Научная статья на тему 'Регулирование развития ресторанного бизнеса в условиях современной нестабильной ситуации в Донбассе'

Регулирование развития ресторанного бизнеса в условиях современной нестабильной ситуации в Донбассе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государство / отрасль / ресторанный бизнес / предприятие / развитие / экономически рычаги / рыночные субъекты / регулирование / state / industry / restaurant business / enterprise / development / economic levers / market subjects / regulation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антонова Валерия Анатольевна

Взаимоотношения государства и экономики являются одной из центральных проблем, потому что государство выполняет самые важные и разноплановые функции в хозяйственной системе. Актуальность исследования обусловлена необходимостью активизации развития ресторанного бизнеса, что возможно путем грамотного экономического регулирования с учетом синергетического влияния на экономическую ситуацию в целом в регионе и стране и на основе выбора оптимальных решений и соответствующей экономической политики с учетом взаимовыгодного сотрудничества всех субъектов рыночных отношений в процессе производства, реализации и организации потребления продукции и услуг ресторанного бизнеса. Влияние государства на процесс развития ресторанного бизнеса должно осуществляться с помощью всего многообразия взаимосвязанных методов регулирования, которые одновременно выявляют их взаимообусловленность независимо от уровня, на котором они применяются. В соответствии с поставленной целью была предложена структурно-логическая схема экономического механизма развития, которая базируется на основных экономических рычагах и одновременно включает результат развития ресторанного бизнеса. Таким образом, решение проблем развития ресторанного бизнеса подразумевает осуществление целого комплекса мероприятий по реализации экономического механизма регулирования. Основная задача сегодня заключается в определении целесообразности их использования для оптимизации процесса развития. Предложенный экономический механизм развития ресторанного бизнеса может быть полезен при определении набора эффективных инструментов развития, исходя их конкретных условий функционирования заведения ресторанного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Антонова Валерия Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regulation of restaurant business development in the conditions of the current unstable situation in Donbass

The relationship between the state and the economy is one of the central problems, because the state performs the most important and diverse functions in the economic system. The pertinence of the study stems from the need to intensify the development of the restaurant business, which is possible through competent economic regulation, taking into account the synergistic impact on the economic situation as a whole in the region and the country and based on the selection of optimal solutions and appropriate economic policies, taking into account the mutually beneficial cooperation of all subjects of market relations in the production process, sales and organization of consumption of products and services of the restaurant business. The state should influence the process of development of the restaurant business using the whole variety of interrelated methods of regulation, which at the same time reveal their interdependence, regardless of the level at which they are applied. In accordance with the set goal, a structural and logical diagram of the economic development mechanism was proposed, which is based on the main economic levers and at the same time includes the result of the development of the restaurant business. Thus, solving the problems of developing the restaurant business involves implementing a whole range of measures to implement the economic regulatory mechanism. The main task today is to determine the feasibility of their use to optimize the development process. The proposed economic mechanism for the development of the restaurant business can be useful in determining a set of effective development tools based on the specific operating conditions of the restaurant business establishment.

Текст научной работы на тему «Регулирование развития ресторанного бизнеса в условиях современной нестабильной ситуации в Донбассе»

ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА В СЕРВИСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ PROBLEMS OF EFFICIENCY AND QUALY IN SERVICE ACTIVITIES

Оригинальная статья Original article

УДК 338.488.2:640.43

DOI: 10.18413/2408-9346-2023-4-0-7

Антонова В. А.

Регулирование развития ресторанного бизнеса в условиях современной нестабильной ситуации в Донбассе_

ФГБОУ ВО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского», пр. Театральный, 28, Донецк 283001, ДНР, Россия e-mail: lera06 60@mail.ru ORCID 0000-0002-0859-3221

Статья поступила 15 сентября 2023 г.; принята 05 ноября 2023 г.; опубликована 30 декабря 2023 г.

Аннотация. Взаимоотношения государства и экономики являются одной из центральных проблем, потому что государство выполняет самые важные и разноплановые функции в хозяйственной системе. Актуальность исследования обусловлена необходимостью активизации развития ресторанного бизнеса, что возможно путем грамотного экономического регулирования с учетом синерге-тического влияния на экономическую ситуацию в целом в регионе и стране и на основе выбора оптимальных решений и соответствующей экономической политики с учетом взаимовыгодного сотрудничества всех субъектов рыночных отношений в процессе производства, реализации и организации потребления продукции и услуг ресторанного бизнеса. Влияние государства на процесс развития ресторанного бизнеса должно осуществляться с помощью всего многообразия взаимосвязанных методов регулирования, которые одновременно выявляют их взаимообусловленность независимо от уровня, на котором они применяются. В соответствии с поставленной целью была предложена структурно-логическая схема экономического механизма развития, которая базируется на основных экономических рычагах и одновременно включает результат развития ресторанного бизнеса. Таким образом, решение проблем развития ресторанного бизнеса подразумевает осуществление целого комплекса мероприятий по реализации экономического механизма регулирования. Основная задача сегодня заключается в определении целесообразности их использования для оптимизации процесса развития. Предложенный экономический механизм развития ресторанного бизнеса может быть полезен при определении набора эффективных инструментов развития, исходя их конкретных условий функционирования заведения ресторанного бизнеса.

Ключевые слова: государство; отрасль; ресторанный бизнес; предприятие; развитие; экономически рычаги; рыночные субъекты; регулирование

Для цитирования: Антонова В. А. Регулирование развития ресторанного бизнеса в условиях современной нестабильной ситуации в Донбассе // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2023. Т. 9. № 4. С. 88-97. DOI: 10.18413/2408-9346-2023-9-4-0-7

UDC 338.488.2:640.43 Valeria A. Antonova

Regulation of restaurant business development in the conditions of the current unstable situation in Donbass

Mikhail Tugan-Baranovsky Donetsk National University of Economics, 28 Teatralny Ave., Donetsk 283001, Russia e-mail: lera06 60@mail.ru ORCID 0000-0002-0859-3221

Abstract. The relationship between the state and the economy is one of the central problems, because the state performs the most important and diverse functions in the economic system. The pertinence of the study stems from the need to intensify the development of the restaurant business, which is possible through competent economic regulation, taking into account the synergistic impact on the economic situation as a whole in the region and the country and based on the selection of optimal solutions and appropriate economic policies, taking into account the mutually beneficial cooperation of all subjects of market relations in the production process, sales and organization of consumption of products and services of the restaurant business. The state should influence the process of development of the restaurant business using the whole variety of interrelated methods of regulation, which at the same time reveal their interdependence, regardless of the level at which they are applied. In accordance with the set goal, a structural and logical diagram of the economic development mechanism was proposed, which is based on the main economic levers and at the same time includes the result of the development of the restaurant business. Thus, solving the problems of developing the restaurant business involves implementing a whole range of measures to implement the economic regulatory mechanism. The main task today is to determine the feasibility of their use to optimize the development process. The proposed economic mechanism for the development of the restaurant business can be useful in determining a set of effective development tools based on the specific operating conditions of the restaurant business establishment. Keywords: state; industry; restaurant business; enterprise; development; economic levers; market subjects; regulation

For citation: Antonova, V. A. (2023), "Regulation of restaurant business development in the conditions of the current unstable situation in Donbass", Research Result. Business and Service Technologies, 9 (4), pp. 88-97. DOI: 10.18413/2408-93462023-9-4-0-7

Введение (Introduction). Проблема взаимоотношений государства и экономики является одной из центральных в обществе, потому что государство выполняет самые важные и разноплановые функции в хозяйственной системе.

Рыночная экономика, исходя из опыта развития зарубежных стран - это регулируемая экономика. Однако совсем иное дело - как она регулируется, какими методами и в каких формах (Макконнелл, 2002). Системы, полностью основанной на невмешательстве государства, не суще-

ствовало ни в Х1Х в., ни до. В ХХ в. важной составляющей успеха стран с развитой и развивающейся экономикой была регулирующая роль государства.

Опыт развития многих государств свидетельствует о том, что во время экономического кризиса большинство из них (в частности, США и Великобритания) стараются усиливать государственное влияние на экономику, стимулировать прогрессивные сдвиги и ослаблять это воздействие в период стабилизации и роста.

В условиях рынка вмешательство государства в экономику обусловлено целями, направленными на корректирование «несовершенства» рыночного механизма. В целом, реализуя политические, экономические и социальные принципы сообщества граждан, государство принимает активное участие в формировании макроэкономических рыночных процессов (Поло-вян и др., 2021; Экономика Донецкой Народной Республики..., 2022).

Основными функциями государства в рыночной экономике являются:

а) создание правовой основы для принятия эффективных экономических решений;

б) стабилизация экономики путем использования усовершенствованных бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политик;

в) социально-ориентированное распределение ресурсов для создания условий развития различных сфер деятельности;

г) обеспечение социальных гарантий и социальной защиты;

д) защита конкуренции, являющейся стимулом развития во всех сферах экономики.

Однако даже основные функции настолько переплетены между собой, что невозможно просто говорить об их отдельном воздействии. Действительная оценка возможна только путем учета их синергетического эффекта на экономическую ситуацию (рис. 1).

Отрицательные черты административно-командной экономики были доведены до крайней черты и проявились в сле-

дующем: отсутствие инновационной активности, стимулов для предпринимательской деятельности, роста производительности труда; в инвестиционной непривлекательности экономических сфер, неэффективности и нерациональности использования различных видов ресурсов, процветании безответственности, безынициативности и иждивенчества. Такой тип экономики и общества, такая роль государства оказались полностью несовместимыми с рыночной экономикой.

Цель исследования (The aim of the work) - разработать иерархическую взаимосвязанную структуру экономических рычагов регулирования развития ресторанного бизнеса и сформировать экономический механизм на тех экономических рычагах, использование которых отразится на результатах развития ресторанного бизнеса.

Материалы и методы исследования (Materials and Methods). В качестве исходного материала использовались работы ученых, занимающихся проблемами развития различных сфер экономики и ресторанного хозяйства, в частности. В качестве методики исследования применялся системный подход, анализ, синтез, логический и ретроспективный анализ.

Результаты исследования и их обсуждение (Results and Discussion). В современных условиях в отдельных отраслях экономики на уровне предприятий особое значение приобретают рыночные стимулы развития (Голоднюк, 2022; Что предусматривает программа..., 2023). Однако позиция полного невмешательства государства в экономику приводит страну к кризису, который проявится развалом промышленности, резким и продолжительным спадом производства, снижением объемов выпуска продукции, ростом внутреннего и внешнего долга, гиперинфляцией и последующей нестабильностью национальной валюты, кризисе неплатежей, невыплате зарплат и пенсий, коррупцией во всех эшелонах власти, значительном теневом обороте капитала, росте преступности и безработицы, потере моральных ценностей в обществе и т.п. (Барышникова, 2012).

Рис. 1. Функциональное комплексное государственное влияние на экономику страны в современных условиях Fig. 1. Functional comprehensive government influence on the country's economy in modern conditions

Осложнение ситуации характеризуется и социально-политической обстановкой в отдельных регионах, которые в 2023 году вошли в состав Российской Федерации и требуют активного развития и восстановления (Половян, 2022; Лепа, 2022).

Достаточно значительную роль в развитии новых субъектов Федерации играет ресторанный бизнес, который направляет свои силы на обеспечение населения услугами общественного питания. Функционирование данного сектора экономики в республиках способствует наиболее полному удовлетворению потребности в пищевых веществах, восстановлению жизненных сил организма, высвобождению свободного времени на саморазвитие и самосовершенствование человека.

Отсутствие эффективного организационно-экономического механизма управления развитием ресторанного бизнеса стало причиной ухудшения состояния в данной сфере, переходное состояние которой перманентно наблюдалось достаточно

продолжительное время в довоенный период и осложнено современными социально-политическими событиями. Особенно это стало ощущаться в последние годы, когда разрушидись старые экономических связи и выстраиваются новые отношения с субъектами Российской Федерации и другими странам (Шемякина, 2022).

Экономическая рыночная система обусловливает необходимость ее субъектов приспосабливать свои действия к ситуации, опираясь на информационный поток и стимулы непосредственного окружения. Она является системой свободных, равноправных по горизонтали и основанных на разных формах собственности отношений. Движущей силой здесь выступает личная заинтересованность субъекта бизнес-деятельности, что определяет целеустремленность в функционировании рынка. Свобода выбора реализуется в форме стремления получить для себя лично определенную выгоду, что выступает движущей силой развития и конкуренции и вы-

полняет роль регулирующего и контролирующего механизма рынка, в котором организующая функция рыночных отношений обеспечивается спросом, предложением и ценой. Однако все это характеризует в идеале свободный рынок с совершенной конкуренцией. В реальности же он просто не может существовать по ряду причин, поэтому сегодня мы имеем функционирующий рынок с несовершенной конкуренцией. И именно государство должно выступать гарантом порядка, обеспечения наибольшей возможности реализации экономической свободы для всех рыночных субъектов.

Экономическое регулирование деятельности ресторанного бизнеса отображает процедуры объединения и взаимовыгодного сотрудничества бизнесменов, потребителей, государства и других субъектов рыночных отношений в процессе производства, реализации и организации потребления продукции и услуг ресторанного бизнеса путем выбора оптимальных решений и соответствующей экономической политики, которые способны наиболее полно удовлетворить различные потребности в услугах питания при имеющихся вполне определенных ограничениях. Влияние государства на процесс развития ресторанного бизнеса должно осуществляться с помощью всего многообразия методов регулирования.

Использование экономических методов регулирования развития ресторанного бизнеса в определенной степени связано с формированием прогнозов, разработкой программ и планов развития на разных уровнях управления, а также контролем за их реализацией. Одновременно выявляется тесная взаимосвязь между всеми методами, вне зависимости от уровня, на котором они применяются, и их взаимообусловленность.

Степень воздействия экономических методов регулирования на процесс развития ресторанного бизнеса сводится к определенному влиянию на режим функционирования в целом. Это осуществляется через экономические интересы рыночных

субъектов с помощью различных рычагов, по возможности без прямого вмешательства местных органов управления, но в пределах установленных ими и государственными органами границ. Многообразие экономических рычагов регулирования развития ресторанного бизнеса представлено на рисунке 2, где показана их взаимосвязь, состав и комплексное влияние на развитие ресторанного бизнеса.

Учитывая интересы субъектов ресторанного бизнеса различных уровней, рычаги регулирования позволяют выравнивать их финансовое положение, защищать наиболее уязвимые рыночные сегменты и группы населения, реализовать приоритетные цели экономического развития. Одновременно, будучи встроенными в рыночные отношения, они тем или иным образом формируют структуру цен и затрат, реальную конкурентоспособность ресторанного бизнеса, а с ним и всего торгово-производственного комплекса, а значит и функцию рынка.

Косвенными формами экономического регулирования развития ресторанного бизнеса выступают политика, реализуемая государством в области кредитно-финансовых отношений, используемых систем налогообложения, амортизации имущества и др. Западные эксперты рассматривают косвенное экономическое регулирование достаточно широко, включая разнообразные дополнительно мероприятия по созданию конкурентной среды. Экономист С. А. Хавина (Хавина, 2004) подчеркивает, что, по мнению М. Портера, правительство должно создавать для фирм такую экономическую ситуацию, которая поощряет и «подталкивает» их к более высоким степеням конкурентного развития. Наиболее эффективными рычагами косвенного влияния выступают: создание соответствующих современному уровню технологий - факторов производства, формирование национальных приоритетов научно-технической революции (НТР), поощрение конкуренции и спроса на продукцию и услуги высокого качества.

Рис. 2. Взаимосвязь экономических рычагов регулирования развития ресторанного бизнеса Fig. 2. Interrelation of economic levers for regulating the development of the restaurant business

Среди всего многообразия экономических рычагов воздействия на ресторанный бизнес особое место занимает прогнозирование и планирование. Поэтому в современных нестабильных социально-политических условиях в Донецкой Народной Республике важной проблемой стало создание общей системы экономического прогнозирования и планирования. Планирование, вместе с предварительным и обосновывающим его прогнозированием и экономическим анализом, представляет составную часть процесса управления экономикой Республики и процесса управления развитием ресторанного бизнеса как неотъемлемой самостоятельной системы торгово-производственного комплекса, в том числе и на уровне страны в целом. Накопленный опыт развития в других странах и субъектах Федерации показывает, что государственные и рыночные меха-

низмы не противоречат и не вытесняют друг друга. Наоборот, они объединяются, перераспределяют свои функции, образуя целостную развивающуюся систему управления, адекватную определенному этапу развития экономики. Это было охарактеризовано учеными как синтез двух типов хозяйственных механизмов - плана и рынка (Леонтьев, 2006; Леонтьев, 1997).

Обоснование концептуальных положений и прогнозных расчетов должно базироваться на научном познании процессов производства, реализации и организации потребления услуг ресторанного бизнеса как важной самостоятельной системы торгово-производственного комплекса, которая формирует уровень, условия и обусловливает качество жизни населения, то есть играет важную социальную роль. Таким образом, на основе прогнозов должно осуществляться плановое регулирование, ко-

торое выступает инструментом реализации экономической и социальной политики.

Планирование выступает одним из рычагов экономических методов регулирования и основным средством реализации экономических законов в процессе хозяйственной деятельности, рычагом регулирования и управления социально-экономическими процессами на различных уровнях ухозяйствования. Одновременно, планирование - завершающий этап прогнозирования, в процессе которого принимаются решения на основе выбора вариантов и направлений развития. Тогда плановое регулирование выступает основной и решающей формой планомерности.

И прогнозирование, и планирование как экономические рычаги регулирования развития преследуют следующие основные цели:

1) развитие экономической деятельности, при которой потребители различных местностей будут иметь одинаковые возможности достичь желаемого благосостояния;

2) повышение эффективности, что требует рационального и оптимального использования потенциала конкретной местности с целью общенационального благосостояния.

В экономическом развитии «перевешивает», как правило, первая цель, однако в период кризисного состояния на первый план «выходит» вторая.

Механизм регулирования развития ресторанного бизнеса имеет вид структурно-логической схемы, в которой взаимоувязаны экономические рычаги и результаты развития ресторанного бизнеса на разных уровнях управления и включает цели, задачи, субъект и объект регулирования, условия, взаимозависимые группы рычагов разных уровней, которые предполагают использование разных форм, методов и мероприятий по экономическому регулированию развития с целью достижения стабилизации состояния, интенсифи-

кации темпов развития и повышения эффективности деятельности (рис. 3) (Антонова, 2017). Данный механизм в отличие от известных, благодаря комплексному действию инструментов, обеспечивает соответствующее влияние рыночных факторов на бизнес-среду независимо от формы собственности субъекта хозяйствования. С учетом воздействия синергетического эффекта на экономику страны в экономическом механизме регулирования развития ресторанного бизнеса отображено согласование общественной и частной заинтересованности всех бизнес-партнеров.

Экономический механизм является сложной структурой, которая базируется на основных экономических рычагах (прогнозирование, планирование, налоговая, инновационно-инвестиционная, финансово-кредитная и ценовая политики; хозрасчет, стимулирование, самоуправление) и одновременно включает результат развития ресторанного бизнеса.

Ресторанный бизнес в современных социально-политических условиях в Донецкой Народной Республике представлен в основном предприятиями частной формы собственности, микро- или малыми по количеству работников и объемам деятельности, поэтому как субъекты малого предпринимательства они пользуются чаще всего упрощенной системой налогообложения, учета и отчетности. Субъектам предпринимательской деятельности (юридическим лицам) предоставлено право самостоятельного выбора ставки единого налога. Однако действующая сегодня система налогообложения в ресторанном бизнесе пока что не способствует стабилизации и не стимулирует его активное развитие в силу ряда причин, которые приводят к вымыванию оборотных средств предприятий, очень часто к свертыванию производственной и предпринимательской деятельности и т.п.

Рис. 3. Экономический механизм регулирования развития ресторанного бизнеса Fig. 3. Economic mechanism for regulating the development of the restaurant business

Комплексное использование бюджетно-налоговых и финансово-кредитных рычагов (Губерная, 2012; Чумаченко и др., 1999) позволит Республике достаточно эффективно регулировать экономическое развитие ресторанного бизнеса как самостоятельной системы торгово-производственного комплекса. Донецкая Народная Республика пока не может «похвастаться» развитой кредитной системой. Только в 2017 г. была активизирована работа по развитию системы кредитования (Постановление ЦРБ ДНР № 295 от 05.10.2017 г.) и были утверждены правила предоставления финансовыми учреждениями финансовых кредитов юридическим и физическим лицам за счет собственных денежных средств. Сегодня в период пере-

хода функционирования организаций, учреждений и заведений (и ресторанного бизнеса, в том числе) на работу в соответствии с законами Российской Федерации, кредитование всех сфер деятельности только начинает набирать темпы.

Заключение (Conclusions). Таким образом, решение проблем развития ресторанного бизнеса подразумевает обязательное осуществление целого комплекса мероприятий, позволяющих реализовать экономический механизм регулирования его развития. Среди всего многообразия форм и методов экономического регулирования не существует абсолютно непригодных или полностью неэффективных. Основная задача заключается в том, чтобы определить, где целесообразно их исполь-

зовать в конкретный момент времени для оптимизации процесса развития. Различные недоразумения начинаются тогда, когда регулирование «выходит за пределы разумного», а преимущество отдается какому-то одному или, в крайнем случае, нескольким методам в ущерб другим.

Информация о конфликте интересов: автор не име^ конфликта интересов для декларации.

Conflicts of Interest: the author has no conflict of interests to declare.

Список литературы

Антонова В. А. Ресторанный бизнес: организационно-экономический Антонова, В. А. Ресторанный бизнес: организационно-экономический механизм управления развитием в торгово-производственном комплексе [монография] / В. А. Антонова. Харьков: ФЛП Мезина В.В., 2017. - 386 с. ISBN 978-617-7577-25-5.

Барышникова Л. П. Модель управления устойчивым развитием территории // Современный научный вестник. Сер. Экономические науки. 2012. № 24 (136). С. 38-44.

Восстановление экономики и повышение уровня жизни до общероссийских стандартов. URL: https://dnr.er.ru/activity/news/vosstanovlenie-ekonomiki-i-povyshenie-urovnya-zhizni-do-obsherossijskih-standartov (дата обращения: 02.10.2023.

Голоднюк Р. А. Выявление мер государственной поддержки приоритетных направлений развития промышленности: брошюра / Р. А. Голоднюк, Л. Н. Бражникова, Л И. Тараш, Л. В. Черникова, Т. В. Павличенко, Л. И. Коваленко, Т. И. Вербицкая. Науч. ред. Р. А. Голоднюк. ГБУ «Институт экономических исследований». Донецк, 2022. - 42 с.

Губерная Г. К. Рынок и необходимость государственного управления / Г. К. Губерная. Донецк : Норд-Пресс, 2012. - 140 с.

Леонтьев В. В. Общеэкономические проблемы межотраслевого анализа. Избранные произведения / В. В. Леонтьев. М. : Экономика, 2006. Т.1. - 407 с.

Леонтьев В. В. Межотраслевая экономика : [пер. с англ.] / В. В. Леонтьев. М. : Экономика, 1997. - 479 с.

Лепа Р.Н. Концептуальные положения по развитию машиностроения Донецкой Народной Республики на 2022-2024 годы: брошюра /

В. В. Трубчанин, С. Н. Гриневская, С. А. Мако-вецкий, М. А. Мызникова, О. А. Курносова, Е. Г. Курган, В. Ю. Мурай. Науч. ред. Р. Н. Лепа. ГБУ «Институт экономических исследований». Донецк, 2022. - 43 с.

Макконнелл К. Экономикс / К. Макко-нелл, С. Брю. 14-е издание. М. : ИНФРА-М, 2002. - 972 с.

Половян А. В. Тренды развития экономики / А. В. Половян, Р. Н. Лепа, С. Н. Гриневская, Н. В. Шемякина // Экономика Донецкой Народной Республики: состояние, проблемы, пути решения. Научный доклад. Под научной редакцией А. В. Половяна, Р. Н. Лепы, Н. В. Шемякиной. Донецк, 2021. С. 20-32

Половян А. В. Экономика Донбасса: состояние, тренды развития, прогнозы / А. В. Половян, Р. Н. Лепа, С. Н. Гриневская // Проблемы прогнозирования. 2022. № 2 (191). С. 58-68. DOI: 10.47711/0868-6351-191-58-68.

Хавина С. А. Основные тенденции развития государственного регулирования экономики за рубежом и в России // Государственное регулирование экономики: мировой опыт и реформа в России (теория и практика) : сб. института РАН. М., 2004. С. 16-55.

Чумаченко Н. Г. Государственное управление экономикой в Украине: опыт, проблемы, решения : монография / Н. Г. Чумаченко, Л. Г. Чер-вова, Л. М. Кузьменко, Б. М. Биренберг, С. В. Баранов; В.О. НАН Украши, 1н-т економки пром-eri. Донецк : ИЭП НАН Украины, 1999. - 84 с. На рус. яз. ISBN 966-02-1184-8 : 24.20.

Что предусматривает программа социально-экономического развития ДНР на 2023-2025 годы. URL: https://www.donetsk.kp.ru/daily/27495/ 4755349/ (дата обращения: 02.10.2023).

Шемякина Н. В. Стратегическое управление социально-экономическими системами в чрезвычайных обстоятельствах: макро-, микроуровень (на примере Донецкой Народной Республики): монография / Н.В. Шемякина, Л. Н. Бражникова, А. А. Азарян, М. А. Мызни-кова, И. А. Мызников, А. А. Пономаренко. Донецк: ГБУ «Институт экономических исследований», 2022. - 276 с.

Экономика Донецкой Народной Республики: состояние, проблемы, пути решения: научный доклад / коллектив авторов ГБУ «Институт экономических исследований». Под науч. ред. А. В. Половяна, Р. Н. Лепы, Н. В. Шемякиной. ГБУ «Институт экономических исследований». Донецк, 2022. - 296 с.

References

Antonova, V. A. (2017), Restaurant business: organizational and economic mechanism for managing development in the trade and production complex, Kharkov, FLP Mezina V.V., 386 p.

Baryshnikova, L. P. (2012), "Model of management of sustainable development of the territory", Modern scientific bulletin. Ser. Economic Sciences, 24 (136), pp. 38-44.

Chumachenko, N. G., Chervova, L. G., Kuzmenko, L. M., Birenberg, B. M. and Baranov, S. V. (1999), State management of the economy in Ukraine: experience, problems, solution, Donetsk, IEP NAS of Ukraine, 84 p.

Economic recovery and raising living standards to all-Russian standards (2023), [Online], available at:

https://dnr.er.ru/activity/news/vosstanovlenie-ekonomiki-i-povyshenie-urovnya-zhizni-do-obsherossij skih-standartov (Accessed 02 October 2023).

Economy of the Donetsk People's Republic: state, problems, solutions: scientific report/team of authors of GBU "Institute of Economic Research" (2022), ed. Polovyana, A. V., Lepa, R. N. and Shemyakina, N. V. GBU "Institute of Economic Research", Donetsk, DPR, 296 p.

Golodnyuk, R. A., Brazhnikova, L. N., Ta-rash, L. I., Chernikova, L.V., Pavlichenko, T. V., Kovalenko, L. I. and Verbitskaya, T.I. (2022), Identifying measures of state support for priority areas of industrial development, GBU "Institute of Economic Research", Donetsk, DPR.

Gubernaya, G. K. (2012), Market and the need for public administration, Nord-Press, Donetsk, Ukraine.

Havina, S. A. (2004), "The main trends in the development of state regulation of the economy abroad and in Russia", State regulation of the economy: world experience and reform in Russia (theory and practice), Institute of the Russian Academy of Sciences, Moscow, pp. 16-55.

Leontiev, V. V. (2006), General economic problems of intersectoral analysis. Selected works, Economics, T. 1, Moscow, 479 p., Russia.

Leontiev, V. V. (1997), Intersectoral economic, Moscow, Economics, 479 p., Russia.

Lepa, R. N., Trubchanin, V. V., Grinevskaya, S. N., Makovetsky, S. A., Myzniko-va, M. A., Kurnosova, O. A., Kurgan, E. G. and Murai, V. Y. (2022), Conceptual provisions for the development of mechanical engineering of the Donetsk People's Republic for 2022-2024, GBU "Institute of Economic Research", Donetsk, DPR.

McConnell, C. (2002), Economics, INFRA-M, Moscow, 972 p., Russia.

Polovyan, A. V., Lepa, R. N., Grinevskaya, S. N. and Shemyakina, N. V. (2021), "Trends in economic development", Economy of the Donetsk People's Republic: state, problems, solutions. Scientific report, Donetsk, pp. 20-32.

Polovyan, A. V., Lepa, R. N. and Grinevskaya S. N. (2022), "Economy of Donbass: state, development trends, forecasts", Forecasting problems, 2 (191), pp. 58-68.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

What provides for the program of socioeconomic development of the DPR for 2023 -2025 (2023), [Online], available at: https://www.donetsk.kp.ru/daily/27495/4755349/ (Accessed 02 October 2023).

Shemyakina, N.V., Brazhnikova, L. N., Azaryan, A. A., Myznikova, M. A., Myznikov, I. A. and Ponomarenko, A. A. (2022), Strategic management of socio-economic systems in emergency circumstances: macro, micro level (using the example of the Donetsk People's Republic, GBU "Institute of Economic Research", Donetsk, DPR, 276 p.

Данные об авторt

Антонова Валерия Анатольевна, заведующий кафедрой технологии и организации производства продуктов питания имени Коршуновой А. Ф., доктор экономических наук, доцент.

Information about the author

Valeria A. Antonova, Head of the A. F.

Korshunova Department of Technology and Organization of Food Production, D. Sc. (Economy), Associate Professor

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.