Научная статья на тему 'Регулирование стратегического развития субъектов сервиса в условиях нестабильной экономки'

Регулирование стратегического развития субъектов сервиса в условиях нестабильной экономки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРИНЦИПЫ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СФЕРА УСЛУГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богачева Наталья Леонидовна

Проведен анализ теоретических и методических основ государственного регулирования деятельности пред-приятий сервиса. Выделены принципы государственного регулирования сферы сервиса региона, которые рас-ставляют границы взаимодействия предприятий сервисной сферы с потребителями и деловыми партнерами, что в свою очередь позволяет говорить о проявлении воздействия государственных рычагов регулирования в страте-гическом планировании и развитии современных предприятий сферы услуг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Регулирование стратегического развития субъектов сервиса в условиях нестабильной экономки»

таких предприятий - ООО «Нэфис» (г. Казань), ОАО «Весна» (г. Самара) - продолжают увеличивать производство как по объему, так и по ассортименту.

Другие отечественные предприятия, допустившие маркетинговые просчеты, не выдерживают конкуренции и терпят банкротство. Так, косметический концерн «Калина» закрыл и выставил на продажу завод по производству порошка в Омске. «Московский завод СМС» продал свой бренд «Биолан» компании «Нэфис кос-метикс» и свернул производство. Как утверждают участники рынка, на стадии закрытия находятся еще как минимум четыре завода по производству порошка.

Видно, что интернациональные компании вытесняют с рынка отечественных производителей за счет гибкой маркетинговой стратегии и массированной рекламной поддержки своих марок. По данным AC Nielsen, в январе-апреле

2006 года на российском рынке СМС международные компании занимали 58,1 % физического и 67,2 % стоимостного объема продаж, а в аналогичном периоде 2005 года - соответственно 53,6 и 65,2 %. Эксперты прогнозируют дальнейшее укрепление лидеров на этом рынке.

Таким образом, можно отметить, что ключевой особенностью развития рынка химической промышленности в России на современном этапе является развитие новых производств, сформированных на основе слияния отечественных мощностей и зарубежного опыта управления предприятиями отрасли. Иностранный менеджмент и иностранный капитал с успехом адаптируют отечественные технологии к условиям современного рынка, при этом остается надеяться на то, что в России будут реализованы ведущие инновационные технологии и управленческие алгоритмы, переняв которые и отечественный бизнес сможет эффективно развиваться.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. URL: http://www.rb.ru/biz/markets/show/99/ -(Бизнес-справочник «Химия»).

2. Радужные галлюцинации производителей бытовой химии. URL: http://www.adme.ru/business/

2007/04/28/17423

3. Рынок синтетических моющих средств стремительно развивается. URL: http://www.rcc.ru/Rus/Confe-rences/?ID=466627

УДК 332

Богачева Н.Л.

Регулирование стратегического развития субъектов сервиса

в условиях нестабильной экономики

Соединение факторов спроса и предложения должно осуществляться путем регулирования всех отраслей сферы сервиса в интересах развития страны в целом, региона и муниципального образования в частности, что обусловлено необходимостью соблюдения принципа единства экономического пространства.

Координация и регулирование деятельности в большинстве отраслей сферы сервиса развитых зарубежных стран происходит при участии частного и частично государственного и муниципального секторов.

Государственное и муниципальное регулирование осуществляется по двум основным направлениям. Первое связано с корректировкой рыночного саморегулирования путем составления планов (прогнозов), государственных и муниципальных программ с учетом достаточно высокой степени стихийности осуществляемых сейчас соотношений в системах «спрос - предложение» на многие важные виды выпускаемой продукции и оказываемых услуг. Второе направление обеспечивает осуществление социальных программ и социальное ориентирование рыноч-

^траслевая^экономика^^

ной экономики. Рыночное саморегулирование без должного государственного вмешательства приводит к росту монополизации, ускорению расслоения населения страны на богатых и бедных, сокращению тех отраслей, которые не являются источниками получения ежеминутной прибыли в сфере сервиса (здравоохранение, образование, бытовые, туристические услуги и т. д.).

Таким образом, государственное (муниципальное) регулирование в сфере сервиса может осуществляться путем воздействия на расширение рынка услуг и осуществления соответствующей социальной политики. Влияние на расширение рынка услуг требует разработки рыночной стратегии продвижения продукта услуг всех отраслей сферы сервиса. Стратегия представляет собой выбор долгосрочной оптимальной модели поведения на рынке услуг исходя из его особенностей. При любом стратегическом подходе соответствующие воздействия со стороны государственного, муниципального сектора при взаимодействии с частными секторами обязательны.

Воздействие со стороны государственных и муниципальных органов власти и управления различных уровней является определяющим в становлении организационно-экономического механизма управления отечественной сферой сервиса.

Конкретные задачи, которые могут быть отнесены к государственному регулированию в условиях нестабильной экономики, следующие:

- принятие решений по разработке организационно-экономической и социальной политики в области развития сферы сервиса, а также подготовка и принятие плана такого развития;

- создание условий для решения проблем социального, адресного оказания услуг;

- разработка программ развития государственного, муниципального и частного секторов;

- обеспечение эффективного инвестирования государственного и частного секторов;

- обеспечение постоянного контроля за ходом и направлением развития всех отраслей сервиса, учитывая их перспективность не только в социальной жизни региона и конкретной территории, но и в экономике страны в целом.

За частным сектором, как правило, закрепляется создание объектов и служб (предприятий общепита всех категорий, предприятий розничной торговли всех видов реализуемых товаров, гостиниц разного уровня доступности, коммерческих туристических объектов и т. д.).

Государственное регулирование сферы сервиса региона в условиях нестабильной экономи-

ки должно руководствоваться, на наш взгляд, следующими принципами [4]:

- содействие деятельности и создание благоприятных условий для ее развития;

- определение и поддержка приоритетных для территории направлений деятельности в сфере сервиса;

- формирование представления территории как объекта с гармоничной благоприятной средой обитания;

- осуществление поддержки и защиты участников (объектов и субъектов) рынка услуг.

При этом основными целями государственного регулирования деятельности субъектов сферы услуг должны быть:

- обеспечение права граждан на доступность услуг по времени, месту и стоимости, а также права на отдых, свободу передвижения и иных прав при получении услуг, в том числе комплексного и одновременного характера;

- охрана окружающей природной среды;

- создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление жителей, работников и гостей конкретной территории ответственности;

- развитие индустрии большинства отраслей сферы сервиса, обеспечивающей потребности лиц, находящихся на территории ответственности;

- создание новых рабочих мест;

- увеличение доходов государства, муниципального образования и граждан;

- развитие международных контактов;

- сохранение объектов гражданского и жилищного назначения, рациональное использование природного и культурного наследия.

Приоритетными направлениями государственного регулирования деятельности в сфере сервиса являются поддержка и развитие самодеятельного предпринимательства социальной направленности.

Определим конкретные направления государственного и муниципального регулирования деятельности сферы сервиса.

Оно осуществляется путем:

- создания нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере индустрии сервиса;

- содействия в продвижении продукта субъектов отраслей сферы сервиса на внутреннем и мировом рынках услуг;

- защиты прав и интересов участников рынка услуг, обеспечения их безопасности;

- лицензирования, технического регулирования и сертификация услуг отраслей сферы сервиса;

- прямых бюджетных ассигнований на разработку и реализацию целевых программ развития отраслей сферы сервиса; налогового и таможенного регулирования; представления льготных кредитов, установления налоговых и таможенных льгот объектам сферы сервиса, обеспечивающим пешеходную доступность населению конкретного микрорайона, а также организациям сервиса, предоставляющим услуги социального характера неограниченному кругу лиц;

- содействия кадровому обеспечению деятельности всех сфер сервиса;

- развития научных исследований в сфере создания подлинной индустрии сервиса, оснащенной современными системами новой техники и технологии;

- содействия участию предпринимателей сферы сервиса и их объединений в международных программах обмена.

Поскольку клиент получает, как правило, комплекс услуг, предоставленных ему в определенном месте, деятельность муниципалитетов по поддержке бесперебойности в оказании этих услуг может иметь достаточно большое значение как на местном, так и на региональном (межрегиональном) уровне.

Территория должна содержать все основные типы сооружений сферы сервиса. Владельцы их должны быть наделены всеми полномочиями нормативно-технического характера для обеспечения соответствующего уровня жизни населения, экономии его личного времени, обеспечения качественными продуктами питания и организации культурного досуга людей. Имеются налицо, таким образом, единый рынок предложения услуг и большое разнообразие конкурентоспособных рыночных единиц.

Муниципальные задачи по оказанию услуг могут быть при этом следующими.

На местном (сельское поселение) и муниципальном (районном) уровне:

- планирование местности и создание условий для развития соответствующей инфраструктуры для организации различного типа массовых мероприятий;

- маркетинг (рыночное предложение местности);

- координация работы субъектов сервиса с целью обеспечения комплексности оказываемых услуг в вопросах режима работы по доступности услуг в контактной зоне;

- бесплатная информация населения о характере и видах услуг социального характера в регионе и их сопровождение.

На внутрирегиональном (край, область, крупный город, городской район мегаполиса) и региональном (федеральный округ) уровнях:

- развитие территории ответственности, региональное планирование, мероприятия по сохранению природы и культуры;

- анализ рынка, разработка концепции маркетинга;

- меры по осуществлению кооперации и представлению интересов в объединенных службах, управлениях;

- профессиональные консультации, организация внутри территориального маркетинга услуг;

- работа с прессой и транспортными предприятиями, организация услуг предприятиями жилищного и гостиничного комплексов, объектов общественного питания и посредниками.

Пользуясь предложенной выше классификацией, в условиях мирового кризиса можно соответствующим образом структурировать решения, принимаемые на уровне руководства конкретно -го субъекта сферы сервиса.

Решения, связанные с использованием производственно-технического потенциала, можно отнести к текущим, реализуемым оперативно в реальном времени, а наиболее важные решения, касающиеся создания, пополнения, изменения этого потенциала, - к тактическим. Наконец, решения, которые определяют потенциал для развития воспроизводственной базы, можно назвать стратегическими [3].

Решения второго и третьего типов (тактические и стратегические) можно объединить для сферы сервиса общим термином «стратегические решения».

Необходимо отметить, что «стратегические» последствия могут иметь весьма различные решения, касающиеся номенклатуры и объемов производства услуг, отношений с поставщиками и потребителями, социального развития, оплаты труда и других сфер деятельности субъектов сервиса. Принятие нестратегических, оперативных, решений без опоры на стратегические установки лишает оперативные решения обоснованности и последовательности.

Рассмотрим место субъектов сервиса в указанной выше классификации по следующим, реально и теоретически обоснованным в мировой практике, относительно самостоятельным направлениям (видам) стратегий [2].

1. Товарно-рыночная стратегия - совокупность стратегических решений, определяющих номенклатуру, объем и качество оказываемых

^траслевая^кономик^^^

услуг и способы поведения субъектов сервиса на конкурентном рынке.

2. Ресурсно-рыночная стратегия - совокупность стратегических решений, определяющих поведение субъекта сервиса на рынке услуг в условиях наличия производственно-финансовых ресурсов и государственно- муниципальных гарантий производства.

3. Технологическая стратегия - стратегические решения, определяющие динамику технологии субъектов сервиса и влияние на нее кризисных факторов экономики (эффективность внедрения новой техники и технологии в условиях нестабильной экономики в соотношении с текущей ценой рабочей силы).

4. Интеграционная стратегия - совокупность решений, определяющих интеграционные функционально-управленческие взаимодействия субъектов сервиса в регионе с другими субъектами и объектами хозяйствования.

5. Финансово-инвестиционная стратегия -совокупность решений, определяющих способы привлечения (кредит, субсидия, дотация - субъекту или объекту сферы сервиса), накопления и целевого расходования финансовых ресурсов.

6. Социальная стратегия - совокупность решений, определяющих как тип и структуру коллектива работников субъектов сервиса, так и характер потребителя услуг, т. е. объекта сервиса, а также характер взаимодействия собственников этих субъектов с территориальными органами власти и управления.

7. Стратегия управления - совокупность решений, определяющих характер координации и регулирования деятельности субъектов сервиса при реализации избранной территориальными органами власти стратегии, при условии создания последними соответствующих организационно-экономических механизмов ее реализации.

8. Стратегия реструктуризации - совокупность решений по приведению производственно-технологической и организационно-управленческой структуры субъектов сферы сервиса в соответствие с изменившимися условиями и стратегией их функционирования в интересах как региона, так и собственников этих субъектов.

Разработка стратегии развития сферы сервиса должна предусматривать, на наш взгляд, ряд следующих этапов:

- уточнение границ действующих и проектируемых субъектов сервиса, их идентификацию в хозяйственной, деловой, административной и иных средах в системе рыночной экономики района (региона);

- анализ стратегического потенциала субъектов сервиса;

- определение в соответствии с потенциалом субъектов сервиса возможных зон хозяйствования с учетом обеспечения транспортной и пешеходной доступности для потребителей;

- анализ рынка услуг в сфере, определяемой стратегическим потенциалом каждого из субъектов хозяйствования;

- позиционирование каждого из субъектов сферы сервиса в зоне хозяйствования;

- определение совместимости технологических стратегий субъектов сервиса, участвующих в оказании услуг комплексного характера;

- предложение субъектам сервиса вариантов ресурсно-рыночной стратегии их развития на территории района, обеспечивающей минимизацию затрат за счет оптимизации партий поставки (логистический мультипликативный эффект);

- разработка предложений по поддержке субъектов сервиса в вопросах реализации ими согласованной с местными органами власти и управления своих финансово-инвестиционных стратегий;

- согласование вариантов социальной стратегии субъектов сервиса для объединения усилий по обеспечению качества труда и отдыха работников, занятых в этой сфере сервиса.

Таким образом, произведен анализ теоретических и методических положений государственного регулирования деятельности предприятий сервиса. Выявленные принципы позволяют обосновать границы взаимодействия предприятий сервисной сферы с потребителями и деловыми партнерами, что в свою очередь говорит о проявлении воздействия государственных рычагов регулирования в стратегическом планировании и развитии современных предприятий сферы услуг.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Новаторов Э. Международные модели маркетинга услуг // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. № 3.

2. Орлов М. Корпоративные потребители сервисных услуг климатического оборудования // Практический маркетинг. 2000. № 6.

3. Семенов В.М., Васильева О.Е. Сервис промышленных товаров. М.: Центр экономики и маркетинга, 2001.

4. Челенков А.П. Маркетинг услуг: продукт // Маркетинг. 1997. № 6; 1998. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.