УДК 378.14.014.13
Мотивация как стимул самостоятельной работы студентов технических университетов
Т.М. ТКАЧЕВА, к.ф.-м.н., доцент кафедры физики
ФГБОУ ВО Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) (Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., д. 64). E-mail: tatmihtka@rambler.ru
Рассмотрены типы мотиваций и их корреляция с качеством и интенсивностью самостоятельной работы студентов. Проведено анкетирование студентов 2-го курса с целью выявления предпочтения определенной мотивации. Показано, что на первое место студенты поставили когнитивную мотивацию, а следом с очень маленьким отрывом располагается мотивация достижения успеха. Приведены принципы развития самодисциплины и самоконтроля. Показано, что залогом успеха в обучении является студенто-ориентированные педагогические технологии и высокий профессиональный уровень преподавателей.
Ключевые слова: типы мотиваций, самостоятельная работа студентов, самоконтроль и самодисциплина студентов, студенто-ориентированные педагогические технологии.
Введение
Главной целью университетского образования является подготовка таких выпускников, которые способны к самостоятельной инновационной творческой деятельности [1]. Воспроизводство такой деятельности невозможно без мотивации, без мотивов-стимулов, одним из которых является способность к самосовершенствованию, то есть прежде всего развитие самодисциплины. Только самостоятельная работа, осознание необходимости саморазвития позволяют добиться успеха в любом деле и соответственно в учебе [2].
Мотивация в психологии выражает направленную активность субъекта, которая вызвана некоторой потребностью [3]. Мотивация является побудительной основой деятельности и включает в себя не только интересы и цели субъекта, но и внешние воздействия, манящие субъекта идеальным или материальным результатом. Так рождается стимул к действию.
Мотивация является необходимой частью психологического состояния студента во время учебы. Предполагается, что студент 1-го курса обладает мотивацией к получению профессиональных знаний (когнитивной мотивацией), поскольку он уже выбрал себе будущую сферу деятельности.
Целью настоящей статьи является представление результатов исследования, проведенного в МАДИ для выявления доминирующих мотиваций студентов во время обучения в университете.
Виды исследованных
мотиваций
Проведенное исследование состояло из опроса и анкетирования студентов второго курса МАДИ (набор 2016/17 учебного года, выборка 128 человек). Отслеживались следующие мотивации: когнитивная мотивация (получение знаний), мотивация достижения успе-
ха, мотивация получения удовлетворения от проделанной работы, мотивация получения высокой оценки, мотивация престижа (повышение статуса), мотивация материального благополучия, мотивация долга и ответственности (как социально ориентированная мотивация).
Получение знаний непосредственно связано с достижением успеха, получением высокой оценки, повышением статуса, возможностью выполнения долга, повышения материального благополучия (как минимальное достижение - повышенная стипендия).
Сравнение вышеперечисленных мотиваций и обсуждение результатов исследования со студентами позволяет подчеркнуть важность и необходимость получения глубоких знаний во время обучения в университете для обеспечения дальнейшей профессиональной карьеры.
Результаты и обсуждение
Результаты исследования приведены на рис. 1.
Трудности в освоении дисциплин технического университета студентами
младших курсов связаны не только с недостаточной школьной подготовкой, но и с изменением обучающей среды: новые способы контактов учащийся - преподаватель, новые требования к учащимся. Несмотря на изменение в правилах учебы (никто «не водит за руку», как в школе) студенты младших курсов испытывают по-новому интерес к учебе и университетской жизни, к возможности найти новых друзей. Многие первокурсники ощущают эмоциональный подъем в связи с поступлением в университет.
Для формирования устойчивых компетенций студентов в этих новых для них условиях необходимо учесть отличия школьного восприятия учебы от возникающего студенческого. Одним из главных факторов является учет познавательной самостоятельности студентов, которая напрямую связана с когнитивной мотивацией. Разумеется, школьникам привиты умения внимательного восприятия слов учителя, у них сформированы задатки словесно-абстрактного мышления. Но у студентов обязательно должно появиться
Рис. 1. Выбор студентами определенной мотивации
1 ■2018
История и педагогика естествознания
ш
еще и смысловое, логическое понимание учебной информации, объем которой намного больше школьной. Это понимание особенно усиливается при наличии когнитивной мотивации студента.
Когнитивная (познавательная, учебная) мотивация демонстрирует стремление к получению новых знаний. Она направлена на получение удовольствия от самого учебного процесса. Для большинства студентов характерно наличие установки на глубокое познание всего, что связано с будущей профессией. Проведенное анкетирование студентов выявило, что 76% учащихся называют в числе приоритетных стремление получить знания (рис. 1). Из них примерно 56% называют в качестве источника учебной информации учебники и методические пособия, правда, с оговоркой, что учебную литературу они используют в электронном виде. Довольно много студентов (19,6%) предпочитают искать необходимую информацию в интернете. Названные электронные источники информации высвечивают процесс проникновения информационных технологий в повседневную жизнь современного человека и обозначают направление развития учебного процесса в университете.
Не менее важной мотивацией является мотивация достижения успеха, занявшая второе место после познавательной мотивации (72%). Мотивация достижения демонстрирует стремление к успеху, который реализуется благодаря нацеленности на выполнение поставленной задачи, получение заданного результата, на демонстрацию своей правоты и значимости.
Важнейшим стимулом развития мотивации достижения успеха является готовность каждого студента к настойчивой работе, направленной на удовлетворение потребности именно в тех знаниях и умениях, которые помогут достичь личностно значимых целей: не только получение желанной и престижной специальности, но и успешное построение профессиональной карьеры. В этом случае к мотивации достижения успеха присоединяются мотивация престижа (31%) и мотивация материального благополучия (28%). Мотивация престижа демонстрирует личную направленность на повышение своего статуса: прежде всего превосходство в учебе, а также спорте, в умении контактировать с однокурсниками, отдельно с представителями противоположного пола, и, конечно же, с преподавателями.
Казалось бы, мотивация достижения успеха должна обеспечиваться наличием мотивации исполнения долга и ответственностью, но в проведенном
анкетировании эта мотивация заняла последнее место (за нее проголосовали 17% студентов). Возможно, такой результат связан с тем, что мотивация «долг и ответственность» в представлениях студентов младших курсов нужна исключительно для профессиональной деятельности, но не в учебном процессе.
Как известно, всем людям необходимо получение поощрения от окружающих. Студенты младших курсов также очень ждут, когда же их похвалит преподаватель или однокурсники. Проявление мотива аффилиации, а именно создание доверительных, дружеских отношений с окружающими, включая преподавателей, приводит к нормализации образовательной среды [4] и более глубокому усвоению предлагаемых к изучению материалов, иными словами, к достижению успеха.
Однокурсники имеют одинаковую профессиональную направленность, поэтому так важно каждому студенту осознать, как он воспринимается окружающими его людьми. Анкетирование выявило, что 64% студентов заявляют о желании получить удовлетворение от результатов работы и 53% - от получения высокой оценки.
Результат, полученный относительно мотивации «долг и ответственность» (17%), практически совпадает с процентом хорошо успевающих студентов. Эти студенты не откладывают на будущее проявление долга и ответственности уже сегодня, в учебном процессе.
Самоконтроль и самодисциплина,
принципы их освоения
Огромное количество информации, окружающей человека с рождения, развитие и внедрение информационных технологий и устройств на их основе рождает неизмеримо большее количество знаний у первокурсника XXI века по сравнению с предыдущими периодами. Это переполнение разной информацией позволяет перейти от авторитарного обучения «делай, как мы» к большей самостоятельности студента. Этот факт зафиксирован сегодня и в зарубежных странах [5], и во ФГОС ВО нашей страны, в соответствии с которыми внеаудиторная самостоятельная работа должна занимать до 30-50% времени, закрепленного для изучения конкретной дисциплины [6].
Успешная самостоятельная работа невозможна без самоконтроля, который можно определить во многих отношениях как силу воли, самодисциплину или как способность регулировать себя. Иначе говоря, необходимо выбрать приоритеты, суметь отложить развле-
чения и работать по составленному заранее плану. Планирование является важным элементом самодисциплины.
Существует 12 принципов, следование которым позволяет научиться самодисциплине и самоконтролю [7]. Вот некоторые из них:
1) наметьте цели, убедитесь, что они реалистичны и достижимы. Для начала не выбирайте грандиозных целей;
2) установите вознаграждение за прогресс в достижении своих целей;
3) будьте готовы встретить провал или невезение. Не сдавайтесь, а перенаправьте свою энергию на достижение поставленных целей;
4) используйте силу позитивного мышления и верьте в себя. Это поможет преодолеть разочарование и не впасть в уныние;
5) расскажите другим, чего вы пытаетесь добиться, и обратитесь за поддержкой к близким;
6) научитесь говорить «нет» отвлекающим факторам, которые мешают вам достичь цели. Препятствия - это то, что вы видите, когда отрываете взгляд от цели;
7) используйте позитивные образы, чтобы достичь своих целей. Представьте, как вы будете себя чувствовать после достижения вашей цели;
8) используйте возможность понять свои ошибки, размышляя или разговаривая с другими о том, что помешало вам достичь ваших целей в прошлом;
9) получите профессиональную помощь и поддержку для преодоления физических или психических препятствий (депрессия и тревога - это всего лишь два примера), чтобы активизировать ваши усилия, какими бы маленькими они ни казались.
К сожалению, существует довольно много студентов, которые поступили в МАДИ заодно с другом (15%) или по велению родителей (11%). Сначала они предполагают, что смогут приспособиться и даже добиться успеха. Но как только становится ясно, что учиться в техническом университете трудно, что надо не просто трудиться каждый день, но и делать это самостоятельно, а навыка самостоятельной работы нет, то многие сдаются и «плывут по воле волн» от одной комиссии до другой по разным предметам. После первых неудач (например, не смог ответить у доски или не защитил лабораторную работу вовремя) возникает ощущение беспомощности, перерастающее в равнодушие к результату учебы. Напротив, те, кто считает, что усилия формируют интеллект, более устойчивы и чаще берутся за выполнение трудных задач, не боятся своих ошибок.
Профессиональное самоопределение студентов с учетом их собствен-
История и педагогика естествознания
1 ■ 2018
ных задатков и способностей можно представить как проект совместной деятельности педагогов и студентов [8]. Создание и внедрение современных информационных коммуникационных технологий [9] позволило увеличить долю индивидуального общения студента и преподавателя, усилило личностно-ориентированную составляющую обучения, направленную на развитие личности и студента, и педагога.
Следует отметить, что еще одним важным фактором индивидуального общения студента и преподавателя является проектная деятельность студентов, а также возможность повышения их мотивации через ролевые игры, организацию дискуссий или проведение
мозгового штурма для получения нового взгляда на изучаемый материал и его применение на практике. Освоение новых интерактивных технологий обучения изменяет тип взаимодействия преподаватель-студент [10].
Выводы
1. Одним из главных условий повышения качества подготовки выпускников технических университетов является наличие осознанной мотивации в течение учебного процесса.
2. Современные студенты выбирают в качестве основной когнитивную мотивацию, то есть получение знаний.
3. Мотивация достижения успеха отмечена студентами как значимая моти-
вация и для текущего учебного процесса, и для будущей профессиональной деятельности.
4. Качество подготовки студентов по конкретной дисциплине (например, по физике) зависит от стремления к самостоятельности и саморазвитию.
5. Качество подготовки выпускников технических университетов напрямую зависит от профессионально-педагогической подготовки преподавателей, степени использования новых технологий обучения и их информационно-материального обеспечения, форм обучения и наличия в университете доброжелательной и вдохновляющей образовательной среды.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зборовский Г.А., Щуклина Е.А. Самообразование - парадигма XXI века // Высшее образование в России, 2013. № 5. С. 25-32.
2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002. 512 с.
3. Леонтьев Д.А. Понятие мотива у А.Н. Леонтьева и проблема качества мотивации // Вестник Московского университета. Сер. 14: Психология, 2016. № 2. С. 3-12.
4. Ткачева Т.М. Образовательная среда как фактор повышения качества образования: опыт МАДИ // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования), 2013. № 1 (23). С. 86-93.
5. Жураковский В.М., Сазонова З.С., Ткачева Т.М. и др. Управление самостоятельной работой: мировой опыт // Высшее образование в России. 2003. № 2. С. 45-49.
6. Петрова Л.А., Берестнева Е.В., Бригадин А.А Организация самостоятельной работы студентов в контексте реализации ФГОС ВО // Современные проблемы науки и образования, 2015. № 2. Ч.1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19211 (дата обращения: 10.11.2017).
7. 12 Strategies for Motivation That Work! URL: http://sites.allegheny.edu/deanofstudents/wellness-education/todays-topic/12-strategies-for-motiva-tion-that-work/ (дата обращения 10.01.2018).
8. Сазонова З.С., Ткачева Т.М. Личностно-ориентированное обучение студентов в техническом вузе // Известия Балтийской государственной академии промыслового флота/ Психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования), 2014. № 1 (27). С. 27-35.
9. Ткачева Т.М., Смык А.Ф., Тимофеева Г.Ю. Физика и мультимедиа в учебном процессе технического университета // История и педагогика естествознания. 2017. № 3. С. 17-21.
10. Tkacheva T.M. NEW TENDENCY FOR TECHNICAL TEACHERS TRAINING: MADI STU TU EXPERIENCE // Proc. of 2013 International Conference on Interactive Collaborative Learning, ICL 2013. С. 836-840.
MOTIVATION AS AN INCENTIVE OF SELF-WORK FOR STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITY
TKACHEVA T.M., Cand. Sci. (Ph.-m), Associate Prof. of the Department of Physics
Moscow Automobile and Road Construction State Technical University (MADI) (64, Leningradskii Pr., 125319, Moscow, Russia).
E-mail: tatmihtka@rambler.ru
ABSTRACT
Motivation types and their correlation with quality and intensity of students' self-work are considered. The questioning of the 2nd year students was
conducted with the purpose of revealing the preferences of a certain motive.It is shown that students put cognitive motivation first, and then, with a
very small margin, the motivation for success is located. The strategies of self-discipline and self-control development are given. It is shown that the
key to success in learning is student-oriented educational technology and high educational level of teachers.
Keywords: motivation types, self-work of students, self-control and self-discipline of students, student-oriented educational technology.
REFERENCES
1. Zborovskiy G.A., Shchuklina Ye.A. Self-education is the paradigm of the XXI century. Vyssheye obrazovaniye v Rossii, 2013, no. 5, pp. 25-32 (In Russian).
2. Il'in Ye.P. Motivatsiya i motivy [Motivation and motives]. St. Petersburg, Piter Publ., 2002. 512 p.
3. Leont'yev D.A. ^e notion of motive by A.N. Leontyev and the problem of the quality of motivation. Vestnikmoskovskogo universiteta, Psikhologiya, 2016, no. 2, pp. 3-12 (In Russian).
4. Tkacheva T.M. The educational environment as a factor in improving the quality of education: the MADI experience. Izvestiya Baltiyskoy gosudarst-vennoy akademii rybopromyslovogo flota. Psikhologo-pedagogicheskiye nauki, 2013, no. 1 (23), pp. 86-93 (In Russian).
5. Zhurakovskiy V.M., Sazonova Z.S., Tkacheva T.M., Chechetkina N.V., Kurbatov S.A. Management of independent work: the world experience. Vyssh-eye obrazovaniye v Rossii, 2003, no. 2, pp. 45-49 (In Russian).
6. Petrova L.A., Berestneva Ye.V., Brigadin A.A Organization of independent work of students in the context of implementation of FGOS VO Sovre-mennyyeproblemy naukiiobrazovaniya, 2015, no. 2. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19211 (accessed 10 November 2017).
7. 12 Strategies for Motivation That Work! Available at: http://sites.allegheny.edu/deanofstudents/wellness-education/todays-topic/12-strate-gies-for-motivation-that-work/ (accessed 10 January 2018).
8. Sazonova Z.S., Tkacheva T.M. Personality-centred education of students in a technical university. Izvestiya Baltiyskoy gosudarstvennoy akademii promyslovogo flota. Psikhologo-pedagogicheskiye nauki, 2014, no. 1 (27), pp. 27-35 (In Russian).
9. Tkacheva T.M., Smyk A.F., Timofeyeva G.YU. Physics and multimedia in the educational process of the technical university. Istoriya i pedagogika yestestvoznaniya, 2017, no. 3, pp. 17-21 (In Russian).
10. Tkacheva T.M. New tendency for technical teachers training: MADI's TU experience. Proc. of 2013 international conference on interactive collaborative learning. 2013, pp. 836-840.
1 ■2018
История и педагогика естествознания
Ш