Научная статья на тему 'Факторы комплексного развития территорий и административных единиц. Социальные и теоретико-правовые аспекты понятия «Развитие». Часть 4. 1: миграция как фактор социально-экономических процессов'

Факторы комплексного развития территорий и административных единиц. Социальные и теоретико-правовые аспекты понятия «Развитие». Часть 4. 1: миграция как фактор социально-экономических процессов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
348
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РАССЕЛЕНИЕ / ВЛАСТЬ / ГОСУДАРСТВО / КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МИГРАЦИЯ / RESETTLEMENT / POWER / STATE / COMPLEX DEVELOPMENT / LEGAL REGULATION / MIGRATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Арзуманов Игорь Ашотович, Личичан Олег Петрович

Исследуются факторы комплексного развития территорий и административных единиц. Анализируется нормативно-правовая база, регулирующая процессы в сфере миграции и расселения, определяются особенности инновационных подходов к пониманию роли государства в регулировании миграционных процессов в целях обеспечения социально-экономического развития территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Арзуманов Игорь Ашотович, Личичан Олег Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors of Complex Development of Territories and Administrative Units. Social and Theoretical-Legal Aspects of the Concept of Development. Part 4.1: Migration as Factorof Social and Economic Processes

Social and law-theoretic aspects of “development” as territorial and administrative units’ complex development factor have been researched in the article. Legal and regulatory framework is being analyzed which regulates migration and resettlement processes. The peculiarities of innovative approaches are being defined for better understanding of the state role in migration processes regulation in order to provide a social and economic development of the territories.

Текст научной работы на тему «Факторы комплексного развития территорий и административных единиц. Социальные и теоретико-правовые аспекты понятия «Развитие». Часть 4. 1: миграция как фактор социально-экономических процессов»

Вопросы

конституционного, муниципального, административного и финансового права

УДК 34:332.133.6

ФАКТОРЫ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ И АДМИНИСТРАТИВНЫХ ЕДИНИЦ. СОЦИАЛЬНЫЕ И ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ «РАЗВИТИЕ». ЧАСТЬ 4.1: МИГРАЦИЯ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ*

© Арзуманов И. А., Личичан О. П., 2017

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Исследуются факторы комплексного развития территорий и административных единиц. Анализируется нормативно-правовая база, регулирующая процессы в сфере миграции и расселения, определяются особенности инновационных подходов к пониманию роли государства в регулировании миграционных процессов в целях обеспечения социально-экономического развития территорий.

Ключевые слова: расселение; власть; государство; комплексное развитие; правовое регулирование; миграция.

В результате трансформаций российского общества и государственности рубежа ХХ—ХХ1 вв. Россия становится активным актором мировых миграционных процессов. Актуализация миграционного фактора на современном этапе социально-экономического развития РФ опосредована геополитической трансформацией — распадом СССР с последующим изменением конфигураций экономического пространства и параметров приграничных с РФ территорий государств, глобальными факторами мировых макроэкономических процессов и связанным с ними и с наследием предыдущей эпох дисбалансом социально-экономического азви-тия территорий РФ.

Прежде всего эти процессы обусловлены экономическими факторами — обменом трудовых ресурсов, бизнес-миграцией пр. Миграционные процессы, в которых задействована Россия, проходят в прям м и обратном порядке — РФ является как «принимающей» (миграционный характер процессов), так и «отправляющей» (эмигра-

* Продолжение. Начало см.: Сибирский юридический вестник. 2016. № 2—4.

ционный характер процессов) стороной миграционных потоков. Из всего многообразия миграционных процессов возможно выделить те виды, которые непосредственно касаются социально-экономических факторов территориального развития (рис. 1). К трудовой, или социально-экономической, миграции, согласно п. 5 «Концепции миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (далее — «Концепция миграционной политики») [1], относятся разновидности миграционных процессов, представленные в табл. 1.

Рис. 1. Виды миграционных потоков

Таблица 1

Разновидности социально-экономической миграции

Виды Содержание социальной характеристики

Временная миграция Международная или внутренняя миграция, которая совершается на определенный период времени без перемены постоянного места жительства. Временная миграция осуществляется с целью работы (временная трудовая миграция), учебы (образовательная миграция) и т. п.

Долгосрочная миграция Международная или внутренняя миграция, которая совершается на длительный период (не менее одного года)

Краткосрочная миграция Международная или внутренняя миграция, которая совершается на непродолжительный срок (менее одного года). Перемещения с рекреационными целями, на лечение или в краткосрочные командировки к миграции не относятся

Сезонная трудовая миграция Вид трудовой миграции иностранных граждан, работа которых по своему характеру зависит от сезонных условий и осуществляется только в течение части года

Собственно трудовая миграция Временная миграция с целью трудоустройства и выполнения работ (оказания услуг)

Иные виды социально-экономических миграций

Академическая миграция Международные перемещения ученых и преподавателей в целях осуществления научной и преподавательской деятельности, обмена опытом, представления результатов исследований, а также в других профессиональных целях

Миграция на постоянное место жительства Международная или внутренняя миграция, которая предполагает смену постоянного места жительства

Образовательная (учебная) миграция Миграция с целью получения или продолжения образования

Масштабность миграционных процессов в их видовых модификациях является проблемой национальной безопасности РФ, в том числе и в ее региональной проекции. Так, «Стратегией национальной безопасности» миграционные процессы увязываются с различными факторами. При характеристике положения РФ в современном международном сообществе (разд. II) указывается на взаимосвязь данного положения с активизацией потоков миграции в европейские страны из Северной Африки и стран Ближнего Востока. Миграционный фактор в данном случае выступает в качестве маркера несостоятельности региональных систем безопасности. В разделе IV «Стратегии национальной безопасности» проблема неконтролируемых миграционных потоков непосредственно увязывается с новыми формами деятельности, носящей противоправный характер (рис. 2).

С Миграция и обеспечение национальной безопасности

V

Криминализация хозяйственно-финансовых отношений

Проблемы обеспечения общенациональной безопасности (как государственной, так и общественной) в экономико-производственной сфере опосредованы задачами экономического роста. Положения «Стратегии национальной безопасности» сопрягаются с комплексом проблем, имеющих в качестве подоплеки миграционные процессы. Так, согласно п. 56 разд. IV («Обеспечение национальной безопасности. Государственная и общественная безопсность») в числе главных стратегических угроз национальной безопасности в области экономики определяются следующие (рис. 3).

С миграционными процессами «Стратегия национальной безопасности» связывает и такой фактор угрозы национальной безопасности, как снижение устойчивости национальной системы расселения. Являясь логическим следствием демографической стагнации мирового и российского сообщества, да ный фактор определяется в п. 59 «Стратегии национальной безопасности» объектом основных усилий государства по устранен ю дисбаланса социально-экономического ра вития территорий. Одним из параметров данных усилий является стимулирова ие трудовой миграции и производства в РФ из других стран.

Миграционные процессы:, являясь частью процессов государственного управл е-ния по стабилизации экономи ской безопасности, непосредственно связан с правотворчеством, призванным совершенствовать документы стратегического планирования РФ на уровне ее субъектов и макрорегио -нов (п. 63 «Стратегии наци нальной безопасности» (рис. 4)).

С конца 90-х гг. XX в. РФ является одним из крупнейших мир вых центров, притягивающих (преимущественно из стран ближнего зарубежья) трудовые ресурсы. Факторы, способствующие данным процессам, связаны не только с разницей в уровнях дохода, сложившейся в России и стра-

Миграция и обеспечение национальной безопасности

ж:

Главные стратегические угрозы национальной безопасности в области экономики

Неравномерное развитие регионов

Коррупция

Организация незаконной миграции

Снижение устойчивости национальной системы расселения

Рис. 3. Стратегические угрозы национальной безопасности в области экономики

Экономический

Т

Национальная безопасность и факторы миграционных процессов

Этнический

Рис. 4. Факторы миграционных процессов

нах ближнего зарубежья, и спросом на рабочую силу, готовую к непрестижным видам трудовой деятельности за низкую плату [2], но и с общей демографической ситуацией в РФ. Не случайно в «Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития» отмечается, что в условиях демографической стагнации (имеющей общемировой характер) роль миграционных процессов в восстановлении трудового потенциала возрастает многократно. «Концепция демографического развития» также содержит в себе положения, касающиеся актуальных направлений миграционной политики как фактора комплексного развития территорий.Миграция как социально-по-литическое,социально-культурное и геоэкономическое явление рассматривается во взаимосвязи с демографическим и социально-экономическим развитием. Данная про-блематика структурирована 15 рамках «Концепции демографического развития» следуюгцим образом(рис. 5).

В опросам непосредственного регулирования процессов миграции посвящен такой

Содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, а также стимулирование возвращения в РФ эмигрантов

Совершенствование миграционного законодательства РФ

Разработку социально-экономических мер по повышению миграционной привлекательности территорий, из которых происходит отток населения и которые имеют приоритетное значение для национальных интересов

Привлечение квалифицированных иностранных специалистов, втом числе выпускников российских образовательных организаций высшего образования, на постоянное место жительства в РФ

/V

Решение задачи по привлечению мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития включает в себя

Т

Создание условий для интеграции иммигрантов в российское общество и развития терпимости в отношениях между местным населением и выходцами из других стран в целях предотвращения этноконфессиональных конфликтов

Привлечение молодежи из иностранных государств (прежде всего из государств - участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики) для обучения вРФс

возможным предоставлением преимуществ в получении российского гражданства по окончании обучения

Разработку и внедрение федеральных и региональных программ, направленных на создание

благоприятных условий для адаптации иммигрантов к новым

условиям и интеграции их в российское общество на основе уважения к российской культуре,

религии, обычаям, традициям и жизненному укладу россиян

Рис. 5. Структура решения миграционных задач

стратегический документ, как «К онцепция государственной миграционной политики». Данный документ определяет цели, задачи, принципы, механизмы и основные направления политики РФ в области миграционных процессов (рис. 6).

Общепринятые принципы и нормы международного права и международных соглашений РФ, касающиеся вопросов миграции, являются частью правовой системы РФ согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ [3]. Положения Конституции РФ определяют миграционную политику, во-первых, в части признания прав человека, лежащих в основе процессов миграции, во-вторых, в сфере полномочий и ответственности государственных органов власти и управления по вопросам миграции населения и обеспечения норм соот-

Общепризнанные принципы и нормы международного права и обязательства РФ, вытекающие из международных договоров в сфере миграции

Правовые основы Концепции государственной миграционной политики РФ

Конституция РФ

Федеральные конституционные законы

Федеральные законы и иные НПА

Концепция государственной национальной политики РФ

Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФдо 2020 г.

Стратегия национальной безопасности РФдо 2020 г. и другие документы стратегического планирования

Рис. 6. Основные направления политики РФ в области миграционных процессов

ветствующего законодательства. Часть 3 ст. 62 Конституции РФ устанавливает равенство прав и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства с правами и обязанностей граждан РФ [4]. Реализация прав и свобод, оговоренных ч. 1 и 2 ст. 27 Конституции РФ, составляет сущность миграционных процессов (рис. 7).

В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ ограничение прав и свобод в части перемещения по территории РФ возможно только на основании норм федерального законодательства (рис. 8).

Нормы Конституции РФ, являющиеся основанием для государственного регулирования миграционных процессов, условно возможно разделить на две группы (рис. 9).

Таким образом, к правовым основаниям, регламентирующим деятельность государства и должностных лиц, необходимо отнести нормы, содержащиеся в федеральных законах, регламентирующих миграционные процессы. Основные вопросы регуляции миграционных процессов (если исходить из смысла ст. 71 и 72) отнесены к исключительному ведению федерального центра (рис. 10).

Вопросы совместного ведения РФ и субъектов РФ по ряду предметов имеют общие основания, но решаются в рамках их уточнения и дополнения. Так, согласно п. «б» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ к ведению федерального центра относится регулирование и защита прав и свобод, а к компетенции субъектов РФ наряду с защитой прав и свобод граж-

Рис. 7. Права и свободы иностранных граждан и лиц без гражданства в соответствии с Конституцией РФ

С целью защиты основ конституционного строя РФ

С целью защиты нравственности

Основания ограничения прав и свобод в части перемещения по территории РФ (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ)

С целью защиты здоровья

С целью защиты прав и законных интересов граждан РФ и других лиц

С целью обеспечения обороны страны и безопасности государства

Рис. 8. Основания ограничения прав и свобод в части перемещения по территории РФ

Нормы Конституции РФ, являющиеся основанием для государственного регулирования миграционных процессов

Нормы, регламентирующие вопросы гражданства, порядок его приобретения и прекращения (ч. 1 ст. 6)

Нормы, определяющие порядок ведения РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления в части установления правомочий по обеспечению прав, регламентации тех или иных вопросов миграции и вытекающих из такой регламентации обязанностей

Рис. 9. Нормы, являющиеся основанием для государственного регулирования миграционных процессов

Рис. 10. Вопросы ведения РФ, имеющие отношение к миграционным процессам (ст. 71 Конституции РФ)

Рис. 11. Отрасли права, находящиеся в совместном ведении РФ и ее субъектов

дан относится обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, установление режима пограничных зон. Определяемые конституционными нормами вопросы совместного отраслевого ведения федерального центра и субъектов РФ непосредственно касаются процессов управления в области миграционных отношений как части расселенческой политики (рис. 11).

Правовое регулирование на федеральном уровне законов включает в себя ряд основных нормативных правовых и дополняющих их подзаконных актов, изданных федеральными органами исполнительной власти [5] (табл. 2).

Таким образом, дисбаланс в социально-экономическом развитии территорий является одной из основных угроз эко-но мической безопасности страны. В целях устранения обусловливающих причин стагнации экономического роста определяются различные меры, в том числе стимулирование трудовой миграции. Постановка проблемы компенсации демографической стагнации и нехватки трудовых ресурсов за счет стимуляции процессов трудовой миграции характерна для целого ряда документов стратегического порядка. Факторы внутренней и внешней миграции рассматриваются в качестве одного из ключевых условий улучшения демографической ситуации в стране. Одним из приоритетных направлений государственной демографической политики определяется необходимость повышения эффективности управления и активизации социально-экономической политики в миграционной сфере в целях снижения нехватки трудовых ресурсов и стабилизации демографической ситуации. Мас-

Таблица 2

Правовые акты, регулирующие миграционные правоотношения

Федеральные законодательные акты, регулирующие миграционные правоотношения

Название акта Сущность регулятивной функции

ФЗ от 15 авг. 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (ред. от 6 июля 2016 г., с изм. от 20 окт. 2016 г.) Реализация ч. 2 ст. 27 Конституции РФ: свободный выезд из РФ, беспрепятственное возвращение гражданина РФ в РФ. Механизм обеспечения права на свободное передвижение (получение выездных документов для российских граждан, въезд, транзитный проезд для иностранцев). Установление оснований ограничения данных прав (на основании положений закона о государственной границе, безопасности и государственной тайне)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Закон РФ от 1 апр. 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15 июля 2016 г.) Регулирует порядок и правила пересечения государственной границы (лица и транспортные средства), перемещения (грузы, товары, животные)

Федеральные законодательные акты, регулирующие миграционные правоотношения

Название акта Сущность регулятивной функции

ФЗ от 30 марта 1995 г. № 38-Ф3 «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (ред. от 23 мая 2016 г.) В частности, в целях защиты здоровья населения РФ регулирует въезд в РФ граждан иностранных государств и лиц, не имеющих гражданства

ФЗ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31 июля 2016 г.) Отчасти регламентирует въезд и выезд иностранных граждан (оформление миграционной карты - п. 2 ст. 30). Устанавливает статус граждан иностранных государств и лиц, не имеющих гражданства, в РФ

ФЗ от 19 февр. 1993 г. № 4528-1 «О беженцах» (с изм. и доп. от 22 дек. 2014 г.) Определяет основания и порядок признания беженцем на территории РФ. Устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев (с распространением действия на граждан РФ)

ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации (ред. от 1 мая 2016 г.) Регулирует порядок приобретения гражданства РФ. Регулирует порядок приобретения гражданства РФ для иностранных граждан и лиц без гражданства

ФЗ от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (ред. от 28 нояб. 2015 г.) Регулирует порядок перемещения и транзита по территории РФ для иностранных граждан и лиц без гражданства

Закон РФ от 19 февр. 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» (с изм. и доп. от 30 дек. 2015 г.) Регулирует правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ. Устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев на территории РФ (п. 3 ст. 1), с распространением действия на граждан РФ согласно ст. 1 Закона «О вынужденных переселенцах»

Федеральные законодательные акты, регулирующие миграционные правоотношения

Название акта Сущность регулятивной функции

Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (ред. от 2 июня 2016 г.) Регулирует вопросы реализации конституционного права граждан на свободу передвижения

Кодифицированные законодательные акты, касающиеся вопросов регуляции миграционных правоотношений

Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и др.

Акты органов исполнительной власти

указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, Совета Федерации и Гос. Думы Федер. Собрания РФ, а также изданные во исполнение указанных видов актов ведомственные нормативные акты министерств и ведомств: Постановление Правительства РФ от 9 июля 2003 г. № 335 «Об утверждении Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы»; Постановление Правительства РФ от 24 марта 2003 г. № 167 «О порядке представления гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 4 июля 1992 г. № 470 «Об утверждении перечня территорий Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан»; Постановление Правительства РФ от 16 авг. 2004 г. № 413 (ред. от 6 мая 2006 г.) «О миграционной карте»; Приказ ФМС РФ «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации» от 6 июня 2009 г. № 159 (зарегистрировано в Минюсте РФ 27 авг. 2009 г. № 14635)

штабность миграционных процессов в их видовых модификациях является проблемой национальной безопасности РФ, в том числе и в ее региональной проекции. Ш

1. Концепция миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. : утв. Указом Президента РФ 8 июня 2012 г. № Пр-1490 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

2. Уровень ВВП на душу населения в России, по данным Госкомстата РФ, составлял в 1996 г. 6742 долл., что было в 2 раза больше, чем на Украине (3325 долл.), в 3 раза больше, чем в Молдавии (2100 долл.), в 5 раз больше, чем в Таджикистане, соответственно и более высоким был уровень оплаты труда. Вместе с тем и при наличии безработицы в России число зарегистрированных в службах занятости свободных рабочих мест в целом по стране составляло около 800 тыс. вакансий. См.: Метелев С. Е. Национальная безопасность и приоритеты развития России: социально-экономические и правовые аспекты : монография. М., 2006. С. 181; Личичан О. П. Административно-территориальные единицы с особым статусом — территориальные автономии? // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 6. С. 5—8.

3. Это касается выполнения Конвенции ООН 1951 г. о статусе беженцев и Протокола к ней 1967 г., к которым РФ присоединилась в 1992 г. (в России они вступили в силу с февраля 1993 г.), ряда других международных документов.

4. Кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

5. Положения Конституции РФ, регулирующие отношения в сфере миграционных процессов, получили свое непосредственное отражение в более чем 30 действующих на настоящий момент федеральных законах.

список литературы

Конституция Российской Федерации : принята 12 дек. 1993 г. (в ред. законов РФ о поправках к Конституции РФ от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ) // Рос. газ. - 1993. - 25 дек.

Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г. // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации : федер. закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ (ред. от 28 нояб. 2015 г.) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

О гражданстве Российской Федерации : федер. закон от 31 мая 2002 г. 62-ФЗ (ред. от 1 мая 2016 г.) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации : федер. закон от 25 июля 2002 г. 115-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 31 июля 2016 г.) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию : федер. закон от 15 авг. 1996 г. 114-ФЗ (ред. от 6 июля 2016 г., с изм. от 20 окт. 2016 г.) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) : федер. закон

от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ (ред. от 23 мая 2016 г.) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

О Государственной границе Российской Федерации : закон РФ от 1 апр. 1993 г. 4730-1 (с изм. и доп., вступ. в силу с 15 июля 2016 г.) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

О беженцах : федер. закон от 19 февр. 1993 г. 4528-1 (с изм. и доп. от 22 дек. 2014 г.) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

О вынужденных переселенцах : закон РФ от 19 февр. 1993 г. 4530-1 (с изм. и доп. от 30 дек. 2015 г.) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации : закон РФ от 25 июня 1993 г. 5242-1 (ред. от 2 июня 2016 г.) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

Арзуманов И. А. Политико-правовые и методологические аспекты курса «Политика и религия». Ч. 1 // Изв. Иркут. гос. ун-та. Сер. Политология. Религиоведение. - 2013. - № 1. - С. 123-130.

Арзуманов И. А. Политико-правовые и методологические аспекты курса «Политика и религия». Ч. 3 // Изв. Иркут. гос. ун-та. Сер. Политология. Религиоведение. - 2014. - Т. 8. - С. 152-160.

Арзуманов И. А. Трансформация конфессионального поля Забайкалья в свете религиозных инноваций (ХХ-ХХ1 вв.) : дис. ... канд. филос. наук / И. А. Ар-зуманов. - Чита, 2004. - 140 с.

Метелев С. Е. Национальная безопасность и приоритеты развития России: социально-экономические и правовые аспекты : монография / С. Е. Метелев. -М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2006. - 223 с.

Личичан О. П. Административно-территориальные единицы с особым статусом - территориальные автономии? / / Государственная власть и местное самоуправление. - 2012. - № 6. - С. 5-8.

Личичан О. П. Современные тенденции развития региональных правовых систем // Конституционное и муниципальное право. - 2009. - № 14. - С. 10-13.

Factors of Complex Development of Territories and Administrative Units. Social and Theoretical-Legal Aspects of the Concept of Development. Part 4.1: Migration as Factor of Social and Economic Processes

© Arzumanov I., Lychychan O., 2017

Social and law-theoretic aspects of "development" as territorial and administrative units' complex development factor have been researched in the article. Legal and regulatory framework is being analyzed which regulates migration and resettlement processes. The peculiarities of innovative approaches are being defined for better understanding of the state role in migration processes regulation in order to provide a social and economic development of the territories.

Key words: resettlement; power; state; complex development; legal regulation; migration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.