Научная статья на тему 'Зарубежный опыт регулирования занятости'

Зарубежный опыт регулирования занятости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5183
591
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цапова Н. Ю.

Статья посвящена изучению зарубежного опыта регулирования занятости населения. Многие страны в своем развитии прошли этапы подъема и спада экономики, на каждом уровне развития, в зависимости от ситуации, проводилась та или иная политика занятости, строились определенные модели решения проблемы безработицы. Казахстан на основе подобного опыта должен построить свои концепцию борьбы с безработицей, социально-экономическую модель занятости в условиях мирового экономического кризиса, в зависимости от ситуации на рынке труда и от традиций страны, менталитета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт регулирования занятости»

УДК 331.526

Н. Ю. Цапова

Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ

Статья посвящена изучению зарубежного опыта регулирования занятости населения. Многие страны в своем развитии прошли этапы подъема и спада экономики, на каждом уровне развития, в зависимости от ситуации, проводилась та или иная политика занятости, строились определенные модели решения проблемы безработицы. Казахстан на основе подобного опыта должен построить свои концепцию борьбы с безработицей, социально-экономическую модель занятости в условиях мирового экономического кризиса, в зависимости от ситуации на рынке труда и от традиций страны, менталитета.

Ключевые слова: опыт регулирования занятости населения, политика занятости, безработица.

Наибольший интерес для Казахстана представляет анализ решения проблем, связанных с социальной защитой населения, в Швеции, Канаде, Франции. Это вызвано тем, что, например, в шведской модели развития общества важнейшее место отводится социальной политике, направленной, прежде всего, на решение трех основных проблем:

- во-первых, осуществление принципа равенства (точнее, равных возможностей в благосостоянии членов общества);

- во-вторых, обеспечение социальных гарантий людям, находящимся в разных социально-экономических ситуациях;

- в-третьих, создание условий для реализации принципа полной занятости трудоспособного населения.

Для шведской модели характерна активная политика занятости, проводимая государством, в которой уделяется большое внимание повышению конкурентоспособности рабочей силы, прежде всего через профподготовку работников, созданию рабочих мест, как в государственном секторе, так и путем субсидирования частных компаний, совмещению ищущих работу и вакантных мест, в том числе через информацию и профориентацию, выплату пособий по переезду к новому месту работы. На эти цели Швеция расходует больше средств, чем любое государство (примерно 70%), хотя в бюджете доля, идущая на занятость, не больше, чем в других развитых странах.

Государство активно поддерживает занятость в секторах, обеспечивающих социально необходимые услуги, в регионах, где традиционная промышленность находится в упадке. Такая взаимоувязанная, комплексная политика государства позволяет поддерживать высокий спрос на рабочую силу и высокую занятость в стране, хотя и не обеспечивая работой всех, но ограничивая безработицу. Эта политика иногда дает сбои и от нее отказываются, но, тем не менее, снова к ней возвращаются [1].

В США сложилась децентрализованная экономика и традиционно проводится политика поддержания ее конкурентного состояния, поощряется активная роль предпринимателей, жизненная установка работника на индивидуальный успех. Роль федеральных органов на рынке ограничена. В каждом штате имеется свое законодательство о занятости и помощи безработным. Предприятия и работники осуществляют выплаты в фонд страхования по безработице штата и в федеральный фонд.

Для политики занятости на предприятиях характерна ориентация на высокую мобильность работников, на профессиональную подготовку (полученный диплом, сертификат), на признание профессионально-квалификационного уровня работников при перемене фирмы, на стремление свести издержки предприятия на производственное обучение к минимуму. Заработная плата на таких предприятиях устанавливается контрактами, коллективными договорами с учетом спроса и предложения рабочей силы, классификации работ по сложности, производительности труда, возможностей предприятия.

Имеются особенности в организации и содержании деятельности профсоюзов, которые, как правило, строятся по профессиональному признаку.

По мнению зарубежных специалистов, знаний, получаемых в вузе, достаточно на первые 3-5 лет работы, после чего требуется переподготовка. Квалификация рабочих морально устаревает в среднем через каждые 10 лет (причем система образования, как показывают оценки, отстает от уровня развития техники и технологии производства на 5-10 лет).

Модель занятости в Канаде в основном ориентирована на создание системы профессиональной ориентации и занятости населения.

В последнее время здесь внедрены новые формы профессиональной ориентации (рассчитанные не только на учащуюся молодежь, но и на взрослых работников), налаживается тесная взаимосвязь с другими направлениями государственного регулирования подготовки и использования рабочей силы. Важнейшей для молодежи формой познаний «мира профессий» становятся самостоятельные занятия в специализированных центрах профессиональной ориентации («центр выбора»). Это новый, особый тип учреждений, располагающих автоматизированными информационными системами, видеотехникой, электронными экзаменаторами [2].

Модель Франции основана на деятельности консультационных кабинетов. Во Франции помогающие в трудоустройстве консультационные кабинеты осуществляют свою деятельность по следующим основным направлениям:

- анализ и подведение итогов предыдущей работы увольняемых и разработка одного или нескольких проектов дальнейшей карьеры;

- разработка стратегии и методов изучения положения на рынке труда, установление деловых связей;

- установление контактов с кабинетом по выбору кадров предприятиями, отдельными службами, профессиональными объединениями;

- изучение предложений о найме.

Результативность мероприятий по трудоустройству зависит от того, насколько эффективно организовано взаимодействие между партнерами - предприятиями, работниками и кабинетом.

Так, в Германии люди старше 45 лет составляют 30,4% всех безработных, в Японии -37,8%. Причем безработица в этих группах носит наиболее застойный и затяжной характер.

Внедрение микроэлектроники в промышленности Японии, вызвав безработицу, самый серьезный удар нанесло по работникам старшего возраста. Среди 20-летних сохранили занятость 80%, причем 60% остались на том же предприятии, среди 50-летних лишь 16-17% удалось остаться на работе, причем только 2% - в прежней фирме.

Для собственно японской модели характерна «система пожизненного найма», которая предусматривает гарантии на весь срок трудовой деятельности работников. Причем эти гарантии законодательно не оформлены, не фиксируются в коллективных договорах, а являются результатом сложившейся практики отношений между наемными работниками и предпринимателями, собственниками капитала. Но профсоюзы охраняют принципы пожизненного найма, обеспечивают лояльность членов профсоюзов по отношению к фирме. Это закрытая модель рынка труда, внутренний рынок. Но, наряду с ним, в Японии в последние годы развивается и внешний рынок, похожий больше на классический, обслуживающий мелкие

предприятия. И для внутреннего рынка, и для внешнего рынка характерна стабильная занятость.

Рассмотрим теперь зарубежный опыт деятельности центров занятости за рубежом, а именно в Великобритании.

Основными задачами службы занятости Великобритании являются: обеспечение помощи в поиске работы; предоставление особой помощи инвалидам (программы и поощрение работодателей); контроль за получающими пособие (обращаются 1 раз в 2 недели); выявление обмана при получении пособия (инспекционная группа).

В Великобритании человек, обратившийся в поисках работы в службы занятости, признается безработным с первого дня обращения. Работа служб занятости Великобритании вписывается в рамки законодательства о труде Казахстана Данный опыт может быть использован для совершенствования деятельности.

На основании исследования можно сделать вывод о том, что любое современное цивилизованное общество стремится не допустить ни безработицы среди населения, ни безработицы рабочих мест. Как первая, так и вторая оборачивается ощутимыми социальными, экономическими, а нередко и политическими издержками.

Поддерживать занятость населения на уровне, близком к полной, в обществе в целом и, тем более, в каждом административно-территориальном образовании крайне сложно. Для этого необходим комплекс условий: стабильность экономики, национальных и других отношений, равновесие политических сил, мощная система социально-правовой поддержки населения и активная политика государства в сфере занятости, мобильная рабочая сила, достаточно быстро адаптирующаяся к переменам в структуре рабочих мест и т. д.

Анализ моделей занятости в развивающихся странах показывает: цены факторов производства оказывают влияние на распределение ресурсов и состояние занятости; государственная политика индустриализации, проводимая часто в ущерб росту сельского хозяйства, обычно осложняет проблему использования рабочей силы как в городах, так и в сельских местностях; применение эффективных трудоемких технологий отнюдь не означает снижения темпов экономического роста. Все это является причиной всплеска миграционных потоков из деревень в города и городской безработицы [3].

Зарубежный опыт говорит о том, что нет общих рецептов, постоянно действующих средств политики занятости. Она варьируется в зависимости от особенностей социальноэкономического и политического устройства, культурных традиций, модифицируется с изменением ситуации в экономике и на рынке труда.

В борьбе против безработицы акцент переносится с пассивных мер на меры активного характера. Под пассивным регулированием понимаются усилия, направленные главным образом на поддержание системы содействования безработным, ограничение предложения рабочей силы. При этом сложившийся уровень занятости рассматривается как данный. Под активным регулированием понимаются попытки государства позитивно воздействовать на имеющийся уровень занятости путем создания необходимых условий для увеличения числа рабочих мест, в том числе за счет повышения уровня квалификации рабочей силы. Служба занятости в этом случае призвана содействовать сокращению армии нетрудоустроенных. Законодательство Республики Казахстан о занятости основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из Закона о занятости и иных нормативных правовых актов. Оно распространяется на граждан Республики Казахстан, иностранцев и лиц без гражданства [2].

Государственная политика в сфере занятости направлена:

1) на обеспечение равных возможностей граждан Республики Казахстан, иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Казахстан, в свободном выборе рода деятельности и профессии, справедливых и благоприятных условий труда, социальной защиты от безработицы;

2) обеспечение продуктивной занятости, сокращение безработицы, создание рабочих

мест;

3) ориентацию системы образования на подготовку кадров в соответствии с потребностью рынка труда и перспективами его развития с учетом инвестиционной политики;

4) поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в соответствии с законодательством, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

5) стимулирование работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, в том числе для целевых групп;

6) организацию трудового посредничества через уполномоченный орган и частное агентство занятости;

7) лицензирование деятельности, связанной с вывозом рабочей силы из Республики Казахстан;

8) защиту внутреннего рынка труда путем квотирования привлечения иностранной рабочей силы;

9) сочетание республиканских мероприятий по обеспечению занятости с мерами, принимаемыми местными исполнительными органами;

10) координацию деятельности в сфере занятости населения с другими направлениями экономической и социальной политики;

11) формирование единой информационной базы рынка труда;

12) координацию и регулирование деятельности государственных органов по разработке и реализации мер, обеспечивающих занятость населения, и осуществление контроля за их выполнением;

13) организацию международного сотрудничества в решении проблем занятости населения, включая решение вопросов, связанных с трудовой деятельностью граждан Республики Казахстан за границей и иностранцев на территории Республики Казахстан;

14) обеспечение участия представителей работодателей, работников и общественных организаций в разработке и реализации государственной политики занятости;

15) проведение финансовой, налоговой и инвестиционной политики, согласованной с политикой занятости, поддерживающей стимулирование создания дополнительных рабочих мест.

Государство обеспечивает меры по содействию занятости целевым группам населения.

В целевые группы входят:

малообеспеченные;

молодежь в возрасте до двадцати одного года;

воспитанники детских домов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте до двадцати трех лет;

одинокие, многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей; граждане, имеющие на содержании лиц, которые в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, признаны нуждающимися в постоянном уходе, помощи или надзоре;

лица предпенсионного возраста (за два года до выхода на пенсию по возрасту); инвалиды;

лица, уволенные из рядов Вооруженных сил Республики Казахстан;

лица, освобожденные из мест лишения свободы и (или) принудительного лечения;

оралманы.

Местные исполнительные органы могут устанавливать дополнительный перечень лиц, относящихся к целевым группам, исходя из ситуации на рынке труда и бюджетных средств, а также дополнительные меры по социальной защите.

Направления политики государства на рынке труда представлены на рисунке.

Цель государственной политики занятости - содействие полной, продуктивной, эффективной и свободно избранной занятости населения.

Государственная политика занятости включает в себя политику формирования спроса на рабочую силу, политику сбалансированного воздействия на спрос и предложение рабочей силы, а также политику формирования предложения рабочей силы [4].

Политика формирования спроса на рабочую силу включает:

1) сохранение и создание рабочих мест на действующих предприятиях;

2) создание новых рабочих мест на основе развития предпринимательсва;

3) организацию общественных работ;

4) создание рабочих мест для лиц с ограниченной возможностью использования трудового потенциала.

Политика формирования предложения рабочей силы включает:

1) обучение, переобучение и повышение квалификации работников;

2) развитие самозанятости;

3) регулирование продолжительности рабочего времени;

4) регулирование миграционных процессов.

Государственные гарантии социальной поддержки безработных:

1) бесплатная профориентация, профподготовка, переподготовка и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;

2) бесплатное медицинское обслуживание и освидетельствование;

3) возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

4) возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости;

5) обеспечение социальной поддержки в виде выплаты пособий по безработице, стипендий (при направлении на обучение), единовременных выплат и других видов материальной помощи (дотаций на оплату жилья, коммунальных услуг, транспорта, детских дошкольных учреждений и т. д.).

Система страхования от безработицы в Казахстане выглядит следующим образом: человек, потерявший работу, в течение четырех месяцев (планируется - до 6 месяцев) может рассчитывать на ежемесячное пособие в размере среднемесячной зарплаты (СМЗ), помноженной на коэффициент 0,3 и еще один коэффициент, зависящий от срока участия в системе страхования.

Направления государственной политики занятости

Максимальная СМЗ не может превышать 10 минимальных зарплат (сейчас МРП в Казахстане - 13,5 тыс. тенге). Казахстанский фонд страхует пять случаев: утрату трудоспособности, потерю кормильца, потерю работы, беременность, роды и усыновление новорожденного ребенка и содержание ребенка до года (в российской системе девять страховых случаев, но потеря работы в их число не входит). При этом фонд социального страхования в Казахстане бездефицитный.

Отчислений, которые делают работодатели, хватает на все необходимые выплаты. Казахстанские работодатели обязаны отчислять в Госфонд соцстраха 3% только с суммы, не превышающей 10 СМЗ (с 2009 года - 4%, с 2010 года -5%).

Госфонд соцстраха останется бездефицитным, несмотря на финансовый кризис. Причина в том, что право на выплаты имеют только те, кто присоединен к системе, то есть работающие граждане. Если человек теряет работу и за него перестают платить взносы, то через четыре месяца он может рассчитывать только на минимальную сумму компенсации от государства. То же самое происходит и с остальными выплатами.

Из вышесказанного следует, что многие страны в своем развитии прошли этапы подъема и спада экономики, и на каждом уровне развития, в зависимости от ситуации, проводили ту или иную политику занятости, строили определенные модели по решению проблемы безработицы. Казахстан на основе подобного опыта также должен построить свои концепцию борьбы с безработицей, социально-экономическую модель занятости в условиях мирового экономического кризиса, в зависимости от ситуации на рынке труда и от традиций страны, менталитета. Только в этом случае можно улучшить ситуацию в сфере занятости.

Библиографический список

1. Никифорова, А. А. Рынок труда: занятость и безработица / А. А. Никифорова. - М. : Междунар. отношения, 1991. - 180 с.

2. Шайкин, Д. Н. Социально-экономические аспекты использования труда молодежи в Республике Казахстан (на примере Северо-Казахстанской области) : дис. ... канд. экон. наук / Д. Н. Шайкин. - Омск, 2005. - 179 с.

3. Экономика труда: (социально-трудовые отношения) / под ред. Н. А. Волгина,

Ю. Г. Одегова. - М. : ЭКЗАМЕН, 2003 - 736 с.

4. Экономика и социология труда / под ред. д.э.н., проф. А. Я. Кибанова. - М. : ИН-

ФРА-М, 2003. - 584 с.

© Цапова Н. Ю., 2010

Автор статьи - Наталья Юрьевна Цапова, соискатель (Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева). E-mail: 49320270@mail.ru.

Рецензент - О. А. Цапова, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» СКГУ им. М. Козыбаева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.