Научная статья на тему 'Регулирование налоговых режимов малого предпринимательства'

Регулирование налоговых режимов малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
227
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Желтоносов В. М., Щеблыкина Ю. С.

Международная практика показывает, что развитие малого бизнеса является одним из самых эффективных способов стабилизации экономики. Безусловно, российская экономика нуждается в развитии малого бизнеса, при этом важную роль играет возможность малых предприятий и индивидуальных предпринимателей выбрать систему налогообложения, учета и отчетности. Следует отметить, что субъекты малого предпринимательства с самого начала признания их на федеральном уровне имели специфику в выборе систем налогообложения и систем бухгалтерского учета, а также имели ряд льгот по налогообложению. В1998 г. был введен один из самых спорных налогов единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, который прежде всего затронул предприятия малого бизнеса. Субъекты малого предпринимательства постепенно лишались предоставляемых текущим законодательством льгот по налогообложению. Так, при переходе на уплату единого налога на вмененный доход они утратили одну из самых важных льгот отказ от применения налогового режима в виде единого налога на вмененный доход, даже если это ухудшает их экономическое положение по сравнению с ранее действующим налоговым режимом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Регулирование налоговых режимов малого предпринимательства»

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ВМ ЖЕЛТОНОСОВ, кандидат экономических наук, профессор кафедры экономического анализа, статистики и финансов Кубанского государственного университета

Ю.С. ЩЕБЛЫКИНА, младший научный сотрудник лаборатории экономического анализа Краснодарского филиала Международного университета в Москве

Международная практика показывает, что развитие малого бизнеса является одним из самых эффективных способов стабилизации экономики. Безусловно, российская экономика нуждается в развитии малого бизнеса, при этом важную роль играет возможность малых предприятий и индивидуальных предпринимателей выбрать систему налогообложения, учета и отчетности.

Следует отметить, что субъекты малого предпринимательства с самого начала признания их на федеральном уровне имели специфику в выборе систем налогообложения и систем бухгалтерского учета, а также пользовались рядом льгот по налогообложению. В 1998 г. был введен один из самых спорных налогов — единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, который прежде всего затронул предприятия малого бизнеса. Субъекты малого предпринимательства постепенно лишались предоставляемых текущим законодательством льгот по налогообложению. Так, при переходе на уплату единого налога на вмененный доход (ЕНВД) они утратили одну из самых важных льгот — отказ от применения налогового режима в виде ЕНВД, даже если это ухудшает их экономическое положение по сравнению с ранее действующим налоговым режимом.

С 01.01.1999 вступила в действие часть первая Налогового кодекса РФ, которая в последствии стала устанавливать общие принципы налогообложения. В ст. 18 НК РФ было введено понятие «специальный налоговый режим», представлявший собой порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени [1].

Действующая в настоящее время упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства обладает определенным набором характеристик, которые делают нецелесообразным ее применение на многих предприятиях

из числа тех, которые формально имеют право ее использовать.

При этом следует отметить, что существуют характеристики упрощенной системы, ограничивающие ее применимость: ограничения по численности персонала и по выручке. Упрощенную систему целесообразно использовать на предприятиях, ведущих несложную хозяйственную деятельность, причем только один ее вид, а также имеющих небольшое число поставщиков и покупателей и не использующих сложные системы взаимных расчетов с поставщиками и покупателями.

Поэтому ограничение по численности, заложенное в законе, представляется искусственным и излишним. Предприятия сами в состоянии определить для себя возможность и необходимость упрощенной системы [2].

Экспертами высказываются мнения о том, что процедура перехода от упрощенной системы обратно к традиционной вообще не определена ни законодательно, ни нормативно. Причиной этому выступила методологическая недоработка, а именно: недостаточная определенность места и роли упрощенной системы в общей структуре системы налогообложения.

Вторым (наряду с численностью работников) крупным ограничением по применению упрощенной системы является необходимость вести анализ хозяйственной деятельности предприятий. У многих предприятий хозяйственная деятельность является достаточно сложной и многоплановой (много поставщиков, много видов деятельности и т. п.), требующая тщательного ведения аналитического учета, поэтому переход на упрощенную систему приведет к утрате контроля за деятельностью предприятия.

Кроме перечисленных ранее объективных ограничений данный вопрос имеет существенные законодательные недоработки, препятствующие широкому распространению упрощенной системы

34

ВСЕ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

в тех случаях, когда она экономически целесообразна [3].

Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства — организаций и индивидуальных предпринимателей — применяется наряду с общим режимом налогообложения. Переход к ней или возврат к общему режиму осуществляется в добровольном порядке.

Действие упрощенной системы налогообложения не распространяется на организации, имеющие филиалы и (или) представительства; на налогоплательщиков, занимающихся производством подакцизных товаров и минерального сырья; на ломбарды, страховщиков, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, профессиональных участников рынка ценных бумаг, игорный и развлекательный бизнес, частных нотариусов, плательщиков единого налога на вмененный доход и единого сельскохозяйственного налога, на участников соглашений о разделе продукции.

Освобождение же от налогов, налоговые льготы отдельным малым предприятиям создают им незаслуженные конкурентные преимущества. Фактически текущее налоговое законодательство ничем не ограничено сегодня в выборе между политикой подавления либо стимулирования малого предпринимательства [4].

Исходя из интересов развития малого предпринимательства в процессе пересмотра и обновления указанных законодательных норм, следует сосредоточить внимание не на отдельных видах налогов, пошлин, лицензионных и аналогичных запретов и ограничений, а на ряде общих положений, ликвидирующих сегодняшний законодательный произвол.

По мнению авторов, принципиально важным является установление в качестве общих принципов налогового законодательства положений, согласно которым, во-первых, не допускается дифференциация налогов в целях ограничения или стимулирования отдельных видов деятельности и, во-вторых, запрещается установление чрезмерно обременительных налогов, исключающих получение налогоплательщиком доходов от своей деятельности, сдерживающих экономически оправданный оборот товаров, услуг и капиталов [1].

В 2004 — 2005 гг. происходила дальнейшая оптимизация налогового законодательства, вводились новые федеральные законы, корректирующие положения действующего законодательства.

Рассматривая результаты выполнения плана мероприятий УФНС России по Краснодарскому краю за 9 месяцев 2005 г., было установлено, что

в целях выполнения конкретных мероприятий, направленных на увеличение доходной части консолидированного бюджета Краснодарского края, налоговыми органами проведено 65 886 проверок налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения. По их результатам дополнительно предъявлено к взысканию в бюджет 25 919 тыс. руб., из них 17 230 тыс. руб., или 66 % поступило в бюджет. Результаты по другим налогоплательщикам находятся на рассмотрении или в стадии судебных разбирательств. Наиболее характерными нарушениями являются занижение налогооблагаемой базы, сокрытие облагаемых доходов, а также неправомерное применение специальных режимов налогообложения.

Спецификой Краснодарского края является сельскохозяйственная его направленность, поэтому внесенные законодателем изменения в Налоговый кодекс РФ имеют важнейшее значение для региона.

Федеральным законом от 11.11.2003 № 147-ФЗ с 01.01.2004 введена в действие новая редакция гл. 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» НК РФ. При применении данной системы налогообложения налогоплательщиками уплачивается единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), исчисляемый ими по результатам их хозяйственной деятельности за отчетный (налоговый) период. Уплата ЕСХН заменяет уплату налога на прибыль организаций, НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ), налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных индивидуальными предпринимателями от осуществления предпринимательской деятельности), налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности), а также единого социального налога.

Иные налоги и сборы уплачиваются налогоплательщиками, перешедшими на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, в общеустановленном порядке.

Рассмотрим преимущества этого налогового режима для налогоплательщиков.

Во-первых, суммы НДС, принятые к вычету сельскохозяйственными товаропроизводителями в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ, до перехода на уплату ЕСХН по товарам (работам, услугам), включая основные средства и нематериальные активы, приобретенные для осуществления операций, признаваемых объектами налогообло-

жения по налогу на добавленную стоимость, при переходе на уплату ЕСХН восстановлению (уплате в бюджет) не подлежат.

Во-вторых, при переходе с уплаты ЕСХН на общий режим налогообложения суммы налога, предъявленные налогоплательщикам единого налога по товарам (работам, услугам), включая основные средства и нематериальные активы, приобретенным до перехода на общий режим налогообложения, при исчислении налога на добавленную стоимость вычету не подлежат.

Рассмотренные изменения оказались эффективными и уже в I квартале 2005 г. позволили увеличить объемы взимания налога в бюджет Краснодарского края с 15 522 тыс. руб. за 9 месяцев

2004 г. до 47 604 тыс. руб. за 9 месяцев 2005 г., т. е. произошедшие изменения в порядке расчета и уплаты ЕСХН позволили значительно увеличить доходную часть регионального бюджета [5].

Законодательные новшества, внесенные в

2005 г., позволили по-новому определить базовую доходность, которая была увеличена в полтора раза. В результате этого выросла и сумма налога. В данной ситуации налоговые органы края опасались снижения поступления единого налога. Тем не менее статистка показала, что в I квартале 2005 г. консолидированный бюджет края не пострадал от произошедшего увеличения базовой доходности, а наоборот увеличился более чем на 70 тыс. руб.

Немаловажную роль в этом сыграл и тот факт, что был расширен перечень плательщиков указанного налога. Так, данный список дополнен деятельностью по распространению и (или) размещению наружной рекламы, а также по оказанию услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках. Следует отметить, что с возрастанием количества рекламодателей растет и количество налогоплательщиков, специализирующихся на изготовлении, распространении и размещении наружной рекламы, и на сегодняшний день они пополнили ряды налогоплательщиков, приносящих значительную долю дохода в краевой бюджет.

В Краснодарском крае в 2004 г. уплачивали ЕНВД 120 885 организаций и индивидуальных предпринимателей. С начала 2005 г. их количество снизилось незначительно и составило 119 506.

В настоящее время на территории края в числе 426 муниципальных образований созданы 37 муниципальных районов и 11 городских округов. Во исполнение требований гл. 26.3 НК РФ по состоянию на 01.12.2005 нормативными правовыми актами представительных органов всех муниципальных районов и всех городских округов Краснодарского края определены виды предпринимательской

деятельности, в отношении которых вводится система налогообложения в виде ЕНВД (в пределах перечня, установленного п. 2 ст. 346.26 НК РФ), а также значения коэффициента К2, указанного в ст. 346.27 НК РФ.

По мнению авторов, целесообразно ЕНВД применять также на основе выдачи свидетельств, подаваемых до начала налогового периода, с предварительным уведомлением о физических показателях, необходимых для применения ЕНВД, и обязанностью уплаты единого налога по истечении налогового периода.

Полномочия по введению ЕНВД, определению перечня видов деятельности, в отношении которых вводится единый налог, в пределах перечня, установленного п. 2 ст. 346.26 НК РФ, с 01.01.2006 переданы от субъектов РФ к муниципальным образованиям. Соответствующие представительные органы, кроме того, вправе ввести ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности по оказанию бытовых услуг, самостоятельно определив перечень групп таких услуг, их подгрупп, видов и (или) перечень отдельных бытовых услуг, подлежащих переводу на уплату единого налога. При этом полномочия местных законодателей ограничены перечнем платных услуг, оказываемых физическим лицам, содержащимся в Общероссийском классификаторе услуг населению.

Корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий особенности ведения предпринимательской деятельности в различных населенных пунктах и кадастровую стоимость земли, исключается из расчета ЕНВД, его место занимает коэффициент-дефлятор, ежегодно устанавливаемый Правительством РФ (коэффициент К1).

Одним из самых важных моментов, касающихся применения ЕНВД, введенных Федеральным законом от 21.07.2005 № 101-ФЗ, является уточнение понятия «розничная торговля» для целей гл. 26.3 НК РФ. С 2006 г. предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт), осуществляется на основе договоров розничной купли-продажи. Таким образом, определение приводится в соответствие с гражданским законодательством. Главное — это суть отношений между продавцом и покупателем, а не форма расчетов (наличная или безналичная).

Следует отметить, что внесены изменения в п. 2 ст. 346.32 НК РФ, согласно которым сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством РФ при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50 % [5].

Развитие рыночных отношений легализовало некоторые виды деятельности, среди которых немалое место занимает игорный бизнес. В настоящее время он является бурно развивающейся отраслью в инфраструктуре отдыха и развлечений. Все это относится и к развитию данного бизнеса на Кубани. Учитывая это, налоговыми органами на постоянной основе проводятся контрольные мероприятия в целях выявления налогооблагаемой базы.

Так, количество налогоплательщиков игорного бизнеса имеет тенденцию роста. Например, если по состоянию на 01.07.2005 в крае на налоговом учете состояло 618 налогоплательщиков, получающих доходы от игорного бизнеса, то на 1 октября их количество возросло на 4 % (644 единицы).

Количество зарегистрированных объектов игорного бизнеса также постоянно растет. Если по состоянию на 01.01.2004 на учете в налоговых органах края было 5 309 объектов игорного бизнеса, то на 01.01.2005 их количество уже составило 9 443, а на 01.10.2005 - 11 688. Причем 99,2 % из общего количества зарегистрированных объектов игорного бизнеса составляют игровые автоматы.

Общая сумма уплаченного налога на игорный бизнес составила 727 млн руб. Кроме того, по результатам контрольных проверок выявлены резервы для увеличения поступлений в бюджет более чем на 15 %. Налоговыми органами проведено 3 409 осмотров помещений, используемых для игрового бизнеса, 5 906 налоговых проверок. Практически в каждой девятой организации установлены факты нарушения налогового законодательства.

По результатам проведенных контрольных мероприятий дополнительно предъявлены требования к взысканию более 112 млн руб., из которых взысканы 44 млн руб. (39 %). Сумма предъявленных штрафных санкций в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях составила 386,9 тыс. руб., в бюджет поступила 41 тыс. руб.

Наиболее результативными проверками этой категории налогоплательщиков являются проверки, проведенные в г. Сочи, где дополнительно предъяв-

лено санкций более чем на 45 млн руб., или более 40 % всех предъявленных санкций в крае, в г. Новороссийске — более чем на 10 млн руб. (9 % от общей суммы дополнительно начисленных платежей), в г. Крымске — более 9 млн руб., что составляет 11 % всех дополнительно начисленных платежей [6].

Новый федеральный законопроект об игорном бизнесе, претендующий стать отраслевым, рассматривает правительство России. Игорный бизнес в стране регулируется двумя основными документами: постановлением Правительства РФ от 15.07.2002 № 525 «О лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений» и Налоговым кодексом РФ. Не хватает только федерального закона.

На сегодняшний день лицензирующий орган в России отсутствует. Однако за два года работы Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму выдало около шести тысяч лицензий. Теперь они перепродаются или сдаются в аренду.

Кубанские парламентарии тоже внесли свою лепту в разработку проекта закона «О требованиях к деятельности субъектов игорного бизнеса на территории Краснодарского края». В соответствии с ним владельцы клубов, казино будут обязаны соблюдать дополнительные условия по размещению игорных заведений, соответствию их санитарно-гигиеническим нормам. Так, игровые автоматы и клубы теперь запрещается размещать в радиусе 200 м от детских, медицинских, культурных, образовательных учреждений, санаториев, домов отдыха, магазинов, вокзалов.

В Налоговом кодексе РФ определено, что игровой автомат (в том числе и игровые автоматы типа «Столбик», «Американская рулетка» и другие) — это специальное оборудование для проведения азартных игр без участия их организатора.

В то же время игровые автоматы могут иметь несколько игровых мест, что по своей сущности может создать такую обстановку, при которой игровая ситуация одного игрока не зависит от игровых ситуаций других игроков, каждое игровое место полностью автономно в реализации случайного результата игры после сделанной ставки.

При расчете налога на игорный бизнес для игровых автоматов используется количество автоматических машин, рассматриваемых как неделимый объект. При этом количество игроков, играющих одновременно на одной машине, не принимается во внимание, и применяется только одна ставка налога. В то же время в Налоговом кодексе РФ предусмотрен порядок исчисления налога для игровых столов, имеющих несколько игровых полей.

ВСЕ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

37

При этом налог рассчитывается с каждого поля в отдельности по той ставке, которая предусмотрена для объекта «игровой стол». Для автоматов же этого специального порядка расчета не введено, что допускает возможность уплачивать налог только за машину как единицу игрового автомата. Фактически же налог на игорный бизнес за игровые автоматы с несколькими игровыми местами взимается за каждое игровое место [7].

Положительный момент нового законопроекта состоит еще и в том, что он не потребует дополнительных финансовых затрат из средств федерального бюджета и будет способствовать увеличению поступлений в бюджеты субъектов РФ.

До 01.01.2004 налог на игорный бизнес имел статус федерального налога, с 01.01.2004 налог на игорный бизнес отнесен к региональным налогам. Статус регионального налога означает обязательность его уплаты на территории того субъекта, где принят в соответствии с НК РФ закон субъекта РФ о введении налога на игорный бизнес в действие. На территории Краснодарского края налог на игорный бизнес введен Законом Краснодарского края от 20.10.2003 № 611-КЗ с учетом внесенных уточнений и изменений.

В настоящее время налоговыми органами Краснодарского края организована практика проведения совместных с правоохранительными органами проверок, направленных на выявление незаконной деятельности в сфере игорного бизнеса.

В результате этих мероприятий только в октябре — ноябре 2005 г. проведено 529 осмотров помещений, проверено 5 760 объектов налогообложения, что составляет 49,3 % от общего числа объектов, поставленных на учет в налоговых органах края. Выявлено 424 не зарегистрированных в налоговых органах объекта налогообложения, из указанного количества поставлено на учет только 112 объектов, или 26,4 %.

Оценка текущего состояния налогообложения малого бизнеса на основе обобщающей оценки существующих налоговых режимов позволила определить основные направления законодательного регулирования.

В целях повышения эффективности администрирования налога на игорный бизнес,

упорядочения процессов регистрации объектов налогообложения необходимо утвердить регламент администрирования налога на игорный бизнес в налоговых органах Краснодарского края.

Таким образом, налоговое регулирование в сфере малого бизнеса находится под пристальным вниманием законодателя, выступает важнейшим средством проведения социально-экономической политики государства.

Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике необходимую гибкость. Малые компании способны оперативно реагировать на изменение потребительского спроса и за счет этого обеспечить необходимое равновесие на потребительском рынке. Малый бизнес вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды, что для нашей высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение.

Литература

1. Морозова Т. В. Малые предприятия: налогообложение, учет и отчетность // Российский налоговый вестник. - 2004. - № 8. - С. 16-18.

2. Алле М. Условия эффективности в экономике / Пер. с франц. Л. Б. Азимова, А. В. Белянина, И. А. Егорова, Н. М. Калмыковой. М.: Наука для общества, 2001.

3. Экономика налоговой политики/ Пер. с англ. Майкла П. Девере. М.: Филинъ, 2001.

4. Бьюкенен Дж., Таллок Г. Расчет согласия. В кн.: Бьюкенен Дж. Соч. / Пер. с англ. Т. 1. М.: Таурус-Альфа, 2003.

5. Официальный сайт Департамента экономического развития, инвестиций и внешних связей Краснодарского края Ь1р://есопоту. киЬа^оу ru/fer/foreign

6. Филимонов А. В. Бюджетно-налоговый потенциал Краснодарского края // Аналитический сборник департамента экономического развития и внешнеэкономических связей Краснодарского края. - 2004. - № 8. - С. 38 - 47.

7. Костылева В. А. О налогообложении игорного бизнеса // Кубань-бизнес. - 2005. - № 42. -С. 5.

❖ ❖ ❖

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.