Научная статья на тему 'РЕГУЛЯТИВНАЯ ПОДСИСТЕМА МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

РЕГУЛЯТИВНАЯ ПОДСИСТЕМА МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
53
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
органы местного самоуправления / функции / национальная безопасность / законодательство Российской Федерации.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Валиуллин Д.А.

В данной статье анализируется механизм осуществления органами местного самоуправления функции по обеспечению исполнения законодательства Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности в целом и его регулятивная подсистема в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕГУЛЯТИВНАЯ ПОДСИСТЕМА МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»



ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-7-99-103 NIION: 2018-0076-7/22-821 MOSURED: 77/27-023-2022-7-1019

ВАЛИУЛЛИН Динар Айратович,

аспирант кафедры конституционного и административного права Казанского (Приволжского) федерального университета, е-mail: mail@law-books.ru

РЕГУЛЯТИВНАЯ ПОДСИСТЕМА МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ

ФУНКЦИИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В данной статье анализируется механизм осуществления органами местного самоуправления функции по обеспечению исполнения законодательства Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности в целом и его регулятивная подсистема в частности.

Ключевые слова: органы местного самоуправления, функции, национальная безопасность, законодательство Российской Федерации.

VALIULLIN Dinar Airatovich,

graduate student of the Department of Constitutional and Administrative LawKazan (Volga)

Federal University

REGULATORY SUBSYSTEM OF THE MECHANISM FOR IMPLEMENTING THE FUNCTION OF LOCAL SELF-GOVERNMENT

BODIES TO ENSURE THE IMPLEMENTATION OF LEGISLATION ON NATIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation. This article analyzes the mechanism for the implementation by local authorities of the function of ensuring the implementation of the legislation of the Russian Federation in the field of ensuring national security in general and its regulatory subsystem in particular.

Key words: local self-government bodies, functions, national security, legislation of the Russian Federation.

Механизм осуществления органами местного самоуправления функции по обеспечению исполнения законодательства Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности, предусмотренной федеральным законодательством, обладает, с точки зрения системного подхода, собственной структурой. Вместе с тем, в специальной литературе сложились различные представления о структуре механизма реализации базовых функций местного самоуправления или органов местного самоуправления, включающих в себя обеспечение отдельных элементов безопасности. Так, Ю.Г. Лежникова полагает, что экономическая функция местного самоуправления есть научно

обоснованные и одновременно законодательно отраженные направления деятельности по управлению муниципальной собственностью, развитию производства, торговли инвестиционной деятельностью на данной территории, повышению благосостояния населения муниципального образова-ния[1].Причем, автор исходит из того, что функция местного самоуправления имеет объективную природу, нормативные основы и осуществляется в жизненно важной сфере общественных отношений, выражающих его сущность и социальное назначение[1].

В свою очередь, С.В. Корсакова считает, что под экономическими функциями местного самоуправления необходимо понимать такие направле-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

ния деятельности местного самоуправления, которые подразумевают владение, пользование и распоряжение землей, природными ресурсами, а также объектами муниципальной собственности, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образо-вания[2].Таким образом, исходя из авторских позиций механизм реализации экономической функции, в рамках которой, в том числе протекает процесс исполнения законодательства Российской Федерации по обеспечению экономической безопасности на территории муниципальных образований, включает в себя следующие элементы: субъекты (органы местного самоуправления), объекты (сферы экономики как направления деятельности) и их правовое закрепление.

Иное представление о структуре механизма реализации функции местного самоуправления (органов местного самоуправления) содержится в авторских позициях, посвященных экологической функции, связанной с решением комплекса задач по охране окружающей среды и природопользованию, обеспечению экономической безопасно-сти1[3].

На муниципальном уровне экологическая функция местного самоуправления раскрывается как закрепленная в компетенции субъектов местного самоуправления возможность и обязанность осуществлять комплекс мероприятий по обеспечению благоприятной окружающей среды на территории муниципального образования[4].В таком контексте можно сделать вывод о том, что существуют представления об одноэлементом составе базовой функции местного самоуправления (органов местного самоуправления), при котором стираются различия между функцией и компетенцией (права и обязанности)[5].Высказанные предложения о механизме реализации функции в системе местного самоуправления может быть использовано в качестве основы для построения внутренней структуры функции органов местного самоуправления по обеспечению исполнения действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности, входящую в одноименную подфункцию

1 В специальной литературе экономическая функция государства рассматривается как деятельность государства, направленная на охрану, воспроизводство и оздоровление окружающей природной среды, рациональное использование природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности, охрану и защиту экологических прав и обязанностей человека (См.: Миронов В.С. К вопросу о понятии экологической функции государства. Юристъ-Правоведъ. 2007. № 1. 120-123 с.)

основной функции государства по обеспечению национальных интересов и безопасности.

Полагаем, что функция по обеспечению исполнения законодательства Российской Федерации в сфере безопасности, реализуемая органами местного самоуправления должна трактоваться в единстве нормативно-правовой и регулятивной подсистемы. Регулятивная подсистема механизма реализации функции по обеспечению исполнения действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности является, на наш взгляд, сложным правовым образованием, на содержание которой влияет видовая структура национальной безопасности Российской Федера-ции.Полагаем, что она может быть дифференцирована на следующие взаимосвязанные блоки:

1) специализированные нормы-цели, нормы-принципы и нормы-задачи, которые, прежде всего, содержатся в Конституции Российской Федерации, в Федеральном законе 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности» (например, основным способом обеспечения безопасности, независимо от их разновидности, являются соблюдение и защита прав человека и гражданина, законности, системности и компетентности применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов, политических, организационных, социально-экономических, правовых и иных мер в целях обеспечения безопасности, приоритет принудительных мер в целях обеспечения безопасности, взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности, а также в целях федеральных законодательных и подзаконных нормативных актах по отдельным видам безопасности.

К примеру, для достижения целей миграционной безопасности на территории Российской Федерации, территории субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, как состояния юридической защищенности личности, общества и государства, которые могут быть подвержены угрозе в результате въезда в Российскую Федерацию, выезда из нее, пребывания и проживания на территории страны как иностранных граждан и лиц без гражданства, так и граждан Российской Федерации, институционально предполагает систему правовых норм, обеспечивающих соблюдение правовых норм в сфере регулирования миграционных процессов[6]. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 31

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

октября 2018 года № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 года»[7] в систему таких норм входят, в том числе нормы-задачи, определяющие, что безопасная миграционная ситуация может считаться таковой в том случае, если будут решены такие задачи как: обеспечение безопасности государства, социально-экономические, пространственное и демографическое развитие государства; повышение качества жизни его населения; защита национального рынка труда; поддержка межнационального и межрелигиозного мира и согласие в российском обществе и т.д.

Кроме того, регулирование миграционных отношений и процессов согласно названному Указу Президента Российской Федерации должны базироваться на комплексного решения задач миграционной политики с учетом решения задач социально-экономического, культурного и иного развития Российской Федерации, приоритета интересов Российской Федерации и российских граждан, постоянно проживающих на ее территории, учета многообразия религиозных и этнокультурных укладов населения, координации деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере миграции, участия институтов гражданского общества в реализации миграционной политики при соблюдении принципов вмешательства в деятельности Федеральных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Следовательно, нормы-принципы, нормы-цели и нормы-задачи, расположенные в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе «О безопасности», многочисленных специализированных федеральных законах, федеральных актах стратегического планирования: а) закрепляют в своей совокупности механизм целе-пологания в сфере защиты национальных интересов и обеспечения безопасности, заданного вектора деятельности органов государственной власти и органов местного управления; б) в части норм-принципов, обладающих верховным положением в регулятивной подсистеме механизма реализации органами местного самоуправления функции по обеспечению исполнения национального законодательства в сфере обеспечения безопасности, следует отметить, что они формируют сложную структуру, обеспечивающую направленность правового регулирования в области отношений безопасности, с которым должны быть согласованы иные, в том числе,муниципаль-но-правовые нормы независимо от источника их

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

расположения; в) в части норм-целей и норм-задач, последние имеют тесные взаимосвязи с предметами ведения, вопросами местного значения и полномочиями органов публичной власти, включая муниципальные (например, в сфере обеспечения миграционной безопасности городские округа некоторых муниципальных образований располагают таким вопросом местного значения как разработка мер, направленных на укрепление межнационального и межрелигиозного согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального образования, реализацию прав национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов)[8].

2) текущее законодательство в сфере обеспечения национальной безопасности, которое согласно, к примеру, Концепции общественной безопасности, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2018 года № ПР-2685 имеет собственную правовую базу для обеспечения состояния защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоречивых посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которую составляют Конституция Российской Федерации, принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, названный Федеральный закон от 28 декабря 2010 года № 380-ФЗ, иные федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований и иные муниципальные правовые акты. Вместе с тем, особое место в регулятивной подсистеме указанной функции органов местного самоуправления занимают акты стратегического планирования, особенно, федеральные, которыми регламентируются определенные виды безопасности1[9; 10; 11; 12; 13].

1 К примеру, Указ Президента Российской Федерации от 19 июля 2017 года № 176 «О стратегии экологической безопасности Российской Федерации до 2025 года» определяет следующую структуру правовых основ в сфере обеспечения экологической безопасности, в том числе Конституция Российской Федерации; Федеральный закон от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом направлении в Российской Федерации»; Указ Президента Российской Федерации от 31

3) собственные муниципальные правовые акты, обеспечивающие реализацию федерального и регионального законодательства по определенным видам обеспечения безопасности.

Список литературы:

[1] Лежникова Ю.Г. Правовое закрепление экономической функции местного самоуправления: автореф. дис. ...канд. .юр.наук. М., 1998. 24 с.

[2] Корсакова С.В. Экономические функции местного самоуправления: Историко- и теоретико-правовой аспект: дис. . канд. юр. наук. Ставрополь, 2000. 42 с.

[3] Миронов В.С. К вопросу о понятии экологической функции государства. Юристъ-Пра-воведъ. 2007. № 1. 120-123 с.

[4] Алексеев А.П. Организационно-правовые основы природоохранной деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юр. наук. Волгоград. 2002. 27 с.

[5] Васильева М.И. Охрана окружающей среды как функция органов местного самоуправления // Законодательство и экономика. - М., 2006. № 5. С. 72-80

[6] Попов Г.Г. Миграционная безопасность России: Институционально-правовой анализ: дис. ... канд. юрид. наук : Ростов-на-Дону, 2006. 140 с.

[7] Указ Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 года № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. № 45. 6917 с.

[8] Устав муниципального образования города Казани, утвержденного Решением представительного органа муниципального образования города Казани от 17 декабря 2005 года. - URL: http:// www.docs.cntd.ru/docu-ment/571002806 (дата обращения 09.09.2022)

[9] Указ Президента Российской Федерации от 19 июля 2017 года № 176 «О стратегии экологической безопасности Российской Федерации до 2025 года». - URL: http://pravo.gov. ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&last-Doc=1&nd=102430636

декабря 2015 года № 683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации»; Основы государственной политики в области экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Президентом Российской Федерации от 30 апреля 2012 года, иные нормативные правовые акты Президента Российской Федерации (электронный ресурс) - http//www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71559074.

[10] Конституция Российской Федерации, прин. всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года. - URL: http//pravo.gov.ru.

[11] Федеральный закон от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 30 июня 2014. № 26 (часть I). Ст. 3378

[12] Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации». - URL:http://kremlin.ru/acts/ bank/40391

[13] Основы государственной политики в области экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Президентом Российской Федерации от 30 апреля 2012 года (электронный ресурс) - http//www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/71559074

Spisokliteratury:

[1] LezhnikovaYu.G. Pravovoezakreplenieeko-nomicheskojfunkciimestnogosamoupravleniya: avtoref. dis. ... kand. .yur.nauk. M., 1998. 24 s.

[2] Korsakova S.V. Ekonomicheskiefunkcii-mestnogosamoupravleniya: Istoriko- i teoretiko-pra-vovojaspekt: dis. ... kand. yur. nauk. Stavropol', 2000. 42 s.

[3] Mironov V.S. K voprosu o ponyatiiekologich-eskojfunkciigosudarstva. YUrist"-Pravoved". 2007. № 1. 120-123 s.

[4] Alekseev A.P. Organizacionno-pravovyeos-novyprirodoohrannojdeyatel'nostiorganovmestnogo-samoupravleniya v RossijskojFederacii: avtoref. dis. ... kand. yur. nauk. Volgograd. 2002. 27 s.

[5] Vasil'eva M.I. Ohranaokruzhayushche-jsredykakfunkciyaorganovmestnogosamouprav-leniya // Zakonodatel'stvo i ekonomika. - M., 2006. № 5. S. 72-80.

[6] Popov G.G. Migracionnayabezopasnost' Rossii: Institucional'no-pravovojanaliz: dis. ... kand. yurid. nauk : Rostov-na-Donu, 2006. 140 s.

[7] UkazPrezidentaRossijskojFederaciiot 31 oktyabrya 2018 goda № 622 «O Koncepciigosudarst-vennojmigracionnojpolitikiRossijskojFederaciina 2019-2025 goda» // Sobraniezakonodatel'stvaRossi-jskojFederacii. 2018. № 45. 6917 s.

[8] Ustavmunicipal'nogoobrazovaniyagoroda-Kazani, utverzhdennogoResheniempredstavitel'no-goorganamunicipal'nogoobrazovaniyagorodaKaza-niot 17 dekabrya 2005 goda. - URL: http:// www. docs.cntd.ru/document/571002806 (dataobrash-cheniya 09.09.2022).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № Т • 2022

[9] UkazPrezidentaRossijskojFederaciiot 19 iyulya 2017 goda № 176 «О strategiiekologichesko-jbezopasnostiRossijskojFederaciido 2025 goda». -URL: http://pravo.gov.ш/proxy/ips/?docbody=&first-Doc=1&lastDoc=1&nd=102430636

[10] KonstituciyaRossijskojFederacii, prin. vsenarodnymgolosovaniem 12 dekabrya 1993 goda s izmeneniyami, odobrennymi V hodeobshcherossi-jskogogolosovaniya 1 iyulya 2020 goda. - URL: http// pravo.gov.ru.

[11] Federal'nyjzakonot 28 iyunya 2014 goda № 172^ «О strategicheskomplanirovanii V Rossi-jskojFederacii» // Sobraniezakonodatel'stvaRossi-

jskojFederacii. 30 iyunya 2014. № 26 (chast' I). St. 3378.

[12] UkazPrezidentaRossijskojFederaciiot 31 dekabrya 2015 goda № 683 «О strategiinacional'no-jbezopasnostiRossijskojFederacii». - URL: http:// kremlin.ru/acts/bank/40391

[13] Osnovygosudarstvennojpolitiki V оЬ^йе-konomicheskogorazvitiyaRossijskojFederaciinaperi-oddo 2030 goda, utverzhdennyePrezidentomRossi-jskojFederaciiot 30 aprelya 2012 goda (е1еМгоппу-jresurs) - http//www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71559074

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.