3 (255) - 2011
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ И ПОПРАВКАХ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВОГО ДЕЛА И ДРУГИХ АКТАХ
В. А. ТЕРЕХОВА, заслуженныйработник высшей школы Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор Финансовый институт при Правительстве Российской Федерации
Федеральный закон от22.04.2010 № 65-ФЗ «О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об организации страхового делав Российской Федерации» (далее — Закон № 65-ФЗ) и отдельные законодательные акты Российской Федерации» вносит изменения и поправки в отдельные федеральные законы, связанные со стратегией развития финансового рынка Российской Федерации до 2020г., а также с организацией страхового дела.
Предметом регулирования данного закона являются финансовые организации, обладающие в основном «легкими» активами и являющиеся участниками гражданско-правовых отношений с участием граждан, что связано с проблемами несостоятельности и экономического риска.
Поправки в Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее — Закон № 4015-1) касаются действий, регулируемых Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон № 127-ФЗ), и относятся к принятию решений о назначении временной администрации, об ограничении полномочий исполнительного органа страховой организации, в частности в случаях приостановления действия лицензии и ее отзыва.
К числу существенных поправок в Закон № 4015-1 (п. Зет. 25) относится изменение минимального размера уставного капитала. Если раньше
минимальный размер уставного капитала составлял 30 млн руб. (с применением различных повышающих коэффициентов) и устанавливался для всех страховщиков, то теперь этот минимальный размер уставного капитала относится исключительно к медицинскому страхованию, осуществляемому как в сфере добровольного, так и обязательного страхования.
Для иных страховщиков минимальный размер уставного капитала определяется на основе базового размерауставного капитала, равного 120 млн руб., с применением к нему повышающих коэффициентов, размер которых не изменился.
Поправки в Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон № 39-Ф3) связаны с изменением функций федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Такой орган в случае неоднократного нарушения в течение одного года профессиональными участниками рынка ценных бумаг функций по ведению реестра требований кредиторов, а также требований, установленных Законом № 127-ФЗ, имеет право принимать решение о приостановлении действий либо об аннулировании лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (п. 4 новый абзац ст. 44 Закона № 39-Ф3).
Существенные поправки и уточнения внесены в Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее —
Закон № 75-ФЗ), где уточнено понятие указанных фондов путем введения нового понятия «актуарный дефицит», под которым понимается превышение актуарной стоимости обязательств над актуарной стоимостью активов фонда.
Уточнен порядок действий при аннулировании лицензий. Так, решение об аннулировании лицензии в связи с признанием лицензиата банкротом и открытием конкурсного производства принимается федеральным органом в течение десяти рабочих дней с даты вступления в силу решения суда (п. 8.1 новый ст. 7.2 Закона№ 75-ФЗ»),
Внесены поправки и в Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ«Об инвестиционных фондах» (далее — Закон № 156-ФЗ). Они связаны с разными аспектами деятельности инвестиционных фондов, в частности с возможностью принятия мер федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, по предупреждению банкротства акционерного инвестиционного фонда, управляющей компании, специализированного депозитария в соответствии с Законом № 127-ФЗ.
Введены также новые нормы, регулирующие действия федерального органа исполнительной власти и временной администрации и связанные с применением мер по предупреждению банкротства управляющей компании (п. 10 ст. 61.4 Закона № 156-ФЗ).
Существенные поправки внесены в Закон № 127-ФЗ. В этот закон введены 12 новых статей, регулирующих вопросы создания и деятельности временной администрации финансовой организации (ВАФО). При этом создание этой структуры рассматривается как универсальная мера по предупреждению банкротства финансовых организаций.
В соответствии с Законом № 65-ФЗ под ВАФО понимается специальный временный орган управления финансовой организации, назначенный контрольным органом.
Основной целью ВАФО являются восстановление платежеспособности финансовой организации и обеспечение сохранности ее имущества. Иными словами, ВАФО должны быть приняты меры по предупреждению банкротства организации и налажен контроль за реализацией этих мер.
Контрольный орган назначает ВАФО в случаях:
• отказа в течение месяца в удовлетворении требований кредиторов по денежным обязательствам. При этом под таким отказом понимается неисполнение (или ненадлежащее исполнение) требований кредиторов по денежным обязательствам в течение 10 рабочих дней со дня возникновения требований;
3(255)-2011
• неисполнения обязательств по оплате требований кредиторов в срок свыше 10 рабочих дней со дня наступления даты исполнения. Поправки в Закон № 127-ФЗ определяют ответственного руководителя ВАФО перед организацией и ее кредиторами за причинение убытков. При этом ВАФО имеет право:
• давать распоряжения работникам организации, обязательные для исполнения, осуществления задач ВАФО по исполнению обязательств;
• обращаться в суд от имени организации о признании сделок, совершенных организацией, недействительными, а их последствия ничтожными сделкам согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (ГК РФ). Следует отметить, что согласно поправкам в
закон на период деятельности ВАФО полномочия исполнительных органов ограничиваются или приостанавливаются на основе решения контрольного органа, т. е. решения исполнительных органов по выплате дивидендов, одобрению крупных сделок и др., связанные с возможностью увеличения кредиторской задолженности, вступают в силу только по согласованию с ВАФО.
Если руководитель, его заместитель либо другие работники организации препятствуют осуществлению функций ВАФО, то ВАФО имеет право обратиться в контрольный орган с ходатайством о приостановлении полномочий органов управления.
План восстановления платежеспособности должен включать не только анализ финансового состояния организации, но и перечень мер по предупреждению ее банкротства с указанием сроков проведения. К нему прилагаются документы, подтверждающие реальность исполнения указанных мер.
Следует заметить, что признаки банкротства согласно ст. 183.16 Закону № 127-ФЗ проявляются, когда:
• сумма требований кредиторов в совокупности составляет не менее чем 100 000 руб., а срок их исполнения в течение 14 дней со дня наступления даты исполнения;
• неисполнение в течение 14 дней решения суда, арбитража о взыскании с организации денежных средств независимо от размера суммы требований кредиторов;
• стоимость имущества (активов) организации недостаточна для исполнения ею денежных обязательств перед кредиторами и других обязательств по уплате обязательных платежей;
• платежеспособность организации не была восстановлена в период деятельности ВАФО.
Однако следует обратить внимание, что организация считается неплатежеспособной при наличии хотя бы одного из перечисленных признаков банкротства.
Закон № 65-ФЗ вступил в силу с 01.01.2010, за исключением подп. «а» п. 3 ст. 1, который вступает всилус 01.01.2012. Вуказанном подпункте установлено, что минимальный размер уставного капитала страховщика, осуществляющего медицинское страхование (обязательное и добровольное), определен в сумме 30 млн руб., а иного страховщика — 120 млн руб. с соответствующими коэффициентами.
Таким образом, введение Закона № 65-ФЗ позволяет упорядочить меры по предупреждению банкротства таких важных экономических субъектов, которые способны аккумулировать значительные ве-
3(255)-2011
личины капитала, что в свою очередь может оказаться чувствительным для всей экономики страны.
Список литературы
1. О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации»: Федеральный закон от 22.04.2010 № 65.
2. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ.
3. Об организации страхового дела в Российской Федерации: Закон РФот27.11.1992№4015-1.
4. О рынке ценных бумаг: Федеральный закон от22.04.1996 № 39-Ф3.
5. Об инвестиционных фондах: Федеральный закон от29.11.2001 № 156-ФЗ.
❖ ❖ ❖