Научная статья на тему 'Особенности развития рынка химической промышленности России'

Особенности развития рынка химической промышленности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
464
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОТРАСЛИ / ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / СЕБЕСТОИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суворов Сергей Станиславович

Рассмотрены особенности развития рынка химической промышленности России. Приведена структура себестоимости продукции в типичных подотраслях химической промышленности. Проведен анализ российского рынка синтетических моющих средств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of development of the market of the chemical industry of the Russian Federation are considered. It is resulted product cost structure in typical subsectors the chemical industry. The analysis of the Russian market of synthetic washing-up liquids is carried out.

Текст научной работы на тему «Особенности развития рынка химической промышленности России»



^траслевая^кономик^^^

УДК 621.34:519.2

Суворов С. С.

Особенности развития рынка химической промышленности России

Главным фактором, способствовавшим выходу российских химических предприятий в 1998 году из затянувшегося кризиса, было падение курса рубля, которое не только уменьшило себестоимость российской химической продукции, но и сделало недоступной значительную часть импорта. В выигрыше оказались практически все подотрасли химического комплекса, ориентированные как на внешний рынок, так и на отечественных потребителей. Эта тенденция сохранялась около трех лет: с 1999 по 2002 год объем производства увеличился в 1,5 раза, уровень загрузки мощностей - на 24 %, инвестиции - на 31 %. Однако эффект девальвации был исчерпан в 2002 году. Развитие отрасли замедлилось, но стагнация так и не началась, напротив, последовала вторая волна роста. Этому способствовали война в Ираке и рост азиатских (в первую очередь китайской) экономик. Они спровоцировали рост цен на нефть, что потянуло за собой повышение цен на большую часть химических продуктов, в первую очередь на минеральные удобрения и продукцию нефтехимии, напрямую зависящие от цен на газ и нефть. В результате глобальных и локальных изменений в химической отрасли сложилась четкая структура себестоимости продукции химической промышленности по подотраслям (см. таблицу).

Основными путями повышения экономической эффективности производства в химической промышленности являются (в порядке уменьшения значимости): снижение ресурсоемкости (за счет увеличения выхода целевого продукта из сырья, переработки отходов производства / балласта в сопутствующие продукты); снижение удельных амортизационных отчислений (за счет внедрения производственных установок с повышенной единичной мощностью); снижение энергоемкости (за счет внедрения энергосберегающих технологий, энерготехнологических схем, использующих вторичные энергоресурсы); снижение затрат на персонал (путем комплексной автоматизации и сплошной механизации производства).

По данным Росстата, индекс химического производства в январе - июле 2008 года в сравнении с соответствующим периодом 2007 года составил 108,4 %. По накопленному за 7 лет (с 2001 по 2008 год) темпу роста производства отрасль существенно опережает показатели по промышленности в целом. Динамика потребления химической продукции на российском рынке и прогнозы до 2015 года показывают более чем благоприятные перспективы роста внутреннего спроса на продукцию химического комплекса со стороны российского промышленного производства, сельского хозяйства, транспорта и других отраслей - потребителей продукции химических предприятий.

Структура себестоимости продукции в типичных подотраслях химической промышленности (%)

Статья затрат Горнохимическая Производство химических волокон Основной химический синтез Лакокрасочная В целом по химической промышленности

Сырье и вспомогательные материалы 22,7 59,6 61,6 90,1 63,0

Топливо и энергоресурсы 18,1 10,4 8,7 1,7 11,1

Амортизация основных средств 18,8 9,9 9,5 1,6 13,0

Заработная плата с отчислениями 35,4 15,2 16,0 5,3 11,1

Прочие 5,0 4,9 4,2 1,3 1,8

Казалось бы, ситуация в отрасли вполне благополучная. Однако благополучие обеспечивается только за счет экспорта, благодаря которому в 2008 году была сформирована почти половина совокупной выручки предприятий отрасли, причем в отдельных секторах этот показатель превышал 80 % (калийные и фосфорные удобрения, капролактам, ксилолы и др.). Тенденция замедления темпов роста производства в российском химпроме начала проявлять себя уже с 2000 года. Тогда же начался рост объема импорта продукции химической промышленности в Россию. Позиции иностранных компаний существенно усиливаются в сегментах конструкционных пластмасс, лакокрасочных материалов, резинотехнических изделий, синтетических волокон и нитей, химических средств защиты растений и др. Внутреннее же производство в этих сегментах либо сокращается, либо растет лишь символически. Этому способствует и структура производства в отечественном химпроме, основу которого составляет продукция с низкой степенью передела первичного сырья. Потребность же в высокотехнологичной продукции удовлетворяется главным образом за счет импорта.

В 2005 году стало снижать темпы производство минеральных удобрений - главный двигатель отрасли: рост оказался минимальным, а в ряде подотраслей начался спад. Тормозящим фактором стал и низкий спрос на отдельные виды продукции. Например, потребителем минеральных удобрений является сельское хозяйство, которое сегодня практически не покупает удобрения.

Аналогичная ситуация сложилась с производством химических волокон, спрос на которые связан с развитием текстильной промышленности. Конкуренция в легпроме очень высока, поэтому инвесторы не решаются вкладывать деньги в производство химволокон.

Сейчас все отрасли химического комплекса, за редким исключением, находятся в таком состоянии, что сохранить нынешние позиции через один-два года им уже будет непросто, несмотря на то что Россия располагает колоссальными ресурсами нефтегазового сырья, а уровень оплаты труда, нормативные штрафы за выброс загрязняющих веществ, стоимость сырья и энерготарифы у нас намного ниже, чем, например, в США, Японии или Германии. Фактор ценовой конкурентоспособности постепенно исчерпыва-

ется. Если раньше именно поставки россиян формировали нижнюю границу мировых цен, то в ближайшие годы эту роль возьмут на себя компании из стран Персидского залива и Северной Африки, где цены на природный газ уже ниже среднероссийских, но при этом минимальны издержки на транспортировку до экспортных портов.

Следствием роста российского потребительского спроса на высококачественные товары стал интенсивный приток иностранных инвестиций в производство стиральных порошков и чистящих средств. Первыми на российский рынок пришли в середине 1990-х годов фирмы Procter & Gamble и Henkel. Одновременно с наращиванием поставок эти компании сделали ставку на развитие местных производств. Благодаря покупкам наших предприятий и масштабным инвестициям в модернизацию, компания Procter & Gamble сейчас контролирует более 40 %, а Henkel - 20,5 % выпуска синтетических моющих средств (СМС). Чисто импортная продукция на российском рынке представлена прежде всего фирмами Reckitt Benckiser и Cussons. Большинство предприятий с отечественным капиталом вынуждены довольствоваться работой в нижнем ценовом сегменте рынка, где на значительный уровень рентабельности рассчитывать не приходится, и постепенно утрачивают свои позиции [1].

Среди товаров бытовой химии СМС играют ведущую роль. Примерно 40 % от общего объема средств бытовой химии, реализованных через розничную торговлю, приходится на долю СМС.

К СМС относятся моющие средства для стирки, а также средства, дополняющие их действие: отбеливатели, кондиционеры, соли для стирки, восстановители цвета, средства для замачивания, средства для удаления пятен. Выпускаются СМС бытового и технического назначения в трех агрегатных состояниях: жидком, по-рошко- и пастообразном. Выпуск СМС, включающий все ассортиментные группы, отслеживается по товарной композиции и мелкой фасовке. Потребительский рынок СМС ориентирован преимущественно на индивидуального потребителя. Более 90 % потребляемой продукции выпускается в мелкой фасовке и реализуется через розничную торговлю, остальное количество распределяется по прачечным, коммунальным хозяйствам, промышленным предприятиям и другим организациям.

^траслевая^кономик^^^

В силу специфики применения СМС наиболее устойчивым сегментом рынка остаются домашние хозяйства, на которые приходится более 90 % суммарного потребления СМС.

В последние годы российский рынок СМС демонстрирует значительный рост, причинами которого является рост уровня доходов населения и изменения в культуре потребления товаров бытовой химии. В период с 2001 по 2008 год рынок вырос в 1,5 раза и, по прогнозам экспертов, будет продолжать расти.

Тем не менее уровень потребления СМС в России остается одним из самых низких в Европе. Так, по данным социологов и медицинских работников, уровень потребления моющих средств в различной товарной форме должен составлять не менее 7 кг в год. В России потребление на душу населения составляет около 4 кг, в то время как среднее потребление стирального порошка в Германии составляет 10-12 кг в год, в Великобритании - 14,2, во Франции - 15,6, в странах Северной Америки - 28 кг.

Сегодня в России развитие рынка обеспечивается за счет роста производства продукции. Выпуском СМС в нашей стране занимаются около 70 предприятий, расположенных в 30 регионах. Их производственные мощности составляют, по разным оценкам, от 940 тыс. т до 1,2 млн т, перспектива роста мощности - 1015 % в год. При этом среди производителей заметно выделяются пять крупнейших, на которые приходится максимальная доля мощностей (рис. 1).

Рис. 1. Распределение имеющихся производственных мощностей по выпуску СМС на предприятиях России [3]:

1 - Procter & Gamble (25 % всех мощностей); 2 - Henkel (18 %); 3 - «Нэфис косметикс» (6 %); 4 - «Сода» (5 %); 5 - «Аист» (4 %); 6 - другие (42 %)

В настоящее время рынок бытовых средств делят между собой международные и российские производители. В России, как и на мировом рынке бытовых моющих средств, наблюдается устойчивая тенденция расширения зоны присутствия ведущих мировых производителей. Наиболее типичной стратегией вхождения в новые рынки стало приобретение небольших убыточных предприятий. По экспертным данным, в 2005 году в общероссийском производстве доля отечественных производителей составила 30,8 %, доля предприятий с участием иностранного капитала - 69,2 % (рис. 2), в то время как в 2000 году отечественным предприятиям принадлежало более 2/3 рынка, иностранным - 1/3.

^Шк

.....

ЩшШШЩ,

Рис. 2. Структура российского рынка синтетических моющих средств в 2007 году:

1 - отечественные производители (31 %); 2 - предприятия с участием иностранного капитала (69 %)

Необходимо отметить, что разделение всей совокупности СМС на средства отечественного производства и зарубежного весьма условно, так как крупные зарубежные компании-произ-одители располагают свои производственные мощности на территории нашей страны.

Так, Procter & Gamble выкупил крупнейшее предприятие по производству моющих средств -«Новомосковскбытхим», а Henkel - предприятия «Эра» (гг. Тосно и Энгельс) и ОАО «Пемос» (г. Пермь). Еще один крупный иностранный игрок - Unilever владеет ЗАО «Аист». Импортная продукция поставляется прежде всего компаниями Reckitt Benckiser и Cussons.

Из российских предприятий выдерживают конкуренцию с мировыми гигантами лишь те, кто вовремя разрабатывает грамотную маркетинговую политику, следует тенденциям рынка, изучает потребительский спрос. Чтобы отвоевать несколько процентов рынка, наши производители вынуждены разрабатывать собственные бренды или копировать известные иностранные. Ряд

2

6

5

3

4

таких предприятий - ООО «Нэфис» (г. Казань), ОАО «Весна» (г. Самара) - продолжают увеличивать производство как по объему, так и по ассортименту.

Другие отечественные предприятия, допустившие маркетинговые просчеты, не выдерживают конкуренции и терпят банкротство. Так, косметический концерн «Калина» закрыл и выставил на продажу завод по производству порошка в Омске. «Московский завод СМС» продал свой бренд «Биолан» компании «Нэфис кос-метикс» и свернул производство. Как утверждают участники рынка, на стадии закрытия находятся еще как минимум четыре завода по производству порошка.

Видно, что интернациональные компании вытесняют с рынка отечественных производителей за счет гибкой маркетинговой стратегии и массированной рекламной поддержки своих марок. По данным AC Nielsen, в январе-апреле

2006 года на российском рынке СМС международные компании занимали 58,1 % физического и 67,2 % стоимостного объема продаж, а в аналогичном периоде 2005 года - соответственно 53,6 и 65,2 %. Эксперты прогнозируют дальнейшее укрепление лидеров на этом рынке.

Таким образом, можно отметить, что ключевой особенностью развития рынка химической промышленности в России на современном этапе является развитие новых производств, сформированных на основе слияния отечественных мощностей и зарубежного опыта управления предприятиями отрасли. Иностранный менеджмент и иностранный капитал с успехом адаптируют отечественные технологии к условиям современного рынка, при этом остается надеяться на то, что в России будут реализованы ведущие инновационные технологии и управленческие алгоритмы, переняв которые и отечественный бизнес сможет эффективно развиваться.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. URL: http://www.rb.ru/biz/markets/show/99/ -(Бизнес-справочник «Химия»).

2. Радужные галлюцинации производителей бытовой химии. URL: http://www.adme.ru/business/

2007/04/28/17423

3. Рынок синтетических моющих средств стремительно развивается. URL: http://www.rcc.ru/Rus/Confe-rences/?ID=466627

УДК 332

Богачева Н.Л.

Регулирование стратегического развития субъектов сервиса

в условиях нестабильной экономики

Соединение факторов спроса и предложения должно осуществляться путем регулирования всех отраслей сферы сервиса в интересах развития страны в целом, региона и муниципального образования в частности, что обусловлено необходимостью соблюдения принципа единства экономического пространства.

Координация и регулирование деятельности в большинстве отраслей сферы сервиса развитых зарубежных стран происходит при участии частного и частично государственного и муниципального секторов.

Государственное и муниципальное регулирование осуществляется по двум основным направлениям. Первое связано с корректировкой рыночного саморегулирования путем составления планов (прогнозов), государственных и муниципальных программ с учетом достаточно высокой степени стихийности осуществляемых сейчас соотношений в системах «спрос - предложение» на многие важные виды выпускаемой продукции и оказываемых услуг. Второе направление обеспечивает осуществление социальных программ и социальное ориентирование рыноч-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.