регулирование внешних
заимствований россии в условиях мирового финансово-экономического кризиса
Ю. В. РОДИОНОВ, аспирант кафедры международных валютно-кредитных и финансовых отношений Финансовая академия при Правительстве РФ
В статье рассматривается эволюция внешних заимствований России в условиях современного финансово-экономического кризиса. В исследовании выделяется негативная роль внешних заимствований в развитии экономики России на современном этапе, рассматриваются причины вовлечения экономики нашей страны в глобальные кризисные процессы. Особое внимание уделяется проблеме регулирования государственных и частных заимствований по линии мониторинга и контроля.
Ключевые слова: внешние заимствования, международный кредит, мировой финансовый кризис, риски, валютные риски, регулирование внешних заимствований.
Целью данной статьи является анализ внешних заимствований России на современном этапе и их влияние на развитие национальной экономики в условиях современного кризиса. Высокая долговая нагрузка на экономику страны представляет угрозу для экономического, особенно инновационного, развития и создает риски для национальной безопасности России. Это обусловлено негативным влиянием современного международного финансово-экономического кризиса. В этой связи необходим взвешенный подход к использованию внешних заимствований в развитии экономики и переходе ее на инновационную модель.
Политика активного привлечения частных и полугосударственных1 внешних заимствований не
1 Под полугосударственными заимствованиями подразумеваются кредиты, привлеченные банками и компаниями, в которых государству принадлежит более 50 % уставного капитала (Роснефть, Газпром и т. д.).
вызывала особой критики до конца 2007 г., ознаменовавшегося началом ипотечного кризиса в США. Только тогда в экспертном сообществе началась активная дискуссия о влиянии неконтролируемого привлечения внешних ресурсов на экономическое развитие России в условиях ухудшающейся ситуации в мировой экономике.
В конце 2007 — начале 2008 гг. в Финансовой академии при Правительстве РФ прошел ряд круглых столов, на которых велась активная дискуссия о границах привлечения внешних ресурсов в экономику страны, в мае 2008 г. был подготовлен Национальный доклад «Риски финансового кризиса в России» 2, в котором прогнозировался кризис на финансовом рынке и в российской экономике. При этом авторы — М. А. Эскиндаров и Я. М. Миркин справедливо оценивали внешние заимствования в качестве одного из источников кризиса путем импорта негативных тенденций мировой экономики.
События второй половины 2008 г. подтвердили негативные прогнозы. В этот период произошло включение российской экономики в мировые кризисные процессы. К ключевым причинам вовлечения экономики России в современный финансово-экономический кризис относятся:
1) структурные диспропорции экономики РФ — прежде всего, ориентация на экспорт сырьевых
2 Эскиндаров М. А., Миркин Я. М. Национальный доклад: Риски финансового кризиса в России: факторы, сценарии и политика противодействия. М.: Финакадемия, 2008.
янв. янв. янв. 2002 2003 2004
янв. янв. янв. 2006 2007 2008
янв. 2009
Рис. 1. Динамика нефтяных цен (2002-2009 гг.)
Источник: U. S. Energy Information Administration. — www. eia. doe. gov
товаров, в т. ч. нефти, газа, цветных и черных металлов. Слабость внутреннего рынка;
2) падение экспортных цен на нефть, которое стало детонатором развертывания финансово-экономического кризиса в России. Экспорт энергоносителей традиционно остается основой экспорта товаров из Российской Федерации, составляя 2/3 от общего объема экспорта. В IV квартале 2008 г. произошло глубокое падение цен на нефть на мировом рынке со 135 до 30 долл. за баррель (рис. 1), сопоставимое с нефтяным кризисом 1980-х гг.;
3) либеральная политика в сфере привлечения внешних заимствований. Проблемы погашения полугосударственных и частных внешних заимствований стали одной из предпосылок финансово-экономического кризиса в России. В условиях кризиса банковской ликвидности и снижения предложения ссудного капитала на мировом финансовом рынке доступ российских заемщиков к возможности рефинансирования был закрыт. При этом проявилась зависимость от внешних факторов, узость и несовершенство российского финансового рынка.
Кризис, ударивший по российскому финансовому рынку и экономике, в ноябре 2007 г. и феврале 2008 г. выразился, прежде всего, в локальном потрясении на рынке межбанковского кредитования, повышении стоимости кредитов и снижении их предложения. В этот период снизилась ликвидность на мировом финансовом рынке в ответ на кризис на рынке ипотечного кредитования США (а затем в их банковской системе) и банкротство ряда крупных американских банков (Lehman Brothers, Washington Mutual Bank и J. P. Morgan Chase).
В сентябре-октябре 2008 г. российская экономика столкнулась с проблемой погашения внешних долгов российских банков и корпораций в связи с их неспособностью выполнять свои обязательства на фоне закрытия доступа на мировой финансовый рынок. В совокупности с падением мировых цен на нефть (с 132,7 долл. за
баррель в июле 2008 г. до 39,95 долл. за баррель в декабре 2008 г. 3) это дало старт развертыванию масштабного финансово-экономического кризиса в России.
Стали снижаться котировки депозитарных расписок российских эмитентов на фондовых рынках Великобритании, США, других стран. Снизился курс российских еврооблигаций и евронот в связи с возросшими рисками их погашения. Доступ российских банков и компаний к любым источникам ликвидности (ценные бумаги, кредиты, срочные сделки) на мировом финансовом рынке был фактически закрыт. Одновременно произошло падение цен на акции российских банков и корпораций на национальном фондовом рынке, составившее 70 % от докризисного значения. Эти тенденции сопровождаются оттоком капиталов за рубеж и ростом давления на валютный рынок, что привело к девальвации курса рубля по отношению к бивалют-ной корзине, состоящей из долларов США (55 %) и евро (45 %) — валют, в которых номинирована большая часть внешних заимствований РФ.
Для национального рынка ссудного капитала характерно сокращение ликвидности, рост процентной ставки, уменьшение числа сделок с использованием заемных средств, резкое снижение объема и ухудшение условий предоставления кредитов. Несмотря на существенную поддержку государства, выразившуюся в предоставлении долгосрочных кредитов банковскому сектору по ставке 6—10 % годовых, произошло резкое ухудшение ликвидности российских банков. Это сопровождалось изменением структуры депозитов физических лиц и масштабным ограничением доступа к финансовым ресурсам — на межбанковском кредитном рынке, с использованием репо, срочных сделок, рублевых ценных бумаг и внешних заимствований.
Благодаря своевременным масштабным антикризисным мерам Правительства РФ удалось предотвратить банкротство системообразующих российских банков и корпораций, имевших крупные долговые обязательства перед иностранными кредиторами. По мнению автора, необходимо отметить позитивную роль, которую сыграли накопленные государственные финансовые фонды — Резервный фонд, Фонд национального благосостояния, за счет которых в известной мере удалось противостоять разрушительным ударам мирового финансово-экономического кризиса.
В период с сентября 2008 г. по настоящее время происходит распространение кризиса в форме цеп-
' U. S. Energy Information Administration. — www. eia. doe. gov
Таблица 1
Динамика погашения внешнего долга Российской Федерации в 2009 г.: основной долг и проценты, млрд долл.
Заемщики I квартал II квартал III квартал IV квартал Всего за 2009 г.
Основной долг % Основной долг % Основной долг % Основной долг %
Общий внешний долг 27,1 5,1 31,8 4,3 15,7 4,3 28,7 4,1 121,1
Органы государственного управления 1,0 0,8 0,6 0,2 1,0 0,8 0,6 0,2 5,2
Федеральные органы управления 1,0 0,8 0,6 0,2 1,0 0,8 0,6 0,2 5,2
Новый российский долг 0,9 0,8 0,3 0,2 0,9 0,8 0,3 0,2 4,4
Долг бывшего СССР 0,0 0,0 0,3 0,0 0,0 0,0 0,3 0,0 0,6
Органы денежно-кредитного регулирования 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0
Банки 11,8 1,8 11,2 1,7 6,8 1,5 11,8 1,4 48
Прочие секторы 14,3 2,4 20,0 2,4 7,9 2,0 16,3 2,4 67,7
Источник: составлено автором по данным Банка России.
ной реакции от банковского и финансового сектора в реальный производственный сектор экономики России. Финансово-экономический кризис в России проникает во все отрасли экономики страны. Это проявляется в спаде производства, способствует массовым увольнениям на предприятиях, банкротствам ряда крупных компаний, а также банков, в связи с невозвратом кредитов, который достигает 10 % задолженности их клиентов.
В настоящее время в обществе идет дискуссия о путях выхода из кризиса. В их числе обсуждается вопрос о привлечении новых внешних заимствований. Экономический советник Президента РФ А. Дворкович не исключает возможность государственных внешних займов4 в связи с необходимостью покрытия возникшего впервые за шесть лет дефицита бюджета, вызванного падением его доходной части (особенно налогообложения) на фоне возрастающих расходов, связанных с антикризисной программой. В свою очередь, Председатель Правительства РФ В. В. Путин, высказываясь против привлечения новых заимствований, справедливо мотивирует это жесткими политическими условиями их предоставления и высокой стоимостью.
Являясь каналами распространения кризиса на российскую экономику, внешние заимствования вызвали негативные последствия в связи с возникшими проблемами их погашения российскими банками и корпорациями, в т. ч. и полугосударственными.
Несмотря на мировой финансово-экономический кризис, российский внешний долг должен погашаться в соответствии с принятыми заемщиками
4 Хватило бы денег / Газета «RBC Daily». 29.12.2008
' НАЦИОНАЛЬНЫЕ
обязательствами. В табл. 1 представлена динамика погашения внешней задолженности полугосударственными и частными заемщиками в 2009 г. В 2009 г. российским заемщикам предстоит выплатить более 120 млрд долл. При этом в соответствии с условиями ряда кредитных соглашений часть платежей, которые предусмотрены на последующие годы, могут быть предъявлены к погашению в текущем. Объем платежей с неопределенной датой погашения составляет 45 млрд долл., из них 75 % приходится на корпорации и банки.
Кроме того, в условиях мирового финансово-экономического кризиса проявился риск удорожания внешних заимствований. Нестабильность, вызванная структурными противоречиями и кризисным потрясением мирового финансового рынка, банкротства крупных транснациональных банков и финансовых групп, тенденция к спаду в развитии мировой экономики привели к резкому удорожанию стоимости прежних заимствований.
По мнению автора, при заключении соглашений о международных займах российскими заемщиками не были учтены риски удорожания внешних заимствований. Необходимо учитывать валютные и кредитные риски в целях совершенствования практики подготовки международных кредитных соглашений.
Реализация рисков международного кредитования непосредственно связана с общепринятым базовым индикатором страновой премии за риск кредитования — стоимостью контракта CDS. Это страховой взнос, выплачиваемый покупателем такого контракта в обмен на обязательство на тех или иных условиях выплатить сумму, указанную в контракте, в случае объявления должником де-
Источник: Агентство Cbonds — www. cbonds. info
Рис. 2. Динамика изменения среднесрочных рыночных котировок 5-летних CDS по суверенным обязательствам РФ (в процентных пунктах)
1Z00
1000
BOO
600
400
200
1
J
/V )
1 1 1 1 1 1 1 1 1
Источник: Агентство Cbonds — www. cbonds. info
Рис. 3. Динамика изменения среднесрочных рыночных котировок 5-летних CDS по обязательствам Газпрома (в процентных пунктах)
фолта по своим обязательствам. Агентство Cbonds публикует два основных индекса — по суверенным обязательствам Российской Федерации (рис. 2) и по 5-летним займам Газпрома, очевидно, как наименее рискового заемщика (рис. 3).
Эти индексы, суммируемые со ставкой LIBOR, являются ориентиром стоимости кредита (в долларах) для российских заемщиков. Оба они в условиях кризиса заметно выросли, причем по коммерческим кредитам, если ориентироваться на CDS Газпрома, страновая надбавка к LIBOR по кредиту росла с конца мая 2008 г. (то есть синхронно с падением курсов акций), а в сентябре 2008 г. достигла максимума, приблизившись к 1200 базисным пунктам. Российский индекс также превышал отметку в 1000 пунктов. По сути, такое изменение стоимости
контракта CDS означало многократное удорожание погашения внешнего долга.
Несмотря на некоторое снижение этих индексов в первой половине 2009 г.: в июне CDS Russia составил 296 базисных пунктов, а CDS Gazprom — 435 базисных пунктов, эти показатели двукратно превышают докризисный уровень5.
На стоимость погашения внешних заимствований существенно влияет валютный риск, связанный с изменением курса национальной валюты относительно валюты займа. В ходе мирового финансово-экономического кризиса валютные риски существенно выросли. Это обусловлено значительной долей внешних заимствований, номинированных в иностранной валюте (табл. 2).
На 1 января 2009 г. в иностранной валюте номинировано примерно 83 % внешнего долга (402,8 млрд долл.).
В среднем российский рубль девальвировался на 25 % с сентября 2008 г. по март 2009 г. (рис. 4).
В связи с девальвацией рубля на 25 % увеличилась сумма погашения долга. Этот фактор в совокупности с падением мировых цен на энергоносители и ряд сырьевых товаров существенно обостряет проблему погашения внешней задолженности. Для экспортеров, являющихся крупнейшими внешними заемщиками, 25 %-ный рост стоимости предыдущих внешних заимствований существенно увеличивает затраты на их погашение, поскольку возникают трудности с привлечением новых внешних займов и с получением достаточной выручки от своей деятельности. Это касается не только реального, но и банковского сектора экономики. Для банков значительную роль играет невозврат банковских кредитов (включая валютные кредиты) предприятиями малого и среднего бизнеса, а также населением.
Таким образом, в условиях мирового финансово-экономического кризиса наличие значительного внешнего долга стало существенным препятствием на пути экономического развития. Структурные диспропорции российской экономики, бесконтрольное наращивание и неэффективное использование внешних заимствований усугубили последствия вовлечения России в финансово-экономический кризис. Это дает основания утверждать, что в перспективе внешние заимствования
5 По данным Агентства «Cbonds» на 02.06.2009 — www; cbonds. info
Таблица 2
Внешний долг РФ в иностранной и национальной валюте, млрд долл.
Наименование органов управления и валюты 01.10.2008 Удельный вес, % 01.01.2009 Удельный вес, %
Внешний долг РФ, всего: 542,1 100 484,7 100
Иностранная валюта 425,4 78 402,8 83
Национальная валюта 116,7 22 81,9 17
Органы государственного управления 32,6 100 29,4 100
Иностранная валюта 32 98 29,1 99
Национальная валюта 0,5 2 0,4 1
Органы денежно-кредитного регулирования 10,2 100 3,3 100
Иностранная валюта 6,9 67 0,6 18
Национальная валюта 3,4 33 2,8 82
Банки 196,4 100 164,5 100
Иностранная валюта 151,7 77 135,8 83
Национальная валюта 44,7 23 28,6 17
Прочие секторы 270,1 100 256,7 100
Иностранная валюта 215 80 216,2 84
Национальная валюта 55,1 20 40,5 16
Источник: составлено автором по данным Банка России.
Источник: Информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг» — www. rbc. ru Рис. 4. Динамика стоимости бивалютной корзины
должны использоваться в национальных интересах страны, а не увеличивать риски дестабилизации экономики.
Глобализация и наличие внутренних противоречий обуславливают необходимость повышения устойчивости экономики Российской Федерации и укрепления ее способности нейтрализовывать негативные воздействия мировых рынков.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. предполагает переход к инновационному
72 -
развитию экономики, подразумевающему опережающее развитие тех секторов российской экономики, которые определяют ее специализацию в мировой системе хозяйствования и позволяют в максимальной степени реализовать национальные конкурентные преимущества. Переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста требует обеспечения макроэкономической стабильности, развития конкурентоспособных финансовых институтов и улучшения условий доступа к долгосрочным финансовым ресурсам. Решение этих задач приобретает особую актуальность в условиях мирового финансового кризиса и неразрывно связано с политикой в области внешних заимствований.
Двоякая роль внешних заимствований, проявившаяся в условиях современного финансово-экономического кризиса, указывает на необходимость создания системы мониторинга и регулирования объемов привлечения внешних заимствований и контроля за их использованием. При этом должны быть четко сформулированы цели привлечения внешних финансовых ресурсов. В настоящее время в средствах массовой информации идет дискуссия о возможности привлечения внешних заимствований на государственном уровне для финансирования дефицита государственного бюджета.
Министр финансов РФ А. Л. Кудрин охарактеризовал как реальную возможность привлече-
ния заимствований, но не от структур МВФ, а на мировом финансовом рынке путем выпуска евро-облигаций6. По мнению руководителя долгового департамента Министерства финансов РФ К. Вы-шковского, в течение 2010 г. Россия может сделать несколько займов общим объемом порядка 5 млрд долл. с различными сроками погашения: от трех до пяти лет. Целью привлечения внешних ресурсов должно стать финансирование дефицита бюджета и «создание адекватных условий — ориентиров для российских корпоративных заемщиков» 7.
В свою очередь, руководитель Экспертного управления Администрации Президента РФ А. Дворкович призывает быть осторожным в вопросе привлечения внешних заимствований для финансирования дефицита бюджета8. В условиях нестабильности мировых товарно-сырьевых рынков и отсутствия у России достаточного объема резервов, которых по оценкам экспертов хватит лишь на погашение бюджетного дефицита в 2010 г., привлечение новых внешних заимствований может усугубить положение экономики, отягощенной внешним долгом, превышающим 475 млрд долл.9.
По мнению автора, привлечение внешних заимствований на государственном уровне должно быть контролируемым и не может рассматриваться только как источник восполнения бюджетного дефицита в долгосрочной перспективе. Не является целесообразным привлечение Российской Федерацией кредитных ресурсов на мировом рынке для погашения внешнего корпоративного долга, поскольку нет оснований для перекладывания на налогоплательщиков ответственности за недальновидную экономическую политику банков и корпораций.
Целью привлечения внешних заимствований на современном этапе может стать долгосрочное стимулирование инновационного подхода к социально-экономическому развитию Российской Федерации.
Инновационный тип развития экономики предусматривает переход от политики расширения объемов экспорта товаров и услуг и увеличения положительного сальдо торгового баланса, характерной для 2002—2008 гг., к политике улучшения качества экспорта за счет развития внутренних капиталоемких производств.
6 Конищева Т. Минфину не хватило инструментов. Российская газета № 687 от 27.01.2009 — www. rg. ru
7 Селина М. Россия вернется к внешним заимствованиям. RBC daily от 15.04.2009 — www. rbcdaily. ru
8 Смертная казна. Коммерсант № 116 от 01.07.2009 — www. kommersant. ru
9 По данным Банка России на 01.07.2009 — www. cbr. ru
Такой переход требует от государства регулирования участия страны в международных кредитных отношениях как на государственном, так и на частном уровне на всех стадиях: привлечение внешних ресурсов, размещение (использование) и обслуживание (включая погашение).
Государственная политика в области регулирования международных кредитных отношений должна включать в себя следующие элементы:
• определение ответственного органа-регулятора;
• увязка заимствований с инновационной моделью развития, заложенной в долгосрочной стратегии социально-экономического развития РФ до 2020 г.;
• законодательное установление и соблюдение годовых внешних заимствований государства в расширенном понимании;
• использование рыночных и государственных методов управления внешним долгом;
• применение принципов государственно-частного партнерства при реализации инновационных проектов путем предоставления государственных гарантий по внешним заимствованиям. Мировой финансово-экономический кризис
подтверждает необходимость государственного регулирования международных кредитных отношений РФ. Необходима четкая политика по регулирования международных кредитных отношений как составной части стратегии инновационного развития российской экономики.
Стратегический подход к управлению внешним долгом в интересах экономического развития РФ разрабатывался О. В. Карелиным в 2002—2003 гг. В своей работе он подчеркнул необходимость соотнесения внешних государственных заимствований и потребностей национальной экономики10. Чрезмерная активность российских банков и компаний в привлечении международных кредитных ресурсов в 2002—2008 гг. подтверждает правильность этого подхода как к государственным, так и к частным заимствованиям.
Стратегия регулирования международных кредитных отношений должна включать три основных элемента. В их числе:
1) четко сформулированная цель привлечения внешних заимствований, заключающаяся в стимулировании развития наиболее перспективных отраслей экономики РФ, развития ее инновационного потенциала в общенациональных интересах;
2) объективная оценка ситуации в экономике и международных кредитных отношениях, учитыва-
10 Карелин О. В. Регулирование международных кредитных отношений России. М.: Финансы и статистика, 2003.
ющая реальную стоимость и условия привлечения внешних заимствований;
3) механизм достижения поставленной цели, инструментарий осуществления внешней кредитной политики.
Привлечение внешних заимствований должно компенсировать недостаток внутренних ресурсов в целях обеспечения развития экономики. Без кредитов, в том числе иностранных, общественное воспроизводство не может развиваться, поскольку оно постоянно испытывает временную нехватку ресурсов. Государственно-частное партнерство является наиболее эффективным способом создания благоприятных условий для развития инновационных секторов экономики, включающим предоставление государственных гарантий по привлекаемым международным кредитам.
В настоящее время в Правительстве РФ разрабатывается проект создания специализированного института — Российского финансового агентства, наделенного функцией управления Резервным фондом и Фондом национального благосостояния, внешними и внутренними обязательствами, осуществления мониторинга и контроля за привлечением и использованием внешних ресурсов11.
На наш взгляд, учитывая разные источники формирования и порядок использования, целесообразно создание органа управления внешним долгом отдельно от управления внутренними государственными финансовыми фондами с целью более эффективного использования внешних заимствований в соответствии с принципами инновационного подхода к экономическому развитию РФ. Это предложение обусловлено тем, что обязанности по мониторингу и контролю за внешними заимствованиями, в настоящее время возложенные на Банк России, Минфин и ВЭБ, являются лишь одним из направлений деятельности этих ведомств. Это не позволяет проводить скоординированную политику по управлению имеющимся внешним долгом и привлечением новых заимствований. При этом необходим единый орган, осуществляющий надзор за привлечением внешних заимствований как государством, так и банками и корпорациями с частной формой собственности.
При формировании такого регулятора целесообразно использовать опыт США, где действует Межведомственный комитет по оценке регионального риска (ICERC), включающий в себя представителей трех федеральных ведомств — Управления денежного контроля, Федеральной резервной сис-
11 Конищева Т. Агентство долга. М.: Российская газета, № 4975, 17.09.2009.
темы и Федеральной корпорации страхования рисков. Располагая наиболее достоверной информацией , получаемой от ФРС, имея доступ к информации о состоянии кредитных портфелей крупнейших банков, комитет не только занимается анализом и классификацией иностранных заемщиков, но и дает оценку риска ограничения перевода средств, а также классифицирует собственных заемщиков по «разумности риска».
Таким образом, совершенствование регулирования международных кредитных отношений России путем создания специализированного агентства по управлению международными кредитными обязательствами требует решения следующих задач:
• поддержание безопасного уровня внешнего долга, включая мониторинг государственных и частных внешних заимствований;
• снижение стоимости привлечения внешних ресурсов и издержек по их обслуживанию;
• контроль использования внешних заимствований;
• эффективное управление имеющимися финансовыми резервами — Фондом национального благосостояния и Резервным фондом. Необходимость мониторинга внешних заимствований государственного и частного сектора подтверждается практикой неконтролируемого привлечения международных кредитов частными банками и корпорациями в 2002—2008 гг. В результате этого внешний долг РФ достиг в октябре 2008 г. 547 млрд долл. и создал угрозу не только стабильности российской экономики, но и национальной безопасности. Такая опасность вызвана тем, что в качестве залога по кредитам, предоставленным российским банкам и корпорациям иностранными кредиторами, используются их собственные активы. В случае дефолта по долговым обязательствам заемщиков, в число которых входят и многие российские предприятия, эти активы могут перейти под контроль иностранных кредиторов. Прямое погашение частных долговых обязательств или оказание финансовой помощи со стороны государства предполагает использование резервов либо бюджетных средств, что не вписывается в концепцию инновационной стратегии развития экономики РФ12.
Основой для создания системы мониторинга внешних заимствований может стать принятие адаптированного к российским условиям закона о международном кредитовании, по аналогии с
12 Егоров А. В., Меркурьев И. Л., Чекмарева Е. Н. Адаптация российского финансового сектора к кризисной ситуации на мировом финансовом рынке. М.: Деньги и кредит. № 8. 2009.
принятым Конгрессом США в 1983 г. Этот закон обязывает резидентов-дебиторов предоставлять регулярную отчетность по привлекаемым ими международным кредитам.
При этом мониторинг внешних заимствований должен включать в себя не только количественную, но и качественную (условия и характер использования) информацию о привлекаемых ресурсах.
В заключение следует особо отметить, что чрезмерное привлечение государственных и частных внешних заимствований и нерациональное их использование без учета рисков глобализации негативно отражается на экономическом развитии и национальной безопасности России. В этой связи необходимо выработать долгосрочную стратегию по управлению внешним долгом, направленную на снижение его размеров, усиление контроля за внешними заимствованиями и их использованием на государственном и частном уровнях. Стратеги-
ческий подход к решению долговых проблем должен стать одним из элементов стратегии социально-экономического развития РФ на долгосрочный период.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аганбегян А. Г. Об особенностях современного мирового финансового кризиса и его последствий для России. М.: Деньги и кредит. 2008. № 12.
2. Егоров А. В., Меркурьев И. Л., Чекмарева Е. Н. Адаптация российского финансового сектора к кризисной ситуации на мировом финансовом рынке. М.: Деньги и кредит. 2009. № 8.
3. Сторчак С. А. Условные обязательства. М.: АСТ, 2009.
4. Информационное агентство «Cbonds»: URL: www. cbonds. info
5. Информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг»: URL: www. rbc. га