Научная статья на тему 'Учебные привычки и предпочтения студентов САФ'

Учебные привычки и предпочтения студентов САФ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
402
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ПЕРВОКУРСНИКИ / УЧЕБНЫЕ ПРИВЫЧКИ И ПРЕДПОЧТЕНИЯ / САМООРГАНИЗАЦИЯ / STUDENT / FRESHMEN / STUDY HABITS AND PREFERENCES / SELF-ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зарубин Владислав Владимирович, Касьянова Александра Дмитриевна

В статье обобщены результаты мини-исследования, проведенного студентами 1-го курса Сибирско-американского факультета Байкальской международной бизнес-школы. Целью исследования было изучение привычек и предпочтений в учёбе. Используя анкетирование и интервью, авторы получили данные об отношении первокурсников к домашнему заданию, самодисциплине, любимым предметам, формам работы и о мотивации. В заключении статьи даются рекомендации о том, как повысить эффективность обучения, чтобы развить в себе успешные профессиональные качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SAF students’ study habits and preferences

The paper summarizes results of the mini research conducted by 1st-year students at the Siberian-American Faculty of Baikal International Business School. The purpose of the research was to examine students’ study habits and preferences. Using questionnaires and interviews, the authors got data about the students’ attitudes to homework, self-discipline, favorite courses, formats of work, and motivation. The paper concludes by giving recommendations how to increase efficiency in studying to develop successful professional qualities.

Текст научной работы на тему «Учебные привычки и предпочтения студентов САФ»

Keywords: motivation letter, personal statement, English programs, higher education

language, academic mobility, international education

УДК 304.3

УЧЕБНЫЕ ПРИВЫЧКИ И ПРЕДПОЧТЕНИЯ СТУДЕНТОВ САФ

© Зарубин В. В., Касьянова А. Д., 2018

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

В статье обобщены результаты мини-исследования, проведенного студентами 1-го курса Сибирско-американского факультета Байкальской международной бизнес-школы. Целью исследования было изучение привычек и предпочтений в учёбе. Используя анкетирование и интервью, авторы получили данные об отношении первокурсников к домашнему заданию, самодисциплине, любимым предметам, формам работы и о мотивации. В заключении статьи даются рекомендации о том, как повысить эффективность обучения, чтобы развить в себе успешные профессиональные качества.

Ключевые слова: студенты, первокурсники, учебные привычки и предпочтения, самоорганизация

В нашей жизни огромную роль играют сложившиеся способы поведения, которые постоянно побуждают выполнять определенные действия. Как писал Аристотель, «мы являемся тем, что постоянно делаем, и совершенство, следовательно, не действие, а привычка» [1]. Однако не все привычки и предпочтения людей могут совпадать, из-за чего происходит внутренний конфликт человека, после которого продуктивность и работоспособность снижается.

Прежде чем описывать привычки, необходимо рассмотреть дефиницию. Согласно

психологическому словарю, привычка — это «хорошо усвоенное действие, в выполнении которого человек испытывает постоянную потребность» [2]. Другими словами, привычка — это определенный социальный уклад, при нарушении которого человек чувствует дискомфорт и неудобство.

Привычки могут приносить не только пользу, но и вред. Рано вставать, делать зарядку по утрам, вовремя приходить на занятие — всё это полезные привычки. Они позволяют нам эффективней организовывать свой день, улучшать качество жизни, быстрее учиться и т.п. В целом полезные привычки делают нас успешнее. Помимо полезных привычек, у нас имеются и отрицательные, которые тормозят саморазвитие, вредят здоровью и мешают нам добиться более высокого результата. Если в более раннем возрасте не выработана привычка тщательно и регулярно выполнять домашние задание, работать в быстром темпе, следовать требованиям, анализировать свои ошибки, вряд ли можно ожидать, что студент станет успешным и сможет конкурировать со своими сокурсниками.

Чтобы выяснить, какие полезные и вредные привычки и предпочтения в учёбе характерны для современных студентов САФ, в рамках Недели науки было проведено мини-исследование среди студентов-первокурсников. Исследование

проводилось с использованием двух методов: анкетирование и интервью. Выбор методов был

неслучаен. Так как мероприятие было ограничено по времени, необходима была высокая оперативность получения информации. Кроме этого, с помощью анкетирования удалось организовать объективное массовое исследование при сравнительно малой трудоемкости.

Анкета включала 10 вопросов, целью которых было выявление отношения к домашним заданиям и степень самоорганизации студентов. Вопросы касались частотности выполнения домашних заданий, затрачиваемого времени на подготовку, продолжительности выполнения и отношения к учёбе в целом.

Результаты анкетирования показали, что все студенты САФ в той или иной степени выполняют домашнее задание: 60 % первокурсников делают данную работу всегда, 25 % по возможности и 15 % часто. На вопрос «Сколько времени Вы затрачиваете на выполнение домашнего задания?» студенты ответили следующим образом: 66 % первокурсников затрачивают на это от 10 до 30 минут в день, 24 % тратят на это от 1 до 3 часов, 10 % затрачивают от получаса до одного часа.

Что касается удобного времени выполнения заданий, больше половины студентов первого курса делают домашнее задание ночью (52 %), меньше половины ответили, что выполняют задания днём (42 %) и лишь 6 % занимаются этим, сидя на парах в университете.

На вопрос «Нравится ли Вам обучаться в университете?» были получены следующие данные: 64 % ответили «да», 17 % «не совсем» а 19 % наших студентов предпочли бы пойти в армию, нежели получать высшее образование.

Кроме вопросов о домашних заданиях и отношению к обучению в целом, анкета включала круг вопросов о самоорганизации. Так, было выявлено, что 40 % студентов всегда пунктуальны (никогда не опаздывают на занятия), 40 % не всегда пунктуальны, и лишь 20 % признались, что опаздывают на пары и не приходят на встречи вовремя. Несмотря на это, на вопрос о соблюдении

сроков сдачи заданий более 38 % студентов сообщили, что редко соблюдают дедлайны (Рис.1).

1РЧ

гъ-% 20%

15%

Ц-1

| пунктуальны?

I Ви соблюдав!« ДСДГШЙНЫ?

5% №

да не всегда иногда никогда

Рис. 1. Диаграмма ответов на вопросы по самоорганизации

Также первокурсникам было предложено оценить, какими студентами они являются. 80 % первокурсников считают себя хорошими студентами, а 20 % — нет. (Рис.2).

100% 80% 60% 40% 20% 0%

Хороший ли Вы студент?

Дэ Нет

Рис. 2. Диаграмма ответов на вопрос «Хороший ли Вы студент?»

Так как анкетирование не позволяет получить более глубокие представления об исследуемом объекте, для большей объективности был использован метод интервью. Конечно, этот способ более затратный по времени, однако он предоставляет большую свободу

интервьюируемым, что даёт возможность получить развёрнутые ответы.

Интервью включало четыре вопроса: для чего студенты поступили на САФ, каким видам деятельности они отдают свои предпочтения во внеурочное время и какие предметы им особенно нравятся, а также какие формы заданий они предпочитают. Всего в интервью приняли участие 10 студентов.

При ответе на первый вопрос было выявлено, что большинство студентов считают САФ одним из самых престижных в городе. Кроме того, по словам респондентов, данный факультет «развивает истинные качества лидера и управленца, что поможет студентам открыть свой бизнес и стать настоящим профессионалам своего дела».

Что касается внеаудиторных преференций, здесь мнения разошлись. Первокурсники в равной степени увлекаются и спортом, и изобразительным искусством. Самыми любимыми предметами, по результатам интервью, являются история менеджмента и иностранный язык.

На вопрос о предпочтениях в формах работы студенты сообщили, что предпочитают работать в команде и выполнять групповые практические задачи. Они считают, что этот вид задания не только поможет им улучшить навыки общения, как на русском языке, так и на английском, но и научит работать в команде, что немаловажно для будущего менеджера. Диаграмма ниже обобщает результаты ответов на последний вопрос интервью (Рис.3).

Рис.3. Диаграмма ответов на вопрос «Какой Ваш любимый вид задания?»

Анализируя полученные данные, можно сделать вывод о том, что студенты первого курса достаточно организованы и дисциплинированы. Большинство из них имеют привычку учиться, регулярно посещать занятия и систематически выполнять домашние задания, что делает их вполне успешными студентами. Кроме того, многие мотивированы на учёбу и достижение успеха, так как при выборе ВУЗа делали осознанный выбор. Тем не менее, доля студентов, которым не очень нравится учиться, и которые предпочли бы пойти в армию, достаточная высока (33), что, наверное, может быть объяснено тем, что они выбрали ВУЗ не совсем самостоятельно.

Интересно сопоставить данные о самооценке и самоорганизации. 80 % считают себя хорошими студентами и только 62 % выполняют задания в срок, при этом 40 % считают себя пунктуальными. Таким образом, можно сделать вывод, что не все студенты первого курса могут признаться себе, что не достаточно организованы и дисциплинированы.

Для получения более детальных данных, было бы интересно узнать, что, по мнению первокурсников, означает быть хорошим студентом. Также при проведении исследования, возможно, нужно было по-другому перераспределить вопросы для анкеты и интервью. Вопросы, предполагающие развёрнутые ответы, более релевантные в интервью.

Также недостатком исследования была ограниченность во времени и, следовательно, в

№ 2•2018

Бизнес-образование в экономике знаний 35

собранных данных. Для более точной и объективной картины можно было бы опросить больше людей, а также сравнить привычки и предпочтения студентов младших и старших курсов. Тем не менее, проведённое исследование позволило получить первичное представление о методологии и процедуре исследования, а также опробовать два метода сбора данных (анкетирование и интервью).

Что касается рекомендаций, возможно, во-первых, для большей эффективности студентам необходимо выполнять домашние задания в течение дня или вечером, а не ночью, как делают большинство студентов, выполнять задания более тщательно, а также не откладывать выполнение уроков на потом, чтобы сдавать задания в срок. Во-вторых, необходимо работать над своими навыками управления временем. Как писал американский предприниматель Джон Рокфеллер [3], «время — бесценный и невосполнимый ресурс. Если ты решил стать успешным — пришла пора учиться использовать свое время на все 110 %». Для этого полезно овладеть навыками тайм-менеджмента, который содержит основные принципы самоорганизации. Каждый студент должен самостоятельно выбрать тот метод, который ему подходит. Например, можно использовать только 20 % своих сил, но при этом получать 80 % результата или можно построить для себя таблицу Эйзенхауэра, которая поможет определить, какие дела нужно выполнить срочно, а какие не являются приоритетными на сегодняшний день.

В-третьих, первокурсникам нужно быть более активными во внеурочное время, чтобы улучшить коммуникативные навыки и завести новые знакомства. Можно попробовать свои силы в разных сферах жизнедеятельности, что поможет расширить кругозор, и, возможно, лучше узнать себя и повысить мотивацию к учёбе.

Наши предпочтения и привычки определяют в конечном итоге то, кем мы является в данный момент, и кем мы можем стать в будущем. Одни студенты хотят владеть собственным бизнесом, другие — стать топ-менеджерами, и, конечно, все умения, и навыки, полученные нами в детстве и приобретённые нами во время учёбы, непременно отразятся на нашей будущей деятельности. Поэтому необходимо развивать в себе полезные привычки и минимизировать вредные или

избавляться от них, чтобы быть более успешными и, тем самым, повысить свою

конкурентоспособность. ■

1. 15 необходимых уроков от Аристотеля [Электронный ресурс] // Vida Bonito — саморазвитие по-умному - URL: http://vidabonito.ru/filosofiya/15-neobkhodimykh-urokov-ot-aristotelya/ (Дата обращения: 18.12.2017)

2. Глоссарий. Психологический словарь [Электронный ресурс] // Psychologies, Hearst Shkulev Publishing LLC - URL: http://www.psychologies.ru/glossary/15/privyichka/ (Дата обращения:18.12.2017)

3. Улас Ю. В. «Тайм-менеджмент» : учеб. пособие / СФУ. - Красноярск, 2013, С.53

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

15 необходимых уроков от Аристотеля [Электронный ресурс] // Vida Bonito — саморазвитие по-умному - URL:

http ://vidabonito.ru/filosofiya/15 -neobkhodimykh-urokov-ot-aristotelya/ (Дата обращения: 18.12.2017)

Глоссарий. Психологический словарь [Электронный ресурс] // Psychologies, Hearst Shkulev Publishing LLC - URL: http://www.psychologies.ru/glossary/15/privyichka/ (Дата обращения:18.12.2017)

Улас Ю. В.«Тайм-менеджмент» : учеб. пособие / СФУ. - Красноярск, 2013, С.53

SAF students' study habits and preferences

© Zarubin V., Kasianova A., 2018

The paper summarizes results of the mini research conducted by lst-year students at the Siberian-American Faculty of Baikal International Business School. The purpose of the research was to examine students' study habits and preferences. Using questionnaires and interviews, the authors got data about the students' attitudes to homework, self-discipline, favorite courses, formats of work, and motivation. The paper concludes by giving recommendations how to increase efficiency in studying to develop successful professional qualities.

Keywords: student, freshmen, study habits and preferences, self-organization

УДК 336.763

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РОССИЙСКОГО РЫНКА ДЕРИВАТИВОВ © Казаков В. И., 2018

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Данная статья посвящена анализу динамики российского рынка деривативов. В статье рассмотрена ситуация на глобальном рынке деривативов. Далее проводиться анализ объема оборотов по видам деривативов, торгующихся на российском рынке. Статья также содержит анализ валютных деривативов, выявляется наиболее популярная валютная пара. Далее в статье

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.