom-priyatno-adaptaciya-novyh-sotrud-nikov-3-podhoda?ysclid=lid60ysk5n404455116 (accessed on 20.04.2023). (In Russ.).
19. Labor adaptation of personnel. Assistentus. URL: https://assistentus.ru/sotrudniki/ adaptaciya-personala/?ysclid=lid63ut0b8699725433 (accessed on 20.04.2023). (In Russ.).
20. Fayol's theory of administrative management. Psyera.ru. Feb. 02, 2016. URL: https:// psyera.ru/teoriya-administrativnogo-upravleniya-fayolya_9422.htm?ysclid=lid6y0vl7x 606001514 (accessed on 20.04.2023). (In Russ.).
21. Adjustment of goals and objectives. Financial blog. Jan. 28, 2019. URL: http://gde-vzyatkredit.ru/voprosy-i-otvety/korrektirovka-celej-i-zadach.html?ysclid=lid5orzhdz 396741497 (accessed on 18.04.2023). (In Russ.).
22. Pushkarev N.V. Strategic planning and business plan. In: Student sci. forum — 2017: Proc. 9th student sci. conf. URL: https://files.scienceforum.ru/pdf/2017/40621.pdf (accessed on 20.04.2023). (In Russ.).
23. Red'kina L. What is goal setting and why it is needed: Methods + examples from life. Paul Butor Blog. Nov. 17, 2020. URL: levelself.ru>navyki/chto-takoe-celepolaganie.html (accessed on 18.04.2023). (In Russ.).
24. Yatsenko V. Drawing up a program for the adaptation of personnel. Gosuchetnik. Sep. 26, 2019. URL: https://gosuchetnik.ru/kadry/sostavlyaem-programmu-po-adaptatsii-personala? ysclid=lid6fv936d79209388 (accessed on 20.04.2023). (In Russ.).
25. Evaluation of results and adaptation management. Pravil'nye otvety. Apr. 25, 2021. URL: https://imccenter.ru/otsenka-rezul-tatov-i-upravleniye-adaptatsiyey/?ysclid=lid71qw ud9914243570 (accessed on 19.01.2023). (In Russ.).
26. Voloskov I.V. The role of the media in the socialization of youth. Ceteris Paribus. 2022;(12):191-194. (In Russ.).
Сведения об авторах
К. К. Оганян — доктор философских наук, доцент, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин имени В. У. Агеевца; 190121, Санкт-Петербург, Декабристов ул., д. 35;
Д. В. Жуков — соискатель; 162622 Вологодская обл., Череповец, Советский пр., д. 126.
Information about the authors
K. K. Oganyan — Doctor of Philosophy, Associate Professor, Associate Professor at the Department of Social and Humanitarian Disciplines named after V. U. Ageevts; 35 Dekabristov st., St. Petersburg 190121, Russia;
D. V. Zhukov — applicant; 126 Sovetskiy Ave., Cherepovets, Vologda region, 162622, Russia.
Конфликт интересов: авторы декларируют отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией данной статьи.
Conflict of interest: the authors declare no conflict of interest related to the publication of this article.
Статья поступила в редакцию 04.05.2023; одобрена после рецензирования 30.05.2023; принята к публикации 10.07.2023.
The article was submitted 04.05.2023; approved after reviewing 30.05.2023; accepted for publication 10.07.2023.