Научная статья на тему 'РЕГУЛЯРНОСТЬ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ КАК ОСНОВА САМОДИСЦИПЛИНЫ СТУДЕНТОВ'

РЕГУЛЯРНОСТЬ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ КАК ОСНОВА САМОДИСЦИПЛИНЫ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОДИСЦИПЛИНА / РЕГУЛЯРНОСТЬ / САМОИЗОЛЯЦИЯ / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SELF-DISCIPLINE / REGULARITY / SELF-ISOLATION / SPORT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мощенков Андрей Дмитриевич, Харитонов Владимир Борисович, Акулова Татьяна Николаевна, Плаксина Надежда Викторовна

В статье рассматриваются вопросы взаимосвязи спортивной деятельности и самодисциплины студентов; обусловлена связь регулярности выполнения физической деятельности как показателя уровня сформированности дисциплины. Обозначена актуальность самодисциплины в структуре учебной деятельности. Проведен анализ опроса студентов на предмет оценивания самодисциплины и влияние ее на эффективность учебной деятельности в актуальной ситуации самоизоляции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULAR ATHLETICS AS THE BASE FOR SELF-DISCIPLINE

The issues of relationship between sport activities and self-discipline of students are observed in this article. The connection of regularity of performing physical activity as the level of discipline formation was found. The actuality of self-discipline in the structure of educational activity was marked. The analysis of a survey of students about measuring self-discipline and its impact on efficiency studying process was made in actual situation of self-isolation.

Текст научной работы на тему «РЕГУЛЯРНОСТЬ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ КАК ОСНОВА САМОДИСЦИПЛИНЫ СТУДЕНТОВ»

УДК 796.011.1 (378.14.014.15)

Мощенков А. Д., Харитонов В.Б., Акулова Т.Н., Плаксина Н.В.

РЕГУЛЯРНОСТЬ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ КАК ОСНОВА САМОДИСЦИПЛИНЫ СТУДЕНТОВ

Мощенков Андрей Дмитриевич, студент 2 курса специалитета факультета ВХК РАН Email lifandrev@vandex.ru

Харитонов Владимир Борисович студент 2 курса специалитета факультета ВХК РАН Email kharitonov55@yandex. ru

Акулова Татьяна Николаевна, доцент кафедры физического воспитания Плаксина Надежда Викторовна, старший преподаватель кафедры социологии Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия.

В статье рассматриваются вопросы взаимосвязи спортивной деятельности и самодисциплины студентов; обусловлена связь регулярности выполнения физической деятельности как показателя уровня сформированности дисциплины. Обозначена актуальность самодисциплины в структуре учебной деятельности. Проведен анализ опроса студентов на предмет оценивания самодисциплины и влияние ее на эффективность учебной деятельности в актуальной ситуации самоизоляции.

Ключевые слова: самодисциплина, регулярность, самоизоляция, спортивная деятельность

REGULAR ATHLETICS AS THE BASE FOR SELF-DISCIPLINE

Moshchenkov Andrey Dmitrievich, 2nd year student of specialist programme of HCC RAS Kharitonov Vladimir Borisovich, 2nd year student of specialist programme of HCC RAS Akulova Tatiana Nikolaevna, professor of department of physical education Plaksina Nadezhda Viktorovna, senior teacher of department of sociology D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia

The issues of relationship between sport activities and self-discipline of students are observed in this article. The connection of regularity ofperforming physical activity as the level of discipline formation was found. The actuality of self-discipline in the structure of educational activity was marked. The analysis of a survey of students about measuring self-discipline and its impact on efficiency studying process was made in actual situation of self-isolation.

Keywords: self-discipline, regularity, self-isolation, sport activity.

Любая человеческая деятельность по существу своей направленности и целевым компонентам имеет достаточно четкую структуру и мотивационную составляющую. Традиционно в деятельностном подходе в образовательной среде выделяют следующие элементы: мотивирующие векторы, целевые направления поведенческой структуры личности, способ осуществления деятельностной активности, средства и результат достижения намеченных целей. Успещная реализация деятельности личности обусловлена не только структурированием ее элементов, но и такими составляющими как: самоконтроль,

самоорганизация, системность, регулярность, продуктивность, дисциплина и др. Важным условием эффективности и продуктивности достижения целевого критерия в деятельности является -самодисциплина.

Самодисциплина - ключевое понятие в культуре личности. Это понятие помогает правильно распределять время на учёбу, работу, отдых и другие аспекты жизни [1]. Стив Павлин сравнивает самодисциплину с мускулами: чем больше мы их тренируем, тем мощнее они становятся, и,

соответственно, чем меньше их тренируешь, тем они слабее. Метод строения дисциплины сравним со способом увеличения нагрузки для укрепления мышц [2].

Самодисциплинирующее начало лежит в основе многих сфер деятельности человеческого активного способа по изменению и совершенствованию своего бытия, совместной коммуникации, межличностных взаимодействий, адаптации и продуктивному использованию возможностей по конструированию и моделированию своего «идеального» образа души и тела. Обосновывая значение физической культуры для человека как наиболее значимой сферы активности личности, мы возможно будем утопать в стереотипах, и, тем не менее, факт оказания влияния и стабильности регулярных занятий спортом и физической культуры на психофизику человека является очевидным. Бесспорным остается и взаимообусловленность регулярного выполнения физических упражнений и самодисциплины личности. В свою очередь, организация личностной дисциплины оказывает непосредственное влияние на уровень эмоционального благополучия,

мотивационный уровень к достижению успеха.

Особое значение самодисциплина приобретает в новых сложившихся эпидемиологических условиях самоизоляции. В ситуации удаленного обучения студентам приходится особым способом и образом выстраивать свою учебную деятельность. Причем, выстраивание программы обучения применительно к новым и сложным условиям у студентов одновременно сопряжено и с колоссальной информационной нагрузкой, возможной

эмоциональной нестабильностью, повышением уровня искажения реальности, степени объективности оценивания ситуации.

Для некоторых обучающихся эта ситуация адаптации к новым условиям осознается и реализуется довольно успешно, у других студентов резкое изменение способов взаимодействия с участниками образовательного процесса и постоянное использование онлайновских

коммуникационных платформ вызывает

растерянность, напряжение, тревогу и страх.

Логично будет предположить, что студенты, занимающиеся на регулярной основе физической культурой и спортом, будут менее подвержены стрессовым ситуациям и тревожным состояниям. Категория «регулярных физкультурников» относительно без проблем «отредактирует» свою самоорганизацию, потому что на предыдущем этапе у студентов закрепилась схема саморегуляции своих действий, т.е. самодисциплина.

Учебный процесс занятий физической культурой и спортом выстраивается на уровне формирования действий, последовательность этих действий далее реализуется в навык и развивается в способность. В основе формирования уровня способностей и навыков заложен определенный алгоритм выполнения, повторения, закрепления и т.д. Таким образом, можно провести аналогию и схематично представить структуру самодисциплины, которая заключается в следующем: четкий и систематический план выполнения действий, намерений, поведенческих актов; системность и строгая организованность, как своего личностного пространства, так и внутреннего личностного поля.

Авторы провели небольшое исследование среди студентов РХТУ им. Д.И. Менделеева с целью выявления связи регулярности занятий физической культурой и спортом и самодисциплины как важной составляющей в структуре личности. В опросе участвовали респонденты первого, второго и третьего курса в количестве 99 человек.

Для оценки влияния регулярных занятий спортом на учебную деятельность студентов, в частности на уровень самодисциплины, было представлено 4 вопроса. Ключевым положением в анализе исследования ответов студентов определялся уровень развитого качества (самодисциплины) и его значение в режиме самоизоляции.

Структура опросника:

1. Как долго Вы на регулярной основе занимаетесь каким-либо видом спорта?

а) год

б) два года

в) три года

г) более трех лет

2. Как занятия спортом повлияли на Вашу самоорганизацию?

а) отмечаю значительное положительное влияние

б) есть небольшие положительные изменения

в) никакого влияния не отмечаю

3. Хотели бы Вы продолжить заниматься физической культурой после третьего курса?

а) да

б) нет

4. Стараетесь ли Вы поддерживать свою физическую форму в условиях режима самоизоляции?

а) да

б) нет

Проанализировав результаты опроса, было выявлено: студенты первых трёх курсов (25 %) регулярно занимались различными видами спорта на протяжении 2-3 лет, то есть до поступления в университет. На рисунке 1. видно, что большинство студентов положительно относятся к регулярным занятиям физической культурой и позитивно оценивают влияние этих занятий на уровень их самодисциплины.

Прослеживается тенденция увеличения числа положительных ответов на второй вопрос с увеличением временного срока продолжительности занятий. Суммарно положительно на второй вопрос ответили 68 человек. Респонденты, оставившие комментарий после вопросов и отрицательно ответившие на третий вопрос, как правило, мотивировали свой ответ нехваткой времени. На четвертый вопрос утвердительно ответили все опрашиваемые.

Из полученных данных можно сделать вывод, что значительное число студентов подтверждает положительное влияние физической культуры на уровень их самодисциплины. Также очевидно, что положительный эффект на формирование самоорганизации студентов начинает ощущаться при условии регулярности и продолжительности во времени занятий спортом.

Режим самоизоляции, как в зеркальном отображении, проявил все слабые и сильные стороны личностной организации. Обострились «проблемные поля» внутриличностной структуры, укрепились сформированные ранее

самодисциплинарные элементы.

Отголосками нарушенных схем самоконтроля своей деятельности в образовательной среде стали значительные проблемы: реализация учебной организации приобретения знаний в новых условиях среди студентов; эффективное взаимодействие обучающихся и преподавателей; контроль за благополучием своей физической формы;

сохранение оптимального баланса в психофизиологическом состоянии.

Количество студентов, ответивших

позитивно на вопросы (%)

100

80 60

40

20

0

Первый курс Второй курс Третий курс Второй вопрос Третий вопрос

Рис. 1 Результаты опроса

Преподавательский состав вуза в период удаленного обучения испытывает определенные трудности, как личностного плана, так и физического состояния. В приоритете своем преподаватели выделяют резкую смену формы обучения и на ее фоне приобретенные или обострившиеся проблемы физического

благополучия. Основные жалобы педагогов сводятся к монотонности и однообразности

преподавательского труда, отрицательной нагрузке в системе сенсорной системы, тревогу в связи с неопределенностью в продолжительности

установленного удаленного режима, ограничению двигательной активности, проблемами здоровья, связанными с возникновением болевых синдромов в области скелетно-мышечной и ЖКТ системах. Отсутствие эффективной обратной связи студент-преподаватель также вызывает у преподавателей эмоциональное неравновесие.

Опрашивая профессорско-преподавательский состав вуза на предмет способов и средств регулирования и снятия некомфортных, а нередко и болезненных ощущений, состояний, значительное количество респондентов отмечают, что прибегнули к традиционному способу восстановления сил и управления своим телом и психикой с помощью занятий физической культуры и спорта. Некоторые опрашиваемые комментировали сам факт отсутствия у них наработанных схем физических нагрузок и признавались в недооценке влияния спортивных нагрузок на стабильность поведения и организации своей деятельности. Другая группа опрашиваемых призналась, что регулярность выполнения физической нагрузки блокировалась в их сознании леностью. Практически большинство респондентов

резюмировали: не стоит пренебрегать активным физическим образом жизни и строить этот образ на регулярной основе, не дожидаясь особых условий и критических ситуаций.

В беседах со студентами также были выявлены ряд барьеров, препятствующих нормальному функционированию относительно налаженного ранее ритма вузовского обучения. И если в «доситуации» обязательных ограничений студенты могли себе позволить нарушение дисциплины внешнего и внутреннего плана, период удаленного доступа к традиционным формам взаимодействия участников образовательного процесса изменил схемы регуляции деятельности на всех ее уровнях. Студенты признаются, что хаотичное, т.е. бессистемное отношение к процессу обучения ранее, проявилось в неблагоприятном виде сбоя контроля и неадекватной оценки, как в плане прогнозирования своей деятельности, так и в продуктивности выполнения учебных мероприятий. Многие опрашиваемые отметили, что вынуждены были включить в свой режим физические нагрузки, которые благотворно сказались на стабилизации физических и психических состояний. Однозначно все студенты выразили уверенность в том, что регулярность физических упражнений не просто важна, а необходима. Мотивировали необходимость регулярных физических нагрузок условием формирования и выработки самодисциплины.

Реалии современной жизни на актуальном текущем этапе не оставляют нам выбора. И выбор этот один - активность, движение, физическое благополучие, поведенческий и эмоциональный контроль, основанный на четкой организованной позиции самодисциплины.

Список литературы

1. Ткачева Т.М., Мотивация как стимул самостоятельной работы студентов технических университетов // Современные проблемы развития образования. История и педагогика естествознания. - №1 (2018). - С.13-15.

2. Блог Стива Павлина/ http://www.allstevepavlina.ru/self-discipline-acceptance

3. Харитонов В.Б., Тараканова Г.И. Мотивация студентов к занятиям физической культурой-необходимость и способы формирования // V Международная научно-практическая конференция «Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов», 29-30 ноября 2019 г. Казань. - С.235-237.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.