Научная статья на тему 'РЕГУЛЯТОРНАЯ ПОЛИТИКА В СТИМУЛИРОВАНИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ РЫНКА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ'

РЕГУЛЯТОРНАЯ ПОЛИТИКА В СТИМУЛИРОВАНИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ РЫНКА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
160
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЕГУЛЯТОРНАЯ ПОЛИТИКА / СТИМУЛИРОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ПАЦИЕНТ / ВРАЧ / МЕДИЦИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СТРАХОВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ТЕЛЕМЕДИЦИНА / SERVICES MARKET / REGULATION / REGULATORY POLICY / PROMOTION OF INTERACTION / PATIENT / DOCTOR / MEDICAL ORGANIZATION / MEDICAL INSURANCE ORGANIZATION / TELEMEDICINE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Плугарь Е.В., Растригина О.В.

Рынок медицинских услуг как часть рынка здравоохранения, объединяет пациентов, врачей, медицинские организации, страховые медицинские организации. Специфичность рынка предопределяет особенности взаимодействия его участников, результатом которого является восстановление, укрепление, сохранение главной ценности человека - здоровья. Регулирование рынка создает правовую основу организации медицинской деятельности, устанавливает права и обязанности пациентов, медицинских организаций, страховых медицинских организаций, определяет границы их взаимодействия, направлено на обеспечение доступности и качества медицинской помощи. В рамках настоящего исследования при помощи системно-аналитического, абстрактно-логического, статистического методов, контент-анализа нормативно правовых документов систематизированы и выделены нормативные акты, содержание которых способствует стимулированию взаимодействия участников рынка медицинских услуг. В системе взаимодействий пациент-врач, врач-врач, медицинская организация-страховая медицинская организация к таким документам отнесены: 1) программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на основе расширения видов, объемов медицинской помощи, диагностических исследований, методов лечения, снижения сроков ожидания и оказания медицинской помощи; увеличения финансового обеспечения медицинских организаций; 2) нормативные акты, регламентирующие применение информационных технологий в сфере охраны здоровья, которые направлены на совершенствование организации оказания медицинской помощи, ее преемственности, применение телемедицинских технологий, электронного документооборота; 3) положения в сфере обязательного медицинского страхования, регламентирующие порядок оплаты за оказанные медицинские услуги, информационное сопровождение пациентов на всех этапах лечения, комплексную защиту их интересов и прав. Проблемными вопросами, препятствующими результативному взаимодействию участников рынка медицинских услуг, определены: отсутствие четкого перечня платных медицинских услуг и условий их оказания в государственных и муниципальных медицинских организациях, двойственность режима регулирования медицинских услуг в зависимости от источника их оплаты, несовершенство законодательства по проведению телемедицинских консультаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Плугарь Е.В., Растригина О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATORY POLICY IN STIMULATING INTERACTION OF PARTICIPANTS IN THE MEDICAL SERVICES MARKET

The market of medical services as a part of the healthcare market unites patients, doctors, medical organizations, and insurance medical organizations. The specificity of the market determines the features of interaction between its participants, result of which is restoration, strengthening, and preservation of the main human value-health. Market regulation creates the legal basis for the organization of medical activity, establishes the rights and obligations of patients, medical organizations, medical insurance organizations, determines the boundaries of their interaction, and is aimed at ensuring the availability and quality of medical care. In the framework of this study, using system-analytical, abstract-logical, statistical methods, content analysis of normative legal documents, regulatory acts the contents of which contribute to stimulating the interaction of participants in the medical services market were systematized and highlighted. In the system of patient-doctor, doctor-doctor, medical organization-insurance medical organization interactions, these documents include: 1) state guarantee programs for providing free medical care to citizens on the basis of expanding types, volumes of medical care, diagnostic studies, treatment methods, reducing waiting times and medical assistance; increasing financial support for medical organizations; 2) regulatory acts which governing the use of information technology in the field of health care and are aimed at improving the organization of medical care, its continuity, the use of telemedicine technologies, electronic document management; 3) regulations in the field of compulsory medical insurance that regulate the payment procedure for medical services rendered, information support for patients at all stages of treatment, and comprehensive protection of their interests and rights. The lack of a clear list of paid medical services and conditions for their provision in state and municipal medical organizations, the duality of the regulatory regime for medical services depending on the source of their payment, and the imperfection of legislation for conducting telemedicine consultations are identified as problematic issues that hinder effective interaction of participants in the medical services market.

Текст научной работы на тему «РЕГУЛЯТОРНАЯ ПОЛИТИКА В СТИМУЛИРОВАНИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ РЫНКА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ»

Б01 10.24411/2077-7639-2019-10057

Регуляторная политика в стимулировании взаимодействия участников рынка медицинских услуг

Плугарь Е.В., Растригина О.В.

Рынок медицинских услуг как часть рынка здравоохранения, объединяет пациентов, врачей, медицинские организации, страховые медицинские организации. Специфичность рынка предопределяет особенности взаимодействия его участников, результатом которого является восстановление, укрепление, сохранение главной ценности человека - здоровья. Регулирование рынка создает правовую основу организации медицинской деятельности, устанавливает права и обязанности пациентов, медицинских организаций, страховых медицинских организаций, определяет границы их взаимодействия, направлено на обеспечение доступности и качества медицинской помощи. В рамках настоящего исследования при помощи системно-аналитического, абстрактно-логического, статистического методов, контент-анализа нормативно правовых документов систематизированы и выделены нормативные акты, содержание которых способствует стимулированию взаимодействия участников рынка медицинских услуг. В системе взаимодействий пациент-врач, врач-врач, медицинская организация-страховая медицинская организация к таким документам отнесены: 1) программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на основе расширения видов, объемов медицинской помощи, диагностических исследований, методов лечения, снижения сроков ожидания и оказания медицинской помощи; увеличения финансового обеспечения медицинских организаций; 2) нормативные акты, регламентирующие применение информационных технологий в сфере охраны здоровья, которые направлены на совершенствование организации оказания медицинской помощи, ее преемственности, применение телемедицинских технологий, электронного документооборота; 3) положения в сфере обязательного медицинского страхования, регламентирующие порядок оплаты за оказанные медицинские услуги, информационное сопровождение пациентов на всех этапах лечения, комплексную защиту их интересов и прав. Проблемными вопросами, препятствующими результативному взаимодействию участников рынка медицинских услуг, определены: отсутствие четкого перечня платных медицинских услуг и условий их оказания в государственных и муниципальных медицинских организациях, двойственность режима регулирования медицинских услуг в зависимости от источника их оплаты, несовершенство законодательства по проведению телемедицинских консультаций.

для цитирования гост 7.1-2003

Плугарь Е.В., Растригина О.В. Регуляторная политика в стимулировании взаимодействия участников рынка медицинских услуг // Дискуссия. - 2020 - Вып. 99. - С. 29-38.

JEL: I18

ключевые слова

Рынок медицинских услуг, регулирование, регуляторная политика, стимулирование взаимодействия, пациент, врач, медицинская организация, страховая медицинская организация, телемедицина.

DOI 10.24411/2077-7639-2019-10057

Regulatory policy in stimulating interaction of participants in the medical services market

Plugar E.V., Rastrigina O.V.

The market of medical services as a part of the healthcare market unites patients, doctors, medical organizations, and insurance medical organizations. The specificity of the market determines the features of interaction between its participants, result of which is restoration, strengthening, and preservation of the main human value-health. Market regulation creates the legal basis for the organization of medical activity, establishes the rights and obligations of patients, medical organizations, medical insurance organizations, determines the boundaries of their interaction, and is aimed at ensuring the availability and quality of medical care. In the framework of this study, using system-analytical, abstract-logical, statistical methods, content analysis of normative legal documents, regulatory acts the contents of which contribute to stimulating the interaction of participants in the medical services market were systematized and highlighted. In the system of patient-doctor, doctor-doctor, medical organization-insurance medical organization interactions, these documents include: 1) state guarantee programs for providing free medical care to citizens on the basis of expanding types, volumes of medical care, diagnostic studies, treatment methods, reducing waiting times and medical assistance; increasing financial support for medical organizations; 2) regulatory acts which governing the use of information technology in the field of health care and are aimed at improving the organization of medical care, its continuity, the use of telemedicine technologies, electronic document management; 3) regulations in the field of compulsory medical insurance that regulate the payment procedure for medical services rendered, information support for patients at all stages of treatment, and comprehensive protection of their interests and rights. The lack of a clear list of paid medical services and conditions for their provision in state and municipal medical organizations, the duality of the regulatory regime for medical services depending on the source of their payment, and the imperfection of legislation for conducting telemedicine consultations are identified as problematic issues that hinder effective interaction of participants in the medical services market.

keywords

Services market, regulation, regulatory policy, promotion of interaction, patient, doctor, medical organization, medical insurance organization, telemedicine.

for citation apa

Plugar E.V., Rastrigina O.V. Regulatory policy in stimulating interaction of participants in the medical services market. Diskussiya [Discussion], 99, 29-38.

JEL: I18

Введение. Рынок медицинских услуг является одним из динамично развивающихся сегментов рынка здравоохранения, на долю которого приходится около 80% общего объема услуг. Его участниками являются медицинские организации государственной, муниципальной и частной формы собственности, граждане, страховые ме-

дицинские организации (СМО), взаимодействия которых обеспечивают восстановление, укрепление, сохранение главной ценности человека - здоровья. При этом роль СМО на рынке медицинских услуг специфична. Для граждан она выступает в качестве агента, сопровождающего на всех этапах лечения, информирующего о медицинских

организациях, виде, качестве, условиях предоставления медицинских услуг, профилактических осмотров и диспансеризации, обеспечивающего соблюдения прав пациентов на получение своевременной качественной медицинской помощи. Для медицинских организаций СМО выступает как финансирующий орган и регулятор в части контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.

В многочисленных публикациях отечественных и зарубежных ученых доказаны несовершенство и специфичность рынка медицинских услуг в части асимметрии информации о потребительских свойствах медицинской услуги, исключительной индивидуальности ее предоставления и полученного результата, низкой ценовой эластичности спроса, недостаточной конкуренции на рынке, верховенства социальных и медицинских результатов оказания медицинских услуг над финансовыми расходами, высокой политической, гуманистической и социальной значимости сферы. Именно регулирование рынка создает правовую основу организации медицинской деятельности, устанавливает права и обязанности покупателей (пациентов) и продавцов (поставщиков медицинских услуг), страховщиков; минимизирует провалы рынка и неэффективность системы здравоохранения, способствует обеспечению надлежащего качества и всеобщего доступа населения к медицинским услугам, устойчивым темпам развития национальной системы здравоохранения. В документах ВОЗ подчеркивается, что в последнее время «регулирование приобрело все большее значение в качестве ключевого рычага воздействия правительств на количество, качество, безопасность и распределение услуг в системах здравоохранения» [1].

Регулирование рынка, являясь функцией государственного управления, предполагает упорядочение деятельности не только объекта управления (в целях нашего исследования - отношения, взаимодействия участников рынка медицинских услуг), но и самого процесса управления, органично встраиваясь во все его функции. Согласно терминологии Организации экономического сотрудничества и развития (2015 г.) «регулирование представляет собой набор различного инструментария, с помощью которого правительства устанавливают требования для предприятий и граждан. Он включает все законы, формальные и неформальные распоряжения, подзаконные акты, административные формальности и правила». Регуляторная политика рассматривается как комплекс правил, процедур и институтов, введенных правительством с непо-

средственной целью развития, администрирования и анализа процесса регулирования [2]. Рычагами регуляторной политики являются средства, приемы прямого и косвенного воздействия государственных органов на процессы и объекты через призму нормативно правового поля, направленные на развитие экономической, социальной сфер общества. Современные исследования регуляторной политики России в основном связаны с регулированием предпринимательской деятельности в разных сферах экономики. В докладе «Регуляторная политика в России: основные тенденции и архитектура будущего» приводятся многочисленные примеры рассогласованных и избыточных требований российского законодательства, основанного на «принципах широкомасштабного «предписывающего» вмешательства государства в любые экономические процессы», и делается вывод о необходимости пересмотра подходов к регулированию хозяйственной деятельности, разгрузки законодательства от устаревших и избыточных норм. Вопросы регулирования отношений участников рынка медицинских услуг в научной литературе остаются малоизученными [3].

Цель исследования состоит в том, чтобы опираясь на эмпирические исследования выявить регулятивные нормы, способствующие стимулированию взаимодействия участников рынка медицинских услуг.

Материалы и методы. Научной базой исследования являются фундаментальные положения теории рынка медицинских услуг, публикации отечественных и зарубежных ученых по вопросам регулирования отношений участников рынка медицинских услуг, системы здравоохранения, системы обязательного медицинского страхования. Информационная база исследования - законы, нормативные правовые акты, данные федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, предшествующие результаты исследований авторов. Методы исследования: контент-анализ, статистический, системно-аналитический, абстрактно-логический методы.

Результаты исследования и их обсуждение. Рынок медицинских услуг относится к централизованно управляемому. Его регулирование осуществляется на всех уровнях государственного управления - федеральном, региональном, муниципальном, разными субъектами - государственными органами, страховыми медицинскими организациями, общественными организациями. Федеральные органы власти устанавливают порядок и организацию оказания гражданам ме-

дицинской помощи, медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований; органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют лицензирование медицинской деятельности медицинских организаций, организацию оказания населению первичной медико-санитарной помощи, специализированной и высокотехнологичной, скорой медицинской помощи в подведомственных медицинских организациях. На органы исполнительной власти возлагаются функции по организации и контролю доступности и качества медицинских услуг (табл.1). Действующим законодательством также предусмотрено урегулирование рынка профессиональными некоммерческими организациями в виде их участия в разработке порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, программ подготовки и повышения квалификации, аттестации медицинских работников, утверждения клинических рекомендаций.

Таким образом, результаты таблицы свидетельствуют об избыточности контроля в отношении медицинских организаций, что с одной

стороны объясняется большой социально-экономической, политической значимостью сферы, с другой - дублированием надзорных и контрольных функций.

Регуляторная политика в сфере предоставления медицинских услуг направлена на обеспечение их доступности и качества, совершенствование организации процессов и взаимодействия всех участников рынка в системах отношений пациент-врач (пациент-медицинский работник), пациент-страховая медицинская организация, врач-врач (медицинский работник-медицинский работник), медицинская организация-страховая медицинская организации, административных отношений между регуляторными органами, медицинскими организациями, страховыми медицинскими организациями. Ее основными инструментами являются правовые, административные и экономические регуляторы: стандарты и клинические рекомендации, национальные и федеральные проекты, федеральные и региональные программы, территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, тарифные соглашения и др.

Таблица 1

Регуляторы рынка медицинских услуг

Регуляторный орган Регуляторные функции

Министерство здравоохранения Российской Федерации Нормативно правовое регулирование в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств для медицинского применения

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения Государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности, федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств

Федеральное медико-биологическое агентство Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор в обслуживаемых организациях и на обслуживаемых территориях; государственный контроль за обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) Осуществление контроля за соблюдением субъектами обязательного медицинского страхования (физические лица, страхователи, ФОМС) и участниками обязательного медицинского страхования (страховые медицинские организации, медицинские организации, ТФОМС) законодательства об обязательном медицинском страховании и за использованием ими средств обязательного медицинского страхования

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС) Участие в разработке территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и определении тарифов на оплату медицинской помощи; утверждение для СМО дифференцированных подушевых нормативов; обеспечение прав граждан в сфере ОМС, в том числе путем проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи; контроль за использованием средств ОМС страховыми медицинскими организациями

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) Надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе медицинских услуг

Федеральная антимонопольная служба Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, предупреждение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, в том числе на рынке медицинских услуг

Прокуратура РФ Надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека

Система отношений пациент - врач базируется с одной стороны на потребности пациентов в сохранении и улучшении состояния своего здоровья, с другой - предложении необходимой услуги по восстановлению, поддержанию, сохранению здоровья пациента на основе профессиональных знаний и умений врача (медицинского работника), наличия соответствующих условий для ее оказания. На рынке медицинских услуг выделяется сектор услуг, оказываемых населению в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ПГГ) и сектор платных медицинских услуг, предоставляемых на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования. При этом медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения, оказывающие медицинские услуги по ПГГ, также оказывают и платные медицинские услуги согласно Правилам предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг. Ряд исследователей [4, 5] указывают, что отсутствие четкого перечня платных услуг и условий их оказания приводит к навязыванию пациентам платных услуг, увеличению времени ожидания бесплатной медицинской помощи, нецелевому использованию материально-технической базы, приобретенной за счет бюджетных источников. Министерством здравоохранения подготовлен законопроект, позволяющий решить данную правовую коллизию, и уже получено положительное заключение об оценке регулирующего воздействия. В публикации [6] отмечается двойственность ре-

жима регулирования медицинских услуг в зависимости от источника их оплаты. Так медицинские услуги, оказываемые на платной основе, регулируются нормами Гражданского Кодекса Российской Федерации и законом «О защите прав потребителей», их оплата проводится как самим пациентом на основе договора или за счет программы ДМС. Медицинские услуги, оказываемые по ПГГ, регулируются нормами закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Правилами обязательного медицинского страхования. При этом пациент исключен из субъектов договора, финансирование медицинской организации осуществляется на основе подушевого норматива, оплаты за законченный случай лечения заболевания, включенного в соответствующую клинико-статистическую группу. Таким образом, на законодательном уровне закреплены разные требования по качеству и условиям предоставления к одинаковым по своему содержанию медицинским услугам, и это является дестимулирующим фактором во взаимодействии участников рынка медицинских услуг.

Вместе с тем следует отметить, что развитие рынка медицинских услуг осуществляется в основном за счет бюджетных источников финансирования. По данным BusinesStat более 88% оборота рынка медицинских услуг составляет финансовое обеспечение по ПГГ и средства бюджетов (региональных, федеральных). Динамика объема средств, выплачиваемых медицинским организациям за оказанные медицинские услуги по ПГГ представлена на рисунке (рис.1).

Увеличение платежей медицинским организациям, оказывающим медицинские услуги

2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

Рис. 1. Объем средств, направленных на оплату медицинских услуг, оказанных застрахованным лицам1

1 Составлено авторами на основании данных Росстата. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fedstat.ru/indicator/42991 (дата обращения 11.01.2020).

по ПГГ в динамике неравномерно, например, в 2013 году по сравнению с 2012 годом (рост более чем на 40%), в 2018 году по сравнению с 2017 годом (рост более чем на 22%). В основном это связано с увеличением нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевых нормативов финансирования, расширением видов медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, переходом на одно-канальное финансирование. Полученные средства государственные медицинские организации самостоятельно распределяют по статьям затрат в соответствии с регламентированной законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» структурой тарифа на оплату медицинской помощи. Согласно данным Федерального фонда обязательного медицинского страхования1 полученные средства в 2019 году медицинские организации направляли на оплату труда и начисления на фонд оплаты труда (68,7%), приобретение медикаментов и перевязочных средств - 12,7%, продуктов питания - 1,0%, мягкого инвентаря - 0,1%, иные расходы - 17,5%. Высокий удельный вес расходов на оплату труда в тарифе обусловлен выполнением майских указов Президента РФ (2012 г.) в части повышения заработной платы врачей в 2018 году до 200 процентов от средней региональной заработной платы, что способствует сохранению кадрового потенциала, мотивации к качественному улучшению оказания медицинских услуг.

Стимулированию взаимодействия врача и пациента на рынке медицинских услуг способствует ежегодное расширение базовой ПГГ по видам, формам, условиям оказания бесплатной медицинской помощи, увеличение тарифов, подушевых нормативов финансирования, критериев доступности и качества медицинских услуг. Рассматривая изменения в базовой ПГГ за период 2015-2020 гг. следует отметить наиболее существенные ее улучшения:

— ежегодное увеличение подушевого финансирования на застрахованных граждан (рост в 2020 г. по сравнению с 2015 годом составил более 50%);

— существенное расширение перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, диагностических исследований, методов лечения, увеличение их объемов;

1 Официальныйсайт Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ffoms.ru/system-oms (дата обращения: 11.01.2020).

— снижение сроков ожидания проведения компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии и ангиографии при оказании первичной медико-санитарной помощи, оказания специализированной медицинской помощи с 30 рабочих дней в 2015 году до 14 рабочих дней в 2020 году, в случае онкологических заболеваний - до 7 дней;

— увеличение расходов на оказание медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара на 47%, по профилю «онкология» в 3,3 раза;

— увеличение тарифа на 1 посещение с профилактическими целями в 5 раз;

— установление стимулирующих выплат за каждый впервые установленный случай рака в размере 500 руб. врачу, фельдшеру, организовавшим профосмотр, специалисту, проведшему диагностику.

На совершенствование взаимодействия пациентов и врачей направлен закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья», вступивший в действие в 2018 году. Положения закона устанавливают общие требования к телемедицинским услугам, регулируют оформление рецептов на наркотические и психотропные вещества в форме электронных документов, получение информированных согласий пациентов, а также выдачу выписок и справок в электронной форме, определяют основные функции единой государственной системы в сфере здравоохранения. Внедряемые информационные технологии обеспечивают:

— в системе взаимодействия пациент-врач электронную запись на прием к врачу, профилактический медицинский осмотр и диспансеризацию, получение сведений об оказанных медицинских услугах и их стоимости; доступ к электронным медицинским документам; осуществление оценки удовлетворённости качеством работы медицинских организаций, телемедицинские консультации;

— в системе взаимодействия врач-врач использование медицинских информационных систем, обеспечивающих взаимодействие со всеми подразделениями и службами медицинской организации, ведение электронного расписания приема врачей, электронных медицинских карт пациентов в соответствии с клиническими рекомендациями; создание и хранение юридически значимых электронных медицинских до-

кументов; проведение телемедицинских консуль-таций1.

Несмотря на доказанную значимость телемедицины в обеспечении доступности медицинских услуг в условиях неукомплектованности медицинских организаций кадрами, количество дистанционных взаимодействий врача и пациента остается не высоким. По данным Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ в 2019 году государственными клиниками было оказано 160 тысяч телемедицинских услуг, что крайне низко по сравнению с другими странами и возрастающей потребностью населения в удаленном консультировании. Ограниченность использования телемедицины авторы исследований [7, 8, 9] объясняют следующим:

— первичные телемедицинские консультации «пациент-врач» проводятся по незначительному числу нозологий, симптомов и состояний с обязательной рекомендацией обращения к специалисту в очном порядке;

— ограниченность доступа к медицинским документам, информации в процессе телеконсультации, что значительно повышает риск ошибок при установлении диагноза;

— отсутствие постоянного взаимодействия пациента и лечащего врача, недостаточность клинического влияния;

— проведение телеконсультаций возможно только в лицензированном помещении, запись о дистанционной консультации должна быть отражена в электронной медицинской карте (ЭМК) с применением усиленной квалифицированной электронной подписи;

— отсутствие тарифов на оказание телемедицинских услуг в большинстве территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, что приводит к низкой мотивации врачей общаться со своими пациентами дистанционно.

А.В. Владзимирский указывает, что методология телеконсультаций «пациент-врач» требует усовершенствования путем разработки клинических протоколов/рекомендаций по проведению телемедицинских консультаций «пациент-врач», системы внутреннего и внешнего контроля качества таких консультаций [10].

1 Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения: паспорт федерального проекта [Элек-

тронный ресурс]. Режим доступа: http://rosminzdrav.ru (дата обращения: 12.01.2020).

Применение телемедицинских технологий способствует улучшению взаимодействия медицинских работников (система отношений врач-врач). Результатами такого взаимодействия являются поддержка принятия врачебного решения при диагностике и выборе оптимальных методов лечения, проведение врачебных консилиумов, например, для решения вопроса о лечении пациента в федеральном медицинском учреждении по квотам высокотехнологичной медицинской помощи, отдельных консультаций, дистанционный анализ диагностических данных, аутсорсинг медицинских услуг, экспертиза качества оказанной услуги.

Взаимодействие пациентов и врачей осуществляется при опосредованном участии страховых медицинских организаций (СМО). В соответствии с законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» СМО вместе с медицинскими организациями являются участниками обязательного медицинского страхования (ОМС), а граждане - субъектами ОМС. Следует отметить, что 99,6% населения России являются застрахованными по ОМС, в том числе работающие граждане составляют 66,4 млн. и 79,9 млн. неработающие. В 2019 году медицинскую помощь в сфере обязательного медицинского страхования оказывали 9181 медицинская организация, 34 СМО и их 205 филиалов в 85 субъектах Российской Федерации и в городе Байконур2. Функции СМО при взаимодействии с участниками рынка медицинских услуг состоят в следующем:

— взаимодействие пациент (в системе ОМС - застрахованное лицо) - СМО предусматривает выдачу полиса обязательного медицинского страхования; информационное сопровождение пациентов при организации оказания им медицинской помощи и защиту их прав и законных интересов в этой сфере, возмещение ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением СМО обязанностей по организации предоставления медицинской помощи; изучение мнения пациентов о доступности и качестве медицинской помощи, рассмотрение обращений и жалоб граждан;

— взаимодействие СМО с медицинской организацией включает заключение договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС; проведение оплаты за оказанную медицинскую

2 Официальныйсайт Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ffoms.ru/system-oms (дата обращения: 11.01.2020).

помощь на основании реестров счетов и счетов медицинской организации в соответствии с установленными тарифами; получение сведений

0 пациентах и об оказанной им медицинской помощи; осуществление контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в медицинских организациях, в том числе путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи; применение к медицинским организациям санкций за нарушения, выявленные при проведении контроля и др.1.

Достаточно длительное время среди ученых, экспертов и практиков российской системы здравоохранения ведется полемика об исключении СМО из участников ОМС и соответственно рынка медицинских услуг [11], изменении их функций, развитии страховых принципов финансирования, усилении информирования граждан об их правах на получение медицинской помощи, совершенствовании способов оплаты медицинских услуг по ПГГ [12]. Важно отметить, что страховой принцип финансового обеспечения системы здравоохранения заложен в Конституции Российской Федерации, и соответственно страховые медицинские организации, являясь полноценными участниками ОМС, не могут быть из нее исключены. Изменения в нормативных актах, относящиеся к регламентации деятельности СМО, направлены на усиление требований к ним и создание конкурентной среды, конкретизацию направлений деятельности в улучшении защиты прав и интересов пациентов в целях обеспечения доступной и качественной медицинской помощи. Развитие института страховых представителей, увеличение роли СМО в урегулировании в досудебном порядке жалоб пациентов также предусмотрено федеральным проектом «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи». Результатом проекта должно стать 100% информирование страховыми медицинскими представителями граждан старше 18 лет о праве на прохождение профилактического медицинского осмотра, что направлено на обеспечение максимального охвата граждан профилактическими медицинскими осмотрами в целях раннего выявления заболеваний; открытие офисов по защите прав пациентов в медицинских организациях всех субъектах Российской Федерации для оценки условий

1 Об обязательном медицинском страховании в Россий-

ской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-Ф// Консультант Плюс. Режим доступа: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 12.01.2020).

пребывания пациентов, предотвращения рисков взимания платы за гарантированную бесплатную помощь, предоставление права СМО на организацию и проведение контрольно-экспертных мероприятий экстерриториально2.

Наличие у СМО полномочий налагать штрафные санкции на медицинские организации за нарушения, ограничивающие доступность медицинской помощи, нарушения при оказании медицинской помощи, в оформлении и предъявлении на оплату счетов и реестров счетов, отсутствие информированности населения, наличие дефектов оформления первичной медицинской документации в медицинской организации можно рассматривать как стимул для медицинских организаций оказывать услуги надлежащего качества и объема, сдерживающим фактором возможных действий медицинских работников в интересах медицинской организации или своих личных в ущерб интересам пациентов.

Выводы. Специфичность рынка медицинских услуг предопределяет особенности взаимодействия его участников:

— взаимодействие в системе пациент-врач направлено на удовлетворение потребности в медицинских услугах по восстановлению, сохранению здоровья в условиях постоянного расширения их предложения на основе новых методик и технологий;

— взаимодействие в системе пациент пациент-страховая медицинская организация обеспечивает предоставление медицинских услуг надлежащего качества, информирование и комплексную защиту интересов и прав пациентов;

— взаимодействие в системе страховая медицинская организация - медицинская организация предусматривает финансовое обеспечение оказанных медицинских услуг, проведение контрольных мероприятий хода лечения, объемов, качества медицинских услуг.

Стимулирование взаимодействия участников рынка медицинских услуг необходимо для снижения смертности населения, увеличения продолжительности жизни путем информирования граждан о необходимости прохождения профилактических осмотров, диспансеризации, улучшения условий, доступности и качества предоставления медицинских услуг, создания па-циенториентированной модели здравоохранения.

2 Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи: паспорт федерального проекта[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rosminzdrav.ru (дата обращения: 12.01.2020).

К нормативно правовым документам, обеспечивающим стимулирование взаимодействие участников рынка медицинских услуг, отнесены: — программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи вследствие ежегодного расширения видов, объемов медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, диагностических исследований, методов лечения, снижения сроков ожидания и оказания медицинской помощи; увеличения финансового обеспечения медицинских орга-

Список литературы

1. Clarke D. Law, regulation and strategizing for health. Chapter 10 in Strategizing national health in the 21st century: a handbook [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.who.int/ healthsystems (дата обращения: 15.01.2020).

2. Перспективы развития регуляторной политики (первый проект) // Организация экономического сотрудничества и развития. 15-16 апреля 2015 г. Конференц-центр ОЭСР, Париж. G0V/RPC(2015). 111 с.

3. Регуляторная политика в России: основные тенденции и архитектура будущего / А. Е. Голодникова [и др.]. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 192 с.

4. Кадыров Ф.Н. Проблемы оказания платных медицинских услуг на оборудовании, приобретенном за счет бюджетных средств или средств обязательного медицинского страхования // Менеджер здравоохранения 2014. № 9. С. 43-48.

5. Гришин В., Рогозин А. ОМС вынуждает навязывать пациентам платные услуги, делая недоступной бесплатную помощь [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://medrussia.org (дата обращения: 15.01.2020).

6. Российское здравоохранение в новых экономических условиях: вызовы и перспективы. Доклад НИУ ВШЭ по проб-

References

1. Clarke D. Law, regulation and strategizing for health. Chapter 10 in Strategizing national health in the 21st century: a handbook. Accessed mode: https://www.who.int/healthsystems (accessed date: 15.01.2020).

2. Perspektivy razvitiya regulyatornoj politiki (pervyj proekt) [Prospects for the development of regulatory policy]. Organizaciya ekonomicheskogo sotrudnichestva i razvitiya. 15-16 aprelya 2015 g. Konferenc-centr OESR, Parizh. GOV/ RPC(2015). 111 p. (in Russ.).

3. Regulyatornaya politika v Rossii: osnovnye tendencii i arhitek-tura budushchego [Regulatory policy in Russia: main trends and architecture of the future]. A. E. Golodnikova [et al]. M.: NIU VSHE, 2018. 192 p. (in Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Kadyrov F.N. Problemy okazaniya platnyh medicinskih uslug na oborudovanii, priobretennom za schet byudzhetnyh sredstv ili sredstv obyazatel'nogo medicinskogo strahovaniya [Problems of providing paid medical services on equipment purchased at the expense of budget funds or mandatory medical insurance]. Menedzher zdravoohraneniya 2014. No 9. pp. 43-48. (in Russ.).

5. Grishin V., Rogozin A. OMS vynuzhdaet navyazyvat' pacientam platnye uslugi, delaya nedostupnoj besplatnuyu pomoshch' [OMS forces to impose paid services on patients, making free care unavailable]. Accessed mode: https://medrussia.org (accessed date: 15.01.2020). (in Russ.).

6. Rossijskoe zdravoohranenie v novyh ekonomicheskih usloviyah: vyzovy i perspektivy [Russian healthcare in the new economic

низаций и роста тарифов на разные виды медицинских услуг; введения стимулирующих выплат медицинским работникам;

— документы, регламентирующие применение информационных технологий в сфере охраны здоровья, которые направлены на совершенствование организации оказания медицинской помощи, ее преемственности, применение телемедицинских технологий, искусственного интеллекта, электронного взаимодействия, в том числе межведомственного.

лемам развития системы здравоохранения / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», рук. авт. колл. С. В. Шишкин. М.: Изд.дом Высшей школы экономики. 2017. 84 с.

7. Ray KN, Shi Z, Poon SJ, Uscher-Pines L, Mehrotra A. Use of Commercial Direct-to-Consumer Telemedicine by Children. Acad Pediatr. 2019 Aug; Vol. 19. № 6. pp. 665-669. doi: 10.1016/ j.acap.2018.11.016.

8. Rothberg M.B., Martinez K.A. Influenza Management via Direct to Consumer Telemedicine: an Observational Study. J Gen Intern Med. 2020 Jan 9. doi: 10.1007/s11606-020-05640-5.

9. Владзимирский А.В. Медицина в эпоху Интернета. М: Эксмо, 2020. 142 с.

10. Владзимирский А.В. Эффективность телемедицинских консультаций «пациент-врач»: status praesens // Журнал телемедицины и электронного здравоохранения. 2018. № 3 (8). С. 64-70.

11. Улумбекова. Г.Э. Здравоохранение России. Что надо делать. Состояние и предложения: 2019-2024 гг. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. 416 с.

12. Анализ состояния страховой медицины в России и перспектив ее развития / С.В. Шишкин [и др.]. М.: НИУ ВШЭ, 2019. 94 с.

environment: challenges and prospects]. Doklad NIU VSHE po problemam razvitiya sistemy zdravoohraneniya. Nac. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki», ruk. avt. koll. S. V. SHishkin. M.: Izd.dom Vysshej shkoly ekonomiki. 2017. 84 p. (in Russ.).

7. Ray KN, Shi Z, Poon SJ, Uscher-Pines L, Mehrotra A. Use of Commercial Direct-to-Consumer Telemedicine by Children. Acad Pediatr. 2019 Aug; Vol. 19. № 6. pp. 665-669. doi: 10.1016/j. acap.2018.11.016.

8. Rothberg M.B., Martinez K.A. Influenza Management via Direct to Consumer Telemedicine: an Observational Study. J Gen Intern Med. 2020 Jan 9. doi: 10.1007/s11606-020-05640-5.

9. Vladzimirskij A.V. Medicina v epohu Interneta [Medicine in the Internet age]. M: Eksmo, 2020. 142 p. (in Russ.).

10. Vladzimirskij A.V. Effektivnost' telemedicinskih konsul'tacij «pacient-vrach»: status praesens [Effectiveness of telemedicine consultations "patient-doctor": status praesens]. ZHurnal telemediciny i elektronnogo zdravoohraneniya. 2018. № 3 (8). pp. 64-70. (in Russ.).

11. Ulumbekova. G.E. Zdravoohranenie Rossii. CHto nado delat'. Sostoyanie i predlozheniya: 2019-2024 gg. [Healthcare In Russia. What to do. Condition and offers: 2019-2024 years.]. M.: GEOTAR-Media, 2019. 416 p. (in Russ.).

12. Analiz sostoyaniya strahovoj mediciny v Rossii i perspektiv ee razvitiya [Analysis of the state of insurance medicine in Russia and its development prospects]. S.V. SHishkin [et al]. M.: NIU VSHE, 2019. 94 p. (in Russ.).

Информация об авторе

Плугарь Е.В., кандидат экономических наук, доцент, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского (г. Симферополь, Российская Федерация). Почта для связи с автором: elena-plugar@ yandex.ru

Растригина О.В., аспирант, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского (г. Симферополь, Российская Федерация). Почта для связи с автором: olgarastr@rambler.ru

Информация о статье

Дата получения статьи: 20.03.2020

Дата принятия к публикации: 22.04.2020

© Плугарь Е.В., Растригина О.В., 2020.

Author Info

Plugar E.V., Candidate of Economic Sciences, Associate, Vernadsky Crimean Federal University (Simferopol, Russian Federation). Corresponding author: elena-plugar@yandex.ru

Rastrigina O.V., graduate student, Vernadsky Crimean Federal University (Simferopol, Russian Federation). Corresponding author: olgarastr@rambler.ru

Article Info

Received for publication: 20.03.2020 Accepted for publication: 22.04.2020

© Plugar E.V., Rastrigina O.V., 2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.