Научная статья на тему 'Регулирование ценовой дискриминации: нормативное определение и особенности выявления'

Регулирование ценовой дискриминации: нормативное определение и особенности выявления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1598
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ / PRICE DISCRIMINATION / АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ANTITRUST REGULATION / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / INDUSTRY POLICY / ЭКОНОМИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА / EUROPEAN UNION ECONOMY / ЭКОНОМИКА РОССИИ / RUSSIAN ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнова О.О.

Данная работа посвящена проблеме регулирования ценовой дискриминации в странах Европейского союза и России. В работе на основе анализа практики регулирования ценовой дискриминации указывается на ограничения применения методов антимонопольного регулирования в промышленной политике с целью формирования институциональных условий экономического роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATION OF PRICE DISCRIMINATION: REGULATORY DEFINITION AND FEATURES OF DETECTION

This article is about problem of price discrimination regulation in European union countries and Russia. In the paper, based on the analysis of practices regulation, price discrimination is indicated by limiting the application of antitrust practices in the industrial policy in order to forming the economic growth institutional conditions.

Текст научной работы на тему «Регулирование ценовой дискриминации: нормативное определение и особенности выявления»

УДК 338.26

О.О. Смирнова

канд. экон. наук, старший научный сотрудник, Институт прикладных экономических исследований, ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства

и государственной службы»

РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ: НОРМАТИВНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ

Аннотация. Данная работа посвящена проблеме регулирования ценовой дискриминации в странах Европейского союза и России. В работе на основе анализа практики регулирования ценовой дискриминации указывается на ограничения применения методов антимонопольного регулирования в промышленной политике с целью формирования институциональных условий экономического роста.

Ключевые слова: ценовая дискриминация, антимонопольное регулирование, промышленная политика, экономика Европейского союза, экономика России.

O.O. Smirnova, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

REGULATION OF PRICE DISCRIMINATION: REGULATORY DEFINITION AND FEATURES OF

DETECTION

Abstract. This article is about problem of price discrimination regulation in European union countries and Russia. In the paper, based on the analysis of practices regulation, price discrimination is indicated by limiting the application of antitrust practices in the industrial policy in order to forming the economic growth institutional conditions.

Keywords: price discrimination, antitrust regulation, industry policy, European union economy, Russian economy.

Современные оценки эффекта регулирования ценовой дискриминации с позиции реализации промышленной политики и создания институциональных условий экономического роста являются противоречивыми. Так, с одной стороны установление различных цен на схожие товары или услуги существенным образом может ограничивать конкуренцию как непосредственно на рынке реализации товара, так и на смежных рынках. С другой стороны, возможность реализации одного товара по различным ценам может расширять предложение и, как следствие, увеличивать выпуск продукции.

Также, на эффективность регулирования ценовой дискриминации оказывает влияние множество факторов - например, существенные различия в видах ценовой дискриминации, развитие во входных барьерах на рынок. Так, с позиции антимонопольного права достаточно сложно оценить поведение участников рынка как создание дискриминационных условий, ограничивающих конкуренцию на рынке обращения товара или услуги или смежных рынках.

С позиции реализации промышленной политики, в России два регулятора реализуют полномочия в области предотвращения ценовой дискриминации - Федеральная служба по тарифам России и Федеральная антимонопольная служба России. Первые, устанавливая ставку тарифа для всех потребителей, ограничивают рыночное поведение субъектов естественных монополий. Антимонопольное законодательство прямо запрещает действия фирм, находящийся в доминирующем положении по дискриминации потребителей, в том числе и путем необоснованного установления различных цен на один товар. При этом, данные действия регулируются антимонопольными органами.

Однако в целом методология оценки регулирующего воздействия на состояние реального сектора экономики ограничена. Так, согласно статьи 10 Закона № 135 «О защите конкуренции» запрещается создание дискриминационных условий хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке, при этом отдельные виды дискриминации не раскрываются. С целью регулирования всех видов дискриминации используются иные положения статьи 10 Закона № 135 «О защите конкуренции», например, установление монопольно высоких цен.

Согласно самому общему определению, осуществление ценовой дискриминации возможно в условиях разделения покупателей по группам в зависимости от эластичности спроса. Согласно порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, к отдельным рынкам можно отнесли реализацию товара и услуги покупателям, отличающимся по способу и формам участия в обороте товара (в том числе оптовые приобретатели и розничные приобретатели), - по месту приобретения товара, - по предъявляемым к товару требованиям, по особенностям поведения на товарном рынке и иным признакам. То есть группу покупателей можно рассматривать как потребителей, действующих на отдельном рынке и, соответственно, расследовать на данном рынке возможные нарушения антимонопольного законодательства. Например, установление монопольно высокой цены на продукцию или услуги, по сути, являющиеся ценовой дискриминацией отдельной группы потребителей. Однако возможности регулирования весьма ограничены.

С целью поиска инструментов совершенствования проанализируем систему регулирования ценовой дискриминации в Европейском союзе (ЕС). Так, при указании запрета на ценовую дискриминацию в практике ее регулирования определяется несколько типов практик ценовой дискриминации. К ним относятся скидки определенным группам потребителей, «связные» продажи, а также установление различных цен внутри и вне группы лиц продавца. Значимое место в практике регулирования ценовой дискриминации занимает вопрос влияния указанных действий на конкуренцию.

Нормативно, вопросы ценовой дискриминации регулируются статьей 82 (с) Договора о Евросоюзе. При этом указывается, что запрещаются действия одной или нескольких фирм, занимающих доминирующее положение, заключающееся «в применении различных условий к эквивалентным операциям обмена к различным контрагентами, которые могут привести к потере ими конкурентного преимущества». При этом различные методы оценки и регулирования ценовой дискриминации основываются на базовом принципе применения ценовой дискриминации - максимального снижения излишка потребителя.

Следует отметить, что в практике применения статьи 82 (с) Договора о Евросоюзе применяется положение «a priori», то есть действия по ущемлению интересов потребителей запрещены в принципе, вне зависимости от факта нанесения ущерба, что лежит в основе решений Комиссии Евросоюза по рассмотрению фактов нарушения антимонопольного законодательства.

Со времени принятия Договора о Евросоюзе Еврокомиссией был рассмотрен ряд дел о нарушении антимонопольного законодательства, связанного с ценовой дискриминацией. Так, по факту установления различных цен на один товар (услугу) были рассмотрены дела в отношении авиакомпании British Airways, а также Irish Sugar. В частности, было доказано, что британская авиакомпания устанавливала различные цены на авиабилеты для агентов в течение нескольких лет. Оптовая компания по реализации сахара Irish Sugar предоставляла скидки крупным оптовикам.

По факту необоснованного установления различных цен покупателям различных регионов (иначе определяется как «пространственная дискриминация») - в отношении компании Tetra Pak, по факту установления цен вертикально-интегрированными компаниями для контрагентов внутри и вне группы лиц - по отношению к аэропортам Португалии и Испании, которые являлись базовыми для авиакомпаний.

Однако практика ЕС регулирования ценовой дискриминации имеет также существенные ограничения. Например, при рассмотрении дел Еврокомиссией не учитывается положительное влияние ценовой дискриминации на экономический рост за счет включения экономических ресурсов. Практика ЕС указывает на то, что применение принципа «a priopri» имеет свои ограничения. Так, отсутствие определенных регуляторами правил, дающих возможность предоставлять скидки на услуги наземного обслуживания в аэропортах, не позволяет в Российской Федерации осуществлять развитие деятельности низкобюджетных авиакомпаний, основной статьей расхода которых является сокращение затрат на обслуживание в аэропорту за счет уменьшения количества услуг и снижения их стоимости.

Таким образом, практика ЕС может быть учтена при совершенствовании системы антимонопольного регулирования ценовой дискриминации в России при учете дополнительных экономических эффектов ее реализации. Так, при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства следует рассматривать не только все виды ущерба, но и возможные выгоды, а также системно рассмотреть случаи исключения некоторых видов ценовой дискриминации в рамках осуществления программ развития отдельных регионов или отраслей.

Список литературы:

1. Смирнова О.О. Ценовая дискриминация третьего типа: вопросы выявления и регулирования / О.О. Смирнова, Д. Д. Богданов // Научное обозрение. - 2013. - № 6. -С. 92-95.

2. Ridyard D. Exclusionary Pricing and price discrimination Abuses under Article 82 -an Economic Analysis // European Competition Law Review. - 2002. - 23, № 6. - P. 286-303.

3. Tirole J. The theory of industrial organization. - Cambridge, MA: MIT Press, 2003.

List of references:

1. Smirnova O.O. Third type of price discrimination: the identification of and regulation / O.O. Smirnova, D.D. Bogdanov // Scientific Review. - 2013. - № 6. - P. 92-95.

2. Ridyard D. Exclusionary Pricing and price discrimination Abuses under Article 82 - an Economic Analysis // European Competition Law Review. - 2002. - 23, № 6. - P. 286-303.

3. Tirole J. The theory of industrial organization. - Cambridge, MA: MIT Press, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.