Научная статья на тему 'Телемедицина - проблемы регулирования и правоприменения'

Телемедицина - проблемы регулирования и правоприменения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
990
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / МЕДИЦИНА / ТЕЛЕМЕДИЦИНА / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИЕ ЦЕНТРЫ / ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ / ВРАЧ / ПАЦИЕНТ / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Буянова Анастасия Владимировна

Актуальность. В статье анализируются проблемы правового регулирования телемедицины, закрепленного в ФЗ №242-ФЗ от 29.07.2017. Телемедицинские услуги представляют собой совокупность организационных, технических и иных мер, которые применяются в процессе оказания медицинских услуг с использованием механизмов передачи информации по линиям связи. Методология: С применением диалектических методов познания, а также частных научных методов исследования -системно-структурного, конкретно-социологического, формально-юридического, статистического, автор определил, что телемедицина действует в двух направлениях: отношения медицинских работников между собой (включая врачей, медсестер, фельдешеров и других), а также отношения медицинских работников и пациентов (в указанных в законодательстве случаях или с целью решения о назначении очной консультации).Облуживание включает медицинскую запись, телефонный разговор, видео-конференции, выдачу рецепта на лекарственные препараты, а также медицинские заключения и другие формы оказания помощи. Приоритетными для обслуживания пациентами являются лица с хроническими заболеваниями (сахарный диабет, сердечные заболевания), пациенты, требующие специального лечения или оперативного вмешательства (в случаях, когда нет возможности оказать помощь очно). Телемедицинские услуги входят в оплату первичной медико-санитарной и специализированной помощи, т.е. именно в рамках того медицинского обслуживания, которое обеспечивается за счет обязательного медицинского страхования. Результаты: Автор полагает, что для должного правого регулирования необходимо создание федерального регистра с данными лиц, страдающих социально значимыми заболеваниями, которым будет оказана помощь. Законом №242-ФЗ закреплено создание Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, где содержатся персональные данные сторон. Выводы:В заключении делается вывод о том, что определенные вопросы правового регулирования телемедицины остаются нерешенными и порождают множество коллизий, например, таких, как: вопрос ответственности консультирующих врачей, порядка оплаты достоверности и полноты информации по состоянию здоровья лица, принимающего консультацию и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TELEMEDICINE - PROBLEMS OF REGULATION AND LAW ENFORCEMENT

Urgency. The article analyzes the problems of legal regulation of telemedicine, enshrined in the Federal law №242-FZ of 29.07.2017. Telemedicine services are a set of organizational, technical and other measures that are applied in the process of providing medical services using the mechanisms of transmission of information through communication lines. Methodology: with the use of dialectical methods of cognition, as well as private scientific research methods-system-structural, specific sociological, formal legal, statistical, the author determined that telemedicine operates in two directions: the relationship of health workers with each other (including doctors, nurses, paramedics and others), as well as the relationship of health workers and patients (in the cases specified in the legislation or in order to decide on the appointment of full-time consultation).The service includes medical record, telephone conversation, video conference, issuing a prescription for drugs and also medical reports, and other forms of assistance. Priority for the care of patients are persons with chronic diseases (diabetes, heart disease), patients requiring special treatment or surgery (in cases where it is not possible to provide assistance in person). Telemedicine services are included in the primary. Results: the Author believes that for proper legal regulation it is necessary to create a Federal register with the data of persons suffering from socially significant diseases who will be assisted. Law No. 242-FZ establishes a Unified state information system in the field of healthcare, which contains personal data of the parties. Conclusions: in conclusion, it is concluded that certain issues of legal regulation of telemedicine remain unresolved and give rise to many conflicts, for example, such as: the question of the responsibility of consulting doctors, payment procedure, reliability and completeness of information on the state of health of the person receiving the consultation, etc.

Текст научной работы на тему «Телемедицина - проблемы регулирования и правоприменения»

Буянова А. В.

ТЕЛЕМЕДИЦИНА - ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ

19.3. ТЕЛЕМЕДИЦИНА - ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ

И ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ

Буянова Анастасия Владимировна, канд. юрид. наук, доцент Место работы: Финансовый университет при Правительстве РФ

[email protected]

Аннотация

Актуальность. В статье анализируются проблемы правового регулирования телемедицины, закрепленного в ФЗ №242-ФЗ от 29.07.2017. Телемедицинские услуги представляют собой совокупность организационных, технических и иных мер, которые применяются в процессе оказания медицинских услуг с использованием механизмов передачи информации по линиям связи.

Методология: С применением диалектических методов познания, а также частных научных методов исследования -системно-структурного, конкретно-социологического, формально-юридического, статистического , автор определил, что телемедицина действует в двух направлениях: отношения медицинских работников между собой (включая врачей, медсестер, фельдешеров и других), а также отношения медицинских работников и пациентов (в указанных в законодательстве случаях или с целью решения о назначении очной консультации).Облуживание включает медицинскую запись, телефонный разговор, видео-конференции, выдачу рецепта на лекарственные препараты, а также медицинские заключения и другие формы оказания помощи.

Приоритетными для обслуживания пациентами являются лица с хроническими заболеваниями (сахарный диабет, сердечные заболевания), пациенты, требующие специального лечения или оперативного вмешательства (в случаях, когда нет возможности оказать помощь очно).

Телемедицинские услуги входят в оплату первичной медико-санитарной и специализированной помощи, т.е. именно в рамках того медицинского обслуживания, которое обеспечивается за счет обязательного медицинского

страхования.

Результаты: Автор полагает, что для должного правого регулирования необходимо создание федерального регистра с данными лиц, страдающих социально значимыми заболеваниями, которым будет оказана помощь. Законом №242-ФЗ закреплено создание Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, где содержатся персональные данные сторон.

Выводы:В заключении делается вывод о том, что определенные вопросы правового регулирования телемедицины остаются нерешенными и порождают множество коллизий, например, таких, как:

- вопрос ответственности консультирующих врачей,

- порядка оплаты

- достоверности и полноты информации по состоянию здоровья лица, принимающего консультацию и др.

Ключевые слова: здоровье, медицина, телемедицина, интернет-технологии, телемедицинские центры, телемедицинские услуги, врач, пациент, медицинская помощь.

TELEMEDICINE - PROBLEMS OF REGULATION AND LAW ENFORCEMENT

Buyanova Anastasia V., PhD in law, associate Professor

Place of employment: Financial University under the Government of the Russian Federation Study place:

[email protected]

Abstract

Urgency. The article analyzes the problems of legal regulation of telemedicine, enshrined in the Federal law №242-FZ of 29.07.2017. Telemedicine services are a set of organizational, technical and other measures that are applied in the process of providing medical services using the mechanisms of transmission of information through communication lines.

Methodology: with the use of dialectical methods of cognition, as well as private scientific research methods-system-structural, specific sociological, formal legal, statistical, the author determined that telemedicine operates in two directions: the relationship of health workers with each other (including doctors, nurses, paramedics and others), as well as the relationship of health workers and patients (in the cases specified in the legislation or in order to decide on the appointment of fulltime consultation).The service includes medical record, telephone conversation, video conference, issuing a prescription for drugs and also medical reports, and other forms of assistance. Priority for the care of patients are persons with chronic diseases (diabetes, heart disease), patients requiring special treatment or surgery (in cases where it is not possible to provide assistance in person). Telemedicine services are included in the primary.

Социально-политические науки

2'2018

Results: the Author believes that for proper legal regulation it is necessary to create a Federal register with the data of persons suffering from socially significant diseases who will be assisted. Law No. 242-FZ establishes a Unified state information system in the field of healthcare, which contains personal data of the parties.

Conclusions: in conclusion, it is concluded that certain issues of legal regulation of telemedicine remain unresolved and give rise to many conflicts, for example, such as:

- the question of the responsibility of consulting doctors,

- payment procedure,

- reliability and completeness of information on the state of health of the person receiving the consultation, etc.

Keywords: health, medicine,telemedicine, Internet technologies, telemedicine centers, telemedicine services, doctor, patient, medical care.

Стремительное развитие интернет-технологий затрагивает практически все сферы общественной жизни человека. Уже реализуются государственные проекты по внедрению многочисленных устройств в различные области экономики (промышленность, сельское хозяйство, розничная торговля), политики (концепции электронного правительства и демократии). Социальная сфера не составляет исключение из правила, которому следуют уже, как минимум, половина государств мира.

Прошедший 2017г., принес многочисленные новости и события, связанные с развитием области Интернет-технологий. Главным событием в области медицины стало принятие Федерального закона №242-ФЗ от 29.07.2017 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья» (далее Закон) и внесение изменений в ФЗ -323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011, а именно введение в действие Статьи 36.2. Особенности медицинской помощи, оказываемой с применением телемедицинских технологий.

Вопрос о законодательном введении регламентации телемедицинских услуг рассматривался в Государственной Думе не один год. Например, в 2009г. Структурное подразделение законодательного органа Комитет по охране здоровья проводил в рамках круглого стола обсуждение на тему: «Законодательные аспекты внедрения телемедицинских технологий в РФ» 1.

Теоретические аспекты правового регулирования плавно перетекли в практику только через 8 лет, ведь именно на данный момент развитие Интернет-технологий позволяет совершенствовать реализацию конституционных прав, предусмотренных ч.1 ст. 41 Конституции РФ (право на охрану здоровья и медицинскую помощь) .

В настоящее время на практике уже осуществляется предоставление многих телемедицинских услуг. Ряд научных учреждений и регионов начали реализовы-вать различные подходы к оказанию телемедицинских услуг, адаптировать под имеющиеся возможности новые требования Закона №323-ФЗ. На федеральном уровне создаются телемедицинские центры, которые действуют при научных исследовательских институтах.

В Концепции развития здравоохранения до 2020 г. одним из приоритетных направлений является информатизация и внедрение инновационных технологий в оказание медицинской помощи3. Телемедицина

1 Куракова Н.Г. Система телемедицинских услуг в Российской Федерации: де-факто и де-юро // Врач и информационные технологии. 2009. №2. С. 52-62.

2 Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета. 2009. №7(21.01)

3 Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического

может стать одной из спасающих экономику страны областей, поскольку она способна сберечь ресурсы и при этом повысить экономическую эффективность оказания медицинских услуг.

В 2016г. были разработаны и внесены на рассмотрение целых два законопроекта, авторами являлись Министерство здравоохранение и депутат Госдумы РФ Л. Левин, которые предусматривают регламентирование оказания телемедицинских услуг на федеральном уровне. Первая инициатива предусматривала телемедицинское общение путем обмена документами между врачами, а также создание национальных научно-практических медицинских центров, деятельность которых будет направлена преимущественно на развитие науки и инноваций для обеспечения наблюдения за изменениями состояния здоровья лиц, страдающих определенными заболеваниями. Вторая концепция основывалась, главным образом, на предоставлении телемедицинских услуг населению, ссылаясь на позитивный опыт зарубежных стран такого нововведения. В пояснительной записке к Закону №242-ФЗ Л. Левин обращается к опыту Нидерландов и США. В Соединенных Штатах число обращений больных сахарным диабетом снизилось на половину, а в Голландии пациенты, страдающие хроническими сердечными заболеваниями, значительно реже и меньше по времени стали находиться в госпитализированном состоянии.

Создание федерального закона №242-ФЗ началось 29 февраля 2016г. К разработке присоединилась рабочая группа по вопросам развития интернета при Администрации Президента, а также эксперты Института развития интернета, Фонда развития интернет-инициатив и «Яндекса». Конечный вариант концепции был создан путем соединения обеих идей, и предусматривает как общение «врач-пациент» на основе информационно-телекоммуникационных технологий, так и создание

4

научно-практических медицинских центров .

В соответствии с Законом телемедицинские услуги представляют собой совокупность организационных, технических и иных мер, которые применяются в процессе оказания медицинских услуг с использование механизмов передачи информации по линиям связи. При этом, в соответствии с Приказом Министерства Здравоохранения РФ от 30 ноября 2017 г. № 965н «Об

развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // Собрание Законодательства РФ. 2008. №47. 24 ноября

4 Проект Федерального закона от «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационно-телекоммуникационных технологий в сфере охраны здоровья граждан и создания национальных научно-практических медицинских центров» [Электронный ресурс] // иК1_: http://regulation.gov.ru/projects#npa=46654 (дата обращения: 30.06.2016)

Буянова А. В.

ТЕЛЕМЕДИЦИНА - ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ

утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий», обязательно должна быть произведена идентификация субъектов такого взаимодействия, то есть медицинского работника и пациента, который должен быть персонифицирован, поскольку без полной информации о его (пациента) состоянии, указанной в медицинской карте, врач не сможет должным образом оказать помощь, а медицинский работник (врач) - в связи с применением возможных мер ответственности в случае нарушения им определенных правил и его обязанностей. Для должного правого регулирования необходимо создание федерального регистра с данными лиц, страдающих социально значимыми заболеваниями, которым будет оказана помощь. Законом №242-ФЗ введена в действие статья 91.1. в ФЗ-323, в которой закреплено создание Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, где содержатся персональные данные сторон.

Телемедицина действует в двух направлениях: отношения медицинских работников между собой (включая врачей, медсестер, фельдешеров и других), а также отношения медицинских работников и пациентов (в указанных в законодательстве случаях или с целью решения о назначении очной консультации).

Облуживание включает медицинскую запись, телефонный разговор, видео-конференции, выдачу рецепта на лекарственные препараты, а также медицинские заключения и другие формы оказания помощи.

Приоритетными пациентами являются лица с хроническими заболеваниями (сахарный диабет, сердечные заболевания), пациенты, требующие специального лечения или оперативного вмешательства (в случаях, когда нет возможности оказать помощь очно).

Основные цели таких нововведений следующие:

1. Возможность консультирования граждан, которым по причинам заболевания, тяжело преодолевать расстояние от места их пребывания до медицинского учреждения (в том числе лицам, находящимся в постоперационном состоянии (например, женщины в постродовой реабилитационный период)).

2. Возможность консультирования с врачами из других регионов.

3. Увеличение количества пациентов, которым можно оказать очную консультацию, а также не тратить время на передвижение медицинского персонала.

4. Снижение издержек на оказание помощи в очной форме.

Телемедицинские услуги входят в оплату первичной медико-санитарной и специализированной помощи, т.е. именно в рамках того медицинского обслуживания, которое обеспечивается за счет обязательного медицинского страхования.

Однако в связи со стандартизацией, скорее всего, это должно быть включено уже в базовую программу государственных гарантий, поскольку это поспособствует предоставлению дотаций и субсидий регионам, которые не имеют собственных средств для обеспечения медицинских учреждений необходимым оборудованием и квалифицированными специалистами.

Не предусмотрены и риски, связанные со сбоями в сети, и последствиями невозможности предоставления информации об обращениях и результатах медицинских манипуляций в частные клиники по одноразовому договору, поскольку единой базы у всех медицинских организаций также пока нет (ч. 3 ст. 91.1 ФЗ

№ 323), что не совсем целесообразно с позиции защиты персональных данных пациента, но абсолютно необходимо для создания полной картины его анамнеза и выбора индивидуального и оптимального процесса лечения в каждом конкретном случае, особенно если рекомендации даются в режиме он-лайн.

Таким образом, вопрос правового регулировании оказания телемедицинских услуг так и остается открытым, поскольку определенные вопросы остаются нерешенными и порождают множество коллизий, например, таких, как :

- вопрос ответственности консультирующих врачей,

- порядка оплаты

- достоверности и полноты информации по состоянию здоровья лица, принимающего консультацию и др.

То есть, пока единый стандарт не будет принят, цели, предусмотренные введением телемедицинских услуг (главным образом, повышение доступности и качества здравоохранения) не смогут быть достигнуты.

Конечно, введение в действие новых статей в 323 -ФЗ (ст. 36.2 и 91.1) значительно расширило возможности реализации гарантий оказания медицинской помощи каждому гражданину страны. Однако механизм и процедура до конца не отработаны, что тормозит развитие интернет технологий в сфере медицины и возможная польза, которая может быть из них получена, не реализуется в полной мере. Следовательно, данный вопрос должен быть поставлен на повестку и до конца отрегулирован в ближайшее время, иначе стремительное развитие технологий рискует выйти из-под контроля, что чревато многочисленными судебными процессами по вопросам ответственности и платы за оказание медицинских услуг.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 92,76%.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета. 2009. №7(21.01)

2. Федерального закона №242-ФЗ от 29.07.2017 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья»;

3. Приказ Министерства Здравоохранения РФ от 30 ноября 2017 г. № 965н « Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий»;

4. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // Собрание Законодательства РФ. 2008. №47. 24 ноября;

5. Богдановская И.Ю. Правовое регулирование использования информационных технологий в телемедицине США «Информационное право», 2007, № 1

6. Воробьева Л.В., Савина Л.В., Шашкова О.В. Комментарий к Федеральному закону от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (постатейный) (под ред. Л.В. Воробьевой) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011)

7. Дашян М.С. «Право информационных магистралей (Law of information highways): Вопросы правового регулирования в сфере Интернет» («Волтерс Клувер», 2007)

8. Куракова Н.Г. Система телемедицинских услуг в Российской Федерации: де-факто и де-юро // Врач и информационные технологии. 2009. №2. С. 52-62.

Социально-политические науки

2 '2018

9. Назаров С.В., Фисенко З.Ю. Опыт внедрения компьютерного предрейсового медицинского осмотра: правовые аспекты «Медицинское право», 2016, №1

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Буяновой А.В. на тему: «Телемедицина - проблемы регулирования и правоприменения» Представленная к рецензированию статья, написана на очень актуальную тему. Телемедицина - новое социальное явление, благодаря которому медицинская помощь оказывается с применением телемедицинских технологий.

При этом подробно проанализированы : отношения медицинских работников между собой (включая врачей, медсестер, фельдешеров и других), а также отношения медицинских работников и пациентов (в указанных в законодательстве случаях или с целью решения о назначении очной консультации).

Автором делается правильный вывод о том, что для должного правого регулирования необходимо создание федерального регистра с данными лиц, страдающих социально значимыми заболеваниями, которым будет оказана помощь. Законом №242-ФЗ закреплено создание Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, где содержатся персональные данные сторон.

Все вышеизложенное, позволяет рекомендовать статью Буяновой А.В. к публикации в научном издании.

Рецензент:

канд. юрид. наук, доцент, зам. декана Факультета «Право» НИУ ВШЭ

Карпенко О. И.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.