Научная статья на тему 'Ценовая дискриминация в условиях биржевой торговли: на примере рынка нефтепродуктов'

Ценовая дискриминация в условиях биржевой торговли: на примере рынка нефтепродуктов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
335
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК НЕФТЕПРОДУКТОВ / ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ / БИРЖЕВАЯ ТОРГОВЛЯ НЕФТЕПРОДУКТОВ / АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ДОМИНИРУЮЩИЕ ФИРМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елагина Анна Сергеевна, Смирнова Ольга Олеговна

Развитие биржевой торговли нефтепродуктами в Российской Федерации предполагалось применять как инструмент контроля рыночной власти доминирующих хозяйствующих субъектов, поддержки развития предпринимательства мелкооптовой и розничной торговли, либерализации рынков услуг топливообеспечения в аэропортах. Однако практика развития биржевой торговли показывает, что и в условиях организационных торгов могут возникать предпосылки для развития ценовой дискриминации. Поэтому развитие инструментов анализа данных в условиях осуществления биржевых торгов является весьма актуальным направлением развития инструментов антимонопольного контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRICE DISCRIMINATION IN CONDITION OF OIL PRODUCT EXCHANGE

The development of exchange trading of oil products in the Russian Federation was intended as an instrument of control of market power by dominant economic entities, support of development of business wholesale and retail trade, liberalization of service markets fuel supply at airports. However, practice of the trading development shows that in terms of institutional trades can occur prerequisites for the development of price discrimination. Therefore, the development of data analysis tools in the conditions for petroleum product trading development is a very important area in the development of Antimonopoly control.

Текст научной работы на тему «Ценовая дискриминация в условиях биржевой торговли: на примере рынка нефтепродуктов»

УДК 338.012

Елагина Анна Сергеевна

Кандидат экономических наук Международный еврейский институт экономики, финансов и права

elagina@21uni. org Смирнова Ольга Олеговна Кандидат экономических наук Межрегиональный институт развития территорий, г. Ялта

glavred@krvestnik.ru

ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ В УСЛОВИЯХ БИРЖЕВОЙ ТОРГОВЛИ: НА ПРИМЕРЕ РЫНКА НЕФТЕПРОДУКТОВ

Развитие биржевой торговли нефтепродуктами в Российской Федерации предполагалось применять как инструмент контроля рыночной власти доминирующих хозяйствующих субъектов, поддержки развития предпринимательства мелкооптовой и розничной торговли, либерализации рынков услуг топливообеспечения в аэропортах. Однако практика развития биржевой торговли показывает, что и в условиях организационных торгов могут возникать предпосылки для развития ценовой дискриминации. Поэтому развитие инструментов анализа данных в условиях осуществления биржевых торгов является весьма актуальным направлением развития инструментов антимонопольного контроля.

Ключевые слова: рынок нефтепродуктов, ценовая дискриминация, биржевая торговля нефтепродуктов, антимонопольное регулирование, доминирующие фирмы

PRICE DISCRIMINATION IN CONDITION OF OIL PRODUCT

EXCHANGE

Anna Elagina

Ph.D. (economics)

Associate professor, International Jewish institute of economics, finance & law

elagina@21uni. org

Olga Smirnova

Ph.D. (economics)

Deputy Director, Interregional Institute of development of territories, Yalta

The development of exchange trading of oil products in the Russian Federation was intended as an instrument of control of market power by dominant economic entities, support of development of business wholesale and retail trade, liberalization of service markets fuel supply at airports. However, practice of the trading development shows that in terms of institutional trades can occur prerequisites for the development of price discrimination. Therefore, the development of data analysis tools in the conditions for petroleum product trading development is a very important area in the development of Antimonopoly control.

Keywords: oil market, price discrimination, stock trading in petroleum products, antitrust regulation, dominant firm

В России биржевая торговля нефтепродуктами и другими была инициирована Правительством Российской Федерации и начала активно развиваться после расследования дел о нарушениях антимонопольного законодательства на рынках нефтепродуктов крупнейшими компаниями. Так, таким вертикально-интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК) как Роснефть, Газпромнефть, Лукойл и Башнефть было определено предписаниями, выданными ФАС России придерживаться ценового поведения, исключающего возможности установления монопольно высоких цен, включающего реализацию части продукции на бирже.

Кроме того, развитие биржевых торгов весьма значимо, так как согласно мировой практике проведение организованных рыночных торгов позволяет сформировать репрезентативный уровень цен, который можно использовать как базу сравнения для оценки применяемого уровня цен при осуществлении прямых продаж.

С момента начала осуществления торгов в 2011 году был накоплен значительный опыт регулирования порядка осуществления биржевых торгов нефтепродуктами с учетом следующих особенностей российского рынка нефтепродуктов:

— высокий уровень концентрации — по данным Минэнерго России на 4 крупнейших ВИНК приходится 92,38% оптового рынка бензина и 79,41% рынка дизельного топлива;

— в Российской Федерации существует устойчивых дефицит мощностей по глубокой переработке нефти, что может приводить к превышению спроса над предложением, особенно в периоды сезонного повышения спроса;

— значительная часть продаж осуществляется в группе лиц ВИНК, таким образом данные компании могут контролировать всю цепочку канала распределения продукции.

Рестроспективный анализ развития биржевой торговли нефтепродуктами показывает, что для снижения влияния данных факторов были приняты нормативные акты, вносящие дополнения в существующий порядок торгов. Так, в настоящее время поставки нефтепродуктов с помощью биржевых торгов определяются рядом нормативных актов, определяющий обязательный норматив реализации нефтепродуктов крупнейшими компаниями. При этом данная доля определяется положением совместного приказа ФАС России и Минэнерго России от 16 июля 2013 года «Об установлении минимальной величины продаваемых на биржевых торгах нефти и нефтепродуктов, производимых и (или) реализуемых хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующих товарных рынках, и утверждении Требований к биржевым торгам, в ходе которых заключаются сделки с нефтью и (или) нефтепродуктами хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующих товарных рынках».

Также, практика функционирования биржевых торгов показала, что участники биржевых торгов могут манипулировать ценами во время торговой сессии за счет неравномерности предложения нефтепродуктов. Так, размещая предложения в условиях дефицита неравномерными партиями происходит увеличение цены. Для противодействия таким методам ценообразования, были приняты утвержденные Правительством Российской Федерации от 11.10.2012 №1035 критерии регулярности и равномерности реализации товара на бирже для отдельных рынков на которых обращаются нефть и (или) нефтепродукты.

Инструментом манипулирования цен также могло быть установление более высокой цены в условиях локального дефицита нефтепродуктов как начальной цены торгов, которая может привести к тому что установленная цена могла быть не снижена во время торгов.

Кроме того, значимой проблемой биржевых торгов стала установление «договорных» торгов — реализация нефтепродуктов своим дочерним компаниям. Для предотвращения такой ситуации был утвержден приказом ФАС России от 26.06.2012 № 409 Порядок предоставления бирже списка аффилированных лиц хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, аккредитованным и (или) участвующим в торгах (в том числе путем подачи заявок на участке в торгах брокеру, брокерам).

В настоящее время действует Положение о регистрации товарной биржей внебиржевых сделок на поставку нефтепродуктов, в том числе долгосрочных договоров поставки, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2011 № 56, что позволяет определять разницу между уровнем цен реализуемых внутри и вне группы лиц.

Между тем, установление репрезентативных цен необходимо с позиции реализации положений статьи 6 Федерального закона от 26.07.2012 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которому не признается монопольно

высокой цена, установленная на бирже при соблюдении условий конкурентных торгов.

Современные биржевые торги нефтепродуктов в большей степени соответствуют принятым правилам. Однако в практике реализации продукции нефтяными компаниями могут быть применены иные инструменты, выявление которых может быть не очевидной, в том числе связанные с установлением дифференцированных цен для различных групп потребителей.

Так, ценовая дискриминация является распространенным типом злоупотреблений доминирующим положением, заключающейся в разделении покупателей на группы с целью установления различных цен на одни товар и таким образом влиять на состояние конкуренции на смежных рынках — мелкооптовых и розничных продаж нефтепродуктов. При этом вопрос определения показателей ценовой дискриминации — разницы в установлении цен между группами потребителями не может быть решен без применения инструментов математического моделирования.

Так, в значительном количестве случаев фирмы используют политику «ценовых коридоров» при установлении цен различным группам потребителей. При этом частично диапазоны цен, устанавливаемых для различных групп потребителей (или потребителей разных регионов), могут пересекаться, что на практике существенно затрудняет установление применения различных цен к различным группам потребителей на одни товар или услугу.

Поэтому с целью государственного регулирования дефектов рынков необходима разработка инструментов, позволяющих оценивать вероятностные характеристики пороговых значений диапазонов цен между группами потребителей. Особенно это значимо для анализа поведения фирм в условиях биржевых торгов, когда дискриминация потребителей не может быть выявлена явно.

Литература

1. Смирнова О.О. Практика доказывания злоупотреблений доминирующим положением на рынке // Современная конкуренция, 2010 — №1, с. 39-46

2. Смирнова О.О. Совершенствование методологии регулирования ценовой дискриминации: опыт России и ЕС// Экономические и гуманитарные науки. — №9 2013 г.

3. Смирнова О.О. Ценовая дискриминация на различных уровнях канала распределения: на примере рынка нефтепродуктов// Экономика: вчера, сегодня, завтра, № 2 2013 стр. 77-90

4. Смирнова О.О., Богданов Д.Д. Ценовая дискриминация третьего типа: вопросы выявления и регулирования// Научное обозрение, №6 2013 г., 0,5 п.л. с. 92-95 с.

5. Смирнова О.О. Формирование правовой модели системы резервирования нефтепродуктов: условия российского рынка и опыт США// Энергетическое право. — 2012. — № 1. ,с.45-48

6. Смирнова О.О. Практика регулирования ценовой дискриминации на энергетических рынках Российской Федерации// Экономика и социум. — №4 — 2014 г. Режим доступа: http://iupr.ru/domains data/files/ zurnal 13 2Q14/Smirnova%20O%2QO.pdf

7. Смирнова О.О. Ценовая дискриминация на различных уровнях канала распределения: на примере рынка нефтепродуктов// Экономика: вчера , сегодня, завтра, № 2 2013 стр. 77-90

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.