Научная статья на тему 'Регулирование занятости населения: Международный опыт и опыт Республики Казахстан'

Регулирование занятости населения: Международный опыт и опыт Республики Казахстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
712
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАХСТАН / ПЕРСОНАЛ / БЕЗРАБОТИЦА / ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тажикенова С. К.

В статье рассматривается ситуация, сложившаяся на казахстанском рынке труда, анализируются причины безработицы, а также причины нехватки определенных специалистов и квалифицированных рабочих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Регулирование занятости населения: Международный опыт и опыт Республики Казахстан»

Тажикенова С.К.

Регулирование занятости населения: международный опыт и опыт

Республики Казахстан

В мире произошло осознание, что экономические успехи государств определяются их системами образования, образованностью граждан, подготовленностью на всех уровнях рабочей силы, что привело к переоценке и пересмотру роли и места образовательных услуг в обществе. Это осознание обусловлено тем, что наиболее эффективным фактором конкурентоспособности национальных экономик, их роста и развития становится уровень образования населения и профессиональной подготовки кадров1.

При подготовке квалифицированных кадров не в полной мере учитываются потребности национального рынка труда, что ведет к нехватке определенных специалистов и квалифицированных рабочих. На ситуацию на казахстанском рынке труда оказывает влияние несоответствие профессиональной структуры спроса и предложения рабочей силы. Вследствие оттока населения наряду со снижением численности квалифицированной рабочей силы, особенно специалистов с высшим образованием и высококвалифицированных рабочих кадров, увеличивается число профессионально неподготовленных людей. Невостребованным остается потенциал лиц с высшим и средним образованием. Согласно данных Агентства Республики Казахстан по статистике, из числа зарегистрированных безработных более половины имеют среднее общее образование, каждый третий - среднее специальное и каждый седьмой - высшее образование. Отметим, что среди безработного населения преобладают женщины с профессиональным образованием.

Для сокращения безработицы среди женщин целесообразно целевое обучение безработных или неработающих женщин дефицитным, востребованным профессиям, поддержка в открытии собственного дела (информационное, тренинговое и т.д.). Превентивные программы должны быть рассчитаны на группы «риска» среди работающих женщин, которые в ближайшем будущем могут попасть в число высвобожденных в результате реструктуризации предприятия или учреждения, сокращения объемов производства, либо ликвидации или закрытия организаций. Здесь возможны финансируемые государством мероприятия по организации курсов повышения квалификации и переподготовке, по налоговому и иному стимулированию работодателей, сохраняющих и создающих новые рабочие места, своевременно переподготавливающих своих работников, вводящих гибкие формы труда для женщин.

Уровень профессионального образования безработных женщин превышает уровень образования мужчин (аналогичная ситуация прослеживается и среди занятого населения). Среди женщин-безработных в 2005 г. высшее образование имели 11,8% (среди мужчин - 8,9%), среднее специальное - 27,9% (среди мужчин - 20,6%). Однако тот факт, что при сравнимом уровне образования женщин и мужчин первые стабильно составляют большинство безработных, свидетельствует о том, что образовательный капитал женщин остается пока недооцененным на рынке труда.

Для молодых женщин дополнительным препятствием при найме на работу являются семья и дети. К сожалению, трудовое законодательство Казахстана претерпело существенные изменения, в соответствии с которыми оплата многих

1 Шеденов У. К. Место и значение образовательных услуг в повышении конкурентоспособности национальной экономики // Материалы международной научно-практической конференции «Стратегия подготовки экономических кадров: совершенствование форм и методов обучения. Алматы. 2003. С. 69.

социальных льгот, связанных с материнством и семейными обязанностями, больше не относится, к обязанностям государства и теперь, легла на плечи работодателя. Кроме того, значительная часть этих льгот теперь имеет жесткую «привязку» к женщинам (например, отпуск по уходу за малолетним ребенком). В связи с этим среди работодателей весьма распространенным является представление о женщинах как о неудобных и невыгодных работниках, обремененных значительным объемом семейных и бытовых обязанностей, что, в свою очередь, способствует формированию дискриминационной практики при приеме на работу, должностном продвижении, установлении оплаты труда, увольнении женщин, особенно фертильного возраста.

Еще одним свидетельством того, что казахстанские женщины, по сравнению с мужчинами, испытывают более серьезные трудности с трудоустройством, являются данные о продолжительности женской и мужской безработицы и о тендерных различиях долей длительно безработных. В 2005 г. 58% женщин не имели работы более года (мужчины-безработные составляли 42%), то есть этот показатель был превышен в 1,3 раза. Это говорит о большем времени, которое необходимо женщинам для поиска работы.

Большую продолжительность женской безработицы отчасти можно объяснить несовпадением профессионально-квалификационных структур безработных женщин и вакансий, предлагаемых рынком труда. В настоящее время вакантными чаще оказываются рабочие места, традиционно считающиеся мужскими, соответственно и спрос со стороны рынка труда в основном ориентирован на привлечение мужской рабочей силы. Сдвиги в профессиональной структуре показывают направление и темп экономических, технико-технологических и социальных перемен происходящих в Казахстане. Многие прежде дефицитные профессии сегодня не нужны современным отраслям экономики, и наоборот, появился устойчивый и растущий спрос на новые профессии и профессиональные навыки, влияющий на дифференциацию заработной платы.

В современных условиях профессиональные знания быстро устаревают. Ежегодно в мировом хозяйстве, по оценке западных исследователей, отмирает более 500 старых профессий и возникает более 600 новых. Если раньше высшего образования было достаточно для 20-25 лет практической деятельности, то сейчас оптимальный срок его эффективности составляет 5-7 лет, а в отраслях, определяющих научнотехнический прогресс - 2-3 года. Это означает, что в некоторых отраслях инновационные циклы короче, чем время подготовки специалистов. Это влечет за собой потребность в непрерывном повышении квалификации и переподготовки персонала. Если нет постоянного обновления знаний, то деквалификация населения неизбежна.

Рынок труда во многом определяется эффективностью системы подготовки будущих специалистов. Поэтому правильный выбор профессии при этом не только служит источником личного удовлетворения, но и в значительной степени влияет на качество рынка труда. В современных условиях, когда от уровня образования зависят темпы развития общества, необходима разработка ряда проблем, соединяющих систему образования с развитием производственных сил. И профориентация является одним из связующих звеньев между образованием и производством. Это основа удовлетворения потребности организации в рабочей силе.

С нашей точки зрения, интересен зарубежный опыт в области профориентации. В последнее время службами занятости различных стран в качестве одного из действенных способов регулирования занятости признается профориентация. Исследователи, изучающие зарубежный опыт профориентационной работы, как правило, обращаются к разработкам, сделанным в этой области в Германии, Японии, Англии. И это вполне обоснованный выбор, так как Германия и Англия имеют

наиболее разработанную теоретическую базу, Япония - очевидные успехи в менеджменте. Следует отметить, что все без исключения зарубежные страны в последнее время несколько изменили целевую направленность развития профориентации.

Нужно отметить и тот факт, что за рубежом профессиональную ориентацию рассматривают в тесной взаимосвязи с профессиональным отбором. При этом профориентация полностью подчинена целям профессионального отбора, направленного на более эффективное использование рабочей силы. Цель профотбора -принять на работу тех кандидатов, которые в наибольшей степени подходят по своим параметрам к занятию тех или иных конкретных рабочих мест. Работа по профориентации и профотбору затрагивает формирование общенациональных трудовых ресурсов, выходит за рамки отдельного хозяйствующего субъекта, поэтому государство берет на себя задачу удовлетворение нужд общества в более эффективном использовании рабочей силы. В то же время в отдельных странах существуют свои особенности организации профориентационной деятельности.

В США профориентация осуществляется главным образом в средних школах и службах занятости. В средних школах профориентацию осуществляют учителя в процессе преподавания общеобразовательных дисциплин и специальные инструкторы по профориентации. В ходе работы, с помощью учителей, инструктор ведет на каждого ученика особое досье по профориентации. В нем, как правило, отражаются: успеваемость, результаты школьных тестов, социальное положение, сведения о семье, перечисление «любимых» и «нелюбимых» предметов, особые способности, интересы, склонности, специфические индивидуальные свойства, физические данные, состояние здоровья, внешкольные занятия и увлечения, имеющийся опыт работы. В процессе своей трудовой деятельности человек может изменить свою профессиональную карьеру лишь с помощью рекомендации инструктора службы занятости. Кроме того, в США имеется довольно разветвленная сеть частных агентств по профориентации, а также центров по профориентации при колледжах и университетах. В отличие от многих западноевропейских стран (Дании, Франции) в Великобритании службы профориентации относительно хорошо развиты как в образовательных институтах, так и в отдельных агентствах, принадлежащих системе регулирования рынка труда.

В ряде регионов Великобритании используется на практике разбивка длительных учебных курсов на модули, которые могут совмещаться друг с другом более гибким образом. Реально это означает, что профориентация непрерывно должна играть решающую роль, помогая учащимся выстраивать и пересматривать в учебном процессе свои индивидуальные программы. Поэтому, существенную роль приобретает необходимость активного включения учащихся в принятие решений о выборе дальнейшего обучения или профессионального пути, что требует введения в учебное расписание систематических курсов, позволяющих развивать у учащихся нужные им навыки и знания для принятия решений2.

Все большее значение придается трудовому опыту, причем основной акцент делается на активные формы его приобретения. Растущий интерес проявляется также к альтернативным формам в приобретении трудовых навыков - это имитационное моделирование (деловые игры, производственное моделирование) и наблюдение за рабочими процессами (посещение предприятий, наблюдение за работой).

Особенно интересным фактом в области имитационного овладения трудовыми навыками явилось создание в школах мини-предприятий, в которых учащиеся сами образуют компанию или кооператив, производящий товары или оказывающий услуги, где осуществляются все виды маркетинговой деятельности, продажи производимой

2 Рыжков В.А. Профессиональная ориентация и подготовка кадров е Великобритании. М., 1991. С 52-57.

продукции и услуг в течение определенного периода, а затем самоликвидируются. Подобные проекты имеют целью: дать возможность молодым людям научиться принятию ответственности по управлению своими деловыми начинаниями; выявить свои возможности в получении реальной работы для себя или научиться предпринимательским навыкам в малом бизнесе; помочь молодым людям занимать более активные позиции в решении жизненных проблем. Профориентация в сфере высшего образования более развита в университетах. В технических вузах и других учебных заведениях, включая педагогические институты, существует точка зрения, что студенты уже выбрали свой профессиональный путь, приняв решение, поступив в данное учебное заведение, и дальнейшей существенной профориентационной помощи им не требуется3.

Эффективность профориентационной деятельности в Японии во многом определяется использованием методики, разработанной профессором Фукуямой в университете Асия. Для контроля за формированием готовности 12-14-летних подростков сознательно выбирать свой профессиональный путь и за подготовкой к профессии профессор Фукуяма разработал специальный тест, позволяющий количественно оценить эту способность школьников. Данный тест получил название «Б-тест» для оценки способности методического выбора профессии. В настоящее время проведено кроскультурное сравнение результатов тестирования. Основной смысл «Б-теста» состоит в обучении школьников предстоящему процессу выбора и оценке того, хорошо ли он делается и в каком направлении следует оказывать помощь. Главной особенностью данного теста и скрытого за ним направления профориентационной работы является практическая направленность, возможность контроля за степенью овладения умением обоснованно принимать решение о предстоящем труде4.

Особенно удачным считается опыт создания государственной системы трудовой, профессиональной подготовки и профориентации в Германии. В Германии разработаны подробные описания основных профессий, издана, постоянно пополняется и корректируется энциклопедия профессий, состоящая из нескольких томов и имеющаяся в каждом профцентре страны. В школах Германии обоснованному выбору профессии в значительной степени способствует политехнический характер обучения, единство трудовой подготовки и профессиональной ориентации. Такая практика дает возможность максимально сокращать безработицу среди молодежи. Важнейшая роль при этом принадлежит системе среднего образования. Профессиональное обучение в Германии, как в средней школе, так и на последующих стадиях (в профессиональной школе, средних специальных и высших учебных заведениях) проводится в соответствии с планируемой на многие годы вперед реальной потребностью в квалифицированных рабочих кадрах по отдельным профессиям. Ежегодно в системе профессионального обучения предусматривается такое количество учебных мест, которое необходимо для того, чтобы каждый выпускник средней школы получил профессию, а в дальнейшем, рабочее место5.

Также необходимо отметить, что в Германии существует и успешно функционирует система профессиональной ориентации школьников, которая охватывает детей, подростков, начиная с детского сада - до этапа трудоустройства выпускников профессиональных учебных заведений и их адаптации на производстве. Государственная профориентационная служба Германии определяет реальные потребности всех отраслей народного хозяйства в кадрах в целом и по каждому

3 Рыжков В.А. Указ. Соч. С 52-57.

4 Вишневская Н. Российский рынок рабочей силы и опыт Запада//МЭиМО. 1992. № 8. С. 3.

5 Бондарев В.П. Выбор профессии. М., 1989. С. 93-97.

экономическому региону, по каждому предприятию, по всем профессиям в отдельности6.

Кроме того, анализ опыта работы образовательных учреждений в странах с развитой рыночной экономикой (Германии, Великобритании, Японии) по профориентационной работе и трудоустройству выпускников показал почти повсеместное наличие специализированных систем, включающих нормативно-правовое обеспечение, финансовый механизм, наличие специализированных служб, обеспечение тесных связей с работодателями и т. п.

Небезынтересен и опыт в сфере профессиональной деятельности в России. Необходимость перехода старшей школы на профильное обучение определено Правительством Российской Федерации в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.», в «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования», в ряде других документов. Полный переход на профильное обучение начнется с 2006/2007 учебного года. Сегодня уже пройден первый (концептуальный) этап разработок системы профильного обучения и идет организационно-методический этап7.

В настоящее время в Минтруде России разрабатывается проект закона о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения, который будет представлен на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации. Его принятие, безусловно, ускорит продвижение России в области профессиональной ориентации, будет способствовать дальнейшему развитию профессионального мастерства, мобильности трудовых ресурсов.

В начале 2004 г. Правительство Республики Казахстан одобрило концепцию развития образования, рассчитанную до 2015 г. и основным положением концепции является введение 12-летнего образования. Согласно данной концепции обучение в 1112 классах считается профильным и предполагает специализацию по трем направлениям: изучение естественных, технических или гуманитарных наук. И здесь нужно отметить следующее: чтобы осуществить специализацию по предложенным направлениям необходимо, прежде всего, выявить способности, склонности учеников, а также, учитывать тенденции развития потребностей рынка труда в специалистах, то есть провести профориентационную работу со школьниками8.

По различным данным рекрутинговых компаний в 2004 г. особым спросом пользовались наладчики, газоэлектросварщики, токари, фрезеровщики и механики, работающие со станками, операторы машин, помощники буровых мастеров, а также слесари по ремонту технологического оборудования, сборщики мебели. Как отмечают эксперты, недостаточно ведется подготовка рабочих кадров для приоритетных отраслей производства, а именно: нефтегазовой, горнодобывающей и обрабатывающей

промышленности, строительства, сельского хозяйства и транспорта. В силу острой нехватки производственного персонала предприятия или организации начнут брать на работу менее опытных и более молодых специалистов на стажировку и обучать их в ходе работы, как это было в советское время. Но и требования к таким специалистам будут несколько ниже, соответственно и зарплата будет также ниже.

Как видно, изменения в структуре занятых по образованию имели скорее позитивный характер: спрос последовательно переключился на труд людей с профессиональным образованием. И сегодня наличие лишь общего образования ценится казахстанским рынком все ниже и соответствующая доля вакансий сокращается. В настоящее время казахстанский рынок труда на подъеме. Спрос на

6 Там же.

7 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

8 Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года.

специалистов остается стабильным, а всплески происходят в тех отраслях экономики, которые на данный момент развиваются бурными темпами. Лидерами по привлечению новых сотрудников окажутся производственные компании, а самым горячим рынком будет недвижимость, особенно в городах Астана и Алматы, где в основном строится элитное жилье.

Сегодня другая группа востребованных профессий - это технические специалисты. Заработная плата не такая высокая, как в банковском секторе, но перспектива найти работу всегда есть, поскольку спрос на производственников превышает предложение. Такая ситуация складывается из следующего: реальный сектор экономики в настоящее время растет и требует все больше квалифицированных специалистов. А таких на казахстанском рынке труда немного, поскольку из-за спада промышленного производства в 90-х годах прошлого века технические работники советских времен были вынуждены переквалифицироваться или уйти на пенсию. Постперестроечная молодежь предпочла такие модные на том этапе развития профессии как экономист, юрист, финансист и т.д. Теперь в этих секторах экономики высокая конкуренция и устроиться на перспективную работу бывает достаточно сложно. Чтобы быть востребованным и хорошо оплачиваемым специалистом необходимо иметь следующие специальности: менеджер по продажам, менеджер по работе с клиентами, программисты, web-дизайнеры, специалисты по телекоммуникациям, банковские служащие, руководители отделов, управляющие, рекламисты, маркетологи, бренд-менеджеры, дизайнеры интерьера, архитекторы, специалисты по РЯ, полиграфисты, схемотехники, специалисты по техническому надзору и пр.

Немаловажной проблемой является сегодня установление надежных контактов, как сузов, так и вузов с потенциальным рабочим местом их выпускника. Следует отметить, что сегодня информация о будущем трудоустройстве, о требованиях, которые то или иное предприятие, та или иная организация выдвигает молодому специалисту, несовершенна, что создает серьезные проблемы для контроля качества подготовки специалиста. Можно сказать, что на казахстанском рынке труда существуют следующие группы противоречий молодых специалистов с высшим образованием:

• между социальной и профессиональной ориентацией молодежи и

потребностями предприятий, организаций и фирм в рабочей силе;

• между задачей повышения эффективности подготовки вузами молодых

специалистов и существующей системой вузовской подготовки;

• между теоретической подготовкой выпускников и реальными возможностями

их осуществления;

• между интересами развития отдельных предприятий и интересами общества.

В этой связи у выпускников вузов складывается новое отношение к трудоустройству: применять полученные в вузе знания некоторые планируют либо по профилю своей специальности, но в коммерческих структурах, либо основав свое дело, а также в других областях деятельности, не связанных с полученной деятельностью. Сегодня возможность выбора путей самоопределения, гибкость жизненных планов, стремление обеспечить материальные условия для своей семьи путем трудоустройства в удобной для этого сфере создают ту новую ситуацию, которая влияет на динамику ценностей образования, профессии, труда9.

Очевидно, что экономическое развитие и технологическое перевооружение хозяйства Казахстана зависят от скорости обновления преподносимых студентам

9 Джамалиева Г. Что делать с экономической бедностью и безработицей молодежи? // Мысль. 2005. №1. С. 33-34.

знаний. Нужно активней вливаться в постиндустриальное строительство, осваивать новые технологии и новые знания в производстве и в обучении. В настоящее время должна произойти смена ориентиров - смена нефти и газа, как основы казахстанской экономики, высокими технологиями, инновациями. Безусловно, необходимо создание системы содействия трудоустройству выпускников вузов, через создание взаимосвязанной модели прогнозирования рынка образовательных услуг и рынка труда. Инструментом, регулирующим взаимодействие этих институтов, может служить профессиональная ориентация школьников, абитуриентов, выпускников колледжей, ПТШ. Данная модель должна учитывать интересы выпускников вузов, учреждений высшего образования, работодателей.

Стратегией развития Казахстана до 2030 г. перед системой образования поставлена цель интеграции национальной модели образования в международное образовательное пространство. Поэтому, профориентационная работа в Казахстане должна быть нацелена на подготовку специалистов конкурентоспособных не только в отдельно взятом регионе, не только в Республике Казахстан, но и в других странах мира, а это невозможно без изучения мирового опыта в области регулирования рынка труда и одного из инструментов его регулирования - профориентационной работы. Необходимо отметить, что профориентационная работа должна планироваться, с учетом требований рынка труда, а также, для сбалансированного взаимодействия всех звеньев системы. Создание комплексной системы профориентационной работы позволит создать условия для выпуска конкурентоспособных специалистов, снизить уровень социальной напряженности на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.