Научная статья на тему 'Регулирование трансформации структуры экономики региона'

Регулирование трансформации структуры экономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
203
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА / ТРАНСФОРМАЦИЯ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЕГИОН / ЭКОНОМИКА / ВОЗДЕЙСТВИЕ / СИСТЕМА / УПРАВЛЕНИЕ / КЛАССИФИКАЦИЯ / ВОЗМОЖНОСТЬ / ГОСУДАРСТВО / РЫНОК / ВЛАСТЬ / АНАРХИЗМ / ДЕМОКРАТИЯ / КРИТИКА / РЕСПУБЛИКА / ПАРТИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузьбожев Э.Н., Скулова Г.Г., Беляева Т.А.

Обосновывается необходимость регулирующих воздействий на экономику региона, обеспечения адекватности структур системы управления экономикой и её самой. Обсуждается возможность регулирования трансформационных изменений в экономике с применением стратифицированной классификации системных образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Регулирование трансформации структуры экономики региона»

Вопросы экономики

РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ СТРУКТУРЫ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

Э.Н. КУЗЬБОЖЕВ,

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики и управления

Г.Г. СКУЛОВА,

преподаватель кафедры экономики и управления, аспирант дневной формы обучения

Т.А. БЕЛЯЕВА,

старший преподаватель Курский государственный технический университет

Ключевые слова: структура, трансформация, регулирование, регион, экономика, воздействие, система, управление, классификация, возможность, государство, рынок, власть, анархизм, демократия, критика, республика, управление, партия, безопасность.

Обосновывается необходимость регулирующих воздействий на экономику региона, обеспечения адекватности структур системы управления экономикой и ее самой. Обсуждается возможность регулирования трансформационных изменений в экономике с применением стратифицированной классификации системных образований.

После перехода России к рыночным отношениям сократилось число инструментов государственного регулирования и одновременно возникли сомнения: имеет ли смысл говорить об «управлении» структурами региональных экономик в условиях рынка; во-вторых, что эффективнее: вмешательство государства в экономические процессы или самоорганизация последних? На первый вопрос авторы отвечают положительно. При ответе на второй вопрос допускается возможность самоорганизации, но для этого требуется значительное время, которое может даже превышать временной период производства энтропии в экономическом (хозяйственном) пространстве. Государственное

вмешательство предполагает необходимость согласованного изменения структур региональных экономик1 и возможность корректировки (при необходимости) их трансформационных изменений с применением как традиционных процедур, так и на основе стратифицированного подхода.

Термин «управление» в рыночных условиях следует использовать ограниченно; более уместны понятия «регулирование» и «коррекция» экономических процессов, в том числе структуры экономики. Государственным (или рыночным) воздействием можно направлять экономику в желаемом направлении, трансформировать2. Но при этом естественен

1 Структуру экономики региона можно охарактеризовать с различных точек зрения: экономической, социальной, отраслевой, территориальной, природно-ресурсной, организационной. Структура (от лат. structura — строение, расположение, порядок) — взаиморасположение и связь составных частей, элементов чего-либо, строение. Под организационной структурой управления регионом следует понимать упорядоченную совокупность взаимосвязанных органов исполнительной власти, обеспечивающих функционирование и развитие региона. Структура органов управления должна быть ориентирована на решение следующих вопросов: «что» надо иметь к какому-то моменту времени в данном регионе; «что» может появиться под влиянием рыночных стимуляторов; «что» может исчезнуть под влиянием дестимуляторов.

2 Трансформация — преобразование, изменение вида, формы, существенных свойств чего-либо.

вопрос: нужно ли вмешиваться в экономику или рынок способен самостоятельно преодолевать кризисы, развиваться и совершенствоваться? Ответим на этот вопрос в исторической ретроспекции.

Во все времена, вплоть до наших дней, появлялись личности и философские течения, доказывающие необходимость полного уничтожения власти (т. е. торжества анархии). Теоретик анархизма П. А. Кропоткин утверждал, что «анархизм представляет собой... творческую созидательную силу самого народа, выработавшего учреждения обычного права, чтобы лучше защититься от желающего господствовать над ним меньшинства. Анархизм стремится. выработать учреждения, необходимые для обеспечения свободного развития общества, — в противоположность тем, кто возлагает всю свою надежду на законодательство, выработанное правительством, состоящим из меньшинства и захватившим власть над народными массами при помощи суровой жестокой дисциплины» [1]. Анархист М. Бакунин считал, что между монархией и самой демократической республикой имеется только одно существенное различие: в первой чиновный мир притесняет и грабит народ для пользы привилегированных классов и собственных карманов, во имя монарха; в республике же он будет точно так же теснить и грабить народ для тех же карманов и классов, только уже во имя народной воли. В республике мнимый народ, как бы представляемый государством, душит народ живой и действительный. Но народу отнюдь не будет легче, если палка, которой его будут бить, будет называться палкой народной [2].

Теории анархии наибольшую популярность приобретали в апогеях социалистических революций. Однако управление общественным развитием, созданное в СССР, разочаровало анархистов. Тот же Кропоткин говорил: «... Анархизм родился из. протеста, критического и революционного, из которого родился вообще весь социализм. Только некоторые социалисты, дойдя до отрицания капитала и общественного строя, основанного на порабощении труда капиталом, остановились на этом. Они не восстали против того, что составляет. истинную силу капитала — государства и его главных оплотов: централизации власти, закона (составленного всегда меньшинством и в пользу меньшинства) и суда, созданных главным образом ради защиты власти и капитала. Что касается анархизма, то он не останавливается на одной критике этих учреждений. Он поднимает свою святотатственную руку не только против капитала, но также против его оплотов: государства, централизации и установленных государством законов и суда» [1].

Институт государства возник3 из-за объективной необходимости реализовывать определенные функции. В их числе: защита территориальной целостности страны; предотвращение различных кризисов и стабилизация ситуации в стране после их появления. Даже первый анархист планеты Кропоткин ратовал за войну до победы над Германской империей, а для этого требовалось твердое, централизованное управление, строгая дисциплина, сильное государство.

Из теории анархии следовало, что государства не должно быть вообще; и уж само собой разумеется, что оно не должно вмешиваться в жизнь общества и в экономику. Из этого можно сделать следующий частный вывод: структура экономики может и не нуждаться во внешнем управлении; она самостоятельно преобразуется (трансформируется) согласно складывающейся ситуации.

Управление регионом в целом зависит и от формы государственного вмешательства в динамику общественных (в том числе производственных) процессов. Здесь в состав наиболее значимых политических и правовых методологий могут включаться либерализм и консерватизм.

Консерватизм4 включает разнородные идейно-политические и культурные течения, выступающие за традицию и преемственность в общественной жизни, за неприятие революций и радикальных реформ, пропаганду эволюционного развития, суровый реализм и прагматику настоящего в противовес оптимистическим ожиданиям. Консервативные течения требуют реставрации «старых» порядков и нередко идеализируют прошлое.

Либерализм — идеологическое и общественно-политическое течение, отстаивающее парламентский строй, демократические свободы и свободу предпринимательства. Его основой считается разделение властей, создание механизма сдержек и противовесов для их уравновешивания или ограничения деятельности.

Либеральные и консервативные политические партии5 функционируют во многих странах6;

3 Временем возникновения первых государств принято считать середину четвертого тысячелетия до н. э.; именно тогда начался переход человечества от первобытности к цивилизации.

4 Термин «консерватизм» производен от названия журнала «Консерватор», издававшегося во Франции с 1818 г. (лат. conservo — охраняю, сохраняю).

5 Политическая партия — независимое общественное объединение, выражающее политическую волю своих членов и сторонников, ставящее своими задачами участие в определении политического курса государства, в формировании органов (в т. ч. представительных) государственной власти и управления.

6 Например, либеральные партии имеются в Канаде, Финляндии, Испании и т. д.; консервативные — в Великобритании, США, Италии и т. д.

Таблица 1

Структура экономики Курской области по выпуску продукции в 1980 — 2005 гг.

Чистая отрасль* Доля в региональном объеме выпуска продукции по годам, %

1980 1985 1990 1995 2000 2005

Всего выпущено продукции 100 100 100 100 100 100

Строительство 15,91 17,75 15,85 10,78 8,91 9,70

Сельское хозяйство 21,59 20,64 26,30 25,57 27,25 22,26

Промышленность всего, в том числе 62,50 61,61 57,85 63,65 63,84 68,04

Электроэнергетика 3,87 5,98 5,73 14,96 14,24 17,74

Черная металлургия 3,50 4,50 3,88 7,38 8,87 20,23

Химическая и нефтехимическая 10,00 7,64 6,77 7,83 9,26 3,11

Машиностроение и металлообработка 16,75 16,08 16,83 10,37 11,62 8,57

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная 0,81 1,11 1,16 2,04 3,06 3,24

Строительные материалы 1,56 1,97 1,74 2,42 1,47 1,53

Легкая 9,81 8,56 7,87 2,99 1,85 1,27

Пищевая 14,56 15,09 13,25 14,57 12,13 10,16

Прочие отрасли промышленности 1,62 0,68 0,64 1,08 1,34 2,19

* Чистая отрасль — это совокупность предприятий одного профиля, выпускающих одинаковые виды продукции.

после «прихода к власти» эти партии определяют характер экономической и социальной политики государств. Доктрины большинства либеральных партий подразумевают, что рынок не нуждается в государственном регулировании, выступают за индивидуальные права на собственность и свободу контракта. Некоторые партии готовы допустить правительственный надзор над монополиями; другие утверждают, что монополизация рынка возникает только как следствие действий государства; третьи допускают присутствие рыночных сил даже в таких областях, как обеспечение безопасности или судопроизводство. В современном либерализме выделяют два течения: экономический (классический) и социальный. Экономические либералы ограничивают функцию государства задачами обеспечения законности, безопасности и обороны. Социальные либералы считают, что главная задача государства — это социальная защита (обеспечение социальной стабильности).

Консервативные партии на вопрос: «Кто виноват в плохой жизни каждого конкретного человека— государство или сам человек?» — дают однозначный ответ: «Сам человек». Поэтому в современной политике консерваторы стремятся сокращать расходы государства на социальные программы. Консерваторы пытаются создавать сильное государство, условия для централизации власти; при них в структурах управления преобладают линейные связи.

Даже столь лаконичный анализ позволяет сделать вывод, что главенствующие общественно-политические течения в разных странах неодинаково относятся к государственной власти и предлагают собственные способы воздействия на общественные процессы.

Эволюцию государства можно проследить и по эволюции организации7 органов власти. Организация должна учитывать целевой характер структурных трансформаций, быть гибкой и адекватно реагировать на все изменения. Для каждой экономической формации характерна оригинальная государственность.

После 1993 г. в России произошла смена политических режимов, изменения затронули и отраслевые структуры экономик страны и регионов. В России советского периода функционировала жесткая централизованная власть; постсоветская Россия проводит (по крайней мере, пока) либеральный курс развития. Управление страной в начале XXI в. базируется на принципе разделения властей. В то же время современными исследованиями признается, что либерализм действующей российской Конституции непоследователен, а временами она даже противоречит подлинному либерализму.

Несмотря на смену политического режима и изменившуюся экономическую политику в России, структура органов власти и управления в регионах изменилась незначительно. Экономика Курской области, например, за время реформ конца ХХ — начала XXI в. претерпела существенные изменения (табл. 1 и рис. 1), но структура управления региональной экономикой адекватно этому не была трансформирована.

В рассматриваемом периоде в структуре производства произошли следующие изменения: вследствие сокращения производства промышлен-

7 Организация — функция управления, представляющая собой процесс создания структуры объекта управления, которая дает возможность подсистемам эффективно работать вместе для достижения его целей.

ных товаров и роста цен на продукцию сельского хозяйства ее удельный вес в общем объеме выпуска продукции увеличился; доли отраслей в региональном объеме выпуска, лидирующих по объему производства до 1990-х гг. (машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность, легкая промышленность, химическая и нефтехимическая промышленность), уменьшились; отраслями региональной специализации стали электроэнергетика (из-за роста тарифов на электроэнергию), черная металлургия — горнорудная промышленность (рост производства в добывающих отраслях стал характерным для всей страны).

Такая трансформация структуры экономики региона, сформированная в советское время, по нашему мнению, была «реакцией» на следующие действия управляющего директивно центра страны.

30.06.1987 г. был принят Закон «О государственном предприятии (объединении)». Этот документ «узаконил» уменьшенное число обязательных плановых показателей предприятий, утверждаемых вышестоящим органом; предприятиям предоставлялось право самостоятельно распоряжаться всей полученной прибылью, оставшейся после обязательных платежей в бюджет, и формировать фонд заработной платы; предприятиям разрешалось устанавливать прямые хозяйственные связи с другими организациями при условии выполнения государственного заказа. Минусом стало то, что государственные заказы, налогообложение и директивно устанавливаемые цены (цены нередко оказывались ниже себестоимости продукции) по-прежнему ограничивали деятельность предприятий.

04.06.1990 г. Верховный Совет СССР принял Закон «О предприятиях в СССР»; согласно закону государственные предприятия освобождались от опеки министерств. Но в постановлении о порядке введения закона в действие оговаривалось, что свобода выбора предмета договора, определения обязательств и иных условий хозяйственных взаимоотношений государственным предприятиям может быть предоставлена только через 2,5 г. после принятия закона. В 1990 г. был принят и другой Закон «О собственности в СССР»; согласно ему государство отказывалось от приоритета государственной собственности. Другие законы, утвержденные Верховным Советом СССР 28.02.1990 г., разрешили гражданам СССР вести крестьянские хозяйства, основанные преимущественно на личном труде и труде членов их семей. Закон «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР», принятый Верховным Советом СССР 02.04.1991 г., дал еще большие свободы — разрешил предпринимательскую деятельность граждан уже и с применением наемного труда. Предпринимателям как гражданам СССР, так и иностранцам разрешалось осуществлять все виды хозяйственной деятельности, не запрещенные этим законом, создавать любые виды предприятий, не запрещаемые действующим законодательством. Предприятиям также предоставлялась возможность самостоятельно устанавливать цены на продукцию.

На рис. 1 зафиксированы последствия этих мер (в 1991 г. из-за роста цен увеличилась доля промышленности в региональном объеме выпуска продукции).

80,00

70,00

60,00

Ж. 50,00 и

И 40,00

и ' №

$ 30,00 20,00 10,00 0,00

^ # ^ # ^ # # # # # # # ^ Год

-♦-Строительство -И-Сельскоехозяйство -А-Промышленность

>> ^ „сЬ > ^ ой о, -

/ ^ ^ / / / /

—♦— Электроэнергетика -■—Черная металлургия

Химическая и нефтехимическая промышленность -х- Машиностроение и металлообработка -ж-Легкая промышленность —•— Пищевая промышленность

Год

а б

Рис. 1. Динамика структуры регионального производства в целом (а) и промышленности (б) Курской области

После начавшихся в 1991 г. процессов фактического распада СССР как единого государства в России произошел экономический кризис. Следствием этого стал очередной виток трансформационных изменений в региональном производстве вообще и промышленности в частности (см. рис. 1). Тем не менее принципиальных изменений в структурах регионального управления в это время не произошло.

Сложившаяся к настоящему времени система управления экономикой Курской области действует согласно местному закону [3]. В результате в регионе установилась исполнительная власть во главе с администрацией области [4]. В составе исполнительных органов функционируют комитеты, регулирующие отдельные блоки хозяйства, но системного управления экономикой как не было ранее, так нет и до сих пор. К примеру, управление отраслями материального производства распределено между несколькими заместителями председателя правительства. Отрасли экономики, управление которыми сосредоточено в отдельных комитетах, имеют больше возможностей для развития; в конечном счете это сказывается на долях отраслей в общем объеме регионального продукта (к таким отраслям можно отнести сельское хозяйство, пищевую промышленность, электроэнергетику и строительство, см. табл. 1).

Управление промышленностью сосредоточено в комитете промышленности и энергетики. Вынесение в название комитета слова «энергетика» создает предпосылки для негласного повышения приоритета электроэнергетики над другими отраслями промышленности.

Пищевая и перерабатывающая промышленности отделены от остальных отраслей и переданы другому заместителю председателя правительства. В ведении последнего также находится комитет агропромышленного комплекса, включающий и некоторые отрасли промышленности. Большая часть отраслей промышленности находится в ведении другого комитета, т. е. некоторые управленческие функции дублируются разными комитетами. Это уменьшает ответственность исполнителей за принимаемые решения, снижает эффективность управления.

В состав подразделений региональной администрации должны входить и органы, регулирующие развитие районов; их сбалансированное развитие является не менее актуальной задачей, чем трансформация структуры региональной экономики. Однако это направление деятельности

официально не отражено в структуре исполнительной власти. Функционировавший прежде комитет по вопросам местного самоуправления 05.04.2005 г. был преобразован в комитет по работе с территориями и общественными организациями. Функции этой структурной единицы значительно отличаются от функций прежнего комитета. Норма управляемости ( 7 ± 2человека, подчиненных одному руководителю) нарушена (сказанное, кстати, можно отнести к каждому заместителю председателя правительства Курской области и даже к нему самому). Сотрудники комитетов большую часть рабочего времени расходуют на проработку статистической информации (с 2005 г. органы статистики области группируют экономическую информацию в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), введенным 01.01.2003 г., структура же исполнительной власти отражает прежний отраслевой принцип).

Общероссийский классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) был характерен для периода развития советской экономики. Этот классификатор использовался более 30 лет (был принят 01.01.1976 г.). Несмотря на распространенное мнение, что ОКОНХ устарел, он давал необходимые сведения Госплану СССР об отраслевых структурных пропорциях.

Согласно ОКОНХ, экономику (страны, региона) образуют семь хозяйственных отраслей: 1) промышленность; 2) сельское хозяйство; 3) лесное хозяйство; 4) строительство; 5) транспорт (производственный); 6) связь (производственная); 7) торговля, общественное питание, снабжение, сбыт.

ОКОНХ разрабатывался в условиях централизованной плановой экономики и предназначался для обеспечения детального контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, а структура народного хозяйства изучалась с точки зрения расширенного социалистического воспроизводства. В ОКОНХ все отрасли экономики относились к двум сферам: производственной и непроизводственной. При этом считалось, что именно в производственной сфере создается национальный доход, а отрасли нематериальной сферы выполняют только перераспределительные функции, и в этих отраслях не создаются ни продукция, ни первичный доход.

В начале XXI в. российские хозяйственники посчитали, что ОКОНХ уже не обеспечивает достоверного отражения хозяйственной инфраструктуры страны, что при подготовке международных экономических сопоставлений предварительно

Рис. 2. Фрагмент альтернативной структуры исполнительных органов власти

Курской области

ческими и некоммерческими видами экономической деятельности. В то же время в ОКВЭД детально классифицируется финансовая деятельность, деятельность по выполнению операций с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, которые в ОКОНХ ранее не были представлены.

Примечание.

следовало проводить трудоемкие пересчеты. Было принято решение о представлении статистической информации в разрезе видов экономической деятельности (ВЭД) в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД)8.

В ОКВЭД объектами классификации являются виды экономической деятельности субъектов хозяйственной деятельности (хозяйствующих субъектов) с однопрофильной и многопрофильной деятельностью, характеризующихся различной степенью хозяйственной обособленности, мерой самостоятельности. По правилам классификации каждый хозяйствующий субъект в соответствии с характером своей основной деятельности должен быть однозначно отнесен к одной единственной позиции этой классификации.

Использование ОКВЭД не лишено недостатков. В частности, не определено однозначно понятие «вид экономической деятельности». Но самой большой проблемой для ученых стало нарушение динамических рядов экономических показателей, накопленных в советский период; возникла необходимость приведения этой динамики к сопоставимому виду.

В ОКВЭД не учитываются и такие классификационные признаки, как форма собственности, организационно-правовая форма и ведомственная подчиненность хозяйствующих субъектов, не проводятся различия между внутренней и внешней торговлей, рыночными и нерыночными, коммер-

8 Государственный комитет Российской Федерации по статистике приказом от 07.12.2001 г. № 454 ст. «О принятии и введении в действие ОКВЭД» объявил датой введения в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности 01.01.2003 г.

Из сказанного не следует, что авторы считают решение о введении в оборот ОКВЭД ошибочным (для подобного суждения в их распоряжении нет необходимых сведений!), более того, авторы убеждены, что ОКВЭД может оказаться даже полезным в предоставлении информации, необходимой для проведения многих расчетов и принятия серьезных решений в усложняющихся финансовых условиях (жаль лишь, что в РФ пока отсутствуют методики для подобных расчетов).

Но частный вывод из проведенного анализа все же сделать можно: форма статистической отчетности должна конструироваться синхронно, быть частью методики регулирования экономических и социальных процессов. Это — аксиома, и она известна почти всем экономистам, соприкасающимся с научной тематикой. Реальность, к сожалению, иная: почти все происходило «строго наоборот», сперва конструировалась информация, затем — методика.

На рис. 2 приведен фрагмент предлагаемой авторами альтернативной структуры исполнительных органов власти Курской области. В комитете обрабатывающих производств желательно выделять группы специалистов, курирующих развитие каждого вида экономической деятельности. Управление видами экономической деятельности материального производства может быть подчинено первому заместителю председателя правительства (в этом случае его уровень управляемости станет равным 8). Комитет индикативного планирования (КИП) — это своеобразный информационно-аналитический центр. К функциям этого комитета авторы вернутся позднее, после изложения важной для понимания их сути информации.

Индикативное планирование, получившее значительное развитие во многих капиталисти-

Страты территориального производственного образования Формы монополистических и финансовых связей

J = 1 J = 2 J = п

1 = 1 СО 1 = 1, у = 1 СО 1 = 1, у = 2 СО 1 = 1, у = п

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 = 2 СО 1 = 2, у = 1 СО 1 = 2, у = 2 СО 1 = 2, у = п

1 = k СО 1 = к, у = 1 СО 1 = к, у = 2 СО 1 = ^ у = п

Рис. 3. Сводная таблица территориальных системных образований

ческих странах в послевоенный период, доказало свою высокую эффективность в качестве одного из средств государственного регулирования рыночной экономики. В самых общих чертах индикативное планирование (ИП) — это совокупность процедур согласования (координации) процессов: макропланирования, представленного в прогнозах, бюджетных планах и макропрограммах, разрабатываемых и осуществляемых государством; мезопланирования, воплощаемого в прогнозах, бюджетных планах и программах региональных и местных властей; микропланирования, реализуемого в планах предприятий. Рыночные реформы в России, естественно, актуализируют изучение соответствующего опыта и последующее его использование в подготовке индикативных показателей развития региональной экономики.

Понятно, что для регулирования структуры экономики необходим постоянный анализ (диагностика) ситуации. Администрация должна знать тенденции развития экономики, чтобы адекватно воздействовать на нее; должна понимать, каковы будут последствия конкретного изменения в структуре экономики, предвидеть динамику изменений системных образований, уметь регулировать и корректировать подобные трансформации.

По мнению авторов статьи, многие закономерности, используемые в физике, органической и неорганической химии, можно использовать (с определенной долей условности) и в экономике. Так, в XX в. появилась оригинальная ветвь в «дереве наук» — экономическая физика (сокращенно — эконофизика). Пионером в этой ветви наук мы считаем В. Е. Вершина (в 1970-е гг. ХХ в. он занимал должность руководителя структурного подразделения в отраслевом НИИ общесоюзного министерства промышленности средств связи). Эконофизика, без преувеличения, дала «новое дыхание» исследованиям динамики социально-экономических систем. Но авторы статьи убеждены, что «новое дыхание» могла бы дать и эконохимия (т. е. экономическая химия). Например, для изучения трансформационных процессов в структуре экономики полезны фундаментальные положения,

десятилетиями используемые в органической и неорганической химии9.

В региональной производственной системе самым мелким элементом является производственное предприятие (своеобразный атом). Известно, что атомы могут объединяться в более крупные частицы — молекулы. Соответственно, все элементы экономики региона под влиянием различных сил могут объединяться (связываться) в более крупные системные производственные образования. Каждая территориально-производственная система может обладать собственным оригинальным строением, а оно зависит от количества и типов атомов-предприятий, их связей с другими элементами (атомами и молекулами). Строение должно определять свойства системных образований10 (и наоборот). Известно, что ДНК мельчайшей частицы живого организма определяет свойства всего организма. И в нашем случае допустима гипотеза, что свойства атома-предприятия могут определять структуру и свойства всей территориально-производственной системы.

На экономическом факультете Курского государственного технического университета создана модель табличной формы учета территориальных системных образований (СО)11 (ее прототипом послужила периодическая таблица Д. И. Менделеева, рис. 3). В колонках (группах) этой таблицы приводятся шифры СО с монопольными и (или) финансовыми связями (ассоциация, консорциум, альянс, синдикат, картель, пул, конгломерат, концерн, трест, промышленный холдинг, финансово-промышленная группа и т. п.,..., комплекс); в строках (периодах) — страты территориальной производственной системы; таким образом, в

9 Например, использовать возможности, предоставляемые классификацией химических элементов (периодической системой), предложенной Д. И. Менделеевым.

10 Для удобства изложения нашей идеи производственные предприятия и объединения названы системными образованиями (СО).

11 Дополнительную информацию можно получить в монографии Э. Н. Кузьбожева, М. А. Смирнова, Т. А. Беляевой, И. А. Козьевой «Структурная трансформация экономики (системный анализ проблемы)» (Курск, 2008).

клетках таблицы размещаются конкретные СО, принадлежащие к определенной страте и организационной форме. С течением времени СО может не изменить первоначальную структуру либо изменить (обрести новые связи или, наоборот, утратить их). И тогда это приведет к изменению его первичной формы и возможному перемещению в другую клетку таблицы. Подобные явления считают трансформациями, что позволяет называть разновидности СО трансформами (от позднелат. trans — перемена, преобразование, превращение, forma — вид, форма).

Всем формам СО присущи целостность, иерархичность строения, структуризация, но проявляться эти свойства могут по-разному в каждом отдельном случае. Со временем организационная форма трансформы может измениться, что приведет к возникновению новых свойств СО.

В структуру СО могут входить отдельные предприятия-партнеры как элементы единого регионального и межрегионального производственных процессов и совместные органы управления. Центром управления может быть коллективный орган управления12 объединенным капиталом. Текущую аналитическую и прогнозную работу целесообразно поручать правлению СО; оно и будет создавать рабочие подразделения.

В российской литературе начала XXI в. нет однозначного определения сущности корпораций типа: «ассоциация, консорциум, альянс, синдикат, картель, пул, конгломерат, концерн, трест». Границы между этими формами интеграции расплывчаты. Выполненный авторами анализ разных литературных источников позволяет проранжиро-вать корпорации в таком порядке: ассоциация ^ консорциум ^ альянс ^ синдикат ^ картель ^ пул ^ конгломерат ^ концерн ^ трест ^ комплекс13. Термины размещены в одном ряду с трансформой «комплекс». Этим акцентируется внимание на факте возможного проявления высшей формы организации экономики территории14 — комплекса — из предыдущей трансформы — треста. Трест в

12 Коллективный орган управления — орган управления, собирающийся для решения наиболее важных вопросов управления. В его состав входят представители всех предприятий, функционирующих в СО. Орган может функционировать эпизодически (совет директоров, общее собрание акционеров).

13 Авторы допускают вероятность возникновения и каких-то иных организационных форм.

14 Высшая форма СО, естественно, — это лишь текущее понимание авторами возможной трансформации локальных (первичных) СО; по мере углубления знания могут возникнуть и иные формы СО.

принципе и сам может быть комплексом (хотя это и необязательно). Обособление от конкретной клеточки, в которой находится трест, клеточки с комплексом подчеркивает их оригинальность.

Дадим краткое объяснение сущности приведенных выше СО.

Ассоциация—добровольное объединение юридических или физических лиц для достижения общей хозяйственной, научной, культурной или какой-либо другой (в том числе некоммерческой) цели.

Консорциум — временный союз хозяйственно независимых организаций. Его целью могут быть разные виды их скоординированной предпринимательской деятельности, чаще для совместной борьбы за получение заказов и их совместного исполнения.

Стратегический альянс (Strategic Alliance) — соглашение о кооперации двух (или более) независимых организаций для достижения конкретных целей синергического характера благодаря объединению стратегических ресурсов предприятий.

Синдикат — объединение однородных промышленных предприятий, создаваемое для сбыта продукции через общее сбытовое подразделение, организованное в форме особого торгового общества или товарищества (акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью и т. п.), с которой каждый из участников объединения заключает (одинаковый по своим условиям) договор на реализацию своей продукции.

Картель — объединение предприятий, соглашающихся иметь одинаковые ассортимент и цены, рынки сбыта, объемы производства и сбыта.

Пул (англ. pool — буквально общий котел) — объединение организаций, отличающееся тем, что прибыль всех партнеров поступает в общий фонд (котел) и затем распределяется согласно заранее установленной пропорции.

Конгломерат — организационная форма интеграции предприятий, объединяющая под единым финансовым контролем сеть разнородных производств.

Концерн — объединение организаций, договорившихся о совместном участии в капитализации прибыли, об организации финансовых связей, имеющих общие интересы, патентно-лицензионные соглашения, тесного производственного сотрудничества.

Трест — объединение, в котором входящие в него предприятия сливаются в единый производственный комплекс и теряют прежнюю юридическую, производственную и коммерческую са-

мостоятельность, а руководство их деятельностью осуществляется из единого центра. Общая прибыль треста распределяется в соответствии с долевым участием отдельных предприятий.

Представим ситуацию, когда СО находится в «нулевой» точке (субъект предпринимательства только что создал предприятие-производство). Это СО начинает функционировать (производить продукцию или услуги), обрастать связями (например, приобретать постоянных покупателей своей продукции), находить партнеров-кооператоров и т. д. Со временем в территориальной производственной системе может сформироваться комплекс, т. е. первоначальное предприятие-производство из первой группы периода «переместится» в последнюю группу этого периода; другими словами, первоначальное системное образование приобретет статус последнего15 (трансформируется).

Создание комплексов, согласно расчетам авторов [5], в принципе, экономически выгодно, хотя и обладает высоким риском невыполнения производителями в необходимые сроки объемов поставок сырья, материалов и оборудования. Поэтому выбор варианта развития региона должен учитывать сбалансированность между уровнями «комплексности» и «экономической безопасности». Трансформируя структуру экономики региона, управляющий центр не должен обязательно стремиться «передвигать» СО по строкам сводной таблицы (см. рис. 3) слева направо, увеличивая число внутрисистемных связей для повышения уровня комплексности трансформ.

В реальном регионе, где уже функционируют многие предприятия, каждое из них будет занимать конкретное место в такой таблице; чем предприятие крупнее (тяжелее) 16, тем больший порядковый номер в таблице оно будет иметь.

Проблемы оценки структурной организации региональной экономики не могут быть решены без совершенствования статистического учета. Подход к регулированию структуры региональной экономики, обсуждаемый в этой статье, опирается на информацию, которая не содержится в статот-четности ОКВЭД или ОКОНХ, для ее составления нужны сведения о СО и стратах.

15 Первое или последнее — условные понятия, вводимые авторами в научный оборот для удобства восприятия общей идеи трансформирования СО.

16 Тяжесть (легкость) предприятия — показатель, отражающий

стоимость основных производственных фондов предприятия, а следовательно — фондоотдачу, фондоемкость, численность рабочих и т.д. В этом контексте можно предполагать: чем предприятие крупнее, тем оно и тяжелее.

Альтернативой может стать стратифицированный подход и иная классификация, отличная от ОКОНХ и ОКВЭД.

Классификация ОКОНХ в основном уже была понятна пользователям и прежде всего исследователям (ученым), которые знали о ее возможностях, умели их применять в своих научно-методических процессах.

Главным минусом ОКОНХ, по нашему мнению, являлось использование понятия «чистая отрасль». Наверное, не всем гражданам было известно, что это абстракция, что «чистую отрасль» статистики вычленяли из первичных документов, характеризовавших деятельность «хозяйственных отраслей». И возникает соблазн: «а нельзя ли «минус» превратить в антипод, т. е. в «плюс», сделать, образно говоря, недостаток достоинством. Например, использовать в расчетах результаты, формируемые деятельностью «хозяйственных отраслей» непосредственно.

Поясним эту мысль на примере. В региональной производственной системе функционирует предприятие-атом, относимое к «хозяйственной отрасли». Затем оно укрупняется, но новая трансформа по-прежнему остается элементом той же «хозяйственной отрасли», так как в ее производственной деятельности доминирует прежняя специализация, выпускается тот же продукт, который изначально производился предприятием-атомом, хотя, возможно, и в больших объемах — иначе не было бы нужды в создании корпорации.

Второй пример. В Курской области функционируют несколько промышленных ядер. Наиболее значимые среди них — предприятия, созданные на базе Курчатовской АЭС и Михайловского горнообогатительного комбината. Соответственно возникли промышленные узлы, включившие в свои структуры множество сопряженных производств. Большинство предприятий, функционирующих в двух главных региональных промузлах, относится либо к «хозяйственной отрасли» «Электроэнергетика», либо к «хозяйственной отрасли» «Черная металлургия».

Третий пример. Допустим, что сопряженные производства (и соответствующие предприятия) в каждом узле возникали не одномоментно, а по мере необходимости, т. е. первичное предприятие-атом трансформировалось в молекулу в течение некоего периода (т. е. как бы «двигалось» слева направо по строке сводной таблицы, схематично изображенной на рис. 3). При этом региональный орган государственной статистики четыре раза в год должен вычленять из трансформы «чистые

отрасли», а практические менеджеры (например, служащие комитетов регионального правительства) формировать управленческие решения уже по данным «чистых отраслей». Наверное, это не совсем удобно; естественнее, по нашему мнению, прорабатывать решения, оперируя с информацией, характеризующей деятельность самих «хозяйственных отраслей».

Вот мы и подошли к главному — сущности классификации, понятной и удобной широкому кругу пользователей. Такая классификация должна базироваться на элементах реальной экономики, но она же должна обеспечивать результаты не худшие, чем ОКОНХ или какая-то иная, «искусственная», классификация.

В принципе мы объяснили суть стратифицированного подхода к отображению региональной производственной структуры. Такая структура включает элементарные и корпоративные элементы — трансформы, находящиеся на разных стадиях движения; саму классификацию можно назвать «стратифицированной».

Если также учесть, что структура трансформ имманентна физике земной цивилизации, то их движение по клеткам сводной таблицы можно прогнозировать или регулировать в соответствии с поставленными целями.

Итак, страфицированная классификация базируется на элементах, названных стратами17. Каждой страте присущи свои особенности, законы и принципы, характеризующие систему в целом и происходящие в ней процессы. В региональной экономике стратами можно считать совокупность производств (видов экономической деятельности) или территориальных элементов (муниципальных образований), экономических процессов и т. д.

Стратификация территориальной производственной системы позволяет изучать эволюционную динамику трансформации элементов экономики и регулировать их «движение» для достижения желаемого состояния. Эволюционное движение элементов структуры вызывает соответственно разные темпы изменения видов деятельности.

Расположение периодов-строк в таблице (см. рис. 3) будет меняться в зависимости от времени и условий жизнедеятельности территории; допустимо, например, наиболее «легкие» страты размещать в первой строке (периоде), наиболее «тяжелые» — в нижней строке (периоде).

Для составления подобных таблиц необходима информация о системных образованиях в стратах.

17 Страта — от латинского stratum — настил, слой.

В настоящее время российские ученые подобные сведения от госстатистики получать не могут. Но, в принципе, такие таблицы возможны для любого региона. Они позволяют «обозревать» динамику структуры экономики и корректировать намечающиеся трансформации.

Как было упомянуто ранее, информационно-аналитическим центром управления экономикой Курской области должен стать Комитет индикативного планирования (КИП) (см. рис. 2). В это подразделение будет поступать информация из других комитетов. В ее составе будут и сведения об изменениях, происходящих в системных образованиях, размещаемых в разных стратах, но специализирующихся в производстве продукции одного назначения (в ОКОНХ это была бы информация о деятельности в так называемых «чистых отраслях»). КИП и должен формировать сводные таблицы территориальных системных образований (по аналогии с таблицей, приведенной на рис. 3) и составлять прогнозы вариантов структур экономики по запросам, поступающим из служб верхнего эшелона региональной исполнительной власти.

Корректировка структур экономики может происходить в соответствии с информацией, расположенной в строках сводной таблицы СО или в ее колонках (рис. 3). Регулирование экономики региона будет осуществляться через воздействия на СО властных структур (напомним, что СО, по нашему мнению, чаще всего возникают в целях установления новых связей между предприятиями либо в целях создания монополий18). Соответственно и влияние их на экономику будет различным.

Каждое предприятие стремится «выжить» в той среде, в которой осуществляется его производственная деятельность. Для «выживания» используются разнообразные средства. Не последнее место среди них занимают стратегии укрупнения, слияния в различные корпорации (синдикаты, картели, тресты, ФПГ, холдинги и т. д.). В этом смысле появление СО с монополистическими возможностями не должно вызывать «аллергию» у специалистов

18 Монополия (от греч. novo (mono) — один и пюХёю (poleo) — продаю) — исключительное (монопольное) право в какой-либо сфере деятельности государства, организации и т. д.; тип рынка, на котором присутствует единственный продавец товара (монополист), способный влиять на общий объем предложения и на цену товара или услуги, и отсутствуют близкие заменители товара; действующие нормативно-правовые акты и корпорация-монополист создают препятствия для входа на рынок новых предприятий. Последнее справедливо прежде всего относительно тех предприятий, которые не войдут в структуру формирующейся монополии.

среднего и старшего поколений, воспитанных в духе неприятия термина «монополия».

На роль монополий в экономике имеются различные точки зрения. Так, общепризнана необходимость существования естественных монополий (единые транспортная и телефонная сети и т. д.). Относительно остальных случаев сложилось мнение, что они не создают условия для конкуренции, замедляют темпы роста производства продукции и повышения ее качества. Тем не менее некоторые монополии, возникшие еще во времена расцвета монархий, функционируют и по настоящее время. Многие формы системных образований, провозглашающие целями своего образования развитие финансовых и производственных связей, по экономической сути являются монополиями. Создание ассоциаций, консорциумов, альянсов, синдикатов, картелей, пулов, конгломератов, концернов, трестов, комплексов выгодно прежде всего участникам этих объединений: снижаются издержки производства, формируются постоянные связи и т. д. Результат функционирования подобных форм хозяйствования может проявляться в синергическом эффекте и положительно влиять на динамику многих экономических показателей деятельности региона. Несмотря на отсутствие в гражданском праве большинства стран (российских и зарубежных) названий организационных форм интеграции компаний для обозначения конкретного юридического лица, все упоминаемые формы объединений нередки. Обычно интеграция компаний, подпадающая под сформулированные ранее определения, регистрируется в качестве юридического лица в той организационно-правовой форме, которая предусмотрена гражданским законодательством данной страны (в России, как правило, в форме хозяйственных товариществ и обществ, ассоциаций и союзов).

В реальной экономике организационные формы корпораций постоянно изменяются, поэтому роль каждого СО для производственной системы должна быть оценена региональным управленцем индивидуально, а прогнозируемый положительный эффект от образования СО должен быть поддержан региональными властями, отрицательный же — сведен на нет. Но не следует стремиться привлекать государство во все экономические процессы. Воздействие должно быть точечным, безболезненным для экономики региона в целом. Образно говоря, уместно применять «рефлексотерапию» для экономики.

Рефлексотерапия — термин, заимствованный нами из биологии и медицины. Синонимами этому

понятию являются иглоукалывание, иглотерапия, иглорефлексотерапия, акупунктура — от лат. асш — игла, рипсйо — колоть и прижигания.

В настоящее время применяют два основных способа определения активных точек для иглоукалывания. В первом способе специалисты руководствуются принципом топографии и выбором точек на территории, а в пределах территории — по некоторым ее линиям. Во втором способе применяют принцип топографии точек по так называемой меридиональной системе.

Распространена гипотеза, что акупунктур-ная точка живого организма представляет собой специфическую систему, способную адекватно воспринимать и передавать в мозг сигналы об изменениях электромагнитных полей Земли. Эти сигналы интегрируются в мозге и используются для запуска адаптивных механизмов, направленных на ослабление или полную компенсацию отрицательных изменений в функциональных системах организма [6]. Акупунктурными точками «организма» региональной экономики, на наш взгляд, можно считать отдельные СО или страты.

Возвращаясь к химическому строению элементов, обратим внимание на то, что вокруг ядра атома вращаются по своим орбиталям электроны. Если орбиталь свободна, то атом стремится ее заполнить дополнительными электронами, присоединившись к другому атому. Возможность атома присоединять определенное количество электронов называют валентностью. Авторы полагают, что и для СО можно определить «валентность» (тяготение к интеграции). Наш анализ позволил определить главные причины объединения предприятий в составе СО: стремление увеличить и (или) закрепить долю рынка, обеспечить доступ на рынок; дефицит собственных финансовых ресурсов; желание снизить издержки производства, создать эффект масштаба производства; ориентация на доступ к новым видам ресурсов и технологий; стремление к объединению всех стадий технологического процесса готовой продукции; возможность получения синергетического эффекта; снижение рисков в основной деятельности; объединение усилий для реализации науко- и капиталоемких проектов, разработки месторождений; унификация цен на продукцию, структуру и содержание расчетов; возможность осуществления совместной деятельности по реализации продукции, освоения новых рынков и (или) раздела рынков сбыта; возможность «сбить» цены на сырье, материалы и т. д.; стремление к полному или частичному уничтожению конкуренции и получению монопольной

прибыли; возможность влиять на изменения курса акций; лоббирование интересов в правительстве и законодательных органах.

Учет подобных причин19 интеграции хозяйствующих субъектов позволит предвидеть форму СО, направления его деятельности и оценивать степень ожидаемой монополизации рынка.

Трансформируя стратифицированную производственную систему, можно создавать условия для утяжеления отдельных страт в целях создания «балласта» 20 экономики региона. Облегченные страты «поднимутся» вверх по периоду (т. е. по колонке рис. 3), а утяжеленные — опустятся вниз.

В качестве «балласта» для экономики региона могут выступать ядрообразующие производства, в которых сконцентрированы значительные трудовые и финансовые ресурсы и занимающие наибольшую долю в отраслевой структуре экономики региона по объему основных фондов и выпуску продукции. Эти производства способны давать импульсы развития всей экономике региона.

Ядрообразующие производства будут самыми «тяжелыми». Именно они образуют отдельную страту, своеобразный «балласт». Остальные производства можно (условно) также разделить на несколько страт.

Трансформирование структуры территориальной производственной системы представляется возможным осуществлять «утяжелением» «легких» производств. В этом процессе необходимо руководствоваться двумя допущениями: 1) постепенности и планомерности воздействий на стратифицированную экономику; 2) «утяжеления» только смежных по объему инвестирования отдельных производств и страт. Например, первый «слой» следует «опустить» на место второго или второй — на место третьего и т. д. Таким образом, процесс трансформации экономики региона не должен разрушать сложившиеся до этого основные системообразующие связи и порождать в его производственной системе волновые деформации; соответственно перемещение приоритетных производств из «легких» страт в более «тяжелые» должно быть постепенным. Обратим внимание читателя на то, что возможен и обратный процесс — процесс «подъема»; он происходит при прекраще-

19 Приведенные причины могут использоваться для прогнозирования «валентности» отдельных предприятий и СО.

20 Экономика региона может противостоять влияниям извне

и сохранять устойчивость благодаря «балласту»; в этом случае территориальная производственная система, подверженная трансформационным изменениям, может самостоятельно возвращаться в положение, не противоречащее традиционным представлениям об ее эффективности.

нии (либо резком замедлении) обновления основных производственных фондов предприятий.

По мере формирования в РФ и ее регионах новой экономической структуры преимущественное значение приобретают рыночные механизмы регулирования, но при спокойном (ненавязчивом) государственном воздействии.

Одним из возможных способов перемещения приоритетных производств в более «тяжелые» страты и сопрягаемого с этим процесса повышения устойчивости экономики, по нашему мнению, является оптимизация структуры инвестиций в производства.

Теория устойчивости к настоящему времени достаточно полно развита относительно физических элементов (твердых, жидких и даже газообразных). Но экономические исследования имеют отношение прежде всего к социально-экономическим средам, «вещество» которых пока мало изучено. Для решения вопросов, какими инструментами, методами, законами и теориями следует пользоваться для обоснования действий менеджеров по трансформации структуры, авторы совершенствуют инструментарий САПСЭР21. Ее восьмая модель «Исследование устойчивости системного образования» применяется в расчетах двух процедур: 1) табличное представление информации, позволяющей анализировать динамику «опусканий» и «подъемов» отраслей; 2) определение времени, выделяемого на трансформационные процессы.

Расчетными процедурами модели формируются графики (по одному для каждой страты региона) и одна таблица (табл. 2).

Выбор приоритетных для инвестирования видов экономической деятельности — это первый шаг в определении направлений реструктуризации экономики региона. На втором шаге прогнозируется структура основных производственных фондов региона, регионального производства и численности занятых в экономике. Планирование оптимальной структуры инвестиций в этом случае можно считать элементом процесса индикативного планирования экономики региона.

Для эффективного управления структурой экономики в современных условиях целесообразно обратиться к принципам линейного программиро-

21 САПСЭР (система анализа и прогнозирования структуры экономики региона) включает 8 моделей: 1) балансовую динамическую; 2) волнообразования; 3) социального развития; 4) анализа отраслевой структуры; 5) анализа эффективности регионального производства; 6) максимизации налоговых доходов; 7) исследования комплексности системного образования; 8) исследования устойчивости системного образования.

Таблица 2

Структура экономики региона

Номер вида экономической деятельности (страты) Прогноз (до трансформации, не ранжированный) Номер вида экономической деятельности (страты) (соответствует рангу «тяжести») Прогноз (до трансформации, ранжированный от меньшего веса к большему) Прогноз (после трансформации, не ранжированный)

2....

вания, основы которого создал в конце 1930-х гг. XX в. Л. В. Канторович. Метод Канторовича не сразу был признан советской наукой. Пик развития оптимального программирования пришелся на 1960 — 1970-е гг. Именно тогда были созданы различные системы оптимального планирования экономики страны, но реальные условия хозяйствования не позволяли эффективно воспринимать новые методы управления. Прежде всего поэтому масштабные разработки методов оптимизации и их использование прекратились.

Нами была выполнена оптимизация структуры государственных инвестиций в экономику региона, основанная на принципах линейного программирования. Подобные подходы ранее не применялись в практике регионального управления.

Необходимым условием постановки и решения задач линейного программирования является определение ограничений на наличные ресурсы, величину спроса и критерия оптимальности плана.

В нашем подходе к оптимизации структуры государственных инвестиций в экономику использована информация, включаемая в традиционные региональные статистические сборники, в их числе сведения о выпуске продукции, численности занятых, объеме основных производственных фондов по видам экономической деятельности.

Первым этапом исследования было модельное представление зависимостей между элементами региональной экономики. В частности, для каждого вида экономической деятельности региона составлялись производственные функции Кобба — Дугласа с автономным темпом технического прогресса, на базе которых была составлена следующая пропорция:

Изменение ОПФ Изменение выпуска

продукции (х) (темп прироста (темп прироста выпуска ОПФ, %) продукции, %)

1 в а а в

где ОПФ — основные производственные фонды;

в — показатели эластичности выпуска продукции по производственным фондам; темп прироста

основных производственных фондов а [%] определяется по формуле:

К2

а. =-^400% -100%, ' К

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(1)

где К, К — основные фонды видов экономической деятельности в плановом и базисном периодах соответственно.

Объемы производства при изменении стоимости основных производственных фондов на а [%] вычисляются по формуле:

= аД 2 1 100% 1

(2)

где х2 , Х — объем производства по каждому виду экономической деятельности (соответственно в плановом и в базисном периодах). Или после подстановки (1) в (2):

К

Х2 — Х1 I

в, - (-¿г -1) -100%

_К_.

100%

КК — Х1, + в,. • (тт -1) - Х — Х, + - в, • Х - в, • Х,_, (3)

I I I I I

1 1

После преобразования (3) принимает такой

вид:

К2

Х2, = (1 -в, ) - Х1, + -К-Х1,-К1

(4)

Валовое производство региона (X) определяется суммой выпусков продукции по видам экономической деятельности (см. формулу (5)):

X — £ Х2,.

(5)

Из (4) и (5) выводится целевая функция для экономики региона:

К

X — £ Х2((1 -в,) - Х +-£--в,- Х ) ^ тах. (6)

Линейное программирование предполагает выделение ограничений задачи. В нашем случае основным ограничением является планируемый объем инвестиций, направляемых из бюджетов разных уровней и внебюджетных фондов в эконо-

¡■—1

мику региона на следующий период. В программе социально-экономического развития Курской области на 2006 — 2010 гг. [7] содержатся данные о запланированных темпах роста выпуска продукции по видам экономической деятельности. По значениям коэффициентов эластичности выпуска продукции по объему основных фондов и темпам роста выпуска продукции по видам деятельности определяется структура основных фондов, обеспечивающая желаемый рост выпуска продукции. Принято допущение: в плановом периоде 1 руб. инвестиций «создает» 1 руб. основных производственных фондов; в таком случае прирост основных фондов в прогнозном периоде не должен превышать плановую стоимость инвестиций.

Расчеты выявили, что необходимый прирост стоимости основных производственных фондов выше запланированного в 2008 г. объема инвестиций, т. е. отраслевая структура экономики региона должна быть трансформирована. Вариантом трансформации может быть оптимизация с целью достижения максимально возможного выпуска продукции в пределах запланированных темпов роста; последние были приняты ограничениями задачи линейного программирования; целевой функцией выступает зависимость выпуска продукции от стоимости основных производственных фондов по видам экономической деятельности (см. формулу (6)); приоритетными видами деятельности для государственного инвестирования в 2008 г. являются сельское хозяйство и производство пищевых продуктов.

Объем основных производственных фондов рассчитан с учетом оптимального распределения инвестиций, направляемых из бюджетов разных уровней и государственных внебюджетных фондов, а также инвестиций за счет собственных средств предприятий. Абсолютные значения стоимости основных фондов по видам экономической деятельности в 2008 г. не снижаются. Возрастает доля основных фондов следующих видов экономической деятельности: добыча полезных ископаемых; обрабатывающие производства (за счет увеличения объема основных фондов производства продуктов питания). Постепенно сокращается доля электроэнергетического производства в структуре основных фондов; этим создаются предпосылки для развития других видов экономической деятельности.

С помощью САПСЭР сформирована таблица (см. табл. 3), отражающая перемещение производств в стратах.

Наиболее «тяжелыми» видами экономической деятельности Курской области являются: производство и распределение электроэнергии, газа и воды; добыча полезных ископаемых (металлических руд); сельское хозяйство; производство пищевых продуктов. Они и образуют «балласт» экономики региона.

Последний столбец 4 табл. 3 содержит информацию об «утяжелении» ВЭД. В результате целенаправленной трансформации структуры основных фондов за счет оптимизации структуры государственных инвестиций более тяжелыми стали 5 видов деятельности. Трансформация структуры произошла без ущерба для экономики региона. Перемещение вниз одних производств вызвало относительное «облегчение» других. Но основные фонды всех производств не сократились, поэтому преобразования можно считать благоприятными.

Завершая наше обсуждение особенностей подхода к трансформированию экономики, заметим, что действующий в начале ХХ в. в России механизм государственного регулирования пока лишен рычагов воздействия на региональные структурные изменения; в нем отсутствует индикативный элемент, рекомендующий приоритетные направления движения к рациональной (эффективной) структуре экономики.

Регулирование экономики региона исполнительной властью не должно быть навязчивым для производственных систем; меры воздействия на структуру экономики должны способствовать формированию ее устойчивости, быть экономически оправданными и взаимосвязанными. Разработка новых способов регулирования развития территориальных производственных систем в рыночной экономике должна стать приоритетной задачей экономической науки и практики.

Структура органа управления, сформированная с учетом обсуждаемой в статье идеи, позволит регулировать создание комплексов, если они необходимы для региона, или, наоборот, противостоять этому (в зависимости от целей развития). Новая структура должна соответствовать объекту управления, т. е. при существенном изменении сводной таблицы (появлении новых СО в экономике региона, «утяжелении» страт) должна осуществляться и трансформация структуры региональных органов власти. Изучение СО позволяет предвидеть формирование новых элементов территориальных производственных систем. Эти знания следует использовать в работе органов власти, чтобы формировать адекватную систему управления.

Таблица 3

Результаты трансформационного процесса утяжеления видов экономической деятельности Курской области

Номер ВЭД* Прогноз (до трансформации, не ранжированный) Номер ВЭД (соответствует рангам «тяжести») Прогноз (до трансформации, ранжированный от меньшего веса к большему) Прогноз (после трансформации, не ранжированный)

1 12,99 16 1. Прочие производства 0,02

2 10,99 15 2. Обработка древесины, производство изделий из дерева 0,07

3 49,93 17 3. Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 0,07

4 5,98 13 4. Текстильное и швейное производство 0,27

5.1 8,24 14 5. Производство кожи, изделий из кожи, обуви 0,2

5.2 0,3 4 6. Производство машин и оборудования 0,75

5.3 0,37 5 7. Целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность 0,69

5.4 0,09 2 8. Производство прочих неметаллических минеральных продуктов 0,67

5.5 0,94 7 9. Производство транспортных средств и оборудования 0,86

5.6 3,57 12 10. Производство резиновых и пластмассовых изделий 1,66

5.7 1,74 10 11. Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 2,52

5.8 1,01 8 12. Химическое производство 2,1

5.9 0,1 3 13. Строительство 5,61

5.10 0,65 6 14. Производство пищевых продуктов 6,53

5.11 1,98 11 15. Добыча полезных ископаемых (металлических руд) 17,29

5.12 1,12 9 16. Сельское хозяйство 14,9

5.13 0,01 1 17. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 45,79

* Цифрами обозначены следующие виды экономической деятельности: 1 — сельское хозяйство; 2 — добыча полезных ископаемых (металлических руд); 3 — производство и распределение электроэнергии, газа и воды; 4 — строительство; 5 — обрабатывающие производства; 5.1 — производство пищевых продуктов; 5.2 — текстильное и швейное производство; 5.3 — производство кожи, изделий из кожи, обуви; 5.4 — обработка древесины, производство изделий из дерева; 5.5 — целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность; 5.6 — химическое производство; 5.7 — производство резиновых и пластмассовых изделий; 5.8 — производство прочих неметаллических минеральных продуктов; 5.9 — металлургическое производство и производство готовых металлических изделий; 5.10 — производство машин и оборудования; 5.11 — производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования; 5.12 — производство транспортных средств и оборудования; 5.13 — прочие производства.

Список литературы

1. Кропоткин П. А. Анархия: Сборник / Сост. и предисловие Р. К. Баландина. — М.: Айрис-пресс, 2002. — 576 с.

2. Бакунин М. Государственность и анархия: Монография / www.avtonom.net.

3. О схеме управления Курской областью от 31.01.2002: Закон Курской области от 31.01.2002 // Консультант плюс, 2008.

4. О структуре исполнительных органов государственной власти Курской области: Постановление губернатора Курской области № 105 от 21.03.2005 г. в ред. постановлений губернатора Курской области от 05.04.2005 № 177, от 07.04.2005 № 207, от 18.04.2005 № 278, от 27.06.2005 № 484, от 30.06.2005 № 485, от 21.07.2005 № 550, от 19.09.2005 № 673, от 27.10.2005 № 725, от 04.05.2006 № 216, от 28.07.2006 № 341, от 30.11.2006 № 540, от 07.09.2007 № 432, от 24.12.2007 № 554 // Консультант плюс, 2008.

5. Кузьбожев Э. Н. Модель исследования комплексности систем / Э. Н. Кузьбожев, М. А. Смирнов // Экономический анализ: теория и практика. 2008. № 14 (119). С. 31 — 35.

6. Самосюк И. З. Нетрадиционные методы диагностики и терапии / И. З. Самосюк, В. П. Лысенюк, Ю. П. Лиманский. Киев: Здоровье, 1994. 240 с.

7. Комплексная программа социально-экономического развития Курской области на 2006 — 2010 гг.: [Приложение к ЗКО «Об утверждении Комплексной программы социально-экономического развития Курской области на 2006 — 2010 гг.»].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.