Научная статья на тему 'РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ГОСУДАРСТВ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА'

РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ГОСУДАРСТВ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
24
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПРАВЛЕНИЕ / ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / ОСУЖДЕННЫЙ / ТРУД / СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОТПУСК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нарышкина Наталья Игоревна, Моисеев Николай Дмитриевич

В статье рассматриваются вопросы, связанные с регулированием труда осужденных к лишению свободы по законодательству Российской Федерации и иных государств постсоветского пространства, выявляются сходства и различия в правовой регламентации института трудовой адаптации осужденных. Анализируется влияние Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации на формирование национальных правовых источников других государств в рассматриваемой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATION OF LABOR OF PERSONS SENTENCED TO IMPRISONMENT UNDER THE LEGISLATION OF THE POST-SOVIET STATES

The article deals with issues related to the regulation of the labor of persons sentenced to imprisonment under the legislation of the Russian Federation and other post-Soviet states, identifies similarities and differences in the legal regulation of the institution of labor adaptation of convicts. The article analyzes the influence of the Criminal Executive Code of the Russian Federation on the formation of national legal sources of other states in the field under consideration.

Текст научной работы на тему «РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ГОСУДАРСТВ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА»

DOI 10.47643/1815-1337_2021_9_93 УДК 343.823

РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ГОСУДАРСТВ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА

REGULATION OF THE LABOR OF PERSONS SENTENCED TO IMPRISONMENT UNDER THE LEGISLATION OF THE POST-SOVIET STATES

НАРЫШКИНА Наталья Игоревна,

кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры уголовно-исполнительного права юридического факультета ВЮИ ФСИН России, Владимир.

600020, Россия, Владимирская обл., г. Владимир, ул. Большая Нижегородская, 67-е. E-mail: natanaryshkina@mail.ru;

МОИСЕЕВ Николай Дмитриевич,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры организации оперативно-розыскной деятельности юридического факультета Академия ФСИН России, Рязань. 390000, Россия, Рязанская обл., г. Рязань, ул. Сенная, 1. E-mail: olegr62@yandex.ru;

Naryshkina Natalia Igorevna,

head of the Department of penal law of the law faculty, candidate of law, associate Professor. 600020, Russian Federation, Vladimir region, Vladimir Bolshaya Nizhegorodskaya str., 67e. E-mail: natanaryshkina@mail.ru;

Moiseev Nikolai Dmitrievich,

associate Professor of the Department of operational-search activity candidate of law, associate Professor. 390000, Russia, Ryazan region, Ryazan, Sennaya str., 1. E-mail: olegr62@yandex.ru

Краткая аннотация: в статье рассматриваются вопросы, связанные с регулированием труда осужденных к лишению свободы по законодательству Российской Федерации и иных государств постсоветского пространства, выявляются сходства и различия в правовой регламентации института трудовой адаптации осужденных. Анализируется влияние Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации на формирование национальных правовых источников других государств в рассматриваемой сфере.

Abstract: the article deals with issues related to the regulation of the labor of persons sentenced to imprisonment under the legislation of the Russian Federation and other post-Soviet states, identifies similarities and differences in the legal regulation of the institution of labor adaptation of convicts. The article analyzes the influence of the Criminal Executive Code of the Russian Federation on the formation of national legal sources of other states in the field under consideration.

Ключевые слова: исправление, лишение свободы, осужденный, труд, социальное страхование, пенсионное обеспечение, отпуск.

Keywords: correction, imprisonment, convicted person, labor, social insurance, pension provision, vacation.

Дата направления статьи в редакцию: 01.08.2021

Дата публикации: 30.09.2021

В государствах постсоветского пространства уделяется внимание правовому регулированию организации труда осужденных, лишенных свободы, однако комплексного сравнительно-правового исследования рассматриваемой сферы общественных отношений не проводилось. Нами проанализировано законодательство стран постсоветского пространства в области привлечения осужденных к общественно полезному труду с выявлением сходств и различий, а также определением степени влияния российского уголовно-исполнительного законодательства на формирование национальных правовых актов. Настоящее исследование позволит расширить наши представления о порядке исполнения наказания в виде лишения свободы в зарубежных государствах.

Нами проанализированы нормы Уголовно-исполнительного кодекса (далее: УИК) Российской Федерации от 8 января 1997 г. [12], Армении от 18 января 2005 г. [8], Украины от 11 июля 2003 г. [15], Белоруссии 11 января 2000 г. [9], Узбекистана от 25 апреля 1997 г. [13], Казахстана от 5 июля 2014 г. [10], Туркменистана от 25 марта 2011 г. [14] и Киргизии от 31 января 2017 г. [11], Исполнительного кодекса Республики Молдова (далее: Исполнительный Кодекс Молдовы) от 24 декабря 2004 г. [2], Закона о тюремном заключении Эстонии (далее: Закон Эстонии) от 14 июня 2000 г. [1], Кодекса исполнения уголовных наказаний Республики Таджикистан (далее: Кодекс Таджикистана) 6 августа 2001 г. [4], Кодекса Азербайджанской республики об исполнении наказаний (далее: Кодекс Азербайджана) от 14 июля 2000 г. [3], Кодекса о заключении под стражу Грузии (далее: Кодекс Грузии) от 9 марта 2010 г. [6], Кодекса Латвии об исполнении наказаний (далее: Кодекс Латвии) от 23 декабря 1970 г. [5], положения которых свидетельствуют о следующем:

1. Труд осужденных в местах лишения свободы является неотъемлемой частью процесса их исправления. Согласно ст. 9 УИК РФ, ст. 7 УИК Белоруссии, ст. 7 УИК Узбекистана, ст. 6 УИК Туркменистана, ст. 171 Исполнительного кодекса Молдовы, ст. 8 Кодекса Азербайджана, ст. 7 УИК Казахстана общественно полезный труд выступает одним из основных средств исправления осужденных. «Труд» является средством исправления осужденных по ст. 14 Кодекса Таджикистана. По ст. 6 УИК Украины и ст. 6 УИК Киргизии общественно полезный труд является одним из основных средств не только исправления, но и ресоциализации осужденных. В соответствии со ст. 17 УИК Армении основным средством исправления осужденных является их «трудовая занятость», а по ст. 116 Кодекса Грузии одним из средств ресоциализации осужденных выступает их трудоустройство. В соответствии со ст. 61.3 Кодекса Латвии привлечение осужденных к «общественно-полезному занятию» является одним из средств их социальной реабилитации.

Таким образом, наблюдается расхождение в юридической терминологии как в процессе формулировки цели исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы, так и при определении средств ее достижения в разных странах постсоветского пространства.

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2021. № 9(201)

2. Между тем, цели привлечения осужденных к труду отражены далеко не во всех рассматриваемых нормативных правовых актах. УИК Узбекистана закрепил основную цель привлечения осужденных к труду - «формирование у них потребности заниматься общественно-полезной деятельностью» (ст. 88). УИК Российской Федерации подобного положения не содержит, но в ст. 1 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» [7] сказано, что «интересы исправления осужденных не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда» (подобное положение отражено в ч. 7 ст. 76 УИК Туркменистана и ч. 3 ст. 85 УИК Армении).

3. УИК РФ провозглашает принцип обязательности труда для осужденных (ч. 1 ст. 103). Законодательство ряда стран постсоветского пространства также закрепляет данное положение (ст. 98 УИК Белоруссии, ст. 107 Кодекса Таджикистана, ст. 103 УИК Киргизии, ст. 95.1 Кодекса Азербайджана, ч. 1 ст. 37 Закона Эстонии). Иное выявлено в нормах Исполнительного кодекса Молдовы, где установлена «возможность», а не «обязанность» осужденного трудиться (ч. 1 ст. 234), То же регламентирует ст. 85 УИК Армении. В УИК Украины сказано, что осужденные к лишению свободы имеют право трудиться, на добровольной основе, на основании договора гражданско-правового характера или трудового договора, а обязанность трудиться распространяется только на осужденных, имеющих задолженность по исполнительным документам (ст. 118). В УИК Узбекистана не выявлено прямого упоминания об обязанности осужденных трудиться, но косвенно она вытекает из смысла ст. 88. То же можно сказать о положениях ч. 1 и 3 ст. 76 УИК Туркменистана.

4. В соответствии с Законом Эстонии не обязаны трудиться заключенные старше 63 лет (ч. 2 ст. 37). Отмечаем, что указанная возрастная планка не универсальна. Так, например, в соответствии с Кодексом Таджикистана мужчины старше 63 лет, а женщины старше 58 лет (ч. 2 ст. 107) трудятся по желанию. Согласно ч. 3 ст. 76 УИК Туркменистана право на труд распространяется на мужчин старше 62 лет и женщин старше 57 лет. В УИК Узбекистана (ст. 88), Кодексе Азербайджана (ст. 95.2) осужденные мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет привлекаются к труду по их желанию. В УИК Белоруссии (ч. 2 ст. 98), УИК Киргизии (ч. 2 ст. 103) и Исполнительном кодексе Молдовы (ч. 4 ст. 234) закреплено общее понятие «достижение пенсионного возраста» без его конкретизации. В УИК Украины содержится бланкетная норма, которая определяет, что достижение пенсионного возраста устанавливается ст. 26 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании». Согласно ч. 2 ст. 103 УИК РФ указывается категория осужденных, «достигших возраста, дающего право на назначение страховой премии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации», что тоже является разновидностью бланкетной нормы.

Инвалидность I или II группы также дает осужденным возможность трудиться в соответствии с ч. 2 ст. 103 УИК РФ, ч. 2 ст. 98 УИК Белоруссии, ч. 2 ст. 118 УИК Украины, ст. 88 УИК Узбекистана, ч. 2 ст. 107 Кодекса Таджикистана, ч. 2 ст. 103 УИК Киргизии, ст. 95.2 Кодекса Азербайджана. А в Исполнительном кодексе Молдовы определено право на труд для осужденных с тяжелым и выраженным ограничением возможностей (ч. 4 ст. 234).

5. В России с 1 сентября 1992 г. работа осужденных включается в общий трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии. Учет отработанного времени возлагается на администрацию исправительного учреждения и производится по итогам календарного года (ч. 3 ст. 104 УИК РФ). Те же положения содержатся в УИК Белоруссии (ч. 3 ст. 99), Кодексе Таджикистана (ч. 5 ст. 108)., УИК Киргизии (ч. 2-3 ст. 104), Кодекса Азербайджана (ст. 96.4).

6. Трудоустроенные осужденные имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью: 18 рабочих дней - для отбывающих лишение свободы в воспитательных колониях; 12 рабочих дней - в иных исправительных учреждениях в соответствии с УИК РФ (ч. 4 ст. 104), УИК Белоруссии (ч. 4 ст. 99) и Кодексом Таджикистана (ч. 4 ст. 108). В соответствии с Кодексом Латвии осужденным предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 6 рабочих дней, а несовершеннолетним - 12 рабочих дней (ст. 56.8). Согласно ст. 91 УИК Узбекистана ежегодные трудовые отпуска продолжительностью 15 рабочих дней предоставляются только лицам, отбывающим наказание в колониях-поселениях. УИК Украины обходит вопрос о предоставлении работающим осужденным к лишению свободы отпуска молчанием. В ч. 3 ст. 77 УИК Туркменистана говорится о том, что отпуск трудоустроенным осужденным предоставляется, но его продолжительность не указывается. В Исполнительном кодексе Молдовы говорится о праве трудоустроенных осужденных на неоплачиваемый отпуск продолжительностью 12 рабочих дней (ст. 237).

7. Согласно ст. 105 УИК РФ осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда, а ее размер у осужденных, отработавших полностью определенную на месяц норму рабочего времени, не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Данная тенденция отмечена в Исполнительном кодексе Молдовы (ст. 236), Кодексе Азербайджана (ч. 2 ст. 97), УИК Киргизии (ч. 2 ст. 105), УИК Белоруссии (ч. 2 ст. 100), Кодексе Таджикистана (ч. 2 ст. 109), УИК Казахстана (ст. 120), УИК Армении (ч. 2 ст. 87), Кодекса Латвии (ст. 56.15), а в соответствии со ст. 92 УИК Узбекистана месячная оплата труда осужденных, выполнивших нормы труда и трудовые обязанности, не может быть ниже установленного законодательством размера по первому разряду Единой тарифной сетки по оплате труда. В ч. 2 ст. 78 УИК Туркменистана указано, что месячная оплата труда осужденных не может быть ниже установленного законодательством размера оплаты труда за выполнение соответствующих работ. В Украине труд лиц, осужденных к лишению свободы, оплачивается в соответствии с его количеством и качеством (ч. 1 ст. 120 УИК).

8. В исправительных учреждениях России на лицевой счет осужденных независимо от всех удержаний, производимых в порядке ст. 107 УИК РФ, должно зачисляться не менее 25 % начисленных им денежных средств. Подобная ситуация складывается в Таджикистане (ч. 3 ст. 111 Кодекса), Туркменистане (ч. 2 ст. 80 УИК), Узбекистане (ст. 92 УИК), Молдове (ч. 4, 7 ст. 236 Исполнительного кодекса). В Белоруссии это требование распространяется на все исправительные учреждения, за исключением исправительных колоний-поселений, где на лицевой счет осужденного зачисляется не менее 50 % заработной платы (ч. 4 ст. 101, ч. 3 ст. 102 УИК). В Украине (ч. 2 ст. 120 УИК), Киргизии (ч. 1 ст. 107 УИК), Азербайджане (ст. 99.3 Кодекса), Казахстане (ст. 122 УИК) и Эстонии (ч. 2 ст. 44 Закона) на лицевой счет осужденного поступает не менее 50 % заработка.

9. Осужденные к лишению свободы могут привлекаться без оплаты труда только к выполнению работ по благоустройству исправи-

тельных учреждений и прилегающих к ним территорий (ч. 1 ст. 106 УИК РФ, ч. 1 ст. 101 УИК Белоруссии, ч. 1 ст. 88 УИК Армении, ч. 1 ст. 121 УИК Казахстана, ст. 106 УИК Киргизии, ст. 93 УИК Узбекистана, ч. 5 ст. 118 УИК Украины, ч. 1 ст. 79 УИК Туркменистана, ч. 1 ст. 110 Кодекса Таджикистана, ч. 3 ст. 234 Исполнительного кодекса Молдовы, ст. 56.10 Кодекса Латвии, ст. 98 Кодекса Азербайджана).

Но продолжительность таких работ в разных государствах не одинакова: не более 8 часов в месяц по законодательству России, Армении, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана; 14 часов в неделю - Белоруссии; 2 часов в день - Украины, 16 часов в месяц - Таджикистана, 10 часов в неделю - Молдовы, 4 часов в день - Латвии. В Кодексе Азербайджана продолжительность неоплачиваемых работ не устанавливается (ст. 98).

10. Осужденные к лишению свободы, привлеченные к общественно полезному труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, имеют право на пенсионное обеспечение. Данная тенденция нашла свое отражение в УИК РФ (ст. 98), УИК Украины (ст. 122), УИК Узбекистана (ст. 96), а также УИК Туркменистана (ст. 76) и Исполнительном кодексе Молдовы (ст. 239), однако в законодательстве Туркменистана и Молдовы говорится лишь о государственном пенсионном страховании работающих осужденных.

Изложенное в статье позволяет сделать ряд выводов:

1. Уголовно-исполнительное законодательство рассматриваемых государств постсоветского пространства было принято после УИК РФ, поэтому мы полагаем, основываясь на идентичности их требований, что некоторые нормы о привлечении осужденных к труду были реципированы из УИК РФ, в большей степени это касается УИК Белоруссии, Киргизии, кодексов Азербайджана и Таджикистана.

2. Законодательство всех рассматриваемых государств постсоветского пространства уделяет определенное внимание организации труда осужденных, лишенных свободы, а большинство считает общественно полезный труд одним из основных средств исправления осужденных. Отмечаем, что многие положения о привлечении осужденных к труду в пенитенциарных учреждениях сходны или идентичны во всех рассматриваемых странах, но наблюдается и определенная специфика исходя из существующих политических и социально-экономических условий.

3. Труд осужденных к лишению свободы является в подавляющем большинстве стран постсоветского пространства обязательным, что было характерно для советского исправительно-трудового законодательства и в настоящее время не противоречит требованиям международных правовых документов, в частности ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., ст. 4 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и др.

4. Во всех рассматриваемых государствах труд осужденных оплачивается, но процент зачисляемых на лицевые счета денежных средств различен. Равно различается продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, работ без оплаты труда, возрастной планки осужденных, дающей право на труд.

Библиогра фия:

1. Закон о тюремном заключении от 14 июня 2000 г. № 58. - URL: http://jus.ee/download-files/1/10/47/-/ (дата обращения: 20.07.2021)

2. Исполнительный кодекс Республики Молдова от 24 декабря 2004 г. № 443-XV - URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30395643 (дата обращения: 20.07.2021)

3. Кодекс Азербайджанской Республики об исполнении наказаний утвержден Законом Азербайджанской Республики от 14 июля 2000 г. № 908-IQ - URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30420206 (дата обращения: 21.07.2021)

4. Кодекс исполнения уголовных наказаний Республики Таджикистан от 6 августа 2001 г. - URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30586704 (дата обращения: 19.07.2021)

5. Кодекс Латвии об исполнении наказаний, принятый Законом Верховного Совета Латвийской ССР от 23 декабря 1970 г. - URL: http://www.alex-lawyer.lv/kodekslatviiobispolneniinakazanijrus.pdf (дата обращения: 22.07.2021)

6. Кодекс о заключении под стражу, принятый Законом Грузии от 9 марта 2010 г. № 2696-1с - URL: https://matsne.gov.ge/ru/document/view/91612?publication=35 (дата обращения: 25.07.2021)

7. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы : [закон Рос. Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1] // Ведомости Съезда нар. депутатов и Верхов. Совета Рос. Федерации. - 1993. - № 33, ст. 1316.

8. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Армения от 18 января 2005 г. №ЗР-60 - URL: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=19493

9 Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь от 11 января 2000 г. № 365-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2000. - № 32, 2/140.

10. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан от 5 июля 2014 г. № 234-V // Ведомости Парламента РК. - 2014. - № 17, ст. 91.

11. Уголовно-исполнительный кодекс Кыргызской Республики от 31 января 2017 г. №17 - URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/111528 (дата обращения: 20.07.2021)

12. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации : [федер. закон от 8 янв. 1997 г. № 1 -Фз : принят Гос. Думой 18 дек. 1996 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1997. - № 2, ст. 198.

13. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Узбекистан утвержден Законом Республики Узбекистан от 25 апреля 1997 г. № 409-I - URL: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=1012 (дата обращения: 28.07.2021)

14. Уголовно-исполнительный кодекс Туркменистана от 25 марта 2011 г. № 164-IV // Ведомости Меджлиса Туркменистана. - 2011. - № 1, ст. 8.

15. Уголовно-исполнительный кодекс Украины от 11 июля 2003 г. № 1129-IV. - URL: http://continent-online.com/Document/?doc_id=30418034#pos=20;-175 (дата обращения: 29.07.2021)

References (transliterated):

1. Zakon o tyuremnom zaklyuchenii ot 14 iyunya 2000 g. № 58. - URL: http://jus.ee/download-files/1/10/47/-/ (data obrashcheniya: 20.07.2021)

2. Ispolnitel'nyj kodeks Respubliki Moldova ot 24 dekabrya 2004 g. № 443-XV - URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30395643 (data obrashcheniya: 20.07.2021)

3. Kodeks Azerbajdzhanskoj Respubliki ob ispolnenii nakazanij utverzhden Zakonom Azerbajdzhanskoj Respubliki ot 14 iyulya 2000 g. № 908-IQ - URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30420206 (data obrashcheniya: 21.07.2021)

4. Kodeks ispolneniya ugolcvnyh nakazanij Respubliki Tadzhikistan ot 6 avgusta 2001 g. - URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30586704 (data ob-rashcheniya: 19.07.2021)

5. Kodeks Latvii ob ispolnenii nakazanij, prinyatyj Zakonom Verhovnogo Soveta Latvijskoj SSR ot 23 dekabrya 1970 g. - URL: http://www.alex-lawyer.lv/kodekslatviiobispolneniinakazanijrus.pdf (data obrashcheniya: 22.07.2021)

6. Kodeks o zaklyuchenii pod strazhu, prinyatyj Zakonom Gruzii ot 9 marta 2010 g. № 2696-Is - URL: https://matsne.gov.ge/ru/document/view/91612?publication=35 (data obrashcheniya: 25.07.2021)

7. Ob uchrezhdeniyah i organah, ispolnyayushchih ugolovnye nakazaniya v vide lisheniya svobody : [zakon Ros. Federacii ot 21 iyulya 1993 g. № 5473-1] // Vedomosti S"ezda nar. deputatov i Verhov. Soveta Ros. Federacii. - 1993. - № 33, st. 1316.

8. Ugolovno-ispolnitel'nyj kodeks Respubliki Armeniya ot 18 yanvarya 2005 g. №ZR-60 - URL: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=19493

9 Ugolovno-ispolnitel'nyj kodeks Respubliki Belarus' ot 11 yanvarya 2000 g. № 365-3 // Nacional'nyj reestr pravovyh aktov Respubliki Belarus'. - 2000. - № 32, 2/140.

10. Ugolovno-ispolnitel'nyj kodeks Respubliki Kazahstan ot 5 iyulya 2014 g. № 234-V // Vedomosti Parlamenta RK. - 2014. - № 17, st. 91.

11. Ugolo/no-ispolnitel'nyj kodeks Kyrgyzskoj Respubliki ot 31 yanvarya 2017 g. №17 - URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/111528 (data obrashcheniya: 20.07.2021)

12. Ugolovno-ispolnitel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii : [feder. zakon ot 8 yanv. 1997 g. № 1-FZ : prinyat Gos. Dumoj 18 dek. 1996 g.] // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. - 1997. - № 2, st. 198.

13. Ugolovno-ispolnitel'nyj kodeks Respubliki Uzbekistan utverzhden Zakonom Respubliki Uzbekistan ot 25 aprelya 1997 g. № 409-I - URL: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=1012 (data obrashcheniya: 28.07.2021)

14. Ugolovno-ispolnitel'nyj kodeks Turkmenistana ot 25 marta 2011 g. № 164-IV // Vedomosti Medzhlisa Turkmenistana. - 2011. - № 1, st. 8.

15. Ugolovno-ispolnitel'nyj kodeks Ukrainy ot 11 iyulya 2003 g. № 1129-IV. - URL: http://continent-online.com/Document/?doc_id=30418034#pos=20;-175 (data obrashcheniya: 29.07.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.