Научная статья на тему 'Мотивация как стимул самостоятельной работы студентов технических университетов'

Мотивация как стимул самостоятельной работы студентов технических университетов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
327
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
типы мотиваций / самостоятельная работа студентов / самоконтроль и самодисциплина студентов / студентоориентированные педагогические технологии. / motivation types / self-work of students / self-control and self-discipline of students / student-oriented educational technology.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т М. Ткачева

Рассмотрены типы мотиваций и их корреляция с качеством и интенсивностью самостоятельной работы студентов. Проведено анкетирование студентов 2-го курса с целью выявления предпочтения определенной мотивации. Показано, что на первое место студенты поставили когнитивную мотивацию, а следом с очень маленьким отрывом располагается мотивация достижения успеха. Приведены принципы развития самодисциплины и самоконтроля. Показано, что залогом успеха в обучении является студентоориентированные педагогические технологии и высокий профессиональный уровень преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION AS AN INCENTIVE OF SELF-WORK FOR STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITY

Motivation types and their correlation with quality and intensity of students’ self-work are considered. The questioning of the 2nd year students was conducted with the purpose of revealing the preferences of a certain motive.It is shown that students put cognitive motivation first, and then, with a very small margin, the motivation for success is located. The strategies of self-discipline and self-control development are given. It is shown that the key to success in learning is student-oriented educational technology and high educational level of teachers.

Текст научной работы на тему «Мотивация как стимул самостоятельной работы студентов технических университетов»

УДК 378.14.014.13

Мотивация как стимул самостоятельной работы студентов технических университетов

Т.М. ТКАЧЕВА, к.ф.-м.н., доцент кафедры физики

ФГБОУ ВО Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) (Россия, 125319, Москва, Ленинградский пр., д. 64). E-mail: tatmihtka@rambler.ru

Рассмотрены типы мотиваций и их корреляция с качеством и интенсивностью самостоятельной работы студентов. Проведено анкетирование студентов 2-го курса с целью выявления предпочтения определенной мотивации. Показано, что на первое место студенты поставили когнитивную мотивацию, а следом с очень маленьким отрывом располагается мотивация достижения успеха. Приведены принципы развития самодисциплины и самоконтроля. Показано, что залогом успеха в обучении является студенто-ориентированные педагогические технологии и высокий профессиональный уровень преподавателей.

Ключевые слова: типы мотиваций, самостоятельная работа студентов, самоконтроль и самодисциплина студентов, студенто-ориентированные педагогические технологии.

Введение

Главной целью университетского образования является подготовка таких выпускников, которые способны к самостоятельной инновационной творческой деятельности [1]. Воспроизводство такой деятельности невозможно без мотивации, без мотивов-стимулов, одним из которых является способность к самосовершенствованию, то есть прежде всего развитие самодисциплины. Только самостоятельная работа, осознание необходимости саморазвития позволяют добиться успеха в любом деле и соответственно в учебе [2].

Мотивация в психологии выражает направленную активность субъекта, которая вызвана некоторой потребностью [3]. Мотивация является побудительной основой деятельности и включает в себя не только интересы и цели субъекта, но и внешние воздействия, манящие субъекта идеальным или материальным результатом. Так рождается стимул к действию.

Мотивация является необходимой частью психологического состояния студента во время учебы. Предполагается, что студент 1-го курса обладает мотивацией к получению профессиональных знаний (когнитивной мотивацией), поскольку он уже выбрал себе будущую сферу деятельности.

Целью настоящей статьи является представление результатов исследования, проведенного в МАДИ для выявления доминирующих мотиваций студентов во время обучения в университете.

Виды исследованных

мотиваций

Проведенное исследование состояло из опроса и анкетирования студентов второго курса МАДИ (набор 2016/17 учебного года, выборка 128 человек). Отслеживались следующие мотивации: когнитивная мотивация (получение знаний), мотивация достижения успе-

ха, мотивация получения удовлетворения от проделанной работы, мотивация получения высокой оценки, мотивация престижа (повышение статуса), мотивация материального благополучия, мотивация долга и ответственности (как социально ориентированная мотивация).

Получение знаний непосредственно связано с достижением успеха, получением высокой оценки, повышением статуса, возможностью выполнения долга, повышения материального благополучия (как минимальное достижение - повышенная стипендия).

Сравнение вышеперечисленных мотиваций и обсуждение результатов исследования со студентами позволяет подчеркнуть важность и необходимость получения глубоких знаний во время обучения в университете для обеспечения дальнейшей профессиональной карьеры.

Результаты и обсуждение

Результаты исследования приведены на рис. 1.

Трудности в освоении дисциплин технического университета студентами

младших курсов связаны не только с недостаточной школьной подготовкой, но и с изменением обучающей среды: новые способы контактов учащийся - преподаватель, новые требования к учащимся. Несмотря на изменение в правилах учебы (никто «не водит за руку», как в школе) студенты младших курсов испытывают по-новому интерес к учебе и университетской жизни, к возможности найти новых друзей. Многие первокурсники ощущают эмоциональный подъем в связи с поступлением в университет.

Для формирования устойчивых компетенций студентов в этих новых для них условиях необходимо учесть отличия школьного восприятия учебы от возникающего студенческого. Одним из главных факторов является учет познавательной самостоятельности студентов, которая напрямую связана с когнитивной мотивацией. Разумеется, школьникам привиты умения внимательного восприятия слов учителя, у них сформированы задатки словесно-абстрактного мышления. Но у студентов обязательно должно появиться

Рис. 1. Выбор студентами определенной мотивации

1 ■2018

История и педагогика естествознания

ш

еще и смысловое, логическое понимание учебной информации, объем которой намного больше школьной. Это понимание особенно усиливается при наличии когнитивной мотивации студента.

Когнитивная (познавательная, учебная) мотивация демонстрирует стремление к получению новых знаний. Она направлена на получение удовольствия от самого учебного процесса. Для большинства студентов характерно наличие установки на глубокое познание всего, что связано с будущей профессией. Проведенное анкетирование студентов выявило, что 76% учащихся называют в числе приоритетных стремление получить знания (рис. 1). Из них примерно 56% называют в качестве источника учебной информации учебники и методические пособия, правда, с оговоркой, что учебную литературу они используют в электронном виде. Довольно много студентов (19,6%) предпочитают искать необходимую информацию в интернете. Названные электронные источники информации высвечивают процесс проникновения информационных технологий в повседневную жизнь современного человека и обозначают направление развития учебного процесса в университете.

Не менее важной мотивацией является мотивация достижения успеха, занявшая второе место после познавательной мотивации (72%). Мотивация достижения демонстрирует стремление к успеху, который реализуется благодаря нацеленности на выполнение поставленной задачи, получение заданного результата, на демонстрацию своей правоты и значимости.

Важнейшим стимулом развития мотивации достижения успеха является готовность каждого студента к настойчивой работе, направленной на удовлетворение потребности именно в тех знаниях и умениях, которые помогут достичь личностно значимых целей: не только получение желанной и престижной специальности, но и успешное построение профессиональной карьеры. В этом случае к мотивации достижения успеха присоединяются мотивация престижа (31%) и мотивация материального благополучия (28%). Мотивация престижа демонстрирует личную направленность на повышение своего статуса: прежде всего превосходство в учебе, а также спорте, в умении контактировать с однокурсниками, отдельно с представителями противоположного пола, и, конечно же, с преподавателями.

Казалось бы, мотивация достижения успеха должна обеспечиваться наличием мотивации исполнения долга и ответственностью, но в проведенном

анкетировании эта мотивация заняла последнее место (за нее проголосовали 17% студентов). Возможно, такой результат связан с тем, что мотивация «долг и ответственность» в представлениях студентов младших курсов нужна исключительно для профессиональной деятельности, но не в учебном процессе.

Как известно, всем людям необходимо получение поощрения от окружающих. Студенты младших курсов также очень ждут, когда же их похвалит преподаватель или однокурсники. Проявление мотива аффилиации, а именно создание доверительных, дружеских отношений с окружающими, включая преподавателей, приводит к нормализации образовательной среды [4] и более глубокому усвоению предлагаемых к изучению материалов, иными словами, к достижению успеха.

Однокурсники имеют одинаковую профессиональную направленность, поэтому так важно каждому студенту осознать, как он воспринимается окружающими его людьми. Анкетирование выявило, что 64% студентов заявляют о желании получить удовлетворение от результатов работы и 53% - от получения высокой оценки.

Результат, полученный относительно мотивации «долг и ответственность» (17%), практически совпадает с процентом хорошо успевающих студентов. Эти студенты не откладывают на будущее проявление долга и ответственности уже сегодня, в учебном процессе.

Самоконтроль и самодисциплина,

принципы их освоения

Огромное количество информации, окружающей человека с рождения, развитие и внедрение информационных технологий и устройств на их основе рождает неизмеримо большее количество знаний у первокурсника XXI века по сравнению с предыдущими периодами. Это переполнение разной информацией позволяет перейти от авторитарного обучения «делай, как мы» к большей самостоятельности студента. Этот факт зафиксирован сегодня и в зарубежных странах [5], и во ФГОС ВО нашей страны, в соответствии с которыми внеаудиторная самостоятельная работа должна занимать до 30-50% времени, закрепленного для изучения конкретной дисциплины [6].

Успешная самостоятельная работа невозможна без самоконтроля, который можно определить во многих отношениях как силу воли, самодисциплину или как способность регулировать себя. Иначе говоря, необходимо выбрать приоритеты, суметь отложить развле-

чения и работать по составленному заранее плану. Планирование является важным элементом самодисциплины.

Существует 12 принципов, следование которым позволяет научиться самодисциплине и самоконтролю [7]. Вот некоторые из них:

1) наметьте цели, убедитесь, что они реалистичны и достижимы. Для начала не выбирайте грандиозных целей;

2) установите вознаграждение за прогресс в достижении своих целей;

3) будьте готовы встретить провал или невезение. Не сдавайтесь, а перенаправьте свою энергию на достижение поставленных целей;

4) используйте силу позитивного мышления и верьте в себя. Это поможет преодолеть разочарование и не впасть в уныние;

5) расскажите другим, чего вы пытаетесь добиться, и обратитесь за поддержкой к близким;

6) научитесь говорить «нет» отвлекающим факторам, которые мешают вам достичь цели. Препятствия - это то, что вы видите, когда отрываете взгляд от цели;

7) используйте позитивные образы, чтобы достичь своих целей. Представьте, как вы будете себя чувствовать после достижения вашей цели;

8) используйте возможность понять свои ошибки, размышляя или разговаривая с другими о том, что помешало вам достичь ваших целей в прошлом;

9) получите профессиональную помощь и поддержку для преодоления физических или психических препятствий (депрессия и тревога - это всего лишь два примера), чтобы активизировать ваши усилия, какими бы маленькими они ни казались.

К сожалению, существует довольно много студентов, которые поступили в МАДИ заодно с другом (15%) или по велению родителей (11%). Сначала они предполагают, что смогут приспособиться и даже добиться успеха. Но как только становится ясно, что учиться в техническом университете трудно, что надо не просто трудиться каждый день, но и делать это самостоятельно, а навыка самостоятельной работы нет, то многие сдаются и «плывут по воле волн» от одной комиссии до другой по разным предметам. После первых неудач (например, не смог ответить у доски или не защитил лабораторную работу вовремя) возникает ощущение беспомощности, перерастающее в равнодушие к результату учебы. Напротив, те, кто считает, что усилия формируют интеллект, более устойчивы и чаще берутся за выполнение трудных задач, не боятся своих ошибок.

Профессиональное самоопределение студентов с учетом их собствен-

История и педагогика естествознания

1 ■ 2018

ных задатков и способностей можно представить как проект совместной деятельности педагогов и студентов [8]. Создание и внедрение современных информационных коммуникационных технологий [9] позволило увеличить долю индивидуального общения студента и преподавателя, усилило личностно-ориентированную составляющую обучения, направленную на развитие личности и студента, и педагога.

Следует отметить, что еще одним важным фактором индивидуального общения студента и преподавателя является проектная деятельность студентов, а также возможность повышения их мотивации через ролевые игры, организацию дискуссий или проведение

мозгового штурма для получения нового взгляда на изучаемый материал и его применение на практике. Освоение новых интерактивных технологий обучения изменяет тип взаимодействия преподаватель-студент [10].

Выводы

1. Одним из главных условий повышения качества подготовки выпускников технических университетов является наличие осознанной мотивации в течение учебного процесса.

2. Современные студенты выбирают в качестве основной когнитивную мотивацию, то есть получение знаний.

3. Мотивация достижения успеха отмечена студентами как значимая моти-

вация и для текущего учебного процесса, и для будущей профессиональной деятельности.

4. Качество подготовки студентов по конкретной дисциплине (например, по физике) зависит от стремления к самостоятельности и саморазвитию.

5. Качество подготовки выпускников технических университетов напрямую зависит от профессионально-педагогической подготовки преподавателей, степени использования новых технологий обучения и их информационно-материального обеспечения, форм обучения и наличия в университете доброжелательной и вдохновляющей образовательной среды.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зборовский Г.А., Щуклина Е.А. Самообразование - парадигма XXI века // Высшее образование в России, 2013. № 5. С. 25-32.

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002. 512 с.

3. Леонтьев Д.А. Понятие мотива у А.Н. Леонтьева и проблема качества мотивации // Вестник Московского университета. Сер. 14: Психология, 2016. № 2. С. 3-12.

4. Ткачева Т.М. Образовательная среда как фактор повышения качества образования: опыт МАДИ // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования), 2013. № 1 (23). С. 86-93.

5. Жураковский В.М., Сазонова З.С., Ткачева Т.М. и др. Управление самостоятельной работой: мировой опыт // Высшее образование в России. 2003. № 2. С. 45-49.

6. Петрова Л.А., Берестнева Е.В., Бригадин А.А Организация самостоятельной работы студентов в контексте реализации ФГОС ВО // Современные проблемы науки и образования, 2015. № 2. Ч.1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19211 (дата обращения: 10.11.2017).

7. 12 Strategies for Motivation That Work! URL: http://sites.allegheny.edu/deanofstudents/wellness-education/todays-topic/12-strategies-for-motiva-tion-that-work/ (дата обращения 10.01.2018).

8. Сазонова З.С., Ткачева Т.М. Личностно-ориентированное обучение студентов в техническом вузе // Известия Балтийской государственной академии промыслового флота/ Психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования), 2014. № 1 (27). С. 27-35.

9. Ткачева Т.М., Смык А.Ф., Тимофеева Г.Ю. Физика и мультимедиа в учебном процессе технического университета // История и педагогика естествознания. 2017. № 3. С. 17-21.

10. Tkacheva T.M. NEW TENDENCY FOR TECHNICAL TEACHERS TRAINING: MADI STU TU EXPERIENCE // Proc. of 2013 International Conference on Interactive Collaborative Learning, ICL 2013. С. 836-840.

MOTIVATION AS AN INCENTIVE OF SELF-WORK FOR STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITY

TKACHEVA T.M., Cand. Sci. (Ph.-m), Associate Prof. of the Department of Physics

Moscow Automobile and Road Construction State Technical University (MADI) (64, Leningradskii Pr., 125319, Moscow, Russia).

E-mail: tatmihtka@rambler.ru

ABSTRACT

Motivation types and their correlation with quality and intensity of students' self-work are considered. The questioning of the 2nd year students was

conducted with the purpose of revealing the preferences of a certain motive.It is shown that students put cognitive motivation first, and then, with a

very small margin, the motivation for success is located. The strategies of self-discipline and self-control development are given. It is shown that the

key to success in learning is student-oriented educational technology and high educational level of teachers.

Keywords: motivation types, self-work of students, self-control and self-discipline of students, student-oriented educational technology.

REFERENCES

1. Zborovskiy G.A., Shchuklina Ye.A. Self-education is the paradigm of the XXI century. Vyssheye obrazovaniye v Rossii, 2013, no. 5, pp. 25-32 (In Russian).

2. Il'in Ye.P. Motivatsiya i motivy [Motivation and motives]. St. Petersburg, Piter Publ., 2002. 512 p.

3. Leont'yev D.A. ^e notion of motive by A.N. Leontyev and the problem of the quality of motivation. Vestnikmoskovskogo universiteta, Psikhologiya, 2016, no. 2, pp. 3-12 (In Russian).

4. Tkacheva T.M. The educational environment as a factor in improving the quality of education: the MADI experience. Izvestiya Baltiyskoy gosudarst-vennoy akademii rybopromyslovogo flota. Psikhologo-pedagogicheskiye nauki, 2013, no. 1 (23), pp. 86-93 (In Russian).

5. Zhurakovskiy V.M., Sazonova Z.S., Tkacheva T.M., Chechetkina N.V., Kurbatov S.A. Management of independent work: the world experience. Vyssh-eye obrazovaniye v Rossii, 2003, no. 2, pp. 45-49 (In Russian).

6. Petrova L.A., Berestneva Ye.V., Brigadin A.A Organization of independent work of students in the context of implementation of FGOS VO Sovre-mennyyeproblemy naukiiobrazovaniya, 2015, no. 2. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19211 (accessed 10 November 2017).

7. 12 Strategies for Motivation That Work! Available at: http://sites.allegheny.edu/deanofstudents/wellness-education/todays-topic/12-strate-gies-for-motivation-that-work/ (accessed 10 January 2018).

8. Sazonova Z.S., Tkacheva T.M. Personality-centred education of students in a technical university. Izvestiya Baltiyskoy gosudarstvennoy akademii promyslovogo flota. Psikhologo-pedagogicheskiye nauki, 2014, no. 1 (27), pp. 27-35 (In Russian).

9. Tkacheva T.M., Smyk A.F., Timofeyeva G.YU. Physics and multimedia in the educational process of the technical university. Istoriya i pedagogika yestestvoznaniya, 2017, no. 3, pp. 17-21 (In Russian).

10. Tkacheva T.M. New tendency for technical teachers training: MADI's TU experience. Proc. of 2013 international conference on interactive collaborative learning. 2013, pp. 836-840.

1 ■2018

История и педагогика естествознания

Ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.