Научная статья на тему 'Регулирование в сфере страхования'

Регулирование в сфере страхования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Регулирование в сфере страхования»

двух лет выдаст гражданам России ипотечные кредиты, полная стоимость которых не превысит 8,5 % годовых, то процентная ставка по такому «суборду» снизится до 4 % годовых. При этом сумма ипотечных кредитов должна быть не менее суммы полученного субординированного займа.

Обязательный аудит: рекомендация комитета Думы

Москва. Комитет Госдумы по собственности рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении депутатский законопроект, освобождающий от обязательного аудита объекты малого предпринимательства, созданные в форме обществ с ограниченной ответственностью (ООО). Изменения авторы предлагают внести в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЭ «Об аудиторской деятельности».

Один из авторов документа — глава комитета Виктор Плескачевский отметил, что в соответствии с действующим законодательством обязательный аудит проводится в том случае, если объем выручки организации за предшествующий отчетному год превышает 50 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествующего отчетному, превышает 20 млн руб.

Предлагается увеличить до 400 млн руб. пороговое значение объема выручки, адля сохранения пропорционального соотношения соответствующих показателей увеличить до 160 млн руб. пороговое значение суммы активов бухгалтерского баланса, до достижения которых не требуется проведения обязательного аудита.

По словам члена комитета Екатерины Семеновой, организации, являющиеся субъектами малого бизнеса и созданные в форме ООО, в том числе микропредприятия, из-за действующей нормы несут значительные расходы на проведение ежегодных аудиторских проверок. «Данной инициативой мы делаем попытку облегчить финансовую и административную нагрузку на малый и средний российский бизнес», — отметила она.

РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ СТРАХОВАНИЯ

Закон об особенностях банкротства страховщиков

Москва. Совет Федерации одобрил закон об особенностях банкротства и мерах по предупреждению банкротства финансовых организаций, а также о минимальном размере уставного капитала

страховщиков. Изменения вносятся в Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и некоторые другие законодательные акты.

Положения закона определяют особенности финансового оздоровления и несостоятельности страховых компаний, профессиональных участников рынка ценных бумаг, негосударственных пенсионных фондов (НПФ) и их управляющих компаний (УК), а также УК инвестфондов и паевых инвестфондов.

Законом устанавливаются основания для применения мер по предупреждению банкротства финансовых организаций. К ним отнесены неоднократный отказ в течение месяца в удовлетворении требований кредиторов по денежным обязательствам, просрочка уплаты обязательных платежей более чем на 10 рабочих дней, а также недостаточность денежных средств для своевременного исполнения обязательств.

При наличии этих обстоятельств компания должна в течение 15 дней уведомить об этом контрольный орган и представить ему план восстановления платежеспособности. При этом контрольным органом является федеральный орган исполнительной власти, который проводит лицензирование в соответствующей сфере деятельности.

Контрольный орган в течение 30 рабочих дней принимает решение о назначении временной администрации или о нецелесообразности такого назначения.

Кроме того, основанием для назначения временной администрации может быть то, что компания не уведомила контрольный орган об отказах в течение месяца в удовлетворении требований кредиторов, а также о просрочке уплаты обязательных платежей. Временная администрация может быть введена и при неисполнении или ненадлежащем исполнении уже реализуемого плана восстановления платежеспособности компании.

Эти же обстоятельства являются основаниями для приостановления полномочий исполнительных органов компании во время работы временной администрации.

В случае приостановления полномочий исполнительных органов финансовая организация не сможет без согласования с временной администрацией выплачивать дивиденды, одобрять крупные сделки, а также принимать другие решения, «которые могут повлечь за собой увеличение кредиторской задолженности финансовой организации».

Временная администрация назначается на срок от трех до шести месяцев, однако по ее ходатайству этот срок может быть увеличен не более чем на три месяца.

Заключение о финансовом состоянии организации временная администрация готовит в течение 45 дней с даты назначения. На основании заключения контрольный орган принимает решение либо о подаче в суд заявления о банкротстве, либо о проверке обеспечения исполнения обязательств компанией и подготовке мер по предупреждению банкротства.

В законе прописываются признаки банкротства финансовых организаций. К ним отнесены задолженность компании по обязательствам в размере не менее ЮОтыс. руб. в течение 14 дней, неисполнение в течение 14 дней после вступления в силу решения суда о взыскании средств независимо от суммы требований кредиторов, недостаточная стоимость активов для исполнения обязательств, не восстановленная в период деятельности временной администрации платежеспособность.

При этом при рассмотрении дела о банкротстве не применяются финансовое оздоровление и внешнее управление. При возбуждении дела по заявлению временной администрации, которая зафиксировала невозможность восстановления платежеспособности, предусмотренное законом о банкротстве наблюдение не применяется.

В отношении страховых компаний предусмотрены дополнительные основания для применения мер по предупреждению банкротства. В частности, к ним относится допущенное два раза в год и более нарушение маржи платежеспособности страховщика и столько же нарушений требований к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия страховых резервов и собственных средств страховой организации.

Прописываются особенности введения временной администрации в отношении страховых компаний. Так, она может не вводиться, если страховщик заявил об отказе от страховой деятельности. При этом он должен исполнить свои обязательства по договорам страхования и перестрахования, произвести выплаты по наступившим страховым случаям, осуществить передачу обязательств (страховой портфель) и представить в орган страхового надзора документы, подтверждающие исполнение этих обязательств.

Кроме того, законом увеличивается минимальный размер уставного капитала универсальных страховщиков с 30 млн руб. до 120 млн руб. При этом минимальный размер уставного капитала в 30 млн руб. сохраняется только для страховщиков, специализированных на обязательном медицинском страховании.

Также сохраняется система повышающих коэффициентов, применяемых к определению величины минимального размера уставного капи-

тала для различных страховых компаний. Таким образом, для страховщиков жизни минимальный размер капитала составит 240 млн руб., для перестраховочных компаний — 480 млн руб.

Поправки в закон об организации страхового дела изменяют сроки рассмотрения документов о предоставлении страховых лицензий и сроки выдачи отказов надзором по таким ходатайствам.

Согласно поправкам, на принятие органом страхового надзора решения о выдаче лицензии отводится 120 дней с даты получения пакета документов. Решение об отказе соискателю надзор должен принять в срок, не превышающий 60 дней с даты предоставления такого пакета. Орган страхового надзора обязан сообщить соискателю лицензий о принятии решения в течение пяти рабочих дней.

Фиксируется положение о том, что страховщик в период ограничения или приостановления действия лицензии может изменить местонахождение и почтовый адрес, а также провести реорганизацию в компании только после получения разрешения Росстрахнадзора на такие действия.

К дополнительным основаниям для применения мер по предупреждению банкротства НПФ отнесено снижение по итогам квартала размера пенсионных резервов для выплат ниже размера, предусмотренного контрольным органом. Другим основанием является увеличение по итогам года актуарного дефицита фонда.

В документе также содержатся поправки относительно каждого из видов финансовых организаций в части порядка удовлетворения требований кредиторов, продажи имущества организаций.

Закон вступит в силу по истечении 90 дней после его официального опубликования. Требования к минимальному уставному капиталу страховщиков начнутдействовать с 1 января 2012 г.

Закон об агростраховании с господдержкой: за и против

Москва. Ведомства расходятся в оценке необходимости принятия закона об обязательном агростраховании с господдержкой.

В частности, заместитель руководителя департамента финансовой политики Минфина России Вера Балакирева, выступая на заседании «круглого стола» по агрострахованию, заявила, что «в настоящее время существует несколько вариантов законопроектов, посвященных введению в России обязательного аграрного страхования с господдержкой.

«Основной блок проблем, связанных с принятием такого закона, лежит в области противоречий, возникающих между страховым и бюджетным законодательством в России», — пояснила В. Ба-

лакирева. Если существенные возражения будут сняты, законопроект может существовать.

В. Балакирева напомнила, что в настоящее время агрострахование посевов с господдержкой осуществляется на основании правительственного постановления, вышедшего в последний день прошлого года. Представитель Минфина России также добавила, что одна из идей, отстаиваемых страховщиками в последних вариантах законопроекта, связана с перечислением субсидий на уплату страхового взноса непосредственно страховым компаниям.

«Механизм подобных госдотаций рассчитан на компенсацию затрат сельхозпроизводителей на страхование посевов. Если дотация будет перечисляться непосредственно страховщику, совершенно не понятно, какие затраты компенсируются этими бюджетными средствами, ведь страховщики несут издержки только в части расходов на ведение дел по сопровождению договора», — сообщила В. Балакирева. При этом она добавила, что действующее нормативное обеспечение в перспективе нуждается в уточнении: «В частности, представляется разумным в тарифе страховщика учитывать не только возможность полного страхования или страхования по отдельным рискам, но также влияние факторов региона с его климатом и качество посевных площадей».

Заместитель руководителя департамента выразила сомнение в успехе намерения страховщиков и сельхозпроизводителей существенно расширить перечень дотируемых государством направлений аграрной деятельности (в частности, сельхозпроизводители настаивают на включении в список дотируемых некоторых отраслей животноводства и рыбоводства. — Прим. ИФ-АФИ).

Со своей стороны, заместитель руководителя Федеральной службы страхового надзора (ФССН) Людмила Сенькина поддержала идею усовершенствования законодательного обеспечения в аграрном страховании с господдержкой. «Мы как надзорный орган сталкиваемся с проблемой при анализе и оценке правил страхования по этому виду бизнеса. В отсутствие подробного законодательного регулирования страховщики слишком вольно трактуют права и обязанности по договору аграрного страхования с господдержкой», — сказала Л. Сенькина. Это может приводить к спорам при оформлении страховой выплаты.

Заместитель руководителя службы отметила негибкость существующего порядка применения выделения субсидий, который «практически не зависит от того, направляются ли они в актуальный для господдержки сегмент экономики, и также не зависит от региона, куда эти средства направляются».

Представитель ФССН признала, что в этом виде страхования, где используются бюджетные средства, отсутствует надлежащий контроль за исполнением договоров, заключенных сельхозпроизводителями.

Член правления Национального союза аг-ростраховщиков Игорь Жук заявил в ходе обсуждения этого вопроса, что в мае депутаты Госдумы планируют внести доработанный вариант проекта закона об обязательном страховании посевов с господдержкой в нижнюю палату парламента.

По словам И. Жука, в настоящее время концепция законопроекта предусматривает, что государство будет выступать страхователем по этому законопроекту в лице Минсельхоза России. Страховые компании будут выполнять работу агентов. Участниками агрострахования с господдержкой будут компании, объединенные на определенных принципах в общероссийский профильный страховой союз. Члены этого объединения будут нести солидарную ответственность за обанкротившихся участников рынка, а также по катастрофическим рискам в аграрном сегменте, входящим в сферу господдержки.

«Предполагается, что в рамках такого объединения будет создано два гарантийных резерва. Один — на случай банкротства страховщиков объединения и невозможности ими выполнять обязательства по договорам, второй — на случай наступления катастрофических рисков (засухи, градобоя, вымораживания почвы и др. — Прим. ИФ-АФИ)», - сообщил И. Жук.

По его словам, фонд катастрофических убытков в соответствии с расчетами специалистов будет формироваться нескольких лет и должен составить 10—12 млрд руб. «Если подобные страховые события случатся до завершения наполнения фонда на застрахованных площадях, законопроектом предусматривается возможность предоставления госгарантий в рамках этого фонда с последующим возмещением затрат государства за счет поступающих от страховщиков взносов», — заключил И. Жук.

Кто останется на страховом рынке?

Москва. Вводимые в РФ требования к минимальному размеру уставных капиталов страховщиков позволят продолжить деятельность 45—50% компаний. Такое мнение высказала агентству «Интерфакс-АФИ» директор департамента стратегического анализа финансовых рынков компании «Мариллион» Яна Мирошниченко.

Совет Федерации одобрил закон об особенностях банкротства и мерах по предупреждению банкротства финансовых организаций, а также о минимальном размере уставного капитала страховщиков, который увеличен в четыре раза.

По словам Я. Мирошниченко, в соответствии с данными государственного реестра субъектов страхового дела, по состоянию на 31 декабря 2009 г. 27,6 % компаний, специализирующихся на общем страховании, обладали уставным капиталом от 120 млн руб. до 240 млн руб.; 6,5 % компаний, не осуществляющих перестрахования, имели уставный капитал от 240 млн руб. до 480 млн руб., и 12,7% компаний обладали уставным капиталом свыше 480 млн руб.

«Что характерно для нашего рынка, сокращение компаний вполовину не окажет депрессивного эффекта на страховой рынок в целом, так как чуть менее половины компаний на рынке обслуживают 92 % совокупного сбора премий (без учета обязательного медицинского страхования) — это всем известная «российская специфика», — отметила аналитик. При этом она добавила, что возможным негативным эффектом будет удар по региональным компаниям, обслуживающим одно или несколько крупных местных предприятий.

Как отметила Я. Мирошниченко, совокупный уставный капитал страховых организаций составил на 1 января 2010 г. 147,8 млрд руб., а капитал, принадлежащий иностранным инвесторам и их дочерним обществам, равнялся 23,7 млрд руб. За год квота иностранного участия выросла с13до16 %.

НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Резонное предложение депутата

Москва. Правительство РФ может поддержать предложение депутата Госдумы РФ Павла Медведева об увеличении с одного до трех дней срока, в течение которого банки должны сообщать налоговым органам об остатках средств налогоплательщика-

организации на его счетах, операции по которым приостановлены.

Проект официальной точки зрения на законопроект, вносящий изменения в ст. 76 Налогового кодекса (НК) РФ, опубликован на сайте Минфина России.

Автор законопроекта в пояснительной записке, размещенной в электронной базе данных Госдумы, поясняет необходимость увеличения срока тем, что у банков из-за большого количества решений налоговиков о приостановке операций по счетам налогоплательщиков не получается соблюдать установленного законом срока по предоставлению сведений об остатках на счетах — не позднее одного дня после получения решения.

Операции по счетам в банке приостанавливаются для исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов.

В связи с неплатежеспособностью значительного количества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за последний год участились случаи принятия налоговыми органами решений о приостановлении операций по их счетам, отмечается в документе. На банки же за непредставление или за нарушение сроков представления информации об остатках на счетах, в соответствии с НК РФ, налагается штраф в размере 10 тыс. руб. В связи с этим срок предоставления информации предлагается продлить до трехдней.

Правительство в целом поддерживает законопроект с учетом устранения замечаний юридико-технического характера. В случае принятия закон вступит в силу через месяц после официального опубликования.

Служба финансово-экономической информации

[email protected] [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.