Ы.Ы. Западаев
БИРЖЕВАЯ ТОРГОВЛЯ НЕФТЬЮ И НЕФТЕПРОДУКТАМИ: КОЛИЧЕСТВО ИЛИ КАЧЕСТВО?
Биржевая торговля нефтью и нефтепродуктами в России совершила за прошедшие годы качественный скачок. Если в 2009 г. товарные биржи представлялись чем-то вроде торговых домов, которые обеспечивали встречу производителей с потребителями топлива и осуществляли контроль за сделками, то сейчас обсуждаются вопросы внедрения современных биржевых технологий. Кроме того, многократно возрос объем торгов - теперь через биржевые сделки проходит каждый десятый литр топлива, поставляемого на внутренний рынок.
Насколько эффективно происходит развитие биржевой торговли нефтепродуктами в России? Какие этапы предстоит пройти биржам на пути к становлению надежного индикатора конкурентных цен?
В соответствии с мировой практикой сейчас реальную цену на нефтепродукты определяют на специализированных биржах через механизм торговли срочными контрактами. Биржевые котировки мировых цен не могут быть использованы в качестве ориентиров для внутреннего рынка из-за разницы российских и мировых цен. Отечественные экспортеры нефти и нефтепродуктов ежегодно теряют часть прибыли из-за отсутствия системы прямого ценообразования, так как российская нефть и нефтепродукты более высокого качества продаются по усредненным ценам.
Актуальность данной тематики определила необходимость организации биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами на территории России.
Фондовая биржа РТС организовала первые торги российскими энергоносителями. Секция биржи по торговле нефтепродуктами была создана на базе действующего рынка срочных инструментов (ФОРТС). В июне 2006 г. стартовали торги фьючерсными контрактами на нефть сорта Urals. Контракты не предусматривали возможность поставки реального товара. Между участниками производились только денежные расчеты в сумме разницы между ценой контракта и фактической ценой нефти на дату исполнения контракта без физической поставки. Благодаря удобству работы с РТС, а также низким расходам на совершение сделки, фьючерсные контракты об-
522
рели популярность. РТС анонсировала запуск торгов фьючерсами на нефтепродукты, но ожидаемого успеха не последовало. Поставочные контракты на нефтепродукты не вызвали интереса у финансовых спекулянтов. Вместе с тем, торгуемые инструменты были слабо взаимосвязаны с реальным рынком нефти и нефтепродуктов в России. Биржевые торги на РТС не позволили решить ни одной задачи, поставленной правительством: секция РТС не оказала влияния на внутренний рынок нефтепродуктов в России.
Практика показала, что фьючерсный рынок может эффективно функционировать только при наличии ликвидного спотового рынка товара. Так в 2008 г. почти одновременно торговлю нефтепродуктами начали сразу три площадки - Межрегиональная биржа нефтегазового комплекса (МБНК), Санкт-Петербургская Международная товарно-сырьевая биржа (СПбМТСБ) и биржа «Санкт-Петербург». Каждая из бирж имеет свои преимущества. Цели и задачи их функционирования также несколько отличаются друг от друга [2].
Биржа «Санкт-Петербург» - одна из старейших биржевых структур была основана в январе 1991 г. в соответствии с решением президиума Ленинградского городского совета. За годы своей деятельности биржа организовывала торги различными товарами, такими как: продовольствие, стройматериалы, древесина, самолеты, корабли, телевизоры, металлы, акции, валюта и другие товары. В 2007 г. биржа подала документы для участия в конкурсе на выбор площадки для размещения заказов на поставку нефти и нефтепродуктов, организованном Министерством экономического развития и торговли РФ. 17 сентября 2008 г. на «Санкт-Петербурге» состоялись первые торги нефтепродуктами. Сейчас они проводятся регулярно.
Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа создана 23 сентября 2008 г. Создание торговой площадки проводилось под патронатом Министерства экономического развития (МЭР). Биржа изначально была нацелена на торги нефтепродуктами. Особенностью СПбМТСБ является ориентация на трубопроводные поставки по системе «Транснефтепродукта». Биржа практиковала несколько форм торгов, в частности, использование дискретного аукциона. Компании собирают заявки от покупателей и на их базе формируют цену товара. Торги на бирже проводились также в форме одностороннего аукциона. Каждый лот выставлялся на десять минут, покупатели могли повышать стартовую цену на сумму, кратную 10 рублям. На данный момент торги проводятся в форме двойного встречного аукциона. Это подразумевает, что продавец и покупатель выставляют желаемую цену и заключают сделку, если им удается сблизить позиции.
523
Первым крупным российским предприятием, принявшим участие в торгах СПбМТСБ, стала «Роснефть» в марте 2009 г. В феврале 2010 г. компания полностью прекратила проведение ежемесячных тендеров по реализации топлива на внутреннем рынке. В «Роснефти» приняли такое решение, руководствуясь положительными отзывами потребителей об удобстве торгов на бирже. Сейчас «Роснефть» реализует через СПбМТСБ свыше 100 тыс. т нефтепродуктов в месяц.
Некоммерческое партнерство «Межрегиональная биржа нефтегазового комплекса» (МБНК) создано в 2002 г. В состав биржевого совета входят представители как компаний учредителей, так и органов государственной власти. Регулярные торги нефтепродуктами МБНК начала 5 августа 2008 года. Торги проходят пять раз в неделю: в понедельник, вторник и четверг - по нефтепродуктам; по средам и пятницам - по маслам и нефтехимии. Особенностью биржи является широкий ассортимент товаров, выставляемых на торги: авиационный керосин, топливо для реактивных двигателей, бензины 80, 92, 95, 98-й, различные сорта дизельного топлива, мазут м-100, дорожный битум, моторные, индустриальные и технические масла, продукты нефтехимии. Количество участников торгов, аккредитованных на бирже на 1 февраля 2011 г., составило 629. В их число входят продавцы: «Газпром нефть», «Роснефть», «ТАИФ», «Лукойл», «Баш-нефть», «ТНК-BP», «Газпром нефтехим Салават», ЗАО «Альянс Ойл», ЗАО «Сибур-Газсервис», ООО «Сургутэкс». Покупателями выступают: независимые трейдеры, крупные торговые группы, торговые дома, оптовые компании, крупные предприятия, конечные потребители.
Еще одной особенностью МБНК является бесплатная аккредитация. Сделки на торгах осуществляются по технологии непрерывного двойного встречного аукциона. Такая технология позволяет отразить реальное соотношение спроса и предложения на торгах и обеспечивает движение цены в обе стороны и на повышение, и на понижение. С 2009 г. у МБНК подписаны соглашения об информационном взаимодействии с российскими и зарубежными информационными агентствами: «Кортес», «Интерфакс», «ИнфоТэк», «ОМТ-Консалт», Reuters, Argus [4].
Кроме того, торговые терминалы МБНК установлены в ФАС России, Минэнерго, что позволяет вести мониторинг хода торгов в режиме реального времени.
Торги нефтепродуктами проводятся также и на электронном портале eOil.ru. Эта площадка открылась 25 сентября 2006 г. и отличается от товарной биржи прежде всего тем, что на ней не проводится клиринга. Она создавалась без активного участия государства, поэтому ее известность ниже, чем у вышеуказанных бирж.
524
Общий объем реализации нефтепродуктов на трех биржах за первый год функционирования составил лишь 2% объема реализации производимые в России нефтепродуктов. Как свидетельствует мировой опыт, процесс переключения большей части рынка на биржевые торги занимает немалый промежуток времени. Тем не менее, заинтересованность в развитии биржевой торговли со стороны продавцов и покупателей позволила продемонстрировать целенаправленный рост объемов биржевых торгов.
За 2010 г. в РФ на биржах быио продано 7,87 млн. т основных нефтепродуктов. Крупнейшая площадка по объему торгов - ЗАО «СПбМТСБ», здесь быио реализовано 4,86 млн. т нефтепродуктов, или 61,7% суммарного объема торгов (эта цифра включает продажи в ходе торгов, аукционов «на повышение», адресных сделок). На НП «МБНК» реализовано 2,82 млн. т, что составило 35,8% совокупного объема торгов. Оставшиеся 194,3 тыс. т (или 2,5% объема) быши реализованы на бирже «Санкт-Петербург». Таким образом, сложилась биржевая инфраструктура, позволяющая успешно решать поставленные Правительством РФ задачи по доведению объемов биржевой реализации нефтепродуктов до 15% объемов производства. На данный момент основные игроки продают на биржах около 10% нефтепродуктов для российского рышка. Это хороший показатель, при поддержке государства биржи набирают обороты, но пока их работа далека от совершенства [9].
Проблемы и перспективы развития биржевой торговли широко обсуждаются на конференциях и круглых столах, организаторами которых выступают информационные агентства и министерства. Активными участниками этих обсуждений являются представители бирж, правительства, высокопоставленные руководители вертикально интегрированных нефтяных компаниях (ВИНК), работники ФАС. Основными в дискуссиях становятся вопросы признания биржевых цен индикативными с точки зрения антимонопольного законодательства. В частности ФАС при условии принятия биржевые цен «рышочными» предъявляет ряд дополнительных требований, затрагивающих объем продаж, количество сделок, состав участников и регулярность предложения товара.
Как заявила Н. Дианова, заместитель начальника управления контроля ТЭК ФАС, ФАС собирается добиваться законодательного запрета на совмещение оптовой и розничной торговли нефтепродуктами в рамках одного юридического лица. Такая инициатива позволит ограничить возможность трансфертного ценообразования в ВИНК, когда цена бензина, продаваемого своим «дочкам», существенно отличается от цены бензина, продаваемого независимым трейдерам. По словам Н. Диановой, «новация» данного законопро-
525
екта - введение названного запрета. Такая норма сделает рынок более прозрачным. «Мы хотели бы (и рынок хотел бы) видеть ту цену внутри нефтяной компании, по которой идет реализация нефтепродуктов в розничных сетях. Мы видим только входную цену - и далее уже на АЗС», пояснила Н. Дианова [7]. Над предложением «о запрете совмещения оптовой и розничной продажи топлива одной компанией» ФАС начала работать еще в апреле 2010 г. Тогда же руководитель ведомства Игорь Артемьев заявил, что справедливая цена на бензин установится в России не раньше 2015 г.
Около 85% сделок нефтяных компаний составляют внебиржевые контракты. Если ценообразование в этой сфере будет непрозрачным, если нефтяные компании будут поставлять товар своим «дочкам» по одной цене, а сторонним компаниям - по другой, это не будет способствовать справедливым рыночным условиям. Поэтому нефтяные компании должны поставлять прочим компаниям нефтепродукты по той же цене и по сходным условиям, что и своей «дочке». Чтобы отразить эти данные и сделать их статистически доступными, ФАС обяжет ВИНК регистрировать подобные сделки на бирже. Биржи, в свою очередь, должны публиковать соответствующие индексы.
Это вызывает у игроков рынка некоторое недоумение. Так, вице-президент ОАО «Фондовая биржа «РТС», Р.Ю. Горюнов отметил: «У государства имеются неоправданные ожидания, что биржевая торговля априори приведет к снижению цены на моторное топливо. Но это не обязательно случится. То, что мы создаем последние годы, - реально похоже на рынок. Но подобные решения лишают его всякой репрезентативности. Иначе говоря: либо биржа, либо формула» [5].
Следовательно, ВИНК придется снизить цены на нефтепродукты и ограничить участие на розничном рынке. Глава компании «Лукойл» заявил: «Мы сбалансированная компания и производим столько бензина, сколько продаем на своих заправках. Выходить на биржу, чтобы наши структуры закупали у нас топливо? Нам это не интересно».
Сегодня, реализуя нефтепродукты через собственные розничные сети, ВИНК обеспечивают и гарантируют качество продаваемого топлива - гарантией является бренд. ВИНК просто не могут позволить себе заниматься экономией в ущерб качеству. Однако если продажей топлива занимаются не ВИНК, а другие розничные сети, то отвечать за качество продукции и сервиса на АЗС некому. В этом случае снова возникает проблема обеспечения качества топлива.
Для создания полноценного биржевого рынка необходима ликвидность, поэтому к участию в торгах нужно привлечь государство. Следует сформировать маркет-мейкера, который в период отсутствия
526
ресурса на рынке будет обеспечивать участников биржи дополнительным объемом, нивелируя спекулятивное раздувание цен. Например, вследствие сезонных колебаний средняя цена на дизельное топливо в центральном регионе России в зимнее время с ноября 2010 г. по январь 2011 г. увеличилась на 5000 руб./т, составив 27800 руб./т [10].
Поддерживать регулярный спрос на бирже государство может с помощью, например, госзакупок. В частности, по мнению премьер-министра РФ В. Путина, бюджетные организации должны приобретать часть топлива для своих нужд на бирже. Это касается не только силовых ведомств - самых крупных покупателей нефтепродуктов, но и всех прочих министерств. Мерой может служить обязательство всех бюджетных организаций закупать на бирже не менее 50% необходимого им топлива. Этот прием нивелирует скачки цен, обеспечит регулярность продаж нефтепродуктов на бирже [1].
Целесообразно обозначить четкие условия, необходимые и достаточные критерии признания биржевой цены рыночной. На данный момент на биржах, как мы уже отмечали, продается около 10% от всего объема нефтепродуктов, реализуемого на внутреннем рынке. Наличие большого количества участников свидетельствует о возможности ведения конкурентных торгов и аккумулировании максимальных объемов биржевых торгов. Почему этого не происходит? Одна из причин кроется в доступности ресурса на бирже. Несмотря на немалый объем реализованных нефтепродуктов, который проходит через биржу (7,87 млн. т в 2010 г.), «качество» сделок оставляет желать лучшего. Не секрет, что среди общего количества среднестатистических по объемам и ценам сделок в отчетах нередко появляются такие, при заключении которых не исключено предварительное согласование. Например, в торговый день 5 мая 2011 г. был продан бензин АИ-92, производства КИНЕФ, по цене 28800 руб./т в размере 20 тыс. т, в то время как другие сделки по всем заводам по бензину АИ-92 совершались по цене около 33 тыс. руб./т в объеме до 1000 т [10]. Подобные торговые операции бросают тень на открытость и честность биржевых торгов. Объемы таких сделок превышают обычные. Подобные сделки вводят в заблуждение участников рынка и искусственно завышают объем торгов, делают цену нерепрезентативной. Мерой может служить введенный регулирующими органами максимально допустимый объем сделки в соответствии с наименованием продукта.
Кроме вопросов количества, качества и регулярности сделок нефтепродуктами, не менее важным является принятие биржевой цены как общепризнанного индикатора. Несмотря на слабые стороны, налицо тенденция усиления влияния деятельности биржи на
527
формирование цен на нефтепродукты. Сбытовые структуры и независимые покупатели ориентируются при заключении сделок на биржевые цены. Аналитики опираются на статистику изменения биржевых цен на определенные нефтепродукты и делают соответствующие выводы. Среди трейдеров появилось, например, такое определение, как «купил ниже биржевой цены». Эти аргументы свидетельствуют о повышении доверия государства к биржевым торгам. Ценовой индикатор нужен и Правительству РФ, и участникам рынка. Служба мониторинга ФАС может ориентироваться на этот параметр, сравнивая его с оптовыми ценами на НПЗ. Биржевые торги на внутреннем рынке решат проблему налогов, открытости, прозрачности. Возможно, сначала компании окажутся с более низкой прибыльностью - биржевые цены будут ниже привычного уровня. Однако со временем такое положение нивелируется, и впоследствии биржи вытеснят существующую систему двусторонних договоренностей.
Открытым остается вопрос анонимности проводимых на российских биржах торгов. Сейчас торги нефтепродуктами ведутся на базисах НПЗ или станциях отправления НПЗ, что позволяет с точностью определить продавца ресурсов. Участники торгов целенаправленно подают заявки на покупку, выставляя цену и объем спроса в «стакан» определенного торгового инструмента. При этом трейдер четко понимает, с какого НПЗ и у какой компании он приобретает ресурс - все это видно в названии и описании торгового инструмента. Поданная трейдером заявка - это его обоснованный выбор в пользу того или иного нефтепродукта определенного производителя. Выбирая торговый инструмент, трейдер может принимать во внимание качество топлива, удаленность НПЗ от покупателя и затраты на транспортировку, а также время, необходимое на отгрузку продукта и его доставку покупателю. Таким образом, биржевая торговля в неанонимном режиме отличается от торговли на внебиржевом рынке по большому счету только наличием удобного терминала и клиринга.
В 2010 г. 17742 биржевые сделки заключены на базисах НПЗ и станциях отправления НПЗ - т. е. базисах, которые позволяют точно определить производителя ресурса. Оставшиеся 694 сделки или 3,8% от общего числа заключенных на всех прочих базисах поставки, т. е. станциях назначения, что не может идентифицировать производителя. Свыше 95% сделок на базисах НПЗ и станциях отправления НПЗ свидетельствуют, что трейдерам удобнее приобретать нефтепродукты «на воротах» НПЗ. Торговля в неанонимном режиме дает участникам рынка ряд преимуществ. В частности, анализируя динамику цен предложения и сделок на определенном базисе, трейдеры могут составить подробное представление о поведении компа-
528
нии на биржевом рынке нефтепродуктов, а также соответствии биржевых и внебиржевых цен друг другу [6].
Взлет цен на дизельное топливо в четвертом квартале 2010 г. и в первые недели 2011 г. привел к очередной фазе противостояния ФАС и нефтяных компаний. Обвинив биржи в легализации завышенных цен на нефтепродукты, антимонопольное ведомство озвучило критерии, при соблюдении которых биржевые цены будут соответствовать ФЗ «О защите конкуренции». В частности, информация о лицах, подавших соответствующие заявки, и лицах, в интересах которых совершаются сделки, не раскрывается другим участникам торгов до их окончания. В таком случае фактически биржевой рынок нефтепродуктов возвращается к идее спотовой торговли в единых «стаканах». Основная идея торговли в едином «стакане» -следующая. Продавец выставляет заявку на продажу ресурса (например, бензина Регуляр Евро-92) на собственном базисе (на станции отгрузки НПЗ), а покупатель - выставляет цену и объем спроса на станции назначения. Естественно в одном «стакане» окажутся топлива нескольких НПЗ и спрос со стороны нескольких покупателей. Покупатель в процессе торгов не сможет определить, чей ресурс он приобретает, так как сделка будет автоматически заключена по лучшей цене с учетом затрат на доставку топлива к пункту назначения. Требуемая ФАС анонимность достигнута, но при детальном анализе вопроса становится понятно, что в нашем стакане больше дегтя, чем меда. Предметом биржевых торгов станут приведенные цены, т. е. цены с учетом затрат на перевозку нефтепродуктов железнодорожным транспортом. В этой связи на первый план выходит вопрос, с какой точностью терминал рассчитывает транспортные расходы. Берется ли базовый прейскурант РЖД, учитываются ли все возможные сделки, с какой частотой обновляются ставки аренды цистерн.
Полная унификация процесса биржевых торгов нефтепродуктами неосуществима из-за слишком больших различий в спецификациях и качестве производимых нефтепродуктов от завода к заводу. Бензин Ре-гуляр-92 с точки зрения экологии бывает четырех видов - классов 2, 3, 4 и 5. Это уже - четыре «стакана». Еще для каждого экологического класса существует несколько классов испаряемости. Получается примерно два десятка «стаканов» для одного Регуляр-92, что сопоставимо с количеством крупных НПЗ в России. Следовательно, идея формирования анонимных торгов не выдерживает критического анализа. Но тогда возникает вопрос, что делать бирже, несправедливо обвиненной в легализации завышенных цен? Ответ прост - проводить торги на базисе ж/д станции отгрузки НПЗ без явного указания названия завода [3].
529
Иным шагом на пути к повышению эффективности биржевых торгов может оказаться решение правительства о возможности включения в лицензию на новые месторождения требований о продаже на бирже части сырья и произведенных нефтепродуктов. На фоне общего снижения добычи и доходов ВИНКи все больше зависят от государства, в частности от госкредитов. Поэтому они вынуждены будут идти на компромиссы с властью. Преимуществом для компаний в данной ситуации будет возможное налоговое послабление и отсутствие претензий со стороны ФАС по ценам на нефтепродукты.
Вероятно, одновременное функционирование трех бирж следует считать необходимым условием для стартового этапа развития биржевой торговли нефтепродуктами в России. Впрочем, на это есть и другое мнение, ускорить и оптимизировать развитие биржевой торговли нефтепродуктами в России могло бы объединение трех бирж в одну торговую систему. С одной стороны, объединение опыта и преимуществ трех площадок могло бы способствовать росту объемов торгов, количества участников биржи, расширению базисов поставки, что ускорило бы процесс формирования справедливых индексов цен. В то же время «централизация» биржевого института противоречит правилам конкурентного рынка. Предпочтительнее, если рынок будет иметь возможность со временем выбрать одну из трех бирж, проголосовав за нее рублем [5].
Несмотря на поступательное развитие биржевого спотового рынка нефтепродуктов, дальнейшая работа параллельно должна вестись в направлении построения срочного рынка, то есть рынка фьючерсных контрактов на нефтепродукты. Торги производными финансовыми инструментами занимают центральное место в мировой практике ценообразования на нефть и нефтепродукты. Необходимость в создании фьючерсов на нефтепродукты на российских биржах была очевидна давно. Цены на нефтепродукты весьма изменчивы, поэтому участникам спотового рынка нужны инструменты для хеджирования рисков. Поставочный фьючерсный контракт позволяет нефтяным компаниям более эффективно планировать будущее производство.
Дополнительную ликвидность на биржу способны принести спекулянты, они смогут раздуть объемы торгов до величин, многократно превышающих запасы физического товара. Наиболее удобным объектом для спекулятивной торговли являются производные инструменты срочного рынка - фьючерсы и опционы. Использование производных инструментов позволяет снизить издержки участников рынка до несущественной величины, поскольку отпадает необходимость в хранении товара. Кроме того, нет необходимости оплачивать весь объем открытой позиции, достаточно внести лишь небольшое гарантийное обеспечение.
530
16 апреля 2010 г. Биржа «Санкт-Петербург» совместно с Группой РТС запустила торги расчетным фьючерсным контрактом на дизельное топливо. Это первый в России расчетный фьючерсный контракт на нефтепродукты, котируемый в рублях. Расчеты осуществляются путем перечисления вариационной маржи. В качестве цены исполнения принимается значения индекса «КОРТЕС-Газойль», который ежедневно рассчитывается информационным агентством КОРТЕС на базе отпускных цен на дизельное топливо 19 крупнейших НПЗ, расположенных в европейской части России. В. Махлин, генеральный директор ИАЦ «КОРТЕС» отмечает: «Биржа «Санкт-Петербург» -высокотехнологичная и прогрессивная площадка, давно и успешно занимающаяся организацией биржевых торгов на рынке фьючерсных контрактов. Появление фьючерса на нефтепродукты, торгуемые на российских биржах, способствует созданию в России по-настоящему справедливого индикатора и прогноза цен на нефтепродукты» [10].
При создании индекса на летнее дизельное топливо перед специалистами, во-первых, стояла задача разработать его с максимально прозрачной и доступной методологией расчета. Кроме того, требовалось создать индекс, отражающий реальную ситуацию на конкурентном спотовом рынке, на котором действуют единые и понятные принципы ценообразования. Важным был вопрос выбора определенного нефтепродукта, котировки которого должны учитываться при расчете индекса. В России летом спросом пользуется летнее дизельное топливо, а в холодное время года востребованы зимние сорта дизельного топлива. Выбор был сделан в пользу летнего дизельного топлива. Причины такого выбора заключались в следующем. Во-первых, цены на летнее дизельное топливо сопоставимы с ценами на котируемый на мировом рынке газойль. В частности, в период с 2006 по 2010 г. корреляция российских и мировых цен на дизельное топливо составила 0,93. Высокая корреляция индекса и европейских котировок подтвердила, что поведение индекса «КОРТЕС-Газойль» определяется понятными и объективными факторами рынка. Это связано с тем, что основой для установления оптовых цен на нефтепродукты в России служит экспортная альтернатива. Вторая причина - отсутствие необходимости введения поправок на зимние морозы в России.
Повышенный спрос на зимнее дизельное топливо в период холодов зачастую приводит к существенному росту цен на него независимо от поведения мировых котировок газойля. Для определения перечня нефтеперерабатывающих заводов, котировки на которых необходимо учитывать в расчете индекса, специалисты КОРТЕС осуществили районирование российского рынка и определили прин-
531
ципы ценообразования на нефтепродукты в каждой из географических зон. Решение рассчитывать индекс по котировкам летнего дизельного топлива в Европейской части России принято по двум причинам. С одной стороны, производители в Европейской части РФ при формировании цен на летнее дизельное топливо ориентируются на европейские котировки газойля (Северо-Западная Европа, Средиземноморье). С другой - рынок нефтепродуктов Сибири и Дальнего Востока в значительной степени монополизирован по сравнению с рынком Европейской части РФ. В результате в перечень НПЗ, котировки на которых учитываются при расчете индекса, были включены 19 предприятий нефтеперерабатывающей промышленности. Обозначенные принципы легли в основу методологии расчета нового индекса, который получил название «Кортес-Газойль».
В расчете индекса учитываются котировки летнего дизельного топлива, соответствующего техническому регламенту «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», а также требованиям актуальных редакций нормативно-технической документации, по которой производится дизельное топливо. Котировки, используемые в расчете индекса «КОРТЕС-Газойль», соответствуют партиям товара объемом 60-1000 т. На данный момент уже все три российские биржы (МБНК, СПбМТСБ, биржа «Санкт-Петербург») проводят электронные торги на срочном рынке. Преимущества биржевой торговли фьючерсами отмечает В. Николаев, генеральный директор Биржи «Санкт-Петербург»: «Фьючерс на индекс «КОРТЕС-Газойль» позволяет участникам российского рынка нефтепродуктов получить возможность хеджировать рублевые операции на внутреннем рынке, инвесторы получают ликвидный инструмент для спекулятивных операций, а министерства и ведомства -индикатор прогнозных цен на дизельное топливо» [8].
Делая вывод, отметим, что биржевая торговля в России эффективно развивается. Очевидно, что совершенству нет предела, и в данном вопросе оптимизации важна непрерывность процесса. Чрезвычайно важно исключить возникновение дефицита предложения нефтепродуктов на бирже и, как следствие, «лихорадочного» изменения цен. Также нужно предоставить участникам торгов широкий спектр финансовых инструментов. Обеспечить возможность зарабатывать по официально утвержденным правилам, не нарушая Налоговый кодекс и антимонопольное законодательство РФ. Отечественные биржи находятся в шаге от признания надежного индикатора конкурентных цен, приобретая все больше сторонников.
532
Литература и информационные источники
1. Баранов В. Биржевой цене пора доверять //Нефтегазовая вертикаль. 2009. №18. С. 46-51.
2. Гусев Д. Биржам нужны равные условия //Нефтегазовая вертикаль. 2009. №14. С. 63-64.
3. Завьялов Д. На пути к индикатору // Нефть России. 2010. №7. С. 74-77.
4. Завьялов Д. Выводили нефть на биржу //Нефть России. 2010. М°5. С.24-27.
5. Музлова Г. Биржевая торговля нефтепродуктами: дорасти до индексов // Нефтегазовая вертикаль. 2009. №19. С. 52-54.
6. Пироженко А. Гарантированный объем открытых торгов повысит прозрачность рынка //Нефтегазовая вертикаль. 2009. №19. С. 55-59.
7. Савельев К. В поисках ценового индекса //Нефть России. 2010. Ме1. С. 62-66.
8. Строков П., Сергеев А. Рынок нефтепродуктов получит справедливый индикатор и прогнозный инструмент //Нефтегазовая вертикаль. 2010. №4. С. 56-59.
9. Межрегиональная биржа нефтегазового комплекса. www.fexer.ru /
10. Санкт-Петербуржская Международная Товарно-Сырьевая Биржа. http://www.s-pimex.ru/
533